Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
У зв'язку з розшифровкою послідовності ДНК генома людини на передній план виходить питання з'ясування функціональної ролі генів. Найбільш перспективн...полностью>>
'Рассказ'
Ч. Айтматов «Плаха» 13. В. Астафьев «Печальный детектив» 14. А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» 15....полностью>>
'Документ'
Про стан виконання розділу «Охорона навколишнього природного середовища» Програми економічного і соціального розвитку містами та районами області за 2...полностью>>
'Документ'
Представленная схема и ее описание являются составной частью (экологическим аспектом) иллюстративных приложений к документу «Положение о территориаль...полностью>>

Областная целевая программа развития воспитания и дополнительного образования детей на 2006-2010 гг Департамент общего образования

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Областная целевая программа развития воспитания и дополнительного образования детей на 2006-2010 гг

Департамент общего образования

Администрации Томской области

Томский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Колесникова Н. В., Горовцова В.В.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ

И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ

СБОРНИК

документов по воспитанию федерального уровня

Томск, 2006

Составители:

Группа разработчиков Областной целевой программы развития воспитания и дополнительного образования детей на 2006-2008 гг

Рецензенты:

Н.Л. Селиванова, руководитель Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО,

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО;

М.М. Безруких, директор института возрастной физиологии РАО,

доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;

Д.В. Григорьев Д.В., доцент, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО,

кандидат педагогических наук;

А.Г. Макеева, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, руководитель группы по разработке модульных программ РАО,

кандидат педагогических наук.

 ТОИПКРО, 2006

ВВЕДЕНИЕ

СБОРНИК документов по воспитанию федерального уровня является результатом проведенной работы по накоплению, систематизации базовых документов по воспитанию за период 1999-2005 гг. и начала 2006 г. Документы, вошедшие в СБОРНИК, разработаны (одобрены) Министерством образования и науки России (его структурами). Эти документы утверждены Коллегией Минобразования и науки России, Правительством, иными федеральными органами власти. К документам отнесены также решения и рекомендации всероссийских конференций по проблемам воспитания, решения общероссийских научных и общественных организаций по вопросам воспитательной деятельности. Документы включают в себя законы, постановления, решения, рекомендации, программы, Положения о конкурсах, конвенции и т. д.

Документы СБОРНИКА по воспитанию федерального уровня являются нормативной базой:

  • Для концептуально обоснованной, технологи­чески проработанной стратегической линии эффективного развития воспитания в образовательной системе Томской области, так как отражают приоритетные направления государственной образовательной политики в сфере воспитания до 2010 года и нормативные требования к воспитательной деятельности в образовательных учреждениях разных типов;

  • Для разработки документов регионального уровня по воспитанию, которые утверждаются соответствующими органами власти и управления образованием, разрабатываются и принимаются региональными научными и иными профессиональными сообществами;

  • Для разработки документов по воспитанию учрежденческого уровня, которые разрабатываются и утверждаются самим образовательным учреждением. Номенклатура такого рода документов обычно включает в себя концепцию и программу воспитательной деятельности, планы воспитательной работы и отчеты об их реализации, устав (положение) органа ученического самоуправления обучающихся и др.

В представленном СБОРНИКЕ используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства, на нормативные документы и разработки современной педагогической науки:

Воспитание, воспитательная деятельность.

Внеурочная (внеклассная) работа.

Школьный уклад жизни.

Основные виды услуг по гарантированному воспитанию.

Здоровый образ жизни.

Самоуправление.

Самоуправление общеобразовательного учреждения.

Ученическое самоуправление.

Детская общественная организация (объединение).

