Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Ометова Екатерина Альбертовна подробно рассказала о сензитивном периоде. Сензитивный период – это период особой чувствительности ребенка к определенн...полностью>>
'Документ'
одна з найдавших ігор людства. Невідомо, де і коли він з'явився. Архівні джерела, знайдені в Китаї та Єгипті, зокрема зображення гравців з м'ячем, ...полностью>>
'Сценарий'
Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в приволжском селе Кимры , Тверской губернии . «Дальневосточный край - почти моя родина»,...полностью>>
'Документ'
Адаптер для IP-телефонии стандарта SIP с подключением к городской линии изменит ваше представление об этом способе связи. Длинные номера при звонках ...полностью>>

О состоянии законодательства в российской федерации (3)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предложения Совета Федерации по тексту законопроекта были непосредственно обсуждены с депутатами Государственной Думы и членами Правительства Российской Федерации. В результате сумма выплат детям-инвалидам была увеличена с 800 рублей до 1000 рублей. Также увеличились выплаты по Семипалатинскому полигону: было 500 рублей, стало 800 рублей. Были учтены иные предложения, касающиеся повышения уровня социального обеспечения отдельных категорий граждан.

При одобрении Советом Федерации принятого Государственной Думой Федерального закона было принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 августа 2004 года № 287-СФ "О мерах по обеспечению государственной социальной защиты населения", в котором подробно изложены основные механизмы его реализации, обращено внимание Правительства Российской Федерации на проблемы формируемого механизма социальной защиты граждан, которые могут возникнуть при вступлении данного Федерального закона в силу. Рекомендовано Правительству Российской Федерации при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотреть наряду с общим увеличением объема средств федерального бюджета по разделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" необходимые субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на реализацию полномочий по социальной поддержке граждан в части, касающейся оплаты жилья и коммунальных услуг; предусмотреть в составе расходов федерального бюджета по разделу "Социальная политика" средства на финансирование мероприятий, направленных на содействие занятости инвалидов; предусмотреть в составе Федерального фонда софинансирования социальных расходов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации резерв, направляемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, на компенсацию расходов, связанных с осуществлением мер по реализации законов субъектов Российской Федерации, принятых во исполнение Федерального закона; предусмотреть в составе Федерального фонда компенсаций субсидии, выделяемые бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование расходов, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".

Обращено внимание Правительства Российской Федерации на необходимость завершения до 1 января 2005 года создания Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и финансируемых за счет средств федерального бюджета; ускорения подготовки проектов федеральных законов, направленных на совершенствование системы обязательного социального и медицинского страхования, медицинского обслуживания граждан, в целях компенсации возможных потерь, связанных с переводом основной части натуральных льгот (кроме льгот по оплате жилья и коммунальных услуг) в денежную форму (компенсации, надбавки); разработки мер компенсационного характера для пенсионеров, не имеющих права на льготы.

Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ускорить подготовку и принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом, в части, касающейся предоставления населению государственных гарантий социальной защиты, в том числе государственных гарантий ветеранам труда и труженикам тыла; активизировать работу по созданию региональных регистров лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат, льготного лекарственного обеспечения, санаторно-курортного лечения, установленных законодательством субъектов Российской Федерации и финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Этим постановлением рабочая группа по подготовке поправок к проекту федерального закона была преобразована в рабочую группу Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования новой системы социальной защиты населения. Основная задача рабочей группы заключалась в оказании содействия Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в формировании новой комплексной, сбалансированной системы государственной социальной поддержки граждан, имеющих заслуги перед Отечеством, инвалидов, иных слабо защищенных слоев населения в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

