Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
4. Сформулируйте значение фразеологизма из огня да в полымя. Как вы думаете, что обозначает слово полымя? Учтите, что в древнерусском языке был еще од...полностью>>
'Диплом'
Организационная структура Авиакомпании объединяет ряд предприятий, организаций, филиалов и представительств, участвующих в процессе осуществления и о...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образователь...полностью>>
'Программа'
Операционная система (ОС) – это программа, которая обеспечивает возможность рационального использования оборудования компьютера удобным для пользовате...полностью>>

Учебная программа для специальности 1-26 02 05 Логистика Факультет

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

_____________ В.И. Толкачев

_____________ 2010 г.

Регистрационный № УД-________/р.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Учебная программа для специальности

1-26 02 05 Логистика

Факультет

международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра

экономики и менеджмента

Курс

2

Семестр

4

Лекции

44

Практические/семинарские

занятия

46 (в том числе 18 часов самостоятельной управляемой работы студентов)

Всего аудиторных часов по

Зачет 4 семестр

дисциплине

90

Всего часов по

Форма получения

дисциплине

135

высшего образования

очная

Составила Ю.В. Иванова

2010г.

Учебная программа «Конкурентоспособность предприятия» составлена на основе учебной программы «Конкурентоспособность предприятия» (утв. УО ФПБ «МИТСО» 14.10.09, регистрационный УД№010-09).

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры экономики и менеджмента

30.08.2010.Протокол№1

Заведующий кафедрой

______________ Г.П. Личко

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

«___» ________2010, протокол №

Председатель

______________ В.И. Толкачев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Конкурентоспособность предприятия» является одной из дисциплин специализации при подготовке менеджеров.

Цель преподавания дисциплины состоит в формировании у студентов теоретических знаний и практических навыков в области оценки и обеспече­ния конкурентоспособности товаров и предприятий.

В процессе изучения курса студент должен ознакомиться с сущностью, видами, формами и методами конкуренции, понятиями «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность услуги» и «конкурентоспособность предприятия», методическими основами оценки конкурентоспособности то­вара, услуги и предприятия, изучить направления и способы обеспечения по­вышения конкурентоспособности предприятий.

Студент должен знать:

  • основы теории конкуренции;

  • отличия значимости потребительских свойств товаров для различных рыночных сегментов;

  • методики оценки конкурентоспособности товаров и предприятий в условиях рынка;

  • пути и методы повышения конкурентоспособности товаров, услуг и предприятий.

Студент должен уметь оценить конкурентоспособность товара, услуги и предприятия, выявлять причины их низкой конкурентоспособности, определять направления и способы повышения конкурентоспособности предпри­ятия, товаров и услуг с учетом состояния внешнего окружения.

Изучение данного курса основывается на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Экономика предприятия», «маркетинг», «Ценообразование», «Экономическая теория».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1 Конкуренция - естественная среда функционирования предприятия в рыночных условиях хозяйствования

Содержание и цели конкуренции, ее роль в развитии экономики. Экономическая сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность предприятия».

Виды конкуренции. Функции конкуренции. Государственное регулирование противодействия недобросовестной конкуренции, его отражение в законодательстве Республики Беларусь.

Объекты и субъекты конкуренции. Факторы (силы по М. Портеру), влияющие на интенсивность конку­ренции.

Силы конкурентного соперничества между фирмами. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы. Типы фирм в зависимости от конкурентной стратегии: виоленты, патиенты, коммутанты, эксплеренты.

Частные и интегральный показатели интенсивности конкуренции на рынке. Матричный метод оценки интенсивности конкуренции.

Тема 2. Сегментация потребительского рынка

Понятие о сегменте потребительского рынка. Критерии сегментации потребительского рынка. Признаки и показатели классификации потребительских сегментов. Характеристика основных потребительских сегментов. Структура потребностей потребителей

Значимость потребительских свойств товаров для отдельных потребительских сегментов.

Тема 3. Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг

Понятие конкурентоспособности товара и услуг. Критерий и принципы оценки конкурентоспособности товаров и услуг.

