Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На основании приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 12.01.2004 N 46 "Об утверждении Временного Порядка разработки, утвержде...полностью>>
'Урок'
1) Определение расстояний до небесных тел. В астрономии нет единого универсального способа определения расстояний. По мере перехода от близких небесны...полностью>>
'Лекция'
03. 011 День семьи 07 - 1 .03. 011 Неделя иностранного языка 1 .03. 011 Рыцарский турнир Дискотека Рыбина Е.А., Демянчук Е.П. Лекция “Цвет. Запах. Стр...полностью>>
'Документ'
Целью изучения дисциплины является получение важнейших исторических знаний, появление системных представлений об историческом пути России с древних в...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине Методология гуманитарного познания для специальности философия. Реализуется на факультете Философии и психологии

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Федеральное агентство по образованию

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Кафедра Теоретической

и социальной философии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Методология гуманитарного познания

для специальности ФИЛОСОФИЯ.

Реализуется на факультете Философии и психологии

Саратов - 2006 год

Рабочая программа

составлена в соответствии

с Государственным образовательным

стандартом СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020100 – ФИЛОСОФИЯ

Номер государственной регистрации 204 ГУМ / СП

от « 24 » марта 2000 г.

Одобрено:

Председатель учебно-методической

комиссии _______________ факультета

__________________________

«____» ____________ 2006 г.

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

профессор Е.М. Первушов

______________________

«____» __________ 2006 г.

СОГЛАСОВАНО:

Декан (Заведующий кафедрой)

______________ факультета

__________________________

«____» ____________ 2006 г.

Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

очная

очно-заочная

заочная

полная программа

ускоренные сроки

полная программа

ускоренные сроки

Аудиторные занятия, всего

75

75

в том числе:

- лекции

34

8

- лабораторные (практические)

- семинарские

Самостоятельная работа студентов

41

67

Зачеты, +/-

+

+

Экзамены, +/-

Контрольные работы, количество

Курсовая работа, +/-

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение.

Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Методология гуманитарного познания является формирование у них философских знаний о природе гуманитарных наук, о философской методологии гуманитарного познания.

В качестве задач выступает изучение определенных философских концепций природы гуманитарных наук, философских концепций методологии гуманитарного познания.

Методология гуманитарного познания занимает вполне определенное место в учебном процессе специальности Философия. Гуманитарные науки и другие сферы гуманитарного познания осваиваются философией с момента ее исторического возникновения. Поэтому курс методологии гуманитарного познания находится в коррелятивных отношениях, как к современному состоянию философии, так и к истории философии в целом. Это обстоятельство определяет содержание данной учебной дисциплины.

Общие требования к образованности специалиста - философа, требования к знаниям и умениям по методологии гуманитарного познания:

- необходимо знать принципы и основное содержание философских концепций природы гуманитарных наук и философской методологии гуманитарного познания;

- необходимо уметь критически оценивать предпосылки этих концепций, уметь выявлять их эвристическое содержание применительно к гуманитарным наукам, уметь применять философские концепции в работе с гуманитарными науками, с гуманитарными текстами.

Методические рекомендации преподавателю.

Преподавание курса методологи гуманитарного познания базируется на изучении текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии гуманитарного познания. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.

Методические указания студентам.

Студентам целесообразно осваивать курс методологи гуманитарного познания на основе внимательного изучения рабочей программы, лекций преподавателя, текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии гуманитарного познания.

При подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ целесообразно точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.

Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернете (англ.)

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины Методология гуманитарного познания.

п/п

Наименование раздела, подраздела, темы лекции

Бюджет учебного времени

Форма текущего и итогового контроля

Всего

в том числе

лекции

лабораторные и практические

семинарские занятия

самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

Очная полная программа

1.

1.2

1.3

и т.д.

Раздел

Подраздел

Лекция

и т.д.

75

34

41

зачет

Тема 1.

8

4

4

Тема 2.

5

1

4

Тема3.

5

1

4

Тема 4.

6

2

4

Тема 5.

8

4

4

Тема 6.

11

6

5

Тема 7.

8

4

4

Тема 8.

20

6

4

Тема 9.

8

4

4

Тема 10.

6

2

4

итого

75

34

41

Очная форма в ускоренные сроки

Очно-заочная форма

Заочная полная форма

75

8

67

зачет

Тема 1.

12

1

11

Тема 2.

12

1

11

Тема 5.

14

2

12

Тема 6.

13

2

11

Тема 8.

12

1

11

Тема 9.

12

1

11

итого

75

8

67

Заочная форма в ускоренные сроки

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины Методология гуманитарного познания.

Тема 1. Вопрос о природе гуманитарных наук.

Гуманитарные науки как науки о мире свободы, как науки о духе, культуре, творчестве, личности, смысле, тексте.

Опыт философских концептуализаций предметного мира гуманитарных наук. Метафизика нравов Канта. Метафизические начала учения о праве. Метафизические начала учения о добродетели.

Предметный мир и проблематика гуманитарных наук в Философии духа Гегеля. Субъективный дух: антропология, феноменология духа, психология. Объективный дух: право, моральность, нравственность. Абсолютный дух: искусство, религия откровения, философия.

В. Дильтей: Введение в науки о духе: Науки о духе как совокупность наук, имеющих своим предметом исторически-общественную действительность. Человек как целостное воляще-чувствующе-представляющее существо. Метод Дильтея: каждую часть научного мышления соразмерять с целым человеческой природы, как ее являют опыт, изучение языка и истории. Целостность человеческой природы как основа для объяснения всего: живого единства личности, внешнего мира, жизни индивидов вне нас. Науки о духе как науки о человеке, истории и обществе, изучающие факты духовного порядка, составляющие действительность, подлежащую не овладению, но, прежде всего, осмыслению. Воображаемые чисто духовные существа, их система как царство личностей как предмет чистой науки о духе. Духовная жизнь человека как абстракция от психофизического жизненного единства, выступающего в качестве человеческого существования и человеческой жизни. Система таких жизненных единств как действительность, составляющая предмет историко-общественных наук.

Г. Риккерт: Науки о природе и науки о культуре: формальный (методический) и материальный (предметный) принципы деления наук. Природа как совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Культура как то, что создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям. Культура как совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями. Принцип отнесения явления к культурным ценностям: без точки зрения ценности, отделяющей блага от свободной от ценности действительности, нельзя провести отграничения природы и культуры. Явления культуры как воплощения определенных ценностей суть блага. Ценности сами по себе как значимости, не представляющие собой действительности. Функция ценности - превращать части действительности в блага культуры.

Религия, церковь, право, государство, нравственность, наука, язык, литература, искусство, хозяйство как культурные блага. Явления культуры как объекты науки о религии, юриспруденции, истории, филологии, политической экономии и т.д., т.е. всех “наук о духе”, за исключением психологии. Двойственное рассмотрение предметов (как явлений природы или как явлений культуры) как критерий различия наук о природе и наук о культуре. Невозможность для наук о культуре отделять физическое бытие от психического бытия, как это делает психология. Рассмотрение явлений культуры как по отношению к ценностям, так и по отношению к оценивающему их психическому существу.

Неприемлемость деления наук, основанного на противоположности природы и духа, так как наличность психического как природного еще не создает объекта культуры: в понятии психического, как необходимой предпосылки всякой оценки, не заключено понятие общезначимой ценности. Необходимость логического различия как между духовным бытием, или психическими актами оценки, с одной стороны, и самими ценностями и их значимостью — с другой, так и между благами и заложенными в них ценностями. Психический акт оценки связан с культурой, но не совпадает с ценностью, превращающей действительность в культурное благо.

Понятие как соединение существенных элементов какой-нибудь действительности. Принцип исторического, или индивидуализирующего, образования понятий, содержание которых представляет собой нечто особенное и индивидуальное. Естественнонаучное, или генерализирующее, образование понятий. Понятие культуры как условие возможности возникновения индивидуализирующего образования понятий.

