Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Париж «это не город, это целый мир», — утверждал Карл V. Правда, Париж он называл его прежним именем — Лютеция, что в переводе с греческого означает ...полностью>>
'Документ'
Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потреб...полностью>>
'Документ'
Програму розвитку агропромислового комплексу області на 2012-2016 роки (далі – Програма) спрямовано на виконання пріоритетних завдань, визначених зак...полностью>>
'Литература'
При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими ...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (4)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История

русской музыки

Учебно-методический комплекс дисциплины

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

История

русской музыки

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

Д

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Рецензент:

д. пед. наук, проф. Рыбакова Н.А..

Д История русской музыки [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.В.

Виницкая; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование»

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: Н.В. Виницкая, 2009.

УТВЕРЖДАЮ

Декан музыкально-педагогического факультета

____________А.А.Каковкин

«____»______________2009 г.

Рабочая программа

Кафедра музыки

Шифр и наименование дисциплины: История русской музыки

Статус дисциплины: обязательная

Специальности (направления): ОПД. Ф.09 «Музыкальное образование»

Формы обучения: дневная

Объем дисциплины: 56 часов

Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Лабор.

Практ.

1

56

28

20

-

8

28

-

экзамен

Всего

56

28

20

-

8

28

-

-

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД. Ф.09 «История русской музыки»

Курс истории русской музыки призван раскрыть основные этапы развития русской музыкальной культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европы.

Музыкальная культура Древней Руси. Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев. Барокко в русской музыке. Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров.

Национальная композиторская школа последней трети XVIII века.

Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления. Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке. Расширение круга ведущих жанров. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды. Стилевое многообразие, тенденции импрессионизма, символизма, экспрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма. Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика. Многообразие жанров, новые жанровые явления. Многообразие систем композиторской техники. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

Разработчик канд. искусствоведения, доцент Н.В. Виницкая

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры музыки

Заведующий кафедрой _____________________ Н. А. Рыбакова

Одобрена Ученым советом музыкально-педагогического факультета

«_______»_____________________ Председатель

__________________________

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины

Курс истории русской музыки является одной из важнейших дисциплин в системе подготовки педагога-музыканта. Он предусматривает изучение основных этапов развития отечественной музыкальной культуры от древнейших времен по ХХ век. Данный курс формирует у студента установку на осознание музыкально-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющаяся в смене художественных стилей и методов. Курс истории русской музыки призван вооружить студентов знаниями основных этапов развития отечественной музыкальной культуры, способами анализа явлений музыкального искусства в соответствии с актуальными проблемами современного музыкознания.

Цель курса - оснащение педагогов-музыкантов знаниями в области отечественной музыкальной культуры, периодизации истории русской профессиональной и народной традиций, соотношения русской музыки с общими закономерностями развития мировой музыкальной культуры, закономерностей стилеобразования в отечественной музыке.

Основными задачами курса является формирование у студентов знаний:

  • особенностей каждого исторического этапа развития русского музыкального искусства во взаимосвязи с социальными, идейными и эстетическими концепциями,

  • системы музыкальных жанров и форм русской музыкальной традиции в их исторической эволюции,

  • системы средств музыкальной выразительности, их исторического развития, характеризующих стиль русской композиторской школы и индивидуальный стиль ее лучших представителей.

В соответствии с учебным планом курс истории русской музыки изучается в течение 5 семестра, на него отводится 56 часов.

Занятия традиционно проходят в форме лекций (20 ч) и семинаров (8 ч). В содержании лекционного курса освящено творчество композиторов, крупнейших представителей отечественной музыкальной культуры. Особое место занимает характеристика той или иной историко-художественной эпохи. Используется широкий материал, освещающий исторические условия развития русской культуры данного периода, основные философско-эстетические воззрения эпохи, ведущие стилевые тенденции русского искусства.

Курс «История русской музыки» должен соответствовать специфике музыкально-педагогического факультета. Этим обусловлено появление в настоящей программе такого раздела, как «Музыка русских композиторов для детей». Одновременно во избежание перегрузки программы некоторые разделы были сокращены (о творчестве Кюи, Аренского). По этой же причине в ряде тем вместо детального изучения творческого пути композитора дается сжатая биографическая справка.

Так как курсу истории русской музыки предшествует курс русского народного музыкального творчества, в программу не включен обзор народно-бытовых жанров в различные исторические периоды.

Вузовский курс истории музыки - это курс проблемный, предполагающий широкий исторический подход, к изучаемым явлениям, его предметом является процесс развития музыкальной культуры. Отсюда соответствующая направленность анализа музыкальных произведений. Для полноценного усвоения такого курса необходима база, которой должен быть читаемый в музыкальных училищах курс музыкальной литературы. Представляется целесообразным вводить в курс истории музыки (при анализе музыкальных произведений) элементы описательного курса музыкальной литературы. Знание музыкальных произведений и умение аналитически описать основные музыкально-выразительные средства являются для студентов столь же важными, как и осознание музыкально-исторической проблематики.

