Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении раненных и во...полностью>>
'Документ'
Оплата проезда, проживания, суточных расходов – за счет командирующей стороны. Размещение участников олимпиады планируется в гостиницах города Хабаро...полностью>>
'Доклад'
В настоящем докладе предлагаем рассмотреть оценку деятельности организации с иных позиций, чем это принято в рамках экономического анализа, оперирующ...полностью>>
'Документ'
Сейчас, когда в большинство человеческих тел происходит массовая миграция животных душ, сложно говорить о каком-либо развитии в целом. Не так много л...полностью>>

Боги нового тысячелетия (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

БОГ ИЛИ БОГИ?

Что же в действительности скрывается за обликом Элоги-ма? И к кому он обращается, когда говорит: "Сотворим людей по нашему образу и подобию"? Присутствовали ли при акте со­творения еще и другие боги? И кто были эти другие "боги", которым израильтянам было запрещено поклоняться?

За последние сто лет в бывшей Месопотамии" (в современ­ном Израиле) были раскопаны тысячи глиняных табличек, воз­расте которых около б тысяч лет. В этих табличках содержится огромная информация о древних цивилизациях, представители которых верили во множество самых разнообразных богов. В ре­зультате археологических и лингвистических исследований было установлено, что концепция Элогима восходит к вавилонскому эпическому источнику, именуемому "Энума Элиш". Это эпи­ческое повествование рассказывает о сотворении неба и земли вавилонским богом по имени Мардук. Сходство между Книгой Бытия и текстом "Энума Элиш" поразительно — только в пер­вой сотворение неба и земли приписывается Богу, а во втором буквально то же самое совершает Мардук. Таким образом, и в том и в другом случае предпринимается попытка восславить свер­шения всемогущего божества. И оба текста как будто сопернича­ют друг с другом в этом. И не подлежит сомнению, что евреи, будучи в плену в Вавилоне, познакомились с текстом "Энума Элиш", который был самым священным ритуальным текстом в Вавилоне на протяжении более тысячи лет, и испытали на себе его влияние.

И нас нисколько не должно удивлять, что в библейском рассказе о сотворении человечества также просматриваются параллели с древними текстами. В одном из месопотамских ис­точников приводятся распоряжения, которые, дает бог, совер­шающий акт творения:

"Смешайте сердцевину с глиной,

Взятой из Основания Земли,

Как раз над Абзу —

И слепите ее в форме стержня.

Я найду хороших, знающих молодых богов,

Которые приготовят глину нужном качества"12.

Что же такое эта "глина", из которой был сотворен чело­век? В Библии тоже говорится, что человек был создан из "пыли (праха) земной"13. С научной точки зрения это возмутительное заявление, но действительно ли тот материал, из которого мы были созданы, была "пыль" или "глина"? Один известный уче­ный указал, что примененное в Книге Бытия древнееврейское слово "tit" перешло из самого древнего шумерского языка. На шумерском TI.IT означает "то, что обладает жизнью". Так, мо­жет быть, Адам был создан из уже живой материи?

Что же произошло после сотворения первого человека, Ада­ма? В Библии говорится, что Бог создал сначала "мужчину", а затем "мужчину и женщину" и что при этом была осуществлена операция:

"Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и, пока тот спал, вынул у него одно ребро, а потом срастил кожу человека в том месте, откуда вынул ребро. Господь Бог взял ребро, вынутое у человека, и создал из него женщину..."14

Но действительно ли речь идет о ребре? В шумерском языке слово TI может означать как "ребро", так и "жизнь". Итак, мож­но представить себе, что у Адама была взята его жизненная суб­станция, чтобы создать первую женщину. В наши времена мы посчитали бы, что это ДНК из клетки человеческого организма.

В одном древнем источнике, известном по имени его глав­ного героя — Атрахасис, сотворению человека посвящена сот­ня строф и приводится значительно больше подробностей, чем в Книге Бытия. Здесь мы видим уже не одного Бога, а многих богов, выполняющих различные функции. По тексту этого ис­точника один из богов, по имени Энки, отдает приказы, а ему помогает богиня по имени Нинти, что на шумерском языке оз­начает "Владычица ребра" или "Владычица жизни":

Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;

Семь из лих она положила справа,

Семь отложила слева,

Между ними положила форму.

...Волосы она...

...Нож для отрезания пуповины...

Мудрая и ученая

Богиня приняля дважды семь родов,

Семь родилось мужского рода,

Семь — женского рода.

Богиня Рождения вызвала

Порыв дыхания жизни.

Они создавались парами,

Они создавались парами в ее присутствии.