Различие двух родов индивидуального: простая разнородность, совпадающая с самой действительностью, и историческая индивидуальность как определенное понимание действительности. Понятие культуры дает историческому образованию понятий такой же принцип выбора существенного, какой в естественных науках дается понятием природы как действительности, рассмотренной с точки зрения общего. Принцип отделения исторической индивидуальности от несущественной разнородности.

То, что историю пишут только о людях, показывает, что историки руководствуются ценностями, без которых не может быть вообще исторической науки. Принцип отличия определенного понимания действительности от самой действительности как предпосылка своеобразия индивидуализирующей науки о культуре в противоположность генерализирующему пониманию индифферентной по отношению к ценностям природы.

Исторически-индивидуализирующий метод как метод теоретического отнесения к ценности в противоположность естествознанию, устанавливающему закономерные связи и игнорирующему культурные ценности и отнесение к ним своих объектов.

Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность ценности - в значимости, а не в фактичности. Два смысла связи ценности с действительностью: ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается благом, и она, во-вторых, может также быть связанной с актом субъекта таким образом, что акт этот становится оценкой. Блага и оценки могут рассматриваться с точки зрения значимости связанных с ними ценностей.

Метод теоретического отнесения к ценности как выражение сущности истории и его отличие от метода оценки: значимость ценности не является проблемой истории. Ценности играют роль в истории постольку, поскольку они фактически оцениваются субъектами, поскольку, поэтому, некоторые объекты рассматриваются фактически как блага.

История имеет дело с ценностями, но не является оценивающей наукой: она устанавливает исключительно то, что есть. Отнесение к ценностям как процесс в области установления фактов, являющийся основанием распадения действительности для истории на существенные и несущественные элементы. Оценка не включается в этот процесс. Оценивание не входит в понятие исторического образования понятий. Историческое отнесение к культурной ценности определяет историческое образование понятий. Оценка объективной ценности как нечто совсем иное, чем отнесение к ценности. Индивидуализирующая история, как и естествознание, может и должна избегать оценок, нарушающих ее научный характер. Лишь теоретическое отнесение к ценности отличает ее от естествознания, но оно не затрагивает ее научности.

Метод отнесения к ценности и причинное рассмотрение действительности, их согласованность. Всеобщность культурных ценностей как основание эмпирической объективности исторического образования понятий, определяющих познание историка областью констатируемых фактов.

Принцип определенные блага являются в культурном обществе общепризнанными и его оценка. Принципы подведения особого под общее: естественный закон или общее понятие в естествознании; культурная ценность как общее в истории. Науки о культуре как науки об объектах, отнесенных ко всеобщим культурным ценностям. Науки о культуре как исторические науки, изображающие единичное развитие объекта в его особенности и индивидуальности.

Объективность культурной истории. Условия истинности в истории только чистого факта. Постулирование абсолютно значимых ценностей как условие возможности всемирной истории.

Принцип обусловленности единства и объективности наук о культуре единством и объективностью понятия культуры, которое, в свою очередь полагается обусловленным единством и объективностью ценностей, оцениваемых нами. Фактическое всеобщее признание ценности как условие эмпирической объективности, только и доступной эмпирической науке.

История естествознания и ее рассмотрение с точки зрения объективно значимой ценности, т. е. с точки зрения теоретической ценности научной истины, к которой необходимо относить события, чтобы отделить в них существенное для истории естествознания от несущественного. Предположение абсолютной значимости теоретических ценностей как условие научности человека науки.

М. М. Бахтин: Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

Гуманитарные науки как науки о человеке в его специфике: человек всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Изучение человека вне текста и независимо от него как выход за пределы гуманитарных наук. Выразительное и говорящее бытие как предмет гуманитарных наук. Его несовпадение с самим собою, неисчерпаемость его смысла и значения.

Особая двупланность и двусубъектность гуманитарного мышления. Текстология как теория и практика научного воспроизведения литературных текстов. Текстологический субъект (текстолог) и его особенности.

Текст как всякий связный знаковый комплекс. Текст (письменный и устный) как первичная данность всех гуманитарных наук. Мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах как предметная определенность гуманитарных наук. Рождение гуманитарной мысли как мысли о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми стоит иное, данное исследователю только в виде текста. Словесный текст как первичная данность гуманитарных дисциплин — лингвистики, филологии, литературоведения и других.

Автор текста. Проблема границ текста. Текст как высказывание. Проблема функций текста и текстовых жанров.

Два момента, определяющие текст как высказывание: его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Определение характера текста динамическими взаимоотношениями этих моментов. Проблема второго субъекта, воспроизводящего текст (чужой) и создающего обрамляющий текст (комментирующий, оценивающий, возражающий и т. п.).

Текст как высказывание, включенное в речевое общение (текстовую цепь) данной сферы. Текст как своеобразная монада, отражающая в себе все тексты (в пределе) данной смысловой сферы. Взаимосвязь всех смыслов (поскольку они реализуются в высказываниях).

Диалогические отношения между текстами и внутри текста. Их особый (не лингвистический) характер. Диалог и диалектика. Два полюса текста. Обусловленность текста общепонятной (условной в пределах данного коллектива) системой знаков, система языка. Текст (как высказывание) как нечто индивидуальное, единственное и неповторимое, смысл его (его замысел, ради чего он создан). Неразрывная связь этого второго полюса с моментом авторства, ее знаковая природа (данность в системе языка).

Дух (и свой и чужой) и его данность только в знаковом выражении, возможность его реализации только в текстах и для себя самого, и для другого.

Принципиальная возможность расшифровки, то есть перевода на другие знаковые системы (другие языки), любой системы знаков, то есть любого языка как проявление общей логики знаковых систем. Невозможность перевода текст (в отличие от языка как системы средств) до конца из-за отсутствия потенциального единого текста текстов.

Развитие события жизни текста, его сущности, на рубеже двух сознаний, двух субъектов. Гуманитарное мышление как диалог особого вида: сложное взаимоотношение текста (предмет изучения и обдумывания) и создаваемого обрамляющего контекста (вопрошающего, возражающего и т. п.), в котором реализуется познающая и оценивающая мысль ученого, как встреча двух текстов — готового и создаваемого, реагирующего текста, встреча двух субъектов, двух авторов, двух сознаний.

Невозможность элиминировать или нейтрализовать второе сознание, сознание воспринимающего в бытии текста.

Язык и событие текста как два полюса гуманитарного исследования. Движение к языку — языку автора, жанра, направления, эпохи, национальному языку (лингвистика), к потенциальному языку языков (структурализм, глоссематика). Движение к неповторимому событию текста. Расположение всех возможных гуманитарных наук, исходящих из первичной данности текста, между этими двумя полюсами.

Человеческий поступок как потенциальный текст, и возможность его понимания только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов).

Неповторимые единичности как исходный пункт каждой науки. Высказывание как целое и его внешняя и внутренняя обусловленность внелингвистическими (диалогическими) моментами.

Выразить самого себя — сделать себя объектом для другого и для себя самого (“действительность сознания”) как первая ступень объективации. Выразить и свое отношение к себе как объекту (вторая стадия объективации). При этом собственное слово становится объектным и получает второй — собственный же — голос.

Диалогичность понимания. Проблема понимания высказывания. Установление границ высказывания. Смена речевых субъектов. Способность определять ответ. Принципиальная ответность всякого понимания. Только знаки (в том числе слова) имеют значения. Поэтому всякое изучение знаков начинается с понимания.

Человек как говорящий субъект.

Текст — первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной науки (филологии, лингвистики, литературоведения, науковедения и т. п.). Методы гуманитарных наук как определенные схематизации текстовой реальности, которая выражает общественную жизнь, психику, историю. Каузальные и смысловые связи, констатации и оценки как формы гуманитарного познания.

