Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
долголетия человека, улучшения качества его жизни, путем многообразного использования для этих целей четырех минералов – цеолита, шунгита, воды (вода ...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 12.00.09 – Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельно...полностью>>
'Документ'
Термин «социализация» (от латинского socialis — общественный) — широкоупотребителен в таких науках, как психология, со­циология, история, этнография,...полностью>>
'Пояснительная записка'
Работа содержит маркетинговые исследования, художественно-конструкторские предложения и разработку коллекции нарядной женской одежды под девизом «Ряз...полностью>>

Первый урок первая программа 8 Сохранение и запуск проекта на выполнение 11 Сохранение проекта 11

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ Межшкольный учебный комбинат № 1 г. Кирова

Объектно-ориентированное,
визуальное программирование
в
Delphi на уроках
“ИНФОРМАТИКА и ИКТ”

2007 г.

Данная книга составлена для учителей и учеников, изучающих предмет “Информатика и ИКТ”. Здесь представлены уроки работы в среде Delphi 7 для всех разделов программирования основного базового курса. Уроки составлены так, что ученик, выполняя поурочные задания, научится основам программирования и познакомится с основными конструкциями объектно-ориентированного программирования языка Delphi 7 (Pascal). Кроме этого обучающийся самостоятельно может выполнить задания и подготовиться к уроку. Примеры программ, используемые в книге, представлены в электронном виде.

Данный сборник составил преподаватель МУК №1 г. Кирова Бурков В.С. для учителей информатики и ИКТ.

Оглавление

Введение 5

Некоторые специальные символы: 5

Знакомство со средой DELPHI 6

Первый урок – первая программа 8

Сохранение и запуск проекта на выполнение 11

Сохранение проекта 11

Запуск проекта на выполнение 11

Примерные задания для первого урока 12

Вопросы для самоконтроля 13

Второй урок – вычисление математических выражений 14

Код программы 15

Примерные задания для второго урока 16

Вопросы для самоконтроля 17

Третий урок – ввод целочисленных данных 18

Компонент Edit 18

Код программы 19

Примерные задания для третьего урока 19

Вопросы для самоконтроля 20

Четвёртый урок – использование оператора ветвления 21

Код программы 21

Примерные задания для третьего урока 22

Вопросы для самоконтроля 24

Пятый урок – использование Shape для “рисования” 25

Как убрать часть графического примитива: 28

Примерные задания для пятого урока 28

Вопросы для самоконтроля 28

Шестой урок – использование Timer для “движения” объектов на форме 29

Объект Timer 29

Как заставить графический объект “двигаться”? 30

Примеры программ на движение 30

Первая программа – движение слева направо 30

Вторая программа – движение ракет вверх с использованием Shape, картинки и панели 33

Как выполнить движение по диагонали? 35

Примерные задания для шестого урока 35

Вопросы для самоконтроля 36

Седьмой урок – цикл с параметром (For) 37

Вопросы для самоконтроля 38

Восьмой урок – цикл с предусловием (While … do) 39

Вопросы для самоконтроля 40

Девятый урок – цикл с постусловием (Repeat … Until) 41

Вопросы для самоконтроля 42

Приложения 43

Приложение № 1
Некоторые параметры объектов и их использование
43

Приложение № 2
Математические операции и некоторые функции
в Pascal-е и Delphi 44

