Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Відповідно до Закону України “Про позашкільну освіту”, з метою підведення підсумків роботи технічних гуртків вищого рівня навчання та підготовки до уч...полностью>>
'Документ'
Организаторы — ООО «ВНИИГАЗ» и ГИС-Ассоциация при поддержке МПР России, Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, Росстрой, Роснедвижимость...полностью>>
'Документ'
«Каникулы в Париже» это не только международный фестиваль тур по Европе, но международный мастер-класс, где участники знакомятся с культурными традиц...полностью>>
'Документ'
Управление организационными изменениями - это разновидность самостоятельной профессионально осуществляемой деятельности, Курс "Управление органи...полностью>>

Календарное планирование к урокам музыки во 2-х классах на II полугодие

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Печатала в январе 2005!!!
Календарное планирование к урокам музыки во 2-х классах
на II полугодие.

III четверть. Тема: «Звуки глубины веков»

(1 раз в неделю)

Содержание тем и разделов.

11 часов

1

Звуки глубины веков. Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателями в движении.

1

2

Песни и кюи социального протеста. Историческая сноска. Исполнительское и композиторское развитие. Жаяу Муса «Ак сиса», Курмангазы

«Не кричи, не шуми...», Бетховен и музыка протеста.

1

3

Жизнь и творчество Курмангазы «Кишкентай».

Звукоизобразительность и выразительность кюев Курмангазы.

1

4

Жизнь и инструментальное творчество Махамбета, «Кайран Нарын».

Старинные казахские инструменты. Своеобразие тембров казахских народных инструментов.

1

5

Повествование в музыке. Развитие музыки: лад, тембр инструмента.

1

6

Повествовательные интонации и развитие музыки Л.Бетховена. Этот урок давать, если выпадает 11 часов, а если 10, то его внести в 5-й

1

7

Прощальные песни и кюи. Кенен Азербаев «Базар-Назар», Коркут « Вой Ушар» – сравнительный анализ.

1

8

Провожаем зиму. Развитие музыки: темп, тембр, динамика.

1

9

Сходство и различие интонаций. Римский - Корсаков «Снегурочка»

1

10

Встречаем весну. «Жарапазан» Развитие музыки с помощью средств выразительности. Смена характера в музыке. Развитие образа в стихах.

1

11

Встречаем весну. Наурыз – Новый год. Есдаулетова «Наурыз».

Развитие музыки: исполнительское и композиторское развитие.

Ладогармоническая сторона развития музыки (dur-moll).

1

Поурочное планирование на I I полугодие 2 класс III четверть

Тема четверти: «Звуки глубины веков »

Урок № 1

Срок проведения: январь

Число:

ТЕМА УРОКА: « Звуки глубины веков». Древняя музыка.

ПОДТЕМА: Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении.

ЦЕЛЬ УРОКА: Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателями в движении.

Дать понятие древняя музыка, рисунки, книги, вещи, здания, пришедшие к нам из глубины веков и рассказывающие о людях, живших очень давно.

ТИП УРОКА: Урок введения в тему четверти.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к культуре разных народов и интерес к прошлому.

2.Вызвать эмоциональный отклик.

Образовательная:

1.Послушать и обсудить произведения разных композиторов.

2.Учить находить связи нашей жизни и жизни людей, живших в давние времена.

3.Учить находить те ценности, что нам оставили после себя прошлые цивилизации.

Обучающая:

1.Дать понятие «искусство и движение»

2.Дать понятие о том, что ценности из древности как бы «идут» нам навстречу из прошлого

3.Продолжить обучение нотной грамоте, пение сольфеджио по записи.

4.Разучить I и II голос попевки.

Оборудование:

1.портреты композиторов: Палестрины, Бетховена.

2.учебник с.29

3.фонохрестоматия, Диск № 1 /28/

4.фортепиано.

5.проигрыватель.

6.репродукции картин.

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации.

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

7.метод различного исполнения песни /солист, группа, хор/

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.«Как у нашего Степана» - разбор, пение по нотам с.29

2. Песня о зиме по выбору ребят – исполнение.

3. Палестрина «Месса папы Марчелло» - слушанье, беседа о музыке из глубины веков.

4. «Звуки глубины веков» - беседа.

5. Кюй Коркыта - слушанье

6.Бетховен «Сурок» - слушанье, беседа о зарубежной музыке из глубины веков.

Художественный материал:

1.Легенда о Коркыте

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Беседа о каникулах.

3.Исполнение попевки, работа по нотной записи.

3.Объяснение новой темы.

4.Слушанье различных произведений: Палестрина, Коркыт / легенда /, Бетховен.

5.Беседа о них, что хотели нам рассказать композиторы.

6.Обобщение.

7.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать музыкальные жанры, пришедшие из глубины веков, в чём их ценность.

УМЕНИЯ:

1.Применять ранее полученные знания при анализировании и разборе произведений.

2.Уметь связать произведения древности с нашей жизнью.

НАВЫКИ:

1.Высказывать вслух свои впечатления о музыке.

2.Навыки пения по нотам, музыкальной грамоты.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок к понравившемуся музыкальному произведению.

