Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Це Положення розроблено відповідно до статей 25 та 27 Закону України “Про Національний банк України”, статті 66 Закону України “Про банки і банківськ...полностью>>
'Конкурс'
С 30 октября по 02 ноября 2011 г. в г. Красноярск прошел Международный детский конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звезды». На конкурс собрались более...полностью>>
'Основная образовательная программа'
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не толь...полностью>>
'Документ'
"Пример мамы - всегда передо мной как недостижимая, но притягательная цель, к которой я всю жизнь пытаюсь приблизиться". К 100-летию со дня ...полностью>>

Концепция ежегодного фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив Введение

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цели и задачи фестиваля

Цели и задачи Фестиваля направлены на развитие творческого интеллектуального потенциала учащихся в интересах перспективного развития экономики столичного региона.

Цель Фестиваля - создание постоянно действующего механизма и условий для выявления, поощрения и поддержки научно-технического творчества талантливой учащейся молодежи, притока молодежи в сферу науки, образования и приоритетные высокотехнологические отрасли промышленности, а также закрепления молодежи в этой сфере.

Поставленная цель задает следующие направления:

воспитание нового ориентированного на инновационные решения и практические результаты поколения москвичей;

создание условий для развития мотивации к творческому, экономически целесообразному труду в сфере научной и инженерной деятельности и реализации интеллектуальных и творческих инициатив детей, подростков и молодежи города Москвы;

создание и распространение эффективных моделей, образовательных технологий и форм общественно-государственного взаимодействия в области научно-технического творчества;

формирование целостной системы поддержки творческой активности детей и молодежи в естественнонаучном и научно-техническом направлениях;

информационная, организационно-техническая и научно-методическая поддержка научно-технического творчества и молодежных инициатив.

Целевые направления основываются на принципах реализации Программы Фестиваля, приведенных ниже (таблица 2):

Табл.1.2

Целевые направления

Принципы

1. Воспитание нового ориентированного на инновационные решения и практические результаты поколения москвичей на условиях открытости, партнерства и ответственности семьи, школы, общества и бизнеса с использованием возможностей ведущих отечественных и зарубежных учебных заведений, научных центров и промышленных предприятий.

1.1. Пробуждение мотивации, выявление и развитие интереса молодежи к научно-техническому творчеству, обеспечение каждому молодому жителю города в условиях столичного мегаполиса равных стартовых возможностей проявления творческих способностей и самореализации (создание «историй успеха») в научно-технической сфере.

Принцип непрерывности

Последовательное формирование и сопровождение инновационных компетенций детей и молодежи на всех этапах цикла «семья – образовательная среда - наука – производство – рынок - общество»

Принцип многофункциональности

Функциональная уровневая направленность создания учебно-игровой и материально-производственной базы

Принцип соревновательности

1.2. Вовлечение детей и молодежи в сферу научно-технического творчества и формирование у них ключевых факторов успешности и результативности, сопровождение реализации творческого потенциала.

Принцип дифференцированности

Отраслевая и технологическая направленность образовательных модулей естественнонаучной и научно-технической направленности, а также предметная заинтересованность обучающихся

Принцип ответственности

Воспитание личных и общественных ценностей результативной деятельности при многоступенчатом совершенствовании знаний, умений, навыков практической направленности в области науки и техники.

1.3. Адресная поддержка и сопровождение детей и молодежи, занятых научно-техническим творчеством (создание и развитие системы «социальных лифтов» и формирование «точек роста»).