Объект и предмет научного гуманитарного исследования. Реальный объект — социальный (общественный) человек, говорящий и выражающий себя другими средствами. Физическое действие человека как поступок, невозможность понимания поступка вне его возможного (воссоздаваемого нами) знакового выражения (мотивы, цели, стимулы, степени осознанности и т. п.).

Металингвистический характер высказывания (речевого произведения). Смысловые связи внутри одного высказывания (хотя бы потенциально бесконечного, например, в системе науки), их предметно-логический характер (в широком смысле этого слова). Диалогический характер смысловых связей между разными высказываниями. Разделенность смыслов между разными голосами. Исключительная важность голоса, личности.

Язык, слово и его место в человеческой жизни. Всеобъемлющая и многограннейшая реальность слова, ее невозможность быть предметом только одной науки — лингвистики. Предмет лингвистики: только материал, только средства речевого общения, а не самое речевое общение, не высказывания по существу и не отношения между ними (диалогические), не формы речевого общения и не речевые жанры. Лингвистика как наука только об отношениях между элементами внутри системы языка, об отношениях между высказываниями, но не об отношениях высказываний к действительности и к говорящему лицу (автору).

Понимание как диалог. Данное и созданное в речевом высказывании. Высказывание не только как отражение или выражение чего-то вне его уже существующего, данного и готового. Высказывание как создание чего-то до него никогда не бывшего, абсолютно нового и неповторимого, имеющего отношение к ценности (к истине, к добру, красоте и т. п.). Анализ простейшего бытового диалога (“Который час?”—“Семь часов”).

Феномен голоса. Когда в языках, жаргонах и стилях начинают слышаться голоса, они перестают быть потенциальным средством выражения и становятся актуальным, реализованным выражением; в них вошел и ими овладел голос.

Диалогичность отношения к смыслу. Диалогичность понимания. Понимание языка и понимание высказывания (включающее ответность и, следовательно, оценку).

Высказывание как смысловое целое. Сущность высказывания как смыслового целого,

Лингвистика имеет дело с текстом, но не с произведением. Чисто лингвистические отношения (то есть предмет лингвистики) — как отношения знака к знаку и знакам в пределах системы языка или текста (то есть системные или линейные отношения между знаками).

Отношения высказываний к реальной действительности, к реальному говорящему субъекту и к реальным другим высказываниям, отношения, впервые делающие высказывания истинными или ложными, прекрасными и т. п., никогда не могут стать предметом лингвистики. Отдельные знаки, системы языка или текст (как знаковое единство) никогда не могут быть ни истинными, ни ложными, ни прекрасными и т. п.

Проблема диалогических отношений, их своеобразие. Их несводимость, ни к логическим, ни к лингвистическим, ни к психологическим, ни к механическим или каким-либо другим природным отношениям. Диалог, как особый тип смысловых отношений, членами которых могут быть только целые высказывания (или рассматриваемые как целые, или потенциально целые), за которыми стоят (и в которых выражают себя) реальные или потенциальные речевые субъекты, авторы данных высказываний. Реальный диалог (житейская беседа, научная дискуссия, политический спор и т. п.). Отношения между репликами такого диалога как наиболее внешне наглядный и простой вид диалогических отношений.

Обзор по истории научного вопроса (самостоятельный или включенный в научный труд по данному вопросу) производит диалогические сопоставления (высказываний, мнений, точек зрения) высказываний и таких ученых, которые ничего друг о друге не знали, и знать не могли. Общность проблемы порождает диалогические отношения.

Согласие — одна из важнейших форм диалогических отношений. Согласие, его разновидностями и оттенками. Два высказывания, тождественные во всех отношениях (“Прекрасная погода!”—“Прекрасная погода!”), если это действительно два высказывания, принадлежащие разным голосам, а не одно, связаны диалогическим отношением согласия.

Ответное понимание речевого целого, его носит диалогический характер.

Понимание целых высказываний и диалогических отношений между ними неизбежно носит диалогический характер (в том числе и понимание исследователя-гуманитария); понимающий (в том числе - исследователь) сам становится участником диалога, хотя и на особом уровне (в зависимости от направления понимания или исследования).

Критерий глубины понимания как один из высших критериев в гуманитарном познании. Высказывание (речевое произведение) как неповторимое, исторически единственное индивидуальное целое.

Проблема классификации наук. Статус гуманитарных наук в системе научного познания. Гуманитарные науки и логика, математика, информатика. Гуманитарные науки и естествознание. Гуманитарные науки и технические науки. Гуманитарные науки и медицинские науки. Гуманитарные науки и науки социальные.

Тема 2. Гуманитарные науки: многообразие научных дисциплин и проблема их единства.

Историография, культурология, этнография, религиоведение, искусствоведение, языкознание, литературоведение, семиотика, философия как систематические (научные) дисциплины гуманитарного познания.

Предметная и методологическая, проблемная и концептуальная определенность гуманитарных наук.

Источник многообразия гуманитарных наук. Проблема единства гуманитарных наук.

Тема 3. Философия, методология и гуманитарные науки.

Философия объективности и философско—метафизические проекты в сфере гуманитарного познания. Догматический и скептический методы философствования и гуманитарное познание.

Философия субъективности и становление гуманитарных наук. Догматический, скептический и критический методы философствования и гуманитарные науки.

Философия интерсубъективности и многообразие методов философствования. Догматический, скептический, критический, аналитический, антропологический, герменевтический и феноменологический методы философствования и гуманитарные науки.

Тема 4. Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

Ироническая диалектика Сократа, спекулятивная диалектика идей Платона, негативная диалектика Канта, экзистенциальная диалектика и их место в глобальном проекте диалектизации гуманитарного и социального познания.

Спекулятивная диалектика Гегеля как проект саморазвертывния духа, развития гуманитарного познания, культуры в целом. Гегелевская конструкция истории, религии, искусства, права, истории философии, логики как философской онтологии как предметная реализация догматического метода спекулятивной диалектики.

Диалектика “Капитала” Маркса как диалектика теоретического восхождения от абстрактных определений предмета к его конкретным определениям.

Критический (диалектический) рационализм Поппера и логика социальных и гуманитарных наук. Статья Поппера Что такое диалектика?, ее содержание и значение.

Тема 5. Феноменология и гуманитарное познание.

Феноменология Канта. Феномен и ноумен, феноменальный и ноуменальный миры. Феноменология, метафизика, теоретическая и практическая философия Канта. Метафизические начала феноменологии. Статус феноменологии Канта в концепции метафизических начал естествознания. Мир свободы и метафизика нравов.

“Феноменология духа, или наука о сознании” Гегеля. Сознание вообще, самосознание, разум. Знание как субъективная достоверность и истина.

Феноменология Гуссерля. Понятие теоретической философии. Философия как строгая наука в интерпретации Э. Гуссерля. Понятие феномена. Ноэзис и ноэма в структуре феномена. Феноменология как онтология и метод. Структура интенционального акта и его герменевтическое измерение. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис наук как выражение радикального жизненного кризиса европейского человечества. Истоки противоположности между физикалистским объективизмом и трансцендентальным субъективизмом. Гуссерль о психологии Локка в рамках натуралистической теории познания. Гуссерль о психологии Юма как фикционалистской теории познания. Гуссерль о родстве и различии между психологией и трансцендентальной философией; психология как поле решений. Гуссерль о соотношении между трансцендентальной психологией и трансцендентальной философией.

Понятие феноменологии в философии М. Хайдеггера. Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени”. Онтологическое и онтическое в вопросе о бытии. Отологическая аналитика присутствия как высвобождение горизонта для интерпретации смысла бытия вообще. Задача деконструкции истории онтологии и феноменологический метод разыскания. Присутствие и временность. Временность и повседневность. Временность и историчность.

