Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Исторические этапы развития системы социальной защиты в России. Этап формирования и реализации идеи государственного призрения. Этап совершенствовани...полностью>>
'Методические указания'
Для специальности: Техническая эксплуатация подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (на железнодорожном тран...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Историческая география России: Учебно-методическое пособие для студентов Института истории и международных отношений. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,...полностью>>
'Документ'
Родинне виховання — одна з найважливіших і найменш дослі­джених сторінок в історії всесвітньої й вітчизняної педагогіки. Таке явище цілком закономірн...полностью>>

Психология как наука о душе ведет свое начало с глубокой древности. Что есть душа? Что она по отношению к телу? Каковы ее свойства

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СИМВОЛЫ МОЗГА И СЕРДЦА В НАУЧНОМ

И ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ

Беркович Максим Леонидович

Институт психоанализа (Москва)

Психология как наука о душе ведет свое начало с глубокой древности. Что есть душа? Что она по отношению к телу? Каковы ее свойства? Проблема ставится и решается очень неоднозначно. К данному моменту существует конкретный и достаточно определенный спектр подходов к психофизической проблеме, которая так или иначе задевает вышеперечистенные вопросы.

“ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ (проблема психофизиологическая) – чрезвычайно сложна, и до сих пор нет ее окончательного и общепринятого решения. Формально она может быть выражена вопросом: как соотносятся физиологические и психические процессы? В широком смысле это – вопрос о месте психического в природе; в узком – проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае ее правильнее называть психофизиологической.

Предполагалось два основных варианта решения, получивших названия принципа взаимодействия психофизического и принципа параллелизма психофизического. Однако оба они наталкиваются на существенные трудности.

Особую остроту проблема психофизическая приобрела в XYII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из коей Декарт предпринял попытку объяснить поведения живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Гоббс и Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить проблему психофизическую они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов (эпифеноменализм). Спиноза, полагая, что протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинно атрибуты бесконечной субстанции – природы. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представление о психике как уникальной сущности, выдвинул идею параллелизма психофизического, согласно коей душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление из согласованности между собой – подобно паре часов, что всегда показывают одно время, хотя идут независимо. Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Гартли и других натуралистов.

Философские воззрения характеризуются широтой постановки проблемы и индивидуальностью решений. Для нас особенно интересна точка зрения философов, пытавшихся объяснить психофизическую проблему в широком смысле как связь души и тела и как связь мозга и сердца в частном случае.

Постановка и решение психофизической проблемы древнегреческими философами.

Гиппократ и его школа на заре физиологического понимания природы человека и клинической медицины впервые обратились к проблеме связи мозга и психики. В своем учении Гиппократ вполне убедительно для того времени показал материальное происхождение человека, показал, что рассматривать человека нужно не только с его физической телесной стороны, но и со стороны его психического склада. Уже в те далекие времена Гиппократ понимал, что психическая деятельность человека связана с мозгом. “Полезно также знать людям, что не из иного места возникают в нас удовольствия, радости, смех и шутки, как именно отсюда (от мозга), откуда также и происходит печаль, тоска, скорбь и плач. И этой именно частью мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное…” (Гиппократ, с. 49-50)

Демокрит придерживался материалистической парадигмы, основываясь на предположении, что душа состоит из атомов, также как и тело: «Будто один за другим расположены – атом телесный. С атомом духа – и так, чередуясь, связуют все члены». (Демокрит, с.84).

Лактанций спорил с материалистической точкой зрения Демокрита. Он говорил об его учении: “Но допустим, что суставы и кости, и нервы, и кровь могут образоваться путем соединения атомов. Ну а чувства, мысль, память, разум, талант – из соединения каких семян их можно образовать?” (с.85).

