Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики, регулирующий рынок ценных бумаг не отвечает за достоверность информации, содержащейся в д...полностью>>
'Книга'
Учитель (работа с Презентацией): Верно, название этой книги – «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Слайд 1) Одна из самых популярных в мире ск...полностью>>
'Документ'
Попадите в сказку и окунитесь в атмосферу праздника красоты и драмы мирового балета, музыки, фокусников-иллюзионистов, изысканной кухни и многого, мн...полностью>>
'Документ'
Всем, наверное, было бы любопытно заглянуть, подсмотреть, подслушать, что творится в кабинете психолога? Тем более, когда в кабинете находятся реальн...полностью>>

Школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Агеева Валентина Анатольевна

Войной опаленное детство:

система школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Таганрог

2009

Данное издание подготовлено к публикации при финансовой

поддержки РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта

«Человек-тыла: историко-психологический аспект (на примере

жизнедеятельности коллективов учебных заведений Юга России в

годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)»,

проект № 07-01-00558а.

Научный редактор доцент, к.и.н. Р.А. Шипилова

Рецензенты:

профессор, д.и.н. В.А. Сущенко

доцент, к.и.н. М.В. Братолюбова

доцент, к.и.н. А.А. Волвенко

В монографии на основе широкого круга источников и опубликованной литературы освещается деятельность систем школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны. Раскрывая роль учебных заведений в деле борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, автор делает акцент на изучение так называемых «малых социумов» и «малых жизненных миров» - учащихся и педагогов в условиях прифронтовой жизни, эвакуации, оккупации и т.п.

Книга адресуется как специалистам, так и широкой читательской аудитории.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……4

Раздел 1. Накануне суровых испытаний………………………………………….13

Раздел 2.Воспитание гражданственности и мужества: они тоже ковали победу……………………………………………………………………………….32

Раздел 3.Героические и трагические будни учебных заведений в период битвы за Кавказ……………………………………………………………………………49

Раздел 4. «Новый порядок» в сфере образования………………………………66

Раздел 5.Ликвидация последствий вражеского нашествия……………………..81

Раздел 6.Образовательная политика на завершающем этапе войны: тенденции и перспективы развития …………………………………………………………….99.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………114

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………123

ВВЕДЕНИЕ

Великие исторические события, ознаменованные ратными делами воинов нашего Отечества, его военными победами, прочно вошли в историческое сознание народов России, стали важнейшим элементом их исторической памяти. Великая Отечественная война – одно из тех исторических событий, которые позволяют многочисленным поколениям россиян причислять себя к народу, способному на всемирно значимые свершения. Страницы истории войны содержат мощный воспитательный потенциал, являющийся неисчерпаемым источником формирования активной гражданской позиции среди юношества. Формы выражения патриотизма и национального единства народов СССР в годы Великой Отечественной войны были многообразны и проявлялись во всех аспектах жизнедеятельности советского социума. Учебные заведения являлись частью социальной истории военного периода. Определение места образовательной сферы в процессе военного противостояния и выделение роли духовного фактора в победе над фашизмом вызывает бесспорный научный интерес.

Тема становится еще более актуальной в свете решения в настоящее время ряда национальных проектов, в том числе и в области образования. Преемственность в развитии культуры и образования диктует важность изучения предшествующих периодов.

Именно институты образования сегодня с учетом опыта и достижений прошлого призваны подготовить творческую, социально активную, не индифферентную личность гражданина, который впитает в себя общую систему национальных ценностей и будет способен в перспективе поднимать престиж России в мировой цивилизации.

Вместе с тем в современных условиях претерпел существенные изменения механизм управления системой образования. Органы местного самоуправления стали играть значительно большую роль в определении приоритетов развития образования, нежели это было в прошлом. В этой связи анализ деятельности региональных образовательных учреждений в различные периоды приобретает особое значение. Рассмотрение вопросов функционирования школ и учебных заведений трудовых резервов на территории Дона и Кубани в годы войны позволит выявить своеобразие процессов взаимодействия центральных и местных властей в экстремальных условиях.