Концепция феноменального тела М. Мерло-Понти. Феноменология как способ философствования, формирующий целостное миропонимание. Феноменологическая концепция истории.

Э. Левинас: интенциональность сознания как открытость иному и условие моральности. Встреча с иным и возможность диалога с бесконечным бытием. Критика философского тоталитаризма, выражающегося в претензии осуществить целостный охват реальности посредством абсолютной целостности знания.

Тема 6. Герменевтика и гуманитарное познание.

Герменевтика в системе древнегреческой культуры. Античные концепции имени: концепция условного происхождения имен и концепция естественности имен. Платон: имя и эйдос. Поэтика Аристотеля и проблематика понимания содержания поэтического произведения, поэзия как подражание, средства, предметы и способы подражания, естественное происхождение поэзии.

Герменевтика Августина. Задачи риторики и герменевтики по Августину. Учение Августина о знаке, классификация знаков. Постановка Августином проблемы понимания; смыслы Священного Писания.

Культура Возрождения и новые акценты в герменевтике. Основные идеи «Критики Константинова дара» Лоренцо Валы - текст как целое; идея контекста; автор как целостность текста.

Иоганн Мартин Хладениус о понятии истолкования, об истолковании изустной и письменной речи.

Филологическая герменевтика в Германии рубежа XVIII – XIX веков: основные идеи. Принципы философии языка В. фон Гумбольдта. Учение о внутренней форме языка. Понимание и порождение речи, диалоговый характер языковой деятельности. Значение философии языка для развития герменевтических идей.

Шлейермахер, Фридрих (1768-1834): предмет, задачи и цель герменевтики. От предмета понимания – к природе понимания. Автор и текст. Различение объективных и субъективных моментов текста. Проблема содержания (универсума) и формы (уникального текста). Два вида истолкования: грамматико-стилистическое («творящая» форма) и содержательно-психологическое (импульсивно-«бессознательное») как соотношение языка и мышления. Методы сравнительного анализа и интуитивного прозрения. Их циклическая сменяемость как проблема герменевтического круга: соотношение частей и целого. Идеал герменевтической практики - отождествление интерпретатора с интерпретируемым: ретроспекция творческого акта, деструкция и реконструкция. Проблема конгениальности интерпретатора – автору: расшифровка авторского замысла – понять лучше, чем он понял сам себя. Диалогическая природа отношения свое-чужое.

Герменевтика как реакция на методологический монизм позитивизма.

Дильтей, Вильгельм (1833—1911). Введение в науки о духе (1883). В. Дильтей о проблеме обоснования гуманитарных наук. Проблемы герменевтической логики: типы высказываний, формы понимания и формы интерпретации. Проблема бессознательного у Дильтея. Расширение герменевтического круга. Науки о духе (проблема понимания уникума) и природе (метод системно-сравнительного объяснения закономерностей), категории характера (личности) и типа (множества, универсума). Вненаходимость субъекта объекту при объяснении, их «тождество», взаимозаместимость при «историческом» вживании. Органическая цельность духа и циклическая замкнутость культур: история как замедленный взрыв культурной вселенной.

Основные идеи герменевтики Г. Шпета. Классификация смыслов по Г. Шпету. Концепт Шпета: слово как архетип культуры.

Философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Структура произведения Гадамера Истина и метод: Основы философской Герменевтики. Гадамер о значении гуманистической традиции для гуманитарных наук. Основные гуманистические понятия по Гадамеру: образование, здравый смысл, способность суждения, вкус и их значение. Субъективация эстетики в кантовской критике. Возвращение проблемы истинности искусства и ее герменевтическое значение. Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение. Реконструкция и интеграция как задачи герменевтики. Распространение вопроса об истине на понимание в науках о духе. Шлейермахеровский проект универсальной герменевтики. От теоретико-познавательной проблемы истории к герменевтическому основоположению наук о духе. Преодоление феноменологией теоретико-познавательной постановки вопроса. Хайдеггеровский проект герменевтической феноменологии. Основные черты теории герменевтического опыта. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа. Герменевтический круг и проблема предрассудков. Открытие Хайдеггером предструктуры понимания. Предрассудки как условие понимания. Реабилитация авторитета и традиции. Герменевтическое значение временного отстояния. Герменевтическая проблема применения. Герменевтическая актуальность Аристотеля. Показательное значение юридической герменевтики. Границы рефлексивной философии. Понятие опыта и сущность герменевтического опыта. Герменевтическое первенство вопроса. Логика вопроса и ответа. Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка. Язык как среда герменевтического опыта. Вербальность как определение герменевтического предмета. Языковой характер герменевтического процесса. Язык как горизонт герменевтической онтологии. Универсальный аспект герменевтики.

Гадамер о наивных допущениях немецкого идеализма, не принимаемых современным мышлением (наивность полагания, наивность ре­флексии и наивность понятия).

Диалог в интерпретации Х.Г. Гадамера: диалог как теоретическая проблема гуманитарных наук, стратегия диалогичности, понятие опыта, логика вопроса и ответа, идея действенной истории.

Герменевтика Я есть П. Рикера. Короткий и длинный путь герменевтики. Я есть и герменевтика. Понятие знака, конфликт и взаимодействие интерпретаций.

Тема 7. Аналитическая философия и гуманитарное познание

Аналитическая методология Б.Рассела. Статус психологии в аналитической программе Рассела. Концепция языковых игр в “Философских исследованиях” Л.Витгенштейна. Витгенштейн о соотношении культуры и ценностей. Концепция объяснения и понимания Г.Х. фон Вригта. Аристотелевская и галилеевская традиции, по фон Вригту. Каузальное объяснение в историографии и социальных науках.

Тема 8. Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук

Темы семиотики и структурной лингвистики: знак, знаковая система, текст, семантика знаковых систем; язык и речь, знак и значимость; система знаков: синхрония и диахрония Семиотика: семантика, синтактика и прагматика. Семиотика языка и психология. Семиотика языка и логика. Семиотика литературы. Семиотика и философия.

Основные идеи Ф. де Соссюра в свете современного языкознания.

Язык и другие системы коммуникации (К. Леви-Строс, Р. Якобсон).

Методологические идеи «русского структурализма» (В. Пропп, О. Фрейденберг и др.). Строй произведения и его структура; структура как алгоритм, диалогичность и структура.

Возможность применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных наук.

Концепция археологии знания М.Фуко. Дискурсивные закономерности, высказывание и архив, историческое априори и архив, археологическое описание.

Тема 9. Постструктурализм и гуманитарное познание.

Оценка структуралистских допущений: все есть текст, есть универсальный код культуры и становление постструктурализма.

Означивание, гено-и-фено-текст, смерть автора и поворот от науки к литературе в интерпретации Р. Барта.

Грамматология Ж. Деррида. Прояснение понятий наличия, логоцентризма, метафизики, деконструкции, следа и прото–следа, различия и различАния, письма и прото–письма, восполнения и восполнительности.

Тема 10. Философско—методологические проблемы гуманитарных наук: соотношение общих и особенных определений.

Концепции философии истории и историографии. Спекулятивные, аналитические и постмодернистские версии флософии истории.

Концепция методологии гуманитарных наук М.М. Бахтина. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

Методология исторической науки. Историческое описание, специфика исторического факта и проблема существования исторической теории. Историческое бытие, историография и философия истории. Историография и этнография: соотношение предмета и метода.

Интернализм и экстернализм как стили мышления в историографии науки.

Социальная теория как область междисциплинарных исследований. Развитие социологии как научной дисциплины. Социология культуры и история повседневности. Социология знания: соотношение предмета и метода.

Право и философия права. Спекулятивная и аналитическая версии философии права. Методология правоведения. Статус правовой нормы. Специфика юридического факта.

