Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Существенной методологической особенностью системы управления издержками в рамках CVP-анализа является использование зависимости величины издержек от...полностью>>
'Документ'
Організація внутрішкільного контролю - один з найскладніших видів діяльності керівника ОУ, що вимагає глибокого усвідомлення місії та ролі цієї функц...полностью>>
'Документ'
1. Предмет языкознания. Частное и общее, диахроническое и синхроническое языкоз-еЯзыкознание - наука, изучающая языки. Это наука о естественном челов...полностью>>
'Документ'
ОАО «Таттелеком» крупнейший оператор проводной связи на территории Республики Татарстан, объявляет результаты деятельности за I полугодие 2008 года в...полностью>>

Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Государственный университет Высшая школа экономики (наименование вуза)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»

Государственный университет – Высшая школа экономики

(наименование вуза)

Программа дисциплины

Мировая агропродовольственная система

Москва

2004

Программа дисциплины «Мировая агропродовольственная система» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Авторы:

Серова Е.В. профессор ГУ-ВШЭ, доктор экономических наук,

Звягинцев Д.В., ст. преподаватель ГУ-ВШЭ, магистр экономики

Рецензенты: __________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)

  1. Организационно-методический раздел

Курс рассчитан на студентов экономического факультета, как правило, прослуживших курс лекций по основам аграрной экономики, и специализирующихся на экономке агропродовольственного сектора, а также для студентов, интересующихся мировой экономикой и международными отношениями.

Задачей курса является ознакомление студентов с основными тенденциями развития агропродовольственного сектора в мире, его значением для экономического роста и глоболизации с целью более полного понимания роли российского АПК в мировом процессе. Курс нацелен не только для расширения кругозора слушателей, но и для подготовки специалистов, способных самостоятельно анализировать тенденции мировой конъюнктуры, ее влияние на российский АПК, оценивать потребность участия страны, хозяйствующих субъектов в АПК в международных агропродовольственных организациях.

Курс основывается на знаниях студентов по экономической теории )микроэкономики, организации отраслевых рынков, институциональной экономики, экономики общественного сектора) и представляет сводные знания по разным аспектам мировой агропродовольственной системы, начиная от основных тенденций мирового сельского хозяйства и кончая описанием системы международных агропродовольственных организаций. Кроме того, курс дает представление о месте России в этом разделении труда, ее участии в международных организациях, последствиях для отечественного АПК при вступления России в ВТО.

В настоящее время в России не читается подобный курс, в стране остро не хватает специалистов, способных представлять Россию в международных аграрных и продовольственных организациях, отстаивать интересы страны в переговорах по агропродовольственным вопросам, разрабатывать внутреннюю агропродовольственную политику с учетом международных норм и мировых тенденций. В то же время страна вступает в ВТО, в ОЭСР, дискутируется возможность вступления в ФАО ООН, многие союзы производителей в АПК уже членствуют или намереваются принять участие в международных союзах и ассоциациях. Все это требует специалистов, ориентирующихся в мировой агропродовольственной системе.

  1. Содержание курса

Занятия проводятся в виде семинарских занятий по комбинированной схеме – лекция преподавателя и выступления студентов по заранее подготовленным темам по рекомендованной литературе и источниками информации в Интернете по мировому агропродовольственному сектору.

Кроме того, частью процесса обучения будут тематические встречи со студентами представителей международных аграрных организаций и российских представителей в этих организациях, аграрных атташе иностранных государств, аккредитованных в Москве, российских аграрных атташе, аккредитованных в зарубежных странах, участников переговорного процесса по вступлению России в ВТО по аграрному соглашению и т.д.

Курс состоит из 4 основных блоков:

Тема 1. Мировое сельское хозяйство

  1. Основные тенденции развития мировой агропродовольственной системы

Рост производства, индустриализация сектора, рост покупных ресурсов;

Закон Энгеля и снижение доли сектора в ВВП и в занятости;

Снижение доходов от сельскохозяйственной деятельности, падение цен и как результат рост несельскохозяйственных доходов; Долгосрочная фермерская проблема;

Понятие многофункциональности сельского хозяйства; Позитивные и негативные эффекты сельского хозяйства;

Глобализация в агропродовольственной системе: содержание и проблемы;

Продовольственная безопасность;

Проблема мирового голода и недоедания;

Безопасность агропродовольственных товаров.

