Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь: определить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и пр...полностью>>
'Публичный отчет'
Территориальное развитие России за последние пять лет характеризовалось отчетливой позитивной динамикой всех основных социально-экономических парамет...полностью>>
'Документ'
Мы свято чтим память героев, отстоявших в тяжёлые периоды отечественной истории независимость и территориальную целостность Родины. В наши дни на прим...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «25» декабря 2009 г. в 1300 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.100.08 Кубанского государственного технологического ун...полностью>>

Методическое обеспечение для группы гвз-11 на 2 семестр 2011-2012 учебного года

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Брянский филиал

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

Направление подготовки 081100.62 – Государственное и муниципальное управление

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЛЯ ГРУППЫ ГВЗ-11

на 2 семестр 2011-2012 учебного года

(09.04.2012г.-28.04.2012г.)

Брянск 2011г.

Согласовано

начальник учебно-

методического отдела

И.Г. Рыженкова

__________________

Предметный план

на 2 семестр 2011/2012 учебного года

группы ГВЗ-11

Дисциплина

Форма

контроля

Преподаватель

Теория управления

экзамен

Фещенко В.В.,

канд. соц. наук, доцент кафедры

Иностранный язык в профессиональной сфере

экзамен

Усова Д. А., преподаватель (А)

Дзубан Е.С., преподаватель (Н)

Введение в государственное и муниципальное управление

зачет

Фещенко В.В.,

канд. соц. наук, доцент кафедры

Логика

зачет

Рыженкова И.Г., канд. культурологии, доцент кафедры

Акмеология и психология профессиональной деятельности

зачет

Коновалова М.Н.,

преподаватель

Планирование карьеры

зачет

Ермачков Д.А.,

преподаватель

Теория организации

зачет

Еремин А.В.,

канд. с-х. наук,

доцент кафедры

Системы управления базами данных

зачет

Тарасова Ж.В.,

преподаватель

Национальные федеративные отношения

зачет

Рябцовский Г.В.,

ст. преподаватель

Демография

курсовая работа

по выбору

Верхутина М.В.

канд. полит. наук,

доцент кафедры

Экономическая теория

курсовая работа по выбору

Журавков И.А.,

канд. экон. наук,

доцент кафедры

История государственного управления

курсовая работа по выбору

Крижановская Г.Н.,

канд. ист. наук,

доцент кафедры

Информационные технологии в управлении

курсовая работа по выбору

Лозбинев Ф.Ю.,

доктор техн. наук,

профессор кафедры

Кол-во контрольных работ – 0

Кол-во лабораторных работ-0

Кол-во рефератов – 0

Кол-во курсовых работ (проектов) – 1

Кол-во экзаменов – 2

Кол-во зачетов –7

Специалист учебно-методического отдела Т.В. Хорошева

Дисциплина «Акмеология и психология профессиональной деятельности»

Вопросы к зачету

  1. Предмет психологии и его трактовки в истории психологии

  2. Психика: основные феномены и характеристики

  3. Проблемы психологии познавательной деятельности

  4. Макрохарактеристики человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность

  5. Личность: основные определения и структурное строение

  6. Теории личностного развития

  7. Индивидуальные особенности личности

  8. Возрастное развитие и жизненный путь. Понятие возрастной периодизации

  9. Возрастные кризисы и новообразования личности

  10. Социальная психология в системе наук об обществе и человеке

  11. Психология больших социальных групп и общностей

  12. Психология малой группы

  13. Коллектив как социально-психологическая общность

  14. Стихийные формы поведения. Психология толпы

  15. Предмет акмеологии и её методология

  16. Этапы становления акмеологии как интегративной науки

  17. Психология и акмеология: общее и особенное

  18. Феномен «АКМЕ» и его основные характеристики

  19. Методы акмеологических исследований

  20. Понятие профессионализма и его основные характеристики

  21. Акмеологические инварианты профессионализма

  22. Развитие профессиональной компетентности и её специальных видов

  23. Индивидуальная профессионализация

  24. Особенности акмеологических закономерностей и специфика законов акмеологии

  25. Профессиограмма и акмеограмма как средства развития профессионала

  26. Прикладные направления акмеологии. Модель успешного специалиста в разных областях прикладной акмеологии

  27. Роль общения и межличностных отношений в личностно-профессиональном развитии

  28. Рефлексивная культура как акмеологический феномен

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

основная

1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: Че-Ро; Юрайт, 2000. – 336 с.

4. Психология. Учебник для вузов / Под. ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2007. – 752 с.

5. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.

дополнительная

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль,1991.

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.

4. Акмеологическое исследование потенциала, резервов и ресурсов человека / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 338 с.

5. Акмеология. Учебник / Под ред. А.А. Деркача.- М.: Изд-во РАГС, 2004. – 650 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

7. Андреева Г.М. Методы исследования межличностного восприятия. – М.: МГУ, 1984. – 141 с.

8. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

9. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. – М.: Бестпринт, 2005. – 197 с.

10. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

11. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с.

12. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992. – Т. 1.

13. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006.

14. Гусева А.С., Козлов В.В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. – М., 1996.

15. Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. – М., 1998.

16. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.

17. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. - М.: Изд-во РАГС, 2000. – 392 с.

18. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. - М.: Изд-во РАГС, 2000. – 536 с.

19. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Марков В.Н., Толочек В.Л. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 121 с.

20. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2000. – 125 с.

21. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. Уч. пос. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 96 с.

22. Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма специалиста кадровой службы (федеральных и региональных органов исполнительной власти): учебно-методической пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 25 с.

23. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. – М.: РАГС, 1998. – 250 с.

24. Деркач А.А., Сотникова Н.В. Акмеологические законы и закономерности в интегративной системе развития профессионализма кадров управления. – М.: МААН, 2005. – 42 с.

25. Духовность и рефлексивность в становлении професиионала: Материалы международного научно-практического семинара: Москва, 17-20 июня 1997 года / Под ред. Н.А. Коваль, И.Н. Семёнова. – М.-Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 1997. – 82 с.

26. Зазыкин В.Г. Психологическое воздействие в деловом общении: конспект лекций / Под ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 1998. – 74 с.

27. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: «Академический проект», 2004.

28. Игры – обучение, тренинг, досуг: сборник сценариев / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1998. – 544 с.

29. Кабаченко Т.С. Психология управления. Ч. 1.Управленческая деятельность. – М., 1996.

30. Клацки Р. Память человека. – М., 1978.

31. Климов Е.А. Основы психологии / Учебник. - М., 2000. – 295 с.

32. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

33. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учебное пособие.- М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2003. – 320 с.

34. Ковшуро О.Д., Семёнов И.Н. Исследование рефлексивности самореализации личности в сфере государственной службы. Монография. – Брянск-Орёл: Издательство ОРАГС, 2005. – 240 с.

35. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005. – 992 с.

36. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... - М.: Дело, 1998. – 400 с.

37. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 158 с.

38. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 318 с.

39. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология. Ч. 1. – М., 1992.

40. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.

41. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995.

42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004.

43. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1978.

44. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - №6. – 1995.

45. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. – 308 с.

46. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996.

47. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.

48. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. – М., 1984.

49. Основы общей и прикладной акмеологии. – М.: Изд-во РАГС, 1995. – С. 206-311.

50. Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии, педагогики социального развития и профессионального образования / Отв. редакторы-составители член-корреспондент АПНС, к.полит.н. Т.С. Болховитина, академик АПНС, д.психол.н. , проф. И.Н. Семёнов. – М.-Брянск: БФ ОРАГС, ИРПТ и ГО МАГО, 2001. – 258 с.

51. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПерСэ, 2005.

52. Психологический тренинг: серия из 17 брошюр / Под науч. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 720 с.

53. Психология развития: Учебник для студентов высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марциновской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

54. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб., 1997.

55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – Т. 1.

56. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

57. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

58. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М., 1995.

59. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 600 с.

60. Социально-психологические исследования межнациональных отношений. Сб. научных трудов / Под ред. Шихарева П.Н. – М., 1993.

61. Социальное управление: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 438 с.

62. Толочек В.А. Современная психология труда. Учебник. – СПб.: Питер, 2006.

63. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». – М., 1990.

64. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М., 1997.

65. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб.: Речь, 2005.

66. Яблокова Е.А. Психология коллектива и личность. – М., 1977.

электронные ресурсы

1. Вопросы психологии -

2. Психология.ру - .

3. Психологический журнал - /08.shtml

4. Психологический словарь - .

Дисциплина «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ»

Вопросы к зачету

  1. Системы с базами данных. Понятие СУБД. Достоинства и недостатки. Функции СУБД. Компоненты СУБД. Архитектура многопользовательской СУБД.

  2. Распределение обязанностей в системах с базами данных. Типология пользователей систем с базами данных. Администрирование базы данных.

  3. Понятие модели данных. Моделирование данных и концептуальное моделирование.

  4. Объектно-ориентированные и смешанные модели данных.

  5. К какому классу относится СУБД Access?

  6. База данных. Типы баз данных. Основные понятия и определения.

  7. Системы управления базами данных, их назначение.

  8. Реляционные базы данных, их отличительные особенности.

  9. Порядок разработки базы данных Access. Нормализация.

  10. Объекты базы данных Access, их определения и назначение.

  11. Свойства полей таблицы базы данных Access.

  12. Типы данных в СУБД Access.

  13. Структурированный язык запросов SQL. Общая характеристика.

  14. Структурированный язык запросов SQL. Запросы, ориентированные на выборку данных.

  15. Запросы SQL на объединение данных из нескольких таблиц. Обновляемые и не обновляемые наборы данных.

  16. Каковы особенности реляционной модели данных?

  17. Как создать новую базу данных в Access?

  18. Как добавить новый объект в существующую базу данных?

  19. Какие способы создания таблиц вы знаете? В каких случаях следует использовать каждый из них?

  20. Какие типы полей допустимы в Access? Каковы особенности работы с полями каждого из этих типов?

  21. Какие способы создания полей подстановки Вы знаете? В каком случае следует использовать каждый их них?

  22. Какие преимущества дает использование полей подстановки?

  23. Какие ограничения накладываются на имена полей?

  24. Что называется ключом таблицы? Какие разновидности ключей вы знаете?

  25. Какими способами можно создать ключ?

  26. Является ли наличие ключа в Access обязательным?