Язык, философия языка, методология языкознания. Факт и теория, предмет и метод, знания и ценности в языкознании.

Религиоведение и искусствоведение: возможности спекулятивного, аналитического и антропологического философствования.

Методология клинического психоанализа З. Фрейда и ее философская интерпретация. Специально-научное и философское значение психоанализа.

Философия как гуманитарное познание. Понятие философии. Архетипы и методы философствования. Тема Я-Другой в философии. Теоретическая и практическая философия. Исторически реализованные версии структурирования философского исследования. Общие и особенные темы философии. Соотношение метода и предмета философствования. Проблемность и концептуальность философии. Понятие универсума философствования.

Раздел 4. Примерная тематика курсовых и дипломных работ.

  1. Вопрос о природе гуманитарных наук.

  2. Гуманитарные науки как науки о духе, культуре, творчестве, тексте.

  3. Проблема классификации наук. Статус гуманитарных наук в системе научного знания.

  4. Гуманитарные науки и науки социальные.

  5. Методологические программы в области гуманитарных наук.

  6. Специфика гуманитарного знания и познания.

  7. Г.Х. фон Вригт о двух главных традициях в науке и философии научного метода - аристотелевской и галилеевской традициях научного объяснения.

  8. Л. Витгенштейн о соотношении культуры и ценностей.

  9. Гуманитарные науки: проблема многообразия и единства научных дисциплин.

  10. Философия, методология и гуманитарные науки.

  11. Классическое философствование и философскио—метафизические проекты в сфере гуманитарного познания.

  12. Постклассическое философствование и философско – методологические программы в области гуманитарных наук.

  13. Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

  14. Феноменология и гуманитарное познание.

  15. Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени” Хайдеггера.

  16. Концепция феноменального тела М. Мерло-Понти. Феноменология как способ философствования, формирующий целостное миропонимание.

  17. Герменевтика как методология гуманитарного познания.

  18. Герменевтика в системе древнегреческой культуры.

  19. Герменевтика Августина.

  20. Культура Возрождения и новые акценты в герменевтике.

  21. Предмет, задачи и цель герменевтики по Шлейермахеру.

  22. Сравнительный анализ герменевтики Шлейермахера и Гегеля.

  23. Концепция герменевтики Г. Шпета.

  24. Философская герменевтика Х.Г. Гадамера.

  25. Диалог в интерпретации Х.Г. Гадамера.

  26. Герменевтика «Я есть» П. Рикера.

  27. Аналитическая философия и гуманитарное познание.

  28. Статус психологии в аналитической программе Рассела.

  29. Концепция объяснения и понимания Г.Х. фон Вригта.

  30. Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук.

  31. Принципы философии языка В.фон Гумбольдта.

  32. Методологические идеи «русского структурализма» (В. Пропп, О. Фрейденберг).

  33. Концепция археологии знания М.Фуко.

  34. Постструктурализм и гуманитарное познание.

  35. Грамматология Ж. Деррида.

  36. Философско—методологические проблемы гуманитарных наук: соотношение общих и особенных определений мышления.

  37. Концепции философии истории и историографии. Спекулятивные, аналитические и постмодернистские версии философии истории.

  38. Методология исторической науки. Историческое описание, специфика исторического факта и проблема существования исторической теории.

  39. Интернализм и экстернализм как стили мышления в историографии науки.

  40. Философия как гуманитарное познание. Тема Я-Другой в философии.

  41. Соотношение метода и предмета философствования. Понятие

универсума философствования.

  1. Понятие текста, его исторические аспекты.

  2. Понятие знака (Августин, Моррис, Соссюр, структурализм, постструктурализм).

  3. Онтологизация проблемы понимания.

  4. Идея герменевтического круга в истории герменевтики (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер).

  5. Вопрос о возможности "лучшего понимания" в герменевтической традиции (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер).

  6. Идея контекста в методологии гуманитарных наук (Шлейермахер, Бахтин).

  7. Проблема диалогичности гуманитарного знания (Шлейермахер, Гумбольдт, Бахтин, Шпет, Гадамер).

  8. Проблема авторства в современной методологии гуманитарных наук (герменевтико-феноменологическая программа, постструктурализм).

  9. Проблема авторства в постструктуралистской программе (М.Фуко, Р.Барт).

  10. Концепции философии истории (Гегель, Р.Коллингвуд, марксизсм, постструктурализм).

  11. Философия и методология психологии.

  12. Методология клинического психоанализа З. Фрейда и его философская интерпретация.

Раздел 5. Перечень основной и дополнительной литературы

Литература основная.

Августин Блаженный. Христианская наука, или основания Священной герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835.

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992

Алкуин. Грамматика // Проблемы литературной теории в Византии и Латинском Средневековье. М., 1986.

Андрей Белый. Из книги “Поэзия слова” // Семиотика. М., 1983

Ансельм Кентерберийский. О грамотном. Соч., М., 1995.

Ансельм Кентерберийский. Об истине // Историко-философский ежегодник. М., 1996.

Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.

Аристотель. Поэтика // Соч. Т.4. М., 1984

Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983

Барт Р. Воображение знака // Избр. работы. М., 1989

Барт Р. От науки к литературе // Избр. работы. М., 1989

Барт Р. Структурализм как деятельность // Избр. работы. М., 1989

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989, 1994 («Две кри­тики», «Что такое критика?», «Критика и истина», «Литература и значение», «От науки к литературе», «Смерть автора», «С чего на­чать?»).

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1986

Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М., 1986

Беньямин В. Задача переводчика // Комментарии, №11, 1997.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

Вартофский М. Искусство как гуманизирующая практика // Модели: репрезентация и научное понимание. М., 1988.

Вартофский М. Действие и страсть: конструкции научной психологии у Спинозы // Модели: репрезентация и научное понимание. М., 1988.

Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М., 1994.

Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М., 1994.

Вригт, Г.Х. фон. Логико–философские исследования. М., 1986.

Вэленс А. Феноменология Гуссерля и феноменология Гегеля // Феномен человека. М.: Высшая школа, 1993. С. 329-340.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 700 с.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Сост. М.П. Стафецкая; Послесл. В.С. Малахов. - М.: Искусство, 1991. - 367 с. - (История эстетики в памятниках и документах). - Указ. имен: с. 364-367.

Гадамер Х.Г. Философия и литература // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гадамер Г.-Г. Философские основания ХХ века // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – С. 16-26.

Гадамер Г.-Г. Риторика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – С.188-206.

Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – С. 60-71.

Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. – С. 72-82.

Гадамер Х.Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова В. Б. СПб. 1999, c. 202-242.

Гадамер Х.Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова В. Б. СПб. 1999, c. 243-254.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. 444 с.

Гегель Г. Философия религии. В 2 томах. Т 1 и 2, М., 1975.

Гегель Г. Философия права. М., 1990.

Гегель Г. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб., 1994.

Гегель Г. Философская пропедевтика (отдел “Феноменология духа, или Наука о сознании”) // Работы разных лет. В 2 томах. Том 2. М., 1973.

Гумбольдт В. фон. О различении строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человеческого рода // Избр. труды по языковедению. М., 1984.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.

Делез Ж. Логика смысла. М.-Екатеринбург, 1998

Деннет Д. Онтологическая проблема сознания // Аналитическая философия: Становление и развитие. (Антология). М., 1998.

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000

Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996

Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.

Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова // Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. – С. 271- 727.

Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Дильтей В. Жизнь // Вопросы философии, №10, 1995.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, №4, 1988.

Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 259-267

Кант И. Метафизические начала естествознания (Раздел 4 “Метафизические начала феноменологии”) // Соч. в 6–ти томах. Том 6. М., 1966

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно—гражданском плане // Кант И. Соч., т. 6. М., 1966.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

Коллингвуд Р. Идея истории // Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.—СПб.: Университетская книга, 2000. - 416 с.

