Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
"И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но немог за народом, потому что мал был ростом&q...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания по выполнению дипломного проектирования по специальности 220400 «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ и АВТОМАТИЗИРОВ...полностью>>
'Рабочая программа'
Право, как учебный предмет  в университетском классе, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиям...полностью>>
'Документ'
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов России не получала от Минздравсоцразвития РФ аналитический доклад о долгосрочных перспект...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (11)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа учебной дисциплины

Ф ТПУ 7.1 -21/01

«УТВЕРЖДАЮ»                       

Дека факультета: ___________

_________ ___________

(подпись) (И.О., фамилия)

_________________________

(дата)

Социальная антропология

Рабочая программа для специальности

030602 «Связи с общественностью»

Факультет: Гуманитарный (ГФ)

Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации

Курс 2

Семестр 4

Учебный план набора 2008 года

Распределение учебного времени

Лекции 34 ч.

Практические занятия 17 ч.

Всего аудиторных занятий 51 ч.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа 68 ч.

Общая трудоемкость 119 ч.

Зачет в 4 семестре

Томск 2009

Предисловие

  1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по специальности 030602 «Связи с общественностью», утвержденного _________________, и __________________________________________________________

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры Культурологии и социальной коммуникации

«____»______________2009 г. Протокол № ________________

  1. Разработчик доцент КТЛ _____________ Т.В. Конюхова

  1. Зав.обеспечивающей кафедрой КТЛ ____________ А.П. Моиссева

  1. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕСТВУЕТ действующему плану

Зав.выпускающей кафедрой КТЛ _______________ А.П. Моисеева

Аннотация

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная антропология» предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью». Рабочая программа включает цели и задачи изучения дисциплины, перечень основных теоретических тем дисциплины, указаны темы практического раздела дисциплины, приведены вопросы и задания для текущего, рубежного и итогового контроля, варианты заданий для контрольных работ, самостоятельной познавательной деятельности, вопросы к зачету, список литературы.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины «Социальная антропология»
    1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Социальная антропология» является подготовка специалистов, владеющих теоретическими и практическими знаниями в области современных социально-гуманитарных наук, которые позволяют значительно расширить рамки их профессиональной компетентности и тем самым усилить возможности научного влияния на выработку гуманистически обоснованных ориентиров управления и рекламы.

Нынешнее состояние современного обществознания свидетельствует об усилении интегративных тенденций и междисциплинарного характера исследовательской и учебной деятельности. При всем многообразии подходов именно в социально-антропологической науке формируется единая теоретическая и эмпирическая база для комплексного исследования человека.

В процессе междисциплинарной интеграции социальных наук в социальную антропологию входят такие комплексные проблемы, которые изучаются в рамках дисциплины, как изучения человека, как творца культуры и ее собственного творения, социальная и культурная стороны жизнедеятельности людей в их единстве и взаимосвязи, процессы и явления, посредством которых человек проявляет и выражает себя в культуре и взаимодействует с другими людьми, проблемы человека и его социально-антропологические характеристики в рамках традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины

  • понимание предмета, принципов, категорий социальной антропологии;

  • развитие представлений об истории становления социальной антропологии;

  • усвоение основных проблем социальной (культурной) антропологии;

  • изучение социальной сущности, структуры и динамики культуры как в традиционных, так и в современных обществах

  • понимание специфики развития данной научной дисциплины в российском научном сообществе

  • изучение институциональных моделей социального поведения человека, сформированных с учетом национально-культурных особенностей тех или иных регионов мира

  • приобретение навыков социально-антропологического исследования

2. Содержание теоретического раздела дисциплины

Тема 1. Социальная (культурная) антропология как область научного исследования динамики культуры (4 часа)

Сущность, предмет и объект социокультурной антропологии, определение понятия «культура», отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке, факторы, обусловливающие развитие социальной антропологии в различные исторические периоды, современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии.

Тема 2.Познавательные парадигмы социальной (культурной) антропологии (2 часа)

Понятие «парадигма» в науке, парадигмы, применяемые в социальной антропологии на современном этапе развития науки.