  27. В каких случаях задание ключа является обязательным?

  28. Какими специфическими особенностями обладает поле типа «счетчик»?

  29. Какие свойства полей Вы знаете? Приведите примеры их использования.

  30. Как можно изменить структуру существующей таблицы?

  31. Как можно задать объединение таблиц? Какие способы объединения Вы знаете? Как можно изменить тип объединения?

  32. Что такое «ограничения целостности»?

  33. В чем важность задания ограничения целостности?

  34. Что такое «ограничение целостности связи» и как они могут задаваться в Access?

  35. Какие способы задания ограничения целостности в Access Вы знаете?

  36. Каким образом можно создавать запросы на языке QBE в Access?

  37. Какие еще языки запросов можно использовать в Access?

  38. Что может служить источником данных для запроса?

  39. Какие разновидности запросов Вы знаете?

  40. Какие запросы называются «сложными»?

  41. Как задаются условия «И» и «ИЛИ» в запросах?

  42. В чем особенности выполнения запросов на связанных таблицах?

  43. Что собой представляют перекрестные запросы? Как и для чего они создаются?

  44. Что собой представляют параметрические запросы? Как и для чего они создаются?

  45. Как вводятся в запрос вычисляемые поля? Как можно получать итоговые значения в запросах? Какие разновидности корректирующих запросов Вы знаете? Как их задавать?

  46. Что значит «открыть запрос»? Что происходит при открытии корректирующего запроса?

  47. Как можно сохранить запрос? Для чего это делается?

  48. Как можно сохранить результат выполнения запроса? Для чего это делается? Как можно задать диапазон в условии запроса?

  49. Как задается состав полей выводимых в ответ? Как можно упорядочить данные в ответе?

  50. Как влияет тип объединения таблиц на результат выполнения запроса? Какие разновидности экранных форм вы знаете?

  51. Каково назначение экранных форм?

  52. В каких режимах можно работать с экранной формой? Каково назначение каждого из этих режимов? Какими способами можно создавать экранную форму?

  53. Как можно включать поля таблицы/запроса в форму при создании формы с помощью «Мастера»? Как можно включать поля таблицы/запроса при работе в режиме конструктора?

  54. Как можно скорректировать ранее созданную электронную форму?

  55. Какие элементы управления могут быть использованы в экранной форме? Какими способами можно создать эти элементы?

  56. Каким образом можно менять размещение элементов на экране?

  57. Как можно менять размер элемента управления?

  58. Чем отличается элемент типа «Список» от «Поле со списком»?

  59. Как создается каждый из этих элементов?

  60. В каком случае, какой из этих типов элементов надо использовать?

  61. Какие преимущества дает использование элемент типа «Список» от «Поле со списком» при вводе данных в БД?

  62. Как можно преобразовывать один тип элемента в другой? Какие преобразования допустимы, а какие - нет?

  63. Какие разновидности многостраничных форм можно создавать в Access? Как можно создавать многостраничные формы?

  64. Что такое «многотабличные» формы? Какие разновидности многотабличных форм можно создавать в Access? Как можно создавать многотабличные формы?

  65. Что может являться источником данных для экранной формы?

  66. Каковы особенности использования запроса со «*» в качестве источника для формы?

  67. Как можно включить в отчет исчисляемое поле?

  68. Как можно включить в отчет рисунок?

  69. Как можно запретить корректировку таблицы при ее просмотре с помощью формы

  70. Как можно создать форму для ввода данных?

  71. К каким последствиям может привести корректировка таблиц, на которых базируется форма?

  72. Какие меры нужно применять для устранения этих последствий?

  73. Каково назначение отчетов? Каким способом могут создаваться новые отчеты в Access?

  74. Какие разновидности отчетов вы знаете? Какие области выделяются в отчете?

  75. Каково назначение этих областей? 5. Как можно открыть и закрыть ту или иную область? Как вводятся в отчеты вычисляемые поля?

  76. Что может являться источником данных для отчетов? Что такое «параметрический отчет»? Как его можно создать?

  77. Как можно скорректировать существующий отчет? В каких режимах можно работать с отчетом? Каково назначение каждого из этих режимов?

  78. Как можно включать поля таблицы/запроса в форму при создании отчета с помощью «Мастера»? Как можно включать поля таблицы/запроса в отчет при работе в режиме конструктора?

  79. Какие элементы управления могут быть использованы в отчете форме?

  80. Какими способами можно создать эти элементы? Каким образом можно менять размещение элементов в отчете?

  81. Как можно менять размер элемента управления? Каковы особенности использования отчета, в качестве источника для которого используется запрос со «*»?

  82. Как можно включить в отчет рисунок? К каким последствиям может привезти корректировка таблиц, на которых базируется отчет?

  83. Какие меры нужно применять для устранения этих последствий?

  84. Как можно задавать группировку данных в отчете?

  85. Сколько уровней группировки позволяет создать Access в отчете?

  86. Как можно сортировать данные в отчете?

  87. Как можно разлиновать строки в многострочной части документа?

  88. Как можно обеспечить нумерацию строк в отчете?

  89. Что такое сложные отчеты и как их можно создавать?

