Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
7.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯЗА ДВИЖЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РУКОВОДСТВОМПО ПЛАТЕЖНО...полностью>>
'Документ'
В течение первого периода, который Пиаже называет "сенсомоторной стадией", менее чем за три года ребенок вырастает из крохотного, беспомощно...полностью>>
'Документ'
Муниципальные библиотеки в библиотечном пространстве Волгоградской области в 2008 году / Волгогр. ОУНБ им. М. Горького, Отдел НИиМР ; [сост. М. Ю. Ка...полностью>>
'Конспект'
Возле названия каждой лекции написано число пар, в течение которых она будет читаться (+ ср – обозначает наличие материала для самостоятельной работы...полностью>>

Комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Чебоксары

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вузовский курс методики преподавания биологии направлен на подготовку будущего учителя к педагогической деятельности в условиях многообразия школ и выбора учебных программ, учебников и пособий. В связи с этим молодой специалист должен быть готовым к работе в различных образовательных учреждениях с разным направлением и объемом учебных программ, с дифференцированными группами учащихся различной индивидуальной и профессиональной нацеленности. К важным задачам методики преподавания биологии относятся: вооружение студентов теоретическими основами и практическими умениями обучения, воспитания и развития школьников при изучении живой природы; подготовка к развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе раскрытия исторически сложных взаимоотношений природы и общества, окружающей среды и отдельного человека; формирование убежденности во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся, в необходимости творческой самоотдачи при общении с детьми. Современная школа предполагает наличие у учителя умений прогнозировать будущую педагогическую деятельность и общение с коллегами и учениками, что вычленяется в содержании программы. Основными формами обучения в ходе методической подготовки студентов к работе в школе являются лекции (46 часов), лабораторно-семинарские занятия (74 часа), самостоятельная работа, учебно - полевая и педагогическая практика, курсовые и выпускные аттестационные работы.

В лекционном курсе раскрываются теоретические положения и закономерности методики преподавания биологии во взаимосвязи с дидактическими принципами и положениями педагогической психологии. Содержание лабораторно-семинарских занятий отражено в разделе "Частные методики обучения биологии".

Самостоятельная работа направлена на развитие у студентов умений работать с методической литературой, разрабатывать планы уроков и внеклассных мероприятий во взаимосвязи с поставленными задачами и на основе различных подходов (проблемный, исследовательский, интегративный и др.), изучать педагогический опыт учителей.

В программу включен примерный список тем семинарских занятий и основная литература для студентов.

Программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта подготовки по специальности 032400.00–Биология с дополнительной специальностью и "Квалификационной характеристики учителя биологии".

Введение

Методика преподавания биологии как наука и учебный предмет. Связь методики биологии с другими науками – философией, педагогикой, психологией, возрастной физиологией и другими биологическими науками. Роль методики обучения биологии в определении учебно-воспитательных задач, структуры и содержания школьного курса биологии, организационных форм и методов обучения.

Методы научного исследования в области методики преподавания биологии.

1. Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии.

Зарождение методики обучения биологии. Первый отечественный учебник по естественной истории для народных училищ, написанный В.Ф. Зуевым (1786). Характеристика учебника (структура, особенности содержания: научность, связь с практикой, доступность, наглядность)..

Школьная реформа 1804 г. Учебники по биологии описательно-систематического направления обучения биологии, их характеристика. Причины исключения естествознания из учебных планов гимназий (1828 г.) и его восстановление (1852 г.).

Развитие биологического направления в школьном естествознании.

Школьная реформа 1864 г. Биологическое направление в школьном естествознании и причины его развития. Развитие школьного курса биологии под влиянием методических идей А. Любена. Отечественные учебники, составленные по Любену. А.Я. Герд, его роль в развитии отечественной методики преподавания биологии. Исключение естествознания из младших (1876 г.) и старших классов гимназий (1890 г.), причины.

Школьное естествознание в начале ХХ века. Возобновление изучения естествознания (мужские гимназии, 1900 г.). Особенности программ по биологии, предложенных Д.Н. Кайгородовым, А.Н. Павловым.

В.В. Половцов, его роль в развитии отечественной методики естествознания. Деятельность Б.Е. Райкова по развитию методики обучения естествознания.

