Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лабораторная работа'
В состав Word входит программа создания диаграмм Microsoft Graph, включающая почти все возможности наиболее универсальной программы управления электр...полностью>>
'Доклад'
2. Режим работы школы: Начальные классы 1-4. Начало занятий - 9.00, уроки по 45 минут с 20-25-и часовой учебной нагрузкой в неделю. В начальной школе...полностью>>
'Урок'
Дорошенко Тамара Григорівна має відповідну вищу освіту, 22 роки педагогічного стажу, категорія вища, учитель-методист. Учитель досконало володіє мето...полностью>>
'Документ'
Хотим мы этого, или нет, но фактически мы живем в обществе потребления. А что именно потреблять, нас учит реклама. С экранов телевизоров счастливые и ...полностью>>

Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (1)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации

ACADEMIA

ЕШЯШПЕИ

Москва 2010

УДК 373+372.8

ББК 74.200.5+74.200.50

Основы иудейской культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. - М. АПКиППРО, 2010.-60 с.

Авторы: Иоффе А.Н., Мишина Е.А., Савченко К.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Чиндилова О.В., Яковлева С.Г.

Рецензенты: Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПК и ППРО.

Руководительпроекта: А. И. Рытов

Научный руководитель проекта: Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор

Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО

«Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры

и светской этики» (курс ОРКСЭ)», реализуемого в рамках мероприятия 3 «Разработка и внедрение новых государственных

образовательных стандартов общего образования»,задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования»

Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы

ISBN 978-5-8429-0587-4

Учебно-методическое пособие «Основы иудейской культуры» предназначено для оказания методической помощи учите­лю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов.

Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы.

Материалы носят практико-ориентированный характер и могут представлять интерес как для системы дополнительного профессионального педагогического образования, так и для директоров школ и педагогов.

ББК 74.200.5+74.200.50

ISBN 978-5-8429-0587-4

© Федеральное агентство по образованию, 2010 © АПКиППРО, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия - помочь учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной куль­туры и светской этики» для учащихся 4 - 5-х классов. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 34 часа и изучается на переходной ступени от начальной к основной общеобразовательной школе: 4 четверть 4 класса (17 часов), 1 четверть 5 класса (17 часов).

Данное пособие состоит из следующих частей:

Введение.

Требования к результатам освоения курса «Основы рели­гиозных культур и светской этики».

Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Контрольно-измерительные материалы для самопро­верки учителя.

При разработке поурочного планирования основным ис­точником является пособие для учащихся, поскольку именно в нем отражена содержательная часть курса.

К основным методическим источникам относятся: «Осно­вы религиозных культур и светской этики». Книга для учите­ля. - М., 2009; «Основы религиозных культур и светской эти­ки». Брошюра для родителей. - М., 2009.

К учебным пособиям относятся: «Основы православ­ной культуры». Пособие для учащихся. - М., 2009; «Осно­вы исламской культуры». Пособие для учащихся. - М., 2009; «Основы буддийской культуры». Пособие для учащихся. -М., 2009; «Основы иудейской культуры». Пособие для учащихся. - М., 2009; «Основы мировых религиозных культур». Посо­бие для учащихся. - М., 2009; «Основы светской этики». По­собие для учащихся. - М., 2009.

Вместе с тем следует учитывать, что в планировании за­частую содержится избыточный материал, позволяющий учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач. Так, в качестве дополнительного мате­риала можно рассматривать рекомендованный разработчи­ками уроков иллюстративный материал, не нашедший отра­жения ни в пособии для учащихся, ни в книге для учителя.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к дру­гим культурам, готовность и способность к диалогу и сотруд­ничеству, что подразумевает овладение знаниями об осо­бенностях национальных культур, культурологических осно­вах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поко­лением нравственных ценностей, обеспечивающих обще­ственно значимую мотивацию поведения и поступков, ори­ентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит соци­ализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющей­ся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Духовно-нравственное воспитание младших школьни­ков требует взаимопонимания и сотрудничества с их роди­телями. Работа с родителями предусматривает установле­ние контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований.

