Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Изложение'
В декабре 1877 г. Петерсон отправляет Достоевскому статью, содержащую изложение идей Федорова. Достоевский в это время напряженно обдумывает новый за...полностью>>
'Урок'
выделять эпизоды и части, составлять план; учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым) и пересказа...полностью>>
'Документ'
Українська земля славить своїми визначними людьми. Окрім історичних персон, митців, літераторів, політиків є і були в Україні визначні представники а...полностью>>
'Документ'
1 . 008 Емелина Наталья Михайловна Горбунковское СП 10 М 50 7/ 5 09.1 . 008 Мохов Михаил Анатольевич Лаголовское СП 11 К 5073/ 5 09....полностью>>

Программа развития легкой промышленности до 2015 года I. Введение

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждена

Постановлением Правительства

№ 223 от 19 марта 2009 г.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ДО 2015 ГОДА

I. Введение

1. В Стратегии развития промышленности на период до 2015 года (в дальнейшем – Стратегия), утвержденной Постановлением Правительства № 1149 от 5 октября 2006 г., отмечается, что легкая промышленность является одной из приоритетных отраслей промышленного сектора. Для обоснования этой приоритетности были приняты во внимание многочисленные социальные и экономические преимущества легкой промышленности, а также обстоятельства макроэкономического плана, такие, как:

высокий потенциал роста объема продукции легкой промышленности, в том числе экспортной продукции;

быстрая оборачиваемость оборотного капитала в отрасли и отсутствие потребности в больших инвестициях;

большое количество рабочих мест в отрасли, с одной стороны, и высокая плотность населения в Молдове, наличие инфраструктуры по обучению кадров для этой отрасли, с другой стороны.

Как следствие, развитие этой отрасли национальной экономики будет обеспечено на основе принципов настоящей Программы, предусматривающей предоставление поддержки со стороны государства.

2. Программа развития легкой промышленности до 2015 года (в дальнейшем - Программа) представляет собой документ, определяющий инструменты и конкретные меры, которые необходимо внедрить в указанный период для обеспечения развития легкой промышленности. Программа согласована с национальными и отраслевыми стратегиями и концепциями, в частности, с:

Стратегией развития промышленности на период до 2015 года;

Национальной стратегией о политиках занятости рабочей силы на 2007-2015 годы;

Стратегией привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 гг.;

Национальной программой «Satul Moldevenesc» (2005-2015 гг.).

3. Программа предусматривает развитие легкой промышленности на 2009-2015 годы. В процессе ее разработки были выделены два этапа внедрения Программы: 2009-2011 гг. и 2011-2015 гг. Поэтому затраты на внедрение мероприятий и их результаты, а также планирование показателей развития были оценены с разным уровнем погрешности.

4. Министерство экономики и торговли является главным ответственным за полное внедрение настоящей Программы. В то же время часть ответственности будет распределена и другим центральным отраслевым органам публичного управления и органам местного публичного управления. Основным партнером по внедрению Программы будет Патронатная ассоциация легкой промышленности (APIUS).

II. Эволюция и современное состояние легкой промышленности

2.1. Общая характеристика

5. Легкая промышленность Республики Молдова накопила за многие годы богатый опыт. Постепенная реструктуризация предприятий обеспечила улучшение финансово-экономического положения отрасли; сегодня она охватывает свыше 330 предприятий, на которых работает 26,0 тыс.человек, выпустивших в 2007 году продукции на сумму 1,83 млрд. леев и обеспечивших около 26% экспорта страны. Основными товарами легкой промышленности являются ткани, ковры, трикотажные и швейные изделия, обувь, объем производства которых постоянно растет (приложение № 1).

