Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэто...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Юриспруденция», (степень (квалифи...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 18 июня 2008 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 при Московском государственном гум...полностью>>
'Документ'
«Огляд останніх змін у сфері оподаткування та бухгалтерського обліку. Впровадження та застосування Податкового кодексу України», що проводився Корпор...полностью>>

Программа лекционного курса (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гуманитарный факультет (филологи)

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (32 часа)
VIII семестр (4 курс)

доцент Н. Н. Соболевская

Одна из главных задач курса — поколебать представление о теории литературы как абстрактной науке, привить студентам склонность к пониманию диалогической связи литературы и культуры и представить теорию литературы как концептуальную базу историко-литературных исследований в активном взаимодействии с такими сопредельными гуманитарными дисциплинами, как психология творчества и восприятия, психоанализ, философия языка, герменевтика.

Курс состоит из двух частей. В первой дается краткая характеристика основных школ и направлений отечественной филологии XIX — XX вв., сформировавших современные научные парадигмы. Основной предмет второй части — литературный процесс, существующие критерии его периодизации и актуальные проблемы исследования основных эстетических систем двух последних столетий. Обсуждаются проблемы динамики мирового литературного процесса.

Программа лекционного курса.

Понятия «метод» и «методология». Логика и механизм взаимодействия этих категорий. Метод как своеобразный аналог изучаемого предмета. Ориентация методов на основные факторы (каузальные и имманентные), формирующие художественный процесс. Внутренний и внешний контекст произведения. Методы, продиктованные этими уровнями структуры и функционирования.

Научный период литературоведения. Понятие научной школы.

Мифологическая школа. Вильгельм и Якоб Гриммы. Миф как форма первобытного мышления и бессознательно-поэтического познания мира, мифологические основания фольклора и истории языка; мифологическое предание как основа творческой деятельности и воссоздание прамифа как цель научного изучения. Мифологическая школа в России: Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и др. Развитие научных концепций мифологической школы в литературоведении конца XIX — начале XX вв. (антропологическая школа, ритуально-филологическая). «Коллективное бессознательное» и теория архетипов К. Юнга. Миф в системе идей феноменологической школы Э. Кассирера. К. Леви-Стросс и структуральная теория мифа. Литература и миф. Неомифологическая критика. Мифопоэтика.

Культурно-историческая школа. «Идеи к философии истории человечества» Г. Гердера и проблемы истории в европейской культуре первой половины XIX века. Историко-психологический (биографический) метод Ш. О. Сент-Бева. Позитивизм и методы естественных наук — основание культурно-исторического метода в искусствознании. История как социальная психология и методологические основания «истории литературы» И. Тэна. «История русской литературы» А. Н. Пыпина. История литературы как материал для истории общества и характеристики общественного самосознания. Вопрос о литературном типе. Н. С. Тихонравов. «История русской интеллигенции» Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Сравнительно-исторический метод. А. Н. Веселовский и проблема изучения истории литературы как единого в своем многообразии и закономерного процесса. Т. Бенфёй и его теория «бродячих сюжетов». Иные методологические основания метода Веселовского. Три основные проблемы «исторической поэтики»: происхождение литературных форм и проблема первобытного синкретизма («Три главы их исторической поэтики»), мотивы и сюжеты («Поэтика сюжетов») и генезис поэтического стиля («Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля», «Из истории эпитета»). Судьба наследия Веселовского и проблема компаративизма в XX в.

Психологическая школа в литературоведении. Ее истоки и предшественники. А. А. Потебня. Проблема «мысль и язык» и вопрос об образности языкового мышления. Харьковская школа в литературоведении (Д. Овсянико-Куликовский, М. О. Гершензон и др.). «Теоретическая поэтика» Потебни и ее отражение в теоретико-литературных идеях XX в. Проблема читателя и эстетическая реакция («Психология искусства» Л. С. Выготского).

