Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лабораторная работа'
Цель работы – освоение метода расчёта погрешностей прямых и косвенных измерений по Стьюденту на примере расчёта плотности твёрдого тела правильной ге...полностью>>
'Документ'
Развитие инновационной деятельности без участия государства и стимулирования деятельности в нужном для общества направлении, как показывает мировая п...полностью>>
'Инструкция'
Специализированный программный комплекс «Шахматное образование» представляет собой совокупность прикладных программ, предназначенных для организации ...полностью>>
'Документ'
Актуальність дослідження обумовлена системою концептуальних положень щодо стратегії та основних напрямів освіти, які викладені в Державній національн...полностью>>

О состоянии законодательства в российской федерации (3)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для успешной реализации проектов государственно-частного партнерства в области развития транспортной инфраструктуры необходимо предусмотреть возможность введения особых режимов налогового регулирования. В частности, при участии инвестора в реализации особо капиталоемких и долго окупаемых проектов целесообразно предоставление льгот по налогу на прибыль, налогам на землю и имущество.

Известно, что новая дорога увеличивает стоимость земель и имущества, генерирует мощные потоки потребительского спроса, формирует условия для развития высокодоходных видов бизнеса. Однако сейчас у нас сложилась ситуация, когда дорогу строят одни, а все преимущества от ее создания получают другие. В связи с этим целесообразно подготовить пакет поправок к Налоговому кодексу Российской Федерации, предусматривающих создание дифференцированного механизма взимания налога на землю в зависимости от близости пролегания автомобильных дорог, их категории, качества, наличия придорожной инфраструктуры и иных условий, а также к Земельному кодексу Российской Федерации, касающихся оценки качества и иных критериев кадастровой оценки земли. Огромную проблему для развития транспортной инфраструктуры представляет неурегулированность механизма резервирования земель. Для установления единого порядка резервирования земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новых автомобильных дорог, необходима разработка специального федерального закона о резервировании земель в целях строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта в Российской Федерации.

Одной из главных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год, является создание безопасных условий и повышение качества жизни. В связи с этим особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе. Поэтому требуется скорейшее принятие федерального закона "О транспортной безопасности", а также соответствующих поправок к законам "О борьбе с терроризмом", "О безопасности" и другим законодательным актам. Необходимо также разработать эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности.

Особое внимание в Послании Президента Российской Федерации уделяется диверсификации поставок нашей нефти, расширению пропускной способности трубопроводной системы, развитию газораспределительной сети внутри нашей страны, включая расширение системы на восток России. Однако до сих пор вопросы строительства трубопроводного транспорта как на законодательном, так и на подзаконном уровне не урегулированы, что не способствует реализации общегосударственных задач. Этому будет способствовать скорейшее принятие федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте", который в настоящее время находится в процессе второго чтения в Государственной Думе. Принятие закона позволит установить основы правового положения субъектов трубопроводного транспорта, правовые, экономические и организационные режимы отношений в области транспортировки нефти и газа и эксплуатации трубопроводов.

В список первоочередных нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию в ближайшее время, необходимо также включить: федеральный закон "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках"; федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)"; федеральный закон "О Российском реестре судов"; Устав автомобильного транспорта; федеральный закон "Об основах автотранспортной деятельности"; федеральный закон "Об аэропортах Российской Федерации".

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год подчеркнута принципиальная значимость создания системы эффективного использования природных ресурсов. Природно-ресурсная база Российской Федерации является основой экономики России, рациональное использование которой способно на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства и непроизводственной сферы. В Послании, в частности, акцентировано внимание на необходимости формирования прозрачных, некоррупционных условий доступа к ним, например с помощью аукционов и перехода от административных разрешений к полноценным договорам – с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей, обеспечением предсказуемости и стабильности таких отношений.

За последние 10 – 15 лет в стране сформировалась законодательная база в сфере природопользования7, позволившая обеспечить функционирование и переход к рыночным методам хозяйствования в этой сфере экономики России.

