Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Планы семинарских занятий'
- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и ...полностью>>
'Программа курса'
Данный курс по выбору позволяет расширить представления учащихся оматематическом моделировании, о применении математики, ее роли в экономике и соврем...полностью>>
'Документ'
7. ВИДЫ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ: Спортивные. Для спортсменов, отдыхающих, поддерживающих спортивную форму (спартакиады, соревнования по отдельным видам ...полностью>>
'Закон'
Федеральный закон от 8 мая 2010 года №83-ФЗ, который предусматривает изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений, вызвал в...полностью>>

Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Государственный образовательный стандарт (ГОС) биологического образования. Проекты, их особенности. Функции ГОС.

2. Учебный предмет биологии как система научных понятий, фактов, идей, теорий.

3. Классификация биологических понятий школьного курса.

4. Основные положения теории развития понятий (условия формирования понятий, этапы развития понятий).

5. Специфика методики формирования и развития отдельных биологических понятий (эволюционные, экологические, морфологические, физиологические, цитологические и др.) (на основе анализа программ для 11- летней и 9-летней школы).

6. Дидактические принципы, положенные в основу содержания и структуру предмета биологии (историзм, гуманизм, экологичность, краеведение, сезонность, преемственность, связь теории с практикой и др.).

7. Связь школьного предмета биологии с другими дисциплинами (межпредметные и внутрипредметные связи).

8. Анализ программы и школьных учебников (методический аппарат, содержание, структура).

9. Особенности содержания и структуры курсов: «Природоведение», «Естествознание» (5 кл.) и «Биология» (или отдельных разделов «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология»).

10. Межпредметные и внутрипредметные связи как условие эффективного обучения биологии.

11. Воспитание в процессе обучения биологии (нравственное, воспитание интернационализма и патриотизма).

12. Формирование научного мировоззрения на уроках биологии. Методы и приемы решения данной задачи.

13. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, памятникам культуры и другому общественному имуществу при обучении биологии. Экологическая тропа как средство экологического образования и воспитания школьников.

14. Этическое, санитарно-гигиеническое, физическое, половое воспитание.

15. Эстетическое воспитание на уроках биологии.

16. Экономическое воспитание.

17. Мотивация учения как необходимое условие обучения и воспитания учащихся.

18. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

19. Стимулы активизации интереса к изучению биологии (через содержание, формы и методы, приемы обучения, наглядные средства обучения (НСО), отношение учителя и др.).

20. Умения и навыки как важный компонент содержания экологического образования в школе.

21. Разнообразие умений, развивающихся при изучении биологии, их классификация.

22. Методика развития умений в процессе обучения биологии. Этапы формирования умений.

23. Многообразие методов обучения биологии и их классификация у разных авторов.

24. Система методов и методических приемов по И.М. Верзилину и В.М.Корсунской, Пономаревой И.Н. и Соломину В.П.

25. Виды словесных, наглядных, практических методов, особенности их применения на уроках биологии.

26. Наглядные методы преподавания (на уроках по разным разделам: растения, животные, человек…). Роль наглядности обучения в воспитании и развитии учащихся. Средства наглядности в обучении биологии (натуральные, изобразительные, технические).

27. Использование средств наглядности на уроках биологии. Требования к наглядным пособиям. Создание самодельных наглядных пособий и включение их в учебно-воспитательный процесс.

28. Применение методов обучения для закрепления, повторения и проверки знаний.

29. Формы организации и методика проверки знаний учащихся.

30. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках (по всем разделам биологии), в уголке живой природы в школе и дома.

31. Современные тенденции биологического образования: гуманизация, гуманитаризация, вариативность, отражение регионального и национального аспектов.

32. Современные педагогические технологии в биологическом образовании: развивающее обучение, модульное обучение, дальтон-обучение, система методов В.Ф. Шаталова, проектная технология и др.: история, идея, особенности внедрения в обучение биологии, примеры учителей ЧР, работающих по данным технологиям.

33. Технология проблемного обучения биологии. Приемы включения проблемного обучения в учебно-воспитательный процесс по биологии.

34. Дифференцированное и групповое обучение в учебном процессе по биологии.

35. Индивидуальное обучение учащихся.