  90. Как можно осуществлять слияние БД с документами Word?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

основная

  1. Н. Н. Гринченко, Е. В. Гусев, Н. П. Макаров , Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access, Горячая Линия - Телеком 2004.

  2. Бекаревич, Ю.Самоучитель Microsoft Access 2003/ БХВ-Петербург. 2004-738с.

  3. Microsoft Office Access 2003. Шаг за шагом. СПЭКОМ. 2007.

.дополнительная

  1. Кэн Блюттман Access. Трюки / Питер. 2006 – 336с.

  2. Т. В. Тимошок Microsoft Access 2003. Самоучитель / Диалектика 2004- 464 с

  3. Степанов, В. Microsoft Access 2003 для начинающих /Аквариум-Принт, Дом печати – Вятка. 2006 – 128 с.

  4. Джон Кауфельд , Microsoft Office Access 2003 для "чайников": Пер. с англ. — М. : 2006. — 320 стр. с ил., Издательство «Диалектика».

  5. Лори Ульрих Фуллер, Кен Кук, Джон Кауфельд , Microsoft Office Access 2007 для "чайников": Пер. с англ. — М. : 2007. — 384 стр. с ил., Издательство «Диалектика».

Дисциплина «НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Семинарское занятие на тему:

«Актуальные проблемы реформирования федеративных отношений в РФ»

План

  1. Конституционные основы российского федерализма. Регулирование предметов ведения РФ и ее субъектов.

  2. Региональная политика в РФ: основные приоритеты, механизм реализации.

  3. Роль бюджетного федерализма в становлении федеративных отношений в России.

  4. Федеративная ответственность в системе федеративных отношений.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

  2. Указ Президента № 803 от 3.06. 1996 г. "Основные положения региональной политики в РФ".

  3. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1998 г.

  4. Постановление правительства 2001 г. "Концепция развития межбюджетных отношений в РФ".

  5. Бюджетный кодекс.

  6. Налоговый кодекс.

  7. Актуальные проблемы национальных и федеративных отношений в РФ. Сб. ст. М.: РАГС. Изданы в 1998, 1999, 2000 г.

  8. Умнова М. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.

  9. Ж. Российская Федерация, Полис, Власть за 2002-2004 гг

Вопросы к зачету

1.Сущность федерализма: понятие, отличительные особенности как формы государственного устройства.

2.Основные модели федерализма.

3.Конфедерация как форма политического устройства.

4.Квазифедеративные тенденции в развитии унитарных государств.

5.Роль федеративного договора в развитии российской государственности.

6.Конституционные принципы развития российского федерализма.

7.Государственно-правовые признаки Российской Федерации.

8. Основные этапы развития российского федерализма.

9.Федеративная реформа в РФ: приоритетные направления и результаты.

10.Экономические основы развития российского федерализма.

11.Бюджетный федерализм в РФ : цели, задачи, основные принципы.

12.Стратегия развития бюджетного федерализма в РФ.

13.Федеральные округа в системе федеративных отношений.

14.Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах.

15.Институт федеративной ответственности в РФ: цели, задачи, принципы функционирования.

16. Субъекты федеративной ответственности в РФ.

17. Виды федеративной ответственности в РФ.

18. Местное самоуправление в системе федеративных отношений в РФ.

19.Региональная политика: цели, задачи, уровни.

20. Государственная политика регионального развития Российской Федерации.

21.Типология регионов современной России.

22.Влияние этнического фактора на развитие российского федерализма.

23.Национальная политика: сущность и специфика.

24.Основные направления национальной государственной политики в РФ.

25.Геополитический фактор в развитии российской государственности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Основы национальных и федеративных отношений под ред. Р.Г. Абдулатипова. Учебник. М., 2001.

2.Абдулатипов Р.Г. Учебник. Федералогия. М., 2004.

3.Огнева В.В. Основы федеративных отношений и региональной политики в Российской Федерации. Учебное пособие. Орел, 2001.

Дополнительная

1.Конституция Российской Федерации. М.2010.

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2009.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2009.

4.Указ Президента РФ «Основные направления национальной государственной политики Российской Федерации.

5.Указ Президента РФ «О создании федеральных округов в Российской Федерации».

6.Постановление Правительства РФ «Концепция регионального развития Российской Федерации».

7.Столяров М.В. Социально-экономические проблемы федерализма. М., 2008.

8.Глигич –Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006.

9.Черепанов В.А. Федеративная реформа в России. М., 2008.

дисциплина «Планирование карьеры»

Вопросы к зачету

  1. Основные подходы к определению понятия «карьера».

  2. Виды карьеры.

  3. Карьера в моделях управления персоналом разных стран (Япония, США).

  4. Субъекты и объекты планирования карьеры.

  5. Возрастные особенности карьеры человека.

  6. Этапы планирования карьеры.

  7. Карьерограмма как метод планирования карьеры.

  8. Роль и место профессионального резюме в планировании карьеры.

  9. Управление деловой карьерой.

  10. Цели в карьере.

  11. Место и роль собеседования с работодателем при планировании карьеры.

  12. Принципы управления карьерой.

  13. Личные планы по эффективному управлению карьерой.

  14. Характеристика функциональных взаимосвязей в процессе управления деловой карьерой в организации.

  15. Планирование карьеры и развитие организации.

