Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Изучение студентами правил и норм отечественного делопроизводства по наиболее распространенной и общеупотребительной категории деловых документов — о...полностью>>
'Программа'
Сначала о программе. Она у вас есть. Как и раньше, у нас три сессии. В дискуссиях по выступлениям могут принимать участие все присутствующие. В прогр...полностью>>
'Доклад'
. В докладе содержится информация о том, чем живёт школа, как работает. Доклад призван способствовать улучшению качества информированности всех заинт...полностью>>
'Документ'
Общественная Инициатива «Гражданин и Армия»(РОССИЙСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОДДЕРЖКУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРИЗЫВНИКОВ И АЛЬТЕРНАТИВНОСЛУЖАЩИХ:ДЕЙСТ...полностью>>

Развитие российского законодательства (5)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В. МАЛЬЦЕВ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

Права человека являются нормативной формой и основой взаимодействия людей, упорядочения их связей, предотвращения противоречий и конфликтов. Они основаны на сочетании свободы индивида со свободой других людей с нормальным функционированием государства и общества1.

Статья 2 Конституции РФ закрепляет одно из важнейших положений, в соответствии с которым «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»2. Не является исключением и право на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), которое с принятием на всенародном референдуме Конституции РФ стало рассматриваться как основообразующий элемент, неотъемлемая часть экономической сферы жизни общества.

В то же время государство должно стремиться не только к провозглашению прав, но и к их обеспечению. Как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г., «ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества»3.

Однако такое важнейшее право, как право на осуществление предпринимательской деятельности, зачастую обеспечивается ненадлежащим образом, что приводит к низкой экономической активности предпринимателей (особенно в инновационной и производственной сферах). Так, по-прежнему актуальна необходимость снижения необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, сокращения коррупционной составляющей проведения контрольно-надзорных и регистрационных мероприятий, снижения расходов государственных и местных бюджетов на организацию проверок, стимулирования граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность4.

Поэтому своевременным и актуальным представляется исследование вопросов обеспечения прав и интересов предпринимателей в процессе осуществления их предпринимательской деятельности. При этом, поскольку они основаны на совокупности правовых норм различных отраслей права, зачастую вступающих друг с другом в противоречие, целесообразно обращение в первую очередь к их базе, т.е. к анализу конституционно-правовых средств обеспечения прав и интересов предпринимателя в процессе осуществления его предпринимательской деятельности.

Говоря о правовых средствах обеспечения прав и интересов в целом, заметим, что эта категория до сих пор «обстоятельно не изучена, употребляется в юридической литературе подчас произвольно, как сама собой разумеющаяся. Под ней понимаются разные правовые явления без определенных смысловых границ, без четкой связи с категориями «цель» и «результат»5. Между тем, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «юридические средства обеспечения интересов предполагают именно наличность воли, способной усвоить угрозу и воздержаться от нарушения»6.

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п.7

Что касается конституционно-правовых средств обеспечения прав и свобод человека и гражданина, то они являются видом правовых средств, представляют собой один из основных элементов механизма правового обеспечения и деятельности государства, условие осуществления свобод и прав человека, гарант его правовой обеспеченности, придают правовому статусу человека юридическую значимость. Они имеют специально-правовую природу, поскольку являются элементами правовых механизмов правообеспечительного, правоохранительного, правозащитного характера, которые базируются на нормах права и имеют правовую форму, их использование влечет за собой правовое воздействие, приводящее, в свою очередь, к юридическим последствиям8.

Конституционно-правовые средства обеспечения прав и интересов предпринимателя в процессе его предпринимательской деятельности характеризуются:

1) направленностью на обеспечение прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности;

2) закрепленностью в основном нормативном правовом акте страны –Конституции РФ;

3) конкретизацией конституционных норм в широком комплексе нормативных и ненормативных правовых актов;

4) наличием правовых связей, носящих взаимообусловливающий и взаимодополняющий характер;

5) разнообразием.

