Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
 «Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Двинская средняя  общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы» (далее - ...полностью>>
'Документ'
Духовно-нравственное воспитание – одна из главных составляющих образовательного пространства школы. Создание условий для формирования личностной цель...полностью>>
'Документ'
1 7 1 3 11 0 8 5 Волшебная Барселона 1449 1887 1303 949 Барселона-Мадрид (на скоростных поездах) 10 8 1 09 97 773 Пленительная Каталония 0....полностью>>
'Закон'
Неупорядоченность миграционных процессов в Российской Федерации создает в числе иных известных факторов серьезную угрозу не только социально-экономич...полностью>>

Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка Душанбе-2009 Альтернативный доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Альтернативный доклад НПО о ходе выполнения Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка

Душанбе-2009

Альтернативный Доклад о ходе выполнения Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка был подготовлен ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности».

Благодарим за помощь в подготовке доклада, сборе информации и его обсуждении следующие общественные организации:

«Насли наврас»

«Дасти мадад»

«Центр по правам ребенка»

«Ампаро»

«RCVS» - «Дети беженцы и уязвимые граждане»

«Н. Мехрубон»

«Маркази Нур»

«Эхье»

«Чашмаи хает»

«Начоти кудакон»

«Лига женщин юристов»

«Саодат»

Содержание

Введение

  1. Право на здоровье и здравоохранение в аспекте недискриминации детей зараженных ВИЧ (Статьи 2, 24)

  2. Дети, лишенные семейного окружения (Статьи 20-21 КПР)

  3. Права детей с ограниченными возможностями (Статья 23 КПР)

  4. Право на образование (Статьи 28, 29 КПР)

  5. Запрет применения детского труда (Статьи 32, 34 КПР)

  6. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних (Статьи 37, 40 КПР)

Введение

Став участником Конвенции ООН о правах ребенка в 1993 году, Таджикистан взял на себя обязанность предоставлять Комитету периодические доклады о ходе реализации Конвенции. Первоначальный доклад Таджикистана был представлен Комитету в 2000 году. Параллельно докладу Правительства был подготовлен альтернативный доклад НПО.

Второй доклад Таджикистана о ходе реализации Конвенции был подготовлен в 2008 году. После ознакомления с докладом государства, НПО Таджикистана специализирующиеся в сфере прав ребенка начали разработку своего альтернативного доклада. Была создана неформальная сеть НПО по написанию альтернативного доклада, которая состояла из представителей НПО всех регионов Таджикистана. Члены неформальной сети до непосредственной работы над альтернативным докладом прошли семинары по Контрольным механизмам договорных органов ООН, а также по Стратегиям и техникам проведения мониторинга прав человека. Координация работы неформальной сети по написанию альтернативного доклада по правам ребенка велось со стороны Бюро по правам человека и соблюдению законности. Аналитическая обработка всей полученной информации по написанию доклада велась также на базе Бюро по правам человека, которая имеет многолетний опыт в написании альтернативных докладов.

В подготовке доклада были использованы материалы из местных и иностранных Интернет сайтов, печатных СМИ Таджикистана, обзоров ситуаций по правам человека в Таджикистане. Также, при подготовке доклада были использованы отчеты исследований и мониторингов, среди которых:

  1. «Ситуация с соблюдением прав человека в Таджикистане, 2007», Бюро по правам человека и соблюдению законности;

  2. «Ситуация с соблюдением прав человека в Таджикистане, 2008», Бюро по правам человека и соблюдению законности;

  3. «Исследование поведения молодежи в возрасте 15-24 лет в области ВИЧ/СПИД в Таджикистане», Центр стратегических исследований при президенте РТ, Душанбе 2007

  4. «Национальное исследование по выявлению форм стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ», Центр стратегических исследований при президенте РТ, Душанбе 2007;

  5. «The children behind our cotton», Environmental justice foundation, 2007

  6. «Соблюдение прав студентов во время хлопкоуборочной кампании», АМЮ «Ампаро», Худжанд 2007;

  7. Экспресс-анализ по детскому труду в неформальном секторе городской экономики с фокусом на детях, работающих на улице в городе Душанбе, Министерство труда и социальной защиты населения РТ, Научно-исследовательский институт труда и социальной защиты населения, Душанбе 2005;

  8. «Оценка детского труда и принудительный труд школьников Носири Хусравского района Хатлонской области», Представительство ОО «Молодежь 21 века», Хатлонская область 2007 год;

