Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Система йоги Патанджали — это не философская система, она эмпирическая. Это определенный инструмент, с которым нужно работать. Но, тем не менее, в н...полностью>>
'Анализ'
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночн...полностью>>
'Закон'
Методика педагогического исследования – это упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогических исследований; Это пор...полностью>>
'Документ'
За последние годы произошла существенная переоценка роли и места предмета «Иностранный язык» в содержании образования в российской школе. Все более о...полностью>>

Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине История и философия науки Тематика рефератов

Главная > Вопросы к кандидатскому экзамену
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Подготовил: Павлов С.И.,

к.филос.н., доцент кафедры философии

Мурманск

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………… 3

  1. Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине « История и философия науки…………………………………………………… 3

  2. Тематика рефератов………………………………………………….. 5

  3. Аспирантский реферат: рекомендации, требования к содержанию и оформлению……………………………………………………… 9

  4. Рабочая программа по курсу «История и философия науки» 14

  5. Семинарии (коллоквиумы)……………………………………… 21

  6. Рекомендуемая литература …………………………………… 22

  7. Правила оформления реферата…………………………………… 25

  8. Примеры библиографического описания книг и статей в

соответствии с ГОСТ……………………………………… 27

9.Приложения…………………………………………… 32

Введение.

Подготовка аспирантов Мурманского государственного технического университета к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине « История и философия науки» осуществляется посредством активного участия в лекционных и семинарских занятиях, целенаправленной самостоятельной работы, в том числе, предполагающей подготовку реферата.

Своевременное, качественное написание реферативной учебно-научной работы является обязательным условием допуска к экзамену.

Аспирант (соискатель) самостоятельно выбирает тему реферата из ниже напечатанного перечня и пишет на имя заведующего кафедрой соответствующее заявление до 20 декабря 2010г. (Приложение 1). Закрепление тем за соискателями утверждается 29 декабря распоряжением. После этого заменить тему возможно, но не позднее, чем за два месяца до экзамена, по заявлению, содержащему аргументированное обоснование.

Реферат необходимо сдать до 15 марта 2011 года на кафедру философии гуманитарного факультета.

В процессе изучения «Истории и философии науки», подготовки к кандидатскому экзамену аспирант (соискатель) руководствуется программой, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2007г. № 274. В целях оптимизации подготовки желательно ориентироваться на примерную тематику вопросов к кандидатскому экзамену, подготовленную кафедрой философии МГТУ.

Вопросы составлены по разделу «Основы философии науки». По разделу « Современные философские проблемы областей научного знания» вопросы готовятся соответствующими кафедрами для каждой группы, исходя из области научных исследований аспирантов.

ВОПРОСЫ

к кандидатскому экзамену по дисциплине « История и философия науки»

  1. Философия науки: определение, предметная сфера, структура, функции, связь с другими науками, проблемы философии науки.

  2. Становление и развитие философии науки.

  3. Понятие науки и формы её бытия: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

  4. Наука в культуре современной цивилизации.

  5. Генезис науки.

  6. Античная наука.

  7. Наука в средневековье.

  8. Классическая наука.

  9. Неклассическая наука.

  10. Особенности современного этапа развития науки и её роль в преодолении глобальных кризисов.

  11. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  12. Аксиологические, этические проблемы науки конца ХХ - начала ХХI вв.

  13. Наука, обыденное знание и формы вненаучного знания, религиозное знание.

  14. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

  15. Роль науки в современном образовании и воспитании личности. Функции науки в жизни общества.

  16. Наука как социальный институт, научные школы, научные сообщества, научные коллективы.

  17. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  18. Наука и власть. Наука и экономика. Проблемы государственного регулирования науки.

  19. Сциентизм и антисциентизм. Проблема интернализма и экстернализма в понимании научной деятельности.

  20. Профессиональная наука. Социальные характеристики научной профессии. Ролевая структура научной деятельности.

  21. Типология, классификация и сиатематика наук.

  22. Диалектика уровней научного знания: эмпирическое, теоретическое, метотеоретическое.