Значение и сущность качества в обеспечении конкурентоспособности товара. Роль стандартизации, сертификации и системы качества в обеспече­нии конкурентоспособности товаров. Качественные показатели конкурентоспособности товара.

Роль и место цены в обеспечении конкурентоспособности товаров. Экономические показатели конкурентоспособности товара. Значение маркетинга в обеспечении конкурентоспособности товаров. Организационно-коммерческие показатели конкурентоспособности товара.

Тема 4. Методологические основы оценки конкурентоспособности товаров

Порядок оценки конкурентоспособности товаров. Матричные методы оценки конкурентоспособности товаров: матрица Бостонской консультационной группы, модифицированная матрица Бостонской консультационной группы, матрица направленной политики «Шелл Кемиклз».

Методы оценки конкурентоспособности товаров на основе квалимет-рического подхода (товара-образца). Особенности оценки конкурентоспособности различных товаров.

Оценка конкурентоспособности товаров на основе социологического опроса потребителей. Модель Розенберга. Модель с идеальной точкой.

Тема 5. Оценка конкурентоспособности предприятия

Экономические цели предприятия и государства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Жизненный цикл предприятия: основные стадии и кризисные ситуа­ции, возникающие на его продолжении. Отслеживание стратегий конкурентов Исследование конкурентоспособности предприятия в целом. SWOT- анализ деятельности предприятия. Прогноз поведения конкурентов. Методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе его внутреннего потенциала (финансы, менеджмент, маркетинг, производство, персонал).

Тема 6. Формирование конкурентной стратегии предприятия

Виды конкурентных стратегий предприятия. Выбор базовой конку­рентной стратегии. Направления комплексного использования преимуществ базовых стратегий конкуренции. Ситуационное проектирование стратегии конкуренции для предприятий с различной степенью доминирования на рын­ке. Адаптация стратегии конкуренции к особенностям динамики рынка.

Тема 7. Экономическая несостоятельность и банкротство предприятия

Сущность, мотивы и виды банкротства предприятия. Причины неплатежеспособности и возможного банкротства отечественных предприятий. Факторы, обусловливающие банкротства предприятий. Стадии банкротства предприятия. Законодательные и нормативные документы, регламентирую­щие банкротство предприятий в Республике Беларусь. Процедура объявле­ния банкротства. Ликвидация предприятия. Оценка ликвидационной стоимо­сти предприятия.

Тема 8. Экономический механизм антикризисного управления

Государственное регулирование деятельности кризисных предприятий. Органы, осуществляющие политику антикризисного управления в Республи­ке Беларусь. Система государственной поддержки несостоятельных предпри­ятий. Методы антикризисного управления предприятием. Зарубежный опыт антикризисного управления предприятием.

Тема 9. Реструктуризация предприятия - радикальный способ повышения его конкурентоспособности

Сущность, цель и задачи процесса реструктуризации предприятия. Основные виды и направления реструктуризации предприятия. Финансовая реструктуризация предприятий. Имущественная реструктуризация предприятия. Организационно-правовая реструктуризация. Производственная реструктуризация. Реструктуризация персонала.

Тема 10. Направления обеспечения конкурентоспособности това­ров, услуг и предприятий

Совершенствование правового обеспечения конкурентоспособности предприятия. Совершенствование организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности предприятия. Создание организационного ме­ханизма управления конкурентоспособностью предприятия. Сокращение времени разработки новой продукции. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе создания кластеров

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ»

очная форма получения высшего образования

№ п\п

Название темы, перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия)

Литература

Форма

контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские)

занятия

Лабораторные

занятия

Управляемая (контролируемая) самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (90)

44

28

-

18

-

-

-

1

Тема 1. Конкуренция - естественная среда функционирования предприятия в рыночных условиях хозяйствования

1.Содержание и цели конкуренции, ее роль в развитии экономики

2.Экономическая сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность предприятия». Объекты и субъекты конкуренции

3.Виды конкуренции

4.Государственное регулирование противодействия недобросовестной конкуренции, его отражение в законодательстве Республики Беларусь.

