Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Оскільки Інтернет - це гіпер-простір збереження фактично безмежної кількості інформації, важливим є уміння віднайти в ньому потрібну інформацію. Для ц...полностью>>
'Программа'
Приглашаем вас принять участие в IІІ международной научно-практической конференции «Аэропорты - окно в будущее», которая посвящена актуальным проблем...полностью>>
'Документ'
11 Горизонтально-фрезерный 0 1 0 5 0 1,41 1 Горизонтально-фрезерный 10 80 10 80 1, 13 Токарно-карусельный 1 8 15 80 1,1 14 Токарно-карусельный 5 5 10...полностью>>
'Интервью'
Работа выполнена в НИЛ культурной антропологии и межкультурной коммуникации Центра стратегических востоковедных исследований ГОУ ВПО «Бурятский госуд...полностью>>

Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

теория и методика преподавания биологии

учебно-методический

комплекс

по дисциплине

Cпециальность 050102 Биология

Чебоксары

2007

ББК 74.262.8р30

Т -338

Теория и методика преподавания биологии: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель Р.К. Репина. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2007 – 98 с.

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

В издании представлены учебно-методические материалы, используемые при преподавании курса «Теория и методика обучения биологии», разработанные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050102 «Биология».

Предназначается для студентов и преподавателей биологических факультетов педагогических вузов.

Рецензенты: Панченко Н.Л., кандидат педагогических наук, директор Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер»;

Иванова С.В., кандидат биологических наук, зав. кафедрой ботаники и МПБ ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

© Репина Р.К., составление, 2007 © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2007

Оглавление

1. Требования ГОС ВПО по дисциплине …………………………….. 4

2. Рабочая учебная программа ……………………………................... 4

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………... 4

2.2. Требования к уровню освоения дисциплины………………. 5

2.3. Объём дисциплины и виды учебной работы………………... 8

2.4. Содержание дисциплины………………………….. …………. 9

2.4.1. Разделы дисциплины и виды занятий………………………… 9

2.4.2. Содержание разделов дисциплины…………………………… 10

2.4.3. Программа практических занятий……………………………. 20

2.4.4. Лабораторный практикум ………………………………….. 23

2.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………….. 27

2.5.1. Рекомендуемая литература ………………………………….. 27

2.5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины ……………. 28

2.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……. 28

2.7. Содержание итогового и промежуточного контроля…........ 28

2.7.1. Методика аттестации студентов по дисциплине………….. 28

2.7.2. График текущего контроля за самостоятельной

работой студентов …………………………………………… 32

2.7.3. Вопросы для текущей, промежуточной и итоговой

аттестации…………………………………………………….. 34

2.7.4. Тематика курсовых работ…………………………………… 39

2.8. Методические указания по организации изучения

дисциплины…………………………………………………… 41

2.9. Полевая практика……………………………………………… 42

3. Обеспеченность дисциплины литературой………………………… 48

4. Фондовые лекции……………………………………………………. 51

5. Фонды контрольных работ………………………………………….. 62

6. Методические указания по выполнению курсовых работ ………. 87

ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО по дисциплине «Теория и

методика преподавания биологии»

ОПД.Ф.04 Методика обучения как наука. Предмет и задачи методики обучения биологии. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии. Система биологического образования в современной школе. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Основные принципы содержания и структуры школьного курса биологии. Методы обучения биологии. Развитие методов и методических приемов. Активные методы. Проблемный, частично-поисковый, исследовательский подходы в обучении биологии. Формы обучения биологии: урок, лабораторные занятия, экскурсии, практическая работа. Факультативные занятия по биологии. Внеклассная работа. Материальная база обучения биологии. Частные методики обучения. Выполнение курсовых и дипломных работ. Планирование и учет результатов учебно-воспитательной работы. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.

2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2.1. Цель и задачи дисциплины

2.1.1. Цель изучения дисциплины

- вооружение студентов теоретическими основами и практическими умениями обучения, воспитания и развития школьников при изучении живой природы;

- подготовка к развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе раскрытия исторически сложных взаимоотношений природы и общества, окружающей среды и отдельного человека;

- формирование убежденности во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся, в необходимости творческой самоотдачи при общении с детьми.

2.1.2. Место дисциплины в учебном процессе

Курс «Теория и методика обучения биологии» является составной частью общепрофессиональных дисциплин и изучается студентами биологических специальностей педагогических вузов очной формы обучения в 6 и 7 семестрах, а заочной – на установочной сессии и в 6 семестре. По итогам шестого семестра при очном обучении учебным планом предусмотрен зачёт, а по итогам седьмого – экзамен. При заочной форме обучения студенты сдают экзамен во время учебной сессии (6 семестр). По окончании летней сессии 6 семестра студенты и очной, и заочной формы обучения проходят полевую практику. При очной форме обучения – в объёме 47 ч. на подгруппу, а при заочной – 28 ч. на подгруппу. В 8 и 9 семестрах студенты очной формы обучения проходят педагогическую практику, студенты заочного – в 7 семестре.

2.1.3. Перечень знаний, умений, навыков, приобретаемых студентами при изучении дисциплины

Изучение дисциплины ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

-учебно-воспитательную;

-социально-педагогическую;

-культурно-просветительную;

-научно-методическую;

-организационно-управленческую.

