Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Каждый очерк посвящен яркой страничке человеческой изобретательности, правдиво и увлекательно рассказывается о нелегком пути, который прошла пытливая...полностью>>
'Закон'
ОАО «ЕЛАБУЖСКАЯ СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» создано путем реорганизации ОАО фирмы «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ » г.Москва и функционирует, как самостоятельное акционерное...полностью>>
'Анализ'
эмоциональность и доходчивость выступлений Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему)...полностью>>
'Доклад'
Дискриминация по признаку пола обычно проявляется при приеме на работу. Многие объявления в газетах содержат указание на требуемый мужской пол претен...полностью>>

Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Виды МПС и их классификация

3. Пути осуществления межпредметных связей

Современные преобразования в образовании направлены на повышение качества обучения. Об этом говорится в документах по модернизации биологического образования. Это качество определяется необходимостью того, чтобы учащиеся усваивали не просто сумму фактов, а умели отбирать нужные знания, обобщать их, объединять вокруг ведущих идей наук, учебных предметов. Только в этом случае мы получим комплексные разносторонние знания, которые, преломляясь через опыт общественной жизни учащихся, «применяются, практикуются» (И.П.Павлов) в новых ситуациях, в новых условиях, превращаются в инструмент дальнейшего познания – компетентности в разных сферах деятельности.

Ученые и учителя ищут наиболее эффективные пути решения этой проблемы. Одним из них является решение задачи синтеза знаний с помощью межпредметных связей. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить его стороны, все связи.

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин в раскрытии целостной картины мира является одной из актуальных проблем современной дидактики. Еще в трудах Я.А.Каменского и И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.Ф.Одоев-ского обосновывается необходимость осуществления МПС в процессе обучения учащихся как в средней, так и в высшей школе, поскольку эти связи способствуют преодолению формализма, предавая процессу обучения эффективный характер.

Н.К.Крупская в своих работах по проблемам образования подчеркивает исключительно большое учебно-воспитательное значение межпредметных связей, указывает, что они стимулируют познавательную деятельность, содействуют всестороннему развитию учащихся, расширяют кругозор в различных областях науки, а главное, формируют у школьников диалектический подход к пониманию явлений природы и общества.

Первые попытки показать установления межпредметных связей в связи с развитием биологических понятий, их преемственности в биологии даны в трудах методистов В.М.Корсунской – при обучении общей биологии (1949), Н.М.Верзилина – при обучении ботанике (1950), Н.А.Рыковым – при обучении зоологии (1950). А в 1956 году появляется углубленное исследование межпредметных связей, изложенное в труде «Развитие биологических понятий в 5-9 кл.» Верзилин, Рыков, Корсунский, Казакова, Зверев и Соколов. Они первые дали пути решения МПС в биологии, показали МПС биологии с другими предметами – хронологические таблицы. К МПС они пришли при разработке вопроса о формировании и развитии понятий.

В педагогической литературе имеется свыше 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса (Ф.П.Соколова), обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н.Федорова, Д.М.Кирюшкин).

Другие: И.Д.Зверев – МПС как проявление принципа систематичности; Н.А.Лошкарева, С.А.Рашкова – МПС как дидактический принцип;

В.Н.Максимова - МПС - средство отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности учащихся продуктов межнаучной интеграции.

Как видно из этих определений, установление межпредметных связей ведет к качественной перестройке не только содержания, но также системы методов и организационных форм, в результате формирования знаний на межпредметной основе возрастает их мировоззренческое значение и происходит рост познавательных возможностей учащихся.

Несмотря на большое учебно-воспитательное значение МПС, использование их в процессе обучения биологии в настоящее время недостаточно. Не во всех учебных программах введен раздел «Межпредметные связи», в котором бы перечислялись предметы и вопросы, с которыми можно связать изучаемое содержание

Что затрудняет использование МПС в школе?

  1. Незнание смежных программ по географии, физике, истории и др. И очень часто –«не требуют, так зачем». Поэтому межпредметные связи активно используют передовые широкоэрудированные в различных областях науки, те, кто регулярно читает научно-популярную литературу, учителя, не отстающие от развития науки, жизни;

  2. Отсутствие достаточного числа прямых рекомендаций по проведению уроков, экскурсий с МПС;

  3. Недостаточная координация деятельности учителей смежных предметов со стороны методических объединений, администрации школы;

  4. Недостаточная разработка МПС биологии с другими предметами (то, что указано в программах – не все уточнено и не все необходимы). Многие биологические понятия формируются вне связи с соответствующими химическими и географическими понятиями;

  5. Иногда расположение учебных дисциплин вне зависимости от возраста и психологических особенностей учащихся не обеспечивает непрерывно действующую взаимосвязь физических, химических и биологических теорий, раскрываемых в школьных курсах, как частей единой системы. Иногда их содержание, структура даже противоречат друг другу и нарушают последовательность процессов обучения.

