Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Программа курса "Концепции современного естествознания"
Программа курса "Концепции современного естествознания"
(Преподаватель канд. биол. наук А.Ю.Тептина)
Предмет естествознания. Современная картина мира.
Место науки в системе культуры. Характерные черты науки. Отличие науки от других областей культуры.
Методы естественнонаучного познания. Научное познание и научное мировоззрение. Структура научного познания
Система мира, развитие взглядов на систему мира в работах Фалеса, Гераклита Эфесского, Пифагора, Филолая, Эпикура, Платона, Гераклита Понтийского, Аристотеля и Аристарха. Система мира Птолемея и Коперника. Система мира Джордано Бруно и Галилея. Картина мира Ньютона. Картина мира Эйнштейна. Однородность и изотропность Вселенной. Теория относительности.
Структурная иерархия материального мира.
Структура мега-, макро- и микромира.
Структура мегамира. Понятие космического горизонта. Объекты мегамира - метагалактика, скопления галактик, галактики, звезды, планетарные системы, космические тела. Упорядоченность галактик в пространстве. Строение Солнечной системы, ее характерные черты. Планеты группы Земли и планеты-гиганты, их сходство и отличительные особенности.
Космический этап истории Земли. Эволюция Вселенной.
Рождение пространства, времени и вещества. Модель расширяющейся вселенной. Происхождение звезд и химических элементов. Происхождение Земли и планет.
Геологический этап истории Земли.
Строение Земли. Оболочки Земли. Климат Земли. Биосфера как геологическая оболочка Земли. Взаимосвязь событий на Земле и в космосе. Космические ритмы и жизнь на Земле.
Развитие жизни на Земле. Геологическое и биологическое эмпирическое обобщение жизни на Земле. Биогеохимические принципы эволюции биосферы. Происхождение видов живых организмов.
Макроскопические объекты. Микроскопические объекты. Свойства живого.
Уровни организации живого. Свойства живого. Прокариоты и эукариоты, их сходство и отличия. Строение растительной и животной клетки. Строение ДНК. Деление клеток, ядер, ДНК. Генетический код и его материальные носители. Хромосомы. Мутации, их причины и значение в эволюционном процессе.
"Исторический" этап истории Земли. Появление человека. Место человека в структуре животного мира. Появление и эволюция человека. Древность рода, предки, прародина человечества. Современная структура Homo sapiens.
Строение материи.
Свойства материи. Многообразие форм материи. Сохранение и превращение материи. Элементарные частицы. Двойственная природа микрообъектов. Периодическая система Д.И.Менделеева. Природа сил химической связи. Процессы в веществе. Явление радиоактивности, радиоактивный распад, термоядерный синтез.
Термодинамический метод рассмотрения систем и процессов. Закон сохранения и превращения энергии. Начала термодинамики. Энтропия и информация. Кинетика процессов в веществе. Самоорганизация материи. Предпосылки возникновения жизни. Синергетика.
Литература
Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания. - Екатеринбург: Урал ЭкоЦентр, 2000.
Бабушкин А. Н. Современные концепции естествознания: Лекции по курсу. СПб.: Лань, 2000. 205 с.
Бабушкин А. Н. Лекции по курсу "Современные концепции естествознания". Екатеринбург, 1998. 203 с.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. – М. :Центр, 2001.
Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. -М., 1988.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.,1973.
Ботт М. Внутреннее строение Земли. – М.: Мир, 1974.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.
Вилли К., Детье В. Биология.-М., 1975.
Гинзбург В.А. О физике и астрофизике. - М., 1980.
Голубев В.С., Шаповалова И.С. Человек в биосфере. – М. 1995.
Дольник В. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. – М.: Педагогика-пресс. 1994.
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. – М., 1996.
Дубинин Н.П. Что такое человек. - М.,1983.
Жарков В.И. Внутреннее строение земли и планет. – М.: Наука, 1983.
Зигель Ф.Ю. Путешествие по недрам планет. – М.: Недра, 1988.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., 1997.
Кауле У. Введение в физику планет земной группы. – М.: Мир, 1974.
Кауфман У. Планеты и луны. – М.: Мир, 1982.
Криволуцкий А.Е. Голубая планета. - М.: Мир, 1985.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание.- М., 1996.
Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. – М.: Наука, 1986.
Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир: В 2 т. – М., 1993.
Общая биология /под ред. Дубинина Н.П.- М.,1980.
Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. - М.,1960.
Полинг Г. Общая химия.- М., 1964.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.,1986.
Пуанкаре А. О науке. М., 1990.
Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. - М., 1995.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М., 1999.
Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. - М.,1982.
Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М., 1998.
Спасский Б.И. Физика для философов. - М., 1989.
Фридман Э.П. Приматы. - М., 1979.
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.
Шама Д. Современная космология. - М., 1973.
Шустов С.Г., Шустова Л.В. Химические основы экологии. – М., 1995.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики.- М., 1966.
Похожие документы:
Программа курса «Концепции современного естествознания»
Программа курсаОсновной задачей данной дисциплины является формирование, на примере достижений естественных наук, представления о том, что такое научное знание, что такое научная методология и чем знание , полученное с помощью научной методологии,Программа курса Концепции современного естествознания Автор: ст преподаватель каф. Э и уп мамагулашвили С. Б
Программа курсаНастоящая программа составлена в соответствии с «Требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» в государственных образовательныхРабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания». Специальность Международные отношения
Рабочая программаТолстопятов А.А. Три столпа учения Побиска Кузнецова Инженерия истории. Материалы Международного симпозиума «Пространство и Время в эволюции глобальной системы «Природа-Общество-Человек»» 14-15 декабря 2001 г.Программа дисциплины "Концепции современного естествознания"
Программа дисциплиныНастоящая программа составлена в соответствии с «Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие математические и естественнонаучныеПрограмма дисциплины концепции современного естествознания для специальности 080102. 65 Мировая экономика подготовки дипломированного специалиста
Программа дисциплиныУчебный курс «Концепции современного естествознания» включен в структуру цикла общеобразовательных дисциплин в рамках многоуровневой системы обучения в качестве естественнонаучной компоненты вузовского гуманитарного образования.