Как и большинство философов античности, Платон считал, что мышление присуще духу, но основано на ощущении и проявляет себя через тело: “Чем мы мыслим – кровью, воздухом или огнем? Или же ни тем, ни другим и ни третьим, а это наш мозг вызывает чувство слуха, и зрения, и обоняния, а из них возникают память и представления, когда они приобретут устойчивость, возникает знание?” (Платон, с. 55). “ …Если бы кто говорил, что без костей, сухожилий и всего прочего, чем я владею, - я бы не мог делать то, что считаю нужным, он говорил бы верно. Но утверждать, будто они причина всему, что я делаю, в данном случае повинуюсь Уму …было бы крайне необдуманно” (с. 28).

Аристотель в трактате “О душе” задается вопросом: может ли ум “будучи сам не отделенным от тела, мыслить что-либо как отделенное или не может”. То есть ум связан с телом и именно посредством органов чувств: “…каждое подвижное тело без ощущения не будет иметь души”.

Знаменитый Гален в образном диалоге приводит полемику разума и чувств. Говорит разум (мысль): “Только считают, что существует цвет, только считают, что существует сладкое, только считают, что существует горькое, в действительности же – атомы и пустота”. На это отвечают ему чувства: “Жалкая мысль! От нас ты взяла (все), на что ты опираешься, и нас же ниспровергаешь? Ниспровергая нас, ты падаешь сама”.

Постановка проблемы философами в XYII- ХХ вв.

Хотя еще Гиппократ доказал, что мышление является функцией мозга, философы все же задавались вопросом, в какой мере ум связан с органами тела. Декарт установил некоторую связь мышления и мозга, но при этом отметил, что ум, в отличие от механических, рефлекторных действий, типа дыхания, пищеварения и биения сердца, “совершается при участии духа”. “ …Когда я исследую природу тела, я не нахожу в ней решительно ничего, что напоминало бы о мышлении… так и я не считаю, что доказал более того, что необходимо, показав, что ум может существовать без тела, или же чрезмерно мало, сказав, что ум объединен с телом субстанциально… Однако, я вовсе не отрицаю, что эта тесная связь ума с телом, которую мы постоянно испытываем под воздействием наших чувств, является причиной, по которой мы распознаем реальное отличие… как в наших телах, так и в телах животных не могут совершаться никакие движения без наличия всех органов тела, или орудий, с помощью которых те же движения могут быть воспроизведены даже в машине; таким образом, и нас самих ум не управляет непосредственно нашими внешними членами, но лишь направляет жизненные духи, истекающие от сердца через мозг к нашим мышцам, и побуждает их к определенным движениям” (Декарт, с. 179-180).

Джон Локк: “Наблюдение над детьми с очевидностью показывают, что нет других идей, кроме идей, кроме идей, получаемых из ощущения или рефлексии. Я не вижу поэтому оснований верить, что душа мыслит прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления. По мере того как идеи умножают и удерживаются, душа посредством упражнения развивает в различных направлениях свою способность мышления, точно так же как впоследствии сочетанием этих идей и рефлексий о своей деятельности она увеличивает свой запас, равно как и развивает легкость запоминания, воображения, рассуждения и других способов мышления (Локк, с. 166).

Франсуа Мари Вольтер о душе и теле: “Дабы раскрыть или, точнее, поискать хотя бы слабое понятие того, что обычно именуют душой, нужно, прежде всего, насколько это возможно, познать наше тело, слывущее оболочкой этой души, коей она управляет. Именно медицине подобает знать человеческое тело, ибо она над ним постоянно работает… (Вольтер, с. 539).

Следует придерживаться вполне достоверного опыта всех людей во все времена. Опыт этот говорит нам: мы передвигаемся при помощи наших ног и ощущаем всем своим телом; мы видим глазами, слышим ушами, а мыслим – головой. Так пожелал вечный Творец всех вещей. (Вольтер, с.541).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель: “Тело представляет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать раздельными. Душа без тела не была бы чем-то живым, так же и наоборот. Таким образом, наличное бытие понятия есть его тело, послушное, подобно душе, которая его создала… ” (Гегель, с. 59, 85,106).

