Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Душа: Мне душно. Мне скучно. Найди и мне применение. Я хочу творить! Ну, хотя бы найди такую работу, чтобы я тоже была задействована. Тело: Я тебя пон...полностью>>
'Конкурс'
На данном этапе проводится информационная работа по доведению Положения о Конкурсе до муниципальных органов управления образованием и учреждений допо...полностью>>
'Конкурс'
Якісна національна освіта – це, перш за все, висококваліфікований педагог, який має всі можливості для самовдосконалення, новаторства, творчості. Наш...полностью>>
'Документ'
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот п...полностью>>

О ходе реализации программы развития Государственного образовательного учреждения высшего

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки

российской федерации

доклад

Национального исследовательского университета

о ходе реализации программы развития

Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный горный институт имени Г.В. Плеханова

(технический университет)»

в 2010 году

Ректор профессор

_____________ В.С. Литвиненко

24 февраля 2011 г.

Санкт-Петербург

2011

Содержание

1.

Задачи Программы в отчетном году………………………………….

3

2.

Реализованные в отчетном году мероприятия Программы в их взаимосвязь с достижением задач Программы………………………

4

3.

Наиболее значимые инфраструктурные изменения за отчетный год, включая развитие инновационной инфраструктуры…………...

12

4.

Наиболее значимые научные достижения по приоритетным направлениям развития НИУ (далее – ПНР) за отчетный год………..

14

5.

Совершенствование образовательного процесса по ПНР…………..

25

6.

Кадровое обеспечение ПНР…………………………………………..

26

7.

Модернизация системы управления НИУ……………………………

37

8.

Оценка социально-экономической эффективности программы развития НИУ……………………………………………………………...

40

9.

Задачи Программы на 2011 год……………………………………….

42

Приложения:

Справка 1-7

Справка о трудоустройстве выпускников

Справка о научных лабораториях по ПНР

Копии форм федерального статистического наблюдения

1. Задачи Программы в отчетном году

В 2010 году задачи Программы развития «Национальный исследовательский университет» (далее – Программа) были направлены на дальнейшую реализацию мероприятий по достижению основной цели Программы – формирование университета, осуществляющего на основе интеграции научной и образовательной деятельности подготовку кадров мирового уровня, способных как генерировать знания, так и эффективно осуществлять трансфер технологий в отрасли минерально-сырьевого комплекса, имеющего развитую систему послевузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, сочетающего фундаментальные, прикладные и производственные составляющие в научной и образовательной деятельности, и предусматривали:

1. В области совершенствования структуры подготовки кадров и формирования системы непрерывного образования:

    • Разработка новых образовательных стандартов в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки.

    • Развитие целевой подготовки по новым программам, связанным с освоением полезных ископаемых в нетрадиционных условиях (освоение шельфа, разработка месторождений в сложных горно-геологических условиях, разработка техногенных месторождений и др.).

    • Создание новых и модернизация действующих учебно-научных полигонов для внедрения новой образовательной технологии, основанной на повышении доли научной составляющей учебного процесса, активном участии студентов в научно-производственной деятельности и переводе обучения на методические разработки по новым программам (компьютерные геологоразведочные технологии; интерпретация данных магнитотеллурического зондирования; технология обработки сейсморазведочных данных и др.).

    • Внедрение опыта новой образовательной системы в деятельность других горно-геологических вузов страны.

    • Взаимодействие с российскими и зарубежными учеными и специалистами по привлечению их к научно-образовательному процессу.

    • Расширение практики включенного обучения в вузах-партнерах Финляндии и Германии, получения двойных магистерских дипломов.

    • Совершенствование системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи – студентов, аспирантов и молодых ученых.

    • Повышение квалификации научно-педагогических работников ВУЗов России, повышение квалификации и переподготовка руководителей и работников предприятий и организаций минерально-сырьевого комплекса по новым перспективным направлениям науки, техники и технологий.

2. В области развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности - создание организационных, кадровых и материально-технических условий для выполнения фундаментальных и прикладных исследований:

    • Совершенствование организационной структуры научно-исследовательской деятельности путем создания научно-образовательных, научных центров, новых лабораторий, модернизации и развития действующих центров и лабораторий.