  16. Место карьеры в типологии личностей Дж. Голланда.

  17. Место карьеры в типологии личностей Е. А. Климова.

  18. Основные ситуации выбора профессии и планирования карьеры.

  19. Место карьеры в развитии профессионала.

  20. Функциональные особенности субъектов планирования карьеры в организации.

  21. Объективные условия карьеры.

  22. Карьера в контексте маркетингового подхода к персоналу.

  23. Рефлексия собственных возможностей планирования карьеры.

  24. Принципы и стратегии построения карьеры.

  25. Искусство самопрезентации в развитии карьеры.

  26. Профессионализм и планирование карьеры.

  27. Основные направления эффективного управления карьерой.

  28. Место конфликта в развитии карьеры.

  29. Строительство карьеры в организации.

  30. Возможности совершенствования процесса планирования карьеры.

РЕКОМЕНДУЕМАя Литература:

  1. Управление карьерой: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

  2. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2006.

  3. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект. 2007.

  4. Управление персоналом организации. Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005.

  5. Грачев Н.В. Суперкадры. — М.: ИНФРА-М, 2004.

  6. Кларин, М.В. Планирование развития карьеры /М.В. Кларин //Кадры. – 2000. - № 2.

  7. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. - СПб.: Питер, 2003.

  8. Магура М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации // Управление персоналом, № 7, 2000.

  9. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.

  10. Майкл Армстронг. Стратегическое управление человеческими ресурсами:. - М.: ИНФРА - М, 2003.

  11. Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

  12. Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 2005.

  13. Резник, С.Д. Управление личной карьерой. Учебное пособие /С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник. – М.: Логос, 2005.

  14. Шейл П. Руководство по развитию персонала. - СПб.: Питер, 2005.

ДИСЦИПЛИНА: «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

Темы и вопросы семинарских занятий

Семинар № 1

Основные организационные теории

Вопросы:

  1. История взглядов на организацию (ранние представления в теории организации, формирование научных концепций организации).

  2. Сравнительная характеристика эффективности классической организации и «Системы – 4» Лайкерта.

  3. Теория административного поведения.

  4. Теория Гласиер.

  5. Теория организационного потенциала.

  6. Теория институтов и институциональных изменений.

  7. Современные направления теоретических разработок.

Семинар № 2

Законы и принципы организации

Вопросы:

  1. Закон синергии

  2. Закон самосохранения

  3. Закон развития

  4. Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

  5. Закон информированности и упорядоченности

  6. Закон единства анализа и синтеза

  7. Специфические законы социальной организации

Семинар № 3

Будущее организаций

Вопросы:

  1. Эволюция организационных форм

  2. Направления осуществляемых изменений

  3. Новые требования к построению организаций

  4. Основные свойства организаций будущего

Вопросы к зачёту

  1. Дайте краткую характеристику теории организации и смежных наук.

  2. Назовите основные тенденции в изменении организационных структур. Раскройте их содержание.

  3. В чем сущность теории научного управления?

  4. Каковы основные черты классической теории организации?

  5. Как можно охарактеризовать бюрократическую теорию организации?

  6. Охарактеризуйте факторы эффективной организации («система-4») и теорию организации?

  7. В чем суть тектологии – всеобщей организационной науки?

  8. В чем сходство и различие разделения организационной системы на подсистемы в теории Гласиер и в традиционных представлениях о внутренней среде организации?

  9. В чем сущность и каково значение теории организационного потенциала?

  10. Каковы основные элементы эффективной организации?

  11. Раскройте содержание теории институтов и институциональных изменений.

  12. Каковы основные особенности системного подхода к определению сущности организации?

  13. В чем заключается миссия организации? Приведите примеры миссии известных вам организаций.

  14. В чем заключается связь между миссией и целями организации?

  15. Приведите примеры относительно закрытых и открытых организационных систем.

  16. Каковы принципиальные отличия закрытых и открытых организационных систем?

  17. Назовите основные различия между статичной и динамичной организациями. Приведите примеры таких организаций.

  18. Как можно классифицировать компоненты внутренней среды организации?

  19. Назовите основания классификации организаций?

  1. Что такое жизненный цикл продукта и организации? Какие основные изменения происходят в управлении организацией в ходе ее жизненного цикла?

  2. В чём особенности социальных законов?

  3. Назовите основополагающие законы, регламентирующие функционирование социальных организаций.

  4. Сформулируйте закон синергии.

  5. В чём суть закона самосохранения организации?

  6. Какие факторы способствуют выживанию организации?

  7. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю среду организации.

  8. Как формулируется закон развития деловых организаций.

  9. Назовите базовые стратегии развития организаций в современных условиях России.

  10. Сформулируйте закон композиции и пропорциональности.

  11. Чем определяется стремление организаций к объединению.

  12. В чём суть закона информированности и упорядоченности.

  13. Какие коммуникации внутри организации вам известны?

  14. Что такое электронная коммерция?

  15. Что вы знаете о законе единства анализа и синтеза?

  16. Какие специфические законы помогают повысить эффективность управленческого труда?

  17. Назовите и дайте характеристику перспективным направлениям развития организаций.

  18. Перечислите и раскройте сущность основных свойств организаций будущего.