Состояние методики преподавания естествознания в советской школе (до 1932 г.). Новые задачи школьного естествознания: принципы политехнического обучения и трудового воспитания. Разделение естествознания на отдельные предметы. Исследовательский подход в обучении биологии. Зарождение юннатского движения. Особенности преподавания биологии в 20-е годы: поиски универсальных методов обучения.

Перестройка работы школы в 30-х годах и дальнейшее развитие методики обучения биологии.

Совершенствование содержания школьного курса биологии. Создание первых стабильных программ и учебников предметного типа, общей и частных методик обучения биологии. Роль в развитии методики обучения биологии М.М. Беляева, П.И. Боровицкого, Б.В. Всесвятского, М.И. Мельникова, В.Ф. Натали. И.И. Полянского, Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского, А.А. Яхонтова, М.Я. Цузмер, С.А. Павловича и др.

Особенности обучения биологии в 40 – 50 г.г. Введение теории Т.Д. Лысенко о стадийном развитии растений в курс биологии (1939). Усиление вязи биологии с жизнью в годы Великой Отечественной войны. Создание при школах учебно-опытных участков, развитие опытнической работы учащихся.

Развитие методики преподавания биологии в 50-60 годы. Разработка теории развития биологических понятий, теории методов обучения биологии, укрепление межпредметных связей и преемственности в обучении биологии. Углубление проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении.

Методика преподавания биологии в 70-80 годы. Приведение содержания школьного курса биологии в соответствие с новыми достижениями в цитологии, биохимии, генетики, экологии. Введение в школу нового курса общей биологии. Переход школы на новые учебники по ботанике, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене человека. Разработка учебно-методического комплекса по биологии. Методические труды Н.М. Верзилина, Н.А. Рыкова, В.М. Корсунской, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверева и др. Разработка теоретических основ экологического образования и природоохранного просвещения школьников в процессе обучения биологии.

Биологическое образование в современной школе

Наука и учебный предмет. Место биологии в учебных планах разных типов средних общеобразовательных учреждений. Концепция биологического образования в 12-летней школе. Государственный стандарт биологического образования. Функции ГОС. Структура школьного курса биологии. Система биологических понятий. Классификации понятий, условия их формирования и развития. Специфика развития отдельных понятий школьного курса биологии (эволюционные, экологические, цитологические, анатомические и др.). Межпредметные и внутрипредметные связи школьного курса биологии. Связь биологии с пропедевтическими курсами "Окружающий мир", "Природоведение" и "Естествознание".

Методы обучения биологии

Понятия "метод обучения" и "методический прием обучения". Различные подходы к классификации методов обучения в истории методики преподавания естествознания и биологии. Сочетание и развитие методов обучения на уроках в зависимости от различных факторов: содержания учебного материала, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, учебной базы кабинета, наполняемости класса и др. Методы самостоятельной работы учащихся: наблюдение, эксперимент, работа с книгой. Активные методы обучения на уроках биологии (игры: ролевые, имитационные, организационные, дискуссии, защита творческих работ и пр.).

Различные формы организации деятельности школьников: индивидуальная, групповая, фронтальная. Реализация принципов индивидуализации и дифференциации обучения на уроках биологии (приемы компьютерного и программированного обучения). Проблемный, частично-поисковый, исследовательский подходы в обучении биологии.

Организационные формы учебно-воспитательной

работы по биологии

Основные формы обучения: урок, экскурсия, внеклассные занятия, домашняя работа, практическая работа и их общая характеристика. Урок как основная форма организации учебной работы по биологии. Типы и виды уроков биологии, их структура. Тема программы как система уроков по понятиям, методам и средствам обучения и воспитания. Современные требования к урокам биологии. Активизация познавательной деятельности школьников на уроке. Активные формы уроков: урок-конференция, урок-семинар, урок - ролевая игра, урок -дебаты (дискуссия, диспут). Особенности уроков с использованием современных технических средств (компьютер, видео-комплекс, проекторы и др.). Уроки на пришкольном учебно-опытном участке и в уголке живой природы. Особенности организации практической работы школьников.