36. Программированное обучение на уроках биологии.

37. Ученическая тетрадь по биологии. Работа учителя с тетрадью ученика.

38. Учебник биологии как важное средство обучения. Организация работы учащихся с учебником на уроках.

39. Система форм обучения биологии и их значение Урок – основная форма обучения биологии. Типы и виды уроков. Структура уроков биологии разного вида.

40. Инновационные виды уроков: семинары, конференции, ролевые игры, дискуссии, дебаты. Основные функции. Особенности организации деятельности учащихся.

41. Уроки-зачеты. Функции зачета, особенности организации и проведения.

42. Урок на учебно-опытном участке или в уголке живой природы. Методика организации.

43. Подготовка учителя к уроку. Причины выбора вида урока. Тематическое планирование. Технологическая карта.

44. Анализ и самоанализ урока.

45. Экскурсия как важная форма организации учебно-воспитательной работы по биологии. Место экскурсии в системе уроков. Специфика экскурсий по ботанике, зоологии, в сельскохозяйственное производство.

46. Внеурочные занятия как форма развития воспитания учащихся. Виды внеурочных заданий. Организация самостоятельной работы и использование в учебном процессе.

47. Формы и виды внеклассной работы по биологии, ее значение. Составить план общешкольного мероприятия («Декада биологии», «День птиц», «Неделя леса» и др. тематические биологические мероприятия).

48. Кружок юннатов как основной вид внеклассной работы по биологии. Специфика организации деятельности учащихся в кружке.

49. Внеклассное чтение по биологии. Методика внеклассного чтения. Использование книги на уроке (на примере: Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» или Ф. Моуэт «Не кричи, волки»).

50. Общественно-полезный и производительный труд учащегося. Массовые природоохранительные кампании. 51. Школьные трудовые объединения: школьные лесничества, лагеря труда и отдыха. Организация натуралистической работы.

52. Кабинет биологии. Его организация, оборудование. Требования, предъявляемые к кабинету как базе обучения и воспитания.

53. Уголок живой природы, его значение. Организация и оборудование уголка. Организация деятельности школьников в уголке живой природы.

54. Школьный УОУ, его роль в обучении биологии. Педагогические требования к организации работ на УОУ.

55. Особенности проведения уроков на участке, использование материалов участка на уроках и других формах обучения биологии.

56. Организация территории УОУ, размещение растений по отделам.

57. Опытническая работа школьников на УОУ.

58. Особенности преподавания биологии в вечерних, заочных школах и ПТУ.

59. История развития отечественной методики преподавания биологии: в дореволюционный период, после (Октябрьской) революции.

60. Современные проблемы методики преподавания биологии.

2.7.4.Тематика курсовых работ и рефератов

Тематика курсовых работ

  1. Учебники нового поколения по биологии, их особенности, распространенность в школах республики

  2. Изучение биологии в школах разного уровня

  3. Факультативы по биологии, особенности методики проведения (из опыта работы учителей)

  4. Особенности методики обучения разделов «Растения», «Животные», «Человек», «Общая биология»

  5. Формирование и развитие у школьников убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни

  6. Формирование экологической культуры в обучении биологии

  7. Природоохранное просвещение на уроках биологии

  8. Духовно-нравственное воспитание учащихся в обучении биологии

  9. Формирование чувства прекрасного на биологическом материале

  10. Практическая направленность обучения биологии

  11. Реализация компетентностного подхода в обучении биологии

  12. Особенности внеклассной работы по биологии экологического содержания

  13. Организация внеклассной работы школьников при изучении ботаники (зоологии, курса «Человек»)

  14. Использование комнатных растений в обучении школьников

  15. Самодельные наглядные пособия по биологии, их место в учебно-воспитательном процессе

  16. Межпредметные связи в обучении биологии

  17. Уроки инновационного типа в работе современного учителя биологии

  18. Контроль знаний и умений школьников как средство развития личности ученика

  19. Проблемная ситуация на уроке биологии

  20. Развитие креативного мышления на уроке биологии

  21. Формирование творческой личности при обучении биологии

  22. Активизация познавательного интереса к биологии у школьников

  23. Экскурсия в природу как средство формирования экологического сознания

  24. Игра на уроке биологии

  25. Активные методы обучения на уроке современного учителя биологии

  26. Информационные технологии в обучении биологии

  27. Технология проектного обучения на уроке биологии

  28. Ученический проект, его место в развитии урока и личности ученика

  29. Пришкольный участок как база для преподавания биологии

  30. Кабинет биологии современной школы

  31. Биология в профильном обучении: особенности выбора, методики преподавания

Тематика рефератов

    1. Современные проблемы биологического образования (анализ статей из ж. Биология в школе).

