Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Педагогическая практика'
Педагогическая практика магистрантов организуется в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики, которую должно обеспечить...полностью>>
'Программа'
Содержание курса излагается по разделам. В вводной части даются сведения об археологической науке, о всех видах археологических памятников, методах ар...полностью>>
'Документ'
Участники Форума, обсудив проблемы налогообложения, новые формы взаимодействия, пути повышения качества налогового администрирования пришли к следующ...полностью>>
'Документ'
Дослідження проблеми еволюції політичного ідеалу обумовлено теперішньою суспільною ситуацією, яка потребує вивіреного знання, має потребу в ідеалі, я...полностью>>

Основы инновационно-технологического менеджмента

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основы инновационно-технологического менеджмента

Базисная инновация

    Улучшающая инновация

    Инновационная деятельность

    Субъекты инновационной деятельности

    Структура инновационной деятельности

    Инновационная инфраструктура

    Виды инновационной деятельности

    Инновационный потенциал

    Регулирование инновационной деятельности

    Государственное регулирование инновационной деятельности

     Виды и факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • экономические

  • организационные

  • финансовые

  • нормативно-правовые

    Инновационный прогноз

    Инновационная стратегия

    Инновационный проект

    Инновационная программа

    Проект (программа) поддержки инновационной деятельности

    Государственная (Федеральная) инновационная программа


    Библиография работ на русском языке

    Библиография работ на английском языке

    Электронные журналы и информационные центры

ИННОВАЦИЯ
    - это новая или усовершенствованная продукция либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности.
    В современном мире инновации воплощаются в новой наукоемкой продукции и высоких технологиях.

БАЗИСНАЯ ИННОВАЦИЯ
    - это принципиально новая продукция или технология.

УЛУЧШАЮЩАЯ ИННОВАЦИЯ
    - это продукция или технология с улучшенными параметрами.

    ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность по созданию (разработке), производственному освоению и распространению (реализации) инноваций. Осуществление (ведение) и развитие инновационной деятельности предполагает ее организацию, регулирование, поддержку, стимулирование, контроль.

    СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают инновационную деятельность (т.е. ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют).
     Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции:

  • заказчиков,

  • исполнителей,

  • инвесторов.

     Существует сложная система взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности.

     Элементами СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации (центры, предприятия, объединения).

    ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

    Основные виды инновационной деятельности:

  • научно-исследовательские работы

  • опытно-крнструкторские работы

  • технологические работы

  • подготовка производства и проведение промышленных испытаний

  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау

  • инвестиционная деятельность

  • сертификация и стандартизация

  • маркетинг и организация рынков сбыта

  • подготовка и перепоготовка кадров для инновационной деятельности

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - это совокупность различных ресурсов, необходимых для ведения инновационной деятельности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды регулирования

Способы регулирования

Организационное регулирование инновационной деятельности

 развитие инновационной инфраструктуры,

 обеспечение приоритета инновационной деятельности,

 моральное поощрение авторов инноваций,

 содействие модернизации,

 развитие интеграционных процессов,

 развитие международных связей

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности

 развитие предложения инноваций,

 расширение спроса на инновации,

 содействие конкуренции в инновационной сфере,

 развитие предпринимательства,

 обеспечение занятости в инновационной сфере,

 развитие лизинга наукоемкой продукции

 инвестиции в инновации, повышение их эффективности,

 создание благоприятного инвестиционного климата

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

 охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности,

 охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,

 защита промышленной, интеллектуальной собственности,

 развитие договорных отношений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

    Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,

  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

  • расширение спроса на инновации,

  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,

  • содействие модернизации техники,

  • развитие лизинга наукоемкой продукции,

  • активизация предпринимательства,

  • пресечение недобросовестной конкуренции,

  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

  • развитие экспортного потенциала страны,

  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,

  • кадровая поддержка инновационной деятельности,

  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;

  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);

  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

    ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,

  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

    Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

    Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,

  • договоров строительного подряда,

  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,

  • договоров страхования инновационных рисков,

  • договоров (контрактов) с инвесторами,

  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

    Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  • инновационных прогнозов

  • инновационных стратегий

  • инновационных программ

  • инновационных проектов.

  • программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)
     Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.
     В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

    ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
    Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
    Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

    ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

    ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

    На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднеспочный период.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА включает в себя:

  • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,

  • крупные инновационные проекты,

  • федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

    Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

    Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

Управление образовательными инновациями

     В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

  • новых образовательных технологий - технологических инноваций,

  • новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,

  • новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций,

  • новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

    Менеджмент новой системы образования в России строится на принципах:

  • решения проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне;

  • реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях;

  • пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования;

  • развития рынка образовательных продуктов и услуг;

  • пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь предприятий и семьи, в системе образования;

  • пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

    В основе современного образования - технологические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования.
     Проблема выбора технологий для современного образования предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образования.
     Новые подходы к управлению процессом преподавания в современном образовании выражаются в освоении и распространении таких организационных инноваций, как:

  • разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом процесса обучения и т.п.),

  • объединение преподавателей, специалистов по информационным технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и предоставление курсов дистанционного образования.

     Новые подходы к организации образования проявляются при:

  • проведении целенаправленной политики по организации основанного на новых информационных технологиях (НИТ) образования в рамках традиционных учебных заведений; развитии подразделений основанного на НИТ образования в традиционных университетах. Примерами реализации новых подходов к организации основанного на НИТ образования в России является деятельность ИДО МЭСИ - подразделения дистанционного образования в традиционном университете, Открытого колледжа МФТИ и др.;

  • развитии новых типов организационных структур, институциональных форм, характерных для современного образования. В сфере университетского образования - это развитие дистанционных и открытых университетов, консорциумов университетов, телеуниверситетов, виртуальных классов и университетов. В настоящее время в России новые типы организационных структур и форм университетского образования возникают среди государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. На новых принципах управления образованием успешно действуют, например, негосударственный Современный гуманитарный университет, консорциум университетов Институт новых форм обучения (ИНФО) и т.д.;

  • решении проблем аттестации и аккредитации учебных заведений новых, нетрадиционных типов. Основные проблемы в этом отношении связаны с отсутствием в Федеральных законах "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании" такого принципиально важного понятия, как "дистанционное образование"; наиболее близкими к этому понятию являются используемые в законах понятия "заочная" и "очно-заочная" формы обучения, "образовательная технология". Слабость правовой основы применения инноваций в образовании является важным препятствием на пути его развития, которое сейчас преодолевается. Развитие современного образования в России происходит в тесной взаимосвязи со становлением и развитием рынка образовательных продуктов и услуг. Это определяет специфику менеджмента в сфере образования.

    Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало:

  • резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг,

  • увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования,

  • развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

    Под воздействием современных образовательных технологий и развития рыночных механизмов в России формируются экономические инновации в области образования, а именно:

  • новые механизмы государственного финансирования образования

  • диверсификация источников финансирования образования

  • студенческое самофинансирование

  • новые механизмы финансирования образования предприятиями

  • налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования

  • новые механизмы оплаты труда в сфере образования

  • механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введенская марина Викторовна Повышение конкурентоспособности организации на основе инновационных методов менеджмента

    Автореферат
    Специальность 08.00.05 – « Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» - промышленность (экономические науки)
  2. Инновационно-технологическое развитие промышленности российской федерации: теория и методология

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет».
  3. Инновационное развитие и региональная интеграция российской экономики

    Документ
    И66 Инновационное развитие и региональная интеграция российской экономики : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (апрель 2008 года).
  4. Программы бизнес-курсов повышения квалификации в сфере инновационного проектного менеджмента Астрахань 2009

    Документ
    Бизнес-программы, разработанные преподавателями университетов, входящих в консорциум международного проекта JEP_27082_2006 «Network of centers for training of innovative project management» (Сеть центров для обучения управлению инновационными
  5. Основы инновационного менеджмента

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей высших учебных заведений

Другие похожие документы..