В последние годы началась работа по значительному обновлению природно-ресурсного законодательства. Так, в 2001 году был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, в 2002 году – новая редакция Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Внесены и готовятся изменения в другие законодательные акты.

В ходе налоговой реформы проводится замена системы платежей за пользование природными ресурсами на налогообложение. С 2002 года введен налог на добычу полезных ископаемых, который стал одним из основных источников доходов федерального бюджета, с 2004 года введены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, с 2005 года – земельный и водный налоги.

Важным этапом совершенствования законодательства в области использования природных ресурсов стал 2004 год. Одним из значимых событий, которое будет оказывать большое влияние на формирование отношений в системе природопользования, стало законодательное установление нового разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления8.

В соответствии с ними наиболее существенный объем полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами сосредоточен на федеральном уровне, где должны приниматься решения об их использовании в интересах всего государства. Так, отменен так называемый принцип "двух ключей", который предусматривал предоставление в пользование участков недр совместным решением органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Возобновлена практика предоставления права пользования недрами только по результатам аукционов. В ноябре 2004 года Правительством Российской Федерации была рассмотрена и принята за основу Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 года.

Приняты новые главы Налогового кодекса Российской Федерации – "Водный налог" и "Земельный налог". В конце 2004 года принят Федеральный закон от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Работа по подготовке и принятию этого закона велась около десяти лет, и в принятом варианте удалось исходя из интересов государства в основном согласовать позиции всех сторон законотворческой деятельности и представителей отрасли. В развитие этого Федерального закона необходимо для прибрежного рыболовства разработать и законодательно ввести правовой механизм обеспечения сырьем (рыба, другие водные биологические ресурсы) рыбоперерабатывающих предприятий на прилежащим к району промысла берегу.

Последовательно реализуется принцип использования доходов от природопользования в интересах развития всех регионов Российской Федерации. В этих целях предусмотрена полная централизация в федеральном бюджете водного налога, платежей за пользование лесным фондом (в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), увеличение до 95 процентов централизации налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата. Год назад были полностью централизованы налог на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов по внутренним водным объектам.

Важнейшими направлениями законодательной работы на ближайшую перспективу, с точки зрения реализации поставленных задач, являются завершение подготовки и принятие новой редакции Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-I "О недрах" и новых Лесного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации.

В новом федеральном законе "О недрах" должны быть решены проблемы развития гражданско-правовых отношений в сфере недропользования, повышения инвестиционной привлекательности недропользования в Российской Федерации и формирования более прозрачной системы взаимоотношений государства и бизнеса. В связи с этим предусматривается переход на аукционную форму предоставления прав на пользование недрами, а также либерализация предоставления прав на разработку месторождения по факту его открытия.

Необходимо также установить механизм делегирования федеральных полномочий субъектам Российской Федерации в части предоставления прав пользования участками недр местного и регионального значения.

Принципиальное значение имеет четкая регламентация в законопроекте всех стадий работы компаний, действующих в сфере недропользования, как с точки зрения обязательств и ответственности перед государством, так и с точки зрения защиты их прав. Все эти нормы призваны снизить инвестиционные риски и минимизировать неопределенность во взаимоотношениях между государством и недропользователями и защитить права инвестора. Важным направлением является создание достаточных правовых норм для обеспечения развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ), а также для решения вопросов, связанных с устойчивым и достаточным финансированием геолого-разведочных работ.

Важной и одновременно сложной задачей остается дифференциация налогообложения при добыче полезных ископаемых. В настоящее время по налогу на добычу полезных ископаемых установлена единая налоговая ставка для каждого вида полезного ископаемого, не учитывающая природные качества и условия добычи месторождений.

В то же время дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по природным горно-геологичеким и технико-технологическим условиям разработки месторождений позволит обеспечить более рациональное использование минерально-сырьевой базы, справедливое налогообложение, расширение налоговой базы за счет ввода новых участков, будет стимулировать отработку низкорентабельных и истощенных месторождений.

