Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Скалигеровская хронология библейских книг, рукописей и их датировка весьма зыбка и недостаточно обоснована. По сути дела она покоится на авторитете х...полностью>>
'Документ'
Новая редакция «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» осуществлена Российской библиотечной ассоциацией в условиях продолжающихся со...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский физико-технический институт (госуд...полностью>>
'Реферат'
Диод Ганна – полупроводниковый диод, состоящий из однородного полупроводника, генерирующий СВЧ колебания при приложении постоянного электрического по...полностью>>

А. С. Пушкин (1799-1837) (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Охарактеризуйте роль пейзажа в романе, описания смены времен года и природных явлений. Какова функция этих художественных деталей?

_____________________

Через описание природных явлений и смену времен года и сравнение с ними Пушкин показывает нам характеры героев и динамику их развития. И третья задача пейзажа в романе– раскрыть характер героев произведения. героиней, образ которой в основном создан с помощью природы, является Татьяна. Пушкин заявляет о схожести Лариной и самого русского времени года, зимы. Именно этот сезон является символом России, русского человека. Но сходство это внешнее(«с ее холодною красою»), ведь у Татьяны горячее, способное на большие и искренние чувства сердце. К тому же, при помощи пейзажей автор настраивает нас, читателей, на нужный лад, придает нужное настроение. Например, в начале седьмой главы мы читаем описание (повтор!) весны, «поры любви». Умиротворенная весна является спасением для наших героев, отдыхом от тяжелой зимы. «Утро года» выводит читателя из настроения грусти, в котором он находится после 6 главы, где погибает Ленский. Одновременно с этим создается ощущение влюбленности, ожидание радости, счастья. Кроме того, с помощью пейзажа автор передает свое отношение к описываемому. Обратим внимание на описание деревни Онегина. Мы знаем мнение Онегина о деревне («в деревне скука та же»), и, наверняка, он не смог бы сказать этих строк:

«Деревня, где скучал Евгений

была прелестный уголок;

…Вдали

Пред ним [домом] пестрели и цвели

луга и нивы золотые…»

===================

  1. В чем своеобразие развития сюжета в романе?

_____________________

Своеобразия развития сюжета в том, что мы знаем предысторию всех событий, и характеры героев постоянно находятся в динамике, в развитии. Сюжет не статичен, он развивается вместе с действующими лицами. К тому же не последнюю роль в уникальности сюжета играет участие автора и лирические отступления.

===================

  1. Что дало Пушкину использование стихотворной формы? Охарактеризуйте своеобразие «онегинской строфы».

_____________________

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырехстопного ямба. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Именно благодаря «онегинской строфе» роман легко читается и воспринимается.

===================

Анализ проблематики

  1. Как Вы понимаете хрестоматийное высказывание В.Г. Белинского о том, что «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»? Аргументируйте свой ответ (1-1,5 стр.).

_____________________

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде("широкий боливар", фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны ), меню престижных ресторанов("бифштекс окровавленный", сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре(балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина).

Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе "Евгения Онегина": "Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи". На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то

есть весь народ. Это позволяет говорить нам о "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении. Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни "о соли светской злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное.

Глазами столичного жителя показана нам Москва - "ярмарка невест". Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва ... Как много в этом звуке для сердца русского слилось". Он гордится Москвой 12-го года: "Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля".

===================

  1. Как, с Вашей точки зрения, решается в романе проблема духовного развития личности? (1-1,5 стр.)

_____________________

Онегин искал свободы на пути обособления от своей среды, чтобы в меньшей мере ощущать давление принудительного распорядка этого вечного праздника жизни.

Первая такая ступень - роль ученого малого. В самом деле: к чему светскому человеку ученость? Ведь это просто блажь или чудачество толковать что-то там такое о Ювенале, блеснуть цитатой из древних авторов и т. п. Что спрашивать с такого чудака, которого новейшая сплетня интересует меньше научных мнений? И Онегину хоть отчасти удалось ослаб напор среды, притворившись подобным чудаком. Что произошло далее: сказалась ли тут инерция этой роли Онегина увлекло чтение книг? Или сам собой пробудился ум и началось духовное развитие Онегина? Во всяком случае, начал мыслить. На развитии Онегина сказалось не только чтение книг, и посещение театра. Трудно поверить, чтобы он с самого нгча ла, зевая, смотрел на сцену; ведь он зевать-то в театре начал, пожалуй, лишь тогда, когда стал воспринимать ежевечернее пребывание в театре как принудительную дань светскому образу жизни.