Тема 3. Отрасли и методы исследования в антропологической науке (2 часа)

Основные антропологически ориентированные дисциплины (историческая, инвайроментальная, религиозная антропология, этносоциология, визуальная антропология и пр.). общенаучные и специальные методы исследования в социальной антропологии (метод полевых исследования, биографический метод, метод case study, социография, социодраматургические и этнометодологические эксперименты, социоисторический метод).

Тема 4. Антропогенез: происхождение человека (4 часа)

Современные представления о морфологической и социально-исторической эволюции человека, исторические вехи антропогенза (австралопитеки, homo habilis, homo erectus, homo sapience), эволюционный базис и появление культуры, человеческий мозг и культурные условности, представления о месте человека в мире. Неандертальцы: среда обитания, внешний вид, общественный строй, зачатки духовной жизни. Кроманьонцы: появление и расселение, внешний вид, общественный строй и образ жизни, искусство.

Тема 5. Современные цивилизации. Типология и эволюция обществ (2 часа)

Концепции цивилизации, возникшие в истории человеческой мысли (циклические модели времени, организация общества по Э Сервису, М. Маклюэн, Л. Моргон, дописьменные и письменный общества (А.Грин), простые и сложные общества (Г. Чайлд), формационная теория (К. Маркса), эволюционна теория от механистической к органической солидарности Э. Дюркгейма, теория эволюции общества от доиндустриализма к постиндустриализму Д.Белла, типология обществ по способу производства, цивилизационный (культурологический) подход). Евразийская цивилизация.

Тема 6. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество (2 часа)

Общество охотников и собирателей и историко-социологические взгляды А. Кауфмана, родоплеменной строй, исторические пережитки: трайбализм, линиджи, вождество, сложное вождество Кахокиа, социальная организация, политическая организация, хозяйственный уклад, неолитическая революция: доместикация животных, окультуривание растений, огородничество и фермерство, скотоводство и кочевничество. Теоретическая концептуализация антропологических исследований современного индустриального общества. Пространство и время в антропологической перспективе индустриального общества. Социальная антропология современного российского общества. Основы теории постиндустриального общества и информационной экономической эпохи с антропологических позиций. Концепция информационного общества и человек: новые перспективы и опасности. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество.

Тема 7. Социокультурный процесс (2 часа)

Социальность и культура, «вплетенность» атрибутов культуры в структуру деятельности человека в ситуации социального взаимодействия, понятия и показатели социокультурного процесса в современном обществе как социокультурной системе. Социальное взаимодействие как порождающее «социальное». Упорядочение социальных действий людей, интегрирование людей посредством самоидентификации в общности различных уровней сложности. Современное общество как сложная социокульурная система.

Тема 8. Культура повседневности (2 часа)

Повседневность и повседневное как мир опыта, которые характеризуются бодрствующим напряженным внимание к жизни, воздержанием от всякого сомнения в существовании мира, трудовой деятельностью как преобладающей формой активности, историческая эволюция семиотической системы повседневности, язык как знаковая система в культуре повседневности и средство социокультурной жизни.

Тема 9. Социализация и инкультурация индивида (4 часа)

Сущность, фазы и факторы социализации человека и его инкультурации по Я. Тарду, Парсонсу, И.С. Кону, социальные характеристики личности по З. Фрейду, Э. Фромму, Д. Рисмену, А. Кардинеру, Т. Авдорно, Б. Катль.

Тема 10. Жизненная среда и экология человека (2 часа)

Понятие и структура жизненной среды (природная, производственная среда, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда), экологическая культура и ее воспитание, пространство и время жизненной среды.

Тема 11. Социальный тип: крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллигент (2 часа)

Понятие социального типа в социальной антропологии. Типическое описание социального типа крестьянина, джентльмена, буржуа и интеллигента в социально-антропологической литературе. Представление о социальном типе как познавательной модели. Типология как средство упорядочения социальной реальности без измерения. «Идеальный тип» М.Вебера и «социальный характер» Э.Фромма.

Тема 12. Homo Faber – человек умелый. Homo agressius – человек агрессивный. Homo ludens - человек играющий (2 часа)

Социально-антропологическое объяснение происхождения и эволюции труда в истории, его место в жизни человек, естественнонаучные, мифологические, религиозные, философско-социологические объяснения возникновения и развития соотношений «человек – труд», профессиональная культура.

