Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ЕВГЕНИЯ ПЕТРО­ВИЧА СЫЧЕВСКОГО: Сборник докладов /Благовещенский государственный педагогический университет; Отв. ред. Н. А. ...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Реформування економіки України в умовах становлення ринкових відносин потребує відповідних змін у системі соціального ...полностью>>
'Урок'
Освоение данного модуля с использованием информационных технологий будет способствовать формированию у учащихся представления о сущности буржуазных ре...полностью>>
'Документ'
Цели. Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопережи...полностью>>

О состоянии законодательства в российской федерации (3)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные новации Бюджетного кодекса Российской Федерации были:

а) обусловлены введением "монетизации льгот" и, как следствие, перераспределением бюджетных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Эти изменения являются необходимым элементом реформы, направленной на модернизацию бюджетной системы. Протесты граждан при введении "монетизации льгот" оказались неизбежными по причине непродуманности механизмов реализации этой реформы6. Снизить протестные настроения можно лишь за счет увеличения доходов льготных категорий граждан в объемах, многократно превышающих потери, вызванные ликвидацией натуральных льгот;

б) связаны с созданием Федерального казначейства. В основном это был технический шаг, вызванный тем, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации фиксировалась большая часть процедур и отношений внутри структур органов исполнительной власти, связанных с исполнением федерального бюджета;

в) обусловлены изменением бюджетной классификации. Эти изменения являются шагом к бюджетированию, ориентированному на результат и провозглашенному в послании Президента. Практически эти изменения лишь техническое следствие и потому подвергаются минимальному обсуждению и незначительному изменению законодателями.

Важнейшие новации Налогового кодекса Российской Федерации таковы: а) изменение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), прежде всего в отношении нефти; б) введение водного налога; в) расширение видов предпринимательской деятельности, для которых применяется налог на вмененный доход; г) введение абсолютных ставок госпошлины (вместо ранее применявшейся привязки к МРОТ); д) введение комплекса изменений, связанных с мерами формирования рынка доступного жилья; е) расширение необлагаемых доходов физических лиц; ж) введение земельного налога; и) уточнение множества иных налоговых норм.

Таким образом, в налоговой сфере практически решены поставленные Президентом Российской Федерации задачи.

Однако в дальнейшем в рамках осуществления налоговой реформы должны быть достигнуты следующие цели: улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов налогового контроля; сокращение числа контрольно-надзорных органов; упрощение и ускорение процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).

Для снижения общего налогового бремени налогоплательщиков следует: добиваться более равномерного распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками; отменить налоги, рассчитываемые в зависимости от выручки предприятий; снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда; разрешить к вычету из базы налога на прибыль все обоснованные и необходимые для ведения бизнеса расходы; по мере осуществления бюджетной реформы, приводящей к снижению расходов государства за счет роста их эффективности, снизить ставку НДС и законодательно решить вопросы возмещения НДС за счет заемных средств (так как определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 169-О и от 3 октября 2004 года № 324-О, а также постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 4149/04 полностью данную проблему не решили); перейти к добровольному порядку регистрации налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков НДС до достижения ими предельной величины выручки от реализации товаров (работ, услуг) с целью снижения издержек на налоговое администрирование и перераспределения усилий налоговых органов на администрирование крупных налогоплательщиков; ввести в законодательство нормы, стимулирующие инвестиционную активность, научные исследования и разработки, — введение автоматических процедур предоставления налогового кредита (на основе типового договора и исключения требования залога), введение предварительного списания на расходы части стоимости подлежащего амортизации имущества (со сроком полезного использования свыше пяти лет), ускоренное возмещение НДС при капитальном строительстве, исключение из базы имущественных налогов затрат, запасов и нематериальных активов, введение специальных налоговых режимов в свободных экономических зонах (налоговые каникулы), а также в рамках международного морского реестра (минимальный налог); cкорректировать единый сельскохозяйственный налог; стимулировать экспорт несырьевых товаров и услуг за счет унификации процедур и соответствующего сокращения сроков возмещения НДС, совершенствования процедур применения нулевой ставки НДС (в том числе при транспортировке экспортных и импортных грузов); в среднесрочной перспективе (два-три года) необходимы также снижение налога на добавленную стоимость до 15—17 процентов, переход к налогообложению недвижимости (по мере развития рынков недвижимости в соответствующих регионах).

Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию заострил внимание на том, что налоговая система должна стать "необременительной для бизнеса, и не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности". Задача снижения налогового бремени хотя и решалась в 2004 году, но явно недостаточно: налоговое давление ощущается предприятиями прежде всего на микроуровне. В связи с этим требуется совершенствование Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации.

