Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Первые сложные многоцелевые вычислительные устройства появились еще в XIX веке. Тогда же возникла необходимость в разработки программ для них, и впер...полностью>>
'Документ'
Работа выполнена на кафедре химии и технологии живых систем Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоо...полностью>>
'Документ'
Модель адміністративно-територіальної реформи в Україні (далі – Модель), розроблена Інститутом трансформації суспільства (директор – Олег Соскін), вп...полностью>>
'Документ'
 Замечание 1.  Используемое в отечественной литературе словосочетание «анализ ННЭИ» некорректно (следствие неточности буквального перевода с английск...полностью>>

Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: Духовно – нравственное развитие школьников на уроках биологии

  1. Понятие "духовное здоровье" в учебно-воспитательном процессе.

  2. Структура нравственных свойств (качеств) личности.

  3. Содержательные аспекты предмета "биология" в нравственном становлении личности ученика.

  4. Методические возможности развития нравственных качеств личности в процессе обучения биологии (технологический подход).

Основные понятия: нравственность, мораль, моральные мотивы, духовность.

2.4.4. Лабораторный практикум

Ш курс

№№

Темы лабораторных занятий

Содержание

1

Планирование работы учителя

Анализ программы по биологии 6 кл.

Виды планов учителя биологии

Составление календарного плана

2

Анализ курса природоведения. Демонстрационный опыт на примере темы «Воздух»

Анализ программы и учебников природоведения

Выделение основных понятий

Изучение опытов в теме «Воздух»

3

Методика демонстрационного опыта. Тема «Вода». Технологическая карта урока

Воспитательные аспекты содержания урока

Демонстрационный опыт по теме «Вода»: требования к демонстрации и к собственно опыту

4

Организация практической работы по изучению неживой природы.

Методика организации и проведения практической работы с учащимися

Структура практической работы (тема «Вода», «Горные породы»)

5

Особенности организации контроля знаний и умений учащихся на уроке.

Анализ содержания понятия «Состав почвы»

Поэлементный анализ знаний (тема «Почва», «Органы цветкового растения»)

Требования к оценке знаний и умений

6

Уроки с морфологическим содержанием (тема «Семя»).

Анализ раздела «Растения» по программе

Структура курса биологии 6 кл. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Методические особенности уроков с морфологическим содержанием

7

Уроки с анатомическим и цитологическим содержанием.

Связь понятий с умениями (тема «Клеточное строение растений»)

8

Уроки с систематическим содержанием

Методические особенности уроков с таксономическим содержанием

Анализ темы «Цветковые растения»

9

Экологизация содержания курса биологии

Анализ разделов «Растения», «Животные» по программе

Вычленение экологических понятий, их развитие

10

Методика изучения простейших организмов

Анализ раздела «Животные» по программе и учебникам

Организация работы с микроскопом (тема «Простейшие»)

11

12

13

Организация работы с живым раздаточным материалом (тема «Черви»).

Развитие знаний о биологии животных

Особенности проведения лабораторной работы по изучению строения и передвижения дождевого червя

Гигиенические требования на уроке

Организация работы школьников с коллекциями и другими НСО (тема «Членистоногие»).

Типы и виды коллекций и влажных препаратов

Функции наглядных средств

Приемы работы с наглядным материалом

1У курс

№№

Темы лабораторных занятий

Содержание

1

Уроки природоохранительного содержания

1.Организация работы с Красной книгой

2.Особенности методики проведения мероприятий природоохранного содержания на примере темы «Членистоногие»

2

Особенности организации самостоятельной работы школьников на уроке

1.Анализ видов СРШ на уроке

2. Методика использования коллекций и влажных препаратов на уроке (тема «Членистоногие»)

3

Вариативный подход в планировании урока

на примере темы «Класс Рыбы»

Воспитательные аспекты содержания урока

Планирование урока в зависимости от наглядности, видов обучения

4

Объективная оценка. Приемы контроля знаний, умений учащихся

Виды контроля на уроке

Приемы оценки знаний и умений на материале темы «Млекопитающие» - деловая игра

5

Активизация познавательного интереса учащихся к курсу

Анализ программ и учебников 8 кл. «Человек»

Методы и приемы визуальной диагностики здоровья в теме «Опорно-двигательная система»

6

Особенности организации практических работ по курсу биологии 8 кл.

