Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Многие нововведения в отечественных организациях осуществляются "методом проб и ошибок". Приходит новое руководство, замечает какие-либо ос...полностью>>
'Документ'
Самостійна робота студента включає виконання індивідуальних завдань, написання та захист рефератів, виступ на студентській конференції. Перевірка вик...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д.220.002.01 при Алтайском государственном аграрном университете по адресу:...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 30 мая 2007 г. в 12-30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.287.03 при Уральском государственном экономическом университ...полностью>>

Уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проблемное обучение на уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

Борзова Людмила Георгиевна, учитель истории

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

Тип урока: изучение нового материала, на базе использования ТСО, сообщений уч-ся.

Цель урока: учащиеся должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность. Учащиеся должны уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.

Задачи урока:

А.) Учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской площади, его историческое значение; особое внимание уделить причинам поражения восстания.

Б.) Развивать навыки и умения учащихся: внимание, память, воображение, умение слушать и оценивать ответ товарища, анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи.

В.) Прививать интерес и уважение к событиям отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма.

Вводное слово учителя:

Восстание декабристов – трагическая и славная страница русской истории! Восстание декабристов вспыхнуло и погасло, как звезда. Оно имело большое значение в истории революционного движения России. Это было первое открытое выступление против царизма с оружием в руках – до этого Россия знала лишь стихийные выступления крестьян. “Пушки Исакиевской площади разбудили целое поколение”, - скажет А.И.Герцен.

Было ли поражение восстания объективно предопределено? К.Ф.Рылеев – один из лидеров декабристов незадолго до восстания написал:

Известно мне погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Эти стихи оказались пророческими.

Сегодня на нашем уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос: почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?

На протяжении нашего урока во время изучения нового материала вы будете должны ответить на этот вопрос и выписать в тетрадь причины поражения восстания, а в конце урока мы подведем итог вашей работы.

Сообщение уч-ся:

19 ноября 1825 года во время поездки по стране в Таганроге неожиданно скончался император Александр1. Члены Тайного общества считали, что наступил “час пробуждения спящих россиян”, что можно наконец совершить то, к чему они стремились много лет. Вся боль и обида заговорщиков за судьбу русского народа, кажется, выразились в стихотворении К.Ф.Рылеева:

Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе,
В тяжкой доле,
Видно век вековать.

Долго ль русский народ
Будет рухлядью гостпод.
И людями.
Как скотами,
Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил.
И над нами,
Бедняками
Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут
Мы посеем – они жнут,
И свобода
У народа
Силой бар задушена.

А что силой отнято,
Силой выручим мы то,
И в приволье,
На раздолье
Стариною заживем.

А теперь господа
Грабят нас без стыда
И обманом
Их карманом
Стала наша мошна.

Нас поборами царь
Иссушил, как сухарь:
То дороги
То налоги
Разорили нас вконец.

А под царским орлом
Ядом потчуют с вином
И народу
Лишь за воду
Велят вчетверо платить.

А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами
Ведь с усами
Так мотай себе на ус.

Момент для восстания был подходящий. У Александра I не было детей, царем должен был стать его брат Константин, но он был женат на особе нецарской крови, на польской графине Иоанне Грудзинской, что по закону о престолонаследии лишало его права стать царем. Занимая должность главнокомандующего польской армией, он фактически был наместником царя в Польше, жил в Варшаве и давно отрекся от престола.

В запечатанных конвертах в Сенате и Синоде, в Государственном совете в Петербурге и в Москве – в Кремлевском Успенском соборе хранились документы отречения Константина. На пакете, находившемся в Государственном совете, имелась надпись, сделанная Александром I: “Хранить в Государственном совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия в чрезвычайном собрании”.

Отречение Константина держалось в глубокой тайне, о нем знал лишь ограниченный круг придворных. Страна присягнула Константину. Были отчеканены монеты с его профилем, в магазине продавались его портреты. Но фактически страна жила без царя, создалось междуцарствие и это продолжалось 17 дней до 14 декабря.

