Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
ОГЛАВЛЕНИЕВведение Глава 1. Анамнез. Доистория этногpaфичеcкoй науки Глава 2. Становление этнографии как науки (середина XIX в.). Классическое эволюц...полностью>>
'Биография'
После того, как фильм «Часы», с участием Николь Кидман, получил несколько Оскаров, режиссёры решили, что было бы неплохо выпустить в свет ещё одну, не...полностью>>
'Документ'
Готується до випуску черговий номер збірника “Вісник НТУУ "КПІ". Серія Політологія. Соціологія. Право”. Журнал є фаховим з політологічних, с...полностью>>
'Документ'
Обобщить, дополнить необходимые для обучения решению задач знания и умения студентов, полученные или в курсах педагогики, психологии, методики препод...полностью>>

Г. В. Плеханова история экономики учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова

ИСТОРИЯ

экономики

УЧЕБНИК

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по экономическим

специальностям и направлениям

Москва

ИНФРА-М

2002

УДК 330.342(075.8)

ББК 65.02я73

И90

Авторский коллектив:

д-р экон. наук, проф. О.Д. Кузнецова; канд. экон. наук, доц. Л.И. Пермякова; канд. экон. наук, доц. Е.Г. Лисовская; д-р экон. наук, проф. И.Н. Шапкин; канд. ист. наук, доц. Ю.К. Федулов; канд. экон. наук А.В. Григорьев; д-р ист. наук С.В. Леонов; д-р экон. наук, проф. М.Г. Покидченко.

Под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. О.Д. Кузнецовой;

д-ра экон. наук, проф. И.Н. Шапкина

И90 История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с. - (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-000097-6

В настоящем учебнике изложена история мирового хозяйственного развития от первобытного строя до настоящего времени. Авторами рассмотрен широкий круг вопросов с учетом оценок и взглядов, сложившихся сегодня в отечественной и мировой практике; даны собственные оригинальные оценки некоторых мирохозяйственных процессов прошлого, что помогает лучше понять сегодняшние экономические явления. В учебнике представлены новые данные, материалы, статистические выкладки, являющиеся результатом многолетних исследований авторов.

Предназначен для студентов и аспирантов экономических факультетов и вузов, научных сотрудников.

ББК 65.02я73

ISBN 5-16-000097-6 © Коллектив авторов, 2000

Редактор И.В. Башнина

Корректор Е.А. Морозова

Компьютерная верстка С.М. Майоров

Художественное оформление «Ин-Арт»

ЛР № 070824 от 21.01.93

Подписано в печать 03.11.99. Формат 60х90/16.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 24,0.

Доп. тираж 6000 экз. Заказ № 4104094.

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

Тел.: (095) 485-70-63; 485-71-77

Факс: (095) 485-53-18. Робофакс: (095) 485-54-44

E-mail: books@

Отпечатано с готовых монтажей

на ФГУИПП «Нижполиграф».

603006; Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.

ВВЕДЕНИЕ

История экономики – наука относительно молодая. Она зародилась в середине XIX в., выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. Ковалевский и Д. Виноградов. В различных странах она называлась по-разному: история хозяйственного быта, история народного хозяйства, экономическая история. В России в последние годы прижилось название «история экономики».

Отсутствие единого общепризнанного названия – результат разного подхода к определению предмета науки. Некоторые ученые рассматривают историю экономики как науку об истории производства в его конкретном многообразии на различных исторических этапах. Русский экономист П. Маслов, в частности, считал, что история народного хозяйства – это история производительных сил, форм их распределения и перераспределения. Авторы учебника «Экономическая история зарубежных стран» (Минск, 1996) предлагают говорить о предмете экономической истории в широком и узком смысле. По их мнению, предметом экономической истории в широком смысле является экономическое движение общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле – это изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства. М.П. Рачков различает «экономическую историю» и «историю экономики», считая последнюю структурной частью первой наряду с историей экономической политики и историей экономической мысли.

Для авторов предлагаемого учебника история экономики это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход, на наш взгляд, позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Довольно дискуссионным в отечественной историографии является вопрос о периодизации истории экономики. Справедливости ради следует заметить, что и в XIX в. по этому вопросу также не было единомыслия.

Немецкий историк и экономист, один из основоположников историко-экономической науки и основателей немецкой исторической школы Ф. Лист, положив в основу периодизации истории отраслевой признак, выделил пять стадий:

• дикости;

• пастушескую;

• земледельческую;

• земледельческо-мануфактурную;

• земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Последователь Ф. Листа ученый Б. Гильдебрандт определял периоды развития экономики по способу обмена продукции:

• естественное хозяйство;

• денежное хозяйство;

• кредитное хозяйство.

Для К. Бюхера главным критерием стала интенсивность обмена, что позволило ему разделить историю хозяйственной деятельности людей на три периода:

• замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство без обмена);

• городское хозяйство (непосредственный обмен товарами);

• народное хозяйство (товары проходят несколько актов обмена еще в стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).