Социологический метод и марксизм. Идея среды, формирующей общественное сознание и ее переосмысление с точки зрения марксизма (Маркс и Ленин о литературе и искусстве, «теория отражения»): отражение существенных сторон жизни и проблема типического; литература как средство преобразования жизни; общественно-экономический базис и «надстройка», литература как одно из «надстроечных» явлений, классовый характер «отражения». Вариации марксистской теории литературы в советскую эпоху. «Вульгарный социологизм» (В. М. Фриче и др.), «формально-социологический метод» (форсоц), В. Переверзев, П. Н. Сакулин. Полемики и дискуссии о социологическом методе в советскую эпоху.

Формальная школа. История ОПОЯЗа. Вопрос о составе «школы». Ее крупнейшие представители. Общие методологические установки формального метода: критика академического литературоведения, язык практический и язык художественной литературы, «поэзия есть высказывание с установкой на выражение» (Р. Якобсон), «литературное произведение есть чистая форма», «искусство как прием» (В. Шкловский), проблема семантики в формальной школе. «Литературный факт» и «литературная эволюция», «остранение».

М. М. Бахтин. Проблема наследия Бахтина. Бахтин и его «круг», главные сочинения Бахтина, круг основных идей. Роман и эпос. Эпическое слово и монологизм. «Преодоление языкового догматизма», карнавал в творчестве Рабле как разрушение эпического мышления. Романное слово и идея диалогизации как основополагающая идея Бахтина. Частные выводы из этой идеи: автор и «чужая речь», голос автора и «чужой голос», «кризис авторства», хронотоп и т.д. «Бахтинология».

Структуральная школа в литературоведении. Развитие концепций формальной школы и семиотических учений. Проблема построения универсальной научной парадигмы. Проблема универсального метода и специфика материала. Семиотическое понятие знака. Знак и код. Моделирование текста. Проблемы структурального анализа текста.

Постструктурализм и деконструктивизм. Причины их появления. Разрушение текста как структуры («смерть субъекта»; текст как хаотический набор «следов»; редукция знака). От научного описания к эссеистической критике.

Интенсификация современной литературоведческой мысли. Изменение исследовательских методов. «Децентрация» литературоведческой методологии. Возвращение к традиционным проблемам теории литературы и новое их осмысление.

Литературный процесс. Краткая история понятия. Судьба исторических концепций литературного развития. Выработка представлений и понятий о сущности литературного движения. Разграничение понятий «литературный процесс» и «история литературы». «Теоретическая история» как путь преодоления дихотомии. Слагаемые понятия «литературный процесс». Предлагаемые единицы стадиальности. Типологические и временные границы понятия. Дискуссионные вопросы.

Жанровое наполнение литературного процесса. Жанр как путь к изучению движения и проявления литературного процесса. Структурные признаки жанра. Основные функции литературного жанра, жанрообразующие факторы. Теория жанра у Бахтина и формалистов. Дискуссионные вопросы современной теории жанра. Полемика о существовании/отсутствии устойчивых жанровых систем в истории русской литературы.

Категория литературного стиля. Стиль писателя как система. Традиционность и новаторство как стилистические категории, их историческая изменчивость. Вопрос о времени зарождения индивидуального стиля в русской литературе. Стиль жанра и индивидуальный стиль писателя. Исторические корни индивидуального стиля и его историческая продуктивность в понимании А. В. Чичерина. Современные исследования по типологии литературных стилей.

Дискуссионные проблемы теории русского классицизма. Вопрос об исторических границах классицизма. Его художественные задачи и цели; осознание «самостоятельной ценности» литературных форм в эстетике классицизма.

Поэтика и типология романтизма в теории современной литературы. Основные этапы истории русского романтизма как научной проблемы. Дискуссия о романтизме 1960-х гг. Проблемы романтизма на VII съезде славистов (Варшава, 1973). Новаторское значение работы Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии» (1973). Структурный подход к романтизму как к культурно-историческому феномену, функционирующему по общим законам системы. Вопрос внутренней дифференциации и типологии романтизма. Общие вопросы поэтики.

