Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
активно в рамках различных школ и направлений психологической помощи. Для этого есть вполне понятные практические и экономические основания. Длительно...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре традиционной медицины и гомеопатии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Са...полностью>>
'Урок'
Формула Ньютона-Лейбница Урок ознакомления с новым материалом 1 сентября Свойства определённого интеграла Комбинированный урок 17 сентября Вычисление...полностью>>
'Документ'
работа/Зачет 9 9 Экономика 500 Тест/Экзамен 10 10 Экономика (курсовая работа) 1500 Курсовая работа Стоимость всех предметов семестра 19800 1 курс семе...полностью>>

А. С. Пушкин (1799-1837) (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава X

ОСАДА ГОРОДА

Подъехав к Оренбургу, они увидели, что город тщательно укрепляют. Гринев сразу попал к генералу и рассказал о печальной участи коменданта и его семьи. Петр Андреевич просит войск освободить жителей Белогорской крепости, но генерал отвечает отказом. Позже начался военный совет, на котором Гринев подробно рассказал о Пугачеве и его шайке. Молодой человек повторно просит войск отбить Белогорскую крепость, но все против. В укреп” ленном городе оставаться было безопаснее под охраной стен и артиллерии. Пугачев сдержал слово и подступил к Оренбургу. Осада была долгой и мучительной для жителей. Однажды под стенами города Гринев встретил урядника Белогорской крепости, передавшего письмо от Марьи Ивановны. Она сообщает, что Швабрин забрал ее к себе, держит под арестом, вынуждая выйти за него замуж. Он согласился ждать еще три дня, а потом “никакой пощады не будет”. Маша молила Гринева о помощи. Прочитав письмо, он чуть не сошел с ума и опять просил генерала дать ему роту солдат, чтобы спасти бедную сироту. И на этот раз генерал отказал. Гринев решился на отчаянный шаг.

Глава XI

МЯТЕЖНАЯ СЛОБОДА

Гринев попросил у Савельича половину своих денег с тем, чтобы поехать в Белогорскую крепость спасать Марью Ивановну. Савельич отговаривал его от опасного шага, а не сумев это сделать, собрался ехать с ним. Дорога шла мимо Бердской слободы — стоянки пугачевцев. По пути его схватили и повели к “государю”, Пугачев его узнал. Гринев рассказывает, что едет в Белогорскую крепость спасать сироту, которую обижает Швабрин, принуждая девушку выйти за него замуж. Пугачев обещает проучить Швабрина. Соратники же его советуют убить обоих: Швабрина и Гринева. Петр Апдре-евич переменил разговор, поблагодарив Пугачева за тулуп и лошадь, без которых ему бы не добраться до Оренбурга. Пугачев ответил, что долг платежом красен. Потом спросил, кем приходится Гриневу эта девушка? И Петр сознался, что невестой. Пугачев пообещал женить Гринева на Маше, а пока пригласил на ужин, говоря, что утро вечера мудренее. Всю ночь Гринев не сомкнул глаз, думая о бедной сироте. Утром его позвали к Пугачеву, и они направились в Белогорскую крепость. Савельич поехал с ними.

По дороге Пугачев спросил, о чем задумался Гринев? Молодой человек ответил: “Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя”. Пугачев расхвастался, что он побеждает во всех сражениях, “то ли еще будет, как пойду на Москву”. А потом с горечью признался: “...Воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”. Гринев советует ему сдаться на волю государыни, а Пугачев в ответ рассказывает старинную калмыцкую сказку: “Однажды Орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года?” Ворон ответил, что “ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной”. Орел решил попробовать питаться тем же. Полетели они вместе и завидели палую лошадь. “Ворон стал клевать да похваливать”. А орел “клюнул раз, клюнул другой... и сказал: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?” Гринев ответил, что жить убийством — это питаться падалью. Пугачев посмотрел на него с удивлением. Они въехали в Белогорскую крепость.