В период войны был накоплен разнообразный опыт решения различных проблем в духовной и социальной сфере. Систематизация мер, позволивших эффективно решать вопросы защиты детства средствами сферы образования, может помочь точнее определиться в выборе перспективы разрешения этих задач в современных условиях. Многообразные формы и методы воспитательно-патриотической работы, использовавшиеся педагогическими коллективами в 1941-1945 гг., содержат огромный потенциал для формирования гражданственности у сегодняшней молодежи. Таким образом, научный анализ регионального и общегосударственного аспектов обозначенной темы имеет важное значение как для реформирования, так и для совершенствования современной общеобразовательной системы.

Особую значимость тема приобретает и на фоне многообразных трансформаций теоретических подходов к изучению истории Великой Отечественной войны, переосмысления целого ряда методологических, источниковедческих и терминологических аспектов. Сегодня можно говорить как о свершившемся факте о становлении такого направления в изучении истории войн вообще и истории Великой Отечественной войны в частности, как военно-историческая антропология. На фоне грандиозных событий войны жизненный опыт человека-тыла зачастую оказывался в тени, но деятельность миллионы этих людей тоже определила итог противостояния. Именно поэтому их жизнь и умонастроения представляют интерес для историков. В этом разрезе вполне актуально изучение так называемых «малых социумов» и «малых жизненных миров» - учащихся и педагогов в условиях прифронтовой жизни, эвакуации, оккупации и т.п.

Отечественная историография проблемы развития системы образования (1941-1945 гг.) является важнейшей составляющей историографии истории тыла в период Великой Отечественной войны. С одной стороны, она прошла в основном те же этапы развития и по тем же направлениям, что и общая историография истории индустрии, сельского хозяйства, транспорта, а с другой, как часть историографического процесса она имеет свои особенности, связанные в первую очередь с самим предметом исследования.

В первый период (40-е–середина 50-х гг.) учеными была проделана масштабная и плодотворная работа по накоплению и систематизации материала.

Подавляющее большинство статей о состоянии системы образования страны в годы Великой Отечественной войны было опубликовано в журналах «Начальная школа», «Советская педагогика» и в других. Интерес представляют и брошюры по теме, изданные в 1941-1945 годах. Проблематика публикаций военного периода отличалась разнообразием: перестройка работы учебных заведений в связи с войной; учебно-воспитательная работа; военная и физическая подготовка учащихся; общественно-полезный труд школьников и др.

Следует отметить, что в работах военных лет представлен огромный массив материала, имеющий критическую направленность. Авторы не обходили вопрос о тяжелейшем состоянии народного образования в условиях войны, указывали на определенные недостатки в работе местных властей. Все это выгодно отличало издания военного времени от публикаций второй половины 40 - 50-х гг., характеризующихся описательностью, схематизмом, стереотипностью. В них развитие образовательной сферы трактовалось исключительно с позитивной стороны. Историки и педагоги единодушно давали высокую оценку деятельности учебных заведений в 1941-1945 годах.

Тем не менее на начальном этапе развития исторической мысли по проблеме оформилась солидная источниковая база для последующих исследований.

В рамках второго историографического периода (конец 50-х гг. – середина 80-х гг.) наблюдается рост научно-познавательного интереса к теме.

Из сравнительно новых сюжетов, разрабатывавшихся в 60-е гг., следует выделить темы: восстановление материальной базы школ на территориях РСФСР, подвергшихся оккупации, и помощь общественности общеобразовательной школе .

Одним из самых значимых в научном плане трудов обобщающего характера является коллективный труд «История Великой Отечественной войны Советского Союза». В этой фундаментальной работе нашли отражение и вопросы развития народного образования в 1941-1945 годах.

В 70-х – начале 80-х гг. наблюдается своеобразный расцвет исследования проблемы и в качественном, и в количественном, и в тематическом, и в географическом плане. Наиболее обстоятельно изучались особенности учебного процесса, школьных программ, самостоятельной работы учащихся, анализировалось качество обучения в советской школе военных лет.