  23. Наука и её основания. Идеалы и нормы исследования. Методология в структуре научного знания. Значение метода.

  24. Научная картина мира, её исторические формы и функции. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  25. Научная теория: определение, классификация, структура, язык, функции, динамика.

  26. Общие закономерности развития наук: преемственность и скачкообразность, дифференциация и интеграция, математизация, теоретизация, диалектизация и ускорение развития наук, конструктивная критика.

  27. Динамика научного знания как сложный диалектический процесс. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Модели роста. ( Ш. Пиаже, К. Поппер, Т.Кун, Ст.Тулмин, И.Лакатас, П. Фейерабенд, синергетический подход).

  28. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Становление развитой научной теории.

  29. Проблемы, проблемные ситуации и псевдопроблемы в науке. Постановка и решение проблем как средство получения нового знания.

  30. Проблемы материализации теории, включения новых теоретических представлений и научных знаний в культуру. Теория и практика.

  31. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

  32. Методы эмпирического исследования. Гносеологическая функция приборов. Субъективный фактор.

  33. Философия и наука. Философские основания науки. Соотношение философии и частных наук. Функции философии в научном познании.

  34. Понятие и особенности «переднего края исследования». Место и роль науки в техногенной цивилизации. Структура научно-технического прогресса.

  35. Объективная логика развития науки и проблемы социальной ответственности науки, свободы исследований, использования научных достижений в ходе НТП.

  36. Традиции и новации в истории науки. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

  37. Глобальная научная революция как смена типов научной рациональности.

  38. Научные революции: предпосылки, сущность, виды, революции как перестройка оснований науки и вид новаций в науке. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.

  39. Понятие истины в философии науки.

  40. Аксиологические проблемы науки. Расширение этоса науки. Этические проблемы науки конца ХХ - начала ХХI в.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ1

Раздел I. Предмет, структура и задачи курса. Основные концепции современной философии науки

  1. Философия науки: современное состояние, проблемы и перспективы.

  2. Философия науки в своей истории.

  3. Философский образ науки.

  4. Философия науки как дисциплина.

  5. Постмодернистская философия науки.

  6. Разнообразие подходов к изучению науки. Модели науки.

  7. Методы философского анализа науки.

  8. Социологический и культурологический подходы к исследовании развития науки.

  9. Философия науки: традиции и новации.

  10. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности.

  11. Концептуальный каркас мертоновской социологии науки.

  12. Структура философии науки как области философского знания.

  13. Наука как форма общественного сознания.

Раздел II. Наука в культуре современной цивилизации

  1. Соотношение науки, культуры и цивилизации.

  2. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

  3. Наука и культура: механизмы взаимодействия.

  4. Наука и общество: формы взаимодействия.

  5. Наука и религия: проблемы демаркации.

  6. Основные концепции взаимоотношения науки и философии.

  7. Наука и обыденное знание.

  8. Наука и искусство.

  9. Функции науки в жизни общества.

  10. Наука как производительная и социальная сила.

  11. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  12. Наука и философия.

  13. Миф, преднаука, наука.

  14. Наука и политика.

  15. Понятие научного мировоззрения.

Раздел III. Возникновение науки и основные стадии её развития

  1. Возникновение науки. Проблема «начала».

  2. Преднаука в контексте размышлений об историческом возрасте науки.

  3. Наука в культуре античного полиса.

  4. История науки. Возможные варианты реконструкции научного знания.

  5. Наука в Византии (II – ХV вв.)

  6. Развитие науки в мусульманских странах в период Средневековья.

  7. Схоластическое и опытное естествознание в Западной Европе (ХI – ХIV вв.).

  8. Средневековая теология как опыт теоретического мышления.

  9. Наука эпохи Возрождения.

  10. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р. Декарта.

  11. Наука Нового времени: признаки и идеалы.

  12. Неклассическая наука и её особенности.

  13. Постнеклассическая наука.

  14. Возникновение философии науки и её развитие.

  15. История науки – история конкурирующих программ.