П. Маслов считал, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего экстенсивного развития. Он выделял пять этапов в истории экономики:

• изолированное хозяйство;

• общинное хозяйство (начало зарождения ремесла);

• районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней);

• национальное хозяйство (появление мануфактур);

• мировое хозяйство (господство фабрик).

К. Маркс выдвинул формационную теорию периодизации социально-экономической истории. Он различал первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально-экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы Маркс относил к вторичной формации.

Понятие «общественно-экономическая формация» было введено в научный оборот В.И. Лениным в 1894 г. и закреплено работами И.В. Сталина в середине 30-х годов. Мировая история в зависимости от господствующего вида собственности на средства производства оказалась поделенной на пять общественно-экономических формаций. Таким образом, сложился формационный подход к истории, господствовавший в отечественном обществоведении более полувека.

В последние десятилетия в России все больше сторонников приобрел цивилизационный подход к изучению истории, в том числе экономической.

Термин «цивилизация» известен с XVIII в.; тогда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства. Однако до настоящего времени не удалось дать всеобъемлющего, всеми признаваемого понятия «цивилизация».

Современные отечественные исследователи предлагают различать мировые цивилизации – длительные исторические циклы развития, включающие группу стран или регионы, и локальные – более короткие исторические циклы, включающие одну или несколько стран, имеющих общую специфику. Таким образом, предпринимается попытка преодолеть основной порок цивилизационного подхода, разрывающего единство всеобщей человеческой истории. Преувеличенное внимание к истории цивилизаций объясняется кризисом советского, а затем российского обществоведения, стремящегося на обломках прежней, формационной концепции создать «новую» теорию, основывающуюся исключительно на базе цивилизационного подхода.

На наш взгляд, очередное увлечение «новомодными» идеями не принесет пользы науке. И «старый» формационный, и «новый» цивилизационный подходы не только не исключают, а, напротив, взаимодополняют друг друга. Еще А. Тойнби определил цивилизации как развитие человеческих обществ в стремлении подняться над примитивным образом существования к более высокому уровню культуры. Следовательно, цивилизации– это прогрессивное движение общества, движение от простого к сложному, а формации – ступени цивилизаций, которые со временем, изжив себя, требуют замены. Не случайно в современной западной литературе цивилизационный фактор рассматривается не как историческая данность, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.

Французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров–экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

В начале XX в. А. Пенти впервые определил будущее человечества как постиндустриальную цивилизацию. В 50–70-е годы XX в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д. Беллу, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

Одновременно в экономической науке складывается теория экономических систем, рассматривающая всю историю человечества как модификацию только двух типов хозяйства: центрально управляемого и децентрализованного (рыночного).

Таким образом, в современной историко-экономической науке отсутствует единообразие в определении предмета и периодизации истории экономики.

Современная экономическая история как отрасль гуманитарных знаний возникла сравнительно недавно – в конце 20–30-х годов XX в. Мировой экономический кризис, разрушивший прежние, казавшиеся незыблемыми ценности, показавший несостоятельность старых экономических теорий и воззрений, проявил повышенный интерес общества к экономическому прошлому.

В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы сформировалась так называемая «новая экономическая история». Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается «историческая экономика», изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост.

В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 20-е годы французская «новая историческая наука», или школа Анналов. Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый принцип исторического исследования «история – проблема», пришедший на смену повествовательному историописанию. Историк задает прошлому те вопросы, которые актуальны и важны для современности.

До середины 80-х годов история экономики как отрасль научных знаний существовала как бы на обочине «социальной» истории, теоретической и прикладной экономик. Признанием возросшего интереса к историко-экономическим проблемам стало присуждение в 1993 г. американским ученым Р. Фогелю и Д. Норту Нобелевской премии за разработку экономических методов изучения истории.

Экономическая история, или история экономики, – самостоятельная наука, развивающаяся система знаний, использующая как экономические, так и исторические методы познания. Она развивается в тесной связи с экономической теорией. Историко-экономический материал является либо подтверждением верности теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Хорошо изученные, систематизированные, проанализированные факты могут стать основанием для создания новых экономических теорий.

История экономики выполняет определенную прогнозирующую задачу. Ведь, исследуя то или иное явление в экономике, необходимо не только точно установить содержание, но и предвидеть его будущее развитие, а это можно сделать, лишь опираясь на прошлое. Экономика – процесс, нынешняя данность – это лишь момент в этом процессе. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка.

История экономики как учебная дисциплина в российской высшей школе получила признание 110 лет назад. Впервые этот курс был включен в программу подготовки специалистов по финансовому праву Ярославским юридическим лицеем. В начале XX в. он вошел в учебные планы Московского и Киевского коммерческих институтов, первых в России экономических высших учебных заведений.

История экономики имеет большое значение для общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-экономистов, так как ее предметом является изучение хозяйственной деятельности различных народов в разные исторические эпохи, развитие экономики в комплексе, т.е. во всех ее формах и структурных проявлениях.

История экономики – это история движения, изменчивости, история сдвигов в структуре экономики. Она используется для изучения прошлого, для анализа текущей экономической деятельности. Как справедливо отмечает Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам*».

* Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? //Thesis. 1993, T.I, вып.1. С.130–131.

