Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Творческая работа'
Краткосрочные фундаментальные курсы ИПКРО «Компетентностный подход в обучении якутского языка и литературы в условиях модернизации общего среднего обр...полностью>>
'Статья'
Сегодня вторая лекция «Школы правового образования». На первой лекции мы рассмотрели типовой случай работы общественной организации по защите прав гр...полностью>>
'Анкета'
Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!» посвященный 65-й годовщине Победы в Великой ...полностью>>
'Руководство'
Было время, когда я сам не верил, что английский можно изучить самостоятельно, и думал, что мне это удастся сделать, лишь когда настанут лучшие време...полностью>>

Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный открытый

педагогический университет имени М.А. Шолохова.

На правах рукописи

Мельникова Людмила Львовна

Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе.

Специальность 13. 00. 02 -

теория и методика обучения и воспитания (музыка).

Диссертация на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук.

Научный руководитель: заслуженный работник культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Арчажникова Л.Г.

Москва 2005

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………… 3

Глава I. Возникновение, становление и развитие музыкально-просветительской деятельности.

I.1 Истоки музыкального просветительства. Его становление и развитие в Западной Европе…………………………………………………………… ……………………………………..13

I.2 Музыкально-просветительская деятельность в России XVII-XIX вв. ……………................... 21

I.3 Особенности музыкально-просветительской деятельности в Советской России ……. ………37

I.4 Современный отечественный и зарубежный опыт организации музыкально- просветительской деятельности ………………………………………………………........................48

Выводы по I главе ……………………………………………………………………………. ………57

Глава II. Процесс профессиональной подготовки преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской деятельности.

II.1 Понятие «профессиональная готовность» в общей и музыкальной педагогике ……………..59

II.2 Комплекс качеств, необходимых преподавателю для осуществления музыкально-

просветительской деятельности……………………………………………………………….66

II.3 Значение реализации межпредметных связей в восприятии музыкальных произведений…72

II.4 Методика организации концертно-просветительской деятельности . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 81

Выводы по II главе ………..…………………………………………………………………. . . . . . . 88

Глава III. Опытно-экспериментальная работа.

III.1 Констатирующий эксперимент. Организация тематических концертов……………. . . . . . . 90

III.2.Формирующий эксперимент. Организация циклов-концертов ……………........... ………....99

III.3.Обобщающий эксперимент. Осуществление музыкально-просветительских программ колледжа искусств совместно с организациями города…………………. . . . . . . . . ……………..109

Выводы по III главе………..…………………………………………………………........... ………117

Заключение…………………………………………………………………………………………..119Методические рекомендации………………………………………………………………...............123

Литература…………………………………………………………………………………………….126

Введение

Актуальность исследования

В настоящее время положение в музыкальной культуре таково, что вызывает тревогу и опасение: засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, и, как следствие, потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Результатом сложившейся ситуации стало снижение общего культурного и нравственного уровня населения нашей страны. Вызывает обеспокоенность и тот факт, что педагоги-музыканты, зачастую, не ставят перед собой задач духовного и эстетического воспитания учащегося, а ограничивают свою деятельность лишь обучением игре на инструменте.

Мысль о воздействии высокохудожественной музыки на духовное развитие личности, о её облагораживающем воздействии на культурный и нравственный облик нации была всегда основной в деятельности выдающихся музыкальных просветителей России. Впервые идею музыкального просвещения и образования в России высказал в конце XVIII века И. И. Новиков – выдающийся деятель и просветитель, писатель, организатор типографий и библиотек.

С тех пор музыкальная жизнь России протекала в рамках дворцового и домашнего музицирования (театры Н. П. Шереметева, А. Р. Воронцова; музыкальные салоны братьев М. Ю. и М. Ю. Вильегорских, Н. Б. Голицына и др.), в деятельности различных общественных организаций («Музыкальная академия» во главе с Ф. П. Львовым, «Общество любителей музыки», организованное М. Ю. Вильегорским, «Русское музыкальное общество» основанное А. Г. Рубинштейном и множество других). Музыкально-просветительские идеи провозглашались выдающимися публицистами, музыкальными критиками В. В. Стасовым, А. В. Луначарским, В. Б. Асафьевым.

Трудно представить музыкальную жизнь России XVIII – XIX веков без выдающихся меценатов М. П. Беляева, С. А. Морозова, С. И. Мамонтова, деятельность которых часто являлась той почвой, на которой взрастала традиция музыкального просветительства.

