Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многи...полностью>>
'Доклад'
СЛАЙД № 2 « Исполнение целевого показателя по поступлению земельного налога, арендной платы и доходов от продажи земельных участков в консолидированн...полностью>>
'Документ'
  Научно-техническая революция создала реальные условия для расширения диапазона разных наук. Дело в том, что одним из ее проявлений является бурный ...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Охарактеризуйте преподавание рисования в эпохи Cредневековья, Возрождения.Опишите предложения по преподаванию рисования Ченнино Ченнини, Леона Баттист...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 04 Концепции современного естествознания индекс по гос/наименование дисциплины (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Физико-математический факультет

Кафедра теоретической и прикладной физики

УТВЕРЖДАЮ

Декан физико-математического
факультета

«24» ноября 2009 г.

/Попов Н.И./

(подпись/Ф.И.О)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН.Ф.04 Концепции современного естествознания

(индекс по ГОС/наименование дисциплины)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ

010501 – Прикладная математика и информатика

(код и наименование специальности/направления в соответствии с лицензией)

Составитель Мубаракшин Искандер Рахимович, канд. физ.-мат. наук, доцент

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)

Йошкар-Ола

2009

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

теоретической и прикладной физики

(название кафедры)

Протокол № 4 от

«20» ноября 2009 г.

Зав. кафедрой /Косов А.А./

(подпись/Ф.И.О)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

Протокол № 1 (ВЗ) от

«23» ноября 2009 г.

Председатель УМК /Косов А.А./

(подпись/Ф.И.О)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

I Рабочая программа учебной дисциплины 5

II Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины 18

III Учебно-методические материалы 19

IV Материалы текущего контроля, промежуточной аттестации и итогового контроля знаний 24

V Словарь терминов и персоналий 25

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Физико-математический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан физико-математического факультета

/Попов Н.И./

(подпись/Ф.И.О.)

«24» ноября 2009 г.

I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина Концепции современного естествознания

(название дисциплины)

ЕН.Ф.04

(индекс по ГОС)

Специальность 010501 – Прикладная математика и информатика

(код и наименование в соответствии с лицензией)

Кафедра теоретической и прикладной физики

(название)

Курс 4 семестр 8 форма обучения очная

Лекции 36

(кол-во часов)

Практические занятия 18

(кол-во часов)

Лабораторные занятия –

(кол-во часов)

Самостоятельная работа 150

(кол-во часов)

Курсовая работа (проект) –

(семестр)

Зачет 8

(семестр)

Экзамен –

(семестр)

Программа разработана Мубаракшиным Искандером Рахимовичем, канд. физ.-мат. наук, доц.

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)

Йошкар-Ола

2009

Рекомендована к утверждению Рассмотрена и одобрена на

решением учебно-методической заседании кафедры

комиссии (учебно-методического теоретической и прикладной

совета) физико-математического физики

факультета (название кафедры)

(название факультета / института, специальности)

протокол заседания № 1 от протокол заседания № 4 от

«11» сентября 2009 г. «20» ноября 2009 г.

Косов А.А. Косов А.А.

(подпись, Ф.И.О. председателя) (подпись, Ф.И.О., зав. кафедрой)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой прикладной математики и информатики

(название кафедры)

протокол заседания № 2 от «11» сентября 2009 г. Гусакова Т.М.

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)

Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины

на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный

год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания
кафедры, Ф.И.О., подпись
зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер
изменения

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 010200 – Прикладная математика и информатика (третий уровень высшего профессионального образования) к содержанию данной дисциплины – извлечение из стандарта с указанием трудоемкости учебной дисциплины и ее основных дидактических единиц)

ЕН.Ф.04

Концепции современного естествознания

(математические модели в естествознании и экологии): проблемы и методы современных естественных наук (физики, химии, биологии, экологии и др.); методы математического моделирования в современном естествознании и экологии.

204

зачет

1.2 Цели, учебные задачи дисциплины, место и роль учебной дисциплины в подготовке специалиста

Цели дисциплины – формирование научного мировоззрения; целостного взгляда на Мир как единство человека, Природы и общества.