Эти создания были людьми,

Созданными Богиней-Матерью.

Лишь теперь, в конце XX века, мы можем признать воз­можность того, что описанные здесь, в древних источниках, про­цессы создания людей — мужчин и женщин — были осуществ­лены путем научного процесса клонирования (см. главу 2).

Эти новые существа называются в шумерских текстах LU. LU, что в буквальном переводе означает "смешанные". Приведен­ные выше слова о взятой с земли глине, которую "молодые зна­ющие боги" доводят до нужной кондиции, может означать, что человек был создан как гибрид из бога и примитивного челове­кообразного.

Но зачем был создан человек? В Библии упоминается толь­ко, что до сотворения человека некому было обрабатывать зем­лю.13 Но в "Атрахасисе" даны более обстоятельные объяснения:

"Когда боги, как люди, работали и тяжело трудились, труд бо­гов был изнурительным, работа была тяжела, они выбивались из сил".

В "Атрахасисе" описывается, как боги взбунтовались про­тив своего лидера Энлиля. Тогда вызвали с небес отца богов Ану, чтобы он принял участие в совете богов. И тогда бог Энки (известный также под именем Эа) предложил такое решение:

"Пока здесь присутствует Богиня Рождения, Пусть она сотворит простого рабочего. Пусть он пашет землю, пусть он снимет бремя труда с богов!"

В древней версии о Потопе также содержится больше под­робностей, чем в Библии, и тоже представлена картина много­божия. Одним из таких источников является "Поэма о Гильга-меше". Главного героя этого сказания о Потопе зовут Ут-на-пишти, а не Ной, но по существу их истории совпадают. Един­ственное отличие в том, что один из богов — Энлиль — хочет гибели человека, тогда как другой — Энки — старается его спа­сти. Ученые, исследовавшие эти древние тексты, не расходятся во мнениях о роли этих богов, но трудно отыскать хотя бы одну-единственную публикацию, в которой прямо или косвенно эти повествования не именовались бы мифами.

Не страдает ли кто-либо из нас предвзятостью, если мы называем рассказ, написанный на глиняной табличке 5 тысяч лет назад, мифом, а то, что изложено в Книге Бытия 2500 лет назад, считаем реальными фактами? В конце концов, основной сюжет и главные события одни и те же. Различия носят чисто теологический характер: в древних рукописях говорится, что че­ловек был создан "по образу и подобию" не одного Бога, а мно­гих богов.

Какие обстоятельства заставляли разумных и цивилизован­ных людей в древности верить во многих богов? Какое зерно истины могло быть в этих библейских и месопотамских мифах? Принятая нами в XX веке система представлений делает для нас затруднительным даже задаваться этим вопросом и тем более — отвечать на него.

ПРЕДУБЕЖДЕННОСТЬ МОНОТЕИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Почему нам так трудно принять концепцию многобожия? Суть дела состоит в формах нашего восприятия и в нашей тер­минологии — наследии двух тысяч лет монотеизма. Движение к верованию в единого Бога не только исказило изначальный смысл Ветхого Завета, но, что еще более важно, оно затуманило наше мышление.

То же относится и к исламу — еще более жесткой религии. У Бога мусульман есть собственное имя — Аллах; это не просто абстрактное понятие Бога, как в религии западного мира. Свя­щенная книга мусульман Коран является будто бы Словом Бо-жиим, которое архангел Гавриил поведал пророку Мухаммеду. Однако начало истории ислама было далеко не спокойным. К нашему удивлению выяснилось, что не только на Западе религиозному монотеизму пришлось вести жестокую битву за гос­подство.

Карен Армстройг пишет об этом:

"В первые три года своей миссии Мухаммед никак не под­черкивал монотеистическую сущность своего учения, и люди, вероятно, полагали, что могут по-прежнему, наряду с Высшим Богом-Аллахом, поклоняться традиционным божествам Аравий­ского полуострова, как это было всегда. Но когда Мухаммед осу­дил эти древние верования как идолопоклонство, он сразу же потерял большую часть своих последователей, и ислам превра­тился в презираемую и гонимую религию меньшинства".

Все мы, жители западных стран, с детских лет ориентиро­ваны на веру в единого Бога. Представление о едином Всемогу­щем Боге заложено в нас уроками Библии в школе, а у многих также — воскресными службами и молитвами дома и в церкви. Разум ребенка — пытливый и жаждущий знаний и радостей — чрезвычайно впечатлителен. Социологи полагают, что большую часть культурных навыков и представлений о моральных ценно­стях человек приобретает в возрасте до 10 лет. А в этом возрасте детей не поощряют подвергать сомнению то, что им говорят взрослые.