P.S. При объяснении новой темы использовать знания детей о наскальных рисунках, древних постройках, старинных вещах. Что нам дают эти вещи? Почему люди их реставрируют, хранят, выставляют в музеях, хранят их, как семейные реликвии.

Урок № 2

Срок проведения: январь

Число:

ТЕМА УРОКА: Песни и кюи социального протеста. Историческая сноска.

ПОДТЕМА: Исполнительское и композиторское развитие.

Жаяу Муса, Курмангазы, Бетховен и музыка протеста.

ЦЕЛЬ УРОКА: Дать понятие музыка социального протеста.

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к культуре разных народов.

2. Послушать и сделать художественный анализ музыкальных произведений.

3.Рассказать о ценностях, которые для нас создали и оставили /пирамиды, картины, дворцы/ прошлые поколения.

Образовательная:

1.Дать понятие песня и кюй социального протеста. Протест в симфонической музыке.

Обучающая:

1.Учить находить связи в нашей жизни с жизнью людей, которые жили в давние времена.

2.На основе песен разных народов сделать сравнительный анализ.

3.Повторить ранее разученные произведения, исполнить попевку с элементами двухголосия.

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник с.111

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

6.проигрыватель

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.«Про Степана и кота» - исполнение с элементами двухголосия.

2.«Коркыт» - древний кюй - слушанье фрагмента, повторение.

3.Беседа о понятии «Социальный протест»

4.Курмангазы «Не кричи, не шуми» - слушанье.

5.Курмангазы «Кишкентай» - слушанье, рассказ.

6.Жаяу Муса «Ак, сиса» - разучивание 1-го куплета, с.111

7.Бетховен «Симфония» № 5 – слушанье фрагмента.

Художественный материал:

«Старший брат» Махамбет

Старший мой брат, Исатай, герой, белой кольчуги ворот родной.

Ханскому роду чуждым ты был простому народу нужен ты был,

Грозно на хана двинулись мы, поздно на хана ринулись мы.

Искоренить это чёрное зло раньше бы надо-время ушло:

Волею Тенги всё решено! От кобылицы рождён Тулпар-

Я от сказанного не отступал, о горе народном в родном краю

И перед ханом не дрогнув, спою, много лет бунтовал наш край!

Много лет волновал Исатай непокорную степь мою.

Не родился чубарый тот, тот герой, что тебя превзойдёт,

Про тебя, Исатай, пою! Про того, кто шлемы врагов вместе с головами сносил.

С золотой рукоятью меч кровью вражеской напоил!!!

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Исполнение попевки, разучивание двухголосия.

3.Беседа о теме прошлого урока, на фоне музыки Коркыта.

4.Объяснение новой темы

5.Слушанье и анализирование кюя Курмангазы «Кишкентай»

6.Рассказ о Курмангазы, кюй «Не кричи, не шуми»

7.Разучивание песни «Ак, сиса» - 1 куплета

8Бетховен - слушанье, беседа

9.Обобщение, подведение итогов, оценки за работу в классе

10.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое социальный протест, как своё недовольство выражали композиторы.

2.Знать, что может быть общего между музыкой Курмангазы, Бетховена и Жаяу Мусы.

УМЕНИЯ:

1.Уметь анализировать музыку, делать сравнительный анализ

2.Уметь исполнять песни в сложном ритме / «Ак сиса»/

НАВЫКИ:

1.Петь двухголосно небольшие попевки.

2.Сопоставления музыки разных композиторов.

Домашнее задание:

с.111 « Ак сиса» - читать дома слова

Дополнение к уроку:

Среди народных композиторов, сочинявших исторические кюи, особое место занимает Курмангазы. Хотя он не участвовал в восстании Исатая Тайманова, но всем сердцем ему сочувствовал. Подтверждение тому - кюй «Кишкентай». Считая Исатая своим старшим братом, Курмангазы назвал кюй «Кишкентай» - «Меньшой». В произведении отражена трагическая судьба восстания. В казахском музыкальном и поэтическом искусстве большой след оставило национально-освободительное движение 1836 — 1838 гг. в Букеевском ханстве. Учащиеся знакомятся с творчеством пламенного жырау, будившего общественное сознание, призывавшего народ к борьбе за свободу,- Махамбета, сподвижника предводителя восстания Исатая Тайманова.

Тема «Песни и кюи социального протеста» даётся более доступно, через понятие несправедливости. Казахские музыканты, имея в руках лишь домбру, нередко выступали против несправедливости, насилия и сочиняли произведения, наполненные таким содержанием.

«Ак сиса». Слова и музыка Жаяу Мусы. Энергичная, подвижная. Жаяу Муса играл не только на домбре, но и на скрипке, гармони. В его песнях появляются элементы татарской и русской музыки. Рассказать о том, почему Мусу называют «Жаяу» - пешим (Мустафа Чорманов отобрал у меня коня, и потому зовусь я пешим). Настоящая фамилия Жаяу Мусы - Байжанов. Жаяу Муса получил широкую известность как певец, композитор, акын.