  9. «Экспресс-оценка детского труда в городах Таджикистана (Душанбе и Курган-тюбе)», МОТ-ИПЕК, НИЦ «Шарк», Душанбе 2006;
  10. «Соблюдение прав ребенка в детских домах, школах-интернатах и других специализированных учреждениях для детей в Республике Таджикистан», Бюро по правам человека и соблюдению законности, Душанбе, 2006;

  11. «Эффективность институциональной и законодательной основы для обеспечения прав лиц, находящихся под опекой и попечительством», Неправительственная организация «Право и благоденствие», Душанбе 2005;

  12. «Применение законодательства в сфере опеки и попечительства (выявление нарушений прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)», Неправительственная организация «Право и благоденствие», Душанбе 2006;

  13. «Дети с ограниченными возможностями в Таджикистане», Отчет о ситуационном анализе, ЮНИСЕФ, 2006;

  14. «Доступ к образованию детей с ограниченными возможностями в Хатлонской области», Представительство Республиканской общественной организации «Молодежь 21 века» в Носири Хусравском районе, Региональное общественное объединение «Джавонони Джануб», Хатлон—2007;

  15. «Соблюдение права на доступ к образованию детей с ограниченными возможностями в Согдийской области», АМЮ «Ампаро», Бюро по правам человека и соблюдению законности (Худжанд), Общественная организация «Пайванди шахрванд» (Канибадам),

  16. Худжанд 2007;

  17. «Соблюдение права на доступ к образованию детей с ограниченными возможностями в Горно-бадахшанской автономной области», ОО «Маркази Нур», ОО «Эхьё», Хорог-2009;

  18. «Соблюдение прав ребенка в деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних (КДН) в Республике Таджикистан», Бюро по правам человека и соблюдению законности, Душанбе-2009;

  19. «Правонарушения детей и эффективность ювенальной юстиции в Таджикистане», Save the children, 2007.

  20. Национальный доклад о ходе выполнения декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИД специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 2007

  21. “Monitoring school dropouts”, overview and country reports, OSI, 2007.

  22. «Образовательные нужды работающих детей», отчетный доклад по результатам исследования, проведенного в городе Душанбе в 2006 году», ОО «Насли Наврас», Душанбе – 2007

  23. «Права ребенка в Таджикистане», ОО «Насли Наврас», ОО «Саодат» г. Худжанд, МПА «Мехрубон» г. Хорог и Лига женщин юристов, Душанбе – 2009

Альтернативный доклад содержит информацию в отношении наиболее актуальных проблем в сфере прав ребенка, признаваемых Конвенцией по правам ребенка. Доклад содержит главы по следующим статьям Конвенции: 2, 20, 21, 23, 24, 28, 29, 32, 34, 37, 40. Выбор описываемых статей не случаен, представители НПО делали выборку проблем, которые впоследствии были отражены в докладе. По причине ограниченности человеческих ресурсов и времени, к сожалению, мы не смогли охватить остальные статьи. Главы доклада содержат информацию о правоприменительной практике и законодательстве Таджикистана в отношении соответствующих прав, закрепленных в Конвенции. Каждая глава завершается блоком рекомендаций, выполнение которых, по нашему мнению, могло бы способствовать улучшению ситуации с правами ребенка в Таджикистане.

Пользуясь случаем, мы бы хотели поддержать предпринятые шаги Правительства направленные на защиту прав ребенка. В частности, необходимо отметить такие положительные изменения как:

  • Профессия социального работника признана правительством Таджикистана и размещена в сектор социальной защиты

  • Был создан отдел по социальной защите семьи и детей в структуре министерства труда и социальной защиты

  • В Таджикском национальном университете создана кафедра, направленная на организацию обучения социальной работы. Обучение профессии социального работника начали 20 студентов

  • Начался процесс деинституционализации детей, находящихся в государственных учреждениях

  • Были разработаны и внедрены проекты альтернатив ювенальной юстиции.

Были приняты следующие Правительственные программы:

  • Национальный план действий по защите прав и интересов ребенка на 2003-2010 годы

  • Национальная концепция молодежной политики в республике Таджикистан

  • Государственная концепция реформирования системы начального-профессионального образования и обучения в республике Таджикистан.

По итогам рассмотрения первоначального доклада Таджикистана по правам ребенка со стороны Комитета по правам ребенка были разработаны рекомендации по улучшению ситуации.