Воспитательные аспекты содержания тем «Кровь» и «Кровообращение»

Методика организации практических работ с микропрепаратом

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Создание проблемных ситуаций на уроке

Проблемная ситуация. ДИ – создание проблемных ситуаций на уроках темы «Дыхание»

Самонаблюдения школьников на уроках при изучении курса «Человек»

Виды наблюдений и самонаблюдений в теме «Нервная система»

Методика организации самонаблюдений и демонстрационных опытов

Урок с содержанием о ЗОЖ: «Курение и здоровье»

Направления валеологизации содержания курса «Человек»

Демонстрационные опыты по проблеме

Урок - деловая игра

Особенности содержания курса биологии 9 (10-11) класса. Мировоззренческие аспекты раздела «Основы цитология»

Анализ программ и вариативных учебников

Выполнение школьного лабораторного практикума по теме

Анализ раздела «Эволюционное учение».

Развитие понятия «вид» - анализ программы

Методика использования базы кабинета для организации практических работ

Организация работы с задачами и упражнениями творческого характера (темы «Развитие органического мира», «Селекция», «Генетика»)

Задания творческого характера

Приемы формирования креативности

Методика уроков с экологическим содержанием (тема «Основы экологии»).

Формирование экологических понятий – анализ программ

Самодельные динамические пособия по курсу общей биологии и их использование на уроке

2.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

2.5.1. Рекомендуемая литература

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов биологических специальностей.- М., 1983.

Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии. –М., 1969.

Зверев И.Д., А.Н. Мягкова Общая методика преподавания биологии.- М., 1985.

Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. –М.,1991.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., 1999.

Мамзин А.С. Биология в системе культуры.- СПб., 1998.

Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно- воспитательном процессе современной школы. – М., 1987.

Никишов А.И. и др. Внеклассная работа по биологии. – М.,1980.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2000.

Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика преподавания биологии: Пособие для студентов педвузов. - М., 2003.

Райков Б.Е. Общая методика естествознания. – М.-Л.,1947.

Современный урок биологии: пособие для учителя \ Максимова В.Н. и др. –М.,1985.

Смирнов В.А. Обучение биологии в условиях информатизации общества. – СПб., 1999.

Хрестоматия по методике преподавания биологии /Сост.И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. – М., 1977.

2.5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

- демонстрационный материал на видеокассетах - открытые уроки учителей, участников конкурса «Учитель года»;

- демонстрационный материал на компьютерных носителях «Репетитор»;

- раздаточный материал по изучаемым темам школьного курса биологии: гербарии, дидактические карточки, динамические коллекции;

- темы рефератов, контрольные и тестовые задания для итогового контроля.

2.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кабинет методики преподавания биологии

Микроскопы: «Эрудит» (4), МБР-1 (2); плитка электрическая, диапроектор, видеомагнитофон, телевизор Чайка-2, динамометры (5), гербарии, коллекции минералов и горных пород, наборы микропрепаратов, влажных препаратов, набор хим. посуды и реактивов, комнатные растения, видеофильмы, слайды, таблицы, компьютерная программа «Репетитор: Биология» – 3 экз., CD и DVD по школьному курсу биологии

2.7. Содержание итогового и промежуточного контроля

2.7.1. Методика аттестации студентов по дисциплине

Аттестация студентов проводится по итогам рейтинга, который определяется как сумма баллов по результатам всех запланированных мероприятий: работы на лабораторных и практических занятиях и выполнения контрольных мероприятий.

Учебным планом предусмотрено 51 лабораторное занятие. За посещение каждого занятия студент получает 0,2 балла. В случае пропуска занятие должно быть отработано для получения допуска к зачету, но и после отработки 0,2 балла не начисляются.