При таких условиях Николай решил больше не считаться с формальностями. 12 декабря вечером он приказал изготовить манифест о его восшествии на престол; 13 декабря, утром подписал манифест и приказал Сенату 14 декабря, в 7 часов утра присягнуть ему, новому императору Николаю I.

Декабристы Батенков и Н. Бестужев в тот же день 13 декабря узнали о новом манифесте и назначении новой присяги – “переприсяги”, как ее называли в народе. Ситуация, кажется, складывается благоприятно для восстания. Переприсяга при живом царе была совершенно не в русском обычае. “Царь от Бога” - это понятие укоренилось в народе еще с допетровских времен. Хороший царь – живи и радуйся, плохой – терпи. Менять одного царя на другого, по своему хотению - не по Божьей воле. И вот живого и здорового Константина собираются менять теперь на Николая.

Члены Северного общества знали, что они могут подтолкнуть бессловесных солдат, чтобы они потребовали объяснений. Под именем Константина, законного царя, декабристы надеялись скрыть свои стремления к Конституции, выборам, гласности, аграрной реформе, ко всему, что с их точки зрения невозможно было объяснить солдатам.

Гораздо больше членов Северного общества волновало отсутствие у них четкого плана действий. Его приходилось изобретать на ходу, сшивать на живую нитку. После жарких споров, которые продолжались несколько дней, было принято следующее решение: Рано утром 14 декабря, в день присяги Николаю, вывести войска к Сенату и сорвать ее. Вместо того, чтобы присягнуть царю, Сенат под давлением восставших должен был принять манифест к русскому народу и опубликовать его во всенародное сведение.

Сообщение нового материала в виде компьютерной презентации: (учащиеся самостоятельно выполняют опережающее задние в виде компьютерной презентации)

Сопроводительный текст:

В этом манифесте царское правительство объявлялось низложенным, уничтожалось крепостное право, устанавливалось равенство всех сословий перед законом, объявлялась свобода печати, совести и занятий, обеспечивалась гласность судов, чиновники заменялись выборными лицами, сокращалась 25-летняя военная служба, уничтожалось рекрутство и военные поселения, вводилась всеобщая воинская повинность и учреждалась внутренняя народная стража, отменялась подушная подать, уничтожалась правительственная монополия на соль, водку. Для решения о будущем политическом строе России – республике или конституционной монархии – предлагалось созвать Великий Собор.

Предполагалось еще захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать царскую семью, не исключалось и цареубийство.

Рано утром, затемно, декабристы-офицеры отправились в казармы поднимать полки на восстание. Они рассчитывали вывести к Сенату значительную часть войск, расквартированных в Петербурге. Однако реальные результаты усилий оказались скромнее.

Под сенью овеянных славою 1812 года знамен вышли первыми на Сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Во главе их шел Александр Бестужев (Марлинский).

Прибывшие выстроились у подножия памятника Петру I в каре – боевым четырехугольником, - что давало возможность отражать нападения со всех сторон. Было не очень холодно, около 8 градусов мороза, с моря дул ледяной ветер. Стоять было нелегко. Но настроение у всех было бодрое.

Между тем Рылеев был озабочен. Уже на рассвете он получил два тяжелых известия. Надламывались основные звенья намеченного декабристами плана восстания. Якубович отказался вести гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи; Каховский отказался совершить цареубийство, чтобы открыть путь восстанию.

Позже выяснилось, что выбранный диктатором Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь, оставив восставших на произвол судьбы.

Выяснилось еще одно непредвиденное обстоятельство. Николай, предупрежденный доносами унтер-офицера Шервуда, капитана Майбороды, поручика Ростовцева и агента Бошняка о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться необычно рано, в 7 часов утра, до того, как восставшие войска придут на площадь.

Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли присягу и разошлись. Первые явившиеся на Сенатскую площадь войска стояли перед пустым зданием Сената.

Застав Сенат опустевшим, декабристы заняли позицию пассивной обороны вокруг Медного всадника. Но и Николай I поначалу был столь же пассивен: получив первые известия о неповиновении Московского полка, царь занялся чтением манифеста о своем восшествии на престол перед толпой народа, собравшегося у Зимнего дворца.

Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьезные преимущества, упустили безнадежно.

Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Он был смертельно ранен Каховским.

В такой ситуации Николай после некоторых колебаний решил прибегнуть к крайнему средству. Жестокому и беспроигрышному: залпу картечью никому в упор не выдержать. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали число жертв с обеих сторон составляло по разным подсчетам от 200 до 300 человек. В срочно пробитые поруби в Неву сбрасывали не только убитых. Но и раненых участников восстания.

Позже один из рядовых участников восстания Петр Фатеев, ставший участником восстания по приказу офицера-декабриста в составе Московского полка и отправленный за это царем в действующую армию на Кавказ в своем письме родителям так отзывался о событиях на Сенатской площади: “За седьмицу до праздника Рождества Господа Нашего Иисуса Христа великое деяние совершилось в стольном граде С.-Петербурге. Полк, где я верою и правдою служу, не хотел принять святую присягу, а вышел в обмундировании на улицу Сенатской площади и стал стрелять, как на войне все равно, есть и убитые, а присягу святую приняли на верность служить новому Императору Николаю Павловичу. За стрельбу много арестовали начальников разных, офицеров. Я стоял первым на левом фланге и стрелял. Много стреляли. Холодно дюже было, но руки не зябли, ружье было горячо и рукам тепло. Офицера, коих арестовали, все хорошие господа”

После получения известия о разгроме выступления в Петербурге члены южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 года – 3 января 1826 года), которое было быстро разгромлено.

Учитель:

К следствию и суду над декабристами было привлечено 579 человек, из которых 80 процентов были военными. Процесс проходил тайно и в быстрые сроки. Работу следственной комиссии направлял сам император. Из всех подследственных Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были поставлены “вне разрядов” и приговорены к четвертованию. Однако боязнь прослыть дикарем в просвещенной Европе привела к тому, что Николай заменил эту средневековую казнь повешанием. 13 июля 1826 года пять декабристов были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы не каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был отправлен и весь Черниговкий полк.

Учитель:

Перед тем, как подвести итог нашего урока я предлагаю посмотреть фрагмент фильма.

(отрывок из фильма “Николай I” видеостудия “Кварт”)

На протяжении урока вы отвечали на проблемный вопрос: каковы причины поражения восстания декабристов, давайте подведем итог.

Примерные ответы учащихся:

1. срыв первоначального плана восстания

2. оторванность от народа

3. повндение Трубецкого и Якубовича в момент восстания

4. численное превосходство и лучшее вооружение царских войск

5. недостатки в подготовке восстания

6. выжидательная тактика, нерешительность восставших

Учитель:

В своем предсмертном письме родным руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель написал слова, созвучные, на мой взгляд, сердцам всех декабристов: “…я страстно люблю мое отечество, я желал его счастья с энтузиазмом, я искал этого счастья…”

Урок истории в 8-м классе по теме: "Отечественная война 1812 года"

Былинцева Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

Цели и задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.

  2. Продолжать развивать умения анализа исторических источников, развивать логическое мышление учащихся.

  3. Воспитывать чувства гордости героической историей своей Родины.

Оборудование и материалы: учебник Данилова А. А. , Косулиной Л. Г. “История государства и народов России”, карта “Отечественная война 1812 года, схема “Бородинское сражение”, отрывки из источников: Известия о военных действиях 1812-1814 гг. По материалам периодической печати.

Ход урока

1) Орг. момент.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром –
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)

Вопросы: Кто из вас, ребята, знает, о каком знаменательном событии говорится в этом стихотворении? Что вы об этом знаете? Как называется эта война?

2) Изучение нового материала.

1. Начало войны.