  19. В чём особенности и каков механизм функционирования виртуальной организации?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ Литература

Основная:

  1. Акимова, Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА , 2003.

  2. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

  3. С.В. Рогожин Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – 2-е изд. стереотип. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

  4. Теория организации: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

Дополнительно рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия:

  1. Ансофф, И., Деклерк Р. Менеджмент. - М.: Дело, 1990.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М : Гардарики, 2002.

  3. Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  4. Иванова, Т.Ю. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – М.: КНОРУС, 2006.

  5. Иванова, Т.Ю. Теория организации/электронный ресурс/: электронный учебник/Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. -М.: КНОРУС, 2008.

  6. Лапыгин, Ю.Н., Теория организаций: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  7. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М, 2004.

  8. Общее управление организацией. Теория и практика / Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2007.

  9. Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А.Г., З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: МНФРА-М, 2007.

  10. Шеметов, П.В. Теория организации: курс лекций / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – М.: Изд-во Омега – Л, 2006.

Научная и научно-популярная литература:

  1. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 1. - М.: Экономика, 1989.

  2. Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т. 2. - М.: Экономика, 1989.

  3. Гэлэгер, Р. Душа организации / Ричард Гэлэгер, пер. с англ. М.: Издательство «Добрая книга», 2006.

  4. Пригожин, А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.

  5. Уорнер, М., Витцель, М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в ХХI веке/Пер. с англ. – М.:Добрая книга, 2005.

ДИСЦИПЛИНА «ЛОГИКА»

ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель семинарских занятий по логике – способствовать формированию логической культуры студентов, выработке практических навыков при совершении разнообразных логических операций, умению увязывать изучаемый материал со своими профессиональными интересами, с другими областями человеческого знания. Для приобретения этих навыков необходимы систематические практические занятия в строго определенной последовательности тем. Не уяснив предыдущей темы, нельзя переходить к следующей.

Семинар 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

  1. Определение понятия. Понятие и слово.

  2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение.

  3. Структура понятия. Объем и содержание понятия.

  4. Виды понятий.

  5. Отношения между понятиями.

Упражнения

1. Определите объем понятий в следующих выражениях:

Поэты пушкинской поры, вычислительное устройство, декан, кентавр, Циклоп, самая кровопролитная война, основатель кибернетики, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, книга, телескоп, президент Республики Беларусь, вечный двигатель.

Укажите их вид.

2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями:

племя – общность людей;

геометрическая фигура – стройная фигура;

музыка – классическая музыка;

любовь – ненависть;

ЭВМ – закон божий;

аудитория № 301 – аудитория № 321;

стипендия – ежемесячная выплата учащемуся вуза;

клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;

студент – спортсмен;

Аристотель – создатель формальной логики;

Персональный компьютер – персональный автомобиль,

3. Приведите примеры понятий, отношения между которыми

соответствует нижеследующим схемам:

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М.,2010

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2004

Малыхина Г.И. Логика, - М., 2002

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011

Контрольные вопросы

Что такое понятие?

Как оно выражено в языке?

Как образуется понятие?

Что такое признак?

Что входит в структуру понятия?

Как определить объем понятия?

Из чего образуется содержание понятия?

Каким законом связаны между собой объем и содержание понятий?

Различаются ли понятия по объему?

Различаются ли понятия по содержанию?

Какие существуют отношения между понятиями по объему и

содержанию?

Какие виды понятий существуют?

Что значит дать полную логическую характеристику понятия?

Семинар 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
  1. Определение умозаключения, его структура и виды.

  2. Дедуктивные умозаключения

  3. Простой категорический силлогизм.

  4. Специфика и виды индуктивных умозаключений.

  5. Умозаключение по аналогии.

Упражнения.

Выполнить упражнения по сборнику: (Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011)

№1,2, Стр.48-50

№13,14, 15 17, стр.58-64

Литература

Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. V, § 1-6.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике, - М.,1991.

Малыхина Г.И. Логика. – Мн., 2002, гл.V, раздел 1, § 1-3.

Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М.,1991, гл.III.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011

Контрольные вопросы
  1. Что такое умозаключение?

  2. Какова структура умозаключения?

  3. Какие бывают виды умозаключений?

  4. Какое умозаключение называется дедуктивным?

  5. Что значит непосредственное умозаключение? Каковы его виды?

  6. Что значит понятие «силлогизм»?

  7. Какова структура простого категорического силлогизма? Сколько в нем посылок и сколько терминов?

  8. Как образуются фигуры простого категорического силлогизма?

  9. Как образуются модусы простого категорического силлогизма?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Проспект, 2004

  2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 2002

  3. Ксенофонтов В.Н. Логика. – М.: Изд-во РАГС, 2005

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание, общение. - М.: МГУ, 1991.

  2. Арцашевский Г.В. Выдвижение и проверка следственных версий. - М.: Юридическая литература, 1978.

  3. Брюшинкин В.Н. Логика. – М.: Гардарики, 2001

  4. Ивлев Ю.В. Логика. - М.: МГУ, 1992.

  5. Ивлев Ю.В. Логика. – Сб. упражнений. М.: Дело, 2002

  6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011

  7. Малахов В.П. Нормативная логика в правовом мышлении. - М., 1990.

