Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Возникшая в 90-е годы кризисная демографическая ситуация в России во многом определяется низкими показателями репродуктивного здоровья молодежи, всту...полностью>>
'Документ'
Данная технология подразумевает нагрев отходов РТИ через стенку реторты- емкости куда загружаются РТИ, затем эти емкости герметически закрываются. Рет...полностью>>
'Анкета'
Это электронная форма Анкеты кандидата, она полностью аналогична бумажному бланку. Пожалуйста, впечатывайте текст в пустые поля таблицы со знаком [ ]...полностью>>
'Инструкция'
Методическая инструкция соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, принятом и введённом в действие Постановлением Госстандарта России от 15 авгу...полностью>>

Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория» для студентов II курса 3 семестра дневного отделения

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(филиал в г. Воскресенске)

Кафедра «Экономики»

«Утверждаю»

Зав. кафедрой экономики

филиала МГОУ в г. Воскресенске

к.э.н., доцент

_____________ К.А.Артамонова

« ______» ________ 2009 г.

Методические рекомендации для выполнения курсовой работы

по дисциплине

«Экономическая теория»

для студентов II курса 3 семестра дневного отделения

(по специальности 080507 «Менеджмент организации»)

Составила:

К.э.н., доцент

кафедры экономики С.Н. Орлова

г. Воскресенск, 2009 – 2010 учебный год

Содержание:

1. Основные положения..........................................................................................3

2. Выбор темы..........................................................................................................4

3. Разработка рабочего плана.................................................................................5

4. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования...................................10

5. Оформление курсовой работы.....,...................................................................12

6. Защита курсовой работы...................................................................................14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темы курсовой работы.........................................................................................15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец титульного листа………………………………………………………21

ПРИЛОЖЕНИЯ 3; 4; 5.

Примерные содержания курсовой работы…………………………………..…22

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Список рекомендованной литературы…………………………………………25

1. Основные положения

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Экономическая теория» (Микроэкономика).

Основными целями курсовой работы являются:

1) определение степени усвоения студентом понятий и категорий экономической теории, в частности микроэкономики;

2) раскрытие содержательной характеристики выбранной темы;

3) рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных экономических ситуаций;

4) проверка умения формулировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы.

Курсовая работа представляет собой результат выполнения следующих взаимосвязанных этапов:

а) выбор темы;

б) разработка рабочего плана. В своем законченном виде рабочий план представляет собой развернутое содержание (структуру) курсовой работы, отражающее все существенные вопросы выбранной темы;

в) сбор, анализ и обобщение материалов исследования. Результатом выполнения данного этапа является законченный предварительный вариант курсовой работы, в который могут вноситься только отдельные уточнения и изменения и который подлежит окончательному оформлению. Оформленная курсовая работа выносится на защиту;

г) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

д) оформление курсовой работы;

е) рецензирование научным руководителем;

ж) защита.

Курсовая работа выполняется студентами под руководством преподавателя дисциплины «Экономическая теория» (Микроэкономика).

В настоящих методических указаниях содержатся конкретные рекомендации по каждому из этапов выполнения курсовой работы. Это должно дать возможность студентам избежать наиболее распространенных ошибок, выполнять работу в соответствии с единообразными требованиями, сконцентрировать усилия на наиболее важных вопросах и, в конечном итоге, успешно защитить курсовую работу.

Обязательным элементом подготовки курсовой работы является консультирование студентов преподавателем дисциплины из расчета - 1 учебный час на каждого студента.

В ходе консультаций преподаватель:

- дает рекомендации о привлечении дополнительных материалов, необходимых для правильного раскрытия темы;

- согласовывает рабочий план курсовой работы;

- дает указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант курсовой работы (как по содержанию, так и по оформлению).

Профилирующая кафедра осуществляет также организацию защиты курсовых работ в соответствии с требованиями университета.

Методические указания являются основным регламентирующим документом по выполнению курсовой работы и отступления от содержащихся в них требований не допускаются.

2. Выбор темы

Данный этап очень важен при подготовке курсовой работы. Очень часто студенты относятся к его выполнению достаточно формально, что является серьезной ошибкой.

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1. Весь учебный курс по дисциплине «Экономическая теория» (Микроэкономика) представляет собой совокупность конкретных тем, которые все связаны между собой. У каждой темы есть непосредственно связанные с ней вопросы, и поэтому ни одну тему нельзя рассматривать изолированно. Из этого следует, что правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне усвоения студентом всего учебного материала по данной дисциплине. Только это позволит студенту объективно сравнить предлагаемые темы между собой и сделать обоснованный выбор.