Последнее из выделенных свойств позволяет распространить общие основания классификации правовых средств на конституционные средства обеспечения прав и интересов предпринимателей в процессе осуществления их предпринимательской деятельности. Например, в зависимости от характера применяемых мер и назначению в механизме правового обеспечения конституционные средства можно условно подразделить на материальные (предусматривающие содержание действий по обеспечению конституционных прав и интересов предпринимателей) и процессуальные (применяемые в судебном конституционном процессе, нормы права, регулирующие процедуру рассмотрения дел о конституционности законов, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц); в зависимости от субъектов их используемых – правовые средства граждан, должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций; по информационно-психологической направленности – стимулирующие и ограничивающие правовые средства.

Осуществление прав и интересов предпринимателей опосредовано преимущественным применением таких конституционно-правовых средств, как субъективное конституционное право, свобода, обязанность, обязательство. Однако и иные правовые средства (цели, принципы, дефиниции, презумпции, фикции, сроки, др.) в той или иной мере задействованы в реализации конституционно-правовых прав и интересов, создавая необходимую правовую среду для использования преимущественных средств9.

Конституционно-правовые средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина непосредственно связаны с системой права и механизмом правовой защиты в том смысле, что охрана и защита применяются в целях восстановления прав и служат мерой, обеспечивающей соблюдение правовых требований. Содержание и порядок применения каждой меры регламентируются нормами права, устанавливающими строго определенные формы воздействия, основания его применения, круг органов, применяющих данные меры, а также гарантии, обеспечивающие их правильное применение10.

Конституция РФ, являясь основой обеспечения прав и интересов предпринимателя в процессе осуществления его предпринимательской деятельности:

1. Закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. В частности, Конституция РФ фиксирует верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории России (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), определяет предметы ведения РФ и ее субъектов (ст. 71–73 Конституции РФ). Особо следует отметить, что Конституция фиксирует юридическое верховенство международных договоров РФ в иерархии нормативно-правовых актов, применяемых в России (ст. 15, 17 Конституции РФ). Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права. При этом иностранные предприниматели пользуются в России правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ11.

2. Устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений:12

- гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);

- признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

- каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);

- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ);

- право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ);

- каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ);

- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 1, 2 ст. 36 Конституции РФ);

- никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);

- законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При этом каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

- право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ).

Стабильной реализации указанных гарантий способствуют общие гарантии, ориентированные на обеспечение эффективной реализации всех прав и свобод человека и гражданина, составляющих основы правового статуса личности в РФ:

- свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ);

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ);

- право свободно передвигаться на территории РФ, свободно выезжать за ее пределы; право гражданина России свободно возвращаться в РФ (ст. 27 Конституции РФ);

- право граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

- государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ);

- каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ);

- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ);

- решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ);

- каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ);

- каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);13

- возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Данные конституционные нормы конкретизированы в иных правовых актах разных уровней. Например, вопросы недопущения деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»14, Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»15, Приказом ФАС РФ от 17 апреля 2008 г. № 129 «Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Федерального закона «О защите конкуренции»16. Реализация права владения, пользования и распоряжения землей происходит в соответствии с Земельным кодексом РФ17, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»18, постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»19, постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»20.

Исходя из сказанного, конституционно-правовое средство обеспечения прав и интересов предпринимателей в процессе осуществления их предпринимательской деятельности можно представить как отраслевой институт российского конституционного права, представленный совокупностью разнообразных взаимообусловливающих и взаимодополняющих друг друга норм. Указанные нормы закреплены в основном нормативном правовом акте страны – Конституции РФ, путем определения общих принципов правового регулирования предпринимательской деятельности и гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, конкретизированы в широком комплексе нормативных и ненормативных правовых актов. С их помощью государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в целях признания, соблюдения и реализации прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Как было отмечено, конституционные права и интересы предпринимателей обеспечиваются целым кругом гарантий различного свойства. Эти гарантии можно условно разделить на те, которые направлены на предотвращение (недопущение) нарушения права, и те, которые направлены на восстановление нарушенного права21.

Говоря о первой группе гарантий обеспечения прав и интересов предпринимателей, следует остановиться на ряде наиболее актуальных проблем в этой сфере.

1. Наличие серьезных административных барьеров. Слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля порождают ряд специфических трудностей в деятельности предпринимателей, определяемых большинством исследователей как «административные барьеры»22. Следует подчеркнуть, что административные барьеры касаются целого ряда существенных процедур, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, поэтому необходимость их устранения постоянно подчеркивается не только самими предпринимателями, но и разными национальными и международными организациями23.