Принцип реалистичности

Мониторинг инновационных потребностей реальной экономики города в развитии научно-технического творчества и молодежных инициатив

Принцип соблюдения прав собственности

Правовая культура в сфере охраны интеллектуальной собственности молодежи – практических результатов научно-технической деятельности

2. Создание и распространение эффективных моделей, образовательных технологий и форм общественно-государственного взаимодействия в области научно-технического творчества на районном, окружном, отраслевом, городском уровнях, включая муниципальные и отраслевые мероприятия, а также координация и обеспечение московского участия в мероприятиях российского и международного уровней

Принцип системности

Формирование системных взаимосвязей между Департаментами и Комитетами Правительства Москвы, территориальными органами власти, органами муниципального самоуправления организациями и учреждениями

Принцип масштабируемости и преемственности

Создание и практическая апробация типовых (базовых), тиражируемых решений

3. Подготовка инженерно-педагогических кадров в сфере научно-технического творчества молодежи и создание условий для их привлечения и закрепления

Принцип квалифицированности

Накопление, анализ опыта и повышения компетенций кадров, занятых в развитии НТТ и молодежных инициатив.

4. Формирование целостной системы поддержки творческой активности детей и молодежи в естественно-научном и научно-техническом направлениях.

Принцип комплексности

Поддержка и создание необходимой по количеству и достаточной по спектру направлений образовательно-воспитательной среды (игровой –поисковой–технологической - инженерной – предпринимательской). Комплексный подход при отборе, создании и внедрении в ежедневную практику образовательно-воспитательных технологий, методик и программ, развивающих творческий потенциал обучающихся.

Принцип «шаговой» доступности.

Территориальная и информационная доступность учреждений (районных, окружных, городских и уникальных объектов инфраструктуры), развивающих научно-техническое творчество.

5. Информационная, организационно-техническая и научно-методическая поддержка научно-технического творчества и молодежных инициатив

Принцип информированности

Информационное равенство всех участников цикла «семья – образовательная среда - наука – производство – рынок- общество»

Принцип качества

Документальное подтверждение («история успеха») достигаемых в научно-техническом творчестве результатов на каждой ступени.

Обозначенные цели и целевые направления обуславливают необходимость решения следующих основных задач:

содействие утверждению в сознании обучающихся общественных ценностей и активной гражданской позиции поддержки инновационных путей развития страны;

вовлечение, социальное сопровождение детей и молодежи, занятых научно-техническим творчеством, содействие реализации их творческого потенциала и повышению практических результатов научно-технического творчества;

обеспечение территориальной, социальной, информационной доступности и качества учреждений, занимающихся развитием научно-технического творчества;

создание критериальной базы и индикаторов эффективности работы в области развития научно-технического творчества;

создание условий для привлечения и поддержки деятельности педагогических и инженерно-педагогических кадров, повышения уровня подготовки научно-педагогических кадров московских колледжей и учреждений дополнительного образования детей, эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала образовательных учреждений города Москвы;

пропаганда возможностей, перспектив и достижений в области научно-технического творчества и молодежных инициатив, повышение общественного значения занятий научно-техническим творчеством на всех уровнях, в т.ч., на всероссийском и международном.

Должен быть поставлен и решен ряд задач в области педагогической деятельности:

интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности;

повышения качества образования через исследования, как базы подготовки современного специалиста;

вовлечения студентов и преподавателей в научно-исследовательскую деятельность;

развития творчества как фактора активного воздействия на формирование целостной и гармонично развитой личности, как средства, непосредственно влияющего на мировоззрение, нравственность и социальную позицию молодежи;

переподготовки и повышение квалификации преподавателей для овладения ими методологией и организацией научно-технического творчества.

Содержание и направления реализации концепции Фестиваля

Формат фестиваля должен иметь комплексный характер, отличаться широтой, системным подходом, его результаты должны стать ощутимым вкладом в развитие города. Фестиваль призван стать источником креативности, событием в жизни столицы, объединяющим для его проведения единомышленников - творческих людей и организации - на основе творческих интересов, формируют творческую среду для активного внедрения в образовательный процесс современных методов исследований и проведения опытно-экспериментальной работы учащимися и студентами Москвы. Мероприятия, включаемые в программу Фестиваля, должны иметь тематическую направленность, связанную с научно-техническим развитием отраслей городского хозяйства столицы, определяемую Оргкомитетом фестиваля.