Проблемы поэтики и типологии русского реализма в теории литературы. Современное состояние вопроса.

Интерес современного литературоведения к текущему художественному процессу в таких его проявлениях, как модернизм и постмодернизм. Проблемы эстетики и поэтики постмодернизма в работах В. Новикова, Н. Лейдермана, М. Липовецкого и др.

Проблемы мировой литературы в современном литературоведении. Активизация теоретических дебатов вокруг проблем мировой литературы. Основные методологические сложности. Трудности совмещения сравнительного и системного анализа/подхода в изучении вопроса.

Список литературы.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1—3. М., 1962 — 1965. Том 4. Литературный процесс. М., 2001. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX —XX вв. М., 1987. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1999.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Баршт К. А. Русское литературоведение XX века. В 2 частях. СПб, 1997.

Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. М., 2006.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.

Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М., 2004.

Купреянова Е. Н. Историко-литературный процесс как научное понятие // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л., 1974.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Л., 1970.

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении. М., 1998.

Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997.

Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы в 2-х т. Том 1. М., 1989.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

Сакулин П. Н. Филология и культурология. М., 1990.

Теоретико-литературные итоги XX века. М., 2003.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Серман З. И. Русский классицизм. Л., 1973.

Славянские литературы. VII Международный Съезд славистов. М., 1973.

Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

Фридлендер Г. М. Поэтика реализма. М., 1969.

Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1977.

Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983.

Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1963.

Вопросы к экзамену.

  1. Мифологическая школа XIX в. Общая характеристика.

  2. Неомифология. Литература и миф. Мифопоэтика.

  3. Культурно-историческая школа в России.

  4. Харьковская психологическая школа А. Потебни и Д. Овсянико-Куликовского.

  5. Биографический метод Ш. О. Сент-Бева.

  6. Сравнительно-исторический метод А. Н. Веселовского.

  7. Судьба отечественной компаративистики в XX веке.

  8. Социологический метод в литературоведении.

  9. «Формальная школа» 1920 гг. Общие методологические установки.

  10. Психоанализ в литературоведении.

  11. Структурно-семиотическая школа Ю. М. Лотмана.

  12. Историко-литературный процесс как теоретическая проблема.

  13. Теория жанра в современном литературоведении.

  14. Категория стиля. Стилевые общности в литературе и искусстве.

  15. Современные проблемы теории классицизма.

  16. Проблемы теории русского романтизма: поэтика, типология.

  17. Дискуссионные вопросы теории русского реализма XIX века.

  18. Эстетика и поэтика постмодернизма.

  19. История мировой литературы как предмет теоретического осмысления.

  20. Проблемы художественной прогностики в современном литературоведении.

5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа лекционного курса для студентов 5 курса спец. «история»

    Программа
    Целью лекционного курса является формирование у студентов общего представления об особенностях процесса догоняющей модернизации и становления национальной государственности в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху нового и новейшего времени.
  2. Программа лекционного курса по общей философии Крючков Ст. В., к ф. н., ассистент кафедры теоретической и социальной философии

    Программа
    1. Философия в системе культуры. Формы общественного сознания. Структура философского знания. Предмет и основные аспекты философии. Возникновение философии.
  3. Программа лекционного курса и семинарских занятий по истории России с зарождения Киевской Руси и до наших дней

    Программа
    Россия между революциями 1917 г. (расстановка политических сил, деятельность Временного правительства, Три кризиса Временного правительства, Корниловский мятеж)
  4. Программа лекционного курса (2)

    Программа
    Семестровый курс современной (новейшей) русской литературы завершает целостный лекционный курс истории русской литературы, который на протяжении девяти семестров читается студентам русского отделения филологического факультета МГУ.
  5. Программа лекционного курса Введение

    Программа
    Методологические проблемы изучения русской литературы XIX в. Марксистская концепция классовой борьбы в теоретических работах советских литературоведов.

Другие похожие документы..