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах содержит формирование и включение в бюджетный процесс процедуры повышения результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых результатов. В Положении о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования установлены основные принципы и правила подготовки и представления таких докладов.

С точки зрения построения финансово-экономической модели обеспечения парламентской деятельности в центре и в регионах бюджет законодательного (представительного) органа власти Российской Федерации должен складываться из двух частей: из финансирования обеспечения деятельности и финансирования реализации полномочий как субъекта законодательной инициативы, например, реализации полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в соответствии со статьей 102 Конституции Российской Федерации).

Однако действующая правовая база, регламентирующая обеспечение парламентской деятельности, по ряду позиций существенно отстает от динамично развивающейся парламентской практики, а в отдельных случаях противоречит ей.

Требуют дальнейшей разработки и принятия на федеральном уровне законодательные акты, развивающие и закрепляющие статусные полномочия субъектов законодательной инициативы в законодательных органах, устанавливающие общие принципы построения системы финансирования форм законодательной деятельности для законодательных органов и определяющие конкретные организационные и правовые формы парламентского контроля.

Одним из важнейших направлений развития рыночных отношений является создание комплексной и эффективно действующей системы регулирования финансовой сферы. За годы реформ удалось сформировать новое законодательство, обеспечивающее нормальное функционирование финансовых рынков.

В 2004 году продолжалась работа по совершенствованию финансового законодательства. Она строилась с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Ряд важных законов был принят в сфере банковского законодательства. При их подготовке и принятии законодатели исходили из поставленных в Послании задач — обеспечить высокие темпы экономического развития, проводить взвешенную макроэкономическую политику, последовательно снижать инфляцию, создать в течение ближайших двух лет необходимые условия для обеспечения полной конвертируемости рубля.

Определяющую роль в решении указанных задач играет стабильность банковской системы. Способствовать достижению этой стабильности должна реализация принятых в 2004 году федеральных законов.

Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

Основные изменения, предлагаемые в указанном Федеральном законе, направлены: на повышение эффективности мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и введение процедур, обеспечивающих их незамедлительное осуществление; на доработку процедур банкротства кредитных организаций с целью формирования комплексной юридической и финансовой системы защиты интересов кредиторов.

Необходимость принятия Федерального закона от 28 июля 2004 года № 87-ФЗ "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" была обусловлена положительной динамикой развития экономики и банковского сектора, принятием в 2003 году Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", в результате чего отпала необходимость дальнейшего применения механизмов реструктуризации кредитных организаций с использованием бюджетных средств.

В связи с этим был признан утратившим силу Федеральный закон от 8 июля 1999 года № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" и была ликвидирована государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". В законе определен порядок ликвидации указанной корпорации, использования ее имущества, а также правила утверждения ее ликвидационного баланса.

Принятый в июле 2004 года Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" стал законодательным ответом на кризисные явления лета 2004 года в банковской сфере. Данный закон призван укрепить системную устойчивость банковского сектора Российской Федерации путем создания института выплат Банка России в части сумм, не погашенных в ходе осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предварительных выплат кредиторам первой очереди. Своевременное принятие данного закона способствовало предотвращению разрастания банковского кризиса, стабилизировало ситуацию на финансовом рынке.

Одновременно в августе 2004 года был принят Федеральный закон "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", которым предусматривается, что субсидиарная ответственность Российской Федерации по требованиям вкладчика к банкам, в капитале которых участвует Банк России, распространяется только на договоры, заключенные до 1 октября 2004 года, если в них не вносились какие-либо изменения после 30 сентября 2004 года. Закон отменяет учет на отдельном счете в Банке России страховых взносов, уплачиваемых кредитными организациями, в капитале которых участвует Банк России. Таким образом, принятие данного закона позволяет устранить неравенство условий на рынке банковских услуг, в частности на рынке вкладов физических лиц.

Принятие Федерального закона от 28 июля 2004 года № 88-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" является примером принятой во всем мире практики трансформации международных норм права и стандартов во внутреннее законодательство.

В качестве важнейшей задачи на 2004 год и последующие годы в послании Президента Российской Федерации поставлена цель обеспечить граждан доступным жильем. Для достижения этой цели нужно, в свою очередь, сделать долгосрочным и приемлемым для граждан жилищное кредитование. Ипотека, по мнению Президента, должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. Решение этой задачи невозможно без создания бюро кредитных историй, развития рынка ипотечных ценных бумаг.

В целях решения поставленной в послании Президента задачи в 2004 году был подготовлен и принят пакет федеральных законов, в том числе федеральные законы от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях", от 30 декабря 2004 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях", от 29 декабря 2004 года № 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах", от 29 декабря 2004 года № 192-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".