Бенедикт Спиноза: “Сущность души состоит в познании... Душа познает себя лишь постольку, поскольку она воспринимает идеи состояний тела. (Спиноза, с.589)

Готфрид Вильгельм Лейбниц: “Но, скажут мне, каким же образом материя может влиять на душу, или на существо, способное к восприятию, а душа в свою очередь на материю? Ибо мы убеждаемся на собственном примере, что нередко тело подчиняется велениям души, а душа внимет действиям тела, и все же мы не находим между ними никакого взаимодействия… Душа изначально создана господствовать над телами и ее стремление сопровождается отчетливыми восприятиями, которые заставляют ее выбирать подходящие средства, когда она чего-либо захочет. Но, с другой стороны, она и подчинена изначально телу в той мере, в какой она склонна к смутным восприятиям. Ибо мы знаем по опыту, что все вещи склонны к изменению: тело – под действием движущей силы, а душа – вследствие стремления, которое влечет ее к отчетливым или смутным восприятиям, в зависимости от степени ее совершенства. И вовсе не следует поражаться этому исконному согласию душ и тел, потому что все тела устроены по предначертаниям вселенского духа, а все души являются по существу отражениями, или живыми зеркалами, вселенной в меру возможностей каждой души и в зависимости от ее точки зрения и, значит, так же вечны, как и сам мир. Бог как бы создает столько вариантов мира, сколько в мире есть душ, или творит как бы уменьшенные копии мира, на вид разные, а по существу сходные. Нет ничего богаче этой единообразной простоты с ее совершенным порядком. Следовательно, и о каждой отдельной душе можно судить, сколь совершенно она приспособлена к этому порядку, постольку, поскольку она выражает некоторым образом весь мир и является как бы средоточием мира; подтверждением этому служит и то, что каждое тело, в том числе наше, в какой-то мере испытывает влияние всех прочих, а значит, и душа принимает в этом участие” (Лейбниц, с. 392-393).

Рудольф Штайнер, несмотря на медицинское образование, был противником чистого объективизма в познании. Он дополнял физиологические функции органов (в данном случае мозга и сердца) функциями духовными: “Мозг – есть телесное орудие мышления. Только человек с нормальными глазами может видеть цвета, так и соответственно построенный мозг служит ему для мышления. Все тело человека построено так, что в органе духа, в мозгу, оно находит свой венец. Лишь тогда можно постичь строение человеческого мозга, если рассматривать его в отношении к его задаче, состоящей в том, чтобы быть орудием мыслящего духа. Это показывает нам сравнительный обзор животного царства. У амфибий головной мозг еще мал сравнительно со спинным мозгом; у млекопитающих он сравнительно больше; у человека он наибольший по отношению ко всему остальному телу… Человеческое тело обладает строением, соответствующим мышлению. Те же вещества и силы, что находятся в человеческом теле в таком сочетании, что через это сочетание может проявляться мышление” (Штайнер, с. 85)

“…Другие органы, как, например, сердце и соседние с ним образования, находятся в известном отношении в начале своего развития. Они только в будущем вполне развернут то, что теперь заложено в них в зачаточном состоянии. Духовно-научное понимание этих вещей видит в сердце и в его отношении к так называемому кровообращению нечто совсем иное, чем современная физиология, которая в этом отношении находится в полной зависимости от механически-материалистических представлений…Сердце является здесь причиною движения крови. Духовно-научное познание показывает нечто совсем другое. Для него вся пульсация крови, вся ее внутренняя подвижность есть выражение и действие душевных процессов. …Все, что происходит в крови, есть только выражение того, что происходит в душевной жизни. Но только эта связь между пульсацией крови и импульсами души очень глубока и таинственна” (Штайнер, с. 313-314).

Символы мозга и, в особенности, сердца часто встречаются в мифологии народов мира. В легендах и мифах древности сердце предстает символом жизни, мудрости, иррационального познания. «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (Третья книга Царств 3:12). «Сердце мудреца, как зеркало, должно отражать все предметы, не искажая их» (Конфуций). У древних египтян считалось, что сердце – вместилище разума, а мозг – только помощник сердца. Культ сердца трансформировался в различные ритуалы, одним из которых было гадание на сердцах умерших у древних шумеров. Сердце – место пребывания души человека.

