Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
53. Определите себестоимость тонно-километра грузового автотранспорта, если известно, что сумма всех затрат составила 119,4 млн. руб., количество тон...полностью>>
'Документ'
Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки «Ариадна» информирует о проведении Всероссийской интерне...полностью>>
'Документ'
Метод, позволяющий обеспечить уже на ранней стадии проектирования один оптимальный путь решения поставленной задачи, был предложен профессором Б.Линн...полностью>>
'Конспект'
Знание основных положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации является основой сознательного и точного выполнения каждым солдат...полностью>>

А. М. Горького Л. Н. Мазур информационное обеспечение управления основные тенденции развития Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М.Горького

Л. Н. Мазур

ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЯ

Основные тенденции развития Учебное пособие

Екатеринбург 1999

УДК 007(075.8) М 139 ББКУ. в 611

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Уральского государственного

университета им. А. М. Горького

Мазур Л. Н. Информационное обеспечение управления: Основные тенденции развития: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 188 с.

Учебное пособие посвящено характеристике информационного обеспечения управления. Особое внимание уделяется процессам автоматизации управленческих функций, проблемам проектирования и организации автоматизированных информационных систем. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям "Историко-архивоведение" и "Документове-дение. Документационное обеспечение управления".

Рецензенты:

доц. Н. А. Гайдамакин,

Институт экономики УрО РАН

ISBN 5-7996-0036-3

© Л.Н.Мазур, 1999

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Основные проблемы информационного обеспечения

управления в современных условиях 9

  1. Управленческая документация 14

  2. Информационно-справочные фонды 16

1.3. Устное информирование 21
Дополнительный материал

Организация информационного обеспечения:

южнокорейский опыт 31

Глава 2. Информационное обеспечение принятия решений 40

  1. Эффективное принятие решений 40

  2. Информационная поддержка принятия решений 48

  3. Методы и модели принятия решений 58 Дополнительный материал

Принятие управленческих решений в Японии 73
Глава 3. Исторический очерк автоматизации управления

в СССР во второй половине XX в. 75

  1. Предпосылки автоматизации управления 75

  2. Применение ЭВМ в народном хозяйстве и управлении

в 50-е - первой половине 60-х гг. 78

3.3. Автоматизированные системы управления в

экономике 70- 80-х гг. 84

3.4. Современный этап автоматизации управления

(вторая половина 80-х - 90-е гг.). 101
Дополнительный материал

Из истории персональной вычислительной техники 108
Глава 4. Основные направления автоматизации управления

на рубеже тысячелетий 113

  1. Автоматизированное рабочее место 113

  2. Интегральные информационные системы для

принятия решений 123
Дополнительный материал

Интегральные программные пакеты 143
Глава 5. Проблемы проектирования управленческих

информационных систем 147

5.1. Основные принципы разработки системы

информационного обеспечения 147

  1. Организация информационного массиваУИС 153

  2. Организация потоков информации 169

  3. Внедрение новой управленческой информационной

системы 174
Дополнительный материал

Управленческие организационные коммуникации 178

Список литературы 183

Список сокращений 186

Введение

Информация была и остается важнейшим ресурсом человечества, основой поступательного движения вперед всего общества. Информационные технологии, несмотря на современное звучание термина, имеют давнюю историю и их заслуженно можно отнести к древнейшим. Без умения получать, хранить, обрабатывать, передавать необходимые сведения немыслим ни один вид деятельности. И чем динамичнее эпоха, сложнее задачи, решаемые обществом, тем более высокие требования предъявляются к скорости и качеству информационного обеспечения.

Информационные технологии являются одним из наиболее ярких показателей уровня развития общества. Это понятие включает в себя совокупность методов и способов по сбору, хранению, передаче, поиску, обработке информации. Смена одной исторически сложившейся технологии другой знаменует собой ситуацию, которую в современной литературе принято называть информационной революцией. Исследуя историю человечества, можно выделить несколько информационных технологий, последовательно сменявших друг друга. На заре человечества информация создавалась, хранилась и передавалась в устной форме. Основным носителем и передатчиком ее был человек, и это обусловило медленный и фрагментарный процесс накопления и передачи ее в рамках локальных человеческих коллективов от поколения к поколению на протяжении очень длительного времени.