Задачи дисциплины:

– повышение общего кругозора, культуры мышления;

– показать специфику и единство естественнонаучной и гуманитарной культур как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры;

– раскрыть специфические черты науки как отрасли духовной культуры и научного метода исследования;

– ознакомить с основополагающими принципами и концепциями современного естествознания;

– раскрыть современную естественнонаучную картину мира как совокупность физической, химической, биологической и др. картин мира;

– показать значение системного подхода и эволюционно-синергетической парадигмы для осмысления диалектики развивающегося мира как единой целостной системы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен овладеть знаниями:

– о методологии естествознания;

– о специфической особенности науки как отрасли духовной культуры и критериях научности знания;

– об основных этапах становления современного естествознания;

– о свойствах пространства и времени как общих формах существования материи;

– о различных пространственно-временных масштабах и необходимости их выделения ( микро-, макро-, мега-,);

– о структурных уровнях организации материи;

– о веществе и поле как двух формах материи и корпускулярно-волновом дуализме;

– о строении и эволюции Вселенной; теории Большого взрыва;

– о происхождении жизни на Земле;

– об учении Вернадского о биосфере как глобальной экосистеме;

– об основных законах экологии и глобальных экологических проблемах.

Студент должен овладеть первоначальными умениями и навыками:

– обосновывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания;

– отличать научные знания от ненаучных, псевдонауку и лженауку от науки;

– противостоять догматическому мышлению, различного рода ненаучным знаниям;

– применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.

1.3. Виды учебной деятельности студентов – лекции, семинары, работа с литературой, подготовка выступлений на заранее заданные темы, написание рефератов.

1.4. Контроль знаний студентов – выступления на семинарах, защита рефератов, зачет.

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Предмет, цели и задачи дисциплины Концепции современного естествознания.

Проблема двух культур.

  1. Панорама естествознания

Наука как одна из отраслей духовной культуры. Характерные черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры. Наука и религия. Наука и философия.

История формирования естествознания. Естественно-научные представления античных мыслителей (Картина мира древних). Идея единой материальной первоосновы Мира. Атомистика Демокрита и Эпикура. Аристотель и основы его учения. Евклид и Архимед. Геоцентрическая система Мира Птолемея. Методология древних.

Панорама современного естествознания. Естественно-научная картина мира. Структура естествознания. Возникновение понятия “научная картина мира”. Естественно-научная картина мира как объединение частных картин мира отдельных естественных наук.

  1. Физическая картина мира

Физическая картина мира и ее эволюция:

  1. Механическая картина мира. Открытия Галилея и Ньютона. Возникновение классической механики и классической физики. Работы Лапласа, Лагранжа, Эйлера, Даламбера и др. Представление о всеобщности законов механики.

  2. Электромагнитная картина мира. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Кулон, Гальвани, Вольта. Роль Эрстеда. Ампер, Фарадей, Гельмгольц. Максвелл и его «Трактат». Опыты Герца. Лоренц и его электронная теория. Электромагнитная теория массы.

3) Квантово-полевая или современная картина мира. М. Планк и теория квантов. А. Эйнштейн и квантовая теория света. Н. Бор и теория атома водорода. Постулаты Бора. Гипотеза де Бройля. Уравнение Шредингера и волновая механика. Уравнение Дирака.

2.2. Пространство и время – формы существования материи. Пространство и время с точки зрения античных мыслителей. Демокрит и Аристотель. Открытие пустоты. Торричелли. Опыты с пустотой. Пространство и время в классической физике. Галилей, Ньютон, Лейбниц. Субстанциональные свойства пространства. Эфир. Пространство и время в специальной теории относительности. Пространственно-временной континуум и его расщепление. Геометрическая интерпретация релятивистских эффектов. Эксперименты по проверке теории относительности. Парадоксы. Пространство и время с точки зрения общей теории относительности. Геометрия и физика.

2.3. Различные пространственно-временные масштабы и разнообразие физических законов. Микро-, макро- и мегамир. Принцип соответствия.

2.4. Фундаментальные взаимодействия. 4 стихии древних. Гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия. Их сравнительные характеристики. Обменный механизм передачи взаимодействий. Единые теории взаимодействий.

2.5. Атомизм. Структурные уровни организации материи. Открытие сложного строения атомов. Электрон. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Элементарные частицы. Лептоны и адроны. Проблема систематики элементарных частиц. Теория кварков. Фундаментальные частицы.

2.6. Частицы и волны. Корпускулярно-волновой дуализм. Корпускулярная и волновая теории света. Фотоэффект. Квантовая теория света. Фотоны. Гипотеза де Бройля. Опыты по дифракции микрочастиц. Корпускулярно-волновой дуализм – общее свойство микромира. Соотношения неопределенностей Гейзенберга. Природа соотношения неопределенностей. Соотношения неопределенностей для энергии и времени. Виртуальные частицы.

3. Астрономическая картина мира

3.1. Современные представления о строении Вселенной. Иерархия структур. Размеры и расстояния, порядки величин. Космологический Принцип.