Мозг, голова символически означает интеллект, рациональное познание. Мозг – альтернативное вместилище души. Чаще всего в мифах фигурирует отсеченная голова. В ряде легенд отсеченная голова сохраняет способность мыслить. Из головы скандинавского бога Мимира родился верховный бог Один. Древние кельты верили, что в отделенной от туловища голове может сохраниться жизнь. Как и сердце, отсеченная голова – атрибут некоторых святых, например, св. Альбана, св. Дионисия и других. В средневековом искусстве голова – духовная жизнь, высший промысел. Головы мифических трехголовых чудовищ (Гекаты, Цербера, Триглава) символизировали три жизненных ипостаси: небо, землю и ад. Головы врагов, наряду с сердцами у многих древних народов представлялись хранилищами мудрости, знания, силы, поэтому был нередок обычай отсекать головы и вырезать сердца убитых врагов, а затем прятать или съедать их.

Цель нашего исследования состояла в изучении вариантов самоотчета в виде проективной техники экстенсивного характера (рисунок на заданную тему): «мой мозг и сердце».

Предлагалась следующая инструкция: «Нарисуйте рисунок на тему: «мой мозг и сердце». Вверху листа – мозг, под ним – сердце (однако, не обязательно такое расположение). Напишите, чем они обычно заняты. Между ними обозначьте род связи, их взаимное влияние». Допускалась некоторая свобода выполнения рисунка. Словесную интерпретацию темы испытуемый обычно давал в письменной форме на лицевой или обратной стороне рисунка.

В эксперименте приняли участие 100 испытуемых, студентов психологического и биологического факультетов МГУ в возрасте от 17 до 42 лет.

Все полученные протоколы были классифицированы. Основанием для классификации служили варианты связи мозга и сердца и их взаимного влияния. Почти половина испытуемых уравняли мозг и сердце по своему весовому влиянию друг на друга, 35 % - отдали мозгу главенствующую роль, только 10 % считали влияние сердца доминирующим. На данный момент трудно определить, что стоит за полученными результатами, возможно для них имеется определенная телесная организация.

По характеру связи были выделены четыре группы. В первую вошли испытуемые, обозначившие связь как энергетический или информационный поток от сердца к мозгу и наоборот. Во второй группе связь обозначали как активную борьбу разума и чувств (мозга и сердца). Для третьей группы связь имела характер сотрудничества. Большинство протоколов отнесено к четвертой группе, где связь между мозгом и сердцем выражалась в поочередном доминировании то одного, то другого. Она изображалась как энергетический или информационный поток от сердца к мозгу и наоборот.

Примеры пояснений.

Сердце в большей степени влияет на мозг: “Я живу и думаю сердцем. Думаю, что информация поступает в мозг, но сразу же пропускается через сердце”. “Между мозгом и сердцем есть связь. Сердце в большей степени влияет на мозг, чем мозг на сердце. Хотя мозг иногда может заставить, заглушить сердце”.

Мозг в большей степени влияет на сердце. Пример: “Что над чем стоит и управляет – не знаю, в определенной ситуации по разному. Но в большей степени, я так думаю, мозг”. “Мозг и сердце связаны, они почти одно целое. Мозг держит сердце под контролем, так как мозг сильнее и мудрее”.

Мозг и сердце взаимодействуют и влияют друг на друга в равной степени. Пример пояснений: “Пытаюсь не быть во власти чего-то одного (сердца или мозга), прислушиваюсь к их мнению. Пытаюсь найти компромисс”.

По характеру связи мы выделили четыре группы.

В первую вошли испытуемые, обозначившие связь как энергетический или информационный поток от сердца к мозгу и наоборот. Примеры трактовок: “Мозг принимает информацию, но потом передает в сердце, а сердце либо соглашается принять, либо нет”. “Сердце питает мозг ощущением”. “Душа, которая живет в сердце, и разум, который живет в мозгу, равноценно обмениваются информацией”.

