Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Система профессионального образования, призванная обеспечивать кадровые потребности экономики региона, сталкивается с тем, что формирование состава уч...полностью>>
'Документ'
Основу электрической цепи составляет совокупность источников электрической энергии, соединительных проводов и приемников электрической энергии. Кроме...полностью>>
'Документ'
Загибель Західної Римської імперії у 476 р. означала остаточний крах античних політико-правових порядків та заміну їх періодом середніх віків. Це так...полностью>>
'Решение'
1. При определении страны происхождения товаров, в производстве которых участвуют две страны и более, используются следующие критерии достаточной пер...полностью>>

Концепция ежегодного фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив Введение

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. Концепция ежегодного фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив

Введение

В связи с решением Департамента образования о проведении Фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив в январе-апреле 2010 года, охватывающего 4 месяца, в данном разделе представлена концепция Фестиваля в качестве альтернативы концепции месячника.

Концепция Фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив (далее – Фестиваль) разрабатывается в соответствии с Приказом Департамента образования города Москвы «О реализации задач, определенных в докладе «Основные направления реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в городе Москве»…» от 23 октября 2009 года № 2179 (п.7). Данным Приказом определен срок проведения Фестиваля в январе – апреле 2010 года. Концепция Фестиваля согласуется с Федеральными законами Российской Федерации “Об образовании”, “О науке и государственной научно-технической политике”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, с Национальным проектом «Образование», Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2012 годы, Московской городской программой развития образования «Столичное образование-5».

Одним из самых эффективных способов активного развития основного общественного капитала - человеческого, являются подготовка нового поколения готового к «технологическому прорыву» и его вовлечение в реализацию научно-технической и инновационной политики. Очевидно, что человеческий капитал является ключевым фактором экономического роста, он связан и с широким спектром внеэкономических выгод, таких как улучшение здоровья и благосостояния. Президент страны Д.А. Медведев неоднократно подчеркивал важность развития творческого, интеллектуального и профессионального потенциала молодежи. Развитие человеческого капитала - это задача, требующая своего решения не только на уровне города и страны. Это общемировая проблема. «Вызовы, которые встают перед нами сегодня, безусловно, сложнее, чем все, с чем нам приходилось сталкиваться раньше… Сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности, нашего здоровья, сохранения нашей окружающей среды и нашего качества жизни. … Прогресс и процветание будущих поколений будет зависеть от того, как мы сейчас обучаем следующее поколение. Для научных открытий нужно гораздо больше, чем отдельные неожиданные прозрения - сколь бы важными они ни были. Чаще всего нужно время, нужен упорный труд, нужно терпение. Нужна профессиональная подготовка. Нужна поддержка страны. Но они (научные открытия) обещают нам гораздо больше, чем любой другой вид человеческой деятельности». (Президент США Барак Обама, выступая 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук). Лидеры государств проявляют озабоченность о будущем своих стран и мирового развития и видят решения, приводящие к успеху, в поддержке молодых, талантливых, творчески активных людей.

В проекте Национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» отмечается, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, выражать себя, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

Сформулированные представления о школе будущего – не просто пожелания, но и насущная необходимость. Глобальные финансово-экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления независимости отечественной экономики. Это обеспечивается, в первую очередь, не внутренней замкнутостью производственных отношений, а открытостью, способностью граждан и отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках, осваивать все более новые и новые сферы деятельности. Для достижения таких результатов нам необходимо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач».

Поэтому инвестирование в человеческий капитал - расширение творческих возможностей молодых москвичей и привлечение их к успешной самореализации в научно-технической сфере города должно стать центральным элементом в стратегии проведения Фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив, как значимой возможности и эффективной технологии для такого инвестирования.

Концепция Фестиваля учитывает концепцию развития НТТМ в системе Московского образования, которая

  • предполагает дифференцированный подход с учетом типа образовательных учреждений (ОУ), возрастных групп, уровней подготовки учащихся, индивидуальных особенностей групп учащихся (в том числе детей с ограниченными возможностями), общую структурную и идеологическую схему, нацеленность на укрепление цепочки «Школа – Колледж - ВУЗ – Высокотехнологичные компании»;

  • определяет, что осознание изменений понятия научно-технического творчества молодежи в мире новых технологий требует активного внедрения инновационных методик, использования современного оборудования, поиска новых форм преподавания, расширения роли ресурсных центров как центров современных технологий и усиления связи с предприятиями города Москвы;

  • подчеркивает, что образование в системах дополнительного, среднего, среднего и высшего профессионального образования, усиленное направлением научно-технического творчества на современном уровне, позволит подготовить молодежь к работе в сфере высоких технологий, нацелить на изобретательство и внедрение, повысить уровень профессиональной подготовки;

  • задает ориентир на стимулирование интереса к научно-техническому творчеству, профориентацию молодежи, знакомство с современными специальностями и новый взгляд на традиционные профессии, что повышают мотивацию молодежи на высококвалифицированную работу на предприятиях города.