6. Удельный вес легкой промышленности в промышленном секторе и в общем объеме экспорта страны имеет устойчивую тенденцию роста (см. таблицу):

(%)

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Удельный вес в промышленной продукции

5,3

5,1

4,8

6,8

7,8

7,3

7,3

Удельный вес в производственно -промышленном персонале

13,3

14,4

16,4

16,4

16,2

20,2

21,6

Удельный вес в общем объеме экспорта

21,3

21,8

24,0

27,4

26,8

26,8

26,0

Источники: 1. Статистический ежегодник Республики Молдова, 2004 г. - Кишинэу, 2004 г., стр.378, 380-381.

2. Статистический ежегодник Республики Молдова, 2007 г., - Кишинэу, 2007 г., стр.279-280, 287, 455-457.

3. Основные показатели промышленности Республики Молдова в 2007 году по видам деятельности и категориям экономических агентов – Национальное бюро статистики Республики Молдова, стр.3,6,7.

Приведенные выше данные демонстрируют, что легкая промышленность Республики Молдова приближается к месту, занимаемому этой отраслью в структуре мирового промышленного производства (5,7%).

7. Легкая промышленность является составной частью перерабатывающей промышленности и включает три раздела экономической деятельности (подотрасли), предусмотренные Классификатором видов экономической деятельности Молдовы (КЭДМ), а именно:

Код КЭДМ Подраздел экономической деятельности (подотрасль)

  1. Производство текстильных изделий (текстильная отрасль)

  2. Производство одежды; выделка и крашение меха (швейная

отрасль)

  1. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

(кожевенно-обувная отрасль).

8. Лидером в легкой промышленности является швейная отрасль, удельный вес которой в 2007 году составил 49,1% в общем объеме произведенной продукции, 60,2% от числа крупных предприятий легкой промышленности и 73,1% среднегодовой численности промышленно-производственного персонала. Кожевенно-обувная отрасль занимает третье место в структуре легкой промышленности.

9. Доля продаж отечественной продукции легкой промышленности на внутреннем рынке возросла с 3,1% в 2005 году до 21% в 2007 году. Торговля импортными товарами на неорганизованных рынках и по демпинговым ценам достигла больших пропорций, создавая нелояльную конкуренцию для продукции легкой промышленности отечественного производства. Территориально внутренний рынок крайне неоднороден – почти 2/3 всех розничных продаж осуществляется в муниципиях Кишинэу и Бэлць.

10. Легкая промышленность ориентирована преимущественно на экспорт. Эта тенденция представлена детально в разделе 2.3 настоящей Программы. Информация о развитии экспорта по группам товаров легкой промышленности, согласно Международной гармонизированной системе кодификации и описания товаров, представлена в приложении № 2 к настоящей Программе.

11. В то же время является низкой добавленная стоимость на большую часть продукции и экспортируемых услуг легкой промышленности. Большинство швейных, трикотажных, кожгалантерей-ных и обувных предприятий используют сырье, аксессуары и вспомогательные материалы, дизайн, а иногда и некоторое оборудование заказчика, работая в таможенном режиме переработки на таможенной территории (lohn).

12. Только некоторые предприятия, такие, как АО „Floare-Carpet”, АО „Moldabela” и АО «Filatura – Ungheni» – бывшее АО „Covoare-Ungheni” (ковры и ковровые изделия), АО „Piele” (кожевенные товары), АО „Flautex” (махровые изделия), производят продукцию в основном из сырья, приобретенного за счет финансовых средств предприятия и под собственной маркой.

13. В этом смысле экспорт сырья из Молдовы является отрицательным фактором. В настоящее время более 50% сырых шкур экспортируется без обработки. Одновременно производство в республике хромовых кожевенных товаров уменьшается, а импорт этих изделий растет.

14. Легкая промышленность базируется в основном на частной собственности. Существуют только два предприятия со смешанным (государственно-частным) капиталом: АО „Dar” (текстильные товары) и АО „Floare-Carpet” (ковры и ковровые изделия), в которых государству принадлежит более 50% акций.