    2. Стандарт биологического образования: проблема, назначение, современное состояние.

    3. Федеральный базовый компонент биологического образования: функции, особенности содержания и решения

    4. Особенности биологического образования в зарубежной школе.

    5. Единый государственный экзамен по биологии: назначение, особенности содержания с позиций результатов биологического образования. Особенности для средней и полной школы

    6. Методы обучения биологии: новые подходы

    7. Учебники нового поколения по биологии для школьников

    8. Российская школа – какой ей быть в ХХ1 веке?

    9. Формирование экологического мировоззрения в процессе обучения биологии

    10. Вариативное обучение биологии: программы, разнообразие подходов, их обоснование

    11. Естествознание как основа изучения биологии: особенности построения, научные основы

    12. Рисуночное письмо на уроке биологии: функции, требования, приемы использования

    13. Наглядность на уроке биологии: проблемы, решение, приемы использования

    14. Проблема формирования культуры здоровья (ЗОЖ) в обучении биологии

    15. Образование для устойчивого развития в ХХ1 веке

Требования к реферату:

Титульный лист; план, список использованной литературы.

Текст не более 5 печатных страниц с одной стороны листа (обязательно в тексте: ссылки на авторов, источники). При рукописном варианте – 10 страниц на одной стороне листа.

Проблему раскрывать с исторических позиций: вчера – сегодня – что предусматривается в перспективе.

По возможности, проанализировать данную проблему и ее раскрытие в Чувашской Республике (по газетам «Хыпар», «Советская Чувашия» и ж. «Народная школа).

2.8. Методические указания по организации изучения

дисциплины

Курс «Теория и методика обучения биологии» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин и изучается студентами биологических специальностей педагогических вузов при очной форме обучения в 6 и 7 семестрах, а заочной – на установочной сессии в 6 семестре. По итогам 6 семестра при очном обучении учебным планом предусмотрен зачёт, а седьмого – экзамен. При заочной форме обучения студенты сдают экзамен во время учебной сессии 6 семестра. По окончании летней сессии 2 семестра студенты и очной и заочной формы обучения проходят полевую практику.

Курс связан с такими дисциплинами, как «Психология», «Педагогика», которые изучаются в 1-6 семестрах и являются дидактической основой для изучения дисциплины, дают материал для систематизации и определения специфики преподавания биологии в школе разного типа.

Для обеспечения должного уровня преподавания дисциплины необходимо наличие всего комплекта учебного оборудования по биологии для общеобразовательной школы: микроскопов, набора готовых микропрепаратов, оборудования, указанного в разделе «Материально-техническое обеспечение дисциплины».

2.9. Полевая практика

Полевая практика по курсу «Теория и методика обучения биологии» среди всех форм организации обучения студентов занимает важное место. В условиях смены ориентации школы на подготовку выпускника школы, компетентного во всех сферах социально-бытовой, гражданской и производственной деятельности, ведущий учитель биологии:

- должен знать учебно-воспитательный процесс и его задачи на учебно-опытном участке (уметь правильно распланировать его территорию, размещать основные культуры и сорта, определять содержание и виды работы во всех отделах участка, организовывать опытническую работу школьников, проводить опытнические уроки в "зеленой лаборатории");

- проводить экскурсии в природу и сельскохозяйственное производство, фенологические наблюдения;

- организовывать производительный труд школьников на учебно-опытном участке;

- использовать материалы и итоги работы на участке для оборудования кабинета биологии, оснащения уроков самодельными наглядными пособиями.