Важная роль в становлении музыкального просветительства в России принадлежит музыкантам-педагогам А. Г. и Н. Г. Рубинштейнам, М. А. Балакиреву, Г. Я. Ломакину, С. И. Танееву, А. Б. Гольденвейзеру, Г. Г. Нейгаузу, Б. В. Асафьеву, М. В. Юдиной, Г. Н. Рождественскому, Д. Д. Благому и многим другим выдающимся музыкантам.

Проблемы организации концертно-просветительской деятельности, построения сценария концерта изложены в работах М. А. Гольденштейн, Б. В. Диментман, Д. Б. Кабалевского, Н. М. Михайловской, Г. С. Фрида, а так же их зарубежных коллег Л. Бернстайна и П. Михеля. Их опыт достоен изучения и применения в музыкально-педагогической практике на современном этапе.

Просветительская деятельность получила обоснование в научной и педагогической литературе О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского, Л. А. Рапацкой, В. Н. Шацкой.

Колледж искусств, музыкальная школа, школа искусств могут и должны быть своеобразными музыкально-просветительскими центрами района, города, посёлка. Силами учащихся и преподавателей возможно организовать концертно-просветительскую деятельность и охватить ею как детскую, так и взрослую часть населения.

Проведение концертов в театрализованной форме, дополнение их вернисажами, предварение исполнения музыкального произведения вступительным словом – всё это помогает более глубокому пониманию эпохи, стиля, замысла композитора слушателями. Такие концерты сочетают информационность с духовно-нравственным воздействием на аудиторию и эстетическим наслаждением.

Концертно-просветительская деятельность необходима и самим исполнителям – учащимся и педагогам. В процессе выступлений они ощущают востребованность своей работы в обществе, возможность влиять на окружающих, приобщать их к музыкальной культуре. На концертах преподаватели наблюдают за проявлением и развитием у учащихся исполнительских качеств, необходимых на конечном этапе работы над музыкальным произведением.

Очень важно привлечь к концертам как можно большее количество детей в разном качестве – от солиста до участника ансамбля, хора, оркестра или ведущего концерт. Это даёт возможность каждому ученику внести свой вклад в дело музыкального просветительства, проявить свои способности и, вместе с тем, обеспечивает аудиторию, большинство которой составляют родные и друзья юных музыкантов.

Участие в концертах преподавателей содействует их профессиональному росту (совершенствованию исполнительского мастерства, пополнению и обобщению своих знаний), пробуждает фантазию и воображение, не даёт замкнуться в рамках профессиональной технологии.

Таким образом, организация концертно-просветительской работы в колледже искусств решает задачу воспитания исполнительских качеств учащихся и приносит большую общественную пользу.

Концепция исследования строилась на следующем убеждении: осуществление концертно-просветительской деятельности в колледже искусств должно в значительной степени способствовать приобщению учащихся и преподавателей к практическому музицированию; формированию исполнительских навыков, необходимых будущему музыканту; воспитанию просвещённого любителя музыки. Организация такой работы предусматривает расширение рамок академических концертов за счёт проведения тематических концертов, циклов музыкально-просветительского характера: «Традиции домашнего музицирования», «Музыкальные профессии», «Музыка для детей и о детях»; осуществления музыкально-просветительских программ.

Участие в них учащихся и преподавателей всех отделений колледжа искусств даёт возможность знакомства слушателей с различными музыкальными инструментами, жанрами и формами музыкального искусства; решает на практике задачу синтеза смежных видов искусств и предметов музыкального образовательного цикла.

Планомерная работа по организации и проведению концертов предоставляет возможность реализации просветительских функций, способствующих делу подъёма общенациональной культуры, нравственному оздоровлению населения.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования заключалась в теоретическом и практическом обосновании экспериментальной методики организации концертно-просветительской деятельности педагогами колледжа искусств.

Объект исследования: подготовка преподавателей колледжа искусств к концертно-просветительской работе.

Предмет исследования: процесс подготовки преподавателей колледжа искусств к концертно-просветительской работе.