  1. Динамика аграрной политики в мире

Эволюция мирового аграрного протекционизма;

Формирование аграрного соглашения ВТО, Уругвайский раунд ГАТТ;

Проблемы дальнейшей либерализации; Договоренности по аграрной политике в Доха.

  1. Основные типы организации аграрного производства в мире (семейное фермерское, латифундистско-минифундистское, патриархально-крестьянское, плантационное, коллективное), тенденции их развития, секторальная и территориальная распространенность этих форм.

Тема 2. Мировая агропродовольственная торговля

  1. Основные тенденции мировой агропродовольственной торговли (общая динамика, динамика по регионам, по продуктам)

  2. Основные международные соглашения в сфере агропродовольственной торговли

Соглашения по сельскому хозяйству, по фитосанитарным мерам Уругвайского раунда ГАТТ; три составляющие соглашения, агрегированная мера поддержки, три корзины мер;

Codex Alimentarius.

Тема 3. Система международных аграрных и продовольственных организаций

  1. Международные неаграрные организации с аграрными подразделениями (Мировой банк, ОЭСР, Международный кооперативный альянс)

  2. Международные аграрные и продовольственные организации (ФАО, Международная продовольственная Программа ООН, Комиссия по Codex Alimentarius ООН и некоторые др.)

  3. Отраслевые союзы (Союз производителей удобрений, Международная молочная федерация, Международное мясное общество и т.д.)

  4. Профессиональные союзы (Международная ассоциация аграрных экономистов, Европейская ассоциация аграрных экономистов, Международная ассоциация менеджеров агробизнеса)

  5. Международные исследовательские институты и ассоциации (IFPRI, GFAR и др.)

Тема 4. Место России в мировой системе агропродовольственного производства

  1. Доля России в производстве, потреблении и торговле основными агропродовольственными товарами, сравнительные преимущества России на мировых агропродовольственных рынках,

б. Последствия для российского АПК вступления страны в ВТО

  1. Примерная тематика дискуссий студентов на семинарах

Тема 1.

Социальные и экономические последствия относительного сокращения аграрного сектора

Аграрный протекционизм и продовольственная безопасность: в какой мере связаны эти понятия.

Многофункциональность сельского хозяйства: причина ли для протекционизма?

Положительные и отрицательные эффекты глобализации в агропродовольственной сфере: дилемма для агропродовольственной политики.

Тема 2.

Перспективы либерализации агропродовольственной политике в мире: политико-экономические, социально-экономические аспекты

Перспективы решения проблемы развивающихся стран в контексте либерализации агропродовольственной торговли.

Тема 3.

Перспективы вступления России в ФАО с точки зрения руководства этой организации и с точки зрения правительства России

Основные тенденции развития мировой агропродовольственной системы с позиций Мирового банка, ФАО, ОЭСР

Тема 4.

Условия присоединения России к Соглашению по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ с позиций США, ЕС, Кернской группы и правительства России

Последствиях присоединения России к Соглашению по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ с позиций российских производителей зерна, мяса и сахара

Последствия присоединения России к Соглашению по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ с позиций российских сельхозпроизводителей и потребителей.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование

тем

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(часов)

Самостоятельная работа

в том числе

Семинары

Дискуссия с приглашенным лектором

Мировое сельское хозяйство

10

6

2

2

Мировая агропродовольственная торговля

8

4

2

2

Система международных аграрных и продовольственных организаций

6

2

2

2

Место России в мировой системе агропродовольственного производства

8

4

2

2

ИТОГО:

32

16

8

8

IV. Форма итогового контроля

Итоговым контролем является устный зачет с учетом работы во время занятий.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Для преподавания курса готовится курс лекций, а также дайджест на русском и английском языке. Также будет подготовлен сокращенная карта сайтов в Интернете, позволяющая получать информацию о мировой агропродовольственной системе

  1. Рекомендуемая литература (основная)

Е.Серова, Д. Звягинцев. Мировая агропродовольственная система. Учебное пособие. 2004.

Е.Серова. Аграрная экономика. Учебное пособие. ВШЭ. 1999.