    • Оснащение созданных и модернизированных центров и лабораторий высокотехнологичными приборами, оборудованием и программным обеспечением.

    • Коммерциализация разработок путем участия в международных выставках и ярмарках, проведения и участия в научных конференциях и симпозиумах, публикация результатов исследований.

    • Развитие патентной деятельности, трансфер технологий, создание объектов интеллектуальной собственности.

3. В области развития кадрового потенциала:

    • Развитие системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых.

    • Создание системы поддержки молодых ученых.

    • Повышение научной квалификации научно-педагогических работников путем зарубежных и отечественных стажировок.

2. Реализованные в отчетном году мероприятия Программы в их взаимосвязи с достижением задач Программы

Для выполнения задач 2010 г. были реализованы следующие мероприятия:

2.1. В области совершенствования структуры подготовки кадров и формирования системы непрерывного образования

  • В связи с переходом в 2011-2012 учебном году на новые образовательные стандарты и двухуровневую систему подготовки по ряду направлений издан приказ ректора от 22.07.2010 № 452 «О разработке основных образовательных программ». В соответствии с приказом ректора были определены руководители направлений и сформированы коллективы исполнителей из ведущих преподавателей университета для обеспечения качественного составления всех компонентов образовательных программ в соответствии с их структурой. Коллективами исполнителей выполнена работа по разработке образовательных программ по 11 направлениям бакалавриата:

022000 Экология и природопользование

080100 Экономика

080200 Менеджмент

120700 Землеустройство и кадастр

131000 Нефтегазовое дело

140400 Электроэнергетика и электротехника

150400 Металлургия

151000 Технологические машины и оборудование

220700 Автоматизация технологических процессов и производств

240100 Химическая технология

280700 Техносферная безопасность

По каждому направлению в рамках образовательных программ подготовлена следующая документация: учебный план; учебные программы всех дисциплин учебного плана; конспекты лекций по всем дисциплинам; лабораторные практикумы; методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплинам, выполнению курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Финансирование работ осуществлялось за счет средств федерального бюджета в объеме 14,3 млн руб.

Проведена подготовительная работа по подготовке образовательных программ третьего поколения по направлениям магистратуры и специалитету.

  • Разработаны новые образовательные программы по дополнительному образованию:

  • повышению квалификации научно-педагогических работников вузов Минобрнауки России по направлению «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, сервиса» по программе «Формирование дополнительных профессиональных компетенций при повышении квалификации научно-педагогических кадров в области экологии и природопользования» (ПНР 3)

Программа была успешно реализована в 2010 году, представлена на конкурс и приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1759 университет включен в перечень федеральных образовательных учреждений, организующих повышение квалификации научно-педагогических работников в 2011 году.

  • повышению квалификации руководителей и специалистов предприятий минерально-сырьевого комплекса:

  • «Основы технологических процессов в горной промышленности» (ПНР 2);

  • «Технология переработки золотосодержащих руд (дробление, измельчение, гидрометаллургия)» (ПНР 1);

  • «Маркшейдерское дело» (ПНР 2);

  • «Инженерно-геодезические изыскания для строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности» (ПНР 2);

  • «Управление устойчивостью бортов карьеров и откосов, отвалов при разработке рудных (нерудных) и угольных месторождений полезных ископаемых» (ПНР 2);

  • «Открытые горные работы» (ПНР 2);

  • «Современное состояние технологии добычи, транспортировки и переработки нефти и газа» (ПНР 2);

  • «Инженерно-геофизические исследования для строительства» (ПНР 1);

  • «Диспетчеризация газораспределительных систем России» (ПНР 2);

  • «Геодинамика недр, безопасная и эффективная отработка удароопасных рудных залежей» (ПНР 2);

  • «Подготовка персонала, связанного с обращением с взрывчатыми материалами» (ПНР 2);

  • «Информационные технологии в геодезии» (ПНР 1);

  • «Энергосбережение и энергоаудит» (ПНР 2) .