Во второй группе связь обозначили как активную борьбу разума и чувств (мозга и сердца). “Вечная борьба разума и чувств – это и есть я”. “Конфликт”. “Чаще хочется делать то, что подсказывает сердце. Но мозг заставляет сделать по-другому, у мозга это часто не получается”.

Для третьей группы связь имела характер сотрудничества. Примеры: “Мозги шевелятся, а сердце знай себе стучит”. “У меня мозг и сердце – это партнеры, готовые пойти на компромисс. Они автономны, самодостаточны, опытны. Их сотрудничество эффективно, так как лидера нет”.

Большинство протоколов отнесено к четвертой группе, где связь между мозгом и сердцем – отношения или взаимодействие, выражающееся в очередном доминировании то одного, то другого. “Мои мысли тесно переплетаются с моими чувствами, которые обитают в сердце”. “Мозг и сердце взаимодействуют. Иногда происходит спор между сердцем и мозгом”. “В некоторых ситуациях верх берут чувства, а иногда разум. В общем можно сказать, что мозг и сердце находятся в балансе, т. е. в зависимости от ситуации проявляют себя”.

Варианты трактовки:

Р.О., 19 лет.

Мозг – это мысль чисто практического характера. Практика, тонкий расчет и скептицизм пытаются подавить порывы сердца и защищаются от прилива чувств. В разное время перевес то на одной, то на другой стороне. Это привычные представления о мозге. Я считаю, то мозг – это поле для деятельности самых разных человеческих качеств. Это как наш мир. Разные народы живут своей жизнью, но при этом их судьбы взаимосвязаны – это судьба человечества, вся и все влияет друг на друга. Так и наш мозг – источник различных чувств, которые развиваются и смешиваются (как некие национальности), рождают новые чувства и мысли. Разум и чувства в одном флаконе, вот что такое мозг. А по поводу сердца, спасибо большое, что не дает погибнуть мозгу и работает.

С.Н., 24 года.

Мозг как библиотека, в которой хранятся как книги воспоминания о людях хороших, плохих, близких; о запахе, воздухе, погоде, природе; о делах и числах, о минутах, о секундах, встречах, расставаниях, об обидах, радостях, о счастье, так же хранятся знания из книг, символы того или иного времени. В зависимости от ситуации книги большие или маленькие, в твердой или мягкой обложке, многие книги покрыты пылью, многие совсем новые. Какие-то книги я вытаскиваю из памяти часто, какие-то редко, но все они стоят на своих местах, никогда не путаются. И стоит только захотеть, можно вспомнить почти все. Так же в библиотеке висят портреты. Это самые близкие мои люди, те портреты, что не совсем видны, это люди, бывшие когда-то близкими и оставившие свой след в моей жизни. На самом деле – это только часть библиотеки. Что касается символов, то они не стали книжками, потому что их невозможно описать, рассказать.

Я.Ю., 34 года.

Мозг характеризуется у меня решением проблем, воспоминаниями, реализацией идей и планов, оценкой действий, готовностью к действиям, контролем над ситуацией. Сердце – чувства, переживания, различные сигналы в мозг, доброта. Из этого можно сделать следующие выводы: я являюсь так называемым промежуточным типом, то есть в некоторых ситуациях верх берут чувства, а иногда разум. В общем можно сказать, что мозг и сердце находятся в балансе, в зависимости от ситуации проявляют себя.

А.Ю., 25 лет.

Основной тенденцией в определении свойств мозга и сердца, мне кажется, стало противопоставление рационального и чувственного. Причем лично для меня – это механизм, аналитическая машина. Сердце – это отражение души, ее порывов. Про себя могу сказать, что и в жизни я чаще руководствуюсь велениями сердца, а не здравого смысла. Это часто бывает ошибочно, но это, что неотъемлемо от меня. Поэтому я и изобразила взаимодействие между мозгом и сердцем как “вечное противодействие”, “борьба”.