2. По степени сложности темы, входящие в состав дисциплины «Экономическая теория» (Микроэкономика), существенно не отличаются друг от друга. Поэтому неправильным является подход, при котором студент пытается выбрать тему "полегче". Любая тема для своего полноценного раскрытия в курсовой работе требует примерно равных усилий. При этом, однако, нельзя не учитывать, что степень усвоения той или иной темы у студента может быть различной. Какие-то темы вызывают у студента больший интерес, представляются ему более понятными.

3. Этап выбора темы непосредственно связан с этапом сбора, анализа и обобщения материалов. Если студент с начала выполнения курсовой работы четко представляет себе, на какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях именно эту тему и следует выбрать.

4. При выборе темы следует понимать, что каждая из тем представляет собой ту или иную экономическую проблему, которую студент должен раскрыть. Одна из распространенных ошибок - понимание курсовой работы, как простого изложения различных теорий по той или иной теме. Студент должен уметь формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной, и это должно учитываться при выборе темы.

5. При выборе темы студенты должны соблюдать следующие обязательные требования:

5.1. Не допускается наличие одинаковой темы у более двух студентов одной учебной группы. Если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) вопросам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

Например: Вариант 1. "Виды монополий и особенности определения цены и объемов производства при чистой монополии" (на примере "естественных монополий" Российской Федерации).

Вариант 2. "Виды монополий и особенности определения цены и объемов производства при чистой монополии (сравнительный анализ тенденций за период ............в.............."

(годы) (страна)

Вариант 3. "Виды монополий и особенности определения цены и объемов производства при чистой монополии (методы государственного регулирования)".

5.2. Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем курсовой работы.

Вопросы о месте, времени и порядке консультирования решаются научным руководителем со студентом в рабочем порядке.

3. Разработка рабочего плана

1. Целью составления рабочего плана является изложение студентом предполагаемого подхода к раскрытию темы курсовой работы.

При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нем оптимально сочеталось изложение как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой экономической проблемы), так и вопросов прикладных (исследование конкретных ситуаций - применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку, предприятию и т.п.).

Одной из распространенных ошибок является одностороннее представление в рабочем плане и в курсовой работе выбранной темы. Или студент сосредоточивает внимание только на теории, и тогда тема рассматривается в отрыве от реальной практики, от опыта конкретных стран; или наоборот, в рабочем плане отражаются только частные вопросы, но не формируются необходимые обобщения и выводы.

Другой распространенной ошибкой является чрезмерное внимание к историческому опыту экономики зарубежных стран. Следует учитывать, что экономическая теория постоянно обновляется, и многие из ранее существовавших и справедливых для своего времени учений утратили свою актуальность. Следует учитывать, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния экономической теории, и это должно найти свое отражение в рабочем плане.

2. Рабочий план не следует понимать как содержание курсовой работы. Студент должен представлять себе рабочий план в виде следующей примерной схемы:

- состав разделов (глав, пунктов) курсовой работы;

- основное содержание разделов, т.е. те вопросы, которым в каждом разделе будет уделено главное внимание;

- логической взаимосвязи разделов. Логика изложения представляет собой наиболее слабое место во многих курсовых работах. Характерным недостатком является отсутствие необходимой взаимосвязи разделов между собой: материал каждого раздела изложен правильно, а переход от раздела к разделу никак не обоснован. В результате вместо цельного изложения темы получается набор разрозненных фрагментов

3. Общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникает, какие имеются трудности при ее решении, какие существовали подходы к ее решению, на каких общих положениях экономической теории должно основываться ее решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы.

Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

3.1. Введение. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, ее важность для решения экономических проблем. Желательно, чтобы было отражено значение рассматриваемых вопросов для экономики России. Ставится цель исследования – это конечный результат написания курсовой работы. Задачи исследования – это этапы курсовой работы, с помощью которых достигается поставленная цель. Обосновывается объект курсовой работы – это проблема в целом, субъект курсовой работы – это частное решение проблемы (На примере Российской Федерации). Информационная база – литературные источники, материалы периодической печати и ресурсы Интернет.