Слово учителя:

В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона вторглись в пределы России. На следующий день в своем рескрипте на имя Председателя Государственного Совета и Комитета Министров Графа Н. И. Салтыкова Александр 1 написал следующие строки: “Граф Николай Иванович! Французские войска вошли в пределы нашей Империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое наблюдение союза. Я для сохранения мира истощил все средства…. …Все старания мои были безуспешны. Император Наполеон в уме своем положил твердо разорить Россию. Предложения самые умеренные остались без ответа. Внезапное нападение открыло явным образом лживость подтверждаемых в недавнем еще времени миролюбивых обещаний. И потому не остается мне иного, как поднять оружие и употребить все врученные мне провидением способы к отражению силы силою. Я надеюсь на усердие МОЕГО народа и храбрость войск МОИХ. Будучи в недрах домов своих угрожаемы, они защитят их с свойственною им твердостью и мужеством… Оборона Отечества, сохранение независимости и чести народной принудило НАС препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве МОЕМ. ”

Вопрос: скажите, каков характер этой войны со стороны Франции, а какой со стороны России?

Задание 1: прочтите отрывок из док-таИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ЗАПИСОК ГЕНЕРАЛА ПЕЛЕ О РУССКОЙ ВОЙНЕ 1812 г. ” и ответьте на вопрос. (см. Приложение 1)

Вопрос к док-ту: Кто входил в состав французской армии? Чем можно объяснить участие в армии Наполеона представителей многих народов?

Задание 2: рассмотрев карту “Нашествие наполеоновской армии”, расскажите о расположении русской армии в начале войны.

(обсуждение)

Основная часть военных советников считала, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому предполагалось дать генеральное сражение вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Наполеон же двинулся на Москву. Он стремился не допустить соединения русских армий и разбить их уже вблизи границы. Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай-де-Толли. В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственно верную тактику – любой ценой сохранить войска.

Задание 3: прочитав док-т “Известия из главной квартиры в местечке Замоше, 23 Июня [/ 5 июля] 1812. ”, скажите, удалось ли русским сорвать планы Наполеона? (см. Приложение 2)

(обсуждение)

2. Отступление русской армии.

В начале августа под Смоленском произошло сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что французам удалось взять город, они потеряли около 20 тыс. солдат. После того как русские войска и мирное население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины.

Вопросы: Почему в начале войны русские войска вынуждены были отступать?- Сравните готовность к войне Франции и России. Как вы думаете, почему русские, отступая, сожгли город?

Задание 4: (по группам) 1 группа (по одному документу каждому ученику): Проанализируйте документы и ответьте на вопросы: По какому принципу происходил набор в русскую армию в начале войны? Из каких подразделений состояла русская армия? Какие слои населения входили в состав земского и временного ополчений? С какими словами обращался император к своему народу для набора в армию и создания ополчения? (см. Приложение 3)

2 группа: прочтите документ “Из рескрипта Ея Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны к Министру уделов Господину Действительному Тайному Советнику Сенатору и Кавалеру Гурьеву за собственноручным Ея Императорского Высочества подписанием, 1812 года Июня 30 [/ 12 июля] последовавший. ” и ответьте на вопросы: Пытались ли оказывать своему народу личную помощь в изгнании французов члены императорского двора? Если да, то какую? (см. Приложение 4)

(обсуждение работы в 1 и 2 группе)

3. Бородинское сражение.

К этому времени главнокомандующим русской армией был назначен чрезвычайно популярный генерал в то время, крупный полководец, Михаил Илларионович Кутузов

Задание 5: пользуясь схемой в учебнике на стр. 29, объясните, почему М. И. Кутузов выбрал место сражения именно Бородинское поле?

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова

от 23 августа (4 сентября) 1812. … из главной квартиры при селе Бородине, от 23 сего Августа доносит ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ следующее: Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине в 12 верстах впереди Можайска, одна из наилучших, какую только на плоских местах найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится с левого фланга, постараюсь я исправить посредством искусства. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, в таком случае имею я большую надежду к победе, но ежели он найдя мою позицию крепкою, маневрировать будет по дорогам, ведущим к Москве; тогда должен буду идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся. Касательно неприятеля приметно уже несколько дней, что он стал чрезвычайно осторожен.....