Пример: Преподавание ботаники в 6 (5) классе начинается раньше, чем учащиеся приступают к изучению физики и химии. В связи с этим, знания о главных процессах в жизни растений: минеральном и углеродном питании, обмене веществ, дыхании – в целом усваивается без должного научного обоснования, на элементарном уровне, так как ученики не владеют многими физическими и химическими понятиями: атом, вещество, молекулярное, атомное, ионное строение вещества, диффузия, осмос, энергия, электричество, взаимодействие простых и сложных веществ при различных реакциях, электрическая диссоциация и др. Вот почему ученые ратуют за курс «Естествознание» как пропедевтику физики, химии, биологии, географии. Сейчас же во многих школах преподается курс «Природоведение», которое является пропедевтикой в основном географии и биологии.

В настоящее время органическая химия не предшествует курсу общей биологии, а преподается параллельно с ним, даже изучение таких ведущих тем курса общей биологии, как «Учение о клетке», «Основы генетики и селекции» не имеют необходимой физико-химической предпосылки, хотя биохимическая основа крайне необходима при изучении основ наследственности, химической организации клетки.

Наука учит рассматривать все процессы и явления в природе и обществе во взаимосвязи и взаимозависимости. Исходя из этого: 1. Для успешного формирования у школьников целостного представления о мире, необходимо в процессе преподавания установить тесную взаимосвязь между отдельными естественнонаучными предметами, прежде всего, предусмотренную учебным планом и программой;

2. На необходимость МПС указывает и развитие научной мысли: достижения радиоастрономии, кибернетики, биотехнологии и другое – результат тесного содружества ученых различных специальностей: физиков, математиков, биологов, химиков, биохимиков, медиков и др.

3. В современных условиях деятельность не только ученого, но и любого члена общества требует разносторонних знаний. Так, рядовой работник сельского хозяйства для того, чтобы повысить производительность, должен знать взаимодействия разнообразных факторов, влияющих на сложные биологические объекты. Это предусматривает:

- изучение влияния условий внешней среды (света, тепла, влаги, электрических и магнитных полей) на животных и растения;

- выяснения роли физических явлений в биологических процессах роста и развития растений и животных (испарение, диффузия);

- целенаправленные воздействия на жизнь растений и животных (облучение светом, радиоактивные излучения, воздействие теплом, электрическим током) и др. А задача школы – подготовка школьников к жизни и труду.

Таким образом, МПС – это важное руководство к действию в работе учителя, условие активизации познавательной деятельности школьников, позволяющее раскрывать многие противоречия. Применение знаний из разных учебных дисциплин для решения какой-то одной проблемы способствует формированию научного мировоззрения и навыков широкого общения знаний.

На основе накопленного в последние годы опыта по использованию в преподавании биологии межпредметных связей можно сделать некоторые выводы и обобщения:

1. МПС содействуют развитию логического мышления учащихся и более глубокому, сознательному усвоению изучаемого материала. Это обеспечивается выработкой ассоциаций, фактический материал для которых учащиеся черпают из различных учебных дисциплин.

Пример: Если в 8 классе при изучении дыхания человека не использовать сведения из физики и химии, то этот процесс будет усвоен учащимся примитивно, его сущность для них останется не ясной. Физиологическая сущность обмена газов в легких и тканях живого организма будет более понятна, если школьники узнают, что газообмен протекает в организме по закону диффузии и, следовательно, тем энергичнее, чем больше разница плотности газов в легочных пузырьках и в венозной крови легочных капилляров, в тканях и протекающих через них крови. (См. табл. «Газообмен в легких»).

Значение дыхания учащиеся усваивают лучше, если процесс дыхания ассоциировать с экзотермическими окислительно-восстановительными реакциями, известными учащимся из курса химии.

Сложные знания о катализаторах и ферментах, их сходстве и отличии при согласованном раскрытии учителями химии, физики, биологии подводят учащихся к более полному и глубокому применению сущности и значения закона сохранения материи и энергии.