Глава XII

СИРОТА

Народ узнал колокольчик Пугачева и толпой бежал за кибиткой. У крыльца их встретил Швабрин, одетый по-казацки и отрастивший бороду. Он униженно кланялся Пугачеву, изъявляя свою радость и усердие. Гринев отворотился от изменника. Войдя в дом, Пугачев спросил о Маше. Швабрин ответил, что она больна и находится в светлице. Пугачев идет ее навестить. На лестнице Швабрин говорит, что Пугачев волен делать, что захочет, но Гринева он не пустит в спальню жены. Гринев затрепетал. Пугачев возразил: “...Не умничай и не ломайся: жена ли она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною”. Швабрин предупредил, что у Маши белая горячка, и она в бреду. Пугачев толкнул дверь, она отворилась. “На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба”. Увидя вошедших, она закричала. Пугачев усмехнулся: “Хорош у тебя лазарет!” Потом он спросил Марью Ивановну, за что муж наказал ее. Она отвечала, что Швабрин не муж ей, она лучше умрет, чем сделается его женою. Пугачев рассердился на Швабрина за ложь, Швабрин на коленях вымаливал прощение. Пугачев отпустил Марью Ивановну, она догадалась, что перед ней убийца ее родителей и потеряла сознание. Спустившись вниз, Пугачев предложил Гриневу обвенчаться с Машей, Швабрин закричал, что Марья Ивановна не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова. Пугачев удивлен, почему Гринев раньше не сказал об этом? “Сам ты рассуди, — объяснял Петр Андреевич, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло!” Пугачев согласился. Гринев просит: “Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою не случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души...” “Ин быть по-твоему!” — согласился Пугачев и приказал выдать Гриневу пропуск на все заставы.

Поговорив с попадьей и отцом Герасимом, Гринев объяснил Марье Ивановне, что ей опасно оставаться в крепости, подвластной Пугачеву и Швабрину, нечего думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады. Гринев предложил ехать в имение его родителей. Марья Ивановна, зная нерасположение отца его, вначале отказывается, но Гринев объяснил, что отец почтет за счастье “принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество”. Петр считает Марью Ивановну своей женой. Чудные обстоятельства соединили их неразрывно. Она же повторяет, что не выйдет замуж без родительского благословения. Гринев соглашается. Прощаясь с Пугачевым, Гринев искренне жалеет его. Для всех он был извергом, злодеем, ужасным человеком, но только не для него. Они расстались дружески. Позже Гринев и Марья Ивановна в сопровождении Палашки и Савельича “навек оставили Белогорскую крепость”.

Глава 13. Арест.

По дороге из крепости солдаты арестовывают Гринева, приняв его за пугачевца, отводят к своему начальнику, который оказывается Зуриным. По его совету Гринев решает отправить Машу с Савельичем к своим родителям, а самому продолжать сражаться. «Пугачев был разбит, но не был пойман» и собрал в Сибири новые отряды. Его преследуют, ловят, война заканчивается. Зурин получает приказ арестовать Гринева и отправить его под караулом в Казань в Следственную комиссию по делу Пугачева.

Глава 14. Суд.

По обвинению Швабрина, Гринева подозревают в том, что он служил Пугачеву. Гринева приговаривают к ссылке в Сибирь. Родители Гринева очень привязались к Маше. Не желая злоупотреблять их великодушием, Маша едет в Петербург, останавливается в Царском Селе, в саду встречает императрицу и просит о милости к Гриневу, объясняя, что он попал к Пугачеву из-за нее. На аудиенции императрица обещает устроить судьбу Маши и простить Гринева. Гринева освобождают из-под стражи. «Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головой, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

===================

  1. Перечислите исторические и художественные источники, на которые опирался Пушкин при работе над текстом «Капитанской дочки». Как повлияли эти источники на текст?

_____________________

Пушкин работал над „Историей Пугачева“ как исследователь-историк, просматривал огромный архивный материал и, конечно, не мог не интересоваться теми материалами о „пугачевщине“, которые появлялись в печати в его время. „Я прочел со вниманием всё — писал он, — что было напечатано о Пугачеве, и сверх того, 18 толстых томов... разных рукописей, указов, донесений и проч.“ Кроме того, Пушкин разъезжал по историческим местам „пугачевщины“, собирая рассказы участников или вообще живых свидетелей этого, огромной важности исторического события, считая рассказы очевидцев ценнейшим подтверждением архивных документов.

