Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Инфраструктура и маркетинговая политика «духовного» рынка сложна и продуманна, образные системы тщательно подобраны и выверены. «Духовный продукт» н...полностью>>
'Документ'
1. Козлов, В. И. О хемосорбции йода соединениями редкоземельных элементов, нанесенных на неорганические сорбенты [Текст] / В. И. Козлов, М. И. Ермола...полностью>>
'Закон'
I. 1. Предисловие к ЗАКОНУ "ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ"I. 2. ОБРАЩЕНИЕ УЧЕНЫХ К ПРЕЗИДЕНТУ РФ ЗАКОН Российской Федерации &...полностью>>
'Методические рекомендации'
Для современной системы образования характерен значительный рост интереса общественности и наличие многообразных инициатив, направленных на ее развит...полностью>>

Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Лаврентьева Зоя Ивановна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Новосибирск

2009

Работа выполнена на кафедре педагогики

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Научный консультант – доктор педагогических наук, профессор

Лепин Петр Вольдемарович

Официальные оппоненты – доктор педагогических наук, профессор

Расчетина Светлана Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор

Фуряева Татьяна Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

Андриенко Елена Васильевна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Костромской госудаствен-

ный университет им.Н.А.Некрасова»

Защита состоится «24» декабря 2009г. в _________ на заседании диссертационного совета ДМ 212.172.01 при ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, конференц-зал ФНК.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по адресу: г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

Автореферат разослан «___» _________ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.П. Беловолова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования реабилитации как педагогического феномена современности обусловлена тем, что в последние годы происходят существенные изменения в отношении общества к людям, жизнедеятельность которых связана с их физическими или социальными ограничениями. От отвержения и сегрегации человека, не вписывающегося в традиционное понимание норм развития, мировое сообщество переходит к признанию его равного права на полноценное участие в социальной, культурной и духовной жизни. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на заседании Совета по делам инвалидов в апреле 2009 года поставил задачу создания таких условий реабилитации, чтобы граждане с ограничениями могли наиболее полно реализовать свои возможности  и  повысить качество жизни.  Решение  этой  задачи  с  точки  зрения педагогической  науки и практики  требует включение человека, не смотря на его ограничение, в единое образовательное пространства, в общие процессы воспитания,  социального научения, целенаправленного развития  личности. В  связи с этим становится злободневной проблема научного объяснения новых педагогических смыслов реабилитации, проблема теоретического и методологического обоснования  педагогической  реабилитации, адекватной современным  изменениям.

Острота вопроса усугубляется тенденцией увеличения количества и расширения диапазона населения, нуждающегося в педагогической реабилитации. В настоящее время целенаправленная деятельность по восстановлению способностей к полнокровной социальной жизни требуется и тем, кто ограничен по состоянию здоровья, и тем, кто отчужден от культуры и общества, и тем, кто не выдерживает интенсивности современной жизни. Отсюда актуализируется задача выявления общих закономерностей, определения внутренних и внешних связей педагогической реабилитации, обоснования моделей ее функционирования в образовательной среде и обществе.

Весьма актуальным представляется вопрос изучения педагогической реабилитации в социальном развитии личности. Это объясняется тем обстоятельством, что в современных условиях динамичность социального развития выступает ведущим фактором устойчивости, стабильности и качества жизни любого человека. Без восстановления социального теряется смысл других целей реабилитации. Реабилитация в ее современном понимании признана сохранять, поддерживать и стимулировать как базовую основу именно социальное развитие. Необходимо осознавать, что социальное, ускользая от центрального внимания, как в теории, так и в практике педагогической реабилитации, угасает и утрачивает свое значение вплоть до необратимости. Сам процесс реабилитации при потере социального развития также деформируется и приобретает аномальный характер. Все это вызывает необходимость изучения закономерностей взаимозависимостей педагогической реабилитации и социального развития, актуализирует изучение условий, при которых целенаправленная реабилитация обращается к моменту социального развития личности, удерживает его в процессе роста и закрепляет его усложнение.