В начале 70-х годов появились первые обобщающие публикации о восстановлении системы народного образования на территории освобожденных областей России, лучшими из которых являются работы
Н.И. Кондаковой . Несмотря на то, что некоторые авторские положения испытывали недостаток доказательств, являлись спорными в источниковедческом плане, это был своеобразный прорыв, обусловленный введением в научный оборот огромного массива не опубликованных ранее документов.

Важной теме развития профессионально-технического образования во время войны посвящены книги Э.С. Котляра и М.М. Кучеренко. Позитивно оценивая работу РУ, ЖУ и школ ФЗО в годы войны, авторы логически пришели к выводу, что учебные заведения трудовых резервов сыграли решающую роль в непрерывном пополнении народного хозяйства страны квалифицированными кадрами.

В основном в исторической литературе 60 - 70–х годов главенствовал формационный подход, и определяющим в науке был принцип партийности. Однако не вызывает сомнения, что исследования второго периода вместе с публикациями 40-50-х годов подготовили те серьезные изменения в разработке темы, которые произошли в 80-е годы прошлого столетия.

Ситуация в плане постановки новых вопросов, расширения источниковой базы, преодоления стереотипов в изучении темы стала постепенно меняться с середины 80-х годов. С этого времени начинается третий историографический этап, продолжающийся до настоящего времени.

Исследователи 80-90-х гг. Л.В Ярушина, Л.М. Цымбал, Ю.С. Борисов, Г.Г. Загвоздкин и другие ввели в научный оборот комплекс ранее не известных документов, что привело в свою очередь к пересмотру некоторых традиционных представлений о советской системе образования периода Великой Отечественной войны. Они более объективно оценивали положение народного образования в военное время, отказавшись от мысли, что сфера просвещения успешно развивалось даже в 1941-1943 годах. Обозначили историки и новые, перспективные сюжеты в изучении проблемы, в том числе: место учебных заведений в социальной политике военного времени, быт педагогов и учащихся, содержание и формы учебного процесса во время войны, восстановление школьных учреждений и т.д.

К числу достижений отечественной историографии третьего периода относится и попытка рассмотрения государственной образовательной политики 1941-1945 гг. через применение общеисторического подхода. В исследованиях С.А. Черника, В.В. Дрыночкина и С.А. Чуева показана взаимосвязь и взаимозависимость сферы образования с экономикой, социальной политикой, культурой, идеологией существовавшего тогда общества .

Последние два десятилетия характеризуются оформлением новых теоретических подходов к изучению истории Великой Отечественной войны, переосмыслением целого ряда методологических, источниковедческих и терминологических аспектов. Одно из наиболее разрабатываемых современными исследователями новых научных направлений в рамках исторической антропологии - «человек на войне». Данная тема носит одновременно конкретно-исторический, историко-теоретический и междисциплинарный характер. Одной из первых к исследованию проблем военно-исторической психологии обратилась Е.С. Сенявская. В своих трудах она дает комплексный историко-психологический анализ поведения человека в военных условиях, раскрывает механизм влияния различных социальных факторов на психологию человека, показывает эволюцию понятий «свой-чужой» и формирование образа врага, характеризует проблемы выхода из войны и др. Авторские изыскания ведутся на стыке военной науки, психологии, социологии, источниковедения, истории. Разработанная Е.С. Сенявской исследовательская модель вполне применима в качестве инструмента изучения нравственно-психологического состояния учащихся и педагогического состава в условиях Великой Отечественной войны. Данный аспект является своеобразной лакуной в отечественной историографии.