Лет с 15 мы начинаем приобретать научные познания, ко­торые подчас расходятся с нашим религиозным воспитанием. К сожалению, мало кто пытается осмыслить это противоречие. И действительно, кто может выкроить свободное время для фило­софствования, когда все обременены работой, семейными за­ботами и рутиной обыденной жизни? Поэтому вопросы о Боге неизбежно отодвигаются на задний план. Таким образом, боль­шая часть людей во взрослом возрасте твердо убеждена, что Иисус — сын единого Бога, и чаще всего имеет весьма туман­ное представление о Боге Ветхого Завета. Итак, постулат о еди­ном Боге у нас принимается безоговорочно и укореняется в со­знании поколений — в отличие от других стран, где религия, например индуизм, продолжает признавать множество различ­ных богов.

Учитывая такой идеологический фон, неудивительно, что наши представления заставляют нас противиться мысли о том, что человек был создан многими богами. Такое предположение представляется нам чуждым и бессмысленным. Но в действи­тельности это вопрос терминологии. В наших словарях имеется два главных определения "Бога". Первое — это Высший Вечный Бессмертный Бог, которого мы все при некоторых небольших различиях в общем и целом воспринимаем одинаковым образом.

И второе значение, когда слово "бог" пишется с маленькой бук­вы, — "сверхъестественное существо", либо изображение его, или его идол. Само слово "сверхъестественное" наводит на мысль о чем-то ненаучном и нереальном. Когда мы пытаемся предста­вить себе, что 'йоги" присутствовали при процессе Сотворения или при Потопе, наш интеллект автоматически отбрасывает эту идею.

Чтобы преодолеть этот терминологический барьер, давайте рассмотрим вкратце один современный миф о богах — порази­тельную, но абсолютно достоверную историю о "культе само­летных грузов".

В 1930-е годы американские и австралийские самолеты вре­мя от времени пролетали над отдаленными районами Новой Гвинеи. Они сбрасывали груз в джунглях для наступающих войск. Летчики из экипажей встречались с местными туземцами, ди­карями, которые были обычно полностью изолированы от внеш­него мира. Летчики часто дарили туземцам кое-что из привезен­ного груза — жевательную резинку, кока-колу и другие образ­цы предметов современной цивилизации. Такая щедрость про­извела на туземцев неизгладимое впечатление — они считали, что "большие птицы" будут и впредь привозить им "груз" (про­мышленные товары). Когда "пришельцы" улетели, туземцы, пытаясь заманить их обратно, строили грубое подобие взлетных дорожек. Это просто уму непостижимо, но они умудрялись стро­ить даже своеобразные модели радиопередатчиков из бамбука и деревянные макеты самолетов.

Эти туземцы с Новой Гвинеи рассказывали легенды о своих "богах", которые спустились с неба и одарили их подарками, а затем снова улетели. Таким образом, сложилась вера, наподобие религиозной веры, и в конце концов разные "боги" слились в единое божество, именуемое "Джон Из". По-видимому, имя бога образовалось из имен "пришельцев", которые обычно представ­лялись туземцам как "Джон из Бостона", "Джон из Нью-Йор­ка" и т.д. Хотя сейчас у туземцев Новой Гвинеи существуют постоянные контакты с западной культурой, многие из них и до сих пор верят в своего бога "Джон Из". Другие же поняли связь, существующую между их культом самолетов и настоящей авиа­цией внешнего мира, поняли, что их "бог" или "боги" — это просто люди.

Какие выводы мы можем сделать из этой поразительной, хотя и абсолютно подлинной истории культа самолетов? По-видимому, то, что идолы, мифы и легенды могут являться отра­жением совершенно реальных событий и что менее развитые народы могут принимать за богов людей из плоти и крови. Древ­нееврейское слово "Элогим", которым обозначается единый глав­ный Бог, происходит от аккадского слова ILU, что означает "Все­вышний". Терминологический барьер часто мешает понять то, что, возможно, пытались нам сказать древние люди.

Отныне и впредь каждый раз, когда я буду говорить о "бо­гах", под этим следует понимать таких же, как и мы, людей из плоти и крови, просто владеющих более передовой технологией. В конце концов, если мы когда-нибудь отправим астронавтов на другую планету с отсталой культурой, разве не станут абориге­ны поклоняться нам как "богам"?