Остальное число баллов начисляется студенту по итогам контрольных мероприятий, перечень контрольных точек см. табл.1,2. В том случае, если студентом получена неудовлетворительная оценка по результатам контрольного мероприятия, то работа должна быть переписана или пересдана устно, в зависимости от формы контроля. Оценивается такая работа на балл ниже выполненных в срок.

Если в конце семестра текущий рейтинг студента по дисциплине менее 40 баллов, то студент не допускается к зачёту – в первом и к экзамену – во втором семестре. В случае если текущий рейтинг т) составляет от 56 до 60 баллов, то студент может быть освобождён от зачёта или экзамена. При рейтинге равном от 55 до 40 баллов студент сдаёт зачёт устно по вопросам, которые заранее может получить у лаборанта. Во время устной сдачи зачёта студент дополнительно получает от 20 до 40 баллов. Сумма зачётного и текущего рейтингов и формирует общий рейтинг дисциплины за 1 семестр. Остальное число баллов начисляется студенту по итогам контрольных мероприятий, перечень контрольных точек см. табл.1,2. Перевод рейтинговой оценки в традиционную шкалу во втором семестре осуществляется следующим образом: 60-56 баллов – «отлично»

55-51 балл – «хорошо»

50-46 баллов – «удовлетворительно»

Если студент не удовлетворён своей оценкой, то он имеет право сдавать экзамен, в ходе которого дополнительно получит от 20 до 40 баллов (Р. э). В этом случае рейтинг по дисциплине определяется по формуле: Рд = Рт + Рэ. Перевод рейтинговой оценки в традиционную шкалу осуществляется следующим образом: Рд = 100-90 баллов – «отлично»

89-76 баллов – «хорошо»

75-60 баллов – «удовлетворительно»

Процесс изучения предмета «Теория и МОБ» предполагает участие студентов в различных формах обучения: практические и лабораторные занятия, индивидуальные самостоятельные работы, полевая практика, педагогическая практика. Индивидуальные задания направлены на формирование у студентов умения применять теоретические знания в практической педагогической деятельности.

В течение 7 семестра студенты выполняют задание, направленное на развитие умений анализировать научно-методическую литературу: готовят реферат по одной проблеме современного биологического образования в школе.

Кроме того, студенты могут набрать определенное количество баллов за выполнение на ЛПЗ необязательных (дополнительных) заданий по дисциплине (участие в конференции, НИРС и др.).

Пояснения к организации рейтингового контроля

Входной (стартовый ) контроль:

Цель: определение уровня начальных знаний (остаточных с курсов педагогики и детской психологии), общей подготовки по дисциплине (в рамках школьной программы).

Виды контроля: тестирование, графические и цифровые программированные работы по изучаемым разделам школьной программы, направленные на формирование знаний о содержании школьного учебника. Вопросы и задания берутся из общеизвестных работ по контролю знаний школьников по биологии.

Текущий контроль

Цель: определение уровня знаний на данный момент, степени усвоения текущего материала, активизация процесса обучения.

Виды контроля:

-подготовка реферата по методической проблеме;

-подготовка выступления на ЛПЗ в качестве «учителя», участие в деловых играх в разных ролях;

-оформление наглядных средств к урокам биологии, планов наблюдений для учащихся, творческих задач для школьников и др.

Промежуточный контроль

Цель: систематизация выводов по отдельным изученным проблемам, определение степени усвоения материала, корректировка программы обучения.

Виды контроля:

  • тестовые контрольные работы по практическим занятиям;

  • семинар, деловая игра по наиболее сложной проблеме;

  • анализ и оценка кейса ( подготовка и презентация пакета к педагогической практике («Дидактическая папка»).

Итоговый контроль

Цель: определение окончательной оценки по дисциплине.

Виды контроля:

1.Автоматическая. Данная аттестация студента допускается, если он все разделы учебной дисциплины, все виды учебных поручений выполнил на максимальную сумму баллов (т.е. семестровый рейтинг составляет 57-60 баллов).