Большое внимание финансовому обеспечению формирования новой системы социальной защиты населения уделялось при подготовке Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Благодаря настойчивой позиции Совета Федерации на 30 млрд. рублей были увеличены межбюджетные трансферты, а также повышены общие суммы, выделяемые на финансирование мер социальной поддержки населения, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В результате выделяемая в федеральном бюджете сумма денежных компенсаций за отмененные льготы была повышена до 173 млрд. рублей, суммы, выделяемые на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации указанного Федерального закона, увеличились с 21 до 42,5 млрд. рублей. Также Правительство Российской Федерации увеличило средства, выделяемые на софинансирование тружеников тыла, – общая сумма 8 млрд. рублей по всем субъектам Российской Федерации. При расчете трансфертов были учтены суммы, выделяемые реабилитированным и жертвам политических репрессий. С учетом того на индексацию базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года выделено 115 млрд. рублей, общая сумма выплат за счет средств федерального бюджета в связи с реализацией Федерального закона составила 330 млрд. рублей.

Вместе с тем первые недели вступления Федерального закона в силу показали, что не все субъекты Российской Федерации были готовы к новой системе социальной защиты населения. Отмена бесплатного проезда, перевод ряда категорий льготников на региональный уровень, на котором не поддерживались отдельные меры социальной защиты, вызвали неудовлетворенность у населения. В этой связи Совет Федерации провел оперативный мониторинг состояния дел в субъектах Российской Федерации, выявил упущения и недостатки в работе нового механизма. В настоящее время поступила и обобщена информация более чем от 70 субъектов Российской Федерации.

Вопрос о ходе реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ был рассмотрен на заседании Совета Федерации в конце января 2005 года. Состоялся обстоятельный конструктивный разговор, акцентирующий внимание на недостатках и сбоях формирующегося механизма.

Внимательно рассмотрев положение, сложившееся в ходе реализации Федерального закона, Совет Федерации отметил, что перераспределение полномочий по осуществлению мер социальной поддержки граждан между уровнями публичной власти существенно изменило ситуацию с сохранением и возможным повышением достигнутого уровня социальной защиты населения. Отсутствие комплексной системы мер компенсационного характера для пенсионеров, утративших с 1 января 2005 года право на льготы, в условиях несоответствия размера пенсии прожиточному минимуму для этой категории граждан создало в отдельных субъектах Российской Федерации угрозу снижения реального уровня их жизни. Совет Федерации отметил также, что в процессе принятия и реализации Федерального закона отсутствовала скоординированная информационно-разъяснительная работа соответствующих федеральных органов исполнительной власти, что привело к непониманию принципов и мер социальной поддержки населения, заложенных в проводимых реформах.

По итогам обсуждения принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 января 2005 года № 14-СФ, предлагающее Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации конкретные меры по решению проблем социального обеспечения льготных категорий граждан, по устранению пробелов и недостатков в механизме оказания социальной поддержки гражданам, которые были выявлены.

В постановлении еще раз была подтверждена позиция, что ни одна стадия формирования новой системы социальной защиты населения не может сопровождаться ухудшением благосостояния граждан, а также снижением или отменой государственных социальных гарантий для лиц, нуждающихся в социальной защите. Недопустимо установление любых ограничений прав граждан, нуждающихся в социальной защите, на получение ежемесячных денежных выплат.

Правительству Российской Федерации было рекомендовано подготовить изменения в законодательные акты, обеспечивающие повышение базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года; регулярно проводить индексацию базовой и страховой частей трудовой пенсии, ежемесячных денежных выплат соответствующим категориям граждан; установить контроль за изменением цен и тарифов субъектов естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, исключив необоснованный рост цен и тарифов для населения; разработать для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан систему мер, обеспечивающих сохранение уровня медицинского обеспечения, существовавшего до 1 января 2005 года; ускорить решение вопроса о порядке выдачи проездных документов для военнослужащих и работников правоохранительных органов, исполняющих служебные обязанности; рассмотреть по итогам исполнения Федерального закона в первом полугодии 2005 года вопрос об увеличении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению их сбалансированности; обеспечить соблюдение сроков поставки лекарственных средств в рамках предоставления гражданам набора социальных услуг, номенклатуры поставки лекарственных средств в субъекты Российской Федерации по международным непатентованным названиям, а также проверить обоснованность цен на лекарственные средства; осуществить необходимую информационно-разъяснительную работу по мерам государственной социальной поддержки граждан, скоординировать в масштабах страны информационное обеспечение населения в части разъяснения принципов проводимых реформ.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано завершить разработку и принятие необходимых нормативных правовых актов, направленных на обеспечение мер социальной поддержки граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; привести размеры ежемесячных денежных выплат в соответствие с расходами граждан на приобретение льготных проездных билетов на общественный транспорт городского и пригородного сообщения; оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в целях наиболее полной реализации мер, направленных на государственную социальную защиту граждан; ускорить доведение до сведения лечебных учреждений нормативных правовых актов по дополнительному лекарственному обеспечению граждан; активизировать разъяснительную работу по мерам социальной поддержки населения, усилить контроль за исполнением нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры социальной поддержки граждан.

