Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Налоги и налогообложение: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. Т.А. Горчакова; Кузбасский институт экономики и пра...полностью>>
'Программа'
Устойчивое развитие и конкурентоспособность базируются на опережающем развитии человеческих ресурсов. Поэтому большинство стран мира определило образ...полностью>>
'Документ'
На виконання постанов Кабінету Міністрів України від 04.05.93 р. N 326 "Про Концепцію побудови національної статистики України та Державну прогр...полностью>>

Концепция устойчивого развития регионов Рабочая программа для студентов

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российский Государственный открытый

технический университет путей сообщения

Одобрено кафедрой

«Инженерная экология и техносферная безопасность»

Утверждено

деканом факультета

«Управление

процессами перевозок»

концепция устойчивого развития регионов

Рабочая программа

для студентов

IV курса специальностей

060700 Национальная экономика (НЭ)

061100 Менеджмент организации (МО)

061500 Маркетинг (М)

РГОТУПС

Москва – 2007

Данное методическое пособие разработано на основе примерной программы экологического образования в российских университетах

Составители:

Проф., к.ф.-м.н., Е.К. Силина

Ст. преп. Е.А. Фортыгина.

Ст. преп. Д.Н. Филиппов

Рецензент:

Проф., д.г.-м.н., Д.Г.Кощуг

 Российский государственный открытый технический университет путей сообщения, 2007

1. Цель и задачи дисциплины

Курс «Концепция устойчивого развития регионов» предназначен для студентов IV курса специальностей 060700 «Национальная экономика», 061100 «Менеджмент организации», 061500 «Маркетинг».

Преобразование природы Земли особенно усилилось в последние десятилетия, что привело к возникновению противоречий между растущими потребностями человечества и способностями биосферы удовлетворять данные потребности. Принципиально новый этап на пути решения глобальных противоречий между экономикой, обществом и окружающей средой положила конференция под эгидой ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро, на которой был поднят вопрос о необходимости перехода к модели устойчивого развития.

    1. Целью данного курса является овладение студентами основными понятиями в области концепции устойчивого развития, получение представления о глобальных изменениях природной среды и вызванных ими экологических проблем.

    2. Задачи изучения дисциплины состоит в ознакомлении с основными принципами и механизмами решения экологических проблем, международных и внутри российских программах по урегулированию противоречий в системе природа-хозяйство-общество.

Изучив дисциплину, студент должен:

1.2.1.- иметь представление о методах охраны окружающей среды, понятия об основах регионалистики – типах и концепции развития регионов нашей страны.

1.2.2. знать и уметь использовать методы оценки природных ресурсов региона, основные направления международной деятельности России в области охраны окружающей среды.

1.2.3. иметь опыт исследования состояния региона с помощью индикаторов устойчивого развития.

Программой курса предусмотрены лекционные и практические занятия, выполнение студентами одной контрольной работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Введение.

Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы. Совокупность наук о природе. Комплекс естественнонаучных и социально-экономических знаний как методологическая база природопользования. Предмет природопользования и его основные дефиниции: объект, субъект, теории, гипотезы, модели. Становление и развитие природопользования, как комплексной науки и как междисциплинарного учебного курса. Эволюция отношения человека к природе. Формы воздействия человека на природу. Взаимодействие общества и природы в исторической ретроспективе. Стихийное развитие производительных сил и его последствия. Зарождение тенденций деградации окружающей среды и их влияние на развитие цивилизации. Проблемы природопользования в течение индустриального этапа развития человечества. Обострение проблем природопользования в ХХ веке. Идеи покорения природы и идеи сосуществования. Учение В. И. Вернадского. Трансформация биосферы. Понятие ноосферы. Роль и значение природопользования для развития человечества в современном мире. Глобальные экологические проблемы и процесс интернационализации природопользования. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности. Место природопользования в профессиональной подготовке специалиста, ее связь с другими дисциплинами и базовыми знаниями, необходимыми для усвоения курса.

Л.: [1,3,5,6,12,16]

2.2. Ресурсный потенциал природной среды.

Природные ресурсы и их классификации: по происхождению (ресурсы компонентов природной среды и ресурсы природно-территориальных комплексов), по видам хозяйственного использования (ресурсы промышленного производства, ресурсы сельскохозяйственного производства, ресурсы непроизводственного характера), по принципу исчерпаемости (исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые, заменимые и незаменимые).

Природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал территории. Запасы основных видов природных ресурсов мира и отдельных стран и регионов; тенденции их изменений. Размещение производительных сил по территориям, его причины и влияние на природопользование. Неравномерность запасов природных ресурсов по территории России и ее влияние на хозяйственное развитие.

Л.:[3,4,11,12,14,18]

2.3. Становление и развитие системы природопользования.

Исторические этапы становления систем природопользования. Первичная дифференциация природопользования в условиях присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) в разных географических поясах, как форма адаптации человека в процессе расселения и освоения ландшафтов. Экстенсивный характер природопользования, "емкость ландшафтов" в условиях материально-культурных типов присваивающего хозяйства. Кризис охотничьего хозяйства как первый антропогенный кризис природопользования.

Формирование и распространение систем природопользования, основанных на формах производящего хозяйства. Неолитическая революция. Первичные очаги земледелия (Передняя Азия, Юго-Восточная Азия, Северный Китай, Анды и др.), выведение новых культурных растений и одомашнивание животных. Раннеземледельческие цивилизации (мотыжное и пашенное земледелие): ареалы распространения, орудия труда, агротехнические приемы, влияние на природную среду, экологические последствия. Трансформация природной среды в доиндустриальный период.

Экологические кризисы раннего средневековья; их географическая приуроченность, причины возникновения и развития.

Изменение природопользования в эпоху Великих географических открытий и Промышленной революции. Внедрение новых систем природопользования. Интенсификация хозяйственного освоения, новый уровень ресурсопользования, усиление техногенной нагрузки на природную среду. Трансформация традиционных систем природопользования. Механизация, привлечение новых источников используемой энергии (ископаемые угли и другие ресурсы) и новых орудий труда.

Развитие индустриально-промышленных и аграрно-технических систем природопользования в XIX - XX вв.: формирование антропогенных и техногенных ландшафтов, развитие новых отраслей экономики, увеличение использования органического топлива, скачок в энергопотреблении. Рост городов, прогрессирующая урбанизация и ее последствия. Техногенные агроландшафты. Неблагоприятные экологические ситуации и экологические кризисы. Влияние глобальных климатических изменений на трансформацию природопользования.

Л.:[2,3,5,7,11,12,13,17,18,19,21]

2.4. Глобальные проблемы современного природопользования.

Изменение природных систем под воздействием человека и особенности их проявления в России. Перестройка физико-географических процессов и свойств компонентов природы (нарушение естественного обмена веществ, уменьшение или увеличение запасов ресурсов, изменение видового состава биоты и др.).

Нарушение структуры природных систем и трансформация их в природно-антропогенные и антропогенные. Формирование природно-техногенных систем.

Особенности природопользования в условиях НТР: сдвиги в ресурсо- и энергопотреблении, внедрение новых материалов и нетрадиционных источников энергии, безотходных технологий. Интенсификация сельского и лесного хозяйства: воздействие гидромелиорации, механизации, химизации, новых агротехнических приемов.

Важнейшие и наиболее специфические системы природопользования в России. Фоновые, очаговые и локальные системы природопользования. Формирование специализированного (фонового и очагового) природопользования на основе следующих хозяйственных систем: крупных минерально-ресурсных провинций и отдельных месторождений полезных ископаемых, крупных водохозяйственных комплексов; промышленных лесных массивов, неполивного земледелия, орошаемого земледелия, рекреационного хозяйства, пригородного сельского хозяйства, и др.

Города и промышленно-городские агломерации как центры крупно- и мелкоочагового природопользования. Формирование особых типов природопользования урбанизированных территорий, с высокой степенью концентрации крупной промышленности, энергетических объектов, городской застройки, транспортной сети. Высокая плотность природопользователей, конкуренция за дефицитные природные ресурсы (воду, земли, комфортные местообитания и др.). Возрастание спроса на естественные рекреационные ландшафты и резкое увеличение нагрузок на природные объекты, развитие природоохранной и природовосстановительной деятельности. Проблемы природопользования периферийных территорий.

Численность и плотность населения мира. Типы воспроизводства населения. Специфика развитых и развивающихся стран. Российский вариант. Последствия демографического давления. Опыт управления демографическими процессами. Процессы урбанизации. Демографическая проблема. Продовольственная проблема.