Ещё одно произведение Курмангазы «Не кричи, не шуми». История создания кюя такова: Арба, на которой везли Курмангазы, приблизилась к парому, на котором надо было перебраться на другой берег. Один из крестьян со своей арбой находился на краю парома. Урядник, сопровождавший даму, хотел пройти мимо. Лошадь, испугавшись пышного платья дамы, дернулась, и оглобля от телеги задела женщину. Урядник с криком напустился на крестьянина, стал пугать его тем, что прогонит его с парома, обругал всех, кто находился на пароме. «Не кричи, не шуми» это слова, обращенные к уряднику. Тогда даже те солдаты, которые сопровождали Курмангазы, рассмеялись, а народ попросил еще и еще раз сыграть этот кюй.

P.S. Можно дать увертюру «Эгмонт» вместо симфонии №5 Бетховена.

Урок № 3
Срок проведения: январь
Число:

« Я бы сравнил исполненные им кюи с соловьиной трелью или пеньем жаворонка.

Одно слово - Сагырбаев обладает редким музыкальным талантом»

Этнограф Савичев.

ТЕМА УРОКА: Жизнь и творчество Курмангазы «Кишкентай».

Звукоизобразительность и выразительность кюев Курмангазы.

ПОДТЕМА: Песни и кюи социального протеста /продолжение/

ЦЕЛЬ УРОКА:

1.Рассказать о жизни и творчестве Курмангазы, о выразительности и изобразительности его кюев.

2.Закрепить уже пройденный материал.

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь и уважение к музыкальному наследию казахского народа

2.Провести беседу о том, как музыка передаёт характер и настроение людей.

3.Воспитывать уважение друг к другу, у людям с различным социальным статусом.

Образовательная:

1.Дать знания о жизни и творчестве Курмангазы

2.Повторить ранее пройденный материал.

3.Дать понятие выразительная и изобразительная музыка /выражает чувства, изображает движение/

Обучающая:

1.Разобрать выразительные и изобразительные моменты в музыке.

2.Вокально-хоровая работа над попевкой, нотная грамота.

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник

3.фонохрестоматия. Диск № 3 /11/

4.фортепиано

5.проигрыватель

6.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1. «Про Степана и кота»- исполнение, вокально-хоровая работа над двухголосием.

2. «Елiм-ай» с.69- повторение, беседа по теме «Звуки глубины веков»

3. «Не кричи, не шуми» - слушанье, беседа о создании произведения.

4. «Кишкентай»- повторное слушанье, беседа о содержании кюя.

5. «Ак сиса» - с.111 повторение, /если позволит время/

Художественный материал:

1.Рассказ о жизни и творчестве Курмангазы - беседа

2.Кюй Курмангазы «Адай» - видеофрагмент.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: Курмангазы Сагырбай 1818-1889 /по последним сведениям 1806-1879/.Родился в Букеевской орде 187 /199/ лет назад. Его первый учитель кюйши Узак.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Пение попевки «Про Степана и кота», работа над двухголосием.

3.Повторение пройденного, «Елiм ай» - исполнение

4.Беседа о песнях и кюях социального протеста.

5.Разбор произведений Курамангазы «Кишкентай» и «Не кричи, не шуми», беседа об их выразительных и изобразительных средствах, сравнительный анализ.

6.Просмотр видеофрагмента кюя «Адай» с танцем, беседа, сравнение.

7. Исполнение песни «Ак сиса»

8.Обобщение. 9.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое песни протеста и о чём они.

2.Знать, что такое выразительность и что такое изобразительность.

УМЕНИЯ:

1.Уметь различать песни по музыке и тексту.

2.Уметь работать по учебнику /вокально-хоровая работа/

3.Уметь рассуждать вслух.

НАВЫКИ:

Дать элементарные навыки двухголосного пения.

Домашнее задание: Выучить запись о Курмангазы в тетради, с.111 повторить.

Урок № 4

Срок проведения: январь - февраль

Число:

ТЕМА УРОКА: Жизнь и инструментальное творчество Махамбета, «Кайран Нарын».

ПОДТЕМА:

Старинные казахские инструменты. Своеобразие тембров казахских народных инструментов.

ЦЕЛЬ УРОКА: Рассказать о музыке, посвящённой освободительной борьбе

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к борцам прошлого.

2.Воспитывать интерес к истории народа.

Образовательная:

1.Рассказать о восстании Исатая Тайманова, о его любви к своей Родине.

2.Послушать тембр домбры и тембр классических инструментов, сравнить

Обучающая:

1.Учить исполнять разнохарактерные песни на казахском языке.

2.Продолжить вокально-хоровую работу

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.фонограмма к песне «Елiм – ай»

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Курмангазы «Кишкентай» с.27 –слушанье, беседа о восстании.

2.Махамбет «Кайран Нарын»- слушанье, беседа о родной земле поэта

3.«Ак сиса» - повторение с.111

4.«Елiм - ай» с.69 - повторение.

5.Слушанье примеров звучания жетыгена, кобыза, шертера, беседа о тембрах. Сорос. Диск № 1

6.Бетховен Эгмонт»- слушанье, беседа о тембрах, пример музыки, рассказывающей об освободительной борьбе Нидерландов.

Художественный материал:

Беседа о восстании, стихи Утемисова.