Приложение № 3
Стандартные математические функции Object Pascal 45

Приложение № 4
Типы числовых данных в Pascal-е и Delphi 46

Целые типы 46

Вещественные типы 46

Приложение № 5 Стандартные конструкции языка Pascal 47

Введение

Значительно более мощные системы Windows, OS/2 и другие привели к повсеместному вытеснению старой “доброй” DOS (MS DOS, DR DOS). В этих системах программировать было существенно сложнее, чем в MS-DOS. Разработчики систем программирования, и, прежде всего такие корпорации, как Microsoft и Borland, не замедлили выпустить соответствующие средства. Так Borland уже в 1991 году, т. е. сразу после появления Windows 3.1, выпускает Turbo Pascal for Windows, а в 1992 - усовершенствованную версию этой системы программирования – Borland Pascal with Objects 7.0. Эти первые специализированные инструменты требовали основательного знания Windows и были сложны в освоении. В 1993 году Microsoft выпустила первую визуальную среду программирования Visual Basic, и программирование для Windows стало даже проще, чем программирование для MS-DOS. В ответ на это Borland в 1995 году выпустила первую версию Delphi, а затем, с интервалом в 1 год, - еще 4 версии: 2, 3, и 5. Наконец, в середине 2001 г. выпускается 6-я версия, затем, через некоторое время, 7. Восьмая версия ориентирована на платформу Net и по виду отличается от стандартных. Здесь будет использована версия Delphi 7 для разбора заданий. Все эти примеры можно так же использовать и в 8-й версии, но состав компонентов и список их параметров будет иметь другой вид и находиться в другом месте.

Эта книга рассчитана на тех, кто уже познакомился со стандартными конструкциями языка Pascal. Если вы ещё не знакомы с ними, то в приложении № 5 они кратко описаны.

Некоторые специальные символы:

 – замечания, нужно запомнить.

Знакомство со средой DELPHI

Для загрузки Delphi нужно запустить файл Delphi32.exe из папки Bin каталога Delphi7. Можно также это сделать через кнопку “Пуск” (см. рисунок № 1).


рис. № 1

После загрузке Delphi вы увидите, примерно, следующее:




рис. № 2

Перечислим некоторые объекты и окна, с которыми вам придётся постоянно работать: окно формы, окно свойств и процедур-событий, линейка палитры компонентов, компоненты (объекты, интерфейсные элементы) конкретной закладки, кнопка запуск приложения ( или F9).

На форме выставляются интерфейсные элементы, в окне Inspector (см. рис. № 2) на вкладке Properties (свойства) можно установить их начальные значения для параметров. В приложении № 1 перечислены часто встречающиеся свойства компонентов.

Палитра компонентов содержит компоненты как стандартные, так и созданные независимыми пользователями (не поставляются фирмой Borland). На уроках мы познакомимся с некоторыми компонентами у палитр Standard, Additional, Win32 и System и возможными применениями их в программах.

Первый урок – первая программа

Задание:

На вашей форме после запуска должна появиться примерно следующая информация (см. рис. № 3):

Frame3

рис. № 3

Естественно ФИО, класс, группа должны соответствовать вашим данным. При нажатии на кнопку “ВЫХОД” приложение должно закрыться.

Примерный порядок действий:

  1. З


    апускаем Delphi;

  2. С помощью стандартных манипуляций с окном формы перемещаем его в центр экрана и изменяем размеры; Это должно выглядеть, примерно, так (см. рис № 4):

рис. № 4

  1. Для замены заголовка Form1 на ваши фамилию, имя, отчество и урок № 1 нужно воспользоваться окном инспектора (Object Inspector) и закладкой параметры – Properties (см. рис № 5).

Если данного окна не оказалось на экране, то нажмите F11.

Выберите строчку Caption и замените Form1 на ваш текст. Данное свойство присутствует во многих компонентах, где есть надписи, заголовки.

 – нельзя менять Form1 в параметре Name. Значение свойства Name для любых компонентов является идентификатором и используется для обращения к объекту в коде программы. Вам пока не надо менять стандартные значения.

объект



Вкладка “свойства”



Выбранный параметр


рис. № 5

П


осле наших действий можно увидеть изменённую форму (см. рис № 6)

рис. № 6

Сейчас мы должны научиться выставлять компонент Label, на котором можно писать в параметре Caption любой текст. Выполним надпись ФИО в две строки: первая – фамилия, вторая – имя и отчество. Для этого:

    1. Щелкните по иконке Label (см рис. № 7) в линейке интерфейсных элементов Standard.

метка

кнопка

рис. № 7

Компонент будет выделен, т.е. как бы вдавлен.

    1. Выделите прямоугольную область под метку на форме. Можно не беспокоиться о размере, т.к. для метки параметр AutoSize (по размеру) по умолчанию равен True (истина).