Л.:[2,3,5,7,9,11,13,17,19]

2.5. Современная парадигма природопользования - устойчивое развитие территорий.

Исторический аспект формирования концепции устойчивого развития. История развития взглядов человека на использование природных ресурсов. Концепции Томаса Мальтуса и Адама Смита. Возникновение теорий охраны окружающей среды как попытка преодоления противоречий между обществом и природой в рамках фронтальной экономики. Римский клуб и его деятельность. Роль Римского клуба в разработке концепции устойчивого развития и в поиске решений глобальных экологических проблем. Модели глобального прогнозирования. Факторы, ограничивающие развитие человечества. Понятия «развитие» и «рост». О влиянии научно-технического прогресса на основные тенденции глобального развития. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Г.Х. Брундтланд) “Наше общее будущее”. Разработка глобальной программы изменений в мировом развитии и формирование нового типа эколого-экономического роста.

Определение устойчивого развития: основные понятия концепции устойчивого развития и их трактовка. Понятие потребностей. Понятие ограничений. Механизм устойчивого развития: взаимосвязанная система экономических инструментов, действующих в направлении достижения паритета экономических, экологических и социальных ценностей общества. Критерии устойчивого развития. Понятие несущая способность (потенциальная емкость) территории (геосистемы). Понятие об индикаторах устойчивого развития. Существующие системы индикаторов. Не уменьшение возможности продуцировать биомассу для возобновимых природных ресурсов. Замедление темпов исчерпания невозобновимых природных ресурсов с перспективой их замены на возобновимые. Минимизация отходов. Минимизация загрязнения.

Л.:[1,2,3,8,9,10,13,19]

2.6. Концепция перехода к устойчивому развитию Российской Федерации.

Задачи перехода России к устойчивому развитию. Стабилизация экологической ситуации и ее улучшение в рамках структурных и институциональных трансформаций. Введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем. Направления перехода России к устойчивому развитию. Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию. Разработка экономического механизма регулирования природопользования. Установление пределов ответственности за экологические результаты производства. Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем, определение допустимого антропогенного воздействия на них. Условия перехода к устойчивому развитию. Гарантии экологической безопасности. Государственное управление процессами перехода к устойчивому развитию. Разработка государственной стратегии, долгосрочных и краткосрочных прогнозов и программ.

Региональные аспекты устойчивого развития. Формирование регионального эколого-экономического хозяйственного механизма. Выполнение природоохранных мероприятий на отдельных территориях. Меры по оздоровлению населения. Реконструкция региональной промышленной структуры с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем. Развитие агросферы на основе природозащитных технологий, повышения плодородия почвы и охрана ее от эрозии и загрязнений. Критерии принятия решений при переходе к устойчивому развитию.

Показатели устойчивого развития. Характеристика состояния окружающей среды, экосистем, охраняемых территорий. Качество атмосферы, вод, территорий, лесов, количество и состав биологических видов. Удельное потребление энергии и других ресурсов. Удельное производство отходов. Показатели качества жизни. Продолжительность жизни. Состояние здоровья. Отклонения состояния окружающей среды от нормативов.

Этапы перехода России к устойчивому развитию. Начальный этап: нормализация экологической обстановки, экологические ограничения на хозяйственную деятельность, меры по оздоровлению окружающей среды в зонах экологических кризисов. Промежуточный этап: структурные трансформации в экономике, технологическое обновление, экологизация социально-экономического развития, рационализация использования природного потенциала. Конечный этап: гармонизация взаимодействия общества и природы, формирование ноосферы. Понятие о регионах и проблемных регионах. Административное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Основные проблемы развития отдельных регионов России.

Л.:[1,2,3,10,13,14,15,17,19,20]

2.7. Роль институционального фактора в устойчивом развитии.

Необходимость введения институционального фактора в механизм перехода к устойчивому развитию. Роль государства в создании институтов и их влияние на эколого-экономическую политику. Институт собственности на природные ресурсы и природные блага. Разграничение прав собственности. Соотношение федерализма и регионализма при переходе к устойчивому развитию. Роль культуры. Различие культур и культурных институтов с позиций устойчивого развития. Экологизация культуры. Роль науки в переходе к устойчивому развитию. Методологические и технологические решения. Экологизация образования и воспитания по всей образовательной вертикали. Институциональное обеспечение прав и свобод граждан. Право на достоверную эколого-экономическую информацию. Усиление роли социальных групп в решении экологических задач. Значение социологических опросов общественного мнения и учет их результатов при формировании эколого-сбалансированной политики. Экологические движения и партии. Экологическая этика. Переоценка потребительских установок и сложившихся стереотипов качества жизни. Новые этические теории. Основные религии и их влияние на поведенческие установки человека при переходе к устойчивому развитию. Средства массовой информации и пропаганда идей устойчивого развития и экологических знаний.