Цель, объект и предмет позволили выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой успешная организация концертно-просветительской деятельности в колледже искусств может быть осуществлена, если будет внедрена разработанная нами система методических средств и условий, включающая:

1) последовательное и целенаправленное привлечение к концертной деятельности учащихся и педагогов на всех этапах учебно-воспитательного процесса;

2) проведение зачётов и экзаменов в форме концерта, когда учащиеся ставятся в условия, аналогичные будущей концертной деятельности;

3) реализацию межпредметных связей, выполняющих функцию связующего звена между теоретической и практической подготовкой к концертно-просветительской деятельности.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования: - раскрыть истоки музыкального просветительства, как вида деятельности, рассмотреть базовые компоненты структуры и содержания концертно-просветительской работы в колледже искусств;

- дополнить понятие «профессиональной готовности» в общей и музыкальной педагогике, обозначив качества, необходимые преподавателю для осуществления музыкально-просветительской деятельности;

- раскрыть сущность и специфику реализации межпредметных связей в цикле музыкальных дисциплин, как необходимого условия в организации концертно-просветительской работы;

- провести опытно-экспериментальную работу: разработать содержание, формы, методы, способствующие наиболее эффективному формированию готовности педагога к концертно-просветительской деятельности и проверить их на практике;

- разработать практические рекомендации для осуществления организации концертно-просветительской деятельности учащихся и педагогов колледжа искусств и внедрить их в практику.

Методологической основой исследования являются философские представления о музыкальном просветительстве и его роли в духовном развитии человека и общества (Аристотель, Пифагор, Платон,); опыт организации концертно-просветительской деятельности в материалах и публикациях в области музыкознания и музыкального просвещения (Б. В. Асафьев, Б. В. Диментман, Е. В. Дуков, Д. Б. Кабалевский, Б. И. Краснобаев, А. Б. Луначарский, В. И. Музалевский, П. А. Столпянский и др.); современные тенденции в организации концертно-просветительской деятельности (П. Михель, Г. Н. Рождественский, Г. С. Фрид, Г. Шнеерсон).

Автор опирался на исследования по методологии и методике музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин и др.). Частная методология по организации концертно-просветительской деятельности сложилась в результате изучения научных трудов и практических методических разработок А. Д. Артоболевской, Л. А. Баренбойма, Л. Бернстайна, Д. Д. Благого, В. Б. Голубовской, Б. А. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза и др.

При решении поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

- теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме;

- обобщение собственного многолетнего педагогического опыта;

- методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);

- опытно-экспериментальная работа с учащимися и преподавателями колледжа, включающая констатирующий, формирующий и обобщающий этапы, срезы, обследования;

- анализ опытно-экспериментальных данных.

Этапы исследования:

Первый этап (1998–2000г.г.) – проведение констатирующего эксперимента включал: определение целей и задач эксперимента, изучение и обобщение опыта (собственного и передового) по проблеме, разработку плана концертно-просветительской деятельности, утверждение состава его участников, а так же параметров и критериев оценки готовности преподавателей к осуществлению концертно-просветительской деятельности.

Второй этап (2000–2003 г.г.) – проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в совершенствовании форм концертно-просветительской деятельности, разработке методики организации концертно-просветительской деятельности в колледже искусств и формирования готовности преподавателей к её осуществлению, проверке на практике её основных положений. На третьем этапе (2003–2005 г.г.) – проводился проверочный эксперимент, обобщались результаты опытно- экспериментальной работы, делались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) разработана и научно обоснована методическая система формирования исполнительских, концертно-просветительских навыков у учащихся и преподавателей средствами взаимосвязанности содержания, форм и методов работы в процессе освоения предметов: музыкальная литература, мировая художественная культура, специальный инструмент, ансамбль, аккомпанемент, хор, оркестр, сольфеджио;

2) определено педагогическое значение использования межпредметных связей как средства формирования навыков концертно-исполнительской деятельности (аналитическое изучение и исполнение музыкальных произведений в единстве образно-эмоциональных и стилистических моментов);

3) выявлены и экспериментально проверены наиболее эффективные методы (изучение музыкальных произведений, интонационно-образный анализ, словесные методы обучения и др.) и формы работы (чтение книг о музыке и музыкантах-исполнителях, составление сценария концерта в контексте стиля эпохи, проведение репетиций), обеспечивающих продуктивное развитие исполнительских и концертно-просветительских умений.