Пушкин не ставил перед собой задачу на примере Онегина исследовать процесс внутреннего раскрепощения человека и выпрямления его души. Для этого ему понадобились другие образы: поэт-повествователь и Татьяна с надлежащей убедительностью засвидетельствовали в своем лице благотворность общения человека с высоким искусством. В образе же Онегина запечатлелся самый итог этого процесса: человек выделяется из своей среды и начинает противостоять ей - как это произошло не только с ним, но и с Ленским, с Татьяной.

===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносится образ Татьяны

  • с образом России;

  • с архетипом матери;

  • с архетипом идеальной возлюбленной;

  • с представлениями об идеальной женственности?

Какие традиционные черты духовного облика русской женщины воплотились в образе Татьяны?

_____________________

Татьяна – отражение России того времени. Она любит зиму – самое русское время года, длящееся дольше всего по времени. Она немного дика, однако следует моде и другим последним веяниям. Татьяна читает французские романы, что показывает нам проблему офранцуживания России.

Татьяна верная, романтичная, образованная девушка, которая вполне может стать идеальной возлюбленной, о чем и говорит ей Онегин во время своей исповеди, однако в начале своего пути духовного развития она слишком мечтательна для того, чтобы быть матерью.

Она романтична, любила сидеть у окна и встречать рассвет, читать романы, задумчива, но не женственная по представлениям ее времени: не любила смеяться, кокетничать, была молчалива и «дика, печальна, боязлива», и даже в детстве не умела ласкаться к отцу и матери.

===================

  1. Охарактеризуйте идейную роль авторских отступлений в романе.

_____________________

Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры. В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь («Я помню море пред грозою...»), дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений. Комментируя «отповедь», в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз... явил души прямое благородство». Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией («Он был любим... по крайней мере так думал он...»).

Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе. Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так «аи» предпочтительней «бордо».

В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все глядим в Наполеоны...» - замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм - типичная черта поколения.

Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества.

===================

  1. Составьте подробные планы сочинений на темы: «Смена времен года в романе Пушкина ‘’Евгений Онегин’’» и «Изображение жизни столичного и провинциального дворянства в романе Пушкина ’’Евгений Онегин’’». Планы должны отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр. на каждый план).

_____________________

Смена времен года в романе Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Введение.

А) Об истории создания романа.

Б) В каких местах происходит действие романа.

  1. Основная часть.

А) Как автор преподносит нам пейзажи.

Б) Роль пейзажей в отслеживании хронологии произведения.

В) Передача образов персонажей в сравнении с временами года (например, образ Татьяны и зима).

Д) Описания природы автором (лето – «карикатура южных зим» и т.д.)

Г) Роль пейзажей и смены времен года в восприятии читателем произведения.

  1. Заключение.

Вывод: для чего нужна в произведении смена времен года.

Изображение жизни столичного и провинциального дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Введение.

А) История создания романа.

Б) В какое время роман писался, и какие важные события происходили, какие были революционные движения.

В) Уклады жизни.

  1. Основная часть.

А) День светского молодого человека на примере петербургского распорядка дня Евгения Онегина (1 глава).

Б) Описание светского общества Петербурга.

В) Светские приемы Москвы. Сравнение их с петербургскими.

Г) Образ поместного дворянства. Положительные и отрицательные черты проживания не в столице.

Д) Отношение самого автора к дворянам.

  1. Заключение.

В чем же отличия столичного дворянства от провинциального?

===================

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Работа с текстом

  1. Внимательно перечитайте текст поэмы. Кратко (0,5 стр.) и стилистически корректно изложите ее содержание.

_____________________

На берегу Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен. Прошло сто лет, и город действительно воздвигнут. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось. Он ложится и мечтает о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает. Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Весь Петербург оказался под водой. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть». В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва сидит недвижный Евгений, смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне». Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он видит иву, росшую у ворот домика его любимой, но нет самих ворот и дома. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка. Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури.

Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой/Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана. На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводнение занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

===================

  1. Приведите наиболее яркие, с Вашей точки зрения, цитаты, характеризующие следующие образы:

  • Петр I,

  • Евгений,

  • Медный всадник,

  • Петербург.

_____________________

Петр I:

«Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел».

«И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу».

«Кумир».

Евгений:

«Наш герой

Живет в Коломне; где-то служит,

Дичится знатных и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине».

«О чем же думал он? о том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег».

Медный всадник:

«В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне».

«Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?»

Петербург:

«Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво».

«И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова».

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц…».