Творческое объединение обучающихся по интересам и др.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Программа развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы (Приказ Минобразования России от 18.10.99 №574 «О реализации решения коллегии»). 9

2. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16). 10

3. Федеральная Программа развития образования на 2001-2005 гг. (Федеральный закон Российской Федерацией от 10.04. 2000 года № 51-ФЗ). 14

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 4.10. 2000 г. № 751). 14

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12. 2001 года № 1756-р). 16

6. О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях (Письмо Минобразования РФ от 13.11.2000 № 813/28-16). 23

7. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования Россию от 31.01.2001 г. № 90/30-16). 26

8. Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях связанных применением государственных символов Российской Федерации (письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 мая 2001 г. № 22-06-626) 30

9. О реализации решения коллегии от 29.05.2001 г. № 11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» (Приказ Минобразования России от 18.06.2001 г. №2419). 31

10. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30-16). 32

11. Рекомендации по совершенствованию "УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ" в условиях обновления структуры и содержания общего образования (Письмо Минобразования РФ от 17.09.2001 № 22-06-1222). 36

12. Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования Росси на 2002-2004 годы (приказ Минобразования России от 25.01.2002 № 193). 39

13. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийского совещания по итогам реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об Основ­ных направлениях развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы. 41

14. РЕКОМЕНДАЦИИ «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2002 г № 30-51-131/16.) 43

15. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо от 02.04.2002 № 13-51-28/13). 46

16. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму от 11.06.2002 №30-51-433/16). 48

17. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/ 16). 50

18. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях (письмо от 22.07.2002 № 30-51-547/16). 52

19. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (письмо Минобразования России от 15.12. 2002 № 30-51-914). 54

20. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Минобразования России от 15.01.2003 № 13-51-08/13). 58

21. Положение о втором Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений (письмо Минобразования от 28.04.2003 № 28-51-317-16). 60

22. Об итогах II Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений 61

23. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16). 69

24. Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде (Письмо Департамента по молодежной политики Минобразования РФ от 24.07.2003 № 15-52-522/15-01-21). 73

25. Положение о всероссийском конкурсе «Школа – территория здоровья» (письмо Минобразования РФ от 01.10.2003 г. № 27/4060-6). 75

26. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности (письмо Минобразования России от 15.10.2003 № 24-51-212/13 -28-51-793/16). 77

27. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 05.03.2004 № 1089). 83

28. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков (Научный центр здоровья детей РАМН, ж Вестник образования России №18, 2004). 90

29. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - НА ОСНОВНУЮ (Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21.05. 2004 г. № 14-51-140/13). 91

30. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» (приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 14-51-36/13) 101

31. Проект концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрен решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004г № ПК – 2). 104

32. Положение о Всероссийском конкурсе моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (письмо Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от ОЗ.03.2005 г. № 14-11-43/01). 110

33. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005 г. № 14-11-43/01). 111

34. О вознаграждении педагогических работников
федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя (Постановление Правительства Российской Федерации № 850 от 30 декабря 2005 г.) 119

35. О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ (Постановление Правительства Российской Федерации N 854 от 30 декабря 2005 г.) 120

36. ПОЛОЖЕНИЕ о Ш Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» Проект 121

37. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (Утверждены приказом Минобрнауки России от «03» февраля 2006 г. № 21) 124

КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министр образования Российской Федерации (утверждены Министром образования «30» ноября 2001 года, Министром культуры Российской Федерации от «29» ноября 2001 года) 129

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 декабря 2005 г. N 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» 133

7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 декабря 2005 г. N 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» (в ред. Постановлений Правительства РФ N 67 от 4 февраля 2006 г., N 366 от 10 июня 2006 г.) 133

8. ПРАВИЛА предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854) 134

9. Правительственная телеграмма о выплатах за классное руководство 136

10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 07 сентября 2006 г. N 548 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» 136

11. О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 (ПРИКАЗ Минобрнауки от 18 января 2006 № 5) 137

12. Приложение 1. Форма СОГЛАШЕНИЯ о предоставлении финансовой помощи (утверждена приказом Минобрнауки России от 18» января 2006 г. № 5) 137

13. Приложение № 2 Форма Отчета о расходах бюджета (Утверждена приказом Минобрнауки России от « 18 » января 2006 г. № 5) 138