Контроль и учет сформированности знаний, умений и навыков у учащихся по биологии: требования к знаниям и умениям. Разнообразие методов и приемов контроля. Элементы программированного контроля.

Экскурсия как форма обучения биологии. Значение и место экскурсии в обучении и воспитании школьников. Особенности методики проведения разных видов экскурсий. Оформление результатов экскурсий и их использование в учебном процессе.

Внеклассные занятия. Виды внеклассной работы. Отличие внеклассной работы от внеурочной и внешкольной. Особенности организации индивидуальной, групповой и массовой форм внеклассной работы по биологии.

Факультативные занятия по биологии, их место в учебном плане школы. Содержание и структура факультативных занятий по биологии. Основные учебные и методические пособия по факультативным занятиям.

Домашние работы учащихся по биологии. Дифференцированный подход при определении домашних заданий. Виды домашних внеурочных заданий: работа с учебником, научно-популярной литературой, наблюдения, эксперимент, изготовление наглядного и демонстрационного материала к уроку, работа с рабочей тетрадью и др. Значение домашних работ в обучении и воспитании учащихся.

Воспитание школьников в процессе обучения биологии

Воспитательная направленность содержания разделов курса биологии. Формирование научного мировоззрения: раскрытие взаимосвязи живой и неживой природы, выявление всеобщности и объективности биологических закономерностей.

Развитие духовно-нравственной культуры личности: гуманизма, бережного отношения к природе, памятникам культуры. Осознание ценности природы, норм и правил экологически целесообразного поведения. Научить видеть, понимать и охранять красивое в природе, быту, труде.

Воспитание культуры труда, уважительного отношения к результатам своего и чужого труда, людям различных профессий. Ориентация учащихся на творческий подход при решении производственных и учебных задач, ознакомление с многообразием профессий, связанных с биологией, их вкладом в развитие науки, культуры и производства.

Гигиеническое и валеологическое воспитание. Формирование убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни. Предупреждение и преодоление вредных для здоровья детей привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Развитие норм и правил личной и общественной гигиены.

Патриотическое воспитание: формирование и развитие любви к малой Родине, к природе родного края, уважительное отношение к прошлому и настоящему народа, страны.

Методика формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся: создание ситуаций для эмоциональных переживаний, суждений и моральной оценки и самооценки поступков, проявления инициативы и самостоятельности при решении различных учебных задач.

Материально-техническая база преподавания биологии

Состав материальной базы обучения биологии. Значение учебно-методического комплекса в обучении и воспитании. Кабинет биологии, его организация и оборудование. Требования к оформлению кабинета. Наглядные средства обучения: натуральные, изобразительные, экранно-звуковые. Требования к их подбору и хранению. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Комплексы учебного оборудования по разделам курса биологии. Самодельные наглядные средства обучения как одно из средств пополнения материальной базы обучения и воспитания школьников. Технические средства обучения.

Уголок живой природы, его назначение. Принципы подбора растений и животных, их размещение в кабинете и организация ухода за ними. Внеурочные и внеклассные занятия в уголке живой природы. Организация исследований учащихся в уголке живой природы.

Учебно-опытный участок школы. Педагогические и методические требования к организации территории пришкольного участка. Основные отделы УОУ. Особенности организации практической работы школьников в отделах учебно-опытного участка. Использование пришкольного участка для проведения учебных занятий, исследовательской (опытнической) работы учащихся, изготовления наглядных средств обучения. Методика организации фенологических наблюдений школьников на учебно-опытном участке.

Предметные (частные) методики

Методика преподавания начального естествознания (природоведения)

Анализ содержания курса естествознания в 5 классе (программ, альтернативных учебников, учебных пособий). Установление преемственных связей в развитии естественнонаучных понятий в курсах природоведения и биологии. Особенности методов обучения и форм организации деятельности учащихся младшего возраста при изучении природы.

Методика изучения раздела "Растения"

Методический анализ вариантов программ и учебников "Биология. Растения. Бактерии, грибы, лишайники". Учебно-методический комплекс, его характеристика. Методический аппарат школьного учебника, его использование в работе с учащимися. Планирование работы учителя биологии: перспективное, тематическое, поурочное планирование по типовой школьной программе. Составление технологической карты и поурочных планов по одной теме педагогической практики.