  8. Матюшин Б.Т. Общие вопросы оценки доказательств в судопроизводстве. - Хабаровск, 1987.

  9. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. - М.: МГУ, 1991.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса логики, дает методические рекомендации студентам по самостоятельному изучению проблем , характеризуя пути и средства достижения задач постижения логики, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному решению студентами задач и упражнений.

Студенты должны тщательно спланировать учебное время. Приступая к изучению логики необходимо подготовить учебную литературу (см. список литературы).

В процессе изучения курса логики необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения материалов учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов и заданий, которые помещены в учебно-методическом комплексе.

Успех в изучении курса логики зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса. Такая деятельность должна быть ориентирована на:

  • Основательное изучение программы

  • Изучение проблемных вопросов к каждой теме

  • Изучение рекомендуемой литературы

  • Решение задач и упражнений

  • Подготовки ответов на поставленные вопросы

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.Логика как наука

2. Основные этапы развития логики

3. Понятие как форма мышления, виды понятий

4. Общая логическая характеристика понятий

5. Приемы образования понятий

6. Деление понятий

7. Отношение между понятиями

8. Общая логическая характеристика суждений

9. Виды суждений

10. Сложные суждения и их характеристика

11. Косвенные доказательства и их виды

12. Общая характеристика законов логики

13. Закон тождества

14. Закон противоречия

15. Закон исключенного третьего

16. Закон достаточного основания

17. Логический квадрат

18. Общее понятие об умозаключения и его виды

19.Дедуктивное умозаключение

20. Индуктивное умозаключение и его виды

21. Умозаключение по аналогии и его виды

22. Категорический силлогизм

23.История развития логики

24. Общая характеристика гипотезы

25. Этапы разработки гипотезы

26. Логические основы аргументации

27. Сущность гипотезы

28. Понятие и виды доказательства,

29.Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях

30. Опровержение и его характеристика

31. Правила доказательства и опровержения

32. Значение логики для профессиональной деятельности юриста

ГЛОССАРИЙ

ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

АКСИОМА (гр. axioma -значимое, достойное уважения, бесспорное) - истинное суждение, которое при дедуктивном построении какой -либо теории принимается без доказательств в качестве исходного положения и которое входит в основу доказательства всех других положений данной теории.

АЛГОРИТМ - точное и легко понимаемое описание (пред писание, правило, рецепт) механически выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи из какого-либо класса задач данного типа.

АЛОГИЗМ - нелогичность, отрицание роли логики в по знании, логический разрыв речи, нарушение логической последовательности, связанности, обоснованности.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. alter - чередоваться) - каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей, выбор между этими возможностями есть или P 1 , или Р 2 .

АМФИБОЛИЯ (гр. amphibolia -двусмысленность, двойственность) -логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение допускает его двоякое толкование.

АНАЛИЗ (гр. analysis - разложение, расчленение, разбор)-логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.

АНАЛОГИЯ (гр. analogia - соответствие, сходство)- подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, при чем таких предметов, которые в целом различии.

АНТИНОМИЯ (лат. anti - против+nomos - закон, противоречие в законе)-противоположность между двумя суждениями, взаимоисключающими друг друга, но в то же время производящими впечатление, что оба они могут быть с одинаковой силой логически доказаны в качестве правильных.

АПОРИЯ (гр. aporia - безвыходность, безвыходное положение, затруднение) - кажущееся трудноразрешимым, непреодолимым логическое затруднение.

АРГУМЕНТ (лат. argumentum - логический довод, основание, доказательство) - мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения.

ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verus - истинный+facio - делаю) - принцип установления осмысленности, то есть возможность данного высказывания (утверждения) оказаться истинным или ложным.

ВЕРСИЯ (лат. versio -оборот, видоизменение) -одно из нескольких возможных, отличных друг от друга объяснений или толкований одного и того же факта, явления, события.

ВЫВЕДЕНИЕ - мысленное действие, в результате которого новое знание получается логически, то есть без обращения непосредственно к опыту или из предшествующего опыта.

ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ - знание, полученное из ранее установленных и проверенных истин в результате применения законов и правил логики к имеющимся истинным мыслям.

ГИПОТЕЗА (гр. hypothesis - основание, предположение) - вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого не может быть проверена и доказана в настоящее время, но которое может приблизительно объяснить данные явления.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - способ научного исследования, заключающийся в том, что вначале высказывается несколько гипотез о причинах изучаемых фактов, а затем дедуктивным путем из гипотез выводите следствие.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - такая форма мышления, когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, причем этот процесс анализа идет от общего к частному.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio -показывание) -логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность или ложность тезиса.

ДИЗЪЮНКЦИЯ (лат. disjunctio -разобщение, разделение различие) - операция, выражающаяся в соединении двух и более высказываний с помощью логического союза "или" в новое, сложное суждение.

ДИЛЕММА (гр. di - дважды+lemma - предположение или двойственное предположение) - суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ (гр. dicha и tome - разделяю на две части) -суждение, в котором выражается результат деления класса предметов на две части. Одна из этих частей характеризуется наличием известного признака, а другая - его отсутствием.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей.

ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicite - тесно связывают) - логическая операция, связывающая два высказывания в сложное высказывание с по мощью логической связки "если... то...".