Насилие, конкуренция, соперничество, борьба за власть, жизненные блага и территорию как средства доминирования и господства и войны как их проявления. Экологическое объяснение агрессивности, социальное объяснение насилия. Политика: идеология и практика. Фанатизм и его формы.

Природа и механизм игры как фактора культуры (по Й. Хейзингу). Классификация игр по Р. Каюйу, по С.А. Смирнову.

Тема 13. Масса и человек массы (2 часа)

Масса как область первичной социальности. Является ли масса действующим лицом только современных и постсовременных обществ? Х.Оргтега-и-Гассет, Х.Арендт, Э Канетти, М.Маффесоли о генезисе и характеристиках массы. Масса: слабое и сильное место социальной реальности. Проблема «бессубъектного» человека. Инверсивность, амбивалентность и протеизм как свойства человека массы. Витальность: выживание как главная ценность. Индивид и масса. Действительно ли масса тотально манипулируема? «Маленький» человек и история с «большой буквы».

Тема 14. Проблема жизни и смерти человека в разных культурах (2 часа)

Смерть как экзистенциальнвый и культурный феномен, жизнь после смерти и жизнь как сопротивление смерти. Социально-исторические параметры отношения человека к смерти. Восприятие человеком смерти как индикатор отношения природа-общество. Культурно-исторические изменения установок человека по отношению к смерти (Ф.Арвес).

  1. Содержание практического раздела дисциплины

    1. Тематика практических (семинарских) занятий

Семинар 1. Социальная антропология и антропологически ориентированные дисциплины (2 часа)

  1. Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии

  2. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: психологическая антропология, юридическая антропология, историческая антропология.

  3. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: экологическая антропология, антропология действия, религиозная антропология

  4. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: медицинская антропология, антропологическая лингвистика, педагогическая антропология.

  5. Дайте характеристику следующих направлений и антропологически ориентированных дисциплин: крестьяноведение, этнография детства, бизнес-антропология, киберантропология,

Семинар 2. Просмотр фильма / посещение музея (2 часа)

Просмотр научно-популярного фильма производства BBC «Прогулки с пещерными людьми» (Walking with Cavemen) в контексте лекционного материала по теме «Антропогенез: происхождение человека» и обсуждение реконструированных моделей эволюционно развития человекообразных обезьян в кроманьонцев.

Просмотр научно-популярного фильма производства BBC «Десять лодок».

Посещение экскурсии в музее археологии и этнографии Сибири при Томском государственном университете.

Семинар 3. Научные школы и направления в антропологи (2 часа)

  1. Американская историческая школа Франца Боаса и ее влияние на последующее развитие социальной (культурной) антропологии и этнологии. Ведущие представители данного направления, их научная биография (взгляды, идеи, труды).

  2. Этнопсихологическая школа и культурный релятивизм. Ведущие представители данного направления, их научная биография (взгляды, идеи, труды).

  3. Структурализм в антропологии и этнологии. Работы Клода Леви-Строса (К. Леви-Стросса) и их значение для науки.

  4. Постмодернизм в антропологии. Ведущие представители данного направления, их научная биография (взгляды, идеи, труды).

Семинар 4. Этнос и культура. Расовые и этнические особенности человечества (2 часа)

  1. Современное состояние и направления развития этнологии

  2. Концепции этноса в этнологии и этнической антропологии

  3. Расовые и этнические общности в истории человечества

  4. Этнокультура: специфика и формы ее проявления

  5. Разделение труда в обществе и социальное расслоение

  6. Управление международным конфликтом (меморандум Кона)

Семинар 5. Культура и личность. Проблемы социализации и инкультурации (2 часа)

  1. Личность и культура, как предмет психологической антропологии. Понятие о личности

  2. Самосознание как характеристика личности

  3. Понятие человеческой индивидуальности и ее становление в процессе индивидуализации субъективной реальности

  4. Ментальные структуры культуры и способы их антропологического изучения

  5. Особенности социализации и культурного творчества людей в разных типах обществ

Семинар 6. Общество как продукт взаимодействия людей (2 часа)

  1. Институализация жизненного опыта. Жизненный мир человека: единство и специфика. Смысловой универсум