3.2. Теоретическая часть. В теоретической части должны отражаться следующие вопросы: краткий исторический обзор по выбранной теме. Содержание этого подраздела должно показать, как формировалась теория по конкретному вопросу. Так, например, по теме "Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах" целесообразно рассмотреть развитие взглядов, начиная с учения А.Смита о "невидимой руке" рынка и саморегулировании экономики до современного опыта экономически развитых стран, в которых существует различный уровень государственного регулирования (например, США и Китай);

- взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) с другими разделами экономической теории;

- содержание того экономического процесса, который является предметом исследования. Так, например, по вышеуказанной теме следует отразить:

- смысл и цели государственного регулирования;

- методы государственного регулирования;

- систему государственного регулирования (какими органами государства оно осуществляется).

Следует избегать излишне абстрактного изложения теоретического материала. Экономика всегда имеет дело с количественными показателями, поэтому необходимо отразить, какие именно показатели характеризуют исследуемый процесс.

3.3. Аналитическая часть. Назначением аналитической части является подробное раскрытие темы (исследуемого экономического процесса или явления). Если в теоретической части основное внимание должно быть уделено рассмотрению темы в целом, то в аналитической части раскрываются конкретные методы решения той или иной экономической проблемы (государственного регулирования, ценообразования, приватизации и т.д.), которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами. В этой части необходимо использовать современные научные статьи и публикации в экономических журналах. Допускается использование Интернет. Особое внимание необходимо уделить Российской Федерации, регионам и областям Российской Федерации.

При подготовке рабочего плана следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию этой части курсовой работы. Если тема достаточно обширна (например, о ценообразовании, государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и т.п.), то в рабочем плане могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, все факторы, формирующие цену на рынке товаров при ценообразовании). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой рента, ссудный процент и прибыль, и какой из этих показателей играет ведущую роль в рыночной экономике).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям России. В тех случаях, когда название темы не содержит "привязки" к российским условиям, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики России, рассматривается как недостаток курсовой работы.

3.4. Заключение. В этой части студент формулирует основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Одним из обязательных выводов должно являться заключение об эффективности рассмотренных методов. Следует также указать на имеющиеся проблемы и возможные перспективы их решения.

3.5. Список используемой литературы. В этой части приводятся все литературные источники, которыми пользовался студент для написания курсовой работы. Это учебники, учебные пособия, статьи и публикации из журналов, сайты сети Интернет, нормативные акты. Список литературы должен содержать перечень всех источников, использованных при написании курсовой работы. Источники располагаются в алфавитном порядке (по первой букве первого слова. В авторских источниках первым словом считается фамилия автора).

Все источники в перечне нумеруются.

Для каждого источника указываются:

- фамилия и инициалы автора (авторов);

- полное название книги, статьи;

- название журнала или сборника статей (для статей);

- название города (Москва и Санкт-Петербург - сокращенно, соответственно М. и СПб., остальные полностью);

- название издательства (если имеется в выходных данных) - для книг; год издания (для статей - N журнала и год).

В тексте курсовой работы приводятся ссылки на источники информации которыми пользовался студент в виде сносок.

3.6. Приложения. Помимо основного текста курсовая работа может содержать приложения. В приложения входит материал, используемый для написания курсовой работы.

Эта часть не является обязательной для написания курсовой работы. В качестве приложения целесообразно оформлять документы (части документов), содержащие фактические данные о работе конкретных предприятий, которые иллюстрируют основное содержание курсовой работы (например, части бухгалтерского баланса, формы статистической отчетности, таблицы, графики, диаграммы и т.п.). В этом случае в основном тексте в необходимых местах должны содержаться ссылки: "см. приложение".

Приложение располагается непосредственно за списком литературы. На первом листе приложенных документов в верхнем правом углу пишется слово "Приложение". То же пишется в последней строке содержания.

3.7. Теоретическая и аналитическая части представляют собой самостоятельные (отдельные) главы курсовой работы, название которых студент определяет самостоятельно. При необходимости число глав может быть увеличено.

Вводная часть называется "Введение", заключительная часть - "Заключение".

4. Рабочий план составляется студентом самостоятельно. Рекомендуемый объем рабочего плана - 1 -2 стр. рукописного текста. Студент самостоятельно решает вопрос о том, сколько разделов (пунктов) будет в составе теоретической и аналитической части, и как они будут называться.

Подготовительный рабочий план согласовывается с научным руководителем.

4. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования

1. Для выполнения курсовой работы студент использует материалы из различных источников. Основными источниками являются:

а) учебники и учебные пособия по микроэкономике или экономической теории.

б) специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме.

в) публикации в специализированных периодических изданиях ("Коммерсантъ", "Эксперт", "Деньги", "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", «Вопросы экономики», Статистический справочник по России и т.п.). Материалы из этих источников используются, прежде всего, для анализа экономической ситуации в России (в соответствии с выбранной темой).

Материалы, представленные в п/п б) и в), используются для подготовки аналитической части курсовой работы;

г) фактические данные о работе конкретных отечественных и/или зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако их наличие рассматривается как положительная черта курсовой работы и учитывается при защите.

2. Необходимо очень осторожно подходить к использованию в качестве источников неспециализированных периодических изданий (журналов и газет), т.к. аналитический подход к экономическим явлениям в большинстве из них отсутствует.

Нежелательно использовать при написании курсовой работы источники одного вида, т.е. только учебники или только статьи, или только фактические данные.

3. При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Особенно это характерно для материалов, указанных в п/п б) и в). В этом случае студент обязан отразить в курсовой работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

4. Следует избегать двух распространенных ошибок при подборе материалов. Первая - когда всю курсовую работу пишут на основании только одного источника. Вторая - когда пытаются использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве курсовой работы.

Рекомендуется для написания курсовой работы использовать не менее двух источников каждого вида. При выборе учебных пособий предпочтительней ориентироваться на отечественных авторов, поскольку:

зарубежные переводные учебники (в частности, Брю и Макконелл, Самуэльсон) несколько устарели по представленному в них практическому материалу. Отечественные учебники содержат много данных и выводов об экономической ситуации в России, что необходимо для раскрытия большинства тем.

Общее количество использованных при написании курсовой работы источников не должно быть меньше пяти.

5. В качестве источников при написании курсовых работ по темам, связанным с экономической ситуацией в России, должны обязательно использоваться действующие нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.)

6. Задачей анализа собранных материалов является отбор тех данных из источников, которые непосредственно войдут в текст курсовой работы. Студенту целесообразно составить для себя перечень источников с указанием конкретных страниц.

7. Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования.

Результатом обобщения должен явиться предварительный вариант курсовой работы.

При обобщении материалов следует руководствоваться следующим:

а) не допускается сплошное цитирование использованных источников. Разумеется, в работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими. Основной текст курсовой работы должен быть написан студентом самостоятельно;

б) обработанный материал должен соответствовать установленным требованиям к объему курсовой работы (см. раздел 5);

в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в курсовой работе. Имеющееся противоречие нужно отметить и проанализировать, сделав соответствующий вывод (например, об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов).

8. Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. "состыковывать" конкретные источники с разделами курсовой работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежать односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретного раздела в составе теоретической или аналитической части (главы).

5. Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна соответствовать требованиям по содержанию и оформлению.

Курсовая работа должна быть сдана в машинописном виде (на компьютере). Курсовая работа излагается на бумаге стандартного формата А4 (210*297). Текст должен быть напечатан через 1,5 интервала шрифтом стандартного размера Times New Roman (соответствует 14-му шрифту на компьютере) с соблюдением установленных размеров отступа от края листа:

- левое поле - 30 мм;

- правое поле - 10 мм;

- верхнее и нижнее поля - по 20 мм.

Выравнивание текста по ширине. Заголовки выравниваются по центру и оформляются жирным шрифтом.

Текст и заголовок отделяются двумя пробелами. В конце названия главы и подразделов точка не ставится. Названия глав и подразделов выделить жирным шрифтом. Каждая глава начинается с новой страницы.

Нумерация страниц в правом верхнем углу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К выполнению курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» для студентов II курса очной формы обучения по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и080116 «Математические методы в экономике» Воскресенск 2007 г

    Методические указания
    Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами дневного отделения по дисциплине «Микроэкономика» и разработаны в соответствии с Государственными образовательными стандартами Министерства образования
  2. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Инвестиционный анализ и инвестиционные риски» для студентов IV курса дневного отделения

    Методические рекомендации
    Оценка инвестиционного проекта и рисков, связанных с его реализацией производится в развернутом бизнес-плане инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде
  3. Рабочая программа дисциплины Экономическая теория Направление подготовки 080500. 82 «Менеджмент»

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» соответствует требованиям ФГОС ВПО. Является базовым общетеоретическим курсом среди дисциплин экономического цикла, входит в перечень обязательных дисциплин и соответствует
  4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (2)

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.

Другие похожие документы..