Сведения к уроку:

Махамбет Утемисов (1804 — 1846) родился в Уральской области в Урдинском районе. С детства он овладевает арабской и русской грамотой. С молодых лет Махамбет находится в ставке хана Джангира, будучи воспитателем сына хана. Очень скоро Махамбет выделяется своей мудростью, красноречием и поэтическим талантом. Он становится певцом народного восстания. Свой кюй «Кайран Нарын» Махамбет посвятил родным местам. В этом произведении не только передаются чувства сожаления об утрате, но и звучит справедливый гнев против угнетателей народа. Кюй исполняется в быстром темпе, энергично. Восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838.Очаг восстания Букеевская орда (междуречье р. Урал и р. Волга)

Причины восстания: Почти вся земля в руках феодалов, поборы с населения. Исатай пытался привлечь хана на свою сторону, против чиновников. Сражение повстанцев с царскими карательными отрядами, борьба против царизма, но восстание потерпело неудачу. В июле 1838 года, в битве с войсками, погиб Исатай, а в 1846 году был убит и поэт Махамбет.

Вывод: народное антифеодальное восстание, крупнейшее в истории Букеевской орды.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного, исполнение песни «Елiм – ай»

3.Беседа о восстании и жизни Махамбета и Исатая.

4.Слушанье кюя «Кайран Нарын»

5.Слушанье музыки Бетховена, беседа об инструментах

6.Беседа о тембрах инструментов, слушанье примеров звучания.

7. «Ак сиса» - исполнение

8.Обобщение.

9.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ: Знать историю восстания и роль Исатая и Махамбета в нём.

УМЕНИЯ: Уметь узнавать тембры звучания различных инструментов

НАВЫКИ: Уметь исполнять разнохарактерные песни на казахском языке.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к песне «Ак сиса» с.30 правила учить.

Урок № 5

Срок проведения: февраль

Число:

ТЕМА УРОКА: Повествование в музыке. Развитие музыки: лад, тембр инструмента.

ПОДТЕМА: Средства музыкальной выразительности.

Повествовательные интонации и развитие в музыке Л.Бетховена.

ЦЕЛЬ УРОКА: Рассказать о средствах выразительности в музыке.

ТИП УРОКА: Урок углубления темы.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать грамотного слушателя.

2.Вызвать эмоциональный отклик.

Образовательная:

1.Дать понятие «средства выразительности»

2.Закрепить понятие лад, темп, тембр, количество частей.

3.Рассказать, какое значение имеет воображение композитора и слушателя для создания какого-либо образа или рассказа в музыке.

Обучающая:

1.С помощью «метода разрушения» разобрать, какое значение имеет задуманный композитором темп и лад произведения.

2.Учить определять количество частей в произведении.

3.Дать понятие о том, что музыка может рассказывать как со словами, так и без слов.

4.Разобрать строение произведения /3-х частная форма/

Оборудование:

1.портрет композиторов

2.учебник

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения, разрушения

6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Бетховен «Весёлая. Грустная»- беседа о ладовой особенности, темпе, смене характера и частей.

2.Бетховен «Сурок» - понятие повествования в музыке, разучивание. Вызвать эмоциональный отклик к судьбе музыканта. Составить исполнительский план.

3.«Елiм-ай» - беседа о содержании, значение лада, /а если прозвучит в мажоре?/ повторение.

4.«Ак сиса» - если спеть в сопровождении какого-нибудь классического инструмента, то будет ли звучание таким же?

5. «Не кричи, не шуми»- проиграть с разными вариантами.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Беседа о повествовании в музыке.

3.Разбор музыкально- выразительных средств в уже знакомых произведениях: «Елiм-ай», «Ак сиса»,

«Не кричи, не шуми»

4.Слушанье пьесы «Весёлая. Грустная»- разбор частей. Можно, как 2-х и как 3-х частную форму.

5. «Сурок» - разучивание.

6.Обобщение.

7.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что музыка может изменяться с помощью средств выразительности.

2.Знать, какие средства выразительности используются в музыке.

3.знать, что «метод разрушения» меняет музыку и порой делает произведение невыразительным.

УМЕНИЯ:

1.Уметь определять количество частей.

2.Уметь слышать средства выразительности.

НАВЫКИ:

1.Находить стилевые особенности в музыке, которые способствуют её наилучшему звучанию.

2.Использовать знания, полученные на уроках.

3.Составлять исполнительский план.

Домашнее задание: Дома, послушай любую музыку и попробуй разобрать её. Своё мнение о ней запиши в тетради. Если это задание для тебя покажется трудным, то нарисуй рисунок к музыке Бетховена.

Урок № 6

Срок проведения: февраль

Число:

ТЕМА УРОКА: Прощальные песни и кюи.

ПОДТЕМА: Повествование в музыке.

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить материал прошлого урока, дать понятие прощальные песни и кюи.

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Вызвать эмоциональный отклик.

2.Разобрать различные жизненные ситуации, когда может звучать прощальная музыка.

Образовательная:

1.Познакомить учащихся с жанром прощального кюя.

2.Повторить прощальную песню.

3.Показать различные стороны темы урока: прощание с Родиной, с любимой, прощание с близкими.

Обучающая:

1.Разучить прощальную песню, более светлого содержания.

2.Работа с учебником.