В 2005 году предусматривается доработка Лесного кодекса Российской Федерации. Основной правовой формой лесопользования должна стать аренда, прежде всего долгосрочная, стимулирующая арендатора к рациональному использованию, охране и воспроизводству лесных ресурсов. При этом механизм предоставления в аренду лесных участков нуждается в совершенствовании, в частности, путем предоставления в аренду по результатам аукционов.

Создание прозрачной системы управления лесами, новая система регулирования лесных отношений непосредственно в Лесном кодексе как законодательном акте прямого действия должны снять противоречия в законодательном регулировании лесного комплекса, ослабить бюрократические барьеры и привести к повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

Глава 3

Стратегия гуманитарного развития России, обеспечение прав человека и гражданина в социально-культурной сфере
(реформирование системы социальной защиты; обеспечение граждан доступным жильем; модернизация здравоохранения; преодоление бедности, преодоление демографического спада; развитие отечественного образования, науки и культуры)

Стратегия гуманитарно-правового развития России, защиты прав человека в социально-культурной сфере сформулирована в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 год. В нем были поставлены следующие основные цели социального развития современной России:

повышение уровня жизни людей;

улучшение состояния здоровья российской нации, остановка роста наркомании, избавление от детской беспризорности;

снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей, преодоление демографического спада.

В развитие указанных стратегических направлений главой государства были сформулированы такие приоритетные задачи социальной политики, как преодоление бедности населения, обеспечение граждан доступным жильем, модернизация здравоохранения, развитие отечественного образования.

Правительство Российской Федерации при подготовке концепции реализации поставленных Президентом России стратегических целей и приоритетов социальной политики поставило во главу угла задачи комплексного пересмотра методологических основ государственного регулирования социокультурной сферы и перевода на рыночные принципы функционирования всех ее отраслей. Кроме того, реформа социальной политики России была совмещена с реформами федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса и системы федеральных органов власти.

Этот концептуальный подход был заложен Правительством Российской Федерации как основным субъектом права законодательной инициативы в социальной сфере в основу формируемого в 2004 году законодательного обеспечения государственной социальной политики.

Реформирование системы социальной защиты населения. Наиболее глубокому реформированию подверглась система социальной защиты населения.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ существенно изменены федеральные законы, касающиеся социальной проблематики.

В этом Федеральном законе сформулированы следующие приоритеты реформирования законодательства в социальной сфере:

реализация принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведение системы социальной защиты населения, которое пользуется льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой;

введение эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан при замене натуральных льгот на денежные компенсации;

предоставление гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности посредством установления временного регулирования общественных отношений;

концентрация ресурсов федерального бюджета на важнейших направлениях социально-экономического развития России, максимально возможное исключение избыточных, второстепенных федеральных расходов и соответствующих функций федеральных органов власти, а также федеральных расходных полномочий, которые ввиду ограниченности бюджетных ресурсов не могут быть обеспечены федеральным финансированием.

При общем согласии с декларированными в законе приоритетами и задачами принятие закона сопровождалось масштабной и острой дискуссией по концептуальным основам и способам решения поставленных задач. В ней приняли участие представители органов государственной власти всех уровней, широких слоев общественности, многочисленных СМИ. Свои отзывы на законопроект в Государственную Думу представили 67 субъектов Российской Федерации. При обсуждении проекта закона в его текст было предложено 4667 поправок, в том числе около 200 поправок было подготовлено членами Совета Федерации. По итогам рассмотрения законопроекта было учтено 1060 поправок и 3607 поправок отклонено.

Дискуссия продолжилась и при принятии смежных законов. Так, при рассмотрении проекта федерального бюджета палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектировки расходов консолидированного бюджета на реализацию Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ были увеличены в 2,77 раза, федерального бюджета – в 4,6 раза.

Тем не менее и в самом законе, и в организации подготовки к его введению в действие были допущены существенные ошибки и просчеты.

