Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится 11 ноября 2011 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.01 при ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманита...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Европейская Хартия местного самоуправления. Основные модели организации местного самоуправления за рубежом. Общее понятие принципов местного самоупра...полностью>>
'Документ'
Перемене Бэзил не рад, Но лорд Генри доволен тем. Видит с радостью, что красота Для Грея становится всем. На прогулке однажды в театр Дориан случайно...полностью>>
'Урок'
Спостереження за вимовою парних дзвінких і глухих приголосних звуків. Засвоєння правила вимовляння дзвінких приголосних у кінці слів і складів з насту...полностью>>

План урока:( слайд №3) Вступительное слово учителя. Повторительная беседа о значении Великого посольства, Азовских походах, Северной войне, включающая словарную работу. Беседа с учащимися и составление таблицы. Ход урока

Главная > План урока
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эпоха Петровских преобразований (слайд № 1)

Цели урока:( Слайд № 2)

1. Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти, способствовали оформлению абсолютизма и оказали огромное влияние на все стороны российской жизни.
2. Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.
3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории.

Оборудование урока:

Карта “Российская империя в первой половине 18 века”.
Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.
Выставка книг о Петре I и его времени.
Раздаточный материал.

План урока:( слайд № 3)

1. Вступительное слово учителя.
2. Повторительная беседа о значении Великого посольства, Азовских походах, Северной войне, включающая словарную работу.
3. Беседа с учащимися и составление таблицы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя ( на фоне музыки.)

Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”. Подумаем, каково значение этих преобразований для будущего России и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.( слад №4).

“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" – писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников-плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Великий преобразователь России был убежденным сторонником абсолютизма. В подтверждение этих слов, заслушаем биографию ПетраI.( слайд № 5).

Задание 1.

Выберите государственные реформы, проведенные Петром 1.( слайд № 6).

1. Создание Государственного Совета
2. Учреждение Боярской думы
3. Роспуск магистратов
4. Организация коллегий
5. Создание Сената
6. Введение губернского административного деления
7. “Жалованная грамота дворянству”
8. Провозглашение империи
9. Уничтожение патриаршества
10.Уничтожение Синода

Расскажите, каким видели Петра его современники. (Выступление учащихся

Споры о Петре Великом продолжаются уже три века. Ещё при жизни реформатора одни современники уподобляли его Богу, а другие называли Антихристом, глумящимся над церковью и народными традициями. Историки тоже не пришли к единому мнению. Одни видели в Петре творца прогрессивных реформ, которые вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. По мнению других, он насильственно изменил образ жизни русского народа, исказил самобытную отечественную культуру насаждением западных образцов, навязал стране чуждый и губительный для неё путь. Но объективные и компетентные исследователи петровской эпохи, независимо от различий в концепциях, сходятся в одном, все они признают величие первого императора и грандиозность масштабов его деятельности.

В. О .Ключевский – никогда прежде в России преобразовательная деятельность не осуществлялась с таким размахом и настойчивостью. У Петра I замечался недостаток суждения и нравственная неустойчивость при гениальных способностях и обширных технических познаниях. Ему не хватало гуманитарного образования, которое могло бы дать верное представление о соотношении российского и европейского быта, позволили бы выбрать наиболее рациональные способы осуществления реформ. Неуравновешенность натуры и кипучая энергия Петра подталкивали его к насильственным мерам. Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и могуществе принуждения, он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага, верил в возможность своротить народную жизнь с её исторического русла и вогнать в новые берега. Поэтому радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни, без всякой бережливости.

Вывод: многие видели в ПетреI императора, но свою деятельность он осуществлял за счёт народа

Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления?

Поездка с « Великим посольством» в Европу в 1696-1697 годах, дала возможность Петру I познакомиться с иным укладом жизни, культурой, идеями. Кроме знакомства с Европой, Великое посольство преследовало цель обучить волонтёров морскому делу и кораблестроению, нанять иностранных специалистов и заключить союз с Австрийской империей. Две первые задачи посольство успешно выполнило и завербовало до 700 специалистов, а третья закончилась неудачей – Австрия уклонилась от проведения единой с Россией политики. Сигналом для преобразований стал стрелецкий бунт 1698 г. В Москве. Стрелецкое войско не являлось регулярным, и стрельцы предпочитали заниматься торговлей, ремеслом, получая от этой деятельности доход. После подавления восстания начались преобразования в вооруженных силах. Новые полки состояли из добровольцев и крестьян- рекрутов. В процессе формирования новой регулярной армии в 1699 г. был заключён союз с Саксонией и Данией: таким образом Петр рассчитывал выйти к Балтийскому морю и вернуть России территории, захваченные шведами в период смутного времени.