3.2. Расширяющаяся Вселенная. Возникновение внегалактической астрономии. Открытия Хаббла. Разбегание галактик. Закон Хаббла. Объяснение наблюдаемого разбегания галактик как следствие расширения Вселенной. Космологические модели Фридмана. Сингулярность. Возраст Вселенной.

3.3. Модель Горячей Вселенной (теория Большого взрыва). Проблема начального состояния: холодное или горячее. Распространенность элементов во Вселенной, соотношение водорода и гелия. Теория Гамова (модель горячей Вселенной). Задержка нуклеосинтеза в ранней Вселенной. Открытие реликтового излучения. Происхождение элементов: первичный или космологический нуклеосинтез, внутризвездный нуклеосинтез и нуклеосинтез в космических лучах и оболочках сверхновых.

3.4. Происхождение и эволюция Земли. Концепции развития геосферных оболочек.

4. Биологическая картина мира

4.1. Эволюционное учение Дарвина. Многообразие видов животных и растений. Проблема систематизации. Карл Линней. Классификация Линнея. Эволюционные идеи. Жан Батист Ламарк. Движущие силы эволюции. Эволюционное учение Дарвина. Естественный отбор.

4.2. Биосфера как глобальная экосистема. Учение Вернадского о биосфере.

4.3. Происхождение жизни на Земле. Теория Опарина. Гипотезы происхождения жизни. Концепция креационизма. Концепция самозарождения. Опыты Франческо Реди: «все живое из живого». Концепция панспермии. Концепция стационарного состояния. Концепция случайного однократного появления жизни. Идея биохимической эволюции. Теория Опарина.

4.4. Экология. Глобальные экологические проблемы.

5. Математическое моделирование

5.1. Проблемы и методы современных естественных наук.

5.2. Методы математического моделирования в современном естествознании и экологии.

3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п раздела

№ п/п темы

Наименование разделов и тем

Количество часов по учебному плану

Всего

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия (семинарские)

Лабораторные
занятия

1

2

3

4

5

7

8

Введение.

1

1

1

Панорама естествознания.

32

4

2

26

1.1

Наука как одна из отраслей духовной культуры. Характерные черты науки.

1

4

1.2

История формирования естествознания. Естественно-научные представления античных мыслителей (Картина мира древних).

2

2

18

1.3

Панорама современного естествознания. Естественно-научная картина мира

1

4

2

Физическая картина мира

77

13

8

56

2.1

Физическая картина мира и ее эволюция:

1) Механическая картина мира;

2) Электромагнитная картина мира;

1

1

2

8

3) Квантово-полевая или современная картина мира.

2

8

2.2

Пространство и время – формы существования материи.

2

2

10

2.3

Различные пространственно-временные масштабы и разнообразие физических законов. Микро-, макро- и мегамир. Принцип соответствия.

1

6

2.4

Фундаментальные взаимодействия.

2

8

2.5

Атомизм. Структурные уровни организации материи.

2

2

8

2.6

Частицы и волны. Корпускулярно-волновой дуализм.

2

2

8

3

Астрономическая картина мира

40

8

2

30

3.1

Современные представления о строении Вселенной.

2

6

3.2

Расширяющаяся Вселенная.

2

1

6

3.3

Модель Горячей Вселенной (теория Большого взрыва).

2

1

8

3.4

Происхождение и эволюция Земли. Концепции развития геосферных оболочек.

2

10

4

Биологическая картина мира

38

8

4

26

4.1

Эволюционное учение Дарвина.

2

4

4.2

Биосфера как глобальная экосистема. Учение Вернадского о биосфере.

2

2

8

4.3

Происхождение жизни на Земле. Теория Опарина.

2

2

8

4.4

Экология. Глобальные экологические проблемы.

2

6

5

Математическое моделирование

16

2

2

12

5.1

5.2

Проблемы и методы современных естественных наук.

Методы математического моделирования в современном естествознании и экологии.

2

2

12

ИТОГО:

204

36

18

150

4. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 04 Концепции современного естествознания индекс по гос/наименование дисциплины (1)

    Учебно-методический комплекс
    Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные
  2. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  3. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  4. Отчёт о результатах самообследования по специальностям высшего профессионального образования

    Документ
    В соответствии с приказом ректора НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)» (далее НОУ ВПО САУМК(И от 11.12.2010 г. № 15 в институте была создана комиссия по анализу по показателям вуза и по подготовке
  5. Учебное пособие для вузов (6)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.

Другие похожие документы..