Роль полевой практики по «Теории и МОБ» особенно возрастает в настоящее время, когда вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны природы и экологической культуры человека и общества приобретают первостепенное значение. В решении данных проблем пришкольный учебно-опытный участок выполняет функцию «тренажера» для отработки наиболее типичных ситуаций, с которыми сталкивается школьник и завтрашний выпускник.

Основной задачей полевой практики является:

подготовка студентов к работе с учениками в природе и на учебно-опытном участке по всем разделам школьной биологии на основе дидактических принципов наглядности, связи теории с практикой, краеведческого подхода, формирования ответственного отношения к окружающей природной среде и общественно-значимому труду.

Организационные вопросы полевой практики

Полевая практика по курсу «Т и МОБ» носит практический характер и проводится с обязательным привлечением учащихся из школы. Для этой цели ежегодно заключается договор с базовой школой г. Чебоксары, где отсутствует типовой пришкольный участок для прохождения школьниками производственной практики. Базой проведения полевой практики служит агробиологическая станция (АБС) ЧГПУ имени И.Я. Яковлева, где есть типовая модель пришкольного учебно-опытного участка. Для ознакомления студентов – будущих руководителей УОУ школы с опытом организации учащихся на пришкольном участке, в ходе практики проводится экскурсия по УОУ школ г. Чебоксары, занимающим призовые места в конкурсе-смотре пришкольных участков.

Учебный план подготовки учителя биологии отводит на полевую практику по методике преподавания биологии 10 дней в конце 6 семестра (47 час.). С учетом сезонных видов работ в природе, ее проведение планируется весной, летом и зачетное занятие переносится на осень, чтобы студенты могли снять результаты школьного эксперимента. Конкретные сроки и количество дней в сезоне определяются еще и погодными условиями.

Учебное содержание полевой практики раскрывается студентам на занятиях, включающих теоретическую и практическую части. Теоретическая часть – это сообщения преподавателей и самостоятельная работа студентов с литературой по темам полевой практики. Практическая часть – непосредственное руководство учащимися в природе, подготовка и проведение практических уроков на участке, экскурсий, внеклассных мероприятий биоэкологического содержания, планирование опытнической работы учащихся и конкретная практическая работа студентов по уходу за объектами школьного учебно-опытного участка, по поддержанию его эстетического вида.

Форма отчетности по полевой практике

  1. План дневника наблюдений за закрепленным опытом.

  2. План наблюдения за одним видом животных, изучаемых по программе, в естественных условиях для учащихся разного возраста и интересов.

  3. Развернутый план экскурсии или урока на пришкольном участке.

  4. Коллекция ученического типа.

  5. Графическая схема пришкольного УОУ одной из посещенных школ г. Чебоксары.

Учебная программа

Введение

Общее знакомство с содержанием, структурой и организацией полевой практики по методике преподавания биологии. Задачи полевой практики и требования, предъявляемые студентам в процессе ее проведения.

.

Учебно-опытный участок (УОУ), его организация

и структура

Организация пришкольного учебно-опытного участка (общее знакомство с отделами участка, их оформлением; планирование территории, съемка плана). Требования к организации участка. Основные документы об участке. Региональный характер содержания учебно-опытного участка. Роль пришкольного УОУ в обучении биологии.

Основные виды работ на учебно-опытном участке: коллекционирование и опытничество, наблюдения и экспериментирование. Методика полевого опыта на пришкольном учебно-опытном участке. Приемы фиксации результатов, использования их на уроках.

Формы организации учебно-воспитательной работы на пришкольном участке. Методические особенности проведения уроков, экскурсий, внеурочных и внешкольных занятий на учебно-опытном участке. Тематика уроков, экскурсий на УОУ.

Знание техники безопасности труда как обязательное условие работы учащихся на пришкольном участке.

Инвентарь для работы на участке, его характеристика, санитарно-гигиенические требования к нему. Хранение инвентаря. Ручной и механизированный труд школьников на участке.

Отделы участка. Характеристика отделов пришкольного участка.

  1. Биологический как основной, отвечающий запросам школьной программы, содержит участки: по природоведению (опыты учащихся начальных классов, цветочная азбука), морфологии растений, систематике растений, общей биологии.