ДРЕВНИЕ МИФЫ

Здесь уместно будет сделать краткое отступление и рассмот­реть некоторые древние мифы о богах. Многие из нас знакомы с мифами о греческих и римских богах, но все эти мифы проис­ходят от более ранних и более обстоятельных версий, возник­ших в Древнем Египте и Месопотамии. О месопотамских мифах мы будем более подробно говорить позже, а сейчас обратимся к Египту.

Можно сказать, что египетские фараоны были буквально одержимы верой в загробную жизнь. Эту веру внушали их боги — такие как Ра и Гор, которых они всерьез считали бессмертными. Сегодня нам это представляется удивительным, но таково было их твердое убеждение, и мы должны относиться к этому с ува­жением. Разумеется, египтяне не могли жить так долго, чтобы лично убедиться, действительно ли" боги бессмертны, так что мы вполне можем именовать это мифом. Может быть, в этом есть зерно истины, а может быть, и нет.

Египетские цари — фараоны верили в сказание о путеше­ствии в так называемый Дуат. Туда нужно было ехать по воде и между двумя горами до места, которое они называли "Лестни­цей к Небу". Считалось, что, когда они достигали неба, они могли стать бессмертными, как их боги. Но что же, спрашивает­ся, могло внушить фараонам подобные идеи?

Большую часть сведений о культе загробной жизни в Древ­нем Египте мы черпаем из иероглифических надписей 16 и пик­тограмм, и в особенности из так называемых "Текстов пира­мид"'7. На одном из самых известных изображений — "Ани Па­пирус" ("Книга Смерти") показано, как тело покойного фара­она готовят к отправке на аппарате, с виду похожем на ракету.

В "Текстах пирамид" описывается ряд подземных залов в месте, называемом Дуат, — фараон проходит их один за дру­гим, прежде чем подняться на небо. В одном из этих подземных залов он слышит "страшный грохот, подобный тому, который слышится в небесах, когда поднимается буря". Далее он прохо­дит в двери, которые открываются сами собой, в кабинках си­дят боги и "жужжат, как пчелы". Иногда фараону встречаются на пути боги с закрытыми лицами, но в одном-единственном случае он видит лицо богини. Затем фараон видит богов, обя­занность которых — разжигать "пламя и огонь" на "небесном корабле Ра, путешествующем миллионы лет", и других богов, которые "прокладывают пути движения звезд".

Потом фараон приходит к последнему этапу своего путеше­ствия. Здесь ему нужно сбросить свои одежды и облачиться в священное одеяние. Жрецы совершают таинственную церемо­нию "открывания уст". Далее в тексте описывается длинный тун­нель с "просветом в конце" и пещера, "где дует ветер". Наконец фараон попадает в место, которое называется "Гора вознесения Ра", где он видит предмет, именующийся "Подъемником на небеса". Он входит в "корабль" в 770 локтей (около 1000 футов) в длину и садится. После различных дальнейших, по-видимому, чисто технических операций "зев" горы раскрывается и "корабль" взлетает:

Дверь в Небеса открыта! Земные врата открылись! Небесные окна распахнулись! Лестница к Небу открыта. Ступени света показались... Двойные двери в Небеса открылись в часы Востока, на рассвете.

Небеса грохочут; Земля дрожит;

Земля сотрясается;

Два хора богов восклицают;

Почва разверзается...

Когда царь возносится на Небо,

Когда он проносится по небосводу к Небесам.

Может ли это описание путешествия фараона быть плодом воображения? В нем имеются штрихи, которые только сейчас, в XX веке, приобретают смысл. Нам нетрудно представить себе современный центр управления НАСА с множеством компью­теров и контрольными видеосистемами. Остальные детали гово­рят сами за себя. Когда мы читаем подобные тексты на стенах пирамид, насчитывающих четыре тысячи лет, то это, разумеет­ся, разрушает все наши сложившиеся представления. Мы могли бы просто не принимать их всерьез, если бы это был единичный случай. Но это не так. Рассмотрим другой рассказ, принадлежа­щий другой культурной традиции, о событии, произошедшем неподалеку — на востоке Египта.

"На утро третьего дня на гору опустилось густое облако, гремел гром, сверкала молния и раздавался оглушительный звук трубы... Гора Синай была скрыта в дыму... ибо Господь сошел на гору в огне"18.

Слава Господняя сошла на гору Синай, и облако шесть дней скрывало гору... И явилась Слава Господняя, подобно огню, пы­лающему на вершине горы19.

Неужели все это — плод разыгравшегося воображения? Пос­ле одной из своих встреч с Господом на горе Синай Моисей

возвращается к израильтянам с "сияющим лицом" и это пугает их20. Как же это произошло? Ответ на этот вопрос мы находим в Исходе (33: 21-23).