Предлагаемый план-схема проведения фестиваля научно-технического творчества и молодежной инициативы – 2010 отображен на рис.1.1

План-схема подготовки и проведения фестиваля научно-технического творчества и молодежной инициативы – 2010 рис.1.1

Анонс фестиваля, 24.11.09. Выставка «Зазеркалье» - Манеж, Манежная пл.1, ДТДМ «Интеллект»


Презентация основных направлений Программы


Предварительный этап фестиваля, ноябрь-декабрь 2009 оргкомитет, рабочая группа, окружные управления


Проведение научно-практического цикла семинаров «Мир творчества – открытые задачи»

Формирование организационно-технической и нормативно-методической базы и приглашение спонсоров и партнеров фестиваля


Подготовка Первого открытого форума юных исследователей и изобретателей «Новые вершины»

Подготовка открытого смотра-конкурса творчества учащихся «От замысла к изобретению»

Подготовка дней «Увлекательная наука» и «Чудеса техники», цикла встреч «Наука и техника для Большого города»


Основной этап фестиваля, январь - апрель 2010, оргкомитет, рабочая группа, окружные управления, образовательные учреждения, педагоги, учащиеся


Организационно-техническое и нормативно-методическое обеспечение фестиваля координация участия спонсоров и партнеров в работе фестиваля


Проведение дней «Увлекательная наука» и «Чудеса техники», цикла встреч «Наука и техника для Большого города» и отбор лучших мероприятий

Проведение Первого открытого форума юных исследователей и изобретателей «Новые вершины» и отбор лучших фестивальных площадок

Проведение и определение призеров и победителей открытого смотра-конкурса творчества учащихся

«От замысла к изобретению»


Подготовка Московской городской открытой выставки-ярмарки идей, проектов, изобретений «РИТМ»

Проведение Московской городской открытой выставки-ярмарки идей, проектов, изобретений «РИТМ», определение и награждение победителей и призеров

Финальный этап фестиваля, апрель - май 2010, оргкомитет, рабочая группа, окружные управления, образовательные учреждения, педагоги, учащиеся,

Организация и проведение для победителей фестиваля «Эйлеровских чтений», посещение научного центра «Технорама» (г.Винтертур, Швейцария)


Фестиваль – это

сочетание зрелищности проводимых мероприятий с высоким научным содержанием, способность представить разным целевым группам научные разработки в доступной форме, а также продемонстрировать детской и молодежной аудитории экспериментальное оборудование, уникальные установки, которыми располагают научные организации, институты и университеты республики.

множество площадок, на которых активно работающие ученые, аспиранты, преподаватели школ и университетов встречаются со школьниками и их родителями, интересующимися наукой, появляется возможность вживую услышать ученых и изобретателей, разработчиков высокотехнологичной продукции в различных сферах производства.

различные соревнования и конкурсы идей, проектов, изобретений, методического мастерства, которые позволят выявить самых лучших среди образовательных учреждений, педагогов, учащихся в различных номинациях.

Проведение фестиваля рассчитано на несколько этапов.

2.1. Предварительный этап фестиваля.

На предварительном этапе фестиваля планируется

Проведение цикла научно-практических семинаров «Мир творчества – открытые задачи» Цикл научно-практических семинаров «Мир творчества – открытые задачи» предназначен для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов. Переподготовка в рамках Фестиваля, позволит приобрести им современные знания, мировоззрение и кругозор для развития научно-технического творчества в специализированных и профильных школах, колледжах, Домах технического творчества и пр. Программа ознакомит педагогов:

с современными тенденциями развития детского технического творчества и возможностями ТРИЗ как инновационной технологии обучения творчеству;

с методами активизации творческого мышления с приемами развития системного и диалектического мышления, с технологией творчества и изобретательства;

с основами знаний по инновационному менеджменту и предпринимательству в научно-технической сфере, коммерциализации результатов НТТ, интеллектуальной собственности.