Д. Е., 20 лет.

В моем рисунке существует взаимосвязь между мозгом и сердцем, так как все зависит от обстоятельств. Когда нужно – вперед выступает мозг, а сердце следует за ним и наоборот. Можно сказать, что это переходный тип между рациональным и чувственным. Сердце сопереживающее. Голова – это доминанта, все учитывается. Анализ, взвешенность. Голова усмиряет тело, анализирует бессознательное, внутренние потоки. Голова должна все свои страсти согласовывать с требованиями общества. Примеряет на себя все болезни. Постоянный контакт с обществом.

П.С., 28 лет.

Я долго думала, прежде чем нарисовать рисунок. Мозг же контролирует сердце, контролирует эмоции, которые порой хотят вырваться из сердца. Но контроль моего мозга очень часто позволяет ему лишнее, о чем также размышляет, думает, познает. Но познание мозга контролируется сердцем: я не могу познавать, не чувствуя. Для меня, например, во время чтения даже научной литературы, важно прочувствовать позицию автора – только тогда она будет мне понятна.

Лонгитюдное исследование.

Цель: проверить устойчивость трактовок.

Лонгитюдное исследование показало относительное постоянство выполнения и трактовки рисунков. Различия обычно представлялись как смена занимающей проблемы или эмоционального состояния. Анализ был проведен самими испытуемыми.

“В двух моих рисунках нет различия. Как в первом, так и во втором случае думаю, что мозг получает грубую информацию из внешнего мира, потом обрабатывает ее и дает решение. Тогда только переработанная информация попадает в сердце. В сердце эта информация эмоционально окрашивается, а уж только потом применяется. Связь есть, но у сердца более важная роль”.

“В моем первом рисунке связь между разумом и чувствами была прерывистой. В основном рациональность подавляла чувственность, но это вовсе не означает, что человек стал бесчувственным. Возможно, это предположение, свидетельствующее о наличии каких-либо проблем (сессия). И все мысли только об этом.

Во втором рисунке картина не изменилась. Мозг главенствует над сердцем. Связь осталась прерывистой. В данный момент человека заботит его дом, друзья, родные. Но не любовь, нежность, открытость миру. Эта схожесть в рисунках свидетельствует о том, что человек напряжен, но это помогает ему живо реагировать на происходящее. Возможно, это связано с эмоциональной замкнутостью”.

“На первом рисунке связь между мозгом и сердцем – односторонняя. Сердце помогает мозгу, но мозг не осуществляет никакой связи с сердцем. На втором рисунке связь между сердцем и мозгом осуществляется уже в двух направлениях, они взаимодействуют. Но на первом рисунке сердце наполнено положительными, позитивными понятиями (надежда, любовь, жажда новых впечатлений, родные, друзья), на втором рисунке содержание почти противоположное (ожидание, усталость, семья, надежда). Содержание же мозга осталось практически неизменным, на втором рисунке добавился лишь один пункт (сдать сессию), что видимо, можно объяснить совпадением времени проведения эксперимента и сессии”.

Обсуждение результатов эмпирического исследования

В ходе исследования обозначились основные варианты представлений о мозге и сердце в обыденном сознании. Справедливости ради, стоит отметить, что в качестве испытуемых были студенты биологического факультета МГУ, которые легко понимали инструкцию и продуцировали варианты ответов.

Все полученные протоколы были классифицированы. Основанием для классификации служили варианты связи мозга и сердца и их взаимного влияния. Почти половина испытуемых уравняли мозг и сердце по своему весовому влиянию друг на друга, 35 % - отдали мозгу главенствующую роль, только 10 % считали влияние сердца доминирующим. На данный момент трудно определить, что стоит за полученными результатами, возможно для них имеется определенная телесная организация.