Появление письменности привело к возникновению первой информационной революции. Был создан принципиально новый способ фиксации информации на различных носителях, передачи ее во времени и на расстояние, что способствовало созданию определенного информационного пространства и более активного обмена информацией на различных-уровнях человеческого общества. Значение письменности трудно переоценить. Она способствовала значительному ускорению прогресса и формированию того общества с его системой коммуникаций, которое мы хорошо знаем. Письменные информационные технологии нередко называют ручными, или традиционными, что отражает центральное место человека в процессах создания, фиксации, поиска, выдачи информации. Длительное время все операции с ин-

4

формацией действительно осуществлялись непосредственно вручную,
и это обстоятельство существенно замедляло цикл ее обращения: от
создания до использования в общественной практике. Появление тех
нических средств, облегчавших размножение, хранение, поиск, пере
дачу, выдачу необходимых сведений, послужило предпосылкой новой
технической информационной революции. Величайшим достижением
человечества стало распространение книгопечатания, развитие средств
коммуникаций (телефон, телеграф), с их помощью обмен и распрост
ранение данных протекают более динамично и эффективно.
~~ К началу XX в. объемы накопленной информации настолько уве
личились, а потребности в ней возросли, что сложилась ситуация, по-
, лучившая название информационного кризиса, суть которого состояла
i в отставании традиционных письменных технологий, они уже не мог-
i ли обеспечить необходимую скорость обращения информации.
! Венцом научно-технической революции было появление компь-

ютеров, которые позволяют осуществлять информационные процессы на совершенно новом уровне и по быстродействию, и по эффективности использования данных. Информация превратилась в важнейший ресурс общества наравне с материалами, энергией, капиталом. Сфера, связанная с ее созданием и обработкой, в настоящее время является наиболее трудоемкой, более половины специалистов участвуют в индустрии информационных товаров и услуг. Способы и методы работы с информацией, основанные на использовании возможностей компьютерной техники, сейчас принято называть новой информационной технологией.

Специфической особенностью информационных революций было то, что каждая последующая не отменяла предыдущую, а включала в себя, только на более высоком уровне. Современное информационное общество представляет собой пример, когда активно задействованы все информационные технологии — устная, письменная, компьютерная. Каждая из них выполняет важную работу в формировании единого информационного пространства.

Мы сейчас находимся на достаточно сложном этапе, когда происходит замена старых традиционных технологий на новые во многих сферах деятельности: производстве, управлении, образовании, науке и т.д. На практике мы видим, что этот процесс сталкивается со многими препятствиями, трудностями — техническими, организационными, финансовыми, психологическими. В этих условиях важно соблю-

5

дать осторожность и меру: нельзя отметать и выбрасывать проверенные традиционные технологии работы с информацией, они еще долго будут актуальны для решения многих задач. Но нельзя не замечать и требований времени: компьютеризация — тот неизбежный и закономерный процесс, от которого невозможно укрыться за конторской стойкой.

В центре внимания данной работы стоят проблемы, связанные с информационным обеспечением управления. Не секрет, что важнейшим условием эффективности современного менеджмента является своевременная и достоверная информация. Вместе с тем сложность реализации управленческих функций предъявляет особые требования к управленческим информационным системам. Без преувеличения можно сказать, что деятельность по информационному обеспечению в большинстве организаций и учреждений осуществляется, по сути своей, на традиционном уровне и традиционными способами, что приводит к информационному дефициту и создает проблемы в достижении поставленных организацией целей и планов.

Информационное обеспечение управления (ИОУ) — это сложный вид деятельности, включающий в себя сбор, хранение, поиск, обработку, передачу и выдачу информации с целью ее использования для постановки и решения задач управления. Организация информационного обеспечения управления связана с решением целого комплекса проблем, среди них: определение источников и потребителей информации; формализация представления данных в системе; разработка методов сбора, поиска, обработки, хранения и обновления сведений; выбор и обоснование технических средств информационного обеспечения; подбор носителей информации; разработка классификаторов, словарей, инструкций и других средств технологической регламентации информационного обеспечения.