2.2. Требования к уровню освоения дисциплины

В ходе изучения дисциплины студент

должен знать:

- специфику методики формирования и развития отдельных биологических понятий (эволюционные, экологические, морфологические, физиологические, цитологические и др.);

- дидактические принципы, положенные в основу содержания и структуру предмета биологии;

- особенности содержания и структуры курсов: «Природоведение», «Естествознание» (5 кл.) и «Биология» (6-9; 10-11 кл.);

- современные формы, методы и средства обучения биологии;

- особенности развития духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе раскрытия исторически сложных взаимоотношений природы и общества, окружающей среды и отдельного человека;

- методику формирования убежденности во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся;

- психолого-педагогические особенности общения с детьми разного возраста на уроках и во внеклассной работе по биологии;

- государственный образовательный стандарт (ГОС) биоло-гического образования;

- современные тенденции биологического образования: гуманизация, гуманитаризация, вариативность, отражение регионального и национального аспектов;

- современные педагогические технологии в биологическом образовании: развивающее обучение, модульное обучение, дальтон-обучение, система методов В.Ф. Шаталова, проектная технология и др.;

-межпредметные и внутрипредметные связи как условие эффективного обучения биологии;

- особенности воспитания учащихся в процессе обучения биологии;

- систему умений, развивающихся при изучении биологии;

- средства наглядности в обучении биологии (натуральные, изобразительные, технические);

- место кабинета биологии и его компонентов как базы обучения и воспитания, особенности его организации, оборудования;

- особенности преподавания биологии в школах работающей молодежи, профессиональных училищах;

- историю развития отечественной методики преподавания биологии.

должен уметь:

- использовать в процессе преподавания биологии все многообразие форм, методов и методических приемов обучения и воспитания;

- анализировать программы и школьные учебники по биологии (методический аппарат, содержание, структура).

- использовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии;

- стимулировать интерес к изучению биологии через содержание, формы и методы, приемы обучения, наглядные средства обучения (НСО), отношение учителя и др.;

- использовать различные средства наглядности на уроках, создавать самодельные наглядные пособия и включать их в учебно-воспитательный процесс;

- применять методы обучения для закрепления, повторения и проверки знаний учащихся;

- организовать самостоятельную работу учащихся на уроках , в уголке живой природы в школе и дома с учетом дифференцированного подхода и индивидуализации обучения;

- организовать работу школьников с учебником и ученической тетрадью на уроке и дома;

- использовать в своей работе инновационные виды уроков: семинары, конференции, ролевые игры, дискуссии, дебаты и др.;

- провести урок и экскурсию на учебно-опытном участке или в уголке живой природы;

- провести анализ и самоанализ урока;

- использовать разные формы и виды внеклассной работы по биологии для расширения и углубления знаний учащихся по биологии, активизации познавательного интереса к предмету, воспитания любви к природе;

- организовать различную деятельность школьников (познавательную, исследовательскую) на пришкольном учебно-опытном участке и в уголке живой природы;

- внедрять в профессиональную педагогическую деятельность инновационные педагогические технологии, новые ТСО и учебно-методические материалы;

- прогнозировать будущую педагогическую деятельность и общение с коллегами и учениками.

должен владеть навыками:

- проектирования урока с учетом особенностей содержания материала, материальной базы и учащихся класса

- подбора заданий для самостоятельной работы учащихся на уроке и после урока;

- проведения текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями учебной программы;

- проведения тематических внеурочных мероприятий для активизации познавательного интереса школьников

2.3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр 6 и 7 для очной формы обучения

Семестр 6 для заочной формы обучения

Распределение времени по видам деятельности

Виды учебной работы на 1 студента

Очная форма

Заочная форма

1.

Аудиторные занятия (час.), всего, в том числе:

116

50

  • лекций

42

16

  • лабораторных

50

28

  • семинарских и практических

24

6

2.

Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе:

116

182

- курсовая работа

4 ч. на одного студента

4 ч. на одного студента

- реферат

20 мин. на 1 студента

20 мин. на 1 студента

- контрольные работы

20 мин. на 1 студента

0.75 час. на 1 студента

- индивидуальная работа

15 % от общего числа часов, выделенных на самостоятельную работу по дисциплине

15% от общего числа лекционных часов по дисциплине

-выпускная квалификационная работа

26 ч. на 1 студента

26 ч. на 1 студента

- разработка планов уроков

3 ч. на 1 студента

- анализ методического аппарата школьного учебника

2 ч. на 1 студента

- изготовление наглядного пособия ученического типа

1 ч. на 1 студента

- подготовка демонстрационного опыта по разделу «Растения» и его показ

1 ч. на 1 студента

- составление тематического плана

3 ч. на 1 студента

3.

ИТОГО

232

232

2.4. Содержание дисциплины

2.4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Тема

Лекции

(в час)

Полевая практ.

Лаб.

заня

тия

Практ.

занятия

Самост.

работа

1.

Введение

1

2.

История МОБ

5

4

3.

Биологическое образование в современной школе

6

6

6

12

4.

Методы обучения биологии

8

4

4

10

5.

Организационные формы обучения биологии

10

8

2

8

22

6.

Воспитание школьников в обучении биологии

6

2

4

6

7.

Внеклассная работа по биологии

4

2

2

12

8.

Материальная база обучения биологии

2

23

6

9.

Методика обучения природоведения

8

6

10.

Методика изучения раздела «Растения»

4

8

8

11.

Методика обучения зоологии

2

8

10

12.

Методика обучения курса «Человек и его здоровье »

10

10

13.

Методика изучения общей биологии

2

8

10

Итого

42

47

50

24

116

2.4.2. Содержание разделов дисциплины



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.

Другие похожие документы..