Вывод: для укрепления связей с Западной Европой, Петр считал обязательным условием, борьбу за выход в Балтийское море.

Одним из приближенных Петра был Александр Данилович Меньшиков- денщик . В составе « Великого посольства» отправился за границу. В Голландии вместе с царём учился строить корабли и получил аттестат корабельного мастера. В России Меньшиков участвовал в подавлении стрелецкого восстания, во время Северной войны проявлял воинскую доблесть и был назначен комендантом захваченной Петром крепости Нотебург, Меньшиков был награждён высшим русским орденом Андрея Первозванного за захват шведских кораблей. ОН руководил строительством Петербурга, здесь он построил себе дворец , где и познакомил царя с его будущей женой Екатериной I.Доверие Петра к Меньшикову объяснялось тем, что он был умным и деловым человеком. В 1706 году Меньшикову австрийский император пожаловал чин фельдмаршала за блестящее командование конницей во время полтавского сражения. Меньшиков добивался своего где лестью, а где и хитростью. При ЕкатеринеI Меньшиков становиться председателем Верховного Тайного Совета. Ему был присвоен и высший в России военный чин генералиссимуса. Меньшиков умер 12 сентября 1729г.( слайд № 7).

Поездка (Выступления учащихся.) Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии? (Выступления учащихся.)

Ну, а теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра.

1699 год. Петр I проводит реформу городского самоуправления (вернее, организует его), затем издает указ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) и о праздновании Нового года (с 1 января). А уже 19 августа 1700 года Россия объявляет войну Швеции. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы.

Задание 2.( слайд № 8)

Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра 1 и введенные им.

1. Празднование Нового года 1 января
2. Летоисчисление с сотворения мира
3. Летоисчисление с рождения Иисуса Христа
4. Короткий кафтан
5. Проведение ассамблей
6. Хорошие манеры при поведении в обществе
7. Празднование Нового года 1 сентября
8. Длинные рукава у одежды
9. Обязательность бороды
10. Недопущение женщин в мужское общество

Беседа с учащимися. (Показ на карте основных мест сражений.)( слайд № 9)

За заслуги перед Отечеством Петр награждал особо отличившихся. (Выступление ученика.)

Галицин Михаил Михайлович ( 1675- 1730) – русский генерал- фельдмаршал с 1725г.С 1687 г. Он являлся барабанщиком семеновского полка. В период Северной войны в 1702г. Руководил штурмом Нотенбурга, в 1708г. Одержал победу при Добром и отличился в бою при Лесной. Под Полтавой в 1709г. Галицин командовал гвардией, участвовал в морском сражении при Гангуте. Командуя флотом в 1720г. Одержал победу при Гренгаме. С 1728г. Стал президентом Военной коллегии и членом Верховного Тайного Совета. При Анне Иоанновне подвергся опале.

Головин Федор Алексеевич ( 1650- 1706). Дипломат, военачальник, боярин, граф, генерал- фельдмаршал, Он подписал Нерчинский договор 1689г. С Китаем, Был участником Азовских походов, одним из послов Великого посольства, ведал внешней политикой, строительством флота, Монетным двором.

Вывод: Итоги военной реформы( слайд № 10)

  1. Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их.

  2. Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)

  3. Создание мощного военного флота.

  4. Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

Вывод: в результате военной реформы, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав.

Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране. Прежде всего, он проводит реформу административного управления(1708-1710 гг.)

С 1701 года на смену Боярской Думе пришла « Консилия министров» - ближняя канцелярия, а с 1711г. Верховным учреждением в стране стал Сенат из 9 человек.- он обладал закон., распор. и судеб функциями; контролировал работу разветвлённого гос. Аппарата. Сенаторы зависили от монарха. С 1722г Ягужинский являлся генерал- прокурором в Сенате. 1718-1720г. Были упразднены приказы и введены коллегии-11. Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о гос. Преступлениях ведала Тайная канцелярия, находилась в ведение самого императора. В 1722г была принята Табель о рангах- где аристократия уравнивалась в служебном положении. Служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов ( рангов) чиновников. В 1708 г. Для усиления местного аппарата власти страна делилась на губернии, они поделены на уезды, а позднее на провинции. После северной войны было упразднено патриаршество. Управление церковными делами было передано Синоду.