Теоретическая значимость состоит в следующем:

1) разработано содержание концертно-просветительской деятельности преподавателей колледжа искусств, как в общепедагогическом плане, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности (формирование исполнительских, организационно-коммуникативных и других умений);

2) установлено влияние комплексной музыкальной деятельности, синтезирующей предметы музыкальных дисциплин колледжа искусств, на формирование концертно-просветительских умений преподавателей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методическая система организации концертно-просветительской деятельности даёт возможность преодолеть оторванность музыкального обучения от практического музицирования («сухие» академические концерты не заменяют радостного общения с музыкой и слушателями на открытом публичном концерте).

Концертная деятельность оптимизирует процесс обучения в колледже искусств и стимулирует активную домашнюю работу учащихся, повышает их эстетический уровень, ориентирует на будущую профессиональную деятельность или активное любительское музицирование.

Организация концертной деятельности даёт возможность колледжу искусств осуществлять просветительские функции в городе, посёлке, районе.

Предложенная методика организации концертно-просветительской деятельности позволяет дополнить содержание курсов методики преподавания музыки учащимся колледжа искусств, музыкального училища, детской музыкальной школы и школы искусств. Представленная в исследовании тематика концертов ориентирует преподавателей на организацию внеклассных форм работы.

Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на изучении опыта организации концертно-просветительской деятельности прошлого и настоящего, научных данных по этому вопросу, определении форм и методов исследования, изучении и анализе результатов эксперимента и применений его основных положений в практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в Норильском колледже искусств. Результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концертно-просветительская деятельность является неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Своеобразным музыкально-просветительским центром может стать колледж искусств, что особенно актуально для небольших отдалённых от центра городов. Силами преподавателей и учащихся возможна организация широкой концертной деятельности среди детского и взрослого населения, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.

  2. Процесс организации концертно-просветительской деятельности должен протекать в условиях практического музицирования, необходимого будущим музыкантам-профессионалам и любителям музыки. У первых в процессе выступлений формируются исполнительские навыки, у вторых – потребность в постоянном общении с музыкой.

  3. В концертно-просветительской деятельности необходимо синтезировать содержание занятий по всем музыкальным дисциплинам (специальный инструмент, ансамбль, аккомпанемент, хор, оркестр, музыкальная литература, мировая художественная культура, сольфеджио). Такая подача материала способствует более глубокому проникновению в содержание исполняемого музыкального произведения, пониманию стиля, эпохи, в которой жил и творил композитор.

  4. Активизации процесса концертно-просветительской работы средствами синтезирующей музыкально-педагогической деятельности способствуют:

- творческий характер педагогической деятельности, постоянное совершенствование исполнительского и лекторского мастерства преподавателя;

- система методов изучения музыкальных произведений, включающая интонационно-образный анализ, словесный метод обучения, сравнение интерпретаций различных исполнителей, показ исполнительского варианта самим преподавателем и др.;

- использование различных форм музыкального просветительства, способствующих формированию исполнительских и лекторских навыков: домашние, классные, отчётные, тематические концерты; циклы концертов и просветительские программы для учебных заведений, предприятий города;

- составление сценария в контексте стиля эпохи, чтение книг о композиторах и выдающихся исполнителях, слушание музыки, проведение репетиций к концерту.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, методических рекомендаций, списка литературы и приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая характеристика работы актуальность исследования (3)

    Документ
    Актуальность исследования. В настоящее время положение в музыкальной культуре таково, что вызывает тревогу и опасение: засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, и, как следствие, потребности людей
  2. План работы на 2011 год Утверждаю

    Документ
    1.1. Формирование и пропаганда патриотических идеалов и нравственных ценностей с акцентом на темах, объявленных Президентом России Медведевым Д.А. приоритетными:
  3. Учебное пособие. Введение 2

    Учебное пособие
    I.1 Обучение музыкальному искусству – важный фактор воспитания в цивилизациях древности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3
  4. Профессиональное музыкальное образование: исторический аспект

    Документ
    Идеи А. Шопенгауэра (1788-1860) оказали значительное влияние на культуру XIX и ХХ века. Рихард Вагнер называл философию музыки мыслителя «светозарной».
  5. Отчет об итогах 2011 года гаоу спо нсо «Новосибирский музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова»

    Публичный отчет
    Согласно Государственному заданию и плану работы, в ГБОУ СПО НСО «Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф.Мурова» проводились мероприятия по основным направлениям деятельности бюджетного учреждения:

Другие похожие документы..