  2. Проблемы семьи и родства в истории социальной и культурной антропологии

  3. Антропология семейно-родственных отношений, проблемы и методы исследования. Семья и родство, как социокультурные институты

  4. Модели воспитания человека в традиционных и современных обществах

Семинар 7. Антропология города (2 часа)

  1. Сущность антропологи города и судьба идеи Города в России

  2. Город как литературный герой и как онтологическая идея, четыре возраста идеи города

Семинар 8. Проблема телесности в свете социальной антропологии (2 часа)

  1. Социокультурный характер человеческого тела

  2. Проблематизация дискурса телесности в современной научной мысли

  3. Критика философии субъекта в постнеклассической научной ифилософской мысли

  4. Телесность как объект и продукт социальных воздействий

Семинар 9. Посещение музея археологии и этнографии Сибири (1 часа)

4. Программа самостоятельной познавательной деятельности

Программа самостоятельной познавательной деятельности включает подготовку рефератов, докладов по тематикам семинарских и лекционных занятий. Студентам предлагается выбрать из нижеприведенного списка тему и выполнить ее письменно согласно требованиям и/или представить устно.

    1. Методические указания

по выполнению реферата в письменной форме и/или представлению доклада в устной форме

Подготовка реферата имеет цели:

а) закрепление, расширение и углубление теоретических знаний по изучаемому курсу;

б) развитие практических навыков самостоятельной работы со специальной литературой;

в) выяснение степени подготовленности студента к самостоятельным, ответственным суждениям и оценкам социоантропологичесих теорий, концепций.

Реферат представляет собой обзор литературы по какой-либо проблеме (изложение содержания работ, книг, статей, с обозначением позиций их авторов по соответствующим вопросам). Автор реферата анализирует, сопоставляет эти позиции и высказывает свою позицию. Текст реферат обязательно должен включать ссылки на источники, обозначенные в списке литературы с указанием страниц.

Структура реферата:

  1. Титульный лист (оформление титульного листа дано в Приложении 1)

  2. Развернутый план реферата (включая введение и заключение)

  3. Текст, соответствующий пунктам плана и с краткими выводами по каждому пункту плана

  4. Список использованной литературы

Реферат должен иметь объем не менее 15 страниц формата А 4, кегель 14, интервал 1,5, верхнее и нижнее поле 2 см., правое – 1,5 см., левое – 3 см. Возможны художественные иллюстрации, рисунки, таблицы. Реферат скрепляется.

Письменно выполненный реферат представляется в форме устного доклада в рамках лекционного или практического занятия. Докладчику предоставляется 15-20 минут для доклада по заявленной теме. Использование презентации Power Point приветствуется.

    1. Тематика рефератов, дополнительных докладов

и дискуссионных вопросов

    1. «Институциональный подход» к изучению культуры в антропологии. Культурные предпосылки и факторы институционализации.

    2. Антропология хозяйственной жизни и экономическая антропология.

    3. Архаическое общество: социально-антропологическая характеристика

    4. Жизненный мир, как объект повседневного исследования и конструирования человека.

    5. Исследования взаимодействия культур и межкультурных коммуникаций в социальной антропологии.

    6. Исследования символических структур культуры традиционных и современных обществ.

    7. Историческая антропология и социальная антропология: общее и особенное

    8. История и современные концепции педагогической антропологии.

    9. Концепции позднего модерна и постмодерна в современной антропологии и социологии.

    10. Культура и образование: институциональные аспекты взаимодействия.

    11. Культура постмодерна: основные тенденции формирования.

    12. Культура, как семиотическая система.

    13. Масса как предмет изучения социальной антропологии

    14. Ментальные структуры культуры и способы их антропологического изучения.

    15. Методология социально-антропологического познания и методологические принципы и ориентации социальной антропологии.

    16. Методы социальной антропологии

    17. Мифология традиционных и современных обществ.

    18. Модели воспитания человека в традиционных и современных обществах.

    19. Модели политического поведения человека в современной антропологии.

    20. Модернизация общества как проблема социальной антропологии

    21. Модернизация, как социокультурный процесс.

    22. Модернистское общество: социально-антропологическая характеристика

    23. Образ жизни, как динамическое выражение жизненного мира.

    24. Обыденное знание и повседневная жизнь людей в исторической ретроспективе.