15. Предприятия легкой промышленности со смешанным капиталом не включены в Список объектов, не подлежащих приватизации, предусмотренный Законом об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении №121-XVI от 4 мая 2007 г. Таким образом, после приватизации этих предприятий легкая промышленность будет полностью базироваться на частной собственности.

16. Как для легкой промышленности, так и для промышленного сектора в целом характерно неравномерное территориальное размещение. По состоянию на 1 января 2007 г. более половины (55%) продукции этого сектора было произведено в мун. Кишинэу и 12% - в мун.Бэлць. Вследствие этого быстро растет и заработная плата работающих на предприятиях, размещенных в этих муниципиях. В то же время в 14 районах и в автономно-территориальном образовании Гагаузия (Гагауз Ери) производится менее 1% всего объема продукции легкой промышленности.

17. Анализ показывает, что заработная плата на предприятиях легкой промышленности, расположенных в районных центрах и селах, в 1,5 -2 раза ниже, чем в больших городах. В то же время безработица в сельской местности намного выше, чем в больших городах. В результате многие крупные предприятия легкой промышленности, которые находятся в больших городах, несут расходы по оплате аренды общежитий или ежедневного проезда рабочих из сельских населенных пунктов.

2.2. Современные тенденции развития легкой промышленности

18. Темпы роста легкой промышленности в 2001-2007 годах не только постоянно возрастали, но и были намного выше, чем в промышленном секторе в целом: на каждый 1% кумулятивного роста объема промышленного производства в средних ценах в соответствующем периоде приходится 1,8 % роста продукции легкой промышленности (приложение №3).

19. Высокий потенциал роста объема продукции легкой промышленности обусловлен современными макроэкономическими и демографическими условиями, а также спецификой легкой промышленности. Одно из наиболее важных макроэкономических условий заключается в том, что под давлением конкуренции со стороны новых лидеров в данном секторе (Китай, Индия и т.д.) европейская легкая промышленность переходит к специфической организации производства: небольшие заказы с широким перечнем товаров, которые могут конкурировать с массовой продукцией, импортируемой в ЕС из этих стран. Молдова способна выполнять такие заказы по относительно низким ценам, соответствующего качества и с короткими сроками поставки. Это преимущество приобрело еще большее значение в 2007 году, когда Молдова стала соседствовать с ЕС.

20. Средние темпы роста объема экспорта легкой промышленности в 2001-2005 годах были выше, чем темпы роста объемов производства (в текущих ценах): 1,2% против 1% в среднем за 2001-2005 годы. В 2006-2007 годах положение изменилось (приложение № 4). Эта тенденция ведет к увеличению доли продукции, произведенной легкой промышленностью, на внутреннем рынке.

21. В то же время вызывает беспокойство тенденция быстрого роста импорта в Республику Молдова продукции легкой промышленности из других стран. В результате степень покрытия импорта продукции легкой промышленности экспортом этой продукции снизилась со 120,4% в 2001 году до 115,7% в 2007 году (приложение № 5).

22. Тенденция, указанная в пункте 21 настоящей Программы, объясняется множеством факторов, таких, как глобализация в экономической сфере, участие Республики Молдова в качестве члена Всемирной торговой организации (ВТО), переход предприятий швейной промышленности на производство продукции из сырья, аксессуаров и вспомогательных материалов клиента и преобладающий экспорт услуг (раскрой и шитье), а также слабой конкурентоспособностью на внутреннем рынке продукции отечественной легкой промышленности, произведенной из собственного сырья, рост благосостояния населения. В этом контексте перед предприятиями стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции с целью замещения соответствующих импортируемых товаров посредством увеличения удельного веса продукции, произведенной из собственного сырья, и развития инфраструктуры легкой промышленности.

23. В последние годы дефицит трудовых ресурсов, недостаточная подготовка кадров и их текучесть стали самыми острыми проблемами, с которыми сталкиваются предприятия легкой промышленности. Дефицит трудовых ресурсов относится как к инженерным кадрам, так и к квалифицированным рабочим и имеет четкую тенденцию роста.