2. Установление МПС является одной из форм логического повторения, совершенствования и углубления ранее приобретенных знаний. Привлечение знаний из другого предмета фактически является повторением материала этого предмета, способствует взаимопомощи между преподавателями в процессе обучения учащихся

Пример: По географии учащиеся получают много сведений, дополняющих курс зоологии: животные различных зон и континентов, условия (климатические) их обитания. Понимать плавание рыб помогает знание закона Архимеда из курса физики , 7 кл. и т.д. Как узнать, сколько весит рыба, не вынимая ее из воды? В теме «Обмен веществ», 8 кл (при изучении калорийности пищевых продуктов повторяются такие знания по физике, как понятие о калорийности и калориях в тепловом балансе и теплотворной способности тел.

3. При использовании межпредметных связей осуществляется один из принципов дидактики «от простого к сложному, от частного к общему».

Пример: процесс фотосинтеза у зеленых растений в учебных программах затрагивается дважды: в 6 кл и в 9 кл., но на разном уровне:

6 кл.: процесс фотосинтеза происходит на свету при обязательном наличии хлоропластов.

9 кл. – зная о теплоемкости, учащиеся дают объяснение этому факту: хлоропласты обладают большой теплоемкостью, что и обеспечивает процесс фотосинтеза тепловой энергией.

Или же при изучении свойств почвы. В 6 кл. учащиеся констатируют факт, что из бесструктурной почвы вода испаряется гораздо быстрее, чем из структурной. В 9 кл. - испарение влаги из бесструктурной почвы происходит потому, что между частицами почвы образуются капилляры, по которым в силу межмолекулярного сцепления вода легче поднимается вверх, чем и объясняется быстрое высыхание бесструктурной почвы.

4. МПС способствует исследовательскому подходу учащихся к изучению учебного материала.

Пример: На вопросы: Почему в организме человека возможны такие превращения веществ, как переход жиров в углеводы, углеводов - жиры? Почему образуются вещества ( белки), свойственные только человеку, отличные от тех, которые он употребляет в пищу? - учащиеся могут ответить самостоятельно, пользуясь сведениями из химии, вспоминая состав и свойства органических веществ, некоторые химические закономерности (переход углеводов в жиры и жиров в углеводы возможно потому, что в их состав входят одни и те химические элементы - С, О, Н, хотя и в различных соотношениях, а в человеческом организме эти соотношения могут изменяться, вызывая переход одного вещества в другое).

5. Установление МПС раскрывает перед учащимися практическую значимость научных знаний, определенных учебным планом и программой, для использования их в практике, в производстве, будущей самостоятельной деятельности.

Пример: Курс «Человек» дает знания о влиянии на организм различных производственных условий: вибрация, влажность, запыленность – и о защите организма от этих воздействий, профилактике производственных заболеваний. В курсе зоологии при изучении вопросов организации звероводства, рыболовства и рыборазведении учащиеся приходят к выводу о необходимости использования различных знаний из курсов географии, физики, химии (условия обитания, рН среды, рацион кормления и т.д.).

6. МПС обеспечивают профессиональную мобильность выпускников школы ( за счет политехнической направленности обучения и трудовой, физической подготовки, умение синтезировать, выбирать знания из различных областей науки и производства), способствует формированию профессиональных интересов.

2. Виды МПС и их классификация:

До сих пор нет полной и общепринятой системы классификации МПС, ни в дидактике, ни в методике преподавания биологии.

Подавляющее большинство дидактов, методистов, среди них И.Д.Зверев, В.Н. Максимова, И.Н. Пономарева и др., выделяют МПС по общности ведущих теорий, законов, понятий – с точки зрения содержательного критерия.

В.Н.Федорова, Д.М.Кирюшкин: определяют на основе временного критерия

- предшествующие, сопутствующие и перспективные МПС.

Н.М.Верзилин, И.Д.Зверев: по направлению действия - вертикальные и горизонтальные; Е.Е.Минченков -восходящие и нисходящие

И.Н.Пономарева, В.Н. Максимова: с точки зрения содержания связей - ретроспективные, синхронные, перспективные; а также МПС – фактические (на уровне общих факторов для научных предметов); понятийные – понятие о целостной картине мира (взаимосвязь строения и функции, единство живой и неживой природы) ; методические МПС – умение работать с учебником (общепредметные умения работать с объектами живой и неживой природы).