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник с.31

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.эмоциональной драматургии.

3. забегание вперёд.

4.сравнения.

5.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Кенен Азербаев «Базар-Назар» - слушанье, беседа

2.Коркут « Вой Ушар» – слушанье, беседа, сравнительный анализ.

3.«Елiм-ай» - повторение, беседа о повествовании в музыке.

4.Глинка «Попутная песня» - слушанье, прощальные песни бывают и светлого содержания.

5.Глинка «Вальс-фантазия»- слушанье, прощание с любовью.

Художественный материал:

Кенен Азербаев «Базар-Назар».

«Плачешь о белом козлёнке своём, о своем ребенке, которого ты кормила своим молоком.

Давай вместе оплакивать своих детей.

Может быть, достигнет ушей Всевышнего наша песня.

О бренный мир! С груди моей оторвались две пуговицы...

Базар, Назар! Истосковался я по вас... С тех пор, как вас не стало, исчезла красота жизни».

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Беседа о прощальных песнях, кюях, классических произведениях

3.Слушанье и исполнение различной музыки, сравнительный анализ.

4.Разучиание фрагмента «Попутной песни», беседа о содержании /сопоставление, контраст в музыке/ .

5.Обобщение.

6.Домашнее задание.

Дополнительный материал: Кенен Азербаев родился в 1884 году в Курдайском районе, Джамбульской области. Его отец Азербай был музыкальным человеком, хотя и не прославился. А мать Улдар была известным акыном, хорошей певицей. Но она умерла, когда Кенен был еще маленьким. Музыканты, певцы, акыны, с которыми довелось встречаться Кенену, оставили глубокий след в его сознании. Уже в 10 - 11 лет Кенен создает песни «Бозторгай», «Кокшолак», которые становятся известны всему народу. Кенен знал о своем призвании, о том, что песня, музыка - это его крылья, и потому уже в молодости его прозвали Кенен-акын. «Вой Ушар» - кюй Коркута. Одно из печальных, скорбных произведений. Несмотря на то, что в кюе не звучат слова, совершенно очевидно, что музыка близка плачам-жоктау. Здесь не только передается вой собаки, потерявшей своего хозяина, но и плач матери.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что содержание прощальных песен может иметь самое разное содержание.

2.Знать, что музыка может рассказывать о различных жизненных ситуациях.

3.Знать названия произведений и их авторов.

УМЕНИЯ:

1.Уметь слушать различные произведения и определять их характер и настроение.

2.Уметь работать со словарём эмоциональных состояний, правильно применять его.

НАВЫКИ:

1.Навык пения песни на казахском языке.

2.Работы с учебником, умение отвечать на вопросы.

Домашнее задание: Повтори весь пройденный материал с.27-31

Урок № 7

Срок проведения: февраль

Число:

ТЕМА УРОКА: Провожаем зиму.

ПОДТЕМА: Развитие музыки: темп, тембр, динамика.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Рассказать о празднике «Масленица», познакомить со средствами музыкальной выразительности.

ТИП УРОКА: Урок погружения в новую тему.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.
2.Провести беседу о народных обычаях и традициях разных народов РК.

Образовательная:

1.Познакомить учащихся с песнями, сопровождающими праздник «Масленицы»

2.Разобрать понятие: интонация русских, украинских народных песен

Обучающая:

1.Разучить песню

2.Послушать и разобрать произведение «Масленица»

3.Продолжить работу над нотной грамотой.

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник с.32-33

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Попевка «Гули, голуби» - пение по нотам.

2.Чайковский «Масленица» - слушанье, рассказ о празднике

3.Римский – Корсаков «Проводы зимы» - разучивание

4.Русская народная песня «Блины» - разучивание

5.Чайковский «Концерт для фортепиано»- слушанье фрагмента «Выйди Иванку»

Художественный материал:

1. Римский - Корсаков «Снегурочка», «Проводы зимы» - просмотр фрагмента

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Разучивание попевки, погружение в новую тему.

3.Чайковский «Масленица»- слушанье, рассказ о празднике на фоне музыки.

4. «Проводы зимы»- разучивание

5.Чайковский «Концерт»- слушанье фрагмента, сравнение интонаций у разных композиторов

6. «Блины»- разучивание 1,2 куплета

7.Обобщение.

8.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое интонация, какие интонационные различия существуют в песнях разных народов

2.Знать, что музыка может рассказывать о праздниках и передавать их настроение.

3.Знать, что музыкальные жанры бывают самые разнообразные /концерт/

УМЕНИЯ:

1.Уметь слушать песни и выделять интонации.

2.Уметь рассказать о своём жизненном опыте /может, кто-то участвовал в подобном празднике/

3.Уметь работать со словарём эмоциональных состояний, правильно применять его.

4.Уметь петь, соблюдая певческую установку.

НАВЫКИ:

1.Навык пения песни на казахском языке, составление рассказа по картинке

2.Работы с учебником, нотная грамота.

3.Уметь описать содержание картинки с.33, отвечать по ней на вопросы:

Что за праздник? Почему пекут блины?

Какой народ празднует этот праздник? Какие похожие праздники вы знаете?

Домашнее задание: Спроси дома у бабушки, как праздновали этот праздник в старину.