В качестве основного методологического принципа реа­лизации курса выбран культурологический подход, способ­ствующий формированию у младших школьников первона­чальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает­ся как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматри­вается как формирование и развитие отношения школьника

к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим на­родам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В связи с этим целесообразно считать, что курс «Осно­вы религиозных культур и светской этики» является прежде всего средством формирования у школьников поликультур­ной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликуль­турных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценно­стей, качеств, опыта, социальных норм, а также правил по­ведения, необходимых для повседневной жизни и деятель­ности в современном обществе, реализующееся в способ­ности выстраивать позитивное взаимодействие с предста­вителями различных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетент­ности включает принятие человеком культурного и религи­озного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Следовательно, в резуль­тате освоения данного курса учащиеся должны усвоить сле­дующие положения: каждая духовная культура имеет соб­ственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для раз­вития человечества ценностным содержанием.

Основные задачи учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • знакомство учащихся с содержанием одного из учеб­ных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;

  • развитие представлений младшего подростка о значе­нии норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни лю­дей;

  • обобщение знаний, представлений о духовной культу­ре и морали, полученных в начальной школе;

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих це­лостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к обще­нию в полиэтнической, многоконфессиональной и поликуль­турной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают:

  • организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса на уро­ке и во внеучебной деятельности;

  • практическая деятельность, направленная на форми­рование способности к сопереживанию, состраданию, люб­ви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;

  • обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.

Основными средствами духовно-нравственного воспита­ния младших школьников в рамках рассматриваемого курса в учебной и во внеучебной деятельности выступают: учебные пособия по курсу, адресованные младшим школьникам, слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учени­ком, средства наглядности, иллюстративный материал.

В соответствии с требованиями Федерального Государ­ственного Образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религи­озных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспита­тельные результаты любого из видов деятельности учащего­ся распределяются по трем уровням (см. Стандарты второ­го поколения):

Первый уровень результатов - приобретение школь­ником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодо-

3

бряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к соци­альной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школь­ников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищен­ной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой социальной среде ребенок получает (или не получает) пер­вое практическое подтверждение приобретенных социаль­ных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опы­та самостоятельного общественного действия. Только в само­стоятельном общественном действии юный человек действи­тельно становится (а не просто узнает о том, как стать) соци­альным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение име­ет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней воспитательных результа­тов обеспечивает появление значимых эффектов воспи­тания и социализации детей - формирование у школьни­ков коммуникативной, этической, социальной, граждан­ской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский на­род и историю России, осознание своей этнической и наци­ональной принадлежности; формирование ценностей мно­гонационального российского общества; становление гума­нистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ отделения на «своих» и «чужих», развитие доверия и уваже­ния к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственно­сти за свои поступки на основе представлений о нравствен­ных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морально­го поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуля­ции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, береж­ному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности; поиск средств ее осущест­
вления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить со­ответствующие коррективы в их выполнение на основе оцен­ки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неу­спеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для реше­ния различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов раз­личных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления ана­логий и причинно-следственных связей, построения рассу­ждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; го­товность признавать возможность существования различ­ных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать кон­фликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, уме­ние договориться о распределении ролей в совместной де­ятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценно­стей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религи­озной морали, понимание их значения в выстраивании кон­структивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о свет­ской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традици­онных религий в становлении российской государственно­сти; формирование первоначального представления об от­ечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального на­рода России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Основные методические принципы преподавания школьного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»

В основу построения уроков в рамках курса «Основы ре­лигиозных культур и светской этики» закладывается ряд мето­дических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:

• диалогическое взаимодействие, которое подразу­мевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зре­ния, результатов индивидуальной деятельности, создание личностно-значимой учебной ситуации. Личностно значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления учени­ку права выбора содержания и форм своей учебной деятель­ности, т.е. возможности выстраивать собственную комму­никацию с изучаемым материалом, формировать и форму­лировать самостоятельные суждения и аргументированные

4

мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, реф­лексировать;

• приоритет личностного развития учащихся, их интел­
лектуального, духовно-нравственного и эмоционального со­
вершенствования;

• актуальности (изучаемое актуально для нравственно­
го, интеллектуального и духовного совершенствования уче­
ников);

  • опора на самостоятельность мышления учащихся, ко­торое, в свою очередь, развивается не стихийно, а являет­ся результатом сознательной интеллектуальной деятельно­сти по освоению содержания предмета и адекватных спосо­бов деятельности;

  • вариативность (возможность выбора на уровне про­блемы, вопроса, текста для анализа или интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата). Соблюдение условия вариативности и после­довательность в реализации деятельностного подхода к из­учению гуманитарных дисциплин способствует развитию компетентностной сферы личности, таких ключевых компе­тенций, как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая и других;

  • деятельностное обучение, которое последователь­но реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельност-ный характер освоения знаний и умений предполагает по­строение субъект-субъектных отношений в ситуации обуче­ния, а также создание коммуникативно-активной образова­тельной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;

  • соблюдение баланса между теоретическим материа­лом и материалом для эмпирического и творческого осво­ения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Основные методические подходы

в преподавании школьного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

В качестве основных подходов к преподаванию школь­ного курса «Основы религиозных культур и светской этики» определены культуроведческий и коммуникативный.

В рамках культуроведческого подхода в процессе изуче­ния курса учащиеся осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культу­ры.

Одним из основных способов организации деятельности младших школьников при освоении курса «Основы религи­озных культур и светской этики» в рамках культуроведческо­го подхода является работа с учебным текстом пособия для учащихся.

Каждое пособие позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл значений реалий определенной культуры, формировать умения при­сваивать информацию, «живое» знание, овладевать метода­ми и приемами работы с учебной информацией, создавать собственную духовную культуру.

Опыт работы с пособием складывается на основе базо­вых приемов взаимодействия школьников с учебным тек­стом, овладение которыми формирует культуросозидатель-ные возможности учащихся к самостоятельному познанию. Систематизацию этих приемов целесообразно осущест­влять, исходя из требований деятельностного подхода к об­учению.

В связи с этим закономерно обращение к комплексным заданиям, предусматривающим перевод текстовой деятель­ности в дискурсивную. Так, в процессе выполнения заданий обучаемые осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через беглость чтения); понимание, осмысле­ние (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпре­тацию (через выбор мнения, принятие решения), создание

собственного «встречного» те кета-дискурса (через участие в диалоге, обсуждении и т.д.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (2)

    Учебное пособие
    Рецензенты: Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПК и ППРО.
  2. Представленное пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» 1

    Учебное пособие
    doctor of legal sciences, vice-chairman of Commission on the problems of safety, defence of rights for a child and other participants of educational process of the Public chamber by education in city to Moscow
  3. Московской Духовной Академии, автор учебного пособия «Основы православной культуры» Внашем общении будет три блока. Впервой части я буду рассказ (1)

    Рассказ
    Наша встреча носит характер скорее психотерапевтический, чем методический. Моя задача привести вас из состояния растерянности в состояние… тоже растерянности.
  4. Московской Духовной Академии, автор учебного пособия «Основы православной культуры» Внашем общении будет три блока. Впервой части я буду рассказ (2)

    Рассказ
    Наша встреча носит характер скорее психотерапевтический, чем методический. Моя задача привести вас из состояния растерянности в состояние… тоже растерянности.
  5. Учебный план программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» Новосибирск, 2011

    Лекции
    Категория слушателей: программа рассчитана на руководителей и заместителей руководителей учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования детей, не имеющих высшего управленческого образования.

Другие похожие документы..