Предельно актуальной выступает необходимость изучения педагогической реабилитации в процессе социального развития подростков. Именно в подростковом возрасте протекают сложнейшие процессы, обеспечивающие диалектический скачок, прорыв ребенка во взрослость. Нарушение, деформация социального развития подростка становится существенным препятствием его созревания как человека, подрывает движущие силы выстраивания социальной субъектности, общественного самоосуществления. Ситуация делается тем более сложной и противоречивой, что уязвимость социального развития подростков, жизнедеятельность которых связана с необходимостью восстановления их физических, психических, культурных, правовых, социальных и других ограничений, рассматривается, как вторичное явление, и, как следствие, ставится на второй план реабилитации. Отсюда актуализируется задача не только стабилизации отдельных нарушенных функций, но и реорганизации, оптимизации в процессе педагогической реабилитации всей жизнедеятельности подростка, выявления условий наиболее полной реализации его индивидуальных ценностей и потребностей.

Первые педагогические научные представления о реабилитации начинают формироваться в ходе систематического обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии (Ж. Итар, К. Ваней, Э. Саген, И. Песталоцци, И. Бецкой, В. Одоевский и др.). Не обращаясь к самому термину «реабилитация», ученые доказывают возможность и необходимость вычленения из общего процесса образования и воспитания детей определенного периода, направленного на восстановление утрат и нарушений развития. Реабилитация признается составляющей частью педагогической деятельности. В течение XIX и XX веков психолого-педагогическая наука основательно разрабатывает гуманистическую идеологию отношения к детям, нуждающимся в реабилитации (Я.А. Коменский, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, В.И. Герье, М. Монтессори, Я. Корчак, А. Швейцер и др.), обосновывает обусловленность социально-педагогического феномена реабилитации историческим, культурным, духовным и социальным развитием общества и государства (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, К. Ясперс и др.), выявляет основные закономерности и механизмы реабилитации (А. Адлер, П.П. Блонский, В.П. Кащенко, А.И. Мещеряков, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, З. Фрейд и др.), определяет педагогические условия организации процесса восстановления утрат (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, А.А. Католиков, С.Т. Шацкий и др.).

Педагогические исследования реабилитации в современной социокультурной ситуации утверждают идеи личностно ориентированных подходов в процессе восстановления утраченного (Н.И. Бороздин, В.И. Слободчиков, С.А. Расчетина и др.), разрабатывают теоретические положения включения реабилитируемых в образовательное и социальное пространство (А.В. Гордеева, Н.М. Назарова, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.В. Суворов, Н.Н. Толстых, Т.В. Фуряева и др.), выявляют инновационные технологии реабилитационной деятельности (Л.И. Акатов, Л.И. Аксенова, Н.А. Голиков, М.А. Жданова, Г.М. Иващенко, В.Н. Ослон, Е.И. Холостова и др.), ставят проблему качества жизни реабилитируемых (А. Печчеи, Г. Раск, Дж. М. Пирсол, Ю.С. Алек-сандрович, В.И. Гордеев, В.Н. Жданов, В.З. Кантор и др.). Растет в настоящее время внимание к социальным аспектам реабилитации, чему способствуют исследования в области социализации и социального развития личности (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, Н.Ф. Голованова, И.А. Маврина, А.В. Муд-рик, В.А. Сластенин, Т.А. Ромм, Д.И. Фельдшейн и др.). В ответ на вызовы времени возникают самые разнообразные философские концепции реабилитации: теория нормализации (Бенгтон Нирье); учение о независимой жизни (Гербен Делонг); теоретические положения активизации внутренних возможностей личности (Фалида Парслоу); концепция педагогического сопровождения (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына).

Однако, как показал проведенный анализ литературы, авторы педагогических теорий ограничивают потенциальные возможности реабилитации, оставаясь в рамках методологии специальной педагогики или сосредоточиваясь на какой-то одной из сторон педагогической реабилитации и не выходя на общие закономерности. Остается не раскрытой теоретико-методологическая сущность реабилитации как педагогического феномена, не определены механизмы взаимодействия реабилитации с образованием, воспитанием и социальным развитием, не выявлены существенные, общие и необходимые связи педагогической реабилитации и качества жизни современного подростка. В целом изучение проблемы исследования позволило выявить противоречия между:

  • новыми смыслами реабилитации, заданными обществом и инновационной практикой, и отсутствием целостного теоретико-методологического обоснования реабилитации как педагогического феномена современности и как составляющей части образования, воспитания и социального развития человека, имеющего ограниченные возможности;

  • разрозненными знаниями о социальных аспектах реабилитации и неразработанностью теории, позволяющей выявить закономерности и механизмы влияния реабилитации на социальное развитие человека;

  • выводами о возможностях  реабилитации, опирающимися  на  традиционное   содержание  и  методики  восстановления,  и  потенциалами, связанными с приоритетами  социального  развития  реабилитируемого в  подростковом  возрасте;

  • ориентацией на качество жизни реабилитируемого, субъектность его общественного бытия и отсутствием педагогического инструментария, обеспечивающего оптимизацию жизнедеятельности, социальное развитие подростка в процессе восстановления утраченного;

  • обновленными теориями и традиционной практикой реабилитации, что ведет к закреплению архаических концепций, продолжающих функционировать в специализированных центрах, и блокирует выход на новые достижения в сфере педагогической науки о реабилитации, ограничивает влияние реабилитации на социальное развитие подростков.

Совокупность противоречий обусловили проблему исследования, заключающуюся в методологическом и теоретическом обосновании педагогического смысла реабилитации как феномена современности и как неотъемлемой части целенаправленной педагогической деятельности, обеспечивающей процесс социального развития подростков с ограниченными возможностями.

Данная проблема побудила избрать в качестве диссертационного исследования тему: «Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков».

Цель исследования – обосновать теоретико-методологические положения, раскрывающие сущность педагогической реабилитации и выявить закономерности, обеспечивающие в процессе реабилитации экстрагирование, удерживание и стимулирование социального развития подростков с ограниченными возможностями.

Объект исследования: феномен реабилитации в подростковом возрасте в контексте социально-педагогических тенденций современности.

Предмет исследования: теоретико-методологические закономерности и условия организации педагогической реабилитации, влияющие на социальное развитие подростка.

Гипотеза исследования: педагогическая реабилитация обеспечивает социальное развитие подростков с ограниченными возможностями в том случае, если:

    • реабилитация в подростковом возрасте воспринимается всеми участниками процесса восстановления (самим подростком, родителями, специалистами, обществом) как феномен, имеющий педагогический смысл и являющийся неотъемлемой частью педагогического процесса образования и воспитания детей с ограниченными возможностями;

    • осознается с позиций ценностно-смысловой сущности, антропологической направленности и целостности, подчиняется методологическому принципу холистического антроподинамизма;

    • рассматривается как комплексная педагогическая деятельность, ведущая за собой обучение, воспитание, социализацию и развитие подростка;

    • обостряет внешние противоречия между пониманием подростком своей «непохожести», «инаковости» по сравнению с другими сверстниками и отсутствием у него способов осуществления этой «инаковости» в обществе и актуализирует внутренние механизмы восстановления (экстрагирование ресурсов для решения необходимых и назревших задач и оптимизации субъектно-приемлемого способа позитивного социального действия);

    • нацеливается, прежде всего, на социальное развитие, удерживает его, несмотря на сложный, противоречивый, нелинейный характер процесса восстановления, в поле внимания субъектов реабилитации;

    • учитывает такие закономерности влияния педагогической реабилитации на социальное развитие, как а) открытость реабилитационного пространства, б) снижение неравномерности и скачкообразности социального развития, в) имманентность разрешения кризиса возраста и кризиса отношения подростка к себе как к человеку с ограничениями;

    • организация реабилитации в подростковом возрасте осуществляется при совокупности педагогических условий: а) интеграции, б) актуализации внутренних ресурсов и в) взаимосвязи личностных ресурсов подростка и педагогической помощи;

    • педагогическими средствами осуществления социального развития подростка в процессе реабилитации выступают: дисстигматизация, публичность, наставничество, смена у подростка позиции «особого ребенка» на позицию «равноправного партнера», стимулирование подростков к восприятию новых идей, включение их в создание нового социального опыта, рефлексия качества жизни.

Объект, предмет и гипотеза исследования определили задачи:

  1. Обосновать методологические принципы изучения реабилитации как педагогического феномена современности и как неотъемлемой части педагогического процесса образования, воспитания и социального развития подростков с ограниченными возможностями.