4. Функции конкуренции

5. Факторы (силы по М. Портеру), влияющие на интенсивность конкуренции

6.Силы конкурентного соперничества между фирмами

7. Типы фирм в зависимости от конкурентной стратегии: виоленты, патиенты, коммутанты, эксплеренты

8.Частные и интегральный показатели интенсивности конкуренции на рынке.

9. Матричный метод оценки интенсивности конкуренции.

6

4

2

[2]

[3]

[3]

Опрос,

рефераты

2

Тема 2. Сегментация потребительского рынка

1.Понятие о сегменте потребительского рынка

2.Критерии сегментации потребительского рынка.

3.Признаки и показатели классификации потребительских сегментов

4.Характеристика основных потребительских сегментов

5.Структура потребностей потребителей

6.Значимость потребительских свойств товаров для отдельных потребительских сегментов.

4

2

[2]

[3]

[5]

Самостоятельная работа

3

Тема 3. Теоретические основы конкурентоспособности товаров и услуг

1.Понятие конкурентоспособности товара и услуг

2.Критерий и принципы оценки конкурентоспособности товаров и услуг

3. Значение и сущность качества в обеспечении конкурентоспособности товара

4. Роль стандартизации, сертификации и системы качества в обеспечении конкурентоспособности товаров

5. Анализ и оценка конкурентоспособности товара

6.Роль и место цены в обеспечении конкурентоспособности товаров

7.Экономические показатели конкурентоспособности товара

8.Качественые показатели конкурентоспособности товара

9.Значение маркетинга в обеспечении конкурентоспособности товаров

10. Организационно-коммерческие показатели конкурентоспособности товара

4

2

4

[2]

[8]

[12]

Самостоятельная работа,

рефераты

4

Тема 4. Методологические основы оценки конкурентоспособности товаров

1. Порядок оценки конкурентоспособности товаров

2. Матричные методы оценки конкурентоспособности товаров

3.Особенности оценки конкурентоспособности различных товаров

4.Оценка конкурентоспособности товаров на основе социологического опроса потребителей.

5.Модель Розенберга.

6.Модель с идеальной точкой.

7. Методы оценки конкурентоспособности товаров на основе квалиметрического подхода (товара-образца).

6

4

4

[2]

[3]

[5]

Опрос

5

Тема 5. Оценка конкурентоспособности предприятия

1. Экономические цели предприятия и государства, их взаимосвязь и взаимообусловленность

2. Жизненный цикл предприятия: основные стадии и кризисные ситуа­ции, возникающие на его продолжении.

3.Возможные нетрадиционные жизненные циклы предприятия

4.Отслеживание стратегий конкурентов

5 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом

6. SWOT- анализ деятельности предприятия. Прогноз поведения конкурентов

7.Понятие конкурентный статус предприятия. Определение конкурентного статуса предприятия путем построения конкурентной карты рынка

6. Показатели оценки конкурентоспособности предприятия по основным направлениям деятельности: анализ финансового положения, оценка соответствия используемого производственно(торгово)-технологического процесса современным технологиям, анализ организации и управления, оценка эффективности применяемого маркетинга, анализ эффективности труда и его стимулирования

6

4

8

[2]

[5]

[7]

Опрос,

Рефераты,тест

6

Тема 6. Формирование конкурентной стратегии предприятия

1.Виды конкурентных стратегий предприятия

2.Выбор базовой конкурентной стратегии

3.Направления комплексного использования преимуществ базовых стратегий конкуренции 4.Ситуационное проектирование стратегии конкуренции для предприятий с различной степенью доминирования на рын­ке

5.Адаптация стратегии конкуренции к особенностям динамики рынка

4

2

[2]

[8]

[12]

Самостоятельная, опрос

7

Тема 7. Экономическая несостоятельность и банкротство предприятия

1.Сущность, мотивы и виды банкротства предприятия

2.Причины неплатежеспособности и возможного банкротства отечественных предприятий 3.Факторы, обусловливающие банкротства предприятий

4.Стадии банкротства предприятия

5.Законодательные и нормативные документы, регламентирующие банкротство предприятий в Республике Беларусь

6. Процедура объявле­ния банкротства

7. Ликвидация предприятия

4

2

[2]

[4]

Опрос

8

Тема 8. Экономический механизм антикризисного управления

1.Государственное регулирование деятельности кризисных предприятий

2.Органы, осуществляющие политику антикризисного управления в Республике Беларусь 3.Система государственной поддержки несостоятельных предпри­ятий

4. Методы антикризисного управления предприятием

5.Зарубежный опыт антикризисного управления предприятием

4

2

[2]

[5]

Опрос

9

Тема 9. Реструктуризация предприятия - радикальный способ повышения его конкурентоспособности

1.Сущность, цель и задачи процесса реструктуризации предприятия

2. Основные виды и направления реструктуризации предприятия

3.Финансовая реструктуризация предприятий.