Так, одним из наиболее острых вопросов предпринимательской деятельности является финансирование и кредитование субъектов предпринимательства: процентная ставка по кредитам является высокой, в сфере бюджетного финансирования существует очень высокая конкуренция субъектов малого предпринимательства, в законодательстве отсутствуют указания на возможность использования внебюджетных источников финансирования индивидуальных предпринимателей, арендные платежи за пользование имуществом являются зачастую слишком высокими24. Кроме того, прямые потери возникают из-за официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры.

В целях изменения сложившейся ситуации представляется полезным опыт Австралии, где проводилась реформа государственного регулирования. Целью этой реформы, которая реализовывалась в Австралии с середины 90-х годов, было снижение издержек регулирования для бизнеса, особенно малого, повышение эффективности функционирования рынков с точки зрения потребителей, а также развитие схем саморегулирования. Правительство Австралии приняло график пересмотра законодательства, ограничивающего конкуренцию или создающего издержки для бизнеса. Оценка проводится ведомствами или комиссиями, их отчеты являются публичными, любое заинтересованное лицо может прислать свои комментарии. Правительство на основании отчета принимает решение о внесении в парламент требования о корректировке регулирования. При этом эта процедура не применяется к вопросам налогового регулирования, национальной безопасности и международных договоров. Она включает в себя описание проблемы, цели, способов регулирования, оценку издержек, отчет о проведенных консультациях, рекомендуемый способ регулирования, а также последующую оценку эффективности предлагаемого способа регулирования25.

Применение аналогичного подхода в России при сохранении заложенной в нем прозрачности процедур позволит повысить эффективность принимаемых и принятых законов путем не только внесения в них необходимых изменений, но и создания механизмов их реализации. Последнее особенно актуально в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. Например, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»26, в отличие от Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»27, регулирует вопросы финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки субъектов малого бизнеса, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность. Однако, поскольку комплекс перечисленных мер напрямую зависит от финансовых возможностей органов местного самоуправления, регионов и федерального центра, рассчитывать на то, что меры поддержки будут обязательно предоставлены любому субъекту малого предпринимательства, не приходится28, что обусловлено не только недостаточным финансированием, но и коррупционными издержками.

В то же время разрешение этой проблемы только правовыми методами не представляется возможным. Зачастую административные барьеры реализации предпринимательской деятельности вызваны не только недостатками правового регулирования, но и проблемами квалификации правоприменителя. Так, анализ судебной практики выявил несколько групп распространенных нарушений прав предпринимателей при проведении государственного контроля и порядка привлечения к административной ответственности: нарушение сроков проведения контроля, отсутствие вины предпринимателя в совершении административного правонарушения и отсутствие события правонарушения, истечение сроков давности привлечения к ответственности, нарушение порядка привлечения к административной ответственности, нарушение требований к составлению протокола об административном правонарушении, проведение проверки должностным лицом административного органа без соответствующих полномочий (оснований), при вынесении административного наказания административным органом не учитываются смягчающие ответственность обстоятельства и малозначительность совершенного правонарушения29.

Например, ООО «Белокрестский маслозавод» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области (далее – Инспекция) от 27 июля 2007 г. № 7/3 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 100 362 руб. налога на добавленную стоимость (далее – НДС), 283 761 руб. единого ЕСН и взносов в фонд обязательного пенсионного страхования, 50 501 руб. налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней, а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания соответствующих сумм штрафов. Как следует из материалов дела, Инспекция на основании решения от 7 февраля 2007 г. № 1 провела выездную налоговую проверку Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ряда налогов и сборов в период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г., о чем составила акт от 24 мая 2007 г. № 5/3.

На основании акта выездной налоговой проверки от 24 мая 2007 г. № 5/3 начальник Инспекции принял решение от 27 июня 2007 г. № 2/3 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в результате которых Общество было привлечено к ответственности. То, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля подтверждают, как указали суды первой и апелляционной инстанций, выводы акта налоговой проверки, не является в силу положений НК РФ (в частности, ст. 101 НК РФ) основанием для непредставления лицу возможности участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки.