24. Другим аспектом поднятой проблемы является превышение темпов роста средней заработной платы над темпами роста производительности труда. Анализ показывает, что в 2004-2006 годах увеличение на 1% среднемесячной заработной платы по легкой промышленности обеспечило рост производительности труда в среднем на 0,8% (приложение № 6). Данное соотношение влечет за собой рост стоимости произведенной продукции, особенно в швейной промышленности, которая по средней заработной плате занимает одно из первых мест в промышленном секторе в целом.

25. Для роста производительности труда необходимо осуществление технологического переоборудования предприятий. На данный момент налоговое и таможенное законодательство предусматривают освобождение от НДС и таможенной пошлины материальных активов (оборудования), у которых стоимость одной единицы превышает 3000 леев, а срок эксплуатации превышает один год, предназначенных для включения в уставный капитал, приобретение оборудования и материалов в лизинг, с оплатой в рассрочку стоимости оборудования и соответственно НДС. Важное значение для развития предпринимательства на местах имеют положения Среднесрочного прогноза расходов на 2008-2010 годы, которыми предусматривается, начиная с 1 января 2008 года возврат НДС на материальные ценности, связанные с инвестициями, для всех предприятий, за исключением предприятий муниципиев Кишинэу и Бэлць.

26. В 2001-2006 годах объем инвестиций в основной капитал в легкой промышленности имел тенденцию роста. Все больше новых предприятий создаются с участием иностранного капитала или исключительно на его основе. В результате, основным или единственным участником каждого шестого предприятия легкой промышленности (АО „Bălţeanca”, ООО „Euromarbe”, СП АО „Piele”, АО „Tricon”, ООО „Moldabela”, ООО „Zukko Collecţie”, СП ООО „Infinity Inc” и др.) является иностранный инвестор (Германия, Италия, Румыния, Австрия, Турция и др.).

27. В то же время темпы роста инвестиций в легкую промышленность были ниже, чем темпы роста объема инвестиций в промышленный сектор в целом. Инвестиции в основной капитал в кожевенно-обувной отрасли были наименьшими (приложение № 7).

28. Эта разница объясняется в большой степени тем, что в анализируемом периоде большинство инвестиций в основные фонды в легкой промышленности были осуществлены преимущественно во вновь созданные предприятия. В то же время инвестиционная пассивность предприятий легкой промышленности обусловлена небольшой прибыльностью этой отрасли, дорогими кредитами и недостаточным развитием рынка небанковского капитала.

29. Неудовлетворительный уровень производительности труда в легкой промышленности и устаревшее оборудование на большинстве предприятий, образованных до 90-х годов прошлого столетия, обусловливают необходимость внедрения современных технологий, которые, в свою очередь, нуждаются в более крупных инвестициях.

30. Важность решения проблемы по привлечению в отрасль инвестиций в рассматриваемый период еще более возрастет с учетом того, что дефицит трудовых ресурсов постоянно растет, а региональная конкурентоспособность товаров легкой промышленности по причине глобализации в экономической сфере будет основываться не на ценах (стоимости), а на качестве и оперативности выполнения заказов.

31. Деятельность предприятий отрасли регламентируется основным действующим законодательством. Вместе с тем, с целью поддержки данного сектора была изменена статья 104 Налогового кодекса и, соответственно, принято Постановление Правительства № 519 от 20 мая 2004 г. «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения перечня экономических агентов - предприятий лёгкой промышленности и видов услуг, оказываемых ими на территории Республики Молдова заявителям таможенного режима переработки на таможенной территории, облагаемых НДС по нулевой ставке, и о порядке администрирования услуг, оказываемых этими предприятиями». Расширение права на налогообложение НДС по нулевой ставке отечественных подконтрактных предприятий, которые не осуществляют самостоятельно экспорт и импорт сырья в таможенном режиме переработки на таможенной территории, придало новый импульс для образования малых и средних предприятий в легкой промышленности.