В 1836 г., разбирая рецензию В. Б. Броневского на „Историю Пугачевского бунта“, Пушкин писал в своем „Современнике“: „Я посетил места, где произошли главные события эпохи мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою“. Например известно также, что Пушкин использовал для „Истории Пугачева“ живой рассказ Крылова о „пугачевщине“.

===================

  1. Объясните смысл эпиграфов и их связь с содержанием каждой главы.

_____________________

Эпиграф — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

Глава 1. В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…»

Эпиграф намечает судьбу главного героя. Кроме того, в нем воплощается мнение, что воинская служба почетна, говоря современным языком, престижна.

Глава 2. Судя по названию главы, эпиграфы относится к Пугачеву и характеризует его как «доброго молодца», которого в «сторону незнакомую» завела «прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая». Хотя есть здесь и противоречие: сторона-то Пугачеву знакома, а завела его в эту сторону другая забота

Глава 3. Эпиграф, взятый из Фонвизина, подчеркивает устаревшие, устоявшиеся, патриархальные взгляды капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны.

Глава 4. Эпиграф из Княжнина с легким оттенком юмора сводит на нет всю драматичность предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным. Пушкин будто подсмеивается над юношеской несдержанностью своего героя. В эпиграфе употребляется профессиональные термины дуэлянтов «позитура», «фигура».

Глава 5. К главам, в которых развертывается тема Марьи Ивановны, даны эпиграфы из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Таким образом, Пушкин показывает свою симпатию к главной героине, подчеркивает, что её характер близок к народному идеалу.

Отрывки из народной песни проникнуты настроением грусти, сожаления, разочарования. И это совпадает с тем, что творится в душе главного героя: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее… Дух мой упал».

Глава 6. С этой главы начинается повествование об исторических событиях, потрясших Россию. И эпиграф к этой главе – своеобразное обращение к читателям, призыв к серьезному восприятию того, о чем будет рассказано далее.

Глава 7. Эпиграф, кратко характеризуя основное содержание главы, вместе с тем уточняет отношение рассказчика к некоторым действующим лицам. Гринев привязался к семейству Мироновых, хотя и видел их ограниченность. Эпиграф поясняет, что капитан Миронов симпатичен бескорыстием, скромностью, честностью. Эпиграф перекликается с концовкой главы. Василиса Егоровна кричит: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от бедного каторжника». Эпиграф и концовка главы составляют кольцевую композицию, этому способствует повтор слова «головушка». Эпиграф взят из народной песни и слова Василисы Егоровны похожи на народный плач, причитание по покойнику. И, конечно, совпадает трагическая тональность эпиграфа и заключительных строк главы.

Глава 8. Пословица передает тревожное настроение Петра Гринева, оказавшегося в рискованной ситуации. Дважды повторяя словосочетание «незваный гость», Пушкин подчеркивает разрушительный характер, драматизм русского бунта.

Глава 9. Стихи Хераскова наполнены нежностью, лиризмом. В них будто отражается характер Марьи Ивановны, кроткой, мягкой, женственной. Глава носит название «Разлука», и в эпиграфе отражено печальное настроение: трижды повторяется слово «грустно», передающее состояние влюбленных.

Глава 10. Эпиграф выдержан в высоком стиле, заставляет сравнивать Пугачева с орлом. Орел в фольклорной мифологии – символ свободы, гордого и независимого духа, силы и мощи. Херасков употребляет слова высокого стиля «взоры», «град», «стан», «перуны», «в нощи», которые, относясь к произведению Пушкина, подчеркивают величие, значимость фигуры Пугачева. Эпиграф перекликается со сказкой про орла и ворона, рассказанной Пугачевым Гриневу.

Глава 11. Эпиграф относится к Пугачеву, который уподобляется льву. Говорится о природной свирепости льва, о его ласковость объясняется тем, что в «ту пору» он «был сыт».