  2. Проанализировать генезис, эволюцию и современное состояние категории «реабилитация» в педагогической науке, осуществить анализ места данной категории в системе основных педагогических понятий, выявить педагогический смысл реабилитации, определить ее функции, факторы, агентов и институты, выделить принципы и модели реабилитации.

  3. Определить концептуальные подходы к исследованию антроподинамической характеристики реабилитации, показать закономерности развертывания педагогической реабилитации в подростковом возрасте.

  4. Представить теоретический анализ педагогической сущности социального развития, показать место, роль и назначение реабилитации в социальном развитии подростков, предложить диагностический инструментарий мониторинга социального развития реабилитируемого подростка.

  5. Разработать и экспериментально проверить теоретические положения о закономерностях влияния педагогической реабилитации на степень социального развития подростка, доказать взаимообусловленность социального развития и качества жизни реабилитируемого.

  6. Осуществить научно-теоретическую рефлексию опытно-экспериментальной деятельности; обосновать условия организации педагогической реабилитации в процессе социального развития подростков.

  7. Сформулировать положения педагогической концепции реабилитации, раскрывающей теоретико-методологические основы организации реабилитации, обеспечивающего экстрагирование, удерживание и стимулирование социального развития подростков.

Методологическую основу исследования образовал комплекс антропологических, культурологических и аксиологических положений о природе и сущности человека. Ведущим в этом комплексе объективно стал антропологический принцип, задающий целостный способ рассмотрения человека в единстве социального и экзистенциального, в открытости бесконечным возможностям, в неисчерпаемости, незавершенности самоосуществления. Это позволило включить в пространство исследования педагогической реабилитации такие антропологические феномены, как жизненные смыслы, качество жизни, предназначения. Культурологический подход дал возможность придать реабилитации современный характер, выявляющий социальные, нравственные и духовные потенциалы общества, личности, реабилитационного пространства. Он стал своего рода лакмусовой бумажкой зрелости и качества социального развития индивида в процессе педагогической реабилитации. Аксиологический подход позволил и в человеке с ограничениями видеть ценность, порождающую новые смыслы педагогической деятельности, открывающую ранее не обнаруживаемые горизонты целей и средств реабилитации.

Теоретическая база исследования представлена научными положениями: методологии исследования педагогических явлений в современной социокультурной ситуации (Н.В. Бордовская, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Л.М. Лузина, Н.Д. Никандров, К.Д. Радина, Е.В. Титова); теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д. Баттерворт, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д. Капрара, Г. Крайг, А. Маслоу, Н. Ньюкомб, А.А. Реан, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон); концепций социального развития человека (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Ш. Зауш-Годрон, М. Мид, А.В. Мудрик, Ю.М. Орлов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн); идей об особенностях социального развития в ситуации ограничения (А. Адлер, Л.О. Бадалян, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Ф. Дальто, В.П. Кащенко, Ц.П. Короленко, Й. Лангмейер, З. Матейчек, А.В. Суворов, Т.В. Фуряева, Л.М. Шипицына); исследований о современном подростничестве и его взаимоотношениях с миром взрослых (В.В. Абраменкова, Ю.В. Бандурко, В.М. Басова, С.А. Беличева, Д.В. Колесов), особенностях восприятия подростком самого себя как человека, имеющего ограничения (Г.Л. Андросова, Е.Н. Власова, А.В. Гоголева, М.Ю. Кондратьев); инновационных технологий воспитания и социального развития подростков, в том числе и с ограниченными возможностями (Л.И. Акатов, Б.Н. Алмазов, Е.А. Бондаренко, А.Б. Боссарт, Т.В. Зозуля, Т.А. Зрелова, И.Г. Каблукова, Л.М. Кобрина, С.А. Косабуцкая, В.В. Морозов, Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга).