Раздел IV. Структура научного знания

  1. Проблема классификации наук

  2. Научное знание как сложная развивающаяся система.

  3. Многообразие форм научного знания. Научное и вненаучное знание.

  4. Соотношение уровней научного знания: эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое.

  5. Эмпирическое исследование.

  6. Проблематика теоретического уровня научного знания.

  7. Проблема критериев научности.

  8. Методология в структуре научного знания.

  9. Основания науки, научной теории.

  10. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

  11. Системный метод познания в науке. Требования системного метода.

  12. Гипотетико - дедуктивная схема научного знания.

  13. Философская и научная картины мира.

  14. Роль философских оснований в развитии научного знания.

  15. Научная теория и её структура.

  16. Научные законы и их классификация.

  17. Научное объяснение, его общая структура и виды.

Раздел V. Диалектика науки как процесс порождения нового знания

  1. Проблемы интернализма и экстернализма в понимании научной деятельности.

  2. Механизм формирования и развития научной теории.

  3. Модели стадий исследовательского процесса.

  4. Роль проблемы в научном познании.

  5. Основы дифференциации и интеграции наук.

  6. Гипотеза как форма развития научного знания.

  7. Критерии совершенства теории.

  8. Организационная структура современной науки.

  9. Научная практика, её виды и функции в научном познании.

  10. Научный консенсус, его роль и функции в процессе научного познания.

  11. Когнитивное творчество, его сущность, механизмы и основания.

  12. Проблемные ситуации в науке и способы их преодоления.

  13. Проблемы включения новых теоретических представлений в культуру.

  14. ТРИЗ как методология формирования творческого мышления.2

  15. Научная деятельность и её структура.

  16. Научная истина. Её виды и способы обоснования.

  17. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.

Раздел VI. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

  1. Наука как основа инновационной системы современного общества.

  2. Традиции и новации в науке.

  3. «Нормальный» и революционный периоды развития науки.

  4. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.

  5. Рациональность в доклассической науке.

  6. Классическая наука и классическая рациональность.

  7. Тенденции развития естествознания с ХVв. до середины ХIХ в.: философский анализ.

  8. Становление и развитие социально-гуманитарных наук со времён античности до ХVIIIв.

  9. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность.

  10. Формирование и развитие неклассических представлений в естествознании с ХVIII в. до середины ХХ столетия.

  11. Формирование и развитие неклассических взглядов в гуманитарных науках с начала ХIХ в. до середины ХХ столетия.

  12. История науки как смена типов рациональности.

  13. История науки как смена научных картин мира.

  14. Прогностическая роль научного знания в развитии науки.

  15. Научные революции как перестройка оснований науки.

Раздел VII. Наука как социальный институт

  1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  2. Историческое развитие способов трансляции научных знаний: от рукописных изданий до Интернета.

  3. Социальный характер научного познания.

  4. Управление и самоуправление в научной сфере.

  5. Роль государства в управлении развитием науки.

  6. Организационная структура современной науки.

  7. Научные сообщества и их исторические типы.

  8. Научная политика современных развитых стран.

  9. Философские проблемы управления научными коллективами.

  10. Институт науки как форма интеграции науки в общество.

  11. Роль научных шкал в развитии знания.

  12. Проблемы развития современной российской науки.

  13. Основные характеристики научной профессии.

  14. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

Раздел VIII. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

  1. Научная рациональность и проблема диалога культур на рубеже ХХ и ХХI веков.

  2. Синергетика как феномен постнеклассической науки.

  3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  4. Современные тенденции формирования единой науки будущего.

  5. Наука и паранаука.

  6. Информационное общество. Информационный подход – важная составная часть современной науки.

  7. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

  8. Наука и качество жизни населения.

  9. Наука – основа развития современного общества.

  10. Этические измерения современной науки.

  11. Экологическая этика и её философские основания.

  12. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского в биосфере, техносфере и ноосфере.

  13. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.

  14. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре ХХI века.

  15. Наука как основа инновационной системы современного общества.