Новые образовательные технологии ориентированы на повышение доли научной составляющей учебного процесса, активном участии студентов в научно-производственной деятельности и переводе обучения на методические разработки по новым программам (компьютерные геологоразведочные и геофизические технологии, маркшейдерские технологии лазерного сканирования, нанотехнологии и другие программы).

В целях повышения качества подготовки специалистов к учебному процессу в 2010 году привлекались зарубежные специалисты – профессора Ассоциации преподавателей концерна «Total» (Франция). Занятия проводились по 30-часовой программе с выдачей сертификатов по темам: «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Разработка и эксплуатация шельфовых месторождений». По проблеме «Наноматериалы» - профессором Горного университета «Монтана» (Австрия) прочитан курс лекций – 32 часа. Кроме того, 20.10.2010 прочитан 6-часовой курс лауреатом Нобелевской премии по экономике Джеймсом Миррлесом (Шотландия).

Получила дальнейшее совершенствование система отбора в аспирантуру наиболее талантливой молодежи путем объявления вузовского гранта на обучение. Вузовский грант на обучение выдается по результатам проводимого университетом международного конкурса среди студентов выпускного курса (по 29 специальностям), в котором принимают участие студенты более 50 университетов России и зарубежных стран (Германии, Австрии, Франции, Канады, Чехии, Польши, Румынии и др.). Благодаря грантовой системе в 2010 году привлечено в аспирантуру из других вузов 22 лучших выпускника.

2.2. В области развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности

В рамках данной задачи был выполнен комплекс мероприятий, создающих условия для кардинального повышения уровня и эффективности исследований и разработок по всем приоритетным направлениям развития университета, созданы условия для выполнения фундаментальных и прикладных исследований, увеличения объектов интеллектуальной собственности, их коммерциализации и трансфера технологий.

Результатом решения этой задачи было получение университетом в 2010 году вознаграждения за внедрение интеллектуальной собственности «Методика разработки оптимальной поисковой модели для обнаружения геологических объектов (углеводородное сырье)» для открытия месторождений нефти в НАО, которое составило 324,7 млн руб.

В целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ в 2010 году университетом открыты и зарегистрированы 2 хозяйственных общества:

  • ООО «КИР Интех» совместно с компанией ООО «Металл групп» для реализации интеллектуальной собственности университета – технологический регламент «Технология переработки железных руд с получением высокосортных пигментов»;

  • ООО «Алмазтехнологии» совместно с компанией ООО «Алмазинтех» для реализации интеллектуальной собственности университета - технологический регламент «База данных результатов исследований кристаллов алмаза методом инфракрасной спектрометрии»

Созданы и модернизированы лаборатории, научные центры, учебно-научные полигоны:

  • Создан научный центр «Новые методы и технологии поиска месторождений полезных ископаемых», для которого закуплено оборудование на сумму 12,6 млн руб., в том числе спектрофлуориометр с конфольным микроскопом, стоимостью 11,8 млн руб.

Структура Центра предусматривает реализацию 2-х направлений: разработка прогнозно-перспективных моделей; магнитотеллурические геофизические исследования.

Первое направление предусматривает создание прогнозно-поисковых моделей рудоносных и нефтегазоносных территорий, которые явятся эффективным инструментом решения задач разработки методов глубинного прогнозирования и поиска новых МПИ, залегающих на больших глубинах, в связи с высокой изученностью легко открываемых месторождений. Создание таких моделей будет способствовать сокращению проведения на прогнозно-поисковом этапе дорогостоящих буровых работ.

В основу моделей будет закладываться систематизированная историко-геологическая, геофизическая и геолого-генетическая информация, имеющаяся по оцениваемой территории, на основе которой разрабатываются представления об условиях образования прогнозируемых объектов, о динамике рудогенерирующих процессов и их влиянии на параметры вмещающей геологической среды. На основе разработанной геолого-экономической модели формулируются основные закономерности пространственного размещения рудной минерализации (нефтегазовых концентраций) и выявляются вещественные статистические и динамические особенности околорудного геологического пространства. Полученная на этой основе прогнозно-поисковая модель рудоносной (нефтегазоносной) территории различного масштаба является основой для разработки методики прогнозирования и поисков в ее пределе локальных концентраций. Данный подход одинаково применим к месторождениям твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья. По данному направлению в Университете имеется существенный задел.