В результате разделения всех льготников на федеральных, региональных и муниципальных возникла угроза нарушения единого социального пространства, нарушения положений статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод граждан. В результате понижения уровня социальной защиты ряда категорий населения (например, работников бюджетной сферы в регионах, заработная плата которых может быть заморожена; ветеранов, утративших право на бесплатный проезд по всей территории Российской Федерации на городском и междугородном транспорте, и т. п.) возникла также угроза нарушения положений части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации о недопустимости издания законов, умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, снижение уровня социальной защиты участников и инвалидов Великой Отечественной войны (они утратили право на бесплатный проезд на железнодорожном, воздушном, водном и междугородном автомобильном транспорте) может быть воспринято особенно негативно сейчас, в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, когда многие ветераны поедут на встречи с однополчанами, на места былых сражений. Препятствием к этому может стать то, что названные льготы по проезду отменены, а в "социальный пакет" входит право на бесплатный проезд только к месту лечения и обратно, при этом накопить достаточно средств на билет на поезд или самолет даже с учетом ежемесячной денежной выплаты и планируемого с 1 марта 2005 года повышения пенсий ветераны вряд ли смогут. Особенно неприятная ситуация может сложиться с ветеранами Великой Отечественной войны, прибывающими в Россию из других государств (в частности, из государств – участников СНГ), так как они не могут иметь льготных проездных документов, выдаваемых на территории Российской Федерации (субъектами Российской Федерации – для проезда в городском транспорте, федеральным органом исполнительной власти – для проезда в пригородном железнодорожном транспорте).

Серьезная ошибка была допущена исполнительной властью в оценке масштабов и сложности организационной работы по учету и оформлению льготников различных категорий. В дальнейшем, при индексации денежных компенсаций, без устранения этой недоработки весь организационный механизм реализации закона может оказаться неработоспособным.

Поспешность в подготовке и принятии Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ привела не только к концептуальным ошибкам, но и к серьезным юридико-техническим недостаткам. Анализ, проведенный экспертами, показал, что в тексте закона содержится свыше 50 технических ошибок – неправильная редакция вносимых в текст изменений, двойная нумерация статей и т.д.

Предварительные результаты первого этапа реализации данного закона в социальной сфере также оказались не соответствующими ни стратегическим установкам государственной политики, ни целям и приоритетам, декларированным в самом законе, ни конституционным положениям о правах человека и гражданина в социальной сфере.

Ситуация усугубилась отсутствием строгого разграничения зон ответственности органов государственной власти. Общество оказалось дезориентированным в вопросе: за что конкретно отвечает тот или иной уровень и та или иная ветвь власти. В результате не удалось полностью достичь провозглашенных целей разграничения полномочий между уровнями власти.

Провозглашая Российскую Федерацию в качестве социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Конституция России закрепила ту системосозидающую цель, которая лежит в основе деятельности всех государственных органов, всего формируемого в ходе проводимых преобразований социального механизма. Она обязывает государство проводить свою политику таким образом, чтобы в ней на передний план выходили конкретные социальные задачи и приоритеты, обуславливающие действенные механизмы жизнеобеспечения индивидуума, направленные на создание условий для поддержки и защиты членов сообщества и в результате образующие гармоничную, сплоченную, целостную социальную систему.

Эти положения потребовали решительного реформирования системы социальной защиты населения. Оставшееся в наследство отсутствие ответственности государства за проводимую социальную политику, когда провозглашаемые в законодательных актах права по существу не работали путем приостановки действия соответствующих норм законом о федеральном бюджете, когда доступ социально незащищенных граждан к социальным услугам фактически обуславливался волеизъявлением чиновников, уже не могло быть терпимо в новых условиях правового, ответственного, социального государства.

Проведение реформы системы социальной защиты органично корреспондируется с разграничением полномочий между уровнями власти, повышением их самостоятельности, административной реформой и реформой межбюджетных отношений.