И.Д.Зверев выделяет междисциплинарные МПС (биология – химия; биология – физика и др.) и межпредметные (природоведение – ботаника – зоология – человек; ботаника - общая биология).

Виды межпредметных связей наиболее распространены в учебном процессе.

По способу взаимодействия связеобразующих элементов ученые выделяют МПС:

- хронологические (связи по последовательности их осуществления)

- преемственные

- синхронные

- перспективные

- хронометрические - локальные или фрагментарные, временные, длительные (МПС по продолжительности взаимодействия элементов)

В процессе преподавания биологии учитель имеет дело, в основном, с тремя формами привлечения знаний учащихся из других учебных предметов:

1. Синхронные МПС - использование соответствующего по содержанию и совпадающего по времени изучения материала другой учебной дисциплины.

Пример: изучение свойств и структуры почвы по программе опытно-практической работы по труду в 6кл. совпадает с изучением на уроках географии свойств почвы влагоемкость, водопроницаемость.

2. Преемственные МПС - использование в процессе изучения биологии изученного ранее материала других предметов. Этот прием встречается наиболее часто. Примеры мы уже рассматривали.

3. Перспективные МПС - знакомство учащихся с материалом смежных предметов до рассмотрения его на уроках по этим предметам. Этот прием является наиболее трудным. Так, изучение темы «Происхождение жизни на Земле» (9 кл.) опережает изучение на уроках химии азотосодержащих органических веществ. Поэтому учитель биологии должен (вынужден) в данном случае сообщить учащимся некоторые сведения из органической химии, которую учащиеся будут изучать только в 10 кл. Из этих дополнительных сведений ученики не смогут до конца разобраться в вопросе о происхождении жизни. В 9 кл. изучение строения и биологических функций органических веществ опережает изучение данных вопросов в курсе органической химии.

3. Пути осуществления межпредметных связей .

1. Педагогический опыт показывает, что межпредметные связи можно осуществлять при применении любого метода и методического приема обучения: беседы, рассказа учителя, при демонстрации опытов, видеофильмов, диафильмов, диапозитивов, а также в процессе самостоятельной работы учащихся. При всем многообразии этой работы можно выделить три общих логических этапа в осуществлении МПС.

1 этап – выбор элементов ранее усвоенных знаний, необходимых для изучения нового материала. Этот выбор направляет учитель путем постановки вопросов.

Пример: Что нужно вспомнить из курса природоведения, чтобы изучить дыхание семян? – Ответ: Состав воздуха, свойства кислорода и углекислого газа..

Или: Какое уже знакомое вам географическое понятие родственно понятию « Зона растительности?» Ответ: Понятие «природная зона».

В какой теме и по какому предмету вы изучали ярусность растений в сообществах? Ответ: В «учебнике «География материков», тема «Экваториальные леса Африки».

2 этап: активное восстановление учащимися полученных ранее знаний.

При этом учитель задает вопросы по конкретному содержанию материала: «Из чего состоит воздух?», «Какие свойства имеет кислород? Расскажите о свойствах углекислого газа».

3 этап: использование восстановленных знаний в связи с решением новых познавательных задач. Мыслительная деятельность стимулируется постановкой соответствующих вопросов.

Почему для изучения дыхания семян нужно было вспомнить состав воздуха?

Ответ: Дыхание семян увидеть нельзя. Мы узнали о нем по изменению состава воздуха, узнали, что для дыхания семян нужен кислород.

2. Через специальные ТСО, раскрывающие эти связи.

Пример: При изучении темы «Возникновение жизни на земле» для доказательства теории А.И.Опарина используется кинофильм «Возникновение жизни на земле», в котором глубоко раскрываются вопросы химии, физики, астрономии, биологии. Комплексные обобщающие таблицы: Воздух, вода, азот и др.

3. Через формы организации обучения: комплексные семинары; экскурсии (изучение природных комплексов); уроки-конференции («Возникновение жизни на Земле», «Происхождение человека»); общешкольные внеклассные конференции «Охрана природы и твоя будущая профессия»; факультатив «Охрана природы»; кружок юннатов «Охрана природы»; реферативные работы школьников (Электрические явления в организме человека, Что ты знаешь о воде из разных предметов? и др.).

4. Требования к реализации МПС

1. При изучении теоретических основ необходимо приучать школьников использовать сведения по другим дисциплинам. Но нельзя забывать основного: каждый урок обеспечивает усвоение учащимися в строгой последовательности системы знаний, умений и навыков по изучаемой теме. Не уяснив дидактической сущности МПС, можно превратить их в самоцель, что отрицательно скажется на качестве знаний учащихся.