Л.:[1,2,3, 10,12,13,17,19]

2.8. Международные аспекты устойчивого развития.

Необходимость и возможность международного сотрудничества при переходе к устойчивому развитию. Глобализация природопользования. Интернациональный характер проблем сохранения природно-ресурсного базиса и окружающей среды. Универсальность и взаимообусловленность проблем нарушения балансов в биосфере. Дифференциация возможностей осуществления программ перехода к устойчивому развитию в различных странах и регионах; роль и помощь мирового сообщества. Современная интерпретация проблем окружающей среды на международном уровне. Стокгольмская конференция (1972 г.). Международные органы и организации в области природопользования. Роль ООН в переходе к устойчивому развитию. Программа ООН по развитию. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, ЮНИДО, МАГАТЕ. Глобальный экологический фонд. Всемирный банк. Международный валютный фонд. Международный фонд сельскохозяйственного развития. Региональные международные организации. Неправительственные международные организации (Международный союз охраны природы и природных ресурсов, международная федерация по защите животных и пр.). Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы: Повестка дня на ХХI век, Заявление о принципах в отношении лесов, Рамочная конвенция об изменении климата, Конвенция о биологическом разнообразии. Киотский протокол. Всемирная хартия природы. Международные договора, конвенции, соглашения, программы. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.). Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.). Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.) и др. Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы.

Принципы поведения России при международном природоохранном сотрудничестве (Закон РФ “Об охране окружающей природной среды”, ст. 92). Обязательства и приоритеты России в международном контексте перехода к устойчивому развитию. Международное партнерство. Участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер по нормализации антропогенного воздействия на биосферу. Создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ. Стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных инвестиций. Обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности. Основные направления международной деятельности России в области охраны окружающей среды.

Сохранение биоразнообразия. Биоразнообразие: определение, возможности его сохранения и восстановления. Генетическое, видовое и экосистемное биоразнообразие. Типы особо охраняемых природных территорий в России и мире. Территориальные комплексные схемы охраны природы. Особо охраняемые природные объекты и комплексы. Перечень ЮНЕСКО культурного и природного мирового достояния. Концепция биологического и ландшафтного разнообразия.

Защита озонового слоя. Предотвращение антропогенного изменения климата.

Охрана лесов и лесовосстановление. Лесные ресурсы. Лесные ресурсы мира и России. Проблема обезлесения. Типы лесовосстановления. Прогноз состояния лесных ресурсов.

Проблема опустынивания. Борьба с опустыниванием. Антропогенные пустыни. Глобальные изменения почвенного покрова. Процессы эрозии, деградации, вторичного засоления, потеря плодородия. Земельные ресурсы. Изменения в категориях земельных ресурсов. Развитие системы особо охраняемых природных территорий. Обеспечение безопасного хранения и уничтожения химического и ядерного оружия.

Решение проблем Мирового океана. Глобальные изменения водной сферы. Запасы вод на Земле. Проблема качества и истощения вод суши. Проблема качества морских вод. Рациональное использование ресурсов океанов и морей. Охрана и использование пресных вод. Понятие об аквакультуре.

Л.:[1,2,3,4,5,10,13,15,19,20]

  1. ВИДЫ РАБОТ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Для студентов специальности 060700 «Национальная экономика»

Курс – IV

Всего часов – 75 ч.

Лекционные занятия – 4 ч.

Практические занятия – 8 ч.

Контрольная работа – 1 (количество).

Зачет с оценкой – 1 (количество).

Сам. работа – 48 ч.

Для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации»

Курс – IV

Всего часов – 100 ч.

Лекционные занятия – 8 ч.

Практические занятия – 8 ч.

Контрольная работа – 1 (количество).

Зачет с оценкой – 1 (количество).

Сам. работа – 69 ч.

Для студентов специальности 061500 «Маркетинг»

Курс – IV

Всего часов – 50 ч.