Магнитотеллурические геофизические исследования будут развиваться по следующим направлениям:

  • применение методов МТЗ – АМТ для поисков и разведки рудных месторождений и углеводородного сырья, включая шельфовую зону морских бассейнов;

  • разработка технологий обработки и интерпретации данных электроразведочных методов поисков и разведки МПИ.

  • Модернизирована лаборатория «Анализ вещественного состава», для которой закуплены приборы пробоподготовки для рентгено-флуоресцентного анализа на общую сумму 1,813 млн руб. Благодаря модернизации созданы условия для проведения более качественных исследований в области:

  • изучения структурно-химических особенностей минералов как индикаторов петро-рудогенеза;

  • изучения микронеоднородности руд и продуктов их переработки с целью оптимизации технологических процессов обогащения и металлургического передела;

  • осуществления экспертных работ по профилю лаборатории.

  • Модернизированы полигоны на геологических объектах. Для модернизации закуплены современные геофизические приборы и оборудование на сумму 3,045 млн руб. Приборы и оборудование будут использованы для проведения сейсморазведочных и электроразведочных работ, скважинной геофизики.

Модернизация полигонов значительно улучшит подготовку специалистов геолого-геофизического и нефтегазовых профилей и создаст условия для организации системы дополнительного профессионального образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов предприятий топливно-энергетического комплекса России.

  • Модернизированы лаборатории физико-механических свойств и разрушения горных пород и моделирования Научного центра геомеханики и проблем горного дела. На модернизацию лабораторий направлено более 100,0 млн руб. Закуплено уникальное прессовое оборудование на сумму 55,11 млн руб., оборудование для пробоподготовки на сумму 9,7 млн руб. и др.

Лаборатория физико-механических свойств и разрушения горных пород. Оснащение современным оборудованием сделало возможным разработку принципиально новых технических решений в области исследований свойств горных пород:

    • изучения физической природы прочности и деформируемости горных пород с установлением новых закономерностей их изменения в зависимости от глубины залегания, скоростей нагружения, температуры, влажности и других влияющих факторов;

    • установления закономерностей энергообмена и изменения параметров энергоактивных зон в массиве горных пород с целью прогнозирования его напряженно-деформированного состояния и геодинамической активности;

    • разработку нормативов по составу, объему и методам определения механических свойств пород при разведке и промышленном освоении месторождений подземным способом;

    • изучения физико-механических свойств горных пород, грунтов, строительных и полимерных материалов применительно к задачам горного производства, строительства подземных и наземных сооружений, экологии геологической среды;

    • разработку новых методик и приборов для исследования свойств горных пород, дорожных покрытий, строительных и конструкционных материалов.

Проведен патентный поиск и выявлен уровень мировой новизны предложенных решений.

Лаборатория моделирования, модернизация которой, позволила выполнить НИР по следующим направлениям:

В области фундаментальных исследований

    • исследование нелинейных геомеханических процессов в блочных и нарушенных массивах горных пород под воздействием природных и техногенных факторов при извлечении твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; процессов энергообмена, проявляемых в различных физических и геофизических полях;

    • разработка  методики и проведение  исследований  на физических моделях для изучения геомеханических аспектов процесса миграции природных газов в верхних слоях литосферы в области влияния горных работ при разработке  угольных пластов;

    • исследование энергообменных процессов при подвижках блочных структур.

В области прикладных исследований

    • проведение физического моделирования разработки  месторождений со слоевой системой отработки с закладкой выработанного пространства;

    • разработка и опробование методики исследования условий работы целиков для поддержания выработок на физических и компьютерных моделях;

    • исследование процесса и параметров сдвижения нависающего над рудным телом породного массива с учетом тектоники и взаимного влияния очистных фронтов на рудниках;

    • моделирование наиболее вероятных схем возникновения геодинамических явлений значительной энергии на плоских крупномасштабных моделях применительно к условиям разделительных массивов рудников;

    • исследование влияния податливости целиков на отработку свиты пластов.