Обращено внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации на недопустимость возложения на органы местного самоуправления функций по осуществлению мер социальной поддержки без передачи им соответствующих материальных и финансовых средств.

Счетной палате Российской Федерации поручено осуществить проверки расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации на единовременные денежные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, полученных в виде финансовой помощи из федерального бюджета; своевременности перечисления средств в органы, которые производят единовременные денежные выплаты гражданам; расходования средств федерального бюджета на приобретение лекарственных средств в рамках предоставления гражданам набора социальных услуг, а также эффективности их использования.

Учитывая приближающееся празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, рабочей группе предложено подготовить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год", предусматривающего выделение субсидий на предоставление жилья инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Помимо рассмотрения комплексных механизмов социальной защиты граждан Совет Федерации непосредственно обращал внимание на отдельные, наиболее чувствительные вопросы обеспечения слабозащищенных слоев населения. Так, оперативно реагируя на осложнение ситуации, связанной с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, Совет Федерации рассмотрел вопрос о тарифообразовании в жилищно-коммунальном хозяйстве и естественных монополиях. В постановлении от 9 февраля 2005 года № 27-СФ по данному вопросу Совет Федерации указал на существенное увеличение оплаты жилья и коммунальных услуг для граждан, обратил внимание на критическую ситуацию, складывающуюся в системах теплоснабжения регионов, изношенность основных фондов, большой объем недофинансирования, отсутствие целостной нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения теплоснабжающих предприятий и потребителей. Было подчеркнуто, что увеличение тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг значительно снижает уровень жизни населения.

В целях недопущения снижения жизненного уровня населения Совет Федерации предложил Правительству Российской Федерации систему мер, позволяющих урегулировать ситуацию, в том числе: увеличить объем средств Федерального фонда софинансирования социальных расходов, направляемых на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; провести реструктуризацию просроченной кредиторской задолженности с частичным погашением долгов предприятий жилищно-коммунального хозяйства; провести мониторинг и проверку обоснованности установленных цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги; разработать порядок установления социальной нормы потребления электроэнергии, обеспечивающей минимально необходимые потребности граждан, а также порядок установления стоимости электроэнергии в пределах социальной нормы, увязав изменение стоимости с реальными доходами населения; установить дифференцированно по категориям населения (городское, сельское) федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. При этом особо подчеркивалось, что порядок и условия предоставления субсидий не должны ухудшать положение граждан.

Учитывая важность рационального использования средств федерального бюджета, Счетной палате Российской Федерации поручено провести проверку эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ход реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ показал, что при принятии комплексных законодательных актов необходимы глубокий анализ и проведение подробных расчетов социально-экономической обоснованности законопроектов, осуществление оценки их последствий.

Важное значение имеет учет всех факторов, влияющих на формирование правовой модели формируемого механизма.

К разработке социально значимых законодательных актов необходимо широко привлекать субъекты Российской Федерации, позиция которых позволяет сформировать оптимальные механизмы практической реализации принимаемых решений.

Большую роль играет правильно организованный мониторинг правоприменительной практики, позволяющий определить основные пробелы законодательного регулирования конкретных сфер общественных отношений.