4.Имущественная реструктуризация предприятия.

5.Организационно-правовая реструктуризация.

6.Производственная реструктуризация

7. Реструктуризация персонала

4

2

[2]

[6]

Опрос

10

Тема 10. Направления обеспечения конкурентоспособности това­ров, услуг и предприятий

1.Совершенствование правового обеспечения конкурентоспособности предприятия 2.Совершенствование организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности предприятия

3.Сокращение времени разработки новой продукции.

4.Создание организационного ме­ханизма управления конкурентоспособностью предприятия.

5.Повышение конкурентоспособности предприятий на основе создания кластеров

2

4

[2]

[7]

Тест, опрос

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

  2. Волонцевич Е.Ф. Конкурентоспособность торговой фирмы: Курс лекций. - Мн.: Изд-во БГЭУ, 2003. - 115 с.

  3. Волонцевич Е.Ф., Козлова Г.К. Конкурентоспособность организа­ций: Практикум / Е.Ф. Волонцевич, Г.К. Козлова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 83 с.

  4. Герасенко В.П., Котов Г.К., Герасенко П.В. Развитие экономиче­ской конкуренции: Монография. - Гомель: Белорусский центр бизнеса «Аль-таир», 2000.-120 с.

  5. Головачев А.С., Гарбацевич С.Л. Конкурентоспособность страны, предприятия и товара: Научно-методическое пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. - 113с.

  6. Квасникова В.В. Реструктуризация предприятий на основе ран­ней диагностики кризисной ситуации. - Витебск: УО «ВГТУ», 2005. - 189 с.

  7. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпарация «Дашков и К°», 2005. - 294

  8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА - М. - 2000. - 312 с.

  9. Фуре И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учеб. пособие. -Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 346 с.

  10. Юданов Ю.А. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практ. Пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей. «Тандем», издательство «ГНОМ - Пресс», 1998. -384 с.

  11. Яшева Г.А., Прокофьева Н.Л., Квасникова В.В. Конкурентоспособность предприятий легкой промышленности: оценка и направления повышения. - Витебск: УО «ВГТУ», 2003. - 302 с.

Дополнительная литература

  1. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. -2005.-№4.-С.72-85.

  2. Гончарук В.А. Алгоритм преобразований в бизнесе. - М.: Дело, 2001.-296с.

  3. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. - М.: Русская деловая лит., 1998. -768с.

Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. От­ношения, 1993. - 896с.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменении в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на____ /______ год

№№

пп

Дополнения и изменения

Основание

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры №1 (кафедра экономики и менеджмента) протокол № 1 от 30.08.2010 г.

Заведующий кафедрой

К.т.н., доцент _______________ Г.П. Личко

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

К.и.н, доцент ______________ А.К. Лобанок



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит (3)

    Программа
    Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси "Международный университет "МИТСО"
  2. Учебная программа для специальностей 1-26 02 02* Менеджмент 1-26 02 03 Маркетинг

    Программа
    Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы курса «Анализ хозяйственной деятельности», утвержденной 30.03.2004, регистрационный № ТД 83/тип.
  3. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 02 Менеджмент, 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит

    Программа
    Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине “Вялiкая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце другой сусветнай вайны)” утвержденной Министерством образования Республики
  4. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 02 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит (1)

    Программа
    Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Охране труда», утвержденной Министерством образования РБ (регистрационный № ТД- 236/тип).
  5. Учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 Маркетинг, 1-26 05 05 Логистика, 1-25 01 04 Финансы и кредит

    Программа
    Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях.

Другие похожие документы..