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Е.Серова, Д. Звягинцев. Мировая агропродовольственная система. Ридер. 2004.

Е.Серова, Д. Звягинцев. Мировая агропродовольственная система. Карта Интернет-сайтов. 2004.

Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период. Мировой банк, 1993

Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. ОЭСР, 1998

Н.Карлова et al. Агропродовольственная политика и международная торговля: российский аспект. М.: ИЭПП. 2001.

International Agricultural Development. Edited by Carl Eicher and John Staatz. The John Hopkins University Press, Baltimore and London, third edition, 1998.

D.Gale Johnson. World Agriculture in Disarray. Second Edition, Macmillan, Trade Policy and Research Centre, London. 1991 365 pp.

Mundlak Y., Donald Larson, Al Crego. 1998. Agricultural development: evidence, issues, and consequences. In Contemporary economic Issues, vol. 2, Labor, Food and poverty. Ed. Yair Mundlack. London: Macmillan; New York; St.Martin’s Press

Bruce Gardner Economic Growth and low incomes in agriculture. Presidential address, AAEA, Florida 2000.

Mundlak Y., Donald Larson, Rita Butzer. 1999. The determinants of agricultural production: a cross country analysis.” Policy Research working Paper 1827, World Bank, Washington, D.C.

Joachim von Braun Is globalization taking a pause? Implications for international agriculture and food security policy.// Quaterly Journal of International Agriculture, Vol.41 (2002), No.3, Bonn, Germany 187-190 pp.

A.Swinbank CAP reform and the WTO: compatibility and developments. // European review of Agricultural economics, Vol. 26 (3) 1999, 389-407 pp.

N.Alexandratos, T.Aldington, H.de Haen Agriculture in Europe and in the developing countries: interactions mainly through trade. // European review of Agricultural economics, Vol.21, 1994 529-548 pp

Reardon T., Barrett C. 2000 Agroindustrialization, globalization, and international development: an overview of issues, patterns, and determinants. Agricultural economics, 23. 195-205.

Woolcock M., Narayan D. 2000 Social capital: implications for development theory, research, and policy. World Bank Research Observer. 15(2), 225-49.

А. Чаянов. Организация крестьянского хозяйства. Москва, Центральное Товарищество, Кооперативное издательство, 1925.

Теодор Шанин Понятие крестьянства. Великий незнакомец : крестьяне и фермеры в современном мире. Сост. Т.Шанин Москва, «Прогресс», «Прогресс - Академия», 1992

Witold-Roger Poganietz Russian agri-food sector between well-performing macroeconomic environment and institutional obstacles. // Quaterly Journal of International Agriculture 40 (2001), No.2, 131-148 pp

Serova E.V., Joahim von Braun, P.Wehrheim The impact of financial crisis on Russia’s agro-food sector. // European review of Agricultural economics Vol.26, 1999, 349-371 pp/

Serova E.V. The impact of privatization and farm restructuring on the Russian agriculture, in Institute for the Economy in Transition – Analytical Centre of Agrifood Policy, USAID (eds.) 1999 : Farm profitability, sustainability, and restructuring in Russia, Moscow 4-35 pp.

Zvi Lerman A decade of land reform and farm restructuring : what Russia can learn from the world experience. // Quaterly Journal of International Agriculture Vol. 40, 2001, No.1: 5-28 pp.

T.Josling, S.Tangermann Implemental of the WTO Agreement on agriculture and developments for the next round of negotiations. // European review of agricultural economics, Vol.26 (3), 1999, 371-388 pp

Агропродовольственная политика и международная торговля: российский аспект. АПЭ, ИЭПП, Научные труды 37Р, Москва 2001. Н. Карлова, И.Кобута, М.Прокопьев, Е.Серова, И.Храмова, О.Шик



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (4)

    Программа
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  2. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (5)

    Программа
    Программа дисциплины «Экономическая история» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  3. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (7)

    Программа
    Программа дисциплины «Модели человека в структуре экономической мысли» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра)
  4. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (6)

    Программа
    Программа дисциплины «Новейшие течения современной экономической теории» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра) по циклу «Общие
  5. Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Новосибирский государственный университет

    Программа
    Программа дисциплины «Экономическая социология» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и

Другие похожие документы..