Левинас Э. От существования к существующему // Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.—СПб.: Университетская книга, 2000.

Левинас Э. Тотальность и Бесконечное // Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.—СПб.: Университетская книга, 2000.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983

Леви-Стросс К. Структура и форма // Семиотика. М., 1983

Лиотар Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн // Ad marginem. М., 1994

Лоренцо Валла. Сопоставление Нового Завета // Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979, стр. 83-178

Льюис К.И. Виды значения // Семиотика. М., 1983

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994

Маркс К. Капитал. Том 1. М., 1961.

Матиус Флациус Иллирик. Ключ к истолкованию Священного Писания.

Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

Мерло-Понти М. Феноменология языка // Логос. 1995, № 6

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. /Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб,: Ювента, Наука, 1999. - 606 с.

Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

Моррис Ч. Основная теория знаков // Семиотика. М., 1983

Моррис Ч. Из книги “Значение и означивание”. Знаки и действия // Семиотика. М., 1983

Мур Д. Защита здравого смысла // Аналитическая философия: Становление и развитие. (Антология). М., 1998.

Ориген. О началах. Книга IV. М., 1994.

Парсонс Т. Развитие социологии как научной дисциплины // Личность, культура, общество. 1999.Т. 1. Вып.1, № 1—2.

Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

Пельц Е. Семиотика и логика // Семиотика. М., 1983

Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика. М., 1983

Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М., 1983

Пирс Ч.С. Из работы “Элементы логики” // Семиотика. М., 1983

Платон. «Кратил» // Соч. Т.1. М., 1989, с. 613-663.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Том 2. Глава 23. Социология знания. М., 1992.

 Потепа М. Этика и герменевтика у Шлейермахера // Герменевтика и деконструкция. СПб., 1999. С. 34 – 46.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946

Пропп В.Я. Морфология сказки, изд. 2–е. М., 1969

Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Семиотика. М., 1983

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

Райл Г. Обыденный язык // Аналитическая философия: Становление и развитие. (Антология). М., 1998.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1997.

Реформатский А.А. Принципы синхронного описания языка // Лингвистика и поэтика. М., 1987

Реформатский А.А. Опыт анализа новеллистической композиции // Семиотика. М., 1983

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Науки о природе и науки о культуре / Пер. под ред. С.И.Гессена. М.: Республика, 1998. С. 44-128.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. ХХ век. Антология.- М., 1995. С. 69-101.

Риккерт Г. Философия жизни. К., 1998.

Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики. Введение // Труды по языкознанию. М., 1977

Соссюр, Ф де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990

Спиноза Б. Этика // Избр. произв. в 2-х томах. Том 1. М., 1957

Тодоров Ц. Семиотика литературы // Семиотика. М., 1983

Трубецкой Н.С. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина как литературный памятник // Семиотика. М., 1983

Тулмин Ст. Человеческое понимание (4.3. “Интеллектуальная экология и историческое понимание”). М., 1984.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник. М., 1986.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избр. соч. М., 1991.

Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон: Двадцать восьмой президент США. Психологическое исследование. М.,1992.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

Фуко М. «Teatrum philosophium» // Делез Ж. Логика смысла. М.-Екатеринбург, 1998

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос. М., 1991. Вып.1.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с. Параграфы 5-7, 29-34.

Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 316-326.

Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики // Тождество и различие. М.: Логос, 1997. С. 29-60.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 192-220.

Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие. М, 1993.

Хайдеггер М. На пути к языку // Время и бытие. М., 1993.

Хакинг Иан. Почему язык важен для философии? // Аналитическая философия: Становление и развитие. (Антология). М., 1998.

Хладениус И. М. Введение к правильному истолкованию разумных речей и писаний

Хомский Н. Язык и культура. Лекции. М., 1991.

Шлейермахер Ф.Д.Э. Герменевтика. Компендиум. 1819 // Альманах «Общественная мысль», вып. IV, М., 1993.

Шлейермахер Ф.Д.Э. Академические речи 1829 года // Метафизические исследования. Вып. 3, 4. СПб., 1998.

Шлейермахер, Фридрих. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. М., 1994.

Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольдта. М., 1927.

Шпет Г.Г. Работа по философии // Логос, №2, 1991.

Шпет Г.Г. Театр как искусство // Психология социального бытия. М., 1956.

Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Соч. М., 1989, с. 380-410, 414-431.

Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М, 1914.

Шпет Г. Г. Герменевтика и ее проблемы// Контекст-89. М.,1989; Контекст-90. М.,1990; Контекст-91, М., 1992.

Шпет Г.Г. История как проблема логики. М., 1996.

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2002.

Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы, 1998.

Эко У. Отсутствующая структура. Ведение в семиологию. СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1998. – 432 с.

Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983

Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983

Якобсон Р. Нулевой знак // Якобсон Р. Избр. работы. М., 1985

Якобсон Р. Часть и целое в языке // Якобсон Р. Избр. работы. М., 1985

Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Якобсон Р. Избр. работы. М., 1985.

Литература дополнительная.

Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академ. проект, 1999. - 944 с.

Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная словесность // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996, с. 13-39.

Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Аверинцев С.С. Слово и книги // Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1996.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977

Автор и текст / Под ред. В. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996.

Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 412 с.

Аристотель и античная литература. М., 1978.

Атлас литературы: 500 лет лит.: От Данте до Солженицына: Пер. с англ. / Под ред. М.Брэдбери. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 351 с.

Бахтин М.М. и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Саранск, 1995.

Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. С-Пб., 1995.

Белик А.А. О соотношении этнографии, этнологии и культурной (социальной) антропологии // Личность, культура, общество. 1999. Т. 1. Вып.1, № 1—2.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. Л., 1995, с. 7-27, 107-122.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

Большая российская энциклопедия: В 30 т. / Аврорин Е.Н., Адян С.И., Алтухов Ю.П. и др. - М.: Большая рос. энцикл., 2005. - Т.1.: А - Анкетирование. - 768 с.

Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. Осипова Ю.С. - М.: Большая Рос. энцикл. - 2005. - Т.2: Анкилоз - Банка. - 737 с.

Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов В. Проппа // Семиотика. М., 1983

Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: Философия и литература: Мифология и религия: Язык и культура / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. - М.: Эксмо, 2004. - 591 с.

Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. Апологеты. Августин. М., 1996.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоор ганизации. - СПб.: Лань, 1999. - 480 с. - (Мир культуры, истории и философии).

Визгин В.П. М. Фуко – теоретик цивилизации знания // Вопросы философии, 1995, №4

Габитова Р.М. «Универсальная герменевтика» Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М., 1985.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1989.

Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891.

Гараджа А. Предисловие к переводу работ Лиотара // Ad marginem. М., 1994

Герменевтика: История и современность. М.: Мысль, 1985. 303 с.

Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова В. Б. СПб. 1999.

Гильденбранд Д. фон Метафизика коммуникации. Исследование сущности и ценности общественных отношений: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 2000. - 374 с.

Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный: В 2 т. - М.: Альфа-М, 2005. - Т.1. Путь японской культуры. - 360 с.; Т.2. Японская культура XX века (традиции и современность). - 416 с.

Гримм Я. Немецкая мифология // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Делез Ж. Различие и повторение: Пер. с фр. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

Дильтей В. Два текста о… М., 1996.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. 1-2. М., 1996, М., 1998

Интерпретация художественного произведения. Сюжет и мотив: Сб. науч. тр. / Под. ред. Ромодановской Е.К. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004. - 324 с. –

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: Пер. с нем. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с. - (Лики культуры).

Колесов В.В. История русского языка: Учеб. пособие. - М.: Academia; СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2005. - 669 с.

Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова В. Б. СПб. 1999. С. 47-68.