32. Число малых и средних предприятий увеличилось особенно в швейной отрасли. В результате этого с начала 2007 года предприятия с численностью работников не более 49 (как правило, малые и средние) составляли более половины (54%) общего числа предприятий легкой промышленности. Данная тенденция обусловлена многочисленными факторами, такими, как диверсификация ассортимента партий товаров и необходимость высокой гибкости производства, а также относительно низкие инвестиционные риски, средние технологические требования, упрощение процедур регистрации новых предприятий и др.

33. В последние годы (2003-2007) все вновь созданные предприятия легкой промышленности предоставляют ежегодно свыше тысячи рабочих мест. Эти предприятия размещаются чаще всего вне муниципиев Кишинэу и Бэлць (52% - в районных центрах и 48% - в селах).

34. Необходимо отметить, что плотность размещения экономических агентов отрасли на юге Молдовы самая низкая: в этом регионе размещено только каждое десятое предприятие, тогда как на севере страны - каждое пятое.

35. Вместе с тем, из всех отраслей промышленного сектора легкая промышленность стала наиболее мобильной по географическому размещению и, как результат, самой развитой на территории страны.

2.3. Анализ статистики импорта/экспорта

36. Легкая промышленность занимает второе место среди экспортирующих секторов национальной экономики, уступая первое место пищевой промышленности. Начиная с 2004 года, легкая промышленность обеспечивает более ¼ общего объема экспорта из Республики Молдова.

37. Общий объем экспорта товаров, осуществленного отечественными предприятиями в 2007 году, составил 1341,8 млн.долларов США, что на 27,6% больше по сравнению с 2006 годом.

38. Общий объем импорта, осуществленного отечественными предприятиями в 2007 году, составил 3689,9 млн.долларов США, что на 37,0 % больше по сравнению с 2006 годом.

39. Экспорт товаров легкой промышленности в 2007 году составил 345,6 млн. долларов США, что составляет 25,8 % общего объема экспорта страны, и на 22,2% больше по сравнению с 2006 годом (приложение № 4). Структура экспорта товаров легкой промышленности представлена в приложении № 5 тремя группами товаров и в 2007 году распределилась следующим образом:

текстильные материалы и изделия из них – 79,9% (276,3 млн.долларов США), на 21,0 % больше по сравнению с 2006 годом;

обувь, головные уборы, зонты и аналогичные изделия – 11,7 % (40,3 млн.долларов США), на 30,0 % больше по сравнению с 2006 годом;

сырые шкуры, кожевенные товары, меха – 8,4 % (29,1 млн.долларов США), на 23,3 % больше по сравнению с 2006 годом.

Таким образом, доминирующая позиция в экспорте принадлежит текстильным материалам и изделиям из них.

40. В 2007 году импорт товаров легкой промышленности составил 298,7 млн. долларов США, что составляет 8,1 % общего объема импорта по стране и на 20,8 % больше по сравнению с 2005 годом. Импорт товаров легкой промышленности в 2007 году имел следующую структуру:

текстильные материалы и изделия из них – 83,6 % (249,8 млн.долларов США), или на 21 % больше по сравнению с 2006 годом;

сырые шкуры, кожевенные товары, меха, кожгалантерейные изделия и т.п. – 9,2 % (27,5 млн.долларов США), или на 23,3 % больше по сравнению с 2006 годом;

обувь, головные уборы, зонты и аналогичные изделия – 7,2 % (21,4 млн.долларов США), или на 19,6 % больше по сравнению с 2006 годом.

41. Торговый баланс по товарам легкой промышленности в 1997-2007 годах был положительным. В 2007 году уровень покрытия импорта экспортом составил 115,7 %.

2.4. Иностранные инвестиции и модели бизнеса, используемые в промышленности

42. Иностранные инвестиции в легкой промышленности, несмотря на существующие льготы, не приобрели больших объемов. Льготы, предоставленные потенциальным иностранным и местным инвесторам, не обусловили значительные изменения в развитии промышленности. Не зарегистрирован ни один случай значительных инвестиций в строительство новых предприятий по европейским стандартам и с новейшим оснащением.