    25. Основания и исторические типы социокультурной стратификации.

    26. Основные модели и механизмы социокультурной эволюции.

    27. Основные направления развития социальной антропологии
      (60-70-е годы).

    28. Повседневность и жизненный мир конкретного человека. Стилевые характеристики повседневной жизни людей.

    29. Политическая культура. Особенности политической социализации.

    30. Понятие "культура" в социальной и культурной антропологии.

    31. Проблема основных социально-антропологических типов традиционного общества

    32. Проблемы религии в истории социально-антропологической мысли.Религия, как социокультурный институт.

    33. Проблемы семьи и родства в истории социальной и культурной антропологии.

    34. Проблемы становления культуры.

    35. Проблемы трансформации традиционной культуры в социальной антропологии.

    36. Проблемы экологической адаптации человека в природном и социокультурном окружении.

    37. Противостояние традиционного общества и модерного

    38. Роль интеллектуала в современных социальных и культурных практиках

    39. Семиотические и символические концепции культуры в социальной антропологии.

    40. Событийный анализ жизненного пути человека.

    41. Современная интерпретация сущности человека: эссенциалистский подход

    42. Современная интерпретация человека: антисубстанциалистский подход

    43. Современная парадигма культур-антропологического анализа социальной структуры.

    44. Современное общество: проблема сопоставительной интерпретации

    45. Социальная антропология как междисциплинарный тип знания

    46. Социальная инженерия, как способ конструирования жизненных явлений. Методы построения жизненных стратегий личности.

    47. Социальная структура и социальное неравенство.

    48. Социально-антропологический тип: общая характеристика

    49. Социально-антропологическое знание и его роль в понимании природы и сущности коммуникации

    50. Социокультурная динамика: проблемы и теории.

    51. Социокультурные особенности перехода от индустриального общества к постиндустриальному.

    52. Социокультурные факторы хозяйственной деятельности.

    53. Социокультурные характеристики индустриального общества.

    54. Стили жизни в модерновом обществе

    55. Стили жизни в традиционном обществе

    56. Теоретические подходы к изучению общества

    57. Теоретические предпосылки современной социальной антропологии.

    58. Теоретические принципы и основания социальной антропологии.

    59. Традиционная культура, как исходный объект изучения социальной антропологии.

    60. Традиционное общество: социально-антропологическая характеристика

    61. Феномен бурного развития социально-антропологического знания в постмодернистскую эпоху

    62. Феномен постмодернистских смещений в обществе

    63. Феномен толпы

    64. Человек в социально-антропологической перспективе Проблема влияния социологического знания на социальную антропологию

    65. Человек играющий и феномен пуэрилизма в интерпретации Хёйзинги

    66. Человек–масса в интерпретации Ортеги-и-Гассета

    67. Экономическая (хозяйственная) культура, как объект антропологического изучения.

    68. Язык и общение, как проблема социальной антропологии и лингвистики.

5. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

Цель применения контрольных заданий в ходе изучения материалов дисциплины является проверка усвоения информации и умение оперировать ей как в ходе ответов на простые вопросы с выбором вариантов ответа, так и при ответе на вопросы, предполагающие свободный ответ.

Периодичность проведения контрольных работ или тестов зависит от объема информации и в среднем проводится через каждые две лекции.

    1. Образцы тестовых заданий и контролирующих материалов

  1. Дайте наиболее общее определение науки «антропология».

  2. Какие науки, наряду с антропологией, относятся к поведенческим наукам и почему?

  3. Объясните, почему некоторые ученые называют социологию и антропологию «сестрами - близнецами»?

  4. Дайте определение понятию «антропогенез».

  5. Какие процессы и фазы включает в себя социогенез?

  6. Назовите факторы, обусловившие интенсивное развитие социальной антропологии во 2 пол. 20 века (по Э.А. Орловой), объясните их сущность

  7. Раскройте суть метода полевых исследований.

  8. Дайте определение термину «гоминиды».

  9. Составьте обобщенную схему эволюции и становления человека от австралопитеков до кроманьонцев с указанием примерных дат их существования и эволюции

  10. Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется

А) бронзовый век

Б) железным веком

В) каменным веком

  1. Какие эпохи выделяют в истории первобытного общества?