Вопрос к док-ту: Почему левый фланг Кутузов назвал слабым местом позиции?

Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в 5. 30. утра.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой. (М. Ю. Лермонтов “Бородино”.)

Совместное обсуждение источников.

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 25 августа (6 сентября) 1812.

Неприятель предпринял направление в важных силах на левый наш фланг, находящийся под командою Князя Багратиона. Видев стремление неприятеля главнейшими силами на сей пункт, дабы сделать таковой надежнее, признал я за нужное, загнуть оный укрепленным прежде сего возвышением. С 2 часов пополудни и даже в ночи сражение происходило весьма жаркое; и войска в сей день оказали ту твердость, какую заметил я с самого приезда моего к армиям. Вторая же кирасирская дивизия должна будучи даже в темноте сделать последнюю из своих атак, особенно отличилась, и вообще все войска не только не уступили не одного шага неприятелю, но везде поражали его с уроном с его стороны…

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 27 августа (8 сентября) 1812.

Сражение было общее, и продолжалось до самой ночи: потеря с обеих сторон велика; урон неприятельский, судя по упорным атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма нашу превосходить. Войска ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА сражались с неимоверною храбростью: батареи переходили из рук в руки и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами… ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, в воздаяние знаменитых заслуг Генерала от Инфантерии, Князя Голенищева-Кутузова, Всемилостивейше произвел его в Генерал-Фельдмаршалы, и пожаловал ему 100. 000 рублей; всем же войскам, бывшим в сем достопамятном сражении, по 5 рублей на человека.

Вопросы к док -там: Чьей победой закончилось Бородинское сражение? Как император Александр 1 отблагодарил Кутузова и все войско за эту победу?

Живые с мертвыми сравнялись,
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил;
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил. (М. Ю. Лермонтов “Бородино”)

Потери обеих армий на Бородинском поле были велики, как никогда, - около 60 тыс. французов и их союзников и 44 тыс. русских.

Из донесения М. И. Голенищева-Кутузова от 4 (16) сентября 1812.

После сражения того армия была весьма ослаблена… не представилось позиции, на которой мог бы я с надежностью принять неприятеля. Войски, с которыми надеялись мы соединиться, не могли еще прийти; неприятель же пустил две новые колонны – одну по Боровской, а другую по Звенигородской дорогам, стараясь действовать на тыл мой от Москвы, а потому не мог я никак отважиться на баталию, которой невыгоды имели бы последствием не только разрушение армии, но и кровопролитнейшую гибель и превращение в пепел самой Москвы. В таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России. Напротив того с армиею делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние прикрывать пособия, в обильнейших наших Губерниях заготовляемые. Всякое другое направление пресекло бы мне оные равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова. Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию. Теперь в недальнем расстоянии от Москвы собрав мои войска, твердою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле еще возвратная потеря Москвы не есть потеря Отечества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок истории в виде групповой работы с элементами ролевой игры в 8 классе

    Урок
    В процессе групповой работы с элементами ролевой игры на уроке реконструируются условия, приведшие к восстанию представителей дворянства 14 декабря 1825 г.
  2. I. сущность и назначение истории

    Планы семинарских занятий
    Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
  3. Рабочая программа история Мауляшевой И. И., первая квалификационная категория по Всеобщей истории, истории России и истории Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца 19 века 10 класс

    Рабочая программа
    Объяснить роль истории в системе гуманитарных наук. Её роль основного источника фактического материала для обобщений в рамках политологии и социологии.
  4. Проверочная работа по теме 1 «Восточные славяне в IX-XI вв.»

    Документ
    1. Восточнославянские племена (поляне, древляне, ильмене, кривичи, вятичи, уличи, радимичи, полочане, бужане, белые хорваты, тиверцы, дреговичи, северяне) в VIII-IX вв.
  5. История россии (4)

    Учебное пособие
    Учебное пособие рассчитано на абитуриентов, учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов техникумов и вузов, изучающих отечественную историю.

Другие похожие документы..