Методика уроков по изучению внешнего строения растения. Особенности организации и проведения лабораторных работ с использованием натурального раздаточного материала. Изготовление самодельных наглядных пособий и раздаточного материала к урокам. Методика использования комнатных растений на уроках биологии.

Уроки по изучению внутреннего строения растений. Формирование навыков работы с микроскопом. Педагогический рисунок. Организация работы с тетрадью ученика.

Формирование и развитие физиологических понятий. Методика организации демонстрационного опыта. Использование результатов наблюдений и эксперимента в учебно-воспитательном процессе. Требования к демонстрационному опыту и паспорту опыта (инструкции к его проведению). Организация опытнической работы учащихся с растениями в уголке живой природы.

Уроки по изучению систематических (таксономических) понятий. Организация лабораторных и практических работ с определителями и определительными карточками. Приемы использования гербарного материала на уроках биологии.

Новые технологии проведения уроков при изучении раздела "Растения".

Методика изучения раздела "Животные"

Анализ вариантов программ и учебных пособий по разделу. Их сравнительная характеристика. Ведущие понятия и структура раздела. Учебно-воспитательное значение раздела.

Живые объекты на уроках биологии. Значение и возможности использования живых объектов в учебно-воспитательном процессе. Требования к подбору и использованию животных. Особенности организации лабораторных работ по изучению живых животных на примере дождевого червя и аквариумных рыб.

Организация самостоятельной работы школьников с раздаточным материалом на примере темы "Тип Членистоногие". Методика развития основных биологических понятий (анатомических, морфологических, систематических, экологических и др.), экологического мышления.

Тема как система уроков. Типы и виды уроков в теме "Класс Птицы". Создание проблемной ситуации на уроках при изучении птиц.

Технические средства обучения и их место на уроке. Особенности кино- и телеурока. Организация работы школьников с видеоматериалом.

Методика изучения раздела "Человек и его здоровье"

Современные требования к разделу "Человек". Учебно-воспитательные задачи. Анализ программ и учебников по разделу. Краткая характеристика основной методической литературы.

Тема "Общий обзор организма человека" как система уроков. Обобщение изученного материала. Методика использования опорных схем, рисунков, символов.

Система опытов и самонаблюдений по изучению человеческого организма. Организация и использование самонаблюдений учащихся на уроке и внеурочных занятиях.

Организация и проведение лабораторной работы по теме "Пищеварение". Основные методические требования к лабораторным работам.

Воспитательная направленность уроков в разделе "Человек". Особенности уроков с гигиеническим и валеологическим содержанием. Использование современных наглядных средств по пропаганде здорового образа жизни.

Методика изучения общей биологии

Особенности структуры и содержания курса общей биологии. Анализ вариантов программ, учебников, учебных пособий. Ведущие общебиологические понятия, их связь с понятиями остальных разделов школьного курса биологии. Внутрипредметные ретроспективные и перспективные связи.

Система цитологических и биохимических понятий, особенности их формирования и развития. Методика проведения программных лабораторных работ в теме "Основы цитологии".

Особенности развития эволюционных понятий. Методика использования демонстрационных наглядных средств, самодельных пособий при изучении закономерностей изменчивости и наследственности, результатов искусственного и естественного отбора. Активизация познавательного интереса школьников, организация и проведение деловой игры "Защита книги в рисунках "Трактат об эволюции".

Развитие интеллектуальных умений и навыков у учащихся при изучении обобщающего курса. Задания и упражнения развивающего характера, особенности их использования на уроках общей биологии.

Основные экологические понятия курса, их развитие. Методика изучения темы "Основы экологии". Особенности организации комплексных экскурсий в природу по изучению типичных биогеоценозов. Школьная экологическая тропа, экологический отдел пришкольного участка, их использование при изучении темы.

Подведение итогов занятий. Самооценка сформированности профессионально-педагогических умений и навыков.

2.4.3. Программа практических занятий

Тема. Современный урок биологии

(семинар с включением деловой игры "Техника "Пять портретов").