  2. Опишите суть «теории двух скачков» в эволюции человека.

  3. Как можно интерпретировать с точки зрения социальной антропологии повседневный опыт племён, отставших в своём развитии от цивилизации современности?

  4. Проанализируйте и охарактеризуйте каждое из определений социальной антропологии:

  • Раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные формы общества и традиционное формирование общества в отличие от его современных форм.

  • Социокультурная антропология - аналог этнологии, занимающийся обобщением социологии и культурологии истории народов всего мира.

  • Социокультурная антропология - ответвление философской антропологии.

  1. Приведите описание типа поведения джентльмена (любое произведение литературы).

  2. Кто из предков человека первым научился пользоваться огнем?

А) homo habilis

Б) homo erectus

В) homo sapience

17. Кто из человекообразных существ стал первым заниматься систематическим погребением усопших?

А) австралопитеки

Б) рамапитеки

В) неандертальцы

18. Психологическая антропология занимается изучением индивида

А) в социальном контексте

Б) в естественной среде обитания

В) в образовательной среде

19. Как переводится название вида человекообразных обезьян homo erectus?

А) человек прямоходящий

Б) человек умелый

В) человек разумный

20. Парадигма - это …

А) способ, путь исследования и познания

Б) нормативная модель познания человека, общества или культуры

В) исторический процесс

РЕЙТИГ-ЛИСТ

Всего баллов 1000 по дисциплине социальная антропология число недель 17

Зачет 600min на весенний семестр 2009/2010 уч./г. лекций 34 ч.

Лектор Конюхова Т.В. семинары 17 ч.

Факультет ГФ инд. занятия ч.

Курс 2

Группы 11180

модули

Темы лекций

балл

Темы семинаров

Балл max.

Дополнительные оклады на семинаре или реферат

Рубеж: контрольная работа

Ауд. самост. работа/ тесты

Итоговый контроль

Балл max.

1

тема 1. Социальная (культурная) антропология как область научного исследования динамики культуры (4 часа)

тема 2.Познавательные парадигмы социальной (культурной) антропологии (2 часа)

тема 3. Отрасли и методы исследования в антропологической науке (2 часа)

тема 4. Антропогенез: происхождение человека (4 часа)

тема 5. Современные цивилизации. Типология и эволюция обществ (2 часа)

тема 6. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество (2 часа)

тема 7. Социокультурный процесс (2 часа)

5

5

5

5

5

5

5

Семинар 1 Социальная антропология и антропологически ориентированные дисциплины (2 часа).

Семинар 2 Просмотр фильма / посещение музея (2 часа).

Семинар 3 Научные школы и направления в антропологи (2 часа).

Семинар 4 Этнос и культура. Расовые и этнические особенности человечества (2 часа).

50

50

50

50

50

30

30

30

30

2

тема 8. Культура повседневности (2 часа)

тема 9. Социализация и инкультурация индивида (4 часа)

тема 10. Жизненная среда и экология человека (2 часа)

тема 11. Социальный тип: крестьянин, джентльмен, буржуа, интеллигент (2 часа)

12. Homo Faber – человек умелый, Homo agressius – человек агрессивный, Homo ludens - человек играющий (2 часа)

тема 13. Масса и человек массы (2 часа)

тема 14. Проблема жизни и смерти человека в разных культурах (2 часа)

5

5

5

5

5

5

5

Семинар 5 Культура и личность. Проблемы социализации и инкультурации (2 часа).

Семинар 6 Общество как продукт взаимодействия людей (2 часа).

Семинар 7Антропология города (2 часа).

Семинар 8 Проблема телесности в свете социальной антропологии (2 часа).

Семинар 9 Посещение музея археологии и этнографии Сибири

50

50

50

50

50

30

30

30

30

всего

70

500

60

60

60

60

810

зачет

190

итого

1000

Лектор ______________________

Зав.каф.______________________

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Перечень используемых информационных продуктов

- Power Point

- Media Player

- научно-популярный фильм «Прогулки с пещерными людьми»

- научно-популярный фильм «Десять лодок»

- научно-популярный фильм «Тайна происхождения человека»

- научно-популярный фильм «Тайны происхождения жизни»

- постоянная экспозиция музея археологии и этнографии Сибири при Томском государственном университете

6.2. Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Арутюнов С.А. Культурная антропология / С. А. Арутюнов, С. И. Рыжакова. — М. : Весь Мир, 2004. — 216 с.

