Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л...полностью>>
'Документ'
30 – 1 .00 Условия посещения площадки: Родители имеют при себе необходимые средства для ребенка: - питание - одежда - средства гигиены - игрушки, книж...полностью>>
'Программа'
Цель курса – оказание помощи студентам гуманитарных специальностей в усвоении учебного материала, включенного в программу: изучение наиболее распрост...полностью>>
'Документ'
Создание и развитие в образовательной среде гуманистически ориентированной, научно-прогнозируемой в своем развитии системы духовно-нравственного воспи...полностью>>

Методическое письмо особенности преподавания учебных предметов «Изобразительное искусство» и«Черчение» в V и Xклассах в 2006-2007 учебном году Изобразительное искусство

Главная > Методическое письмо
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Особенности преподавания учебных предметов

«Изобразительное искусство» и «Черчение» в V и X классах

в 2006-2007 учебном году

Изобразительное искусство

Поэтапное введение федерального компонента государственного стандарта общего образования завершается в 2010 году. Департамент образования администрации Ярославской области приказом №244/01-10 от 31.01.06 переводит с 1 сентября 2006 года на новый учебный план I, V классы, X классы.

Изучение искусства в основной школе призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры и искусства. Вклад учебного предмета «Изобразительное искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

В федеральный компонент государственного стандарта общего образования по «Изобразительному искусству» заложены следующие приоритетные направления: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность, изобразительная деятельность, декоративно-прикладная, художественно-конструкторская деятельность, художественно-творческая деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации системно-комплексного и личностно ориентированного подходов, проявляемых в вариативном и дифференцированном характере обучения.

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений искусства, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребности постоянного общения с искусством;

  • приобщать к наследию отечественного и зарубежного искусства, уважительное и бережное отношение к художественной культуре России;

  • воспитывать интерес к искусству народов мира;

  • формировать художественную компетентность зрителя; приобретать умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства;

  • развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественно-творческой деятельности, формировать творческую индивидуальность;

  • развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города.

Принципы обновления содержания предмета в связи с изменением стандарта

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования конкретизирует содержание предметных тем по данному учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству имеет блоковую структуру содержания I-IV, V-VII, VIII-IX классы, что дает возможность распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами, сохраняя преемственность тематики. Преподавание изобразительного искусства по новому стандарту в V классе построено на основах преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода и обеспечивает системность и целостность образовательного процесса.

Обновленное содержание по изобразительному искусству направлено на дальнейшее развитие художественно-творческих способностей учащихся, на дальнейшее знакомство с отечественным и зарубежным искусством, раскрывающим перед школьниками эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как одним из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Новый стандарт по изобразительному искусству расширяет, углубляет и конкретизирует содержание по данному предмету, при этом, являясь основой для создания примерных программ и разработки авторских программ, которые содействуют сохранению единого образовательного пространства. Новый стандарт по изобразительному искусству не сковывает творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного процесса в образовательных учреждениях Ярославской области и составления рабочих программ.

Рабочая программа для V класса составляется учителем на основе одной из авторских программ по изобразительному искусству Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. или Кузина В.С. Она должна логически развивать идеи, заложенные в начальной школе, способствовать постепенному формированию опыта художественно-творческой деятельности и восприятию произведений искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Программа для V класса по изобразительному искусству состоит из следующих разделов: рисование с натуры, по памяти и воображению, тематическое рисование, конструирование, декоративно-прикладное искусство, дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

Следует обратить внимание в V классе на раскрытие обновленного содержания и художественной специфики данного предмета во взаимосвязи изобразительного искусства как способа познания, общения и отражения окружающего мира; видов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства России, зарубежных стран; взаимосвязи архитектуры и дизайна, жанров и видов изобразительного искусства; единстве языка изобразительного искусства и художественного образа.

Художественно-творческая деятельность представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных, архитектуры, фигуры человека; рисованием по представлению иллюстрации к музыкальным и литературным произведениям, тематических композиций – графических, живописных, декоративных, плоское и объемное изображение формы предметов цветом и тоном; линейной и воздушной перспективы; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек. Практические занятия школьников на уроках по изобразительному искусству способствует дальнейшему развитию художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

В V классе продолжается постепенное знакомство с дизайном: разработка эскизов по оформлению школы, разработка школьной эмблемы, шрифт, плакат. Раздел «Беседы по изобразительному искусству» знакомит пятиклассников с народным искусством, обрядами и традициями русского народа, с народными промыслами Гжель, Жостово, Городец, с древнерусским зодчеством и зарубежным искусством XVII века, с декоративно-прикладным творчеством России. В V классе предусматривается изучение тематики и каждого раздела в историческом и культурологическом контексте с учетом особенности материальной и духовной культуры русского народа.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования впервые прописаны более конкретно русские и зарубежные мастера графики, живописи, архитектуры, скульптуры. Данная информация представлена в виде таблицы для начального и основного общего образования, соответствующей новым стандартам. Для развития устойчивого интереса к изобразительному искусству необходимо более углубленно начинать знакомить учащихся V класса с творчеством перечисленных мастеров. В процессе обучения школьников происходит накопление опыта общения с произведениями искусства, расширение художественного сознания и ассоциативного мышления, развитие речи и коммуникативного общения учащихся, что в дальнейшем поможет старшеклассникам успешно изучить учебный материал по МХК и определиться с профильным обучением в X-IX классах.