"И тогда Господь сказал: "Вот тут, неподалеку от Меня, есть скала, и Моя Слава пройдет мимо этого места. Я сделаю большую расселину в скале и накрою тебя рукою Своей, пока не пройду, а затем уберу руку, и ты увидишь Мою спину, лица же Моего не увидишь".

Этот рассказ дополняется прямыми указаниями Яхве Мои­сею, предостерегающими об опасности, которая грозит каждо­му, кто взойдет на гору.21

Имеется в Исходе еще один весьма интересный пассаж, который мы не можем обойти, — речь идет о Ковчеге Завета.

" Господь говорит Моисею:

"Пусть люди построят для Меня святилище, и тогда Я смо­гу жить среди них. Я покажу тебе, как должен выглядеть священ­ный шатер и все в нем. Построй все в точности так, как Я пока­зываю тебе."22

Затем следуют ясные и конкретные распоряжения. На крыш­ке Ковчега должны быть помещены по .обе ее стороны два херу­вима, сделанные из чеканного золота, с крыльями, распростер­тыми навстречу друг к другу:

"Я буду говорить между двумя херувимами на крышке Ков­чега соглашения.

И там мы встретимся, и Я дам израильскому народу Мои заповеди23.

Почему было так необходимо "встретиться" именно в этом указанном месте и именно таким образом? Господь объясняет, что он не может лично сопровождать израильтян в Землю Обе­тованную24 — вместо этого он будет пользоваться Ковчегом для передачи своих приказов. Ну, разумеется, это же техника XX века — что-то тут не так! Но далее мы читаем, что Ковчег дол­жны обслуживать жрецы в "священных одеждах" и с "защит­ным занавесом"25 и что, если это предписание не будет выпол­нено, возможны фатальные последствия. Что же это — простая случайность, что Ковчег должен быть покрыт золотом внутри и снаружи, представляя таким образом две электропроводящих поверхности с деревом в качестве изолятора между ними? И неужто это простое совпадение, что Ковчег нужно было нести на деревянных шестах, чтобы изолировать тех, кто его нес?

Когда обнаруживаешь подобные вещи в Книге Исхода, на­писанной 2500 лет назад, и повествующей о событиях, происходивших еще на тысячу лет раньше, это поистине поражает воображение26. Как можно игнорировать совершенно определен­ные упоминания о летательных аппаратах и о радиации на горе Синай, коль скоро там же встречаются не менее поразительные описания сложных средств связи, действующих при помощи мощных Электрических систем? Невозможно представить, что­бы приводимые здесь подробные технические описания просто пригрезились израильтянам.

В этом разделе я проиллюстрировал свою точку зрения лишь двумя примерами — из Библии и "Текстов египетских пира­мид". Но можно было бы привести множество других подобных легенд из культурного наследия других народов". Похоже, что все эти мифы и легенды о древних богах имеют общую основу. Какое же зерно истины может скрываться в них?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Боги нового тысячелетия (1)

    Документ
    200 тысяч лет назад человекообразное существо, известное под именем Homo erectus (Человек прямостоящий), внезапно превратилось в Homo sapiens (Человека разумного).
  2. Боги были астронавтами!

    Документ
    Произошло это приблизительно 55 лет назад в начальной школе города Шаффхаузен в Швейцарии. Мне как раз исполнилось десять лет, и из уст нашего учителя богословия я услышал, что на Небесах имела место битва.
  3. Алан Элфорд когда боги спустились с небес

    Документ
    Пусть ты нищ [духом или знанием], не говори: «Я беден, поэтому не ищу вашего знания». Вместо этого обратись ко всем наукам. Очисти своё сердце всей Мудростью И, умножив свои знания и ум, Приступи к изучению Тайны Сущего.
  4. Международной научно-практической конференции мировоззрение нового тысячелетия, трезвость, культура, здоровый образ жизни народа

    Документ
    Принцип разделения труда породил расщепление человеческого мышления в сравнении с целостным мышлением наших предков, где мировоззрение базировалось на культе Богини-матери прародительнице всего сущего, и власть понималась как ответственная
  5. Новая Парадигма Мировоззрения нпм (В процессе разработки. Версия от 2012. 03. 05) тело Меч разум Луч душа Вечность истина Любовь бог Целостность Краткое изложение

    Изложение
    Задача у нас будет простая: адекватно отражать единственный реальный мир в объеме, необходимом для того, чтобы родная цивилизация существовала и развивалась гармонично и вечно, §3.

Другие похожие документы..