В своих заключительных замечаниях Комитет выразил обеспокоенность тем, что многие дети после рождения не регистрируются, и рекомендовал Таджикистану приложить более активные усилия с целью обеспечения бесплатной и своевременной регистрацией всех новорожденных. В ответ на рекомендации Комитета был принят Национальный План действий по защите прав и интересов ребенка на 2003-2010 гг. (далее План действий)1, в котором были предусмотрены меры по обеспечению своевременного и полного охвата детей регистрацией в системе здравоохранения и ЗАГСа. Данная деятельность должна была начать реализацию с 2005 по 2010 гг.

По данным ЮНИСЕФ, Таджикистан занимает 57-е место по уровню детской смертности2. Свыше 2,2 тыс. случаев смерти новорожденных и детей до 1 года было зарегистрировано в Таджикистане за 9 месяцев 2008 г. За этот же период 2007 г. было зарегистрировано 1 тыс. 969 случаев смерти новорожденных. Число смертей среди детей в возрасте от 1 до 5 лет в 2008 г. составило 647, в 2007 г. - 577 фактов. Представители медицины на местах зачастую предоставляют заниженные цифры детской смертности, боясь потерять рабочее место. Кроме этого, многие женщины рожают детей дома, и малыши остаются незарегистрированными, вследствие чего вести статистику становится сложно. По данным Государственного статистического комитета Таджикистана, более 40% новорожденных детей не регистрируются в органах ЗАГС в установленные сроки. В Семейном кодексе РТ установлены сроки: для регистрации родившихся - в течение первого месяца жизни, для умерших - в течение трёх дней. Однако эти сроки гражданами Таджикистана часто не соблюдаются, что, в свою очередь, приводит к проблемам с официальной статистикой. Только примерно 55% новорождённых детей родители регистрируют в ЗАГС в установленные сроки. Ещё примерно 20% детей регистрируют в течение первого года жизни. Примерно 20-25% детей (около 55 тыс.) родители регистрируют в более поздние сроки. Одной из причин такой регистрации детей является несвоевременная регистрация браков в органах ЗАГС, так называемые «отложенные браки», которые регистрируются после обряда никох (Исламский обряд бракосочетания), когда у семьи порой рождается второй и даже третий ребёнок или не регистрируются совсем (в случае, когда брак заключается со второй женой)3.

Комитет в своих заключительных замечаниях также выразил обеспокоенность распространенностью жестокого обращения с детьми и призвал Таджикистан к запрещению всех форм физического и психического насилия.

Исследование «Возможности системы по выявлению, регистрации и информированию и случаях насилия в отношении детей»4, которое проводилось с 2006 по 2007 гг. показало, что:

  • в Таджикистане нет единого нормативного акта, направленного на защиту прав и интересов детей;

  • не существует прямого запрещения на применение телесных наказаний в образовательных и других специализированных учреждениях для детей;

  • не существует единого органа по защите прав и интересов ребенка. В силу этого различные государственные органы (здравоохранения, образования, внутренних дел, юстиции и социального обеспечения) занимаются различными аспектами защиты прав и интересов детей;

  • национальное законодательство не содержит положений о конкретных направлениях деятельности различных государственных органов по обеспечению защиты прав и интересов детей, о принципах взаимодействия этих органов, об обязанностях по выявлению, регистрации и информированию по вопросам насилия в отношении детей;

  • в большинстве случаев учреждения образования и здравоохранения официально не регистрируют случаи насилия;

  • правоохранительные органы (органы прокуратуры, внутренних дел и юстиции) в основном производят официальную регистрацию случаев насилия в отношении детей в силу их должностных полномочий.

Самыми распространенными видами насилия являются:

  • пренебрежение образованием;

  • убийство;

  • устные оскорбления;

  • тяжелый труд в условиях, опасных для жизни и здоровья;

  • избиение ребенка;

  • изнасилование;

  • телесные наказания, как дисциплинарный метод.

В общем можно заключить, что представители государственных органов слабо знакомы с положениями, регулирующими насилие в отношении детей в стране. Они слабо представляют такие виды насилия как психологическое насилие, пренебрежение, трудовая эксплуатация и др. Также чувствуется недостаток соответствующих знаний о нормах правовой системы, регулирующей выявление, регистрацию и реагирование на случаи насилия в отношении детей5.

Со стороны Комитета также была выражена озабоченность ростом торговли детьми, а также отсутствием эффективного, всеобъемлющего и комплексного подхода, позволяющего предотвращать эти явления и бороться с ними.