  16. Научная политика современных развитых стран.

  17. Проблемы и задачи социально-гуманитарных наук в свете современности.

  18. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития.

  19. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

АСПИРАНТСКИЙ РЕФЕРАТ:

РЕКОМЕНДАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

Подготовка реферата аспирантом (соискателем) к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине « История и философия науки» представляет собой увлекательную, творческую, эвристическую деятельность.

Единой классификации рефератов в настоящее время не существует вследствие многообразия их аналитических функций. Тем не менее выделяются следующие виды рефератов: библиографические – информативные и индикативные; научно-популярные; научно-учебные – реферат-конспект, реферат-резюме, реферат-обзор, реферат-доклад. Каждый из перечисленных видов рефератов имеет свою специфику.

Структура, характер содержания, объём и оформление библиографических рефератов достаточно четко определены ГОСТом 7.9- 77 «Реферат и аннотация», срок действия которого не ограничен.

ГОСТ определяет реферат (от латинского refere – докладывать, сообщать) как краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Установлена следующая структура реферата:

- заголовочная (библиографическое описание);

- собственно реферативная (вступление, основная часть, заключение);

- справочная (индексы, коды рубрик и шифры мест хранения документа, сведения о библиографических источниках, таблицах, рисунках, подпись референта и др.).

Как правило, содержание структурных частей, собственно реферата, призвано отражать следующие аспекты:

1. Во вступлении приводятся краткие сведения об авторе, общая характеристика документа и используемых автором материалов, кратко излагаются темы источника и мотивы выбора темы, аспекты на которых автор акцентирует внимание, методы его работы и т.п.

2. Основная часть реферата содержит информацию, которая подаётся либо:

- в соответствии с композицией источника, т.е. его основными, или даже более мелкими, рубриками;

- конспективно, без указания названия рубрик;

- фрагментарно; аналитически, в соответствии с личным планом реферата, и т.д.

3. Заключение может определять значимость реферируемой работы, содержать обобщения, резюме, выводы, сведения о приложениях к источнику, и др. данные, которые, по мнению референта, являются необходимыми.

Схема изложения и стиль рефератов, относящихся к общественным наукам, зависит от различных факторов: типа потребителей (читателей) реферата; реферируемого документа – характера текста, логики авторской мысли, особенности конкретной области наук, её методологии и т.д.

Лексико-стилистические средства реферата схожи со средствами изложения анализируемого документа. Основная форма отражения содержания – словесный текст, часто снабженный цитатами из первичных документов, которые кратко и точно передают определённый фрагмент содержания, или, с другой стороны, являются для референта объектом критики.

Аспиранты и соискатели, посредством ознакомления с публикациями в реферативном журнале Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (РЖ ИНИОН РАН), имеют возможность приобщиться к классике современного научного реферирования и обогатить свой лексикон стандартными оборотами речи (речевыми клише), для написания собственных рефератов.

В качестве примера приведём несколько реферативных речевых стандартов для сравнения точек зрения исследователей:

  • Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где?)…одинаково (по-разному).

  • Во всех (в обеих) работах сходно решается вопрос (о чем) …

  • В работе № этой проблеме уделяется большое внимание.

  • По мнению всех (обоих) исследователей…

  • Если N считает, что…, то М придерживается другой точки зрения.

  • N утверждает, что…, тогда как М опровергает это.3

В учебном процессе реферат понимается в несколько ином, более широком смысле: это - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т. п.4

В вузовском и послевузовском образовании, в том числе аспирантском, реферат, наряду с документами, курсовыми и выпускными квалификационными работами (дипломными работами), относятся к формам научно- учебной работы.5 Реферат для обучающегося является самостоятельной, самообразовательной6 формой деятельности. Они могут выполняться по желанию или быть по определённым дисциплинам обязательными для всех.