Цикл научно-практических семинаров позволит

услышать выступления ученых и ведущих специалистов инновационных предприятий города о новейших достижениях науки и техники;

ознакомиться с новыми подходами к образованию;

расширить свой педагогический инструментарий;

ознакомиться с направлениями и практическими примерами работы с результатами научно-технического творчества и возможностями, существующими для этого в городе;

получить и презентовать практические примеры того, что развитие творческого мышления и воплощение его в проектных решениях – необходимое условие развития научно-технического творчества и молодежных инициатив;

получить при создании проектов фестивальных площадок профессиональные консультации преподавателей, коллег и организаторов фестиваля для организации их работы и демонстрации результатов в ходе фестиваля.

Формирование организационно-технической и нормативно-методической базы и приглашение спонсоров и партнеров фестиваля.

Для проведения фестиваля на высоком научно-методическом уровне должны быть подготовлены комплекты организационно-технического и нормативно-методического обеспечения, включающего следующие материалы:

Положение о фестивале

Планы подготовки и проведения фестиваля (на уровне учебного округа, городских учреждений, сводный - городском уровне)

Программа (Календарный план) фестиваля

Положения об основных мероприятиях фестиваля:

о Первом форуме юных исследователей и изобретателей «Новые вершины», включая Требования к фестивальным площадкам, включаемым в Программу Фестиваля;

об открытом смотре-конкурсе творчества учащихся «От замысла к изобретению»;

о Московской городской открытой выставки-ярмарки идей, проектов, изобретений «РИТМ – развитие инновационного творчества молодежи».

2.2. Основной этап Фестиваля.

В рамках основного этапа Фестиваля планируется проведения мероприятий по следующим направлениям:

А. Просветительское.

Подготовка и проведение дней «Увлекательная наука» и «Чудеса техники», цикла встреч и публичных лекций «Наука и техника для Большого города», авторских семинаров и мастер-классов «Просто о сложном в науке и технике». Проведение Фестиваля планируется одновременно на многих площадках города. Это - выставочные залы, музеи, районные библиотеки, образовательные учреждения города, ВУЗы, высокотехнологические предприятия.

Задачи проведения мероприятий по данному направлению:

способствовать передаче и популяризации новых знаний, соответствующих приоритетным направлениям современной науки, техники и перечню критических технологий;

расширить современные представления школьников о содержании, формах и методах исследовательской и проектной деятельности в области передовой науки и прорывных технологий;

ознакомить учащихся с новейшими достижениями в области фундаментальных, технических и естественных наук в музеях и библиотеках, на высокотехнологических предприятиях и в ВУЗах столицы, а также на семинарах и лекциях, проводимых в рамках Фестиваля.

В рамках данного направления предлагается проведение

творческих встреч, публичных лекций, бесед, мастер-классов в музеях естественнонаучной и научно-технической направленности, книжных магазинах, библиотеках, кинотеатрах города с интересными людьми – учеными, инженерами, специалистами, работающими в прорывных направлениях науки и техники;

ознакомительных экскурсий на высокотехнологические предприятия;,

автопробегов в наукограды Подмосковья, включающих посещение региональных технических музеев Подмосковья и других областей центральной России, отражающих ключевые моменты развития отечественной науки и техники;

проектов дистантного обучения детей, в том числе с ограниченными возможностями, по основным направлениям в области науки и техники;

встреч с авторами и специалистами профильных журналов и издательств, выпускающих литературу, направленную на развитие творческих способностей в научно-технической области.

Предполагается организация работы не менее 100 открытых мероприятий.

Б. Научно-методическое

Подготовка и проведение Первого форума юных исследователей и изобретателей «Новые вершины »

Задачи проведения мероприятий по данному направлению:

отобрать для организации работы в открытом режиме в рамках зрительских программ городских фестивальных площадок на базе образовательных учреждений, имеющих лучший опыт в разработке и реализации перспективных направлений содержания учебной деятельности в сфере науки, техники и технического творчества на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования;

повысить уровень конструкторско-технологической деятельности школьников и их готовности к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства;

развивать у учащейся молодежи навыков научной работы, презентации результатов собственных научных исследований;

повысить квалификацию и профессиональное мастерство преподавателей, курирующих НТТМ.

В рамках данного направления предлагается организация

работы не менее 20 окружных и 5 городских фестивальных площадок.