Беседа с учащимися. Образцом для реформы государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов. Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия. ( слайд № 11)

Сенат - высший законодательный и распорядительный орган при царе.

Коллегии - правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.

Губернии - новые административные единицы.

Синод -высший церковный орган.

Главный магистрат - центральное учреждение для управления городами.

Табель о рангах - документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.

Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Реформы вели к установлению абсолютной власти царя.

В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила скачок гигантский. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены?

В царствование Петра успешно развивались мануфактурное производство. Этот рост был вызван необходимостью оснащения армии стрелковым оружием и артиллерией. Поэтому основными видами мануфактур были – горно-заводские, металлургические, оружейные. Реформа армии и Флота привела к строительству мануфактур по производству сукна для армии и парусного полотна для нужд флота. Впервые в истории России крупнейшие верфи по строительству судов были созданы не только в Архангельске, но и в Воронеже, Москве, Петербурге.

Задание. У вас на столах листочки с заданием. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. Самостоятельная работа уч-ся.(3-5мин.) Несколько работ на проверку. Затем чтение текста вслух.( слайд № 12, 13)

Задание 3.

Экономическая политика Петра I.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из приведённых ниже в скобках:

Победы русской армии в Северной войне были невозможны без преобразований в экономике. Военные заказы были так велики, что требовалось срочное строительство vметаллургических заводов, суконных мануфактур, судостроительных заводов по всей стране: в Карелии, Туле, Липецке, на Урале, в других местах.

Содержание. казенных заводов было не выгодно, и указом Петра всем жителям России, независимо от сословия, разрешалось заводить частные заводы. Заводам стали подчиняться обширные земли с десятками деревень, жители которых вместо подати государству работали на фабриканта и отныне назывались. приписные крестьяне .

В 1721 г. Петр I подписал указ, разрешивший мануфактуристам покупать для своих предприятий крепостных крестьян, они назывались посессионными рабочими

В XVII - XVIII вв. в Европе господствовала теория протекционизма.

Петру также пришла в голову идея изменить принцип налогообложения и вместо подворной подати ввести подворно-подушную подать. Для этого в России была проведена перепись населения, а потом для уточнения результатов – повторные ревизии.

Во время царствования Петра I Россия пережила бурный экономический подъем, но господствовавшая в промышленности и торговле система протекстиониских мер государства, регламенты и контроль чиновников, подавлении конкуренции, приоритет

отраслей, обеспечивающих армию, подневольным крепостным трудом характер труда на мануфактурах затормозили темпы роста и отрицательно сказались на социальном развитии русского общества.

(Посессионные крестьяне, контроль и монополия государства, суконные мануфактуры, подневольный (крепостнический) труд, меркантилизм, металлургические заводы, подворная подать, ревизии, приписные крестьяне, судостроительные заводы (верфи), подушная подать, казённые заводы, протекционистские меры.)

Давайте заглянем в прошлое земли Мытищинской. Как Петровские преобразования в экономике повлияли на жизнь наших земляков в 18 веке? (Выступление ученика.)

Вывод: В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень? Конечно, народ.

Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской академии наук.

Вывод по уроку:( Слайд № 14,15)

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  2. О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в русской православной церкви

    Задача
    Выпуская в свет протоколы комиссии по вопросам религиозного образования и воспитания на 2-м Педагогическом Съезде, Религиозно-Педагогический Кабинет при Богословском Институте в Париже руководился при этом двумя соображениями.
  3. Пособие для преподавателей русского языка, ведущих занятия с иностранными студентами, обучающимися по направлению «Информационные технологии»

    Учебно-методическое пособие
    Д-68 Дополнительные материалы по развитию речи. Пособие для преподавателей русского языка, ведущих занятия с иностранными студентами, обучающимися по направлению «Информационные технологии».
  4. Подопытные кролики

    Документ
    Многое здесь было красиво, многое — безнравственно, многое — bizarre, иное наводило ужас, а часто встречалось и такое, что вызывало невольное отвращение.

Другие похожие документы..