===================

  1. Приведите по 5 цитат, иллюстрирующих следующие смысловые планы поэмы:

  • исторический;

  • литературный;

  • мифологический.

_____________________

Исторический:

«Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ».

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно».

«В тот грозный год

Покойный царь еще Россией

Со славой правил».

«Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод».

«Он перевозчика зовет —

И перевозчик беззаботный

Его за гривенник охотно

Чрез волны страшные везет».

Литературный:

«По ближним улицам и дальным

В опасный путь средь бурных вод

Его пустились генералы

Спасать и страхом обуялый

И дома тонущий народ».

«Итак, домой пришед, Евгений

Стряхнул шинель, разделся, лег.

Но долго он заснуть не мог

В волненье разных размышлений».

«Народ

Зрит божий гнев и казни ждет».

«Злые дети

Бросали камни вслед ему.

Нередко кучерские плети

Его стегали, потому

Что он не разбирал дороги

Уж никогда».

«Причалит с неводом туда

Рыбак на ловле запоздалый

И бедный ужин свой варит,

Или чиновник посетит,

Гуляя в лодке в воскресенье,

Пустынный остров».

Мифологический:

«Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне».

«На крыльце

С подъятой лапой, как живые,

Стояли львы сторожевые,

И прямо в темной вышине

Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне».

«Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..»

«Показалось

Ему, что грозного царя,

Мгновенно гневом возгоря,

Лицо тихонько обращалось...»

«За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал».

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. К какому роду литературы принадлежит жанр поэмы? Перечислите основные признаки этого жанра. Проиллюстрируйте ответ ссылками на текст «Медного всадника».

_____________________

Поэма – это лиро-эпический жанр литературы. Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).

«Медный всадник» действительно рассказывает о событиях, произошедших в прошлом:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье...

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Поэма охватывает все событие, произошедшее в тот момент, а так же период времени после него.

===================

  1. Постарайтесь охарактеризовать образы Евгения и Медного всадника в соответствии с планом анализа художественного образа, помещенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________

Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но "мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах". Именно шум природной стихии в сочетании с "шумом" в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с "кумиром на бронзовом коне". Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, "того, чьей волей роковой под морем город основался". В нем родились чувство ненависти к "державцу полумира" и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: "Ужо тебе!..".

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений "прозревает", он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние "грозного царя", олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, "мгновенно гневом возгоря", наказывает "безумца бедного". При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный "шепотом". Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это "святое" безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается "бросить вызов", пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

Пётр Первый (Медный всадник). Пётр представляется Пушкину существом исключительным, как бы превышающим человеческие размеры. «Гений Петра вырывался за пределы своего века», - писал Пушкин.

Однако Пушкин всегда видел в Петре крайнее проявление самовластия, граничащее с деспотизмом. «Пётр Первый презирал человечество, быть может, более, чем Наполеон», - писал он в «Исторических замечаниях».

В «Медном всаднике» черты мощи и самовластия в образе Петра доведены до последних пределов. Открывается повесть образом властелина, который в суровой пустыне задумывает свою борьбу со стихиями и людьми. В первых стихах даже нет имени Петра, он как бы уподоблен Творцу и наименован: он.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон.

Пётр не произносит слова, он только думает свои думы, - и вот, словно чудом, возникает

…юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат…

Очевидно, что в стихах «Медного всадника» Пушкин первоначально хотел повторить мысль о победе над сопротивлением стихий – человеческой, державной воли. Но во вступлении он выступает с призывом к стихиям: примириться со своим поражением и пленом:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия!

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия…

Но всё же Пётр остаётся просто человеком. Хотя он и является чистым воплощением самодержавной мощи, что и отличает его от всех остальных людей. Пушкин переносит действие своей повести на сто лет вперёд и заменяет образ Петра его изваянием, его идеальным образом – Медным всадником. Это и истукан, кумир, державец полумира и властелин Судьбы:

О, мощный властелин Судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

И сам поэт, охваченный ужасом перед этой сверхчеловеческой мощью, не умеет ответить себе, кто это перед ним – тиран или спаситель земли Русской.

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

===================

  1. Приведите и прокомментируйте по 5 примеров на каждое из следующих изобразительных средств:

  • метафора;

  • сравнение;

  • символ;

  • гипербола.

_____________________



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. С. Пушкин (1799-1837) (2)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  2. А. С. Пушкин (1799-1837) (4)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  3. А. С. Пушкин (1799-1837) (1)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  4. А. С. Пушкин (1799-1837) (5)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  5. Пушкин александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка

    Документ
    В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-21),

Другие похожие документы..