  1. Как вы понимаете термины "традиционный урок", "современный урок"? Их сходство и отличие.

  2. Типология и структура современного урока биологии.

  3. Современный учитель (деловая игра с использованием техники "Пять портретов").

  4. Особенности подготовки учителя биологии к уроку.

  5. Обсудите ситуацию: Учитель дал учащимся задание рассмотреть под микроскопом строение амебы (инфузории-туфельки) и вышел из класса – можно ли сказать, что идет урок? Основные понятия: форма обучения, компоненты урока, критерии современного урока

Тема: Национально-региональный компонент
  1. Понятия федеральный и национально-региональный (республиканский) компоненты содержания образования.

  2. Республиканский компонент образовательного стандарта по биологии.

  3. Особенности вычленения НРК в процессе обучения биологии (анализ самостоятельной индивидуальной (групповой) работы студентов).

  4. НРК во внеклассной работе по биологии.

Основные понятия: государственный образовательный стандарт, инвариантный и вариативный компоненты, регионализация обучения и воспитания.

Тема: Внеклассная работа по биологии

1.Понятия "внеклассная работа" и "внеурочная работа".

2.Особенности внеклассной работы в современной школе.

3.Многообразие видов внеклассной работы по биологии.

4.Место внеклассной работы в системе обучения и воспитания.

5.Анализ групповой внеаудиторной работы по составлению развернутого плана традиционного массового тематического школьного праздника (по выбору).

Основные понятия: внеклассная работа, внеурочная работа.

Тема: Формирование культуры Здорового Образа Жизни (ЗОЖ) в обучении биологии (валеологизация содержания предмета).

  1. Новые задачи биологического образования в современной школе.

  2. Валеологические понятия в содержании школьной биологии:

  3. Развитие умений и навыков вести здоровый образ жизни на уроках биологии.

  4. Самонаблюдения учащихся по курсу "Человек и здоровье". Их место в развитии культуры ЗОЖ.

  5. Задания валеологического содержания, их использование в учебном процессе.

Основные понятия: здоровый образ жизни, валеологизация.

Тема: Гуманизация и гуманитаризация обучения биологии

  1. Понятия "гуманизация", "гуманитаризация" образования.

  2. Возможности гуманизации обучения биологии на уроке (анализ самостоятельной групповой работы).

  3. Гуманитаризация обучения биологии на уроке и во внеурочное время (анализ самостоятельной групповой работы).

4. Какие отношения должны быть между учителем и учеником? Какие возможности имеет учитель биологии для того, чтобы ученики оставили о нем добрые и благодарные воспоминания? Обсуждение заданий на размышление: 1.Выразите свое отношение к высказыванию: "Если вы недовольны своей жизнью, если вы не смогли добиться чего хотели, то, ради бога, не занимайтесь сами воспитанием своих детей, не портите им жизнь. Доверьтесь удачливому и веселому человеку, только проверьте, чтобы этот человек не имел педагогического образования".

2."Обычная школа учит авторитетам, но открытия и успех там, где нет авторитетов!" ( Ю.Мороз Бизнес: пособие для гениев.- Волгоград, 1997.-С.114).

Основные понятия: гуманизм, гуманизация образования и воспитания, гуманитаризация образования.

Тема: Проблема интеграции образования в обучении биологии.

  1. Понятие "интеграция" и "интегрированный урок".

  2. Интегративные процессы в естественнонаучном образовании.

  3. Основные принципы (условия) интеграции.

  4. Примеры интеграции в обучении биологии.

Тема: Дифференцированный подход в обучении биологии.

  1. Понятие "дифференциации" и "индивидуализации" обучения в практике советской и российской школы.

  2. Дифференциация биологического образования. Типы дифференциации:

Тема урока

Внешняя дифференциация

Внутренняя дифференциация

1.

2.

1.

2.

1.

2.

  1. Направления дифференциации. Особенности преподавания биологии в классах профильного направления.

  2. Роль и место дифференцированного подхода в процессе демократизации школьного образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Квалификация учитель биологии

    Учебно-методический комплекс
    Ботаника с основами фитоценологии. Часть 1. Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности 050102 Биология / Составитель C.

Другие похожие документы..