Таким образом, решение основных задач по реализации стратегических установок Президента Российской Федерации в социальной сфере передвигается на 2005 год. Во избежание повторения допущенных ошибок необходимы анализ факторов эффективности законодательной деятельности и устранение существующих проблем.

В настоящее время Президентом Российской Федерации перед федеральными и региональными органами власти поставлена задача оперативного, но продуманного преодоления имеющихся недоработок, в том числе на основе совершенствования законодательства.

Обеспечение граждан доступным жильем. В Послании Президента Российской Федерации была отмечена необходимость обновления жилищного законодательства, замены старых, неработающих механизмов строительства и распределения жилья и широкого распространения новых, рыночных, которые пока доступны только для 10 процентов населения.

Глава государства определил следующие пути решения жилищной проблемы:

обеспечение доступности долгосрочного жилищного кредитования, ипотеки, долевого жилищного строительства;

разрушение монополии на строительных рынках и административных барьеров;

обеспечение гарантий права собственности добросовестным приобретателям жилья;

наведение порядка при предоставлении социального жилья и целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодежи.

В целях законодательного обеспечения решения поставленных задач в 2004 году Федеральным Собранием Российской Федерации был рассмотрен и одобрен пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В том числе принят важнейший из них – Жилищный кодекс Российской Федерации, а также приняты законы об участии в долевом строительстве, о жилищных накопительных кооперативах, о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, в закон об ипотеке и другие законы, в целом – более 20 нормативных документов.

Принятие указанных федеральных законов было направлено также на создание современной правовой базы для реализации ранее утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы и ее подпрограмм, в частности: "Обеспечение жильем молодых семей", "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации".

Новое жилищное законодательство в полной мере отвечает рыночной направленности развития страны, стимулирует развитие жилищного строительства.

Оно регулирует отношения собственности в жилищной сфере в соответствии с требованиями рыночной экономики, четко определяя права, обязанности и ответственность собственников и нанимателей жилья, в том числе их ответственность за своевременную оплату жилья и коммунальных услуг. Создана основа для расширения возможности семей улучшать свои жилищные условия, опираясь на собственные ресурсы, за счет интенсивного развития системы кредитования. Граждане получают непосредственный доступ к управлению жильем, смогут активно влиять на улучшение качества жилья и коммунальных услуг.

Предусмотрены также меры поддержки малоимущих граждан по обеспечению реализации их конституционного права на жилище. Упрощается и становится более прозрачной для населения система предоставления жилья по договору социального найма. За адресными жилищными субсидиями закрепляется функция поддержки нуждающихся в ней граждан при оплате жилья и коммунальных услуг, что сокращает возможности неэффективного и нецелевого расходования средств, необходимых для обеспечения работы жилищно-коммунального хозяйства.

По прогнозам Правительства Российской Федерации, с учетом запуска всех инструментов, предложенных в "жилищном пакете" законов, к 2010 году произойдет увеличение средней обеспеченности жильем с 19,7 до 21,7 кв. метра на человека, сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15—20 до 5—7 лет. Доля населения с доходами, позволяющими приобрести стандартную квартиру на стандартных условиях, увеличится с 9,5 процента в 2004 году до 30 процентов в 2010 году, объемы ипотечного кредитования увеличатся за этот период в 30 раз.

Вместе с тем при очевидной прогрессивности нового жилищного законодательства в нем заложена угроза отрицательных социальных последствий, способных привести к росту социальной напряженности.

Попытка решения жилищной проблемы предпринята в отрыве от реальных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве, рост цен в котором идет опережающими темпами (с начала 90-х годов цены на коммунальные услуги выросли в 250 раз, в то время как средняя заработная плата – всего в 150).

Это ведет к увеличению доли соответствующих расходов в семейных бюджетах значительной части населения, что усугубляется планами Правительства Российской Федерации по реализации инерционного варианта в политике стимулирования доходов граждан.

В результате жесткие меры ответственности за неуплату за жилье и услуги ЖКХ малообеспеченными слоями граждан могут оказаться неадекватными степени общественной опасности указанных действий.