Осуществление функций информационного обеспечения реализуется через создание и использование информационных систем, важнейшей из которых является документационное обеспечение управления. Основная задача управленческой информационной системы (УИС) — это удовлетворение информационных потребностей управленцев, необходимых для выполнения их функций и принятия решений. Каким управляющим какая информация нужна? Ответ на этот вопрос зависит от уровня, на котором управляющий находится в рамках организации.

Высшее звено управления ответственно за определение целей, политики организации, принятие стратегических планов и за управление всей организацией. Для решения этих задач ему необходимы: ин-

6

формация об окружающей среде и тенденциях ее изменения, прогнозы, сводные отчеты о функционировании организации, т.е. сведения стратегического характера.

Среднее звено управления, как правило, занято составлением оперативных планов, осуществлением контрольных функций, поэтому оно нуждается в информации несколько другого рода: сводки о результатах операций, сведения о действиях и решениях других руководителей среднего звена, информация "сверху" о решениях высшего руководящего звена. Нижний уровень управления осуществляет непосредственную организацию производства товаров и услуг, ему необходима информация оперативного плана, которая помогает выполнять повседневные операции и функции, такие, как учет, расчет заработной платы, составление табелей и распределение запасов.

Для решения многочисленных проблем информационного обеспечения, возникающих в любой организации, сегодня уже мало хорошо наладить документооборот или приобрести несколько компьютеров, необходимо целенаправленно работать с информацией на профессиональном уровне. Наверно поэтому вопросы информационного обеспечения управления сегодня все чаще относят к стратегическим задачам.

Управленческая информационная система является своего рода нервным центром любой организации, она обеспечивает согласованность действий подразделений организации, выработку планов, достижение целей. По существующим оценкам, до 90% рабочего времени служащие в промышленности тратят на поиск и получение информации. В настоящее время в США десятки миллионов человек заняты обработкой данных, по меньшей мере 50% издержек производства в экономике США составляют затраты, связанные с ее получением и обработкой.

Новые информационные технологии серьезно изменяют работу управленца. Управляющим больше нет необходимости внимательно наблюдать за подчиненными, чтобы оценить, насколько эффективно они работают. Вместо этого они могут заложить данные в компьютер и узнать результаты работы за день или за неделю. С другой стороны, расширяется доступ к информации для рядовых сотрудников. Функция принятия решений переходит из одних рук в другие. По мере развития информационных технологий в управлении неизбежно изменяется философия управления. Главной задачей управления становится разработка стратегических целей и задач, наиболее простые рутинные управленческие операции могут быть автоматизированы, упрощается сама система управления, исключая ненужные уровни и звенья.

7

Вместе с тем остается неразрешенным целый ряд методических, организационных, теоретических проблем, связанных с созданием эффективных управленческих информационных систем. Их проектирование и разработка требуют участия специалистов различных профилей: техников, программистов, специалистов по работе с информацией. Рассмотрению некоторых концептуальных и методических вопросов, связанных с организацией эффективного информационного обеспечения управления, в том числе в ситуациях, связанных с принятием решений, созданием современных автоматизированных информационных систем, и посвящено данное пособие.

8

Глава 1. Основные проблемы

информационного обеспечения управления

в современных условиях

Информация изначально выступает как обязательный элемент управленческой деятельности. Понятие "управленческая информация" включает сведения о системе и внешней среде, необходимые для принятия решений. От своевременности ее получения, полноты и достоверности зависит не только успех, но, более того, выживаемость любого предприятия или организации, причем в рыночных условиях роль данного фактора стократно возрастает.