Значительный вклад в разработку военной проблематики внесли донские (В.П. Зайцев, Д.И. Дубоносов, П.Д. Тепун, И.С. Маркусенко, В.А.Селюнин, О.В.Дружба) и кубанские ученые (Е.М. Малышева, А.С. Схакумидов, Н.А. Чугунцова) . Следует отметить, что эти историки не ставили себе целью изучение проблем функционирования региональной системы образования в 1941-1945 годах. В связи с этим имеющиеся в публикациях сведения о деятельности учебных заведений носят отрывочный характер и являются составной частью общего понимания военной действительности. Тем не менее отдельные страницы и даже главы в трудах указанных авторов посвящены анализу развития образовательной сферы южнороссийского региона в условиях войны.

В статьях М.П. Свиридовой и Т.М. Евдокимовой на основе широкого круга источников показано общее состояние школ Кубани в годы войны. Деятельность отдельных учебных заведений системы трудовых резервов Юга России на начальном этапе войны нашла отражение в публикации
А.А. Ерохина,

На региональном уровне отдельные направления деятельности системы образования в годы оккупации рассматриваются в исследованиях З.В. Бочкаревой и Е.Ф. Кринко, В.А. Бондарева. Одной из первых З.В. Бочкарева подвергла сомнению господствовавший в региональной историографии тезис о том, что целью фашистов являлось уничтожение на оккупированных территориях систем здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д. В своей работе исследователь указала, что во время оккупации на Юге России действовали многие школы, вузы, больницы, иногда открывались приюты для нуждавшихся и пр. Все это являлось результатом определенной политики оккупантов по привлечению к себе симпатий местного населения. Аналогичные вопросы рассмотрел и Е.Ф. Кринко. Однако главным достоинством его исследования является то, что в нем он, пожалуй, впервые предпринял попытку изучения духовного мира жителей Кубани в период немецкой оккупации. В.А. Бондарев в рамках изучения жизнедеятельности российского крестьянства в 1941-1945гг. затронул также вопросы культурной жизни и материально-бытового положения селян в условиях «нового порядка», сформулировав свои выводы относительно деятельности учебных заведений в годы оккупации. В частности, он пришел к заключению, что даже в течение сравнительно небольшого периода оккупации Дона, Кубани и Ставрополья политика фашистов в отношении народного образования не являлась декларацией. Наиболее детально и комплексно рассмотрен вопрос о деятельности школьной системы на Юге России в период оккупации в исследовании С.И. Линца.

Обстоятельно в последние годы в научных трудах освещается проблема коллаборационизма, которая раньше в исследованиях упоминалась лишь эпизодически. Е.И Журавлев, Н.Т. Напсо, С.И. Линец обобщили причины этого явления, обозначили масштабы его распространения на оккупированных территориях Северного Кавказа. Научные изыскания авторов характеризуются переосмыслением идеологических приоритетов, методологических подходов, устоявшихся концепций и привлечением новых источников. Вместе с тем коллаборационизм среди работников образования не стал объектом специального изучения региональных исследователей.

В целом историографический обзор показывает, что отечественными историками сделано многое в деле освещения и научной оценки вопросов функционирования системы образования и отдельных ее звеньев в 1941-1945 годах.

Вместе с тем требуют дальнейшей разработки следующие проблемы: изменение содержания и формы организации учебного процесса в годы войны и, в частности, на оккупированных территориях; роль добровольно-принудительных механизмов в деятельности училищ и школ ФЗО; социальный состав ученических контингентов системы трудовых резервов; причины роста преступности среди учащихся РУ и школ ФЗО; материально-бытовое положение учителей и школьников; количественные и качественные изменения состава педагогических кадров; осуществление эвакуационных мероприятий, коллаборационизм среди работников образования и другие. Практически нет работ, обстоятельно освещающих социальный статус школьных педагогов в годы войны, проблемы мотивации поведения подрастающего поколения и его наставников в экстремальных условиях военного времени.

Основная цель данной работы заключается в анализе деятельности учебных заведений трудовых резервов и школ в годы Великой Отечественной войны на региональном уровне, выявлении характерных черт социальной политики государства с учётом местных особенностей. В то же время автором исследованы так называемые «малые социумы», или «малые жизненные миры»- учащихся и педагогов, находившихся в ближайшем тылу врага, эвакуации, оккупации и т.д., что позволило обозначить поведенческие мотивировки гражданских людей в экстремальных прифронтовых и фронтовых условиях.