Задача истории экономики расширить кругозор, сформировать экономическую культуру будущего экономиста. Он должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики, независимо от того можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости.

История экономики обладает не только мировоззренческой, но и важной гуманистической функцией – учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену.

История экономики выполняет ряд важнейших функций в процессе обучения:

на конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию;

формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.

Бесспорно, не следует преувеличивать роль истории экономики при подготовке экономистов, как это делали представители немецкой исторической школы, заявлявшие, что история должна господствовать в экономическом образовании, но и нельзя низводить ее до роли «приложения» общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин.

Примечательно, что для большинства зарубежных высших учебных заведений курс истории экономики стал необходимой составной частью профессиональной подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов. Последнее обстоятельство связано с междисциплинарным характером историко-экономической науки, находящейся на стыке «социальной» истории, экономической теории, истории экономической мысли и конкретных экономических наук. Она позволяет познакомить студентов с разнообразными явлениями, выходящими часто за рамки сугубо экономических вопросов.

РАЗДЕЛ I. ДО ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Глава 1. ПЕРВОБЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ

Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления человека на земле и завершается формированием классового общества и возникновением государства. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Если ее представить в виде суток, то окажется, что государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего за три минуты до окончания суток.

Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками:

• низким уровнем развития производительных сил и медленным их совершенствованием;

• низким темпом развития общества;

• коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;

• уравнительным распределением, социальным равенством;

• отсутствием частной собственности, эксплуатации, классов и государства.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда:

каменный век: 3 млн лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.;

бронзовый век: конец III тысячелетия – I тысячелетие до н.э.;

железный век: I тысячелетие до н.э.

Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Хронологически первобытное общество совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода:

1) палеолит (древний каменный век): 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.;

2) мезолит (средний каменный век): 12–8 тыс. лет до н.э.;

3) неолит (новый каменный век): 8–3 тыс. лет до н.э.

У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило в разные периоды. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства, характеризовавшаяся низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил, уравнительным распределением материальных благ.

Самый длительный период – палеолит (3 млн–12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки позволяют судить о приемах и объектах охоты. На первых порах она носила загонный, специализированный характер. Последнее связано с преобладанием определенного вида животных, например оленей, слонов, мамонтов и т.д. Практиковались коллективные приемы охоты. Копье было главным орудием охотников. Собирательство дополняло скудный рацион первобытного человека питательными злаками и кореньями.

Важнейшей чертой, отличающей человека от животного, является умение изготавливать орудия труда. Считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Их набор был невелик. Человек, изготавливающий эти орудия, получил название «человек умелый» (homo habilis).

Около 1 млн лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп (обезьяночеловек). Это существо напоминало еще животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперед надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. Питекантроп научился делать различные орудия труда из камня – рубило правильной формы, скребки, резцы. Ими можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделывать туши. Со временем количество орудий возрастало. Уже в раннем палеолите (3 млн лет – 200 тыс. лет до н.э.) некоторые археологи выделяют набор орудий с 30–40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200–40 тыс. лет до н.э.) появились треугольные, пластинчатые и заостренные остроконечники, рубила, копья.

Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, пустынях Африки. Во время существования питекантропа начался ледниковый период.

Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до двух километров. В это время образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделенными прежде водой участками суши возникли сухопутные «мосты», по которым люди смогли проникнуть на новые территории. Суровый климат научил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Огонь согревал первобытных людей, защищал от зверей, помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека.

Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил место древней разновидности «человека разумного» (homo sapiens) – неандертальцу. Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок.

Когда 35–10 тысячелетий тому назад закончилось таяние ледника, установился климат, близкий к современному. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к тому времени завершился процесс антропогенеза превращения предчеловека в «человека разумного». Люди, вытеснившие неандертальцев 40–30 тыс. лет назад, уже не имели черт, придававших их предшественникам несколько звероподобный облик. Тогда же, очевидно в результате приспособления к природной среде, сформировались существующие и поныне европеоидная, негроидная и монголоидная расы. Люди заселили все континенты, проникнув в Австралию и Америку.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины история экономики направление: 08. 01. 00 «Экономика» Москва 2011

    Рабочая программа
    Рабочая программа по дисциплине История экономики включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое
  2. C. Н. Кузнецова история экономики практикум

    Практикум
    Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «История экономики» содержит пояснительную записку-обоснование к изучению курса, программу курса,
  3. Программа дисциплины гсэ. В 1 история экономики для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» направления

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 - «Менеджмент»
  4. Журавлева Г. П. Ж91 Экономика: Учебник

    Учебник
    Описаны экономические системы и их типы, предмет и метод экономической теории, а также основные этапы развития экономики как науки. Проанализированы категории и законы поведения рыночных субъектов на микроуровне, сущность рынка и рыночного
  5. Российская Экономическая Академия имени Г. В. Плеханова мировая экономика учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Коллектив авторов: Окрут З.М., Захарова Е.В., Косарев Е.А., Климович Н.Я., Калашникова И.А., Кузнецова Г.В., Мхитарян А.А., Мигалева Т.Е., Михайлов А.

Другие похожие документы..