Комплексное, широкомасштабное выражение указанные моменты получили в Федеральном законе от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Данный закон ввиду особенности сферы законодательного регулирования получил неоднозначную оценку. Как отмечалось выше, этот Федеральный закон вносит изменения в 152 законодательных акта и признает утратившими силу различные положения 112 законодательных актов.

Столь широкий охват законодательного материала продиктован тесной взаимосвязью проводимых экономических, социально-культурных, административных преобразований, что потребовало комплексного масштабного пересмотра многих законодательных положений, обеспечения единства и целостности законодательства.

Учитывая, что вопросы социального обеспечения граждан затрагивались различными законодательными актами, значительную часть данного закона занимают вопросы социальной реформы. В качестве принципов, заложенных в основу механизма социальной защиты населения, были положены адресность, доступность мер социальной поддержки, их эффективность, равенство социально незащищенных граждан в доступе к тем мерам социальной поддержки, которые предоставляются государством. В распределении установленных льгот решительно ограничивалось всевластие чиновников, которые максимально исключались из механизма реализации установленных мер социальной поддержки. Исходя из разграничения полномочий между уровнями публичной власти, закрепленного в федеральных законах "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на федеральный центр были возложены обязанности по социальной поддержке наименее защищенных категорий населения. Устанавливалась ответственность региональных органов власти за осуществление социальной политики.

В связи с тем, что разработка документа, затрагивающего интересы более 50 млн. россиян, требует глубокого понимания сути проводимых преобразований и механизма реализации соответствующих мер, основные положения законопроекта сразу после его внесения в Государственную Думу были в центре внимания членов Совета Федерации.

В целях углубленной проработки данного законопроекта с учетом мнения субъектов Российской Федерации он был рассмотрен на заседании Совета законодателей, где состоялось заинтересованное всестороннее обсуждение социальных, экономических, финансовых проблем, связанных с формированием новой системы социальной защиты населения. Помимо того, в Совете Федерации была образована рабочая группа по подготовке поправок к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к его рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. В состав этой рабочей группы вошли представители практически всех комитетов Совета Федерации. На заседания рабочей группы приглашались и выступали на них члены Правительства Российской Федерации, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Сформулированные в Совете Федерации поправки к законопроекту обобщались и систематизировались. Основные позиции Совета Федерации по данному законопроекту были сформулированы в постановлении от 15 июля 2004 года № 230-СФ "О предложениях Совета Федерации к проекту федерального закона № 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом в постановлении было учтено мнение субъектов Российской Федерации в отношении предлагаемых законопроектом социальных решений. В данном постановлении были определены категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке, основные меры социальной поддержки, предлагаемые Советом Федерации. Было указано на необходимость при доработке законопроекта решить вопросы, касающиеся осуществления мер государственной социальной поддержки тружеников тыла, реабилитированных лиц, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, за счет средств федерального бюджета; увеличения размера ежемесячной денежной выплаты для детей-инвалидов; сохранения единых районных коэффициентов для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обеспечения мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, лечению туберкулеза за счет средств федерального бюджета; сохранения денежной компенсации в возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии на производственном объединении "Маяк"; сохранения режима Особой экономической зоны Калининградской области, установленного соответствующим Федеральным законом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации»

    Закон
    Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (далее – Доклад) стал важным событием политической жизни России, поскольку он позволяет своевременно выявить проблемные вопросы, требующие законодательного
  2. О состоянии законодательства в российской федерации (1)

    Закон
    Работа над текстом доклада осуществлялась под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова на основании распоряжения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской
  3. О состоянии законодательства в российской федерации (2)

    Закон
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  4. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии закон

    Закон
    Настоящий доклад является итогом работы по анализу и оценке законодательства Тульской области. Его цель – обобщить опыт законодательной деятельности, дать аналитическую оценку законодательства области и разработать рекомендации по
  5. Российская федерация земельный кодекс российской федерации (2)

    Кодекс
    1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте,

Другие похожие документы..