Лекционные занятия – 4 ч.

Практические занятия – 4 ч.

Контрольная работа – 1 (количество).

Зачет с оценкой – 1 (количество).

Сам. работа – 27 ч.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Для студентов IV курса специальностей

060700 «Национальная экономика»,

061100 «Менеджмент организации»:

061500 «Маркетинг»

№ п/п

Наименование темы

Часы

НЭ

МО

М

1

Природные ресурсы. Понятие об устойчивом развитии

1

2

1

2

Глобальные изменения на Земном шаре

1

2

1

3

Введение в регионалистику

1

2

1

4

Особенности развития регионов России

1

2

1

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Наименование работы

Часы

НЭ

МО

М

1

Международные документы, регламентирующие устойчивое развитие

2

2

1

2

Глобальные изменения в регионах

2

2

1

3

Особенности устойчивого развития в условиях России

2

2

1

4

Индикаторы устойчивого развития

2

2

1

Вопросы к зачету

  1. Природные ресурсы и их классификация: критерии и группировка.

  2. Исчерпываемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.

  3. Заменимые и незаменимые природные ресурсы. Производственные и потенциально перспективные природные ресурсы.

  4. Запасы основных видов природных ресурсов в мире и России; тенденции их изменения.

  5. Биосфера, как земное пространство, в котором существует жизнь. Верхняя и нижняя границы биосферы. Биосфера как объект исследования для естественных наук: гипотезы, теории и методы исследования.

  6. Устойчивость биосферы и пределы антропогенного воздействия на нее.

  7. Города и промышленно-городские агломерации как центры крупно- и мелкоочагового природопользования.

  8. Модели глобального прогнозирования.

  9. Римский клуб. Роль докладов Римского клуба в разработке концепции устойчивого развития и в поиске решений глобальных экологических проблем.

  10. Факторы, ограничивающие развитие человечества. Понятия «развитие» и «рост». О влиянии научно-технического прогресса на основные тенденции глобального развития.

  11. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Г.Х.Брундтланд) “Наше общее будущее”. Разработка глобальной программы изменений в мировом развитии и формирование нового типа эколого-экономического роста.

  12. Основные понятия концепции устойчивого развития и их трактовка.

  13. Понятие потребностей. Понятие ограничений. Механизм устойчивого развития: взаимосвязанная система экономических инструментов, действующих в направлении достижения паритета экономических, экологических и социальных ценностей общества.

  14. Критерии устойчивого развития. Понятие несущая способность (потенциальная емкость) территории (геосистемы). Понятие об индикаторах устойчивого развития. Существующие системы индикаторов.

  15. Международные комиссии по вопросам охраны окружающей среды.

  16. Стихийное развитие производительных сил. Влияние на природопользование в исторической ретроспективе.

  17. Признаки деградации окружающей природной среды. Этап возникновения. Формы проявления.

  18. Почему обострение проблем взаимодействия общества и природы датируется второй половиной ХХ века?

  19. Почему современные экологические проблемы во все большей степени имеют интернациональный характер?

  20. Глобальные экологические проблемы.

  21. Признаки нарушения биосферного баланса в настоящее время.

  22. Пределы емкости биосферы с точки зрения роста численности населения.

  23. Виды загрязнения окружающей среды.

  24. Природно-ресурсный потенциал территории.

  25. Что подразумевается под термином “рациональное природопользование”?

  26. Материалоемкость и энергоемкость. Тенденции их изменений в мире и России в последнее десятилетие.

  27. Проанализируйте негативные последствия уменьшения видового разнообразия биоты.

  28. Определите меры, необходимые для сохранения экосистем.

  29. Влияние сложившегося размещения производительных сил в России на природопользование.

  30. Основные проблемы использования природных ресурсов в мире и России. Различие и аналогии.

  31. Понятие ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду.

  32. Что такое стандартизация загрязнений? Перечислите виды стандартов и порядок их установления.

  33. Что понимается под оценкой воздействия на окружающую среду?

  34. Почему научно-технический прогресс является фактором (условием) рационального природопользования?

  35. Зависимость структуры экономики и природопользования.

  36. Основные задачи и основные направления перехода России к устойчивому развитию.

  37. Роль институциональный фактора при переходе к устойчивому развитию.

  38. Необходимость и возможность международного сотрудничества при переходе к устойчивому развитию.