Косиков Г.А. Р. Барт – семиолог, литературовед // Барт Р. Избр. работы. М., 1993

Кравченко А.И. История отечественной социологии: Учеб. пособие. - М.: Акад. Проект, 2005. - 620 с. –

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. - М.; СПб., 1998. -159 с

Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвист. теории, аналит. минимум. - 2-е изд. - М.: Ось-89, 2005. - 559 с.

Ляпушкина Е.И. Введение в литературную герменевтику. СПб., 2002.

Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафиз. рассуждения о сознании, символике и языке. - М.: Языки рус. культуры, 1999. - 216 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

Марков Б. Герменевтика Dasein и деконструкция онтологии у Мартина Хайдеггера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова В. Б. СПб. 1999. С. 10-33.

Мартемьянов Ю.С. Логика ситуаций. Строение текста. Терминологичность слов: От мира к тексту. - М.: Языки славян. культуры (Кошелев А.), 2004. - 1055 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

Мартынович С.Ф. Творчество как осмысление ценностных оснований бытия человека // Человек, творчество, ценности. Саратов, Изд–во СГУ, 1995.

Мартынович С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания // Человек, диалог, понимание. Саратов, Изд-во СГУ, 1996, 1,0.

Мартынович С.Ф. Философия и психология: анализ взаимоотношений // Бюллетень Международной академии психологических наук. Вып.VI. Саратов–Яросласль, 1998.

Мартынович С.Ф. Явления и вещи: начала философии науки. Саратов, 2000.

Масионис Д. Социология. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 752 с.

Михайлов А.В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX вв. // Античность как тип культуры. М., 1988.

Михайлов А.В. Эстетика немецких романтиков // Эстетика немецких романтиков. М., 1987.

Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 343 с.

Многоликая глобализация: Культур. разнообразие в соврем. мире: Пер. с англ. / Под ред. Бергера П.Л., Хантингтона С.П. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 379 с.

Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология / Сост. Уффельман Д., Шрамм К. - СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2001. - 548 с. - (Новая петерб. б-ка. Коллекция "Память века").

Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

Основы современной философии: Учеб. для вузов / Росенко М.Н., Колесников А.С., Гречанова В.А. и др. - 5-е изд. - СПб.: Лань, 2004. - 383 с. - (Мир философии).

Пак В. Трехмерная модель поведения человека: Пер. с англ. - М.: Наука, 2004. - 142 с.

Парфенов И. Д. Заметки о современных методах исторического исследования // Новая и новейшая история. Вып. 17. Саратов, 1998.

Петров В.М. Количественные методы в искусствознании: Учеб. пособие. - М.: Акад. Проект: Фонд "Мир", 2004. - 429 с.

Плотников Н.С. В. Дильтей. Жизнь и история. М., 2000.

Потепа М. Этика и герменевтика у Шлейермахера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова В. Б. СПб. 1999. С. 34-46.

Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Флинта; Наука, 2004. - 222 с.

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.

Резник Ю.М. Социальная теория как область междисциплинарных исследований // Личность, культура, общество. 1999.Т. 1. Вып.1, № 1—2.

Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка.: Пер. с фр. - М.: Республика, 2003. - 431 с.

Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип: Страноведение России: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 479 с.

Руткевич А.М. Глубинная герменевтика. М., 1992.

Семенова С. Метафизика русской литературы. - М.: ПоРог, 2004. - Т.1. - 511 с.; Т.2. - 511 с. - (Humanitas).

Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения. Традиции. Ментальность. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 314 с.

Слинин Я.А. Феменология интерсубъективности. - СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 2004. - 355 с. - (Слово о сущем; т.49).

Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М., 1996.

Современные зарубежные литературоведческие концепции: герменевтика, рецептивная эстетика. М., 1983.

Соколов Б.Г. Рецепция герменевтики в России // Между метафизикой и опытом / Под ред. Разеева Д. Н. СПб, 2001. С. 169 - 187

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975

Степанский А.Д. Археология отечественной истории XX века: Учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2004. - 212 с.

Тодоров Ц. Теории символа / Пер.с франц. Б.Нарумова. - М.: Дом интелект. книги, 1998. - 408 с.

Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово, история, культура: В 2 т. - М.: Языки славян. культуры, 2004. - Т.1. - 798 с.

Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. - М.: Языки славян. Культуры, 2005. - 1032 с.

Франк С.Л. Личность и мировоззрение Шлейермахера // Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Л., 1994.

Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2001.

Французская психоаналитическая школа: Учеб. пособие / Под ред. Жибо А., Россохина А.В. - СПб.: Питер: Питер Принт, 2005. - 574 с. - (Антология современного психоанализа).

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1976.

Хегенхан Б. Теории научения: Пер. с англ. / Хегенхан Б., Олсон М. - СПб.: Питер, 2004. - 473 с.

Хайдеггер М. В. Дильтей и борьба за историческое миросозерцание // Вопросы философии, №11, 1995.

Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. - М.: Акад. Проект: Культура, 2005. - 1055 с.

Херрманн Ф.-В. Временность присутствия и время бытия // Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск: Водолей, 1997. С. 85-96.

Шапинский В.А., Шапинская Е.Н. Постановка и разработка проблем культурной маргинальности теоретиками постмодернизма // Постмодернизм и культура. М., 1991

Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Л., 1994.

Щепанская Т.Б. Система: Тексты и традиции субкультуры. - М.: ОГИ, 2004. - 287 с. - (Антропология / Фольклор. Новые исследования) (Нация и культура).

Силантьев И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий. - Новосибирск: НГУ, 2004. - 187 с.

Современная литературная теория: Антология / Сост. Кабанова И.В. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 343 с.

Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник. - М.: Акад. проект, 2004. - 911 с. - (Классический университетский учебник) (Gaudeamus).

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века: Поэтика символизма: Учеб. пособие: Для студентов, аспирантов, преподавателей - филологов. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 269 с.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - М.: Петрополис, 1998. - 432 с.

Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви и жизни: Пер. с англ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 384 с. - (Человек и мир).

Фукуяма Ф. Доверие: соц. добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. - М.: АСТ: Ермак, 2004. - 731 с.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость: Пер. с фр. - СПб.: Алетейя, 1998. - 249 с.

Юсуфов Р.Ф. История литературы в культурфилософском освещении. - М.: Наука, 2005. - 435 с.

Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение: Избранное. - 2-е изд. - М.: Университет, 2005. - 639 с.

Раздел 6. Перечень средств обучения.

В качестве технического и информационного средств обучения по методологии гуманитарного познания применяется компьютер и Internet.

Раздел 7. Вопросы к курсу Методология гуманитарного познания.

  1. Природа гуманитарного знания как проблема философии.

  2. Гуманитарные науки как науки о духе, культуре, личности, творчестве, свободе, жизненном смысле, тексте.

  3. Гуманитарные науки: многообразие и проблема единства научных дисциплин. Источник многообразия гуманитарных наук. Проблема единства гуманитарных наук.

  4. Статус гуманитарных наук в системе научного познания. Гуманитарные науки и естествознание. Гуманитарные науки и логико–математические науки. Гуманитарные науки и технические науки. Гуманитарные науки и медицинские науки. Гуманитарные науки и науки социальные.

  5. Историография, культурология, этнография, религиоведение, искусствоведение, языкознание, литературоведение, семиотика, философия как систематические (научные) дисциплины гуманитарного познания.

  6. Предметная и методологическая, проблемная и концептуальная определенность гуманитарных наук.

  7. Философия, методология и гуманитарные науки.

  8. Философия объективности и философско—метафизические проекты в сфере гуманитарного познания. Догматический и скептический методы философствования и гуманитарное познание.

  9. Философия субъективности и становление гуманитарных наук. Догматический, скептический и критический методы философствования и гуманитарные науки.

  10. Философия интерсубъективности, многообразие методов философствования и гуманитарные науки.