Монография выполнена на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по изучаемой проблеме.

При написании работы использовались документы более 30 фондов центральных и местных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центров документации новейшей истории Краснодарского края и Ростовской области (ЦДНИКК и ЦДНИРО) Государственных архивов Ростовской области и Краснодарского края (ГАРО и ГАКК), Таганрогского филиала Государственного архива Ростовской области (Т.Ф. ГАРО).

Важную группу источников составили опубликованные сборники документов и материалов. Часть из них включает сведения о военно-экономических планах нацистской Германии на Кавказе. Важные цифровые данные содержатся в статистических сборниках.

В процессе работы была проанализирована центральная и региональная периодика военных лет, а также материалы оккупационной прессы. Ценную группу источников составила мемуарная литература, воспоминания участников событий военного времени. В процессе научных изысканий автор встречался с ветеранами войны и тружениками тыла, в том числе с бывшими работниками образования, оказавшими большую помощь в воссоздании общей картины военного времени. Документы личного происхождения стали основой для раскрытия индивидуально-психологического восприятия войны и свидетельством внутренней мотивации поведения человека в экстремальной ситуации. Данные источники позволяют «очеловечить» историю, представить ее как совокупность событий, оставивших след в жизни и судьбе, как целых поколений, так и отдельно взятой личности.

Автор выражает искреннюю признательность доценту кафедры политической истории РГУ, кандидату исторических наук Раисе Анисимовне Шипиловой за помощь в подготовке данной книги к изданию и благодарит за доброжелательные советы и научные консультации доцента ТГПИ, кандидата исторических наук Алексея Александровича Волвенко.

Раздел 1. Накануне суровых испытаний

Образование есть одна из основных ценностей духовной сферы жизнедеятельности общества, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества. Система народного образования обеспечивает целенаправленную передачу коллективного опыта от одного поколения к другому. Всякое переустройство политической системы влечет переустройство сферы образования. Содержание и функции образования, его модели определяются динамикой культурных эпох и конкретной исторической ситуацией.

Накануне Великой Отечественной войны в СССР сложилась командно-административная система управления. В рамках этой системы утвердился культ личности И.В. Сталин. Его опорой в руководстве являлась партийно-государственная номенклатура. В общественно-политической и духовной жизни государства производилась насильственная подмена общечеловеческих ценностей политическими. В течение десятилетий советским людям навязывалась репрессивно-классовая модель сознания и поведения, в которой закладывались нормативно закодированные страх, агрессивность, недоверие и ненависть к иным жизненным позициям и точкам зрения. В итоге одной из основных черт социально-психологического портрета сознания гражданина страны Советов, порожденного сталинской эпохой, стало бегство от принятия собственного решения, от личностного выбора в ситуациях, жестко регламентируемых командами «центра», и неприятие права на выбор у других. Свой вклад в формовку, лепку индивидуального и массового сознания в СССР внесла и система народного образования.

Государство требовало «вырастить в школе человека нового типа, который будет пропитан коммунистической моралью, который ко всем вопросам будет подходить не с точки зрения только своего личного интереса, а с точки зрения интересов общественности». Таким образом, учебное заведение как социальный институт фактически стало своего рода конвейером по производству массовой «идеологической продукции» в масштабах всей страны.