Урок № 8

Срок проведения: март

Число:

ТЕМА УРОКА: Сходство и различие интонаций. Римский - Корсаков «Снегурочка»

ПОДТЕМА: Римский - Корсаков «Снегурочка»

ЦЕЛЬ УРОКА:

Рассказать о сходстве и различии музыкальных интонаций, почему по интонации узнают музыку композитора. Подготовить «сюрприз» для мамы.

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.
2.Воспитывать эстетические взгляды.

Образовательная:

1.Продолжить знакомство учащихся с песнями, сопровождающими праздник «Масленицы»

2.Разобрать понятие: интонация русских, украинских народных песен.

3.Сравнить интонации в музыке Римского-Корсакова, убедиться в интонационном сходстве.

Обучающая:

1.Разучить песню до конца.

2.Повторить произведение Чайковского «Масленица»

3.Продолжить знакомство с оперой «Снегурочка»

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник с.32-33

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Русская народная песня «Блины» - разучивание до конца

2.«Это мамин день»- разучивание.

3.Римский – Корсаков «Проводы зимы» - исполнение.

4.Хор птиц «Слетались птицы»- слушанье, просмотр фрагмента мультфильма.

Художественный материал:

1. «Снегурочка»-мультфильм, просмотр, слушанье музыки Римского-Корсакова.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Разучивание песни «это мамин день»

3.Беседа о масленице.

4.Слушанье музыки Чайковского, беседа об интонации

5.Слушанье хора птиц из оперы «Снегурочка»

6.Исполнение песни Римского-Корсакова «Проводы зимы»- исполнение , беседа об интонации.

7.Просмотр фрагментов мультфильма «Хор птиц», «Проводы масленицы»

8.Обобщение.

9.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое интонация.

2.Знать, что стиль композитора, его музыкальный язык запоминается по звучанию интонаций.

3.Знать, что провожает «Масленица»

УМЕНИЯ:

1.Уметь слушать музыку и выделять понятие интонация.

2.Уметь вспоминать пройденные произведения.

3.Уметь определять строение произведений.

НАВЫКИ:

1.Навык пения песни в русском стиле.

2.Определять характер музыки и интонации.

3.Узнавать музыку, называть её название.

Домашнее задание: Нарисуй рисунок к понравившемуся произведению.

Урок № 9

Срок проведения: март

Число:

ТЕМА УРОКА: Сходство и различие интонаций. Римский - Корсаков «Снегурочка»

ПОДТЕМА: Провожаем зиму.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с музыкой Римского - Корсакова,

проследить сходство и различие народных и композиторских интонаций.

ТИП УРОКА: Урок закрепления пройденного.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к традициям и культуре русского народа.
2.Воспитывать эстетические взгляды.

3.Вызвать эмоциональный отклик на сцену таяния Снегурочки.

Образовательная:

1.Продолжить знакомство учащихся с песнями, сопровождающими праздник «Масленицы»

2.Разобрать понятие: сходство интонаций - различие интонаций, определять их национальную принадлежность.

3.Сравнить интонации в музыке Римского-Корсакова с русскими народными песнями.

Обучающая:

1.Провести вокально-хоровую работу над песней.

2.Разобрать выразительные возможности произведения Чайковского «Масленица»

3.Продолжить знакомство с оперой «Снегурочка»

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник с.32-33

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения. 6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Попевка «Провожаем зиму» - разучивание.

2.Римский – Корсаков «Проводы зимы» - исполнение, беседа об использовании русских народных песен в композиторской музыке.

3.Хор птиц «Слетались птицы»- повторное слушанье, просмотр фрагмента, беседа по содержанию мультфильма.

4.Чайковский «Масленица»- повторное слушанье.

5.Сцена таяния Снегурочки «Ну что со мной»- слушанье.

6.Хачатурян «Танец розовых девушек»- слушанье.

Художественный материал:

1. «Снегурочка» - мультфильм, просмотр, слушанье музыки Римского-Корсакова.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Разучивание попевки с.32.

3.Чайковский «Масленица» - слушанье, беседа об интонациях.

4.Римский - Корсаков «Хор птиц»- слушанье, беседа о русской народной песне.

5.Сцена таяния - слушанье.

6. «Проводы зимы»- исполнение

7.Хачатурян «Танец девушек»- слушанье /вывод: наступила весна, и всё оделось в розовый цвет»/

8.Мультфильм «Снегурочка»- если останется время- просмотр.

9.Обобщение.

10.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, как музыка может характеризовать разных героев.

2.Знать, что такое хоровод, какой он имеет характер, как танцуется.

3.Знать названия произведений и их авторов, традиции и обычаи русского народа.

4.Знать, как музыка умеет передавать звуки природы, времена года.

УМЕНИЯ:

1.Уметь сравнивать разные интонации, определять принадлежность музыки.

2.Уметь угадывать пройденные произведения, умение выбирать себе роль и подражать.

3.Уметь работать со словарём эмоциональных состояний, правильно применять его.

НАВЫКИ:

1.Определять характер музыки, её национальную принадлежность.

2.Связывать знания, полученные ранее со звучащими и исполняемыми на уроке произведениями.