    2. В параметре Caption напишите свою фамилию и через пробел имя (см. рис. № 5). На форме отобразится введенный вами текст.

    3. В параметре Font (шрифт) установите нужный вам размер и цвет текста.

    4. В параметре WordWrap замените False на True – текст будет отображаться в несколько строк. Измените размер компонента Label1 так, чтобы текст отобразился согласно заданию, т.е. в две строки и переместите его на нужное место.

    5. Повторите это для строки с “классом” и “первой программы”. Здесь параметр WordWarp можно оставить по умолчанию – False.

  1. К


    рис. № 8

    омпонент кнопка (см. рис. № 7) выставляем на форму и, так же как для метки, определяем надпись “выход”, размер шрифта, положение и размер.

 – цвет фона и шрифта не изменяется для компонента Button вкладки Standard.

    1. Что бы вставить действия на щелчок, дважды кликните на кнопке – Button1. Вы войдёте в код процедуры Click для данной кнопки (рис. № 9).

рис. № 9

В пустой строке между begin и end; напишите команду Close; – это команда закрытия активной формы. У вас должно получиться следующее:

Begin

Close; { место записи команд языка Pascal }

End;

Close не обязательно писать с заглавной буквы. Delphi понимает команды – английские слова, в любом сочетании, например: заглавная, прописная, заглавная … и т.д.

    1. Сейчас нужно сохранить проект и форму, а затем запустить проект. Как это делать вы узнаете в следующем подразделе.

Сохранение и запуск проекта на выполнение

Сохранение проекта

Возможны как минимум три варианта:

  1. Меню File, строка Save All с подсказкой горячих клавиш Shift+Ctrl+S;

  2. Щёлкнуть по иконке двух дискет ;

  3. Shift+Ctrl+S.

После любого из этих вариантов в первый раз Delphi попросит вас сохранить с начала форму – Unit1 c расширением pas, а затем проект – Project1 c расширением dpr (Delphi project). В дальнейшем запросов на ввод имени проекта и формы не будет. Кнопка двух дискет будет недоступной, если не было никаких изменений ни в проекте, ни на/в форме. Если кнопка двух дискет будет доступна, следовательно, перед запуском нужно сохранить изменения – это хороший стиль отладки.

 – Сохраняйте каждый свой проект в отдельной папке.

 – Не переименовывайте пока стандартные названия проекта и форм.

Запуск проекта на выполнение

Возможны минимум три варианта:

  1. Меню Run, строка Run с подсказкой горячих клавиш F9;

  2. Щёлкнуть по иконке зелёного треугольника ;

  3. F9.

Примерные задания для первого урока

  1. С помощью программы напечатайте на экране любое четверостишье и затем, через пустую строку, добавьте автора.

Контрольный пример:

Грубым дается радость.

Нежным дается печаль.

Мне ничего не надо,

Мне ничего не жаль.

Сергей Есенин

  1. С помощью программы напечатайте на экране расписание уроков на любой день недели, кроме воскресенья и затем, через пустую строку, добавьте номер школы и класс с буквой.

Контрольный пример:

Вторник

1 – геометрия

2 – английский язык

3 – физика

4 – литература

5 – история

Школа N 15, 9 А класс

  1. Ослик Иа, путешествуя от дома к озеру, потерял свой хвост. Он так расстроился, что забыл путь назад до дома. Помогите ему, составив инструкцию, если путь от дома был такой:

По тропинке на север до первой развилки.

Выбрать левую развилку и идти до поляны.

Поляну обойти по кромке леса слева и идти до развилки.

Выбрать левую тропинку и, пройдя 100 шагов, повернуть налево.

Пройти 200 шагов и окажитесь у озера.

Контрольный пример:

Инструкция для ослика Иа:

Выбрать южную часть озера.

По дороге пройти 200 шагов и т.д.

Название формы – ваши фамилия и имя, затем, через тире, программа № 1.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какой язык используется в Delphi?

  2. Как запустить Delphi?