Результаты исследований использованы при разработке нормативных документов и рекомендаций Ростехнадзора.

  • Пополнены приборами лаборатории, созданного в 2009 году Центра инженерных исследований, на сумму 4,05 млн руб., основная закупка – комплект для определения прочностных и деформационных свойств пород стоимостью 3,5 млн руб.

Дооснащение Центра позволило выполнить комплексные исследования по обоснованию возможности строительства высотных зданий в условиях освоения подземного пространства, повышения надежности и безопасности эксплуатации подземных транспортных магистралей Санкт-Петербурга, внедрить современные технологии инженерно-геологических изысканий, обеспечивающих повышение надежности и достоверности как для объектов минерально-сырьевого комплекса, так и для строительства, реконструкции и реставрации сооружений Санкт-Петербурга.

  • Созданный в 2009 году учебно-научный полигон нефтегазовых технологий и труботранспорта пополнен приборами и оборудованием на сумму более 60,0 млн руб. Приобретено дополнительное оборудование для мобильной буровой установки МБУ-125 на сумму 9,0 млн руб. и комплект лабораторного оборудования для анализа нефти и нефтепродуктов на сумму 50,79 млн руб.

Оснащение полигона позволило организовать систему профессиональной подготовки и переподготовки специалистов вузов и предприятий минерально-сырьевого комплекса.

  • Расширена лаборатория нефтеотдачи пластов. На дополнительно выделенных площадях создан класс виртуальной реальности – трехмерная визуализация модели нефтегазового пласта (стоимость 10,0 млн руб.); приобретен программный комплекс гидродинамического моделирования нефтегазовых месторождений и методов повышения нефтеотдачи пластов (стоимость 15,0 млн руб.), что, безусловно, будет способствовать повышению качества подготовки специалистов нефтегазового профиля и проведению НИР в области повышения нефтеотдачи пластов.

  • Расширена лаборатория моделирования экологической обстановки, созданная в 2009 году. Для нее приобретено оборудование на сумму 51,5 млн руб., в том числе: земная станция приема и обработки космической информации Х-диапазона (стоимость 39,7 млн руб.), лидарный комплекс (стоимость 9,0 млн руб.), газовый хроматограф (стоимость 1,7 млн руб.), ИК-Фурье спектрометр (стоимость 1,1 млн руб.)..

Приобретенная в 2010 году за счет средств федерального бюджета земная станция приема и обработки космической информации Х-диапазона (рис. 2) стоимостью 39,7 млн руб. позволит получать космические снимки высокого разрешения в радиусе более 2,5 тыс. км для оценки выбросов парниковых газов, определения площадей разливов нефти и геологических разломов, площадей несанкционированной застройки территорий, несанкционированного отчуждения земель, вырубки леса, складирования бытовых и промышленных отходов.

Приобретение лидарного комплекса (по специальному заказу) позволит дистанционно зондировать выбросы промышленных предприятий и проводить их качественный анализ.

Приобретенное по программе развития вышеуказанное оборудование в сочетании с имеющейся передвижной экологической лабораторией на базе «Мерседес-бенц» (65 приборов) – Земля-Вода-Воздух, сделают лабораторию экологического мониторинга одной из самых оснащенных аккредитованных лабораторий на Северо-Западе России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. За 2010 г

    Доклад
    Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг.
  2. Отчет томского политехнического университета по результатам реализации программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Публичный отчет
    8.5. Информация о достигнутых результатах, социально-экономических эффектах и рисках, а также условиях сохранения и развития достигнутых результатов. 77
  3. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет

    Доклад
    государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.
  4. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» на 2010 2019 годы в 2010 году

    Доклад
    Приложение 1 – Форма 1. Перечень аспирантов и научно-педагогических работников НИУ, прошедших в 2010 году стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах
  5. Отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Публичный отчет
    Настоящий отчет содержит основные результаты выполнения за 2010 год Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет» на 2009-2018 годы.

Другие похожие документы..