  1. Тестирование. Экзамен включает тестовые задания, раскрывающие весь объем изученного материала.

  2. Экзамен по билетам.

  3. Свободное собеседование (по проблемам методики обучения).

  4. Деловая игра «Рабочая пара».

Перечень мероприятий, формирующих рейтинговую оценку знаний студента в 7 семестре

(Рт)

Виды учебных работ

Кол-во баллов

Мин.

Макс.

1. Лабораторные занятия

3

3

2. Контрольные мероприятия

- показ демонстрационного опыта по природоведению

3

5

- тестовое задание по теме «Гуманизация образования»

5

8

- тестовое задание по теме «Методы обучения биологии»

5

9

- контрольная работа по разделу «Горные породы и минералы»

3

5

- графический диктант по теме «Цветковые растения»

3

5

- тестовое задание по теме «Простейшие»

3

5

3. Индивидуальные задания: - разработка фрагмента урока – демонстрационного опыта по одной теме школьного курса ботаники;

- разработка развернутого плана урока;

- разработка плана экскурсии на учебно-опытный участок;

- оформление наглядного пособия ученического типа;

- разработка плана наблюдения за одним из животных в природе для учащихся

15

20

Итого

40

60

Рз

20

40

(Рд)

60

100

Перечень мероприятий, формирующих рейтинговую оценку знаний студента в 8 семестре

(Рт)

Виды учебных работ

Кол-во баллов

Мин.

Макс.

1. Лабораторные занятия

5

5

2. Контрольные мероприятия

- проверка знаний по школьному курсу биологии

15

25

- тестовая работа по теме «Дифференцированный подход»

3

5

- разработка фрагмента урока – практической работы школьников

3

5

- оформление комплекта методических материалов «Папка накопления»

8

10

- тестовое задание по теме «Экологическая тропа в школе»

3

5

3. Реферат «Проблемы современного биологического образования»

3

5

Итого

40

60

( Рэ)

20

40

(Рд)

60

100

2.7.2. График текущего контроля за самостоятельной

работой студентов

7 семестр

Виды работ

Кол-во баллов

Месяц

Мин.

Макс

1. Лабораторные занятия

3

3

В течение

семестра

2. Контрольные мероприятия

- показ демонстрационного опыта по природоведению

3

5

Февраль

- тестовое задание по теме «Гуманизация образования»

5

8

Март

- тестовое задание по теме «Методы обучения биологии»

5

9

Апрель

- контрольная работа по разделу «Горные породы и минералы»

3

5

Март

- графический диктант по теме «Цветковые растения»

3

5

Май

- тестовое задание по теме «Простейшие»

3

5

Май

3. Индивидуальные задания: - разработка фрагмента урока – демонстрационного опыта по одной теме школьного курса ботаники;

-разработка развернутого плана урока;

-разработка плана экскурсии на учебно-опытный участок;

-оформление наглядного пособия ученического типа;

-разработка плана наблюдения за одним из животных в природе для учащихся

15

20

Февраль –май

Итого

40

60

Зачётный рейтинг

20

40

Рейтинг дисциплины (Рд)

60

100

8 семестр

Виды работ

Кол-во баллов

Месяц

Мин.

Макс.

1. Лабораторные занятия

5

5

В течение

семестра

2. Контрольные мероприятия

- проверка знаний по школьному курсу биологии

15

25

В течение семестра

- контрольная работа по теме «Дифференцированный подход»

3

5

октябрь

- разработка фрагмента урока – практической работы школьников

3

5

ноябрь

- оформление комплекта методических материалов «Папка накопления»

8

10

в течение семестра

- тестовое задание по теме «Экологическая тропа в школе»

3

5

декабрь

3. Реферат

3

5

декабрь

Итого

40

60

Зачётный рейтинг

20

40

Рейтинг дисциплины (Рд)

60

100

2.7.3. Вопросы для текущей, промежуточной и

итоговой аттестации



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.

Другие похожие документы..