По характеру связи были выделены четыре группы. В первую вошли испытуемые, обозначившие связь как энергетический или информационный поток от сердца к мозгу и наоборот. Во второй группе связь обозначали как активную борьбу разума и чувств (мозга и сердца). Для третьей группы связь имела характер сотрудничества. Большинство протоколов отнесено к четвертой группе, где связь между мозгом и сердцем – отношения или взаимодействие, выражающееся в очередном доминировании то одного, то другого. энергетический или информационный поток от сердца к мозгу и наоборот. Во второй группе связь обозначали как активную борьбу разума и чувств (мозга и сердца). Для третьей группы связь имела характер сотрудничества.

Выводы

  • Обыденные и научные представления о связи мозга и сердца в основе своей совпадают

  • Мифологические аналоги трактовок адекватно и полно раскрывают спектр научных и обыденных вариантов представлений о мозге и сердце

  • Методика “Мой мозг и сердце” является адекватной для изучения субъективных представлений о мозге и сердце

  • Классификацию вариантов взаимовлияний сердца и мозга можно описать следующим образом: 1) влияют друг на друга в равной мере; б) доминирует мозг; в) доминирует сердце.

  • По характеру связи выделяются следующие варианты: а) отношения или взаимодействие, выражающееся в очередном доминировании то одного, то другого; б) энергетический или информационный поток от сердца к мозгу и наоборот; в) активная борьба разума и чувств (мозга и сердца); г) сотрудничество.

Библиография

  1. Абрамова Г.С. Психология в медицине. М., 1998.

  2. Виц Б.Б. Демокрит. – М.: Мысль, 1979.

  3. Владислав Копалинский. Словарь символов. Калининград: ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2002.

  4. Вольтер. Философские сочинения. М., 1989.

  5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

  6. И. С. Гусев. Гиппократ. Донецк: АО “Издательство Донеччина”, 1995.

  7. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психической деятельности. М.: 1984.

  8. Карл Кёнинг. Человек и земля. Калуга: “Духовное познание”, 2001.

  9. Ланге Н.Н. Психологический мир. Москва – Воронеж, 1996.

  10. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т.3, М., 1984.

  11. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т.1, М., 1985.

  12. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970.

  13. Мозг и разум. Под ред. Дубровский Д.И. М., 1994.

  14. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. Москва – Воронеж. 2000.

  15. Орлов В.В. Психофизиологическая проблема. Философский очерк. Пермь, 1966.

  16. Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. Воронеж, 1996.

  17. Рене Декарт. Сочинения. М.: “Мысль”, 1994.

  18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М.: 1957.

  19. Рудольф Штайнер. Сочинения. Пенза: “Каталог”, 1991.

  20. Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: 1982.

  21. Спиноза Б. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.

  22. Теофраст. Парадоксы души. М., 1998.

  23. Тузов Н.В. Философия теории Единой идеи. М.: 1994.

  24. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. /Авт.-сост. В. Андреева и др. – М.: ООО “Издательство Астрель”: МИФ: ООО “Издательство АСТ”, 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. * книга роза мира и ее место в истории глава роза мира и ее ближайшие задачи

    Книга
    Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы - люди и не люди - укрывали ее во время обысков.
  2. Билет 1 психология как наука

    Документ
    Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных зна­ний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.
  3. Ташкентский государственный юридический инстит; центр по пропаганде правового просвещения

    Книга
    Обновление и демократическое преобразование нашего щества, достижение в нем гражданского мира, согласия, об ственного спокойствия, благополучия, мы все чаще сзязыв с правом, с правовым государством, с правосудием, с праз, человека.
  4. Ярошевский Михаил Григорьевич (р. 1915) российский психолог, историк науки, методолог и философ

    Документ
    Ярошевский Михаил Григорьевич (р. 1915) - российский психолог, историк науки, методолог и философ. Доктор психологических наук (1961), профессор (1961), академик Академии педагогических и социальных наук (1996), действительный член
  5. Психология любовных отношений

    Книга
    Книга известного российского психолога и философа Андрея Зберовского посвящена рассмотрению тех наиболее частых причин любовных и семейных ссор, которые обычно либо плохо осмысливаются самим ссорящимися, либо настолько окружены разного

Другие похожие документы..