  2. Ашкеров А.Ю. Социальная антропология : учебно-методическое пособие / А. Ю. Ашкеров ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Философский Факультет; Московская высшая школа социальных и экономических наук; Центр фундаментальной социологии. — М. : Маркет ДС, 2006. — 608 с.

  3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур : учебное пособие / А. А. Белик. — М. : Изд-во Российского ГГУ, 1998. — 241 с.

  4. Добреньков В.И. Социальная антропология : Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 688 с.

  5. Кравченко А.И. Социальная антропология : учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. — М. : Академический проект, 2003. — 543 с.

  6. Культурная антропология : учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. — 188 с.

  7. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. — М. : Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.

  8. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов / Э. А. Орлова. — М. : Академический проект, 2004. — 480 с.

  9. Минюшев Ф.И. Социальная антропология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф.И. Минюшев. – М.: Академический проспект, Фонд Мир, 2004. – 288 с.

  10. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии : учебное пособие / Г. П. Отюцкий ; Московский государственный социальный университет. — М. : Академический проект, 2003. — 400 с.

  11. Рапорт Н. Социальная и культурная антропология / Н. Рапорт, Д. Оверин ; пер. Бао Сиянь,Чжан Яхуа. — Пекин : Китай, 2005. — 393 с.

  12. Садохин А.П. Этнология : учебное пособие / А. П. Садохин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Инфра-М : Альфа-М, 2004. — 352 с.

  13. Шелов-Коведяев Ф.В. Введение в культурную антропологию : учебное пособие / Ф. В. Шелов-Коведяев ; Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). — М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2005. — 373 с.

  14. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология : учебное пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 412 с.

Дополнительная литература

  1. Альфа и омега культуры. — М. : ИНИОР РАН, 1998. — 246 с.

  2. Антология исследований культуры. — Т.1: Интерпретация культуры. — СПб. : Университетская книга, 1997. — 728 с.

  3. Антропология. Хрестоматия : учебное пособие для вузов / Российская академия наук; Московский психолого-социальный институт (МПСИ); сост. Л. Б. Рыбалов, Т. Е. Россолимо и И. А. Москвина-Тарханова. — 4-е изд., стер. — М. ; Воронеж : изд-во МПСИ : Модэк, 2004. — 448 с.

  4. Бармашова Т.И. Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук : спец. 09.00.11 / Т. И. Бармашова ; Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева; науч. конс. Н. М. Чуринов. — Защищена 29 ноября 2006. — Красноярск : Б.и., 2006. — 378 л.

  5. Бармашова Т.И. Проблема бессознательного в основных системах философского теоретизирования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук : спец. 09.00.11 / Т. И. Бармашова ; Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева; науч. конс. Н. М. Чуринов. — Красноярск : Б.и., 2006. — 43 с.

  6. Барулин В.С. Социальная философия : учебник / В. С. Барулин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гранд, 2002. — 560 с.

  7. Бранд Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины : учебное пособие для вузов / Г. А. Брандт. — СПб. : Алетейа, 2006. — 160 с.

  8. Гайденко П.П. Социология Вебера. М., 1990

  9. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л. Н. Гумилев. — СПб. ; М. : Кристалл : АСТ, 2002. — 576 с.

  10. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология: Учебное пособие / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.: ИКЦ МарТ; Рост он/Д: Издательский Дом МарТ, 2006. – 240 с.

  11. Климова М.П. Русская культура XI-XVI вв. и тюркская среда (на письменных материалах) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук : Спец. 07.00.07 / М. П. Климова ; Якутский государственный университет; Науч. рук. А. И. Гоголев. — Якутск : Б.и., 2004. — 20 с.

  12. Кравченко А.И. Культурология : хрестоматия для высшей школы / А. И. Кравченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. ; Екатеринбург : Академический проект : Деловая книга, 2003. — 686 с.

  13. Культурология : учебное пособие для вузов / Ю. Б. Пушкова [и др.]. — М. : Экзамен, 2005. — 382, [1] с.