Актуальной проблемой является торговля своими детьми со стороны матерей. К такому поступку женщин толкают финансовые проблемы, а также боязнь иметь внебрачных детей, которые в силу традиций и менталитета являются для женщин позором. Из-за страха быть опозоренными перед родными, знакомыми и соседями, женщины прибегают к абортам или пытаются избавиться от своих младенцев сразу же после родов. Таким образом, они тайно продают детей бездетным семьям или оставляют их у дверей приюта.

В ноябре 2008 г. в Согдийской области была оказана помощь 48 детям, подвергшимся насилию и трудовой эксплуатации. Это были, в основном дети, которые остались без ухода родителей, уехавших на заработки. Дети были размещены в детском кризисном центре в Худжанде, который был создан по инициативе МОМ и межведомственной комиссии РТ по борьбе с торговлей людьми. Часть детей находилась в трудовой эксплуатации на территории Согдийской области. Дети постарше или взрослые заставляли их работать на себя, они занимались попрошайничеством, мытьем машин, перевозкой грузов на рынках. Все заработанные деньги у них отнимали, дети подвергались побоям. Эти факты были вскрыты в ходе работы органов милиции, сотрудников отделов образований, которые и направили пострадавших в центр. В центре дети прошли психологическую реабилитацию, а у кого не было документов, тем помогли восстановить их.

Данные о характерных особенностях и пределах детского трафика внутри и за пределами Таджикистана очень скудные. Следовательно, отсутствует четкая картина сложившейся ситуации по детскому трафику. Отсутствует систематический анализ реагирования соответствующих государственных органов и НПО на случаи детского трафика.

В Таджикистане не собирались систематические данные по жертвам детского трафика, в результате оказалось, что отсутствуют ежегодные цифры по статистике детского трафика и соотношению между жертвами трафика среди детей и жертвами трафика среди взрослого населения, или же о тенденциях (динамике распространения, развитии) детского трафика6.

Комитет также выразил обеспокоенность по другим вопросам прав ребенка, ход реализации которых будет отражена в отдельных частях данного доклада.

Мы надеемся, что представленный доклад внесет свой вклад в улучшение ситуации с правами ребенка в Республике Таджикистан.

1. Право на здоровье и здравоохранение в аспекте недискриминации детей зараженных ВИЧ (Статьи 2, 24)

Статья 2

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 24

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:

a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;

b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

3. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

4. Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Отмечается ограничение доступа к качественным медицинским услугам для растущего числа детей в республике. Это связано как с отсутствием медицинских учреждений в некоторых отдаленных местностях, так и в связи с нехваткой медицинских кадров и ограничением доступа (отдаленность, отсутствие общественного транспорта, связи) к существующим учреждениям здравоохранения.

Проблема ВИЧ/СПИД на сегодняшний день в Таджикистане не стоит остро, однако начинает вызывать опасения. По официальным данным, на 1 сентября 2008 года количество носителей ВИЧ в стране достигло 1231 человек, в том числе 989 мужчин и 242 женщин, включая 28 беременных7

Источники UNAIDS утверждают, что реальное количество больных в Таджикистане достигает 10 тысяч человек8. Из общего количества 1,6 % составляют дети до 14 лет9.

Отношение к ВИЧ инфицированным во многом зависит от уровня знаний населения о путях передачи данной болезни. В настоящий момент в республике наблюдается слабая работа заинтересованных ведомств, которая привела к негативному отношению к людям зараженных ВИЧ/СПИД. Отсутствие информации в данной области в обществе, приводит к ущемлению прав и свобод людей имеющих ВИЧ/СПИД, а большинство опрошенных чувствуют откровенную неприязнь к ВИЧ инфицированным10. Население высказывается за то, чтобы изолировать ВИЧ-инфицированных людей от общества и создать для них отдельные места проживания.

По мнению некоторых юристов, проблема стигмы и дискриминации не является значительной в Таджикистане и принятие специального закона «О противодействии ВИЧ/СПИДу» является лишним, что в свою очередь указывает на не осведомленность некоторых юристов о данной проблеме.

Наиболее дискриминации и стигме со стороны общества подвержены ВИЧ-инфицированные дети. Более того, дискриминации подвержены также и здоровые дети, родители которых являются носителями ВИЧ.

Инфицирование детей ВИЧ-инфекцией в основном, обуславливается гендерными стереотипами и подчиненным положением женщин, которые не позволяют женщинам получать необходимую информацию по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.