14. Порядок заполнения формы «Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (письмо Рособразования от 17.03.2006 № 3193/12-14) 1

15. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 № 21) 2

16. РЕКОМЕНДАЦИИ по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 25.04.06 № АФ-100/03) 5

17. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 814 «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений» 11

18. ПРАВИЛА предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам
субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 814). 12

19. Форма Соглашения о предоставлении финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в 2007 году (от 09.01.2007 № 3/12-14). 13

20. Механизмы мониторинга и контроля хода реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) 13

Направление/Блок мероприятий/ 15

Откл 16

21. Справка о реализации основных направлений приоритетного национального проекта "Образование" 16

22. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «МОЯ КЛАССНАЯ – САМАЯ КЛАССНАЯ!!!» 17

Порядок проведения Конкурса, требования к конкурсным материалам 17

Участники конкурса 17

Сроки и порядок проведения конкурса 18

Оценка конкурсных материалов 18

Награждение победителей конкурса 18

О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей 19

Рекомендации парламентских слушаний 19

Участники парламентских слушаний рекомендуют: 22

Начальник Департамента 25

Учительская газета 07.03.2006 «К рекомендациям надо относиться избирательно» 35

Приказ Федерального агентства по образованию от 28 ноября 2008 г. N 1772 “Об установлении целевых показателей эффективности работы государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, государственных образовательных учреждений, федеральных государственных учреждений, государственного учреждения культуры, подведомственных Федеральному агентству по образованию” 48

Целевые показатели
эффективности работы государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, государственных образовательных учреждений, федеральных государственных учреждений государственного учреждения культуры, подведомственных Федеральному агентству по образованию 48

Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления, посвящённого развитию дошкольного, общего и внешкольного образования от 01.02.2008 52

ДОКЛАД МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 59

Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории (приказ Минобразования Российской Федерации от 3 мая 2000 г. № 1276) 108

Перечень видов образовательных учреждений дополнительного 110

образования детей (приложение к инструктивному письму 110

Минобразования Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 12) 110

СБОРНИК

документов по воспитанию федерального уровня

Извлечения.

1999 год

  1. Программа развития воспитания в системе образования на 1999-2001 годы (Приказ Минобразования России от 18.10.99 №574 «О реализации решения коллегии»).

В программе определена сущность понятия воспитания, перечислены принципы организации воспитания.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ВОСПИТАНИЕ рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни:

    1. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

    2. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

    3. Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

    4. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом – формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

    5. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

В Программе определены основные направления и особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа.

Дошкольное образование.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Общее образование.

Общеобразовательные учреждения являются фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития личности.

Обновление процесса воспитания должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Учреждения дополнительного образования детей.

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования – реальный путь утверждения вариативности в системе образования.

Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Учреждения профессионального образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития муниципального образовательного учреждения «Лицей №3» на 2007-2011 гг

    Программа
    Инновационная идея «Школа-наукоград» определяет развитие МОУ « Лицей № 3» г. Сарова как Школы современных технологий интеграции научного и образовательного знаний.
  2. Целевая программа «Развитие сферы здравоохранения муниципального образования «Старицкий район» Тверской области

    Программа
    5). Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Старицком районе -500 тыс. руб. (раздел, подраздел – 09 01)
  3. Областная целевая программа «Развитие образования Кировской области» на 2012-2015 гг

    Программа
    В условиях «цифрового века» проблема создания современной информационной образовательной среды становится все более актуальной. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в учреждениях общего
  4. Целевая программа развития и модернизации системы образования моу сош №24 города костромы на 2003 2010 гг. Кострома

    Программа
    • массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных, психофизических особенностей, способностей и склонностей;
  5. Долгосрочная областная целевая программа «развитие образования воронежской области на 2011-2015 годы» паспорт

    Программа
    Распоряжение правительства Воронежской области от 28 июля 2010г. № 465-р «О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования Воронежской области на 2011 – 2015 годы»

Другие похожие документы..