Рефераты могут готовиться для семинарских и практических занятий, коллоквиумов, студенческих и аспирантских научно-практических конференций. Отсюда, содержание реферата в разных пропорциях диалектически сочетает в себе реферирование по конкретной теме определённого числа печатных источников и осуществления на этом основании изложения собственного взгляда по научной проблеме.7

Следует подчеркнуть, что реферат к кандидатскому экзамену имеет статус учебного научного труда. Его цель носит двойственный характер: углубление знаний по дисциплине «История и философия науки» и закрепление на практике теории и методологии научного исследования.

Качество аспирантского реферата зависит от разумного сочетания, взаимодополнения в нём трёх направлений творчества: реферирование (основополагающий аспект); презентации автором личной интерпретации вопроса, подвопросов (ведущий аспект); разработки, по возможности, собственных научных догадок, идей, концептуализаций (сопутствующий аспект).

Требования, предъявляемые к аспирантскому реферату можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию; требования к оформлению.

При написании реферата целесообразно придерживаться сложившейся традиции оформления структуры научного произведения, основными элементами которой, в порядке их расположения, являются следующие:

1.Титульный лист

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение,

6. Список использованных источников.

7. Приложение.

Титульный лист является первой страницей реферата и оформляется по строго определённым правилам (Приложение 2).

На втором листе помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отстрочием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение (3-4стр.). Здесь раскрывается значимость и актуальность темы, соответственно применительно к учебному курсу и. главное, к степени решения научного вопроса. Даётся краткая характеристика использованной литературы. Формулируется проблема, цель и задачи реферативной работы. Далее определяется объект и предмет исследования, указываются методы (методология), посредством которых был подготовлен реферат. В завершении раскрывается структура работы, т.е. дается перечень структурных элементов и обосновывается последовательность их расположения (при необходимости).

Основная часть (25-35стр.) состоит из 2-3 глав, разделенных на параграфы. Глава, при целесообразности, может не содержать параграфов. Здесь, посредством реферирования, глубокого сравнительного анализа литературы, концептуализаций, реконструкции и т.п., раскрывается тема в историческом времени и пространстве, уровень ее разработанности в теории и на практике. Определяются точки роста соответствующих теорий и концепций.

Заключение (1,5 – 2 стр.). Последовательное, логически стройное изложение полученных итогов в их соотношении с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.

Список использованных источников. Применяется алфавитный способ группировки литературных источников: по алфавиту фамилий авторов и заглавий, а также с их нумерацией арабскими цифрами. Желательно, чтобы каждый источник списка имел отражение в рукописи реферата.

Приложение. Возможно «Приложения». Название рубрики зависит от количества приложений. При необходимости сюда может быть вынесен вспомогательный и дополнительный материал: тексты, таблицы, графики, модели, схемы и др.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа, с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, сквозная и продолжает общую нумерацию страниц основного текста реферата.

Отсылка к каждому приложению должна быть в основном тексте и заключаться в круглые скобки, например, (Приложение 1).

Реферат должен быть подготовлен на основании изучения и реферирования 10-15 печатных научных работ (обязательное использование 1-3 монографий и, желательно,- первоисточников). При целесообразности (например, для сравнительного анализа), допустимо обращение к соответствующим разделам 1-2 учебников. В этом случае во вводной части труда следует обосновать цель и степень обращения к учебной литературе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов и соискателей нгту (2)

    Методические рекомендации
    Представлены методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей НГТУ, (раздел II – Философские проблемы социально-гуманитарных наук).
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки дополнительной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата педагогических наук по научным специальностям 13.
  3. История и философия науки (1)

    Реферат
    Худолеева, Н.Н., Стасюкевич, С. М., Бумбар, М.Э. История и философия науки. Методические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена / Н.
  4. Программа кандидатского экзамена по курсу «история и философия науки» (2)

    Программа
    Программа составлена в соответствии с программой-минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История языкознания», разработанной Санкт-Петербургским государственным университетом и Институтом лингвистических
  5. Методические указания к написанию реферата по истории и философии науки (1)

    Методические указания
    В рамках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по истории той отрасли науки, по которой он проходит обучение в аспирантуре.

Другие похожие документы..