2. Поэтому – необходимо МПС планировать: тщательно проанализировав содержание темы, выявив ведущие положения, проанализировать программы и учебники по другим школьным дисциплинам и определить, какие учебные темы могут быть использованы не только по содержанию, но и по срокам изучения.

3. В кабинете биологии должны быть учебники и программы по всем смежным дисциплинам!

4. Необходимо учитывать как специфику курса в целом, так и особенности каждой учебной темы и отдельного урока. Так, межпредметные связи курса общей биологии могут осуществляться в двух направлениях:

1 – использование знаний по другим предметам как «опорных» для формирования ведущих биологических понятий, законов, теорий – их конкретизация, углубление, обобщение;

2 – биологические знания учащихся могут быть основой при изучении учебных тем других предметов (биохимические явления в клетке, свойства и строение органических веществ клетки).

На каждом уроке можно использовать межпредметные связи, но необходимо это делать продуманно.

Общие выводы:

1.Межпредметные связи возникли в начале 50-х годов одновременно с теорией развития понятий, в ходе ее разработки как необходимое условие развития биологических понятий.

2. МПС выделяют по разным признакам.

3. Урок биологии должен быть уроком биологии. МПС не самоцель, а условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке биологии.

4. Реализация МПС – сложный педагогический процесс. Для облегчения его кабинет биологии должен быть оснащен необходимым оборудованием, учебниками и программами по географии, физике, химии, истории и т.д.

Литература: Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.- М., Педагогика, 1981.

Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Л., ЛГПИ, 1983

Примеры заданий для текущего контроля

1. Контрольная практическая работа (индивидуальная для каждого студента)

1. Подготовить демонстрационный опыт по разделу «Растения» и продемонстрировать как фрагмент урока.

Темы демонстрационных опытов

  1. Доказать наличие в семенах воды, минеральных и органических веществ.

  2. Значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.

  3. Верхушечный рост корня.

  4. Поступление воды в корень.

  5. Движение листьев к свету.

  6. Поглощение листьями СО2 и выделение О2 на свету.

  7. Испарение воды листьями.

  8. Передвижение питательных веществ по стеблю.

  9. Питание проростков запасными веществами семени.

  10. Приспособленность растений к совместной жизни (на черенках комнатных растений).

  11. Доказать строение лишайников (грибы – водоросли).

  12. Дыхание семян.

  13. Дыхание корня.

  14. Влияние температуры на скорость фотосинтеза.

  15. Опыт Сенебье (вариант опыта 6).

  16. Влияние степени освещенности на скорость укоренения черенков комнатных растений (цветные фильтры).

  17. Влияние цветных фильтров на эффективность фотосинтеза.

  18. Влияние глубины заделки семян на рост и развитие растения.

  19. Водные культуры.

2.1.К демонстрационному опыту оформить «Паспорт опыта» по схеме:

- Титульный лист – название опыта, предназначение (для какого класса, какой темы урока или занятия кружка (факультатива);

  • Цель, задачи опыта;

  • Оборудование и материалы;

  • Методика постановки опыта (эксперимента);

  • Задания на наблюдение;

  • Записи и рисунки к опыту, как одна из форм представления выводов и результатов;

  • Вопросы, сопровождающие демонстрацию.

2. Контрольная практическая работа

Составить тематический план учебной темы (по программе), где предполагается опыт, по схеме:

Тема урока

Формируемое понятие

Демонстрационный опыт (показываемое явление)

Время закладки опыта (за какое время до урока)

3. Зачетное задание: работа в парах

  1. Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Растения») с помощью содержания изучаемого материала.

  2. Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Животные») через формы обучения.

  3. Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Животные») с помощью содержания изучаемого материала.

  1. Раскрыть и доказать примерами приемы активизации познавательного интереса школьников на уроках биологии (раздел «Растения») с помощью наглядных средств обучения.

  2. Раскройте виды самостоятельной работы школьников на уроке с учебником. Каковы цели организации такой работы на уроках биологии.

  3. Покажите на примерах приемы контроля знаний учащихся на уроках биологии (раздел «Животные»).

7. Докажите, что практические методы обучения являются наиболее эффективными в обучении биологии и их можно отнести к методам активного обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.

Другие похожие документы..