  14. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

  15. Лурье С.В. Историческая этнология : учебное пособие / С. В. Лурье. — М. : Академический проект : Гаудеамус, 2004. — 624 с.

  16. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы : учебное пособие / С. В. Лурье. — М. ; Екатеринбург : Академический проект : Деловая книга, 2003 . — 624 с

  17. Мастюгина Т. М. Этнология. Народы России: история и современное положение : учебное пособие / Т. М. Мастюгина, Л. С. Перепелкин. — М. : ЦИНО об-ва "Знание" России, 1997. — 320 с.

  18. Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии : Сборник в честь Юрика Вартановича Арутюняна / Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. М. Н. Губогло. — М. : Наука, 2004. — 406 с.

  19. Пространства жизни субъекта. Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции / Российская академия наук; Комиссия по теоретико-методологическим проблемам культуры; Комиссия по истории книжной культуры и комплексному изучению книги; Под ред. Э. В. Сайко. — М. : Наука, 2004. — 608 с.

  20. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии : пер. с англ. / А. Р. Рэдклифф-Браун ; Российская академия наук; Институт социологии; Московская высшая школа социальных и экономических наук. — М. : КАНОН-пресс-Ц, 2001. — 416 с.

  21. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. — М. : Высшая школа, 2005. — 310 с.

  22. Садохин А.П. Этнология : Учебный словарь / А. П. Садохин. — М. : Гардарики, 2002. — 208 с.

  23. Смирнов С. А. Современная антропология / С. А. Смирнов // Человек : Научно-популярный журнал / Российская Академия наук. — М., 2004. — № 1. — С. 61-67.

  24. Современные проблемы этничности : Сборник научных статей / Саратовский государственный технический университет. — Саратов : Изд-во Саратовского ГТУ, 2001. — 200 с.

  25. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков ; Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М. : Наука, 2003. — 160 с.

  26. Фромм Э. Человек для самого себя// Э.Фромм Психоанализ и этика. М.,1993.

  27. Хасанова Г.Б. Антропология : учебное пособие / Г. Б. Хасанова. — 2-е изд., стер. — М. : Кнорус, 2007. — 232 с.

  28. Человек в современных философских концепциях : материалы третьей Международной научной конференции; Волгоград, 14-17 сентября 2004 г. : в 2 т. / Волгоградский государственный университет; Институт человека РАН; под ред. Н. В. Омельченко. — Волгоград : Принт, 2004.

  29. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии : учебное пособие / Я. В. Чеснов. — М. : Гардарика, 1998. — 400 с.

  30. Этнология : учебник для вузов / под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. — М. : Наука, 1994. — 381 с.

  31. Язык. Культура. Этнос. — М. : Наука, 1994. — 233 с.

Приложение 1

Образец титульного листа

___________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии и социальной коммуникации

Специальность «Реклама»

___________________________________________.

(название реферата)

Выполнил:

________________

ФИО студента

________________

группа

Проверил:

________________

ФИО

________________

должность, уч.степень

Томск 2009

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Рабочая программа, методические указания и

контрольные задания

Составитель: КОНЮХОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

доцент, кандидат философских наук

Рецензент: Н.А. Колодий, д.ф.н., профессор каф. культурологии и социальной коммуникации ГФ ТПУ

Подписано к печати …

Формат 60х84 / 16 Бумага писчая ZOOM

Плоская печать. Усл. печ. л. …. Уч.- изд. л….

Тираж … экз. Заказ № …

Цена свободная. Издательство ТПУ.

634050, Томск, пр. Ленина,30

Документ: Рабочая программа

Дата разработки: январь 2009

Разработчик: доцент кафедры КТЛ Т.В. Конюхова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01

    Рабочая программа
    Ц3. Выпускник образовательной программы на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в организационно-управленческой деятельности, связанной с выполнением междисциплинарных проектов в профессиональной
  2. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (1)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (4)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01  

    Рабочая программа
    1 Рабочая программа составлена на основе ГОС № 52 по специальности 351400, утвержденного 14.03.2 , и стандарта СТП ТПУ 2.4.01-99 "Система образовательных стандартов.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (14)

    Рабочая программа
    1. Рабочая программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного продукта» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста

Другие похожие документы..