  3. Изменяя какой параметр можно вывести различные надписи?

  4. Как назначить действие клик – щелчок по кнопке?

  5. Для запуска формы (проекта) нужно …

  6. Для изменения параметров шрифта (цвет, размер, начертание, гарнитура) нужно …

Второй урок – вычисление математических выражений

Delphi можно использовать как калькулятор, хотя это не совсем удачная идея. Это всё равно, что на КАМАЗе перевозить спичечный коробок. Для этого есть специальные программы. На этом занятии мы познакомимся с вычислением математических выражений. Сначала посмотрите на таблицу соответствия математических операций и языка Pascal в приложении № 2. В языке Pascal и соответственно в Delphi нет операции возведения в степень. Это большое упущение. Можно воспользоваться математической формулой:

XY = exp(Y * Ln(X)),

например, 23 = exp(3 * ln(2)).

Так как надстрочные символы в коде программы не напишешь, то для степени при подсказках используют символ титла – ^. В нашем примере для отображения в метке 23 нужно записать 2 ^ 3.

Таблица с математическими операциями и некоторыми функциями
в Pascal-е и Delphi находятся в конце урока.

Рассмотрим первый пример из первого задания и h) из третьего (смотри в конце урока). Третий пример на вычисление корня пятой степени

При запуске формы можно увидеть следующее:

Можно заметить, что количество Label на одну больше, чем вариантов. Появилась кнопка “вычислить”, после нажатия на которую выводятся результаты вычисления математических выражений. Обычно номер задания указывается с закрывающей круглой скобкой.

Код программы

Рассмотрим код процедуры Click для кнопки “вычислить”:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

x : real; { вещественный тип переменной }

begin

x := 28.1 - 36.8 / (50.08 + 49.92);

Label2.Caption := 'a) ' + floattostr(x);

x := sqrt((89.6 - 133.72 / 33.3)/(888.8 + (48 -

396.1 * 1.1)));

Label3.Caption := 'h) ' + floattostr(x);

Label4.Caption := '3) 345025251 ^ (1/5) = '

+ floattostr(exp(1/5 * ln(345025251)));

end;

В выражениях используются вещественные числа, поэтому переменная Х объявлена как вещественное число. Для перевода вещественного числа в строку воспользуемся функцией FloatToStr()так как в параметре Caption компонента Label данные строкового типа.

 десятичные числа с дробной частью в языках программирования записываются с использованием точки, которая является разделителем целой и дробной частей1.

 после вычисления первого примера скопируйте две строки и замените номер Label и математическое выражение (Ctrl+C, затем Ctrl+V).

 Для вывода нескольких строковых данных (переменных, констант) воспользуемся операцией сцепления (конкатенации) для строковых данных. Эта операция “+”. С помощью её данные как в паровозике образуют состав, который воспринимается как одна строковая величина.

 Если в математическом выражении есть обыкновенная дробь, то числитель и знаменатель заключите в круглые скобки. Правда, это не обязательно делать в некоторых случаях, но в большинстве случаях очень даже помогает.

Примерные задания для второго урока

  1. Дмитрию задали на дом решить несколько примеров по математике. Помогите ему проверить свои вычисления:

  1. 28,1 – 36,8 : (50,08 + 49,92)

  2. 54 x 3465 – 9025 : 95 + 360 272 : 712

  3. (32,24 x 0,32 + 366,032 x 0,1) : 23

  4. 62,92 : 5,2 – 4,2 x (7 – 6,3)

  5. 6,56 x 4,36 – 3,36 : (0,736 + 2,464)

  6. 7225 : 85 + 64 x 2345 – 248 878 : 613

Ответы: a) 27,732 b) 187 521 c) 2,04 d) 9,16 e) 27,5516 f) 149 759

  1. Марианну попросили составить программу вычисления следующих математических выражений:

Ответы: а)  25,52 b)  197,476 c)  –2,13 d) 3

  1. Язык программирования позволяет проще вычислять математические выражения. Для этого сложную конструкцию (дроби, корни и т.д.) нужно представить в виде строчного математического выражения, используя для этого круглые скобки. Попробуйте вычислить следующие математические выражения, округлив данные до трёх цифр в дробной части:

Ответы: а)  22,822 b)  553,124 c)  41,072 d)  64,817 e)  8.768

f)  62.284 g)  1.435 h)  0.413

Вопросы для самоконтроля

  1. Какой математической операции нет в Delphi?