Фестиваль предназначен для решения важнейшего блока задач, связанных с

воспитанием нового ориентированного на инновационные решения и практические результаты поколения москвичей;

созданием и распространением эффективных моделей, образовательных технологий и форм общественно-государственного взаимодействия в области научно-технического творчества;

подготовкой инженерно-педагогических кадров в сфере научно-технического творчества молодежи и создание условий для их привлечения и закрепления;

формированием целостной системы поддержки творческой активности детей и молодежи в естественнонаучном и научно-техническом направлениях.

В приведенной ниже таблице 1.1 обобщены и сформулированы проблемы, которые необходимо учитывать при реализации концепции фестиваля и предложения по их решению,

Табл.1.1

Проблема и ее описание

Решения

Задачи образования и воспитания разделены. Современная рыночная конъюнктура отличается динамичностью и требует от молодого человека самостоятельности, способности принимать решения, мобильности, инициативности.

Задачи воспитания - развитие личностных качеств - должны быть поставлены в форме развития необходимых компетенций. Для адаптации в новых условиях, необходимы новые качества личности, которые не были востребованы в индустриальном (конвейерном) укладе.

Воспитательные задачи перенесены в семью, в воспитании снижена государственная и общественная составляющие. Потерян общий образ будущего. Нарастает фрагментарность. Позитивные решения тонут и частично нивелируются в отсутствии системных построений, стихийности и неуправляемости среды в целом.

Необходимы координация, построение новой системной общности, новые формы сетевого планирования. Неизбежно возвращение к плановому характеру, но в новых формах. Нужна новая инфраструктура научно-технической деятельности и трудоустройства молодежи, основным приоритетом которой должна стать преемственность поколений и их взаимодействие, система с обратной связью, воспроизводство и совершенствование которой будет, включать новые поколения.

Большая динамичность современного общества - быстрое изменение технологий и стандартов

Должно быть определено место дополнительного образования в средней и в высшей школе, в части НТТ, как более гибкого механизма.

Разрушена системы мотивации, отбора и сопровождения роста сильных лидеров и организаторов среди молодежи.

Необходимы новые сетевые технологии отбора и сопровождения, мотивирование на инновационную деятельность, культивирование соответствующих личностных и гражданских качеств.

Не хватает новых образовательных форматов, направленных на формирование человека постиндустриального общества.

Для формирования личности нового типа должны быть созданы механизмы трансляции новых образовательных форматов, чтобы дать возможность с детства принимать самостоятельные решения.

Степень охвата и практики применения методик формирования личностных качеств — компетент-ностного подхода недостаточна.

Воспитательная парадигма работы с молодежью в области НТТ в форме компетентностного подхода должна шире использоваться системой образования, она взаимоувязана с наукой и бизнесом.

Необходимы межпредметные связи и обучающие курсы на стыке наук, способность к интеграции.

Для научных прорывов необходимы механизмы развития способностей к интеграции разных предметов

Сокращение квалифицированных кадров для решения проблем НТТ.

Необходимость общего языка между технической и финансовой сферами и общей площадки для общения

Неоптимальное использование материально-технической базы НТТ

Цели и средства для восстановления системы НТТ должны быть взаимоувязаны

Отсутствуют новые формы согласования интересов между образованием, наукой, бизнесом и государственным управлением.

Развитие малого бизнеса, требует согласованности решений о подготовке кадров.

Отсутствуют возможности и механизмы внедрения новых разработок и технологий, созданных молодёжью.

Трансляция новых технологических решений должна носить системный характер

Не преодолен информационный разрыв между образовательной системой и требованиями конечных потребителей.