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio -наведение) -форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, при этом процесс анализа идет от частного к общему.

КАЗУИСТИКА (лат. casus - случай, случайность) - ловкость, изворотливость в спорте, в "доказательстве" ложных или сомнительных положений.

КЛАССИФИКАЦИЯ (лат. classis - разряд +facio -делаю) -распределение предметов на классы согласно наиболее существенным признакам, при сущим предметам данного рода.

КОНТРАДИКЦИЯ (лат. contra - против+dictio - высказывание)-логически противоречивое высказывание, нарушающее формально -логический, закон противоречия.

КОНТРАДИКТОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (лат. contradictorius - противоречащий) -отношения между противоречивыми суждения, которые вместо не могут быть ни истинными, ни ложными, из двух контрадикторных суждений одно - истинно, другое - ложно.

КОНТРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (лат. contrarius - противоположный)- отношения между противными, или противоположными, суждениями, которые вместе не могут быть истинными, но оба вместе могут быть ложными

КОНЪЮНКТИВНЫЕ (СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ) СУЖДЕНИЯ (лат. conjungo- соединяю) - сложное суждение, в котором несколько суждений объединяются союзом "и".

КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ - логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что истинность какого-либо доказываемого положения обосновывается посредством того же самого положения, которое еще должно быть доказано.

ЛОГИКА (гр. logos - слово, мысль, речь, разум) -знание о законах и формах мышления.

ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ - наглядная схема, облегчающая за поминание характера отношений между не которыми видами суждений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ - простейшие логические методы установления причинных связей между явлениями и вытекающими из причин следствиями.

МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЯ (лат. modus -мера, накопление) - характеристика суждения в зависимости от характера устанавливаемой им достоверности, то есть от того, утверждается ли в нем возможность, действительность или необходимость чего-либо в чем- либо.

МОДУС (лат. modus - мера, образ, способ) -логический термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему непостоянно, а лишь в некоторых состояниях.

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений.

НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ - вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой - либо общий вывод о всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса.

ОБОСНОВАННОСТЬ - такое качество правильного логического мышления, которое свидетельствует о том, что в рассуждении все мысли опираются на другие мысли, истинность которых доказана.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ (англ concept extension) -отображение в нашем сознании множества предметов, каждый из которых имеет признаки, зафиксированные в исследуемом понятии.

ОМОНИМИЯ (гр homos -одинаковый + omona - имя) -логическая ошибка, которая происходит вследствие того, что одно итожено звуку слово в одном и том же рассуждении употребляется для обозначения различных понятий.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ (лат. refutatio ) - доказательств о ложности или несостоятельности какого-либо тезиса.

ОСНОВАНИЕ - часть условного суждения, в которой отображается условие, от которого зависит истинность следствия.

ПОНЯТИЕ - целостная совокупность суждений, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта.

ПОСТУЛАТ (лат postulatum - требуемое) -исходное положение, утверждение, принимаемое без строгого доказательства в рамках какой- либо дедуктивно построенной теории, но веское и обоснованное.

ПОСЫЛКА - суждение, которое служит основанием для заключения (вывода) и является необходимой частью любого умозаключения.

ПРЕДИКАТ (лат. praedicatum -сказанное) -то, что высказывается (утверждается или отрицается) в суждении о субъекте.

ПРИЗНАК -все то, в чем предметы, явления сходны друг с другом или в чем они отличаются друг от друга.

ПРОБЛЕМА (гр. problema - задача, задание)-теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.

СИЛЛОГИЗМ (syllogismos -сосчитывание)- умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом, при этом средний термин в заключение не входит.

СИНТЕЗ (гр. synthesis - соединение, сочетание) - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и по знание этого предмета как единого целого.

СОРИТ (гр. sorit - куча) - вид сложного силлогизма, в котором приводится только последнее заключение, проводимое через ряд посылок, остальные же промежуточные заключения не высказываются, а только подразумеваются.

СОФИЗМ (sophisma - измышление, хитрость) - логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.

СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать истину, либо ложь.

ТАВТОЛОГИЯ (гр. tauto - то же самое + logos - слово) -выражение, повторяющее виной словесной форме ранее сказанное.

ТЕЗИС (гр. thesis - положение, утверждение) - мысль или положение, истинность которого еще требуется доказать.

ТЕРМИН (лат. terminus - предел, конец, граница) - слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия.

ТРАДУКЦИЯ (лат. traductio - перемещение)-умозаключение, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности, то есть когда вывод идет от знаний определенной степени общности к новому знанию, но той же степени общности.

ТРИХОТОМИЯ (гр. tricha - на три части +tome - сечение) - деление объема понятия на три части.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких неизвестных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое знание.

ФАКТ (лат. factum - сделанное, совершившееся) - действительное, реально существующее, невымышленное событие или явление.

ЭНТИМЕМА - сокращенный силлогизм, в котором выпущена одна из подразумевающихся частей.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о научной деятельности гоу впо высшей школы народных искусств (института) за 2010 год

    Публичный отчет
    Высшая школа народных искусств (институт) – единственное в России государственное учреждение высшего профессионального образования, в котором ведется подготовка профессиональных художников в области традиционного прикладного искусства.

Другие похожие документы..