При таких обстоятельствах ФАС Северо-Западного округа указал, что Инспекция нарушила существенные условия процедуры принятия решения по итогам налоговой проверки. Это выразилось в необеспечении возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является безусловным основанием для отмены оспариваемого решения Инспекции. В связи с этим решение от 27 июля 2007 г. № 7/3 Межрайонной инспекции Федеральной службы № 4 по Вологодской области было признано недействительным30.

Представляется, что указанную проблему можно разрешить путем распространения практики постоянного непрерывного обучения должностных лиц органов государственной и муниципальной власти по вопросам применяемых ими правовых актов.

2. Коррупционный аспект, который представляет собой еще одну очевидную и распространенную проблему надлежащего обеспечения прав и интересов предпринимателей. Так, по данным Независимого Исследовательского Центра «Ромир», в ходе очередного всероссийского опроса по репрезентативной выборке (40 субъектов РФ) по изучению ситуации с коррупцией в России 20,4% россиян сталкивались с различными проявлениями коррупции многократно. Несколько раз в жизни сталкивались с коррупцией 21,3% граждан. Редко, один-два раза в жизни, встречались с проявлениями коррупции 17,8% опрошенных. Никогда не сталкивались с коррупцией 38,6%. Затруднившихся с ответом практически не было. Иными словами, 2/3 населения России вступали в коррупционные отношения31. Указанные исследования подтверждаются и иными данными. Согласно докладу Transparency International «Bribe Payers Index 2008» (Индекс взяткополучателей 2008) из 22 стран, ставших объектом исследования, Россия находится на 22 месте, т.е. по уровню передачи взяток занимает первое место32.

При этом зачастую условиями формирования коррупционных отношений выступают:

а) консервативность закона. На практике инструкции меняются намного медленнее, чем внешние условия, в связи с чем они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится негибкой, а несоответствие жестких норм реалиям способно полностью остановить работу;

б) невозможность всеохватывающего контроля. Выполнение контролирующих функций требует затрат. Одновременно с этим чрезмерно жесткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала, что приводит к оттоку творчески мыслящих кадров33.

Учитывая противоречивость указанных условий в целях уменьшения коррупционной составляющей и повышения эффективности обеспечения прав и интересов предпринимателей, представляется необходимым, в частности:

  1. Закрепить на уровне федерального закона конфискацию доходов от коррупционных правонарушений или имущества, стоимость которого соответствует размеру таких доходов.

  2. Закрепить запрет на предпринимательскую деятельность ближайших родственников государственных служащих.

3. Отсутствие правовой культуры и деловой этики предпринимателей. Указанная проблема проявляется в том, что:

а) уровень консолидации бизнеса не соответствует уровню его развития. Так, например, малый бизнес не имеет общественных объединений, которые занимались бы его проблемами, вели бы от его имени диалог бизнеса и власти. Мелкие ассоциации и клубы предпринимателей малочисленны, не имеют своего лица;

б) предприниматели не осознают себя реальной социально-значимой силой. Все усилия по формированию положительного имиджа предпринимателя не имеют значительных результатов. В глазах большинства населения предприниматель – это почти криминальный элемент общества, который уходит от налогов, наживается и т.д. Предприниматели не имеют возможности (а в некоторых случаях и желания) опровергнуть такое общественное мнение через СМИ и административные аппараты всех уровней34;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие российского законодательства (1)

    Закон
    Наличие действенной нормативной базы – одно из важнейших условий системности контроля, она обеспечивает его легитимность и целостность, взаимосвязь элементов.
  2. Развитие российского законодательства (3)

    Закон
    Конец ХХ в. характеризуется существенными экономическими преобразованиями, способствовавшими появлению в Российской Федерации рыночных отношений. Это, в свою очередь, обусловило развитие потребительских отношений.
  3. Развитие российского законодательства (8)

    Закон
    Исполнительная власть, являясь ветвью государственной власти, реализуется в деятельности специально создаваемых органов – органов исполнительной власти.
  4. Развитие российского законодательства (4)

    Закон
    Для норм национального законодательства, особенно таможенного, характерна высокая степень противоречивости, неопределенности, благоприятной для расцвета коррупции.
  5. Развитие российского законодательства (7)

    Закон
    Основными субъектами регистрационных отношений является уполномоченный орган государства в лице Росреестра и заявители1. Между ними нет иерархических отношений, административной подчиненности, функций контроля и управления.

Другие похожие документы..