Домашнее задание: Нарисуй к сказке «Снегурочка» рисунок.

Урок № 10

Срок проведения: март

Число:

ТЕМА УРОКА: Встречаем весну. «Жарапазан» Развитие музыки с помощью средств выразительности.

ПОДТЕМА: Смена характера в музыке. Развитие образа в стихах.

ЦЕЛЬ УРОКА: Рассказать о выразительных средствах музыки.

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к традициям разных народов, проживающих в КР

2.Вызвать эмоциональный отклик.

3.Воспитывать толерантность.

Образовательная:

1.Разобрать выразительные средства музыки темп, лад, ритм, динамику.

2.Послушать и разучить различные произведения.

Обучающая:

1.Вокально-хоровая работа над попевкой «Кукушка», нотная грамота.

2.Пение песни «Веснянка» с различными средствами выразительности.

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

7.метод различного исполнения песни /солист, группа, хор/

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Попевка «Кукушка»- с.35 разучивание.

2.Казахская народная песня «Жарапазан» - разучивание с.124, слушанье в исполнении казахского фольклорного ансамбля.

3.Украинская народная песня «Веснянка»- разучивание, беседа о развитии образа в стихах с.121

4. «Проводы зимы» - исполнение различными вокальными составами.

Художественный материал:

1.Стихи о весне- подборка разных поэтов.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Разучивание попевки, вокально-хоровая работа, нотная грамота.

3.Беседа о наступающей весне и обычаях, связанных с её приходом.

4.Казахская песня «Жарапазан»- слушанье в исполнении фольклорного ансамбля.

5.Беседа о различных выразительных средствах в музыке.

6.Разучивание украинской песни «Веснянка» с различными исполнительскими приёмами, беседа об образе весны в песне.

7.Стихи о весне, их образы - чтение детьми и учителем.

8. «Проводы зимы» - исполнение.

9.Обобщение.

10.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, какая музыка сопровождает весенние праздники.

2.Знать, какие средства выразительности делают музыку выразительнее.

УМЕНИЯ:

1.Уметь разобрать образ стихотворения, музыкального произведения.

2.Уметь ярко, образно исполнять музыкальные произведения.

НАВЫКИ:

1.Определять характер музыки, её выразительность.

2.Исполнять произведения, соответственно характеру.

3.Составлять исполнительский план.

Домашнее задание: Исполни дома песни, разученные на уроке, устрой праздник встречи весны.

Урок № 11

Срок проведения: март

Число:

ТЕМА УРОКА: Встречаем весну. Наурыз – Новый год. Есдаулетова «Наурыз».

Развитие музыки: исполнительское и композиторское развитие.

Ладогармоническая сторона развития музыки (dur-moll).

ПОДТЕМА:

ЦЕЛЬ УРОКА:

ТИП УРОКА:

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

Образовательная:

Обучающая:

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

7.метод различного исполнения песни /солист, группа, хор/

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

Художественный материал:

Садовский

Дети, весна на дворе!

Льдинка на мерзлом окне

Сказку о милой весне

Утром напомнила мне.

В царстве суровой Зимы

Нет суеты никакой,

Только жестокий Мороз

Ходит повсюду с клюкой.

Смотрит, надежен ли лед,

Плотен ли выпавший снег,

Сыты ли волки в лесу,

Жив ли в избе дровосек.

Все от Мороза ушли,

Все, кому жизнь дорога,

Только деревья стоят:

Их придавили снега...

Некуда лесу уйти:

В землю корнями он врос...

Ходит вокруг и стучит

Палкою белый Мороз.

В царстве Весны молодой

Все по-иному живет:

Звонко сбегают ручьи,

Шумно проносится лед:

Там, где проходит Весна

В блеске своей красоты,

Рядятся в зелень луга

И выбегают цветы.

Листьями кроется лес,

Все в нем растет и поет...

Возле веселой Весны

Пестрый сплелся хоровод.

Дети! Вы были в лесу?

Вам не попался Мороз?

Только сосульку нашли!

Вот он! В кармане принес!

Слыша такие слова,

Все засмеялись вокруг:

Птицы, цветы и ручьи,

Озеро, роща и луг.

Так что, царица сама

Нахохоталась до слез…

Сильно ее насмешил

Дедушка белый Мороз!

Наталия Антонова

ВЕСЕННИЕ СТИХИ

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

Дождь весенний,

Озорной,

Друг наш босоногий

Мчит вприпрыжку

Без дороги

И зовет:

"За мной! За мной!"

И бегут гурьбой

Мальчишки…

Прибаутки, песни, смех! -

Кто ж бежит быстрее всех?

Дождь весенний,

Шалунишка.

ТЮЛЬПАНЫ

Рассеялись туманы,

Растаяла зима.

И расцвели тюльпаны -

В наш дом пришла весна!

Их лепестки трепещут,

Как крылья мотыльков.

А вдруг они все вместе

Взлетят до облаков?

И полетят, как стая

Весёлых мотыльков

До дальнего до края

Голландских берегов?!

Вот отчего так часто

В сад выбегаю я -

Мне с ними расставаться

Не хочется друзья!

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

Обобщение.

Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

УМЕНИЯ:

НАВЫКИ:

ЗНАНИЯ:

Знать, как строиться песня и почему она самый популярный жанр.

Знать, как музыка может характеризовать разных героев

Знать какие танцы бывают в жизни людей, когда их исполняют.

Знать, что музыка имеет форму, одно и двух-частную.

Знать, что такое хоровод, какой он имеет характер, как танцуется.

Знать, что такое темп, и какие темпы бывают.

Знать названия произведений и их авторов, традиции и обычаи казахского народа.

Знать, как музыка умеет передавать звуки природы, времена года.

Знать, что существуют разные музыкальные жанры.

Знать, что произведения могут состоять из нескольких частей.

УМЕНИЯ:

Уметь слушать песни и выделять понятия вступление, куплет, припев, одна часть.

Уметь по картинке вспоминать пройденные произведения, умение выбирать себе роль и подражать.

Уметь определять строение произведений

Определять форму музыкального произведения.

Уметь двигаться в такт музыке, водить хоровод.

Угадывать марш, танец, песню на слух и подбирать в нам ритмические движения.

Определять быстрый и медленный темп, быстро реагировать на смену темпа.

Уметь работать со словарём эмоциональных состояний, правильно применять его.

Уметь петь, соблюдая певческую установку.

Уметь петь песню с музыкально-ритмическими движениями.

Угадывать количество частей, название танца.

НАВЫКИ:

Навык пения песни на казахском языке, составление рассказа по картинке

Работы с учебником, умение отвечать на вопросы.

Навык изображения разных животных.

Уметь танцевать разные танцевальные движения.

Придумывать движения под музыку.

Определять характер музыки и подбирать под них движения.

Музыкально-ритмических движений под музыку.

Петь песню в быстром и медленном темпах, двигаться под разную музыку.

Связывать знания, полученные ранее со звучащими и исполняемыми на уроке произведениями

Пения кантилены, сложного ритма в немецкой народной песенке.

Быстро реагировать на музыку, называть её название.

Домашнее задание:

Расскажи рассказ о бабочке и щенке дома, нарисуй бабочку

Нарисуй то, что больше понравилось, разыграй дома спектакль.

Поучись дома танцевать чарльстон.

Вспомни

Доделать работу, начатую в классе.

Придумай свой танец под любую танцевальную мелодию.

Спроси дома, какие танцы ещё бывают.

Нарисуй рисунок к полюбившемуся танцу.

Домашнее задание:

Календарное планирование к урокам музыки во 2-х классах
на II полугодие.

III четверть. Тема: «Звуки глубины веков»

(1 раз в неделю)

Содержание тем и разделов.

10 часов

1

Звуки глубины веков. Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателями в движении.

1

2

Песни и кюи социального протеста. Историческая сноска.

Исполнительское и композиторское развитие. Жаяу Муса «Ак сиса», Курмангазы «Не кричи, не шуми...»

1

3

Жизнь и творчество Курмангазы «Кишкентай».

Звукоизобразительность и выразительность кюев Курмангазы.

1

4

Жизнь и инструментальное творчество Махамбета, "Кайран Нарын".

Старинные казахские инструменты. Своеобразие тембров казахских народных инструментов.

1

5

Повествование в музыке. Развитие музыки: лад, тембр инструмента.

1

6

Повествовательные интонации и развитие музыки Л.Бетховена.

1

7

Прощальные песни и кюи. Кенен Азербаев "Базар-Назар", Коркут" Вой Ушар" – сравнительный анализ.

1

8

Провожаем зиму. Развитие музыки: темп, тембр, динамика.

1

9

Сходство и различие интонаций. Римский - Корсаков «Снегурочка»

1

10

Встречаем весну. «Жарапазан». Наурыз – Новый год. Есдаулетова «Наурыз».

Развитие музыки с помощью средств выразительности:

а) Смена характера в музыке.

б) Развитие образа в стихах.

в) Исполнительское и композиторское развитие.

г) Ладогармоническая сторона развития музыки (dur-moll).

1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планирование к урокам музыки в 1-х классах

    Урок
    Волшебные звуки танцев. Разные танцы. Б.Аманжолов "Жанбыр". Л.Хамиди "Казахский вальс". Волшебная ступенька ЛЯ. Движение мелодии вверх и вниз.
  2. Тема: «Музыка выражает, изображает, организует»

    Урок
    Зерно-интонация. «Акку». Музыка рассказывает сказки и выражает чувства. Лядов «Кикимора», «Коляда-маляда». Изобразительность и выразительность сказки: Римский-Корсаков «Золотой петушок».
  3. Тематическое планирование уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения № п/п Разделы и темы Кол-во часов I iкласс

    Тематическое планирование
    • развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;• пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров; • развитие умений учащихся   воспринимать  музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера
  4. Рабочая программа по музыке для 1 4 классов. Пояснительная записка к программе " Музыка"

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2007 года издания, которая рекомендована главным управлением развития общего
  5. Урокам в 3 классе II четверть. Тема: «Музыкальная импровизация: Искусство айтыса»

    Урок
    При повторении понятия «средства выразительности», использовать такой наглядный приём. Исполняем «Утро» с использованием: f ,p, crescendo, diminuendo.

Другие похожие документы..