В. Конкурсное

Подготовка и проведение Открытого смотра-конкурса творчества учащихся «От замысла к изобретению»;

Задачи проведения мероприятий по данному направлению:

выявить и отобрать через конкурсные процедуры

инновационные идеи, проекты, изобретения учащейся молодежи, выполненные индивидуально и в группе, самостоятельно и при поддержке и под руководством ученых, инженеров и специалистов музеев, высокотехнологических предприятий и ВУЗов;

учащихся, имеющие наиболее высокий уровень результатов конструкторско-технологической деятельности и готовность к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства;

активных организаторов творческой и инновационной деятельности и педагогов, отличившихся в разработке образовательных методов и технологий и реализовавших лучшие образовательные проекты в сфере науки, техники и технического творчества, а также подготовивших учащихся, имеющих наиболее высокий уровень конструкторско-технологической деятельности.

В рамках данного направления проведение конкурса предлагается следующим 4 (четырем) номинациям:

научно-техническое творчество, в том числе робототехника; электроника; информационные технологии и программирование; авиа- и ракетомоделирование; судомоделизм; автомоделизм; радиосвязь, радиоспорт; картинг; технический дизайн и компьютерное моделирование узлов, механизмов; теория решения изобретательских задач, конструирование и изобретательская деятельность учащихся;

научно-исследовательская и проектная деятельность;

специальная отраслевая номинация 2010 года: ресурсосбережение и рациональное использование ресурсов;

инициативы юных.

2.3. Финальный этап Фестиваля

В рамках финального этапа Фестиваля планируется:

Подготовка Московской городской открытой выставки-ярмарки идей, проектов, изобретений «РИТМ». Московская городская (региональная) открытая выставка-ярмарка идей, проектов, изобретений является ключевым мероприятием Фестиваля

Задачи проведения выставки:

привлечь талантливую молодежь в научно-техническую сферу и ориентировать ее на решение проблем научного и инновационного развития города и России в целом;

продемонстрировать и поощрить лучший опыт учащейся молодежи, педагогов и образовательных учреждений в разработке и реализации перспективных направлений содержания учебной деятельности в сфере науки, техники и технического творчества на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.

Работа Фестиваля должна включать:

анализ существующего материально-технического и методического обеспечения творческой научной деятельности участников Фестиваля;

формирование базы данных талантливой молодежи и детей, их разработок и личной рейтинговой оценки, учитывающей деятельное участие в мероприятиях фестиваля (выступления, исследовательская, проектная работа, участие в конкурсах, выставках), награды (кол-во, вид, уровень), гранды;

интерактивную мультимедийную поддержку и сопровождение мероприятий фестиваля в среде Интернет;

организацию социального партнерства, поиск новых партнеров из числа общественных организаций, крупного бизнеса, государственных организаций для поддержки НТТМ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конкурс как развивающая среда Пашолок Л. Б., методист структурного подразделения гоу мц суо

    Конкурс
    Конкурсные мероприятия Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»
  2. Программа поддержки научно-технического творчества молодежи «Будущее Москвы»

    Программа
    Формирование основ системы научно-технического творчества, направленной на выявление, развитие и реализацию потенциала детей и молодежи в интересах инновационной экономики города Москвы
  3. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул особую роль образования в развитии государства: Главная задача (2)

    Задача
    Будущее любой страны, благополучие и социальная защищенность ее граждан напрямую зависят от успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, способности государства и общества воспитать молодежь в духе интеллектуальной свободы,
  4. Общая характеристика учреждения 3 раздел 2

    Документ
    Государственное образовательное учреждение города Москвы Московский детский эколого-биологический центр (МДЭБЦ) является государственным учреждением дополнительного образования детей, работающим в области эколого-биологического образования,
  5. Целевая среда школы

    Документ
    Развитие школы – закономерное, целесообразное, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение самой школы (ее целей, содержания, методов, форм организации) и ее управляющей системы, приводящее к эффективному достижению

Другие похожие документы..