  11. Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

  12. Ироническая диалектика Сократа, спекулятивная диалектика идей Платона, негативная диалектика Канта и их место в глобальном проекте диалектизации гуманитарного и социального познания.

  13. Спекулятивная диалектика Гегеля как проект саморазвертывния духа, развития гуманитарного познания, культуры в целом.

  14. Гегелевская конструкция истории, религии, искусства, права, истории философии, логики как философской онтологии как предметная реализация догматического метода спекулятивной диалектики.

  15. Диалектика “Капитала” Маркса как диалектика теоретического восхождения от абстрактных определений предмета к его конкретным определениям.

  16. Критический (диалектический) рационализм Поппера и логика социальных и гуманитарных наук.

  17. Герменевтика в системе древнегреческой культуры. Античные концепции имени: концепция условного происхождения имен и концепция естественности имен. Платон: имя и эйдос.

  18. Основные античные концепции языка и их обсуждение в диалоге Платона "Кратил”.

  19. Герменевтические идеи Августина Блаженного. Задачи риторики и герменевтики по Августину. Учение Августина о знаке, классификация знаков. Постановка Августином проблемы понимания; смыслы Священного Писания.

  20. Предмет, задачи и цель герменевтики Ф.Д. Шлейермахера.

  21. Учение Шлейермахера о видах интерпретации.

  22. Дильтеевская программа обоснования гуманитарных наук. Проблемы герменевтической логики: типы высказываний, формы понимания и формы интерпретации.

  23. Расширение герменевтического круга в программе Дильтея. Науки о духе (проблема понимания уникума) и природе (метод системно-сравнительного объяснения закономерностей), категории характера (личности) и типа (множества, универсума).

  24. Основные идеи герменевтики Г. Шпета. Классификация смыслов по Г. Шпету. Концепт: слово как архетип культуры.

  25. Философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Структура произведения Гадамера Истина и метод: Основы философской Герменевтики.

  26. Гадамер о значении гуманистической традиции для гуманитарных наук. Основные гуманистические понятия по Гадамеру: образование, здравый смысл, способность суждения, вкус и их значение.

  27. Основные черты теории герменевтического опыта, по Гадамеру. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа. Герменевтический круг и проблема предрассудков.

  28. Гадамер о хайдеггеровском проекте герменевтической феноменологии. Открытие Хайдеггером предструктуры понимания.

  29. Гадамер об онтологическом повороте герменевтики на путеводной нити языка. Язык как среда герменевтического опыта. Вербальность как определение герменевтического предмета. Языковой характер герменевтического процесса. Язык как горизонт герменевтической онтологии.

  30. Диалог в интерпретациях М. М. Бахтина и Х.Г. Гадамера: диалог как теоретическая проблема гуманитарных наук, стратегия диалогичности, понятие опыта, логика вопроса и ответа, идея действенной истории.

  31. М. М. Бахтин о проблеме текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

  32. Герменевтика Я есть П. Рикера. Короткий и длинный путь герменевтики. Я есть и герменевтика. Понятие знака, конфликт и взаимодействие интерпретаций.

  33. Феноменология и гуманитарное познание.

  34. Феноменология духа Гегеля как учения о сознании. Сознание вообще, самосознание, разум. Знание как субъективная достоверность и истина.

  35. Философия истории Гегеля.

  36. История философии Гегеля.

  37. Э. Гуссерль о кризисе наук как выражении радикального жизненного кризиса европейского человечества.

  38. Э. Гуссерль о прояснении истоков противоположности между физикалистским объективизмом и трансцендентальным субъективизмом, возникающей в новое время.

  39. Э. Гуссерль о пути в феноменологическую трансцендентальную философию в вопрошании, идущем от преданного жизненного мира.

  40. Э. Гуссерль о пути в феноменологическую трансцендентальную философию от психологии.

  41. Э. Гуссерль о философии как самоосмыслении человечества и самоосуществлении разума.

  42. Понятие феноменологии в философии М. Хайдеггера. Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени”.

  43. М. Хайдеггер: Онтологическое и онтическое в вопросе о бытии. Отологическая аналитика присутствия как высвобождение горизонта для интерпретация смысла бытия вообще.

  44. М. Хайдеггер: Задача деконструкции истории онтологии и феноменологический метод разыскания. Присутствие и временность. Временность и повседневность. Временность и историчность.

  45. Феноменология восприятия М. Мерло–Понти. Концепция феноменального тела. Феноменология как способ философствования, формирующий целостное миропонимание. М. Мерло–Понти о феноменологическом исправлении гуманитарных наук.

  46. Э. Левинас: интенциональность сознания как открытость иному и условие моральности. Встреча с иным и возможность диалога с бесконечным бытием.

  47. Критика Э. Левинасом философского тоталитаризма, выражающегося в претензии осуществить целостный охват реальности посредством абсолютной целостности знания.

  48. Аналитическая методология Б. Рассела. Статус психологии в аналитической программе Рассела.

  49. Концепция языковых игр в “Философских исследованиях” Л.Витгенштейна.

  50. Витгенштейн о соотношении культуры и ценностей.

  51. Концепция объяснения и понимания Г.Х. фон Вригта. Аристотелевская и галилеевская традиции, по фон Вригту. Каузальное объяснение в историографии и социальных науках.

  52. Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук.

  53. Темы семиотики и структурной лингвистики: знак, знаковая система, текст, семантика знаковых систем; язык и речь, знак и значимость; система знаков: синхрония и диахрония.

  54. Основные идеи семиотики Ф. де Соссюра.

  55. Методология клинического психоанализа З. Фрейда.

  56. Концепция археологии знания М.Фуко. Дискурсивные закономерности, высказывание и архив, историческое априори и архив, археологическое описание.

  57. Оценка структуралистских допущений: все есть текст, есть универсальный код культуры и становление постструктурализма.

  58. Бартовская стратегия постструктурализма. Концепция письма Р.Барта.

  59. Означивание, гено-и-фено-текст, смерть автора и поворот от науки к литературе в интерпретации Р. Барта.

  60. Грамматология Ж. Деррида. Прояснение понятий наличия, логоцентризма, метафизики, деконструкции, следа и прото–следа, различия и различАния, письма и прото–письма, восполнения и восполнительности.

  61. Философско—методологические проблемы гуманитарных наук: соотношение общих и особенных определений.

  62. Методология исторической науки. Историческое описание, специфика исторического факта и проблема существования исторической теории.

  63. Интернализм и экстернализм как стили мышления в историографии науки.

  64. Философия как гуманитарное познание. Понятие философии. Архетипы и методы философствования. Темы Бытие, Я, Другой в философии.

Заведующий кафедрой

теоретической и социальной философии

доктор философских наук

профессор В. Б. Устьянцев

Автор -

доктор философски наук

профессор С. Ф. Мартынович

« 10 » апреля 2006 г.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «гендерология и феменология» Для специальности социальная работа, 040101

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.
  2. Рабочая программа по дисциплине Природа философского знания для специальности философия. Реализуется на факультете Философии и психологии

    Рабочая программа
    Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Природа философского знания является формирование у них философских знаний о природе философии, о ее предмете и методе, цели и проблемах философии.
  3. Рабочая программа по дисциплине Философия и методология науки для специальности философия реализуется на факультете Философии и психологии

    Рабочая программа
    Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Философия и методология науки является формирование у них философских знаний о природе науки, о философской методологии научного познания.
  4. Рабочая программа по дисциплине Философия и методология науки Карла Поппера для специальности философия реализуется на факультете Философии и психологии

    Рабочая программа
    Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Философия и методология науки Карла Поппера является формирование у них философских знаний о природе наук, о философской методологии современного научного познания.
  5. Рабочая программа по дисциплине «риторика» для специальности 031001 «Филология»

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Риторика» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД. Ф. 00. 04. Основной язык) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального

Другие похожие документы..