Следует отметить, что в СССР отсутствовал центральный властный орган, курирующий народное образование. Всесоюзный комитет по делам высшей школы, наркоматы (имеющие в своем подчинении техникумы), Главное управление трудовых резервов, Наркомат просвещения РСФСР координировали деятельность лишь своих учебных и воспитательных учреждений. Механизм политического руководства системой просвещения в стране в годы войны подверг критике историк В.В Дрыночкин. Он отмечал: «что отсутствие какого-либо специального Государственного комитета по народному образованию превращало процесс управления им в непростое дело»,- и в этом в утверждении он был прав. Однако, по нашему мнению, в условиях советской действительности, когда политическая структура представляла пирамиду партийно-государственного управления, централизм в руководстве образовательной отраслью, несомненно, присутствовал. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР определяли приоритеты ее развития во всех направлениях (методологическом, теоретическом, содержательном, технологическом, организационном) и распределяли соответствующие ресурсы. Приказы и постановления этих руководящих органов спускались для исполнения в разветвленную сеть соответствующих инстанций. Внутри каждого образовательного звена была установлена жесткая иерархическая система управления, на высоком уровне развиты механизмы контроля за деятельностью входящих в нее подсистем. При этом в образовательной сфере, как и в других, на всех уровнях действовал принцип подмены власти советских и хозяйственных органов партийными.

Выступая в качестве подсистемы государственного управления образованием, региональное управление отражало ценностные основания и целевые установки общей системы, реализуя их в руководстве конкретными учебными заведениями.

Доктрина образовательной политики советского государства на 1938-1942гг. была принята ХVIII съездом ВКП (б). Верховный орган партии подвел итоги социалистического строительства и констатировал, что в СССР завершена реконструкция народного хозяйства на основе передовой техники. Положительные индустриальные изменения, произошедшие в советском государстве, потребовали повышения профессиональной квалификации промышленных кадров. Необходимым условием выполнения этой задачи съезд определил форсированную подготовку технически грамотных рабочих. В этой связи предполагалось в III пятилетке введение обязательного всеобщего десятилетнего обучения в городах и рабочих поселках и семилетнего - на селе и в национальных республиках.

Политехническое образование школьников стало важнейшим аспектом в учебно-воспитательной работе школ в конце 30-х годов. Непосредственно делом обучения кадров массовых профессий для предприятий народного хозяйства занимались учебные заведения профессионально-технической ступени системы образования. Именно последняя и претерпела накануне войны серьезную реформацию, направленную на решение задачи подготовки специалистов высокого технического уровня.

В рамках решений, принятых на ХVIII съезде ВКП (б), перед управленческими структурами Дона и Кубани одной из первоочередных задач встала реорганизация системы школьного образования. Количество десятилеток и неполных средних школ в регионах к 1 сентября 1940г. по сравнению с 1939-1940 учебным годом увеличилось на 9 процентов. Всего в области и крае функционировало 658 средних школ, 1027 неполных средних школ, 3418 начальных школ. В них обучалось 1101655 человек.

Расширение школьной сети потребовало значительных финансовых вложений. На строительство школ выделялись деньги из местного и федерального бюджета. Но этих средств не хватало для ведения быстрых и качественных строительных работ и полномасштабного оборудования школьных зданий всем необходимым.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование и реализация партийно-государственной политики СССР в сфере идеологии, культуры и образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг

    Автореферат
    Защита состоится 10 октября 2007 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.241.01 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, Саратов, ул.
  2. Редакционная коллегия серии сборников документов великая отечественная война 1941-1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ВАРТАНОВ В. Н. (первый заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И. (заместитель председателя), МУХИН В В. (заместитель председателя), ЕФРЕМОВ А.
  3. Книга детально освещает малоизвестную страницу истории Великой Отечественной войны сотрудничество граждан СССР с нацистами на оккупированных территориях

    Книга
    «Ермолов И. Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944. (На линии фронта. Правда о войне)»: ЗАО Центрполиграф; Москва; 2010
  4. «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова» (1)

    Автореферат
    Защита состоится «10» марта 2011 г. на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 по историческим наукам при Северо-Осетинском государственном университете имени К.
  5. Ветераны Великой Отечественной Войны, фронта и тыла педагоги, ученые и сотрудники Уральского государственного экономического университета. Данная книга

    Книга
    В 39 Ветераны Великой Отечественной войны, фронта и тыла -педагоги, ученые и сотрудники Уральского государственного экономического университета / Под ред.

Другие похожие документы..