Методы исследования: теоретические: логико-исторический и сравнительно-сопоставительный, позволяющие проследить генезис феномена реабилитации и изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, вскрыть своеобразие и особенности понимания реабилитации в разных областях наук; анализа и синтеза, вскрывающих педагогическую сущность реабилитации; абстрагирования, дающего возможность освободиться от случайных, преходящих явлений и увидеть общее, закономерное в педагогической реабилитации; социодинамический, обеспечивающий прослеживание эволюции социального развития и качества жизни реабилитируемого; прогностический, позволяющий предвидеть возможные тенденции процессов реабилитации и находить соответствующие им педагогические средства и технологии;

практические: обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение); праксиометрические (изучение, анализ и обобщение опыта реабилитационной деятельности); диагностические (определение уровня социального развития Шкалой социального интереса Кренделла, тестами социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, Шкалой социальной компетентности А.М. Прихожан); статистические (математическая обработка эмпирических данных).

Экспериментальную базу исследования составили: Новосибирский областной реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири»; Хакасский республиканский детский дом «Малышок»; центр сопровождения семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (г. Новосибирск); Новосибирский областной центр для детей с ограниченными возможностями; Абаканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; Алтайская специализированная общеобразовательная школа закрытого типа; Черногорский детский дом Республики Хакасия; детский дом № 2 г. Камня-на-Оби; детские дома № 7, № 8, № 11 г. Новосибирска. Кроме того, исследовательские данные были получены нами и при реализации экспериментальных программ «Дети улицы» и «Крепкая семья», осуществляемых Управлением социальной защиты населения Новосибирской области.

В разные годы в исследовании принимали участие более 800 подростков, 236 педагогов учреждений общественного воспитания и специального образования, 57 руководителей реабилитационных учреждений. В опытно-экспериментальную работу были включены 100 подростков с ограниченными возможностями здоровья, 100 подростков, оставшихся без попечения родителей и 100 подростков, имеющих социальные ограничения (несовершеннолетние правонарушители, дети мигрантов, беспризорники, безнадзорные, подростки с аддикциями). На последнем этапе в исследовательскую деятельность были включены 92 школьника провинции Шэньси Китайской Народной Республики, проходившие реабилитацию после землетрясения по приглашению Президента Российской Федерации в детском оздоровительном лагере «Олимпиец», Новосибирской области.

Логика и основные этапы исследования: Научная деятельность по проблеме осуществлялась с 1997 по 2009 годы и включала четыре этапа.

На первом (1997 – 1999 гг.) были определены теоретические предпосылки изучения феномена реабилитации, разработан методологический аппарат исследования, выявлялась перспективность и возможность социального развития личности в процессе реабилитации.

На втором (2000 – 2003 гг.) проводилось изучение педагогической сущности процесса реабилитации, его особенностей в подростковом возрасте, выявлялись связи между процессами реабилитации, воспитания и развития, составлялась программа изучения социального развития подростков в разных реабилитационных пространствах.

На третьем (2004 – 2007 гг.) исследовался отечественный и зарубежный опыт реабилитации, проводился формирующий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка, уточнение и обогащение гипотезы исследования, анализировались критерии и показатели социального развития подростка в процессе реабилитации, систематизировались полученные в ходе целенаправленного мониторинга диагностические данные.

На четвертом (2008 – 2009 гг.) осуществлялась систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала, формулировались методологические и теоретические выводы, завершалось оформление работы в виде докторской диссертации, определялись научные перспективы изучения проблемы реабилитации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях (на примере республики татарстан) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Диссертация
    Диссертация выполнена в лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»
  2. Реабилитация особого ребенка: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее

    Документ
    Начиная разговор об особых детях, мы имеем в виду, как сейчас принято, детей, прежде всего, с психическими и психоневрологическими проблемами. К таким детям можно отнести, с одной стороны, большинство детей-инвалидов (проблемы такого
  3. Социальная работа с молодежью

    Реферат
    Социальная работа с молодежью Введение Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех
  4. Павлычева Елена Дмитриевна. Влияние электронных масс-медиа на социальную идентификацию подростков: Автореф дис канд социол наук : 22. 00. 04 : М., 2006. 210 c

    Документ
    Павлычева Елена Дмитриевна. Влияние электронных масс-медиа на социальную идентификацию подростков: Автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.04 : М., 2006.
  5. Курс лекций введение в профессию "социальный педагог"

    Курс лекций
    "Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности)"

Другие похожие документы..