Глава 12. Эпиграф перекликается с названием главы, с помощью фольклорного параллелизма подчеркивается горькая доля Марьи Ивановны. Уменьшительно - ласкательные слова «яблонька», «княгинюшка», «отросточек» создают ощущение нежности, трогательности, беззащитности девушки. В Марье Ивановне Пушкин выражает женский идеал, главная героиня верная, искренняя, женственная, простая, готовая к самопожертвованию.

Эпиграф в какой-то степени и противоречит содержанию главы, потому что именно в ней «снаряжает» и «благословляет» сироту сам Пугачев. Именно он будет посаженным отцом и устроителем счастья Маши.

Слова из эпиграфа перекликаются со словами главы, характерными для устного народного творчества. «Голубушкой» называет Машу попадья. Пугачев также говорит о Маше «голубушка», «красная девица», «бедная девушка», «красавица».

Глава 13. Литературоведы предполагают, что это авторские слова, стилизованные под Княжнина. Эпиграф связан с главным событием – арестом, которое отразилось в названии. Гринева арестовывают, но он уверен в справедливости суда, своей невиновности: «Совесть моя была чиста; я суда не боялся…»

Глава 4. В главе говорится о последствиях событий, освященных в предыдущих главах. Если до сих пор повествование раскрывало главным образом отношения действующих лиц с точки зрения Гринева, то в конце повести сталкиваются разные точки зрения на самого Гринева (суд, родители Гринева, Марья Ивановна, императрица, потомки Гринева). В итоге ложное мнение о нем рассеивается бесследно. Отсюда и эпиграф «Мирская молва – морская волна».

===================

  1. Приведите наиболее яркие, на Ваш взгляд, текстовые характеристики следующих персонажей (с указанием главы):

  • Петр Гринев;

  • Пугачев;

  • Швабрин;

  • Маша Миронова.

_____________________

Гринев:

«Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

===================

  1. В произвольной форме составьте схему системы персонажей романа (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»). Схема должна содержать:

  • имена всех без исключения персонажей (в том числе и тех, которые лишь упоминаются) в авторском употреблении и написании;

  • фактическую информацию о каждом персонаже, имеющуюся в тексте;

  • полную характеристику отношений между героями в фактическом, идейном и композиционном аспектах.

_____________________

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Охарактеризуйте жанровое своеобразие произведения. Перечислите присутствующие в нем признаки романа (в его разновидностях) и повести.

_____________________

Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни. Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Сюжет повести часто связан со «злобой дня», с тем, что повествователь (и, одновременно, читатель) может наблюдать в окружающей действительности и что воспринимается как злободневная реальность, раскрывающаяся в виде последовательности событий (в этом отличие повести от рассказа или новеллы, в центре которых обычно лежит лишь одно событие).

«Капитанская дочка» имеет черты как романа, так и повести. Хоть в основе и лежит одно важное историческое событие – пугачевский бунт, мы видим и его предысторию, и также множество других событий, связанных с жизнью главного героя. К тому же кроме главного героя есть и еще одна ключевая для произведения фигура – Пугачев. Охватывается довольно большой промежуток времени, начиная с детства героя и заканчивая окончанием его записей.

===================

  1. Охарактеризуйте каждого из упомянутых выше четырех персонажей в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений» (форма свободная; обязательно наличие всех пунктов плана).

_____________________

Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем).

Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом».

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом».

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести.

Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).

Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.

Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает его в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, он пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, он доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.

Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? – частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: "Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!" Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего "она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью". Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьёй, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…"

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: "Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят". После этих слов Пугачёв всё понял: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю". Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности "она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств".

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: "Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!" Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: "они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить". Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям "пустою блажью", они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. "Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти".

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что "вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность". В Царском Селе гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова".

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.

Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.

При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».

И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. С. Пушкин (1799-1837) (2)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  2. А. С. Пушкин (1799-1837) (4)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  3. А. С. Пушкин (1799-1837) (1)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  4. А. С. Пушкин (1799-1837) (5)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  5. Пушкин александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка

    Документ
    В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-21),

Другие похожие документы..