В целях активизации учебного процесса рекомендуются различные формы самостоятельной работы студентов: курсовые работы, доклады, самостоятельная проработка по рекомендованной литературе несложных разделов курса. Большое положительное воздействие оказывают регулярно проводимые (в рамках общей сетки часов) семинары.

Каждая тема содержит общие обзоры русской музыкальной культуры и характеристики различных жанров музыки. Важнейшие проблемы рассматриваются в тесной связи с явлениями в литературе и искусстве в целом. Изучение творчества композиторов различных исторических эпох должно помочь использовать свои знания и навыки не только непосредственно в курсе истории музыки и при изучении теоретических дисциплин, но и в классах дирижирования, вокала, в занятиях по специальному инструменту, в дальнейшей просветительской деятельности педагога-музыканта.

Анализ музыкальной культуры каждого исторического этапа должен осуществляться в трех направлениях интегративности:

  1. духовно-содержательным (строй художественного сознания, «образ мира», воссоздаваемый искусством, место человека в мире, его отношение к природе, обществу, самому себе, другим людям, основные ценностные ориентации и способ художественного отражения – творческий метод и стиль);

  2. институциональном (организация процесса создания художественных ценностей, их восприятия, хранения, наследования, механизма управления искусством);

в) морфологическом (соотношение видов искусства, их родовые и жанровые особенности, роль в создании общей художественной «картины мира», неравномерность исторического развития и общественной значимости музыки).

Задачи лекционных занятий: познакомить студентов с особенностями истории развития русской музыки, обобщить и углубить знания в области отечественной музыкальной культуры, полученные в курсе изучения истории, музыкальной литературы, народного творчества; развить способности делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом.

Задачи семинарских занятий: проверка понимания студентами содержания рекомендованной литературы и обращение их внимания на проблемные вопросы курса; развитие навыков музыковедческого анализа и умения объяснить наиболее важные явления в мире музыки.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу.

Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы. Достаточно близкое знакомство студентов с проблематикой предмета необходимо, поскольку является неотъемлемой частью профессионального мастерства специалиста в области музыкальной педагогики, обеспечивая ему нужную широту кругозора. Преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов по теме); промежуточный – по завершению изучения темы (рефераты и тесты по теме); итоговый – по завершению курса (итоговые тесты).

Итогом курса является экзамен. При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса: один более широкий, другой – более узкий. Вопросы должны быть из различных разделов курса. Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, написание реферата, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты суммируются. На основании общей суммы выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от экзамена, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает экзамен.

1.1.2. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины по ГОС (ОПД.Ф.09)

Курс истории русской музыки призван раскрыть основные этапы развития русской музыкальной культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европы.

Музыкальная культура Древней Руси. Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев. Барокко в русской музыке. Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров. Национальная композиторская школа последней трети XVIII века.

Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления. Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке. Расширение круга ведущих жанров. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды. Стилевое многообразие, тенденции импрессионизма, символизма, экспрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма. Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика. Многообразие жанров, новые жанровые явления. Многообразие систем композиторской техники. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Дипломированный специалист в области музыкальной культуры и искусства должен знать/понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений отечественной музыкальной культуры;

  • известные музыкальные произведения различных авторов;

  • основные выразительные средства художественного языка музыки;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать музыковедческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам истории русской музыкальной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план курса

п\п

Наименование тем и разделов

Всего

(часов)

Аудиторные

занятия (час.)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

Русское музыкальное средневековье.

Русская музыкальная культура 18 века

4

2

2

2

Русская музыкальная культура первой половины 19 века. Романсовое творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева. Творчество А.Н. Верстовского.

4

2

2

3

Творчество Глинки и Даргомыжского

4

2

2

4

Русская музыкальная культура в 60-70- гг. Рубинштейны. Стасов. Серов.

4

2

2

5

Творчество композиторов «Могучей кучки»

8

4

4

6

Творчество Чайковского. Русская музыкальная культура в 80-90 г.г. 19 века.

4

2

2

7

Русская музыкальная культура в 80-90 гг 19 века. А.К. Лядов. А.К. Глазунов. С.И. Танеев А.С. Аренский. В.С. Калинников

4

2

2

8

Русская музыкальная культура в начале ХХ века А.Н. Скрябин. С.В. Рахманинов. И.Ф. Стравинский

8

4

4

9

Музыка Росси 1917-1941 гг. Музыка Росси в 40-50 годы

4

2

2

10

Выдающиеся русские композиторы второй половины ХХ века.

4

2

2

11

Основные тенденции развития современной русской музыки

4

2

2

12

Музыка русских композиторов для детей

4

2

2

Всего

56

20

8

28



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: М.В. Папина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Учебно-методический комплекс
    Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (2)

    Учебно-методический комплекс
    М 34 Материаловедение товаров широкого потребления [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-сост.: И.Б. Соловьева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Учебно-методический комплекс
    О 22 Оборудование предприятий легкой промышленности [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-сост.: И.Б. Соловьева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В. М. Шукшина» (2)

    Учебно-методический комплекс
    М 89 Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Е.А. Торопчина; Бийский пед.

Другие похожие документы..