  2. Как изменить порядок выполнения операций Delphi?

  3. В каком порядке выполняются операции одного приоритета?

  4. Назовите стандартные математические функции в Delphi для извлечения квадрата из числа и получения квадрата числа.

  5. Сколько “строк” можно использовать для записи математического выражения в Delphi?

  6. Как обозначаются операции деления и умножения в Delphi?

Третий урок – ввод целочисленных данных

Пусть нам нужно выполнить следующую задачу:

Маша и Даша собирали грибы. Маша принесла a грибов, а Даша – b грибов. Сколько всего грибов собрали девочки?

Данные для переменных a и b нужно ввести с клавиатуры.

После запуска форма может выглядеть так:

Компоненты Edit1 и Edit2 для ввода данных

Метка Label5 пока невидима.

После щелчка на кнопке ОПРЕДЕЛИТЬ появится результат

П


о щелчку на кнопке ОПРЕДЕЛИТЬ появится результат:

Компонент Edit

Находится на вкладке Standard. Используется для ввода текстовых данных через параметр Text.

После изменения данных в любом из компонентов Edit можно снова пересчитать результат, нажав на кнопку ОПРЕДЕЛИТЬ.

 – при создании данного приложения мы будем опираться на знания и опыт предыдущего задания – первой программы. В дальнейшем разбираем только новый материал и, возможно, некоторые особенности задания.

Код программы

Рассмотрим код процедуры Click для кнопки “определить”:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

a, b : integer;

begin

// В переменные a и b заносим целочисленные

//значения

a := StrToInt(Edit1.Text);

b := StrToInt(Edit2.Text);

Label5.Caption := IntToStr(a + b);

end;

Примерные задания для третьего урока

  1. Катя нашла A грибов, а Слава B. Среди этих грибов оказалось C несъедобных. Сколько съедобных грибов было собрано?

Контрольный пример:

А = 64, В = 89, С = 17, ответ: 136

  1. Монгольский воин за 7 секунд выпускает обычную стрелу, а за 10 – зажженную. За какое время воин выпустит А обычных и В зажженных стрел?

Контрольный пример:

4 обычных, 5 зажженных – 78 секунд

  1. У фермера дяди Вася в загоне паслись коровы и гуси. Каждый час дядя Вася заходил в загон и подсчитывал количество голов и общее количество ног и лап, не считая людские головы и конечности. После этого он сверял результаты со своими цифрами. Помогите подсчитать фермеру дяде Васе количество голов и количество ног и лап, если известно, что на данный момент в загоне А коров и В гусей.

Контрольный пример:

12 коров, 4 гуся, ответ: 16 голов и 56 ног и лап.

Вопросы для самоконтроля

  1. С помощью какого компонента ввели числа в этой программе?

  2. Какие данные хранит компонент Edit?

  3. Какой функцией воспользовались для получения целых чисел?

  4. Какой функцией воспользовались для получения из целых чисел строковой величины?

  5. Как поменять цвет шрифта в Label и Edit?

  6. Как создать процедуру Click (щелчок по кнопке)?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (1)

    Программа
    2.1.1.2.2.3.1.1. Предупреждение опасного поведения различных категорий участников дорожного движения, формирование законопослушного поведения и негативного отношения граждан к правонарушениям в сфере дорожного движения 56
  2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на 2011-2012 учебный год (2)

    Программа
    Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального
  3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Конец формы

    Программа
    Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании
  4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (1)

    Программа
    Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Минькинская
  5. Программа "социально-экономического развития города иркутска на 2004 2007 годы"

    Программа
    Рассмотрев Программу "Социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 годы", руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ст.

Другие похожие документы..