Знакомство с произведениями выдающихся мастеров русского и

зарубежного изобразительного искусства и архитектуры

по новому стандарту 2004 года

Обязательный минимум 2004г.

Обязательный минимум 2004г.,

но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

Начальное общее образование (1-4 классы)

Васнецов В.М., Репин И.Е., Суриков В.И.,

Серов В.А., Шишкин И.И., Левитан И.И.,

Саврасов А.К.

Юон К.Ф., Грабарь И.Э., Пластов А.А., Дейнека А.А., Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи,

Рембрандт ван Рейн, Ван Гог, К. Моне

Основное общее образование (5-9 классы)

А. Рублев, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, А.Дюрер, В.Ван Гог, К.Моне, В.В.Растрелли, Э.М.Фальконе, Микелянджело Буонарроти

В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, П.Сезанн, К.П.Брюллов, В.И.Баженов, А.А.Иванов, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский, Ф.Гойя

*Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

VI, VII, VIII классы в 2006-2007 уч.г. работают по старому БУП и обязательному минимуму 1998г.

Содержание обучения реализуется на основе методов: ролевой игры, наглядных, словесных, проблемно-поисковых методов, метода единства восприятия и созидания, метода широких ассоциаций, художественного уподобления, метода диалогичности, метода сравнений.

Требования к уровню подготовки выпускников V классов:

Знать/понимать:

  • Истоки и специфику языка декоративно-прикладного искусства

  • Основные памятники народного деревянного зодчества

  • Жанры изобразительного искусства

Уметь:

  • Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства

  • Изображать с натуры, по памяти и представлению

  • Самостоятельно создавать тематические, декоративные и орнаментальные композиции

  • Владеть навыками работы различными материалами

Использовать знания и умения в практической деятельности:

  • Восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них

  • Эстетическая оценка явлений окружающего мира

Формы обучения в V классе: игровая драматургия, создание сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-праздники. Наряду с индивидуальными занятиями для активизации творческой деятельности учащихся вводятся коллективные, групповые задания. Учитель должен стремиться создать атмосферу увлеченности и творческой активности на уроках изобразительного искусства.

Предполагаемые результаты обучения разработаны и прописаны в требованиях к уровню подготовки выпускников в соответствии с обязательным минимумом содержания 2004г. Перед учителем стоит задача обеспечить полное усвоение планируемых результатов обучения школьниками, то есть весь процесс обучения должен быть направлен на запланированный конечный результат. Учитель должен уметь выстраивать последовательность конкретных целей через результаты обучения и логику изложения материала, выраженных в художественно-творческой деятельности учащихся и прописанных для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей работы.

Рекомендации по использованию УМК

по «Изобразительному искусству» для V класса

При организации учебного процесса по предмету «Изобразительное искусство» в общеобразовательном учреждении обязательно должен выдерживаться принцип преемственности: занятия с I по IX классы проводятся только по одной из трёх авторский программ: под редакцией Кузина В.С., Неменского Б.М. или Шпикаловой Т.Я. Федеральный перечень программ, учебников, учебно-методических комплектов и методических изданий, рекомендованный (допущенный) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год, предлагает следующие предметные линии учебников по изобразительному искусству.

Программы, допущенные и рекомендованные Министерством РФ:

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учрежд. 1-9 класс. М.: Просвещение. 2005

Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учрежд.5-9 кл.–М.: Просвещение, 2005

Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Изобразительное искусство. Начальная школа./ Кузин В.С.-М.: Дрофа, 2001

Соответствуют минимуму 1998 года.

Кузин В.С. Изобразительное искусство. Программы 1-11 кл. для общ.школ, гимназий, лицеев /Кузин В.С.-М.:Дрофа. 2001

Соответствуют минимуму 1998 года

* На переходный период временно работаем по старым программам и старому УМК до появления новых учебно-методических комплектов. Представленные программы Кузина В.С. соответствуют минимуму 1998 года, работать по ним можно, но учитель создает свою рабочую программу, вводя отдельные темы, предусматривающие выполнение минимума содержания образования 2004г.

Учебники, допущенные и рекомендованные Министерством РФ для V класса:

Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. М. Просвещение. 2001-2005

Соответствуют минимуму 1998 года.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 1996

Соответствуют минимуму 1998 года

Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 1996

Соответствуют минимуму 1998 года.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 1996

Соответствуют минимуму 1998 года.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 1996

Соответствуют минимуму 1998 года.

Методические пособия к учебнику для 5 класса:

Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл. / Горяева Н.А., Под ред. Неменский.- М.: Просвещение, 2003

Соответствуют минимуму 1998 года.