  2. Экологический, как основной по работе с дикорастущими растениями и природными сообществами. Содержит участки с опытами по экологии растений, биоценологии. Коллекции растений: разных экологических групп , типичных представителей фитоценозов региона школы, охраняемых растений ("Страницы Красной книги"). Дарвиновские площадки. Участки с тренажером "Экологическая тропа".

  3. Плодово-ягодных культур: содержит участки коллекций разных сортов плодовых деревьев и ягодных кустарников, земляники. Питомник, школа сеянцев и саженцев.

  4. Овощной: содержит коллекции растений открытого и защищенного грунта, однолетних и многолетних культур (листовых, корнеплодных и плодовых). Здесь проводятся опыты с овощными культурами. Теплица, кроме овощных растений, выращиваемых в течение всего года, содержит коллекцию комнатных растений, используемых в школе. Здесь проводятся опыты с комнатными растениями и работа по выращиванию цветочной и овощной рассады.

  5. Полевых культур: содержит участки: коллекции зерновых, бобовых, технических, масличных, лекарственных растений; делянки с опытами с полевыми культурами производственного назначения; моделей полевого севооборота региона школы.

  6. Декоративный содержит участки: коллекции растений по странам их происхождения, цветочные часы, рокарий, сад непрерывного цветения. Опыты школьного типа с декоративными растениями.

  7. Зоологический содержит коллекцию мелких животных уголка живой природы, аквариумы, террариумы, инсектарии и зоофермы (крольчатник, птичник, пасека).

  8. Производственный отдел, где студенты обучаются организации и проведению (оформлению документации) производительного труда школьников на примере выращивания лекарственных, декоративных, овощных и других растений как продукции по заключенным заранее договорам с предприятиями региона школы.

Методика организации работы с учащимися

в отделах учебно-опытного участка

Задачи и назначение отделов участка в обучении биологии в пополнении кабинета биологии в школе. Подбор объектов для коллекции и опытов в отделах участка.

Тематика опытов в отделах участка. Закладка и выполнение опытов, фиксации наблюдений и результатов, дневники наблюдений и опытов, приемы подведения итогов.

Содержание коллекций в разных отделах участка, работа по их выполнению.

Использование севооборотов в отделах участка.

Приемы организации учащихся для работы в отделах учебно-опытного участка. Методика использования участка в работе учителя биологии. Уроки и другие виды занятий на учебно-опытном участке.

Изготовление наглядных пособий по материалам, полученным в разных отделах участка.

Внешнее оформление отделов на участке.

Натуралистическая и экологическая работа в школе

Экскурсии в природу, их значение в обучении. Тематика экскурсий в 6-11 кл. Приемы проведения экскурсий в природу и подготовка к ним учителя. Разработка каждым студентом одной экскурсии, оформление конспекта, анализ и оценка содержания экскурсий.

  1. Летние задания учащимся по биологии. Анализ тематики летних заданий. Приемы фиксации наблюдений. Оформление одной работы по летним заданиям.

  2. Фенологические наблюдение в природе. Методика организации фенологических наблюдений в природе. Приемы их фиксации.

  3. Исследовательская работа школьников. Знакомство с программами кружков натуралистов. Анализ тематики индивидуальных исследовательских работ учащихся. Знакомство с творческими работами учащихся. Подбор природных объектов для научных исследований школьниками 6-11 кл. Приемы оформления результатов работы.

  4. Краеведческая работа по биологии. Знакомство с видами краеведческой работы: походы, инвентаризация природных богатств и культурных памятников родного края, организация музеев природы. Групповое выполнение краеведческих заданий по одному из видов этой работы.

  5. Экологическая тропа и работа на ней. Задачи экологической тропы как базы знакомства с природными, историческими, архитектурными памятниками родного края в целях бережного отношения с ними. Приемы организации и обслуживания экологической тропы. Эстетика экологической тропы ее станций, окружающей природной среды.

Разработка маршрута, определение объектов изучения на тропе. Порядок пользования тропой. Дидактическое и эстетическое оснащение тропы.

Развитие практических навыков работы по организации, оформлению и обслуживанию тропы на учебном тренажере "Экологическая тропа" в пределах агробиостанции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.

Другие похожие документы..