Весьма вероятно ухудшение жилищных условий этой части населения и появление за этот счет проблемы образования в городах социально неблагополучных районов со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями. Очевидным образом это противоречит конституционным положениям о равенстве социальных прав граждан и недопустимости их ущемления решениями государства.

Что же касается оптимистических прогнозов Правительства Российской Федерации, то весьма дискуссионными являются как использование для оценки эффективности жилищной политики индикатора "средней обеспеченности жильем" (вместо степени гарантированности конституционного права граждан на жилище), так и достоверность прогнозов на 5–6 лет вперед.

Таким образом, при прогрессивной направленности принятого пакета законов его успешная реализация возможна лишь при концептуальной увязке жилищной политики с программами преобразований в смежных областях социально-экономической сферы, основанных на целях и приоритетах, обозначенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Модернизация здравоохранения. Среди основных проблем здравоохранения, которые необходимо решать в ближайшей перспективе, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании на 2004 год были названы неэффективность отечественного здравоохранения, недоступность и низкое качество медицинской помощи.

Решение этих задач было заложено в основу политики модернизации здравоохранения, проводимой Правительством Российской Федерации. Ее реализация была направлена на решение таких задач, как обеспечение профилактической направленности здравоохранения, улучшение условий труда и увеличение заработной платы медицинским работникам и ряд других задач, способных кардинально изменить ситуацию в отечественном здравоохранении.

Все эти преобразования должны сочетаться с повышением эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, устранением дисбаланса между государственными обязательствами в данной сфере и реальными финансовыми ресурсами.

В 2004 году был принят ряд федеральных законов, направленных на реформирование сферы охраны здоровья населения.

Нормативным правовым актом, существенно повлиявшим на отношения в этой сфере, стал Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Этот закон внес изменения и в ряд законодательных актов, регулирующих сферу здравоохранения или содержащих правовые нормы, касающиеся вопросов охраны здоровья и лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Проблемы, связанные с концептуальной проработкой, юридико-техническим качеством и социально-политическими последствиями принятия данного закона, были уже рассмотрены.

Недостаточной обоснованности заложенной Правительством Российской Федерации в этот закон идеи массовой ликвидации "необеспеченных" государственных мандатов послужил Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 164-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год". При его рассмотрении, в частности, выяснилось, что, в то время как бюджетная часть Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи была профинансирована на 156,6 процента, вся эта программа была выполнена на 93 процента, а ее важнейшая составная часть (базовая программа обязательного медицинского страхования) – всего лишь на 55,4 процента.

В 2004 году был принят ряд других федеральных законов, направленных на уточнение и совершенствование действующих норм законодательства, затрагивающих вопросы охраны здоровья граждан.

В частности, к ним относятся федеральные законы от 1 декабря 2004 года № 151-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и от 1 декабря 2004 года № 146-ФЗ "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", цель которых – защита здоровья детей, больных наркоманией. Повышение возраста, когда не требуется согласие на оказание наркологической помощи, с 15 до 16 лет направлено на усиление борьбы с наркоманией и сокращение ее распространения. Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" создаются законодательные предпосылки для развития системы отдыха и оздоровления детей как важнейшего направления профилактики и укрепления здоровья подрастающего поколения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации»

    Закон
    Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (далее – Доклад) стал важным событием политической жизни России, поскольку он позволяет своевременно выявить проблемные вопросы, требующие законодательного
  2. О состоянии законодательства в российской федерации (1)

    Закон
    Работа над текстом доклада осуществлялась под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова на основании распоряжения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской
  3. О состоянии законодательства в российской федерации (2)

    Закон
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  4. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии закон

    Закон
    Настоящий доклад является итогом работы по анализу и оценке законодательства Тульской области. Его цель – обобщить опыт законодательной деятельности, дать аналитическую оценку законодательства области и разработать рекомендации по
  5. Российская федерация земельный кодекс российской федерации (2)

    Кодекс
    1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте,

Другие похожие документы..