В связи с отсутствием на данный момент учебно-методическом комплекса для V классов по изобразительному искусству авторов Шпикаловой Т.Я., Кузина В.С. предлагается следующая дополнительная литература:

  • Бесчестнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2004

  • Будкевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003

  • Вардарян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. М. Владос. 2004Моделирование и художественное оформление одежды. Учеб. пос. / Ермилова В.В. М. ИЦ. Академия. 2004

  • Жданов Н.С. Перспектива. М. Владос. 2004

  • Гуссман Г. О книге. М. Книга. 1982

  • Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2004

  • Живопись. Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003

Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Владос, 2004

В методическом письме представлено примерное поурочное планирование для V класса, разработанное по трем авторским программам Кузина В.С., Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004г.

1. Примерное поурочное планирование

для 5 класса по программе Т.Я. Шпикаловой (34часа)

Тема урока

Задание

Кол. часов

Материалы и

средства

I четверть «Образ земли – матери в искусстве»

1.

Красота осеннего пейзажа

Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии

1

Бумага, гуашь, стекло, пластилин

2.

Осенние мотивы

Выполнение осеннего пейзажа по впечатлению от музыкального или поэтического произведения

1

Монотипия, черная тушь, кисть, фломастер, гелевая ручка

3.

Осеннее настроение

Выполнение иллюстрации к лирическим стихотворениям русских поэтов

1

Тонированная бумага, акварель, тушь, перо

4.

Дары осени

Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов

1

Бумага, простой карандаш

5.

Богатый урожай

Рисование с натуры натюрморта из овощей и фруктов без подготовительного рисунка

1

Бумага, акварель, гуашь, кисти

6.

Осень в твоем натюрморте

Выполнение декоративной композиции натюрморта

2

Цветная бумага, фломастер, ткань, клей,

7.

Чудо – дерево

Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево»

1

Цветной пластилин, глина

Итого:

8

II четверть «Природные и трудовые циклы

в народной культуре и их образы в искусстве»

1.

Человек и земля кормилица

Зарисовки фигуры человека с натуры для композиции «Осенние посиделки»

1

Цветные мелки, бумага, фломастеры, акварель

2.

Делу – время, потехе – час

Выполнение эскизов композиции «Осенние посиделки» (продолжение работы)

1

Цветные мелки, бумага, фломастеры, акварель

3.

Осенние посиделки

Выполнение многофигурной композиции

(завершение работы)

2

Живописные материалы по выбору

4.

Зимняя пора

Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды»

2

Тонированная бумага, цветные мелки

5.

Портреты героев сказок и былин для школьной новогодней галереи

Выполнение портретов былинно-сказочных героев: Василиса Прекрасная, Елена Премудрая, Илья Муромец, Золушка, Щелкунчик, Добрая фея…

2

Тонированная и белая бумага, гуашь, акварель, цветные мелки

Итого:

8

III четверть «Лад народной жизни и образы его в искусстве»

1.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры

Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни с применением линейной перспективы

1

Бумага простой карандаш, фломастеры

2.

Изба как модель мироздания

Зарисовка знаков-символов резьбы, украшающий фасад крестьянского дома

1

Тонированная бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей

3.

Изба – произведение русских дереводелов

Конструирование из бумаги крестьянского подворья

1

Картон, бумага, клей, карандаш, ножницы, клей

4.

Фасад – лицо избы, окна – её глаза

Конструирование из бумаги крестьянского подворья (завершение работы)

2

Картон, бумага, клей, карандаш, ножницы, клей

5.

Декорации к опере-сакзке «Снегурочка»

Выполнение эскиза декорации «Берендеевки»

1

Бумага, акварель, гуашь, кисти

6.

Герои сказок в оперной постановке

Эскизы костюмов персонажей к опере «Снегурочка»

1

Цветные карандаши, фломастеры, пастель

7.

Масленица – праздник конца зимы и начала весны

Зарисовки по памяти людей в движении в народном костюме

1

Цветные карандаши, фломастеры, пастель, акварель

8.

Гулянье на широкую Масленицу

Выполнение праздничного панно. Работа в группах

2

Цветная бумага, акварель, гуашь, кисть

Итого:

10

IV четверть «Образ единения человека с природой в искусстве»

1.

Братья наши меньшие в твоей жизни

Наброски и зарисовки животных по памяти и по представлению

1

Пастель, мелки, уголь, сангина, тушь, фломастеры

2.

Животные и повадки в творчестве анималистов

Лепка с натуры. По памяти, по представлению

1

Пластилин, глина

3.

Экологическая тема в плакате

Выполнение эскиза плакатов на тему по выбору: «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология в картинках»

2

Графические материалы

4.

Обрядовая кукла Троициной недели

Конструирование куклы в образе лесной девы

2

Бумага, дерево, ткань, гуашь, кисти

5.

В Троицын день

Выполнение многофигурной композиции на тему по выбору «Хоровод», «Тихая песня», «Веселый перепляс». Работа в группах

2

Акварель, гуашь, фломастеры

Итого:

8

Всего:

34

2.Примерное учебно-тематическое планирование для 5 класса


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология»

    Методическое письмо
    Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки
  2. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного
  3. Учебных предметов (2)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2010 - 2011 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2010.
  4. Пояснительная записка (35)

    Пояснительная записка
    Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство
  5. Пояснительная записка (47)

    Пояснительная записка
    Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство

Другие похожие документы..