В публицистике широко используются эпитеты, сравнивающие информацию с воздухом, а информационные потоки — с кровеносной системой организации. Истинность подобных высказываний очевидна, причем не только в оценке значимости этого ресурса, но и в отношении к нему со стороны управляющей подсистемы. Пока объем воздуха достаточен и он насыщен кислородом, человек не думает о нем, и только в условиях его дефицита остро ощущает потребность в глотке свежего воздуха. Так и информация. Она рассеяна повсюду и окружает нас постоянно, содержится в прошлом опыте, в знаниях, приобретенных в процессе образования, в привычных подсобных материалах—справочниках, указателях, средствах массовой информации. Это тот уровень информационного обеспечения, который складывается стихийно и позволяет удовлетворить элементарные потребности в каких-то сведениях и данных. В современных условиях динамично меняющегося общества этого недостаточно. Необходима целенаправленная, продуманная, хорошо организованная работа с информацией, которая и составляет суть деятельности по организации информационного обеспечения управления.

Осознание необходимости такого подхода к информации происходит в обществе неравномерно, что зависит от его системных свойств — открытости и динамичности. В первую очередь с этой проблемой столкнулись страны, развивающиеся на основе рыночной экономики. Здесь уже сейчас доля занятых обработкой информации становится преобладающей в общей структуре занятости населения, а информационно-аналитические службы превратились в обязательный элемент любой организации.

9

Внимание к процессам информационного обеспечения характерно и для отечественной практики управления, хотя специфика советской системы наложила на рассматриваемую деятельность особый отпечаток. С позиций синергетического подхода советское общество можно охарактеризовать как закрытую систему. И это в полной мере применимо к управленческой деятельности и важнейшей ее составляющей — информационному обеспечению. Оно было замкнуто на внутреннее пространство организации, внешние контакты носили формальный и строго регламентированный характер. Цели, направления развития предприятий, учреждений всех уровней задавались извне в виде планов, приказов, постановлений, поэтому потребность во внешней информации в управленческих структурах отсутствовала. Проблемы с покупателями и поставщиками решались вне организации, на более высоком уровне управления — в ведомствах и министерствах. Как результат подобной централизации преобладающее значение приобретали сведения о состоянии и результатах деятельности самой организации, т.е. внутренняя информация, представленная в отчетной форме.

Таким образом, в отечественной практике информационно-аналитической работы в организациях различных уровней все усилия и внимание сосредоточивались на сборе, обработке внутренней информации, которая оформлялась в виде документов. Создание единых систем управленческой документации и внедрение общих принципов организации документооборота — наиболее значимые достижения отечественного опыта информационного обеспечения.

Формирование открытого общества, базирующегося на развитии рыночных отношений, способствовало перемещению центра тяжести в информационной деятельности с внутренних факторов на внешние, характеризующие условия и тенденции изменения той среды, в которой функционирует организация.

Для успешного развития в новых условиях возникает насущная потребность изучения и анализа таких элементов окружающей среды, как рынки сбыта, потребители, конкуренты, ресурсы и их поставщики, социально-экономические тенденции эволюции общества и др. Все это - внешняя информация, работа с ней предполагает выявление источников данных, анализ их достоверности, преобразование первичной информации в агрегированные показатели, прогнозы и т.д. Данный уровень информационной деятельности строится не только на учете и контроле информационных единиц, но на анализе, обобщении, моделировании отдельных ситуаций и процесссв, разработке различных вариантов развития, т.е. требует участия специалистов особого типа — аналитиков, умеющих целенаправ-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Информационные системы в управлении» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Информационные системы в управлении» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  2. Килин Алексей Павлович доцент кафедры документационного и информационного обеспечения управления, кандидат исторических наук История денежно-кредитных отношений в России программа

    Программа
    История денежно-кредитных отношений в России. Программа специализированного курса. / Составитель А.П. Килин. - Екатеринбург, Уральский государственный университет, 2006.
  3. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 260502 «Технология продуктов общественного питания» направления 260500 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания» всех форм обучения Кемерово 2009

    Учебное пособие
    260502 «Технология продуктов общественного питания» направления 260500 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»
  4. Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004 : учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия
    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.
  5. Учебное пособие. Павлодар 2002

    Учебное пособие
    В пособие дано общее понятие об геоэкологии как о науке, приводятся сведения о факторах определяющих геоэкологическую устойчивость территории Павлодарской области.

Другие похожие документы..