Для развития научно-технического творчества должна быть сформирована системы «спрос-предложение»

Низкий уровень инновационного присутствия России на международных рынках и в сфере научно-технических исследований

Образование, связанное с развитием компетентностей в научно-техническом направлении, должно стать полноценным резервом и значительным потенциалом развития интеллекта

Перечислим и раскроем основные особенности развития научно-технического творчества, связанные с его сегодняшним состоянием:

Необходимость ФОКУСИРОВКИ.

Назначение научно-технического творчества - подготовка молодых кадров для инновационного развития России в условиях рыночной экономики, принципиально отличной от плановой экономики в СССР. Современные условия, в которых должно развиваться научно-технического творчество определяют высокие скорости изменений, глобальности информационных потоков и т.п.

Логика развития научно-технического творчества должна быть определена как "прорывная" с ориентировкой на превосходство над существующими аналогами.

Ориентированность научно-технического творчества должна быть направлена не только на внутренние задачи Москвы, но и на интеграцию с регионами России и миром

Динамически изменяющиеся особенности мировой экономики - дополнительные требования, которые необходимо учитывать при разработке и реализации Программы Фестиваля и ее основных документов.

Поэтому, важно определить отличия и прорывные качества Фестиваля как эффективной технологии и сфокусироваться на первоочередном достижении именно таких качеств.

Необходимость СИСТЕМАТИЗАЦИИ. В городе уже создано значительное количество технологий и инфраструктурных решений, на базе которых может быть развиваться научно-техническое творчество. Однако, зачастую эти решения фрагментарны, разрознены, не гармонизированы с точки зрения достижения единых целей и результатов, которые позволили бы в комплексе решать задачи Фестиваля.

Необходимость ТИРАЖИРОВАНИЯ И МАСШТАБИРОВАНИЯ. Существует ряд решений, которые внедрены в отдельных округах и районах, но не тиражированы по Москве в целом, другие носят городской характер, но не скоординированы на всю инфраструктуры учреждений, работающих в городе с детьми и молодежью по вопросам научно-технического творчества. Здесь же важно заметить, что при тиражировании решений необходимо будет сразу концентрироваться на тех, которые на практике показывают наибольшую эффективность.

Содержание, уровень подготовки и проведения мероприятий и проектов, представляемых в Оргкомитет для включения в Программу Фестиваля должны нести положительный потенциал и соответствовать ключевым направлениям развития общего образования, сформулированным в проекте и относящимся к целям и задачам Фестиваля, а именно

1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, объединяющие все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. … Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях, системы дополнительного образования детей.

2. Система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создать

2.1. специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, …вести, учет ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей нужны слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности.

2.2. общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы. Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.

Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это означает, что как педагогическая практика будущих учителей – сегодняшних студентов педагогических вузов, так и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты. Такое «обучение действием» должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей.

Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. В ходе реализации таких программ должны использоваться современные информационные технологии.

Исходя из изложенного выше, важнейшими компонентами Фестиваля и ключевыми факторами формирования его Программы и других документов являются:

дополнительное образование научно-технической направленности для всех возрастных категорий детей и молодежи от дошкольников до студентов и молодых специалистов;

мероприятия конкурсного (соревновательного) и выставочного характера в сфере научно-технического творчества;

адресная поддержка реальных молодежных инициатив.

В силу особой активности, энергичности и мобильности молодого поколения эти факторы способны создать высокий потенциал развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурс как развивающая среда Пашолок Л. Б., методист структурного подразделения гоу мц суо

    Конкурс
    Конкурсные мероприятия Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»
  2. Программа поддержки научно-технического творчества молодежи «Будущее Москвы»

    Программа
    Формирование основ системы научно-технического творчества, направленной на выявление, развитие и реализацию потенциала детей и молодежи в интересах инновационной экономики города Москвы
  3. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул особую роль образования в развитии государства: Главная задача (2)

    Задача
    Будущее любой страны, благополучие и социальная защищенность ее граждан напрямую зависят от успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, способности государства и общества воспитать молодежь в духе интеллектуальной свободы,
  4. Общая характеристика учреждения 3 раздел 2

    Документ
    Государственное образовательное учреждение города Москвы Московский детский эколого-биологический центр (МДЭБЦ) является государственным учреждением дополнительного образования детей, работающим в области эколого-биологического образования,
  5. Целевая среда школы

    Документ
    Развитие школы – закономерное, целесообразное, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания, методов, форм организации) и ее управляющей системы, приводящее к эффективному достижению

Другие похожие документы..