43. Большая часть инвестиций в легкую промышленность является незначительной и направлена, в основном, на производство с коротким циклом, как правило, в таможенном режиме переработки на таможенной территории или в режиме «lohn» (понятие, принятое в международной практике). Инвестиции, осуществленные в этот сектор, принадлежат преимущественно иностранным предприятиям в данной области, которые находятся в поиске производственных мощностей по разумным ценам. Такие инвесторы создают предприятия с иностранным капиталом, вкладывая минимальный уставный капитал, направляя инвестиции на создание условий труда и расширение бизнеса. Технологическое оборудование, в основном, временно импортируется (оборудование, использованное в других странах, где цены выросли, например, в Македонии, Польше, Румынии, Венгрии и др.), а помещения социального назначения, которые после ремонта используются для производства швейных изделий, арендуются или покупаются.

44. Модель бизнеса, широко используемая в Центральной и Восточной Европе, – это инвестиции в собственное предприятие и установление договорных отношений со многими предприятиями из Республики Молдова в качестве заявителей таможенного режима переработки на таможенной территории (называемыми подконтрактными). Импорт и экспорт осуществляются централизованно головным предприятием. Подконтрактные предприятия не несут затрат, потому что сырье и готовая продукция транспортируются иностранным предприятием. В такой модели бизнеса цена, практикуемая для всех предприятий, одинаковая, а иностранный клиент покрывает затраты (транспорт, экспорт- импорт, лекала и т.д.) основных предприятий Молдовы.

45. Другая модель, также распространенная в Молдове,  это создание предприятий с иностранным капиталом, которые не располагают собственными производственными площадями. Эти предприятия, как правило, арендуют офис, импортируют сырье и обеспечивают распределение заказов по разным предприятиям на территории страны, покрывая затраты на транспорт, обеспечивая проверку качества, оказывая помощь в организации производства и т.д. Данные предприятия являются посредниками между производителями из Молдовы и зарубежными получателями услуг (заказчиками).

46. Можно сделать вывод, что крупные иностранные предприятия сконцентрировали свои инвестиции в странах ЕС (Румынии, Польше, Венгрии), а в Республике Молдова продолжают создаваться производственные мощности с минимальными инвестициями. Такие инвестиции недолговременны, так как полностью зависят от тенденций на мировых рынках. В таких случаях иностранный клиент, вследствие изменения делового климата, может легко снять оборудование, размещенное в режиме временного ввоза, а также может оставить арендованные площади, чтобы перевести бизнес в другую страну, где стоимость минуты более привлекательна (минута – единица измерения в международной практике в швейной отрасли. 1 стандартная минута в Молдове варьирует от 0,03 евро до 0,06 евро).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия развития города алматы до 2015 года алматы, 2007 г. Содержание

    Реферат
    4. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира».
  2. Закон тульской области о программе социально-экономического развития тульской области до 2015 года

    Закон
    1) Тульской области от 28 февраля 2007 года N 801-ЗТО "О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года" (Тульские известия,
  3. Среднесрочная программа социально-экономического развития московской области до 2015 года Социально-экономическое положение Московской области

    Программа
    В связи с завершением в 2010 году действия Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года, которая являлась частью Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года,
  4. План стратегического развития Магнитогорской консерватории до 2015 года; Концепции развития Магнитогорской государственной консерватории, ее миссия, цели, задачи

    Документ
    Система обеспечения качества подготовки в МаГК(система качества) опирается на концептуальные положения и требования: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992); Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.
  5. Формирование стратегии устойчивого развития швейной промышленности российской федерации: теория и практика специа льность 08. 00.

    Автореферат
    Защита состоится 28 декабря 2010 г. в 12 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.214.03 при Самарском государственном экономическом университете

Другие похожие документы..