  39. В чем состоят обязательства России в рамках международного природоохранного сотрудничества?

  40. Понятие об индикаторах. Индикаторы нагрузки.

  41. Понятие об индикаторах. Индикаторы реакции.

  42. Понятие об индикаторах. Индикаторы состояния.

  43. Проблема сохранения биоразнообразия

  44. Типы охраняемых территорий в России.

  45. Демографическая проблема

  46. Каким образом (какими средствами) общество снижает свою зависимость от природных условий? Приведите наиболее характерные примеры наибольшей и наименьшей зависимости социумов (этносов, наций, стран и т.п.) от внешних природных факторов в исторической ретроспективе.

  47. Справедливо ли утверждение о том, что по мере развития своих производительных сил общество становится все более независимым от природных ресурсов и природных условий, и что экономически наиболее развитые страны практически не зависят от них?

  48. Влияют ли природные ресурсы стран и регионов на конкурентоспособность производства? Если да, то каким образом?

  49. В чем заключается различие между глобальными, макрорегиональными, региональными и локальными экологическими проблемами?

  50. Каковы закономерности формирования и территориального распределения минеральных ресурсов? Каким образом минерально-сырьевой потенциал территории сказывается на экономическом развитии региона и на социальном устройстве общества? Приведите примеры.

  51. Экологические последствия в регионах с доминированием горнопромышленного природопользования.

  52. Экологические проблемы в городской среде и пути их решения.

  53. Принципы водопотребления в промышленном, сельскохозяйственном и коммунально-бытовом хозяйстве.

  54. Ваше представление о рациональном водохозяйственном балансе. Основные принципы.

  55. Количественный и качественный дефицит чистых вод и его влияние на эффективность производства и благосостояние населения. Поясните примерами.

  56. Что такое «земельный фонд» региона, страны и каковы его категории? Как соотносятся реальные категории использования земель в регионе с его валовыми земельными ресурсами? Объясните причины различий.

  57. Каковы Ваши представления о рациональном использовании земельных ресурсов региона? Какие факторы определяют степень рациональности земельного природопользования?

  58. Почему существуют конкурентные отношения в землепользовании? В чем они проявляются? Каковы экономические механизмы решения таких конфликтов на региональном и локальном уровнях?

  59. Экологические проблемы лесопромышленного природопользования. В чем заключается опасность игнорирования этих проблем в экономическом и социальном аспектах? Как они отражаются на состоянии природных геосистем?

  60. Негативные процессы природопользования экономически развитых стран. Поясните на примерах.

  61. Почему существует острая водохозяйственная проблема на юге и в центре Европейской части России? Каковы возможные пути решения?

  62. Экологическая острота городской среды областных, республиканских центров, крупных городов России? Существуют ли экологические проблемы в сельских населенных пунктах? Объясните на примерах.

  63. Концепция «устойчивого развития». Каким образом она связана с концепцией рационального природопользования?

  64. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и ее основные документы.

  65. Повестка дня на ХХI век.

  66. Заявление о принципах в отношении лесов.

  67. Рамочная конвенция об изменении климата.

  68. Конвенция о биологическом разнообразии Сохранение биоразнообразия. Биоразнообразие: определение, возможности его сохранения и восстановления. Генетическое, видовое и экосистемное биоразнообразие.

  69. Киотский протокол.

  70. Всемирная хартия природы.

  71. Типы особо охраняемых природных территорий в мире и России. Территориальные комплексные схемы охраны природы. Особо охраняемые природные объекты и комплексы.

  72. Перечень ЮНЕСКО культурного и естественнонаучного мирового достояния.

  73. Современная интерпретация проблем окружающей среды на международном уровне.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

I. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Лось В.А., Урсул Д.А.. Устойчивое развитие. – М.: Изд-во «Агар», 2000. – 254 с.

  2. Голубев Г.Н. Геоэкология, Геос, 2000.

  3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов М: Аспект-Пресс, 1998

  4. С.Шмдхейни, Ф.Зоркавин. Финансирование перемен. Финансовое сообщество, эко-эффективность и устойчивое развитие. М.: Ноосфера, 1998

  5. Природные ресурсы Российской Федерации (аналитический обзор). М.: НИА-Природа, 1998

  6. П.В.Касьянов. Переход к устойчивому развитию: эколого-экономические предпосылки . М.: НУМЦ Госкомэкологии РФ, 1998

  7. Бобылев С.Н. Экономика сохранения биоразнообразия. М: Наука, 1999

  8. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1998 году". М., 1999

  9. Природные ресурсы - национальное богатство России. М.: Гос.Дума, 1999

  10. Путь XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) под ред. Д.С.Львова II раздел к природоохранной экономике. М.: Экономика, 1999.