В 2007 году впервые в Таджикистане было проведено исследование по выявлению дискриминации в отношении ВИЧ инфицированных. Как показали результаты исследования, большой процент людей считают, что ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать занятия в обычных школах со здоровыми детьми. К сожалению, так считают сами учителя, сотрудники правоохранительных органов, работники сферы услуг, а также представители средств массовой информации. Досадным является тот факт, что некоторые учителя, которые так относятся к детям, проходили курсы по преподаванию профилактики ВИЧ/СПИДа в школах, а большинство из них ведут занятия по данной тематике. В большинстве случаев, люди считают, что ВИЧ-инфицированным детям лучше получать отдельное образование, в частности в специализированных лечебно-образовательных учреждениях.

Большинство родителей здоровых детей не хотят, чтобы их дети общались с ВИЧ-инфицированными детьми, боясь того, что дети заразятся ВИЧ-инфекцией. Некоторые дети сами не хотят общаться со своими одноклассниками, если узнают, что те заражены ВИЧ.

Помимо дискриминации в сфере образования, существуют проявления дискриминации и в сфере здравоохранения. Как отмечают ВИЧ-инфицированные, в медицинских учреждениях к ним относятся брезгливо, иногда отказывают в медицинской помощи. Так, в 2007 году молодой ВИЧ-позитивной роженице было отказано в оказании медицинской помощи из-за ее статуса ВИЧ-положительной.

Наблюдаются случаи дискриминации и в сфере медицинского обслуживания. Как показали исследования, не все работники медицинских учреждений готовы оказать медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным больным.

Информирование о путях передачи ВИЧ

Исследования показывают, что молодежь в возрасте от 15 до 24 лет имеет лишь общую информацию о существовании ВИЧ/СПИД, при этом сельская молодежь меньше информирована о существовании данной болезни. Телевидение, является основным источником информации о ВИЧ/СПИД, но если учесть, что в течение более шести месяцев, особенно в сельской местности существует лимитированная подача электроэнергии, то доступ большой части молодежи к данному источнику ограничен11.

Одной из главных причин низкого уровня знаний молодежи о предотвращении ВИЧ/СПИД в республике, является низкий охват программами по профилактике и лечению ВИЧ инфекции среди населения12.

Рекомендации

  • Необходимо повысить эффективность программ, направленных на повышение информированности населения по проблемам ВИЧ через их регулярное проведение, включение адресной и конкретной информации по путям передачи и профилактике ВИЧ

  • Проводить широкомасштабное информирование о путях передачи ВИЧ в общеобразовательных школах с тем, чтобы дети относились к ВИЧ-инфицированным детям без стигмы

  • При внедрении программ, направленных на подготовку кадров по проблемам ВИЧ/СПИДа включать как один из важных компонентов вопросы преодоления стигмы и дискриминации

  • При профессиональной подготовке медицинских работников включать вопросы ВИЧ/СПИДа с акцентом на преодоление стигмы и дискриминации

  • Проводить мониторинг за соблюдением прав человека в области ВИЧ/СПИДа

  • Расширить участие НПО в планировании, внедрении и мониторинге программ по профилактике, лечению, уходу и поддержке по ВИЧ/СПИДу



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Благодарим Национальный Фонд в Поддержку Демократии (ned) за финансовую поддержку данной публикации Мнения, отраженные в данном доклад

    Доклад
    Судебная реформа является одним из стратегических направлений развития правовой системы государства, цель которой - становление в Таджикистане самостоятельной судебной власти.
  2. Концепция перехода республики таджикистан к устойчивому развитию содержание

    Документ
    Кроме того, ограниченность электро-, газо- и теплоснабжения и их сезонное сокращения, рост цен на энергоносители, высокий уровень энергетических потерь усугубляетя проблемы производственного сектора, привело к формированию сезонности
  3. Мнения, отраженные в данном докладе не обязательно отражают точку зрения ned

    Доклад
    Правительство Таджикистана предпринимает определенные усилия для улучшения ситуации в сфере соблюдения права человека в стране. Таджикистан является членом семи основных международных договоров в области прав человека.
  4. Россотрудничество министерство образования республики таджикистан академия образования таджикистана

    Документ
    Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира: материалы международной конференции/ Сост. и ред.
  5. Наследование в международном частном праве

    Автореферат
    Научный руководитель: Заслуженный юрист Республики Таджикистан, Заслуженный деятель науки и техники РТ, доктор юридических наук, профессор Менглиев Шомурат

Другие похожие документы..