В Федеральном законе "О кредитных историях" определены понятие и состав кредитной истории, порядок ее формирования, принципы регулирования специализированных организаций (бюро кредитных историй), условия обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита).

Создание системы кредитных бюро обеспечит в перспективе снижение затрат банков на оценку кредитоспособности заемщиков, повысит защищенность кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, позволит снизить стоимость ипотечных жилищных кредитов, повысит эффективность работы кредитных организаций. Реализация указанного Федерального закона приобретает особое значение для налаживания прозрачных кредитных отношений и построения современной кредитооснованной экономики в целом.

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" направлен на повышение эффективности использования ипотечных ценных бумаг для целей рефинансирования ипотечных кредитов. Для этого в законе предусмотрены механизмы, повышающие надежность этих бумаг: имущество, входящее в состав ипотечного покрытия, исключается из конкурсной массы; установлен порядок формирования реестра владельцев именных облигаций и облигаций на предъявителя, а также порядок реализации ипотечного покрытия.

В 2004 году в ряд федеральных законов были внесены изменения, направленные на совершенствование регулирования отношений на рынке ценных бумаг. Кроме уже упомянутых законов были приняты также федеральные законы от 5 марта 2004 года № 11-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и от 28 июля 2004 года № 89-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".

Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" направлен на обеспечение сохранности денежных средств, принадлежащих клиентам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также регулирует процесс обращения взыскания на денежные средства клиента при банкротстве клиента.

Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" установлен до 1 января 2005 года переходный период для приведения деятельности организаторов торговли на рынке ценных бумаг в соответствие с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг", согласно которым осуществлять листинг ценных бумаг, то есть допускать ценные бумаги к торгам путем их включения в котировальные списки, вправе только фондовые биржи.

В 2004 году были подготовлены и приняты два закона в сфере регулирования страхового рынка. Федеральный закон от 21 июня
2004 года № 57-ФЗ "О приостановлении действия пункта 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусматривает приостановление до 1 июля 2007 года действия пункта 3 статьи 13 Закона, устанавливающего запрет для страховых организаций, имеющих лицензии на страхование жизни, осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию, принятых на себя страховщиками.

Принятие Федерального закона от 20 июля 2004 года № 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Закона Российской Федерации
"Об организации страхового дела в Российской Федерации" обусловлено необходимостью выведения отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках из-под действия Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Принятие в 2004 году вышеперечисленных федеральных законов, безусловно, способствовало совершенствованию законодательного обеспечения деятельности на российских финансовых рынках. Однако считать задачу формирования законодательной базы финансового рынка завершенной пока преждевременно. Современный этап развития финансового рынка ставит перед ним новые цели, без достижения которых нельзя добиться увеличения инвестиционной активности, а следовательно, и темпов экономического роста.

Главной задачей реформы отечественного фондового рынка на современном этапе должна стать его переориентация на обслуживание инвестиционных нужд реальной экономики, что требует смещения приоритетов развития с вторичного рынка на размещение первичных эмиссий (1РО) и корпоративных облигационных займов. При этом необходимо развивать повышение информационной "прозрачности" рынка и выходящих на него эмитентов, совершенствование практики корпоративного управления и т. п.

Особенно актуальны задачи совершенствования системы регулирования финансового рынка, направленные в перспективе на защиту прав инвесторов, на расширение спектра финансовых инструментов, в том числе на развитие рынка эмиссионных ценных бумаг, на развитие инфраструктуры финансового рынка, и ряд других.

В связи с возрастанием роли государства в инвестиционной деятельности необходима подготовка стратегии деятельности государственных финансовых институтов развития, предусматривающая использование новых механизмов и различных форм финансирования проектов, реализуемых государством.

Необходимо усиление таких направлений деятельности, как совершенствование налогообложения финансового рынка, имея в виду необходимость создания системы налогового стимулирования отечественных и долгосрочных (прямых и портфельных) иностранных инвесторов по вложению средств в российские ценные бумаги. Для этой цели необходимо предусмотреть значительное сокращение налоговых ставок или даже отмену налогов по дивидендам и другим доходам, получаемым от ценных бумаг, выпущенных предприятиями приоритетных отраслей.

В связи с перечисленными задачами в 2005 году предстоит разработка и принятие следующих законодательных актов: "Об органе по регулированию и надзору на финансовом рынке"; "Об инсайдерской информации и манипулировании на финансовом рынке"; "О центральном депозитарии", а также ряда других федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в действующее законодательство.

Требуется также дальнейшее совершенствование законодательства, направленного на развитие банковского и страхового секторов.