  11. Приоритеты национальной экологической политики России под ред. В.М.Захарова. М.: Наука.1999

  12. Д.А.Диксон, Л.Ф.Скура, Р.А.Карпентер, П.Б. Шерман Экономический анализ воздействий на окружающую среду. М.: Вита пресс, 2000

II. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Б.Коммонер. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974

  2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 “О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”

  3. А.Печчеи. Человеческие качества. М. Прогресс, 1980

  4. Э.Пестель. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988

  5. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, Центр “За наше общее будущее”, 1993 г.

  6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования М: Аспект-Пресс, 1995

  7. В.В.Глухов. Экономические основы экологии. СПб.: Спец.лит, 1995

  8. Н.В.Чепурных, А.Н.Новоселов. Планирование и прогнозирование природопользования. М.: Интерпракс. 1995

  9. Отчет о мировом развитии-1992. Развитие и окружающая среда. М.: МГУ, 1995

  10. Перелет Р.А. Экономика и окружающая среда. Англо-русский словарь-справочник. ОЭСР, Гарвардский институт международного развития. 1996 г.

  11. Указ Президента Российской Федерации №440 “О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, 1 апреля 1996 Закон РФ “Об охране окружающей природной среды”. Законодательство и экономика. Вып. 16-17 (38-39). 1992.

  12. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы. М.: Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, 1999

  13. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2000

  14. Ю.М.Арский, В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.Я. Кондратьев, В.М. Котляков, К.С. Лосев. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ, 1997

  15. Обзор деятельности по охране окружающей среды. Российская Федерация. ОЭСР, Париж, 1999

  16. Э.В.Гирусов, С.Н.Бобылев, А.Л. Новоселов, Н.В.Чепурных. Экология и экономика природопользования. М.: ЮНИТИ, 1998

  17. Т.А.Акимова, В.В. Хаскин. Основы экоразвития. М.: Российская экономическая академия, 1994

  18. О.К. Дрейер, В.А. Лось. Экология и устойчивое развитие. М.: УРАО, 1997

  19. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М.: МГУ, 1993

  20. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989

  21. В.И.Вернадский. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991

  22. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 т. М.: Пангея, 1993-94.

  23. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. М.: Прогресс, 1994.

  24. Н.В.Чепурных, А.Л.Новоселов . Экономика и экология: развитие, катастрофы. М.: Наука, 1996

  25. Приоритеты для партнерства. Альтернативный план действий России по охране окружающей среды. М.: Эко-Согласие, 1996

  26. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования М.: ТЭИС, 1997

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Кодексы, Законы и нормативные документы, необходимые в процессе изучения данного курса, вы можете найти в справочных правовых системах: ГАРАНТ (версия 5.1) или КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС. Информацию о цифрах можно найти в сборниках Государственного Комитета Российской Федерации по статистике или в Internet, адрес: http\\.9. ЛИТЕРАТУРА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа для студентов, обучающихся по направлению 540400 Социально-экономическое образование Объем занятий: всего 50 часов

    Рабочая программа
    Методические рекомендации по выполнению заданий по внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине «Глобальные экономические процессы и внешнеэкономическая деятельность»
  2. Рабочая программа для студентов заочной формы обучения IV курса специальностей

    Рабочая программа
    Данное методическое пособие разработано на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов специальности 280101
  3. Рабочая программа дисциплины «концепция устойчивого развития в туризме» Рекомендуется для направления подготовки 100400 Туризм

    Рабочая программа
    Основной целью данного учебного курса является формирование комплекса знаний и навыков по реализации принципов устойчивого развития в сфере туризма. Курс направлен на формирование у студентов практических навыков по решению профессиональных
  4. Рабочая программа для студентов заочной формы обучения VI курса специальностей

    Рабочая программа
    Данное методическое пособие разработано на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов специальности 280202
  5. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 68 «Экономика» магистерской программы «Экономика окружающей среды и природных ресурсов» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Ахмедова И. Д. КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.

Другие похожие документы..