В 2004 году в сфере законодательного обеспечения развития и совершенствования транспортной инфраструктуры страны произошли существенные изменения, направленные на повышение экономической эффективности ее деятельности.

Главные нормативные документы, доработкой которых в 2004 году занималась в основном исполнительная ветвь власти, — это "Стратегия развития транспорта в Российской Федерации до 2020 года" и федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)". Одобренная Государственным советом и Правительством Российской Федерации Транспортная стратегия доработана с учетом послания Президента Российской Федерации, концепции реформирования бюджетного процесса и проведенной административной реформы. Это основополагающие программные документы, определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу.

Положения Транспортной стратегии должны стать основой для разработки и корректировки федерального законодательства, федеральных целевых программ как на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики.

Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации позволит достичь к 2020 году результатов, позволяющих реализовать на деле укрепление гарантий прав человека.

Одним из важных направлений деятельности по реализации Транспортной стратегии России является выстраивание качественно нового формата сотрудничества между государством и бизнесом, основанного на прозрачности и открытости отношений, балансе общественных и коммерческих интересов.

2004 год стал ключевым для реализации мероприятий второго этапа Программы структурной реформы железнодорожного транспорта, основными целями которого являются обеспечение устойчивого развития и повышение уровня конкуренции в отрасли. Правовое обеспечение деятельности железнодорожного транспорта приведено в соответствие с основными принципами федеральных законов, принятых ранее: от 10 января 2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 года № 16-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

Правительством Российской Федерации в развитие вышеназванных законов приняты постановления "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования" и "Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования".  Указанные Правила регламентируют взаимодействие перевозчиков и владельцев инфраструктуры при оказании услуг, а также при распределении пропускной способности инфраструктуры.

Правительством Российской Федерации принято также постановление о создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" — крупнейшей транспортной компании, приступившей к хозяйственной деятельности с 1 октября 2003 года. Сегодня реформа железнодорожного транспорта признана одной из самых успешно развивающихся реформ в экономической сфере.

Между тем имеются проблемы в части реализации положений, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года
№ 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (несмотря на то, что содержание этого закона было значительно улучшено Советом Федерации в ходе работы согласительной комиссии в январе 2003 года). В частности, возникают вопросы, связанные с созданием дочерних акционерных обществ
ОАО "Российские железные дороги" (с наделением их соответствующим имуществом), проблемы выделения имущества, необходимого для функционирования запланированной к созданию в виде независимой от единого хозяйствующего субъекта железнодорожного транспорта Федеральной пассажирской компании. Не решены вопросы передачи в собственность субъектам Российской Федерации линий (в том числе малодеятельных), от эксплуатации которых законодательно имеет право отказаться ОАО "Российские железные дороги".

Представляется целесообразным законодательное обеспечение вопросов ценообразования на железнодорожном транспорте. Некоторыми транспортными ассоциациями выдвигаются предложения о создании закона о государственной тарифной политике на железнодорожном транспорте. Имеются и предложения о регламентации тарифных проблем в рамках законодательства о естественных монополиях.

Необходима также нормативная база, обеспечивающая государственную поддержку лизинга пассажирского подвижного состава и развитие железнодорожного машиностроения.

Не в достаточной степени решенными в правовом отношении проблемами остаются вопросы финансирования инвестиционной деятельности на транспорте. Прежде всего речь идет о создании устойчивой доходной базы для предприятий дорожного комплекса, что является неотъемлемым условием их постепенного перехода к системе рыночных отношений.

Необходимо отметить, что в развитие послания Президента Российской Федерации уже разработан проект федерального закона "О платных автодорогах", формирующий базу для развития концессионных отношений в дорожной отрасли. Насущной необходимостью остается разработка аналогичного законопроекта, регулирующего концессии на железнодорожном транспорте. Решению рассматриваемой задачи должно способствовать принятие федерального закона о морских портах, а также внесение необходимых поправок в другие законодательные акты Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации»

    Закон
    Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (далее – Доклад) стал важным событием политической жизни России, поскольку он позволяет своевременно выявить проблемные вопросы, требующие законодательного
  2. О состоянии законодательства в российской федерации (1)

    Закон
    Работа над текстом доклада осуществлялась под руководством Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова на основании распоряжения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской
  3. О состоянии законодательства в российской федерации (2)

    Закон
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  4. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии закон

    Закон
    Настоящий доклад является итогом работы по анализу и оценке законодательства Тульской области. Его цель – обобщить опыт законодательной деятельности, дать аналитическую оценку законодательства области и разработать рекомендации по
  5. Российская федерация земельный кодекс российской федерации (2)

    Кодекс
    1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте,

Другие похожие документы..