Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вот уже более двух десятилетий почти каждая новая повесть белорусского прозаика Василя Быкова (а пишет он, если не считать ранних рассказов, исключите...полностью>>
'Документ'
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание его ценности и необходимости для современного общества, необходим...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре теории и практики перевода Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургск...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « 6 » марта 2008 г. в 1430 часов на заседании диссертационного совета Д 20.01.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени д...полностью>>

Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИнистерство образования и науки

российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

«Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»

Состав научно-образовательного коллектива:

Алмазова Анна Алексеевна, к.п.н., доц.

Бабина Галина Васильевна, к.п.н., проф.

Горскин Борис Борисович, к.п.н., доц.

Леоновa Светланa Витальевнa к.п.н., доц.

Тушева Елена Сергеевна, к.п.н., доц.

Уманская Татьяна Моллаевна, к.м.н., доц.

Халиловa Людмилa Борисовнa, к.п.н., проф.

Шаховскaя Светлана Николаевна, к.п.н., проф.

Забрамная София Давыдовна, к.п.н., проф.

Коняева Наталия Петровна, к.п.н., проф.

Костенкова Юлия Александровна, к.п.н., доц.

Никандрова Татьяна Сергеевна, к.п.н., доц.

Пузанов Борис Пантелеймонович, к.п.н., проф.

Плаксина Любовь Ивановна, д.п.н., проф.

Соломина Елена Николаевна, к.п.н., доц.

Шевырева Татьяна Вячеславовна, к.п.н., доц.

Кулакова Елена Владимировна, к.п.н., доц.

Плуталова Лариса Алексеевна, доцент

Речицкая Екатерина Григорьевна, к.п.н., проф.

Речицкий Игорь Владимирович, к.ф.-м.н., доц.

Туджанова Клавдия Ивановна, к.п.н., проф.

Яхнина Елена Захаровна, к.п.н., проф.

Костенкова Юлия Александровна, к.п.н., доц.

Кузьмина Екатерина Сергеевна, , к.п.н., доц.

Кулакова Елена Владимировна, к.п.н., доц.

Москва 2010

Аннотации программ ДПО, реализуемых на факультете переподготовки специалистов по дефектологии

  1. «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи»

Программа ДПО «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере логопедии. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-логопеда в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (дизартрия, алалия, нарушения письменной речи и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора средств, методов и приемов логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

  1. «Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта»

Программа ДПО «Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере олигофренопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-олигофренопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, характеризующие процессуальный компонент коррекционно-образовательного процесса (методы, формы, организационные модели, технологии обучения, воспитания и социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта, психолого-педагогическая диагностика, образовательный мониторинг и др.).

3. «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере специальной психологии. С учетом квалификационных требований к подготовке специального психолога в содержание программы включены: блок медико-биологических дисциплин (невропатология, патопсихология, нейропсихология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, раскрывающие основные подходы и направления психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта, слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.), практическую направленность психологического сопровождения в абилитационной и реабилитационной работе.

  1. «Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха»

Программа ДПО «Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере сурдопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-сурдопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (сурдопедагогика, методика развития слухового восприятия и обучения произношению, основы аудиологии и слухопротезирования и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики слухо-речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора современных средств, методов и приемов коррекционно-реабилитационной работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения слуха.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Программа дополнительного профессионального образования

«Логопедия» по направлению

«Образование лиц с нарушениями речи»

Дисциплины предметной подготовки

Дислалия

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить конспект работы № 2, гл. «Дислалия» (см. список литературы). -12ч.

2. Составить таблицы «Основные методологические принципы логопедического обследования детей с дислалией и их реализация», «Артикуляционные упражнения для активизации движений губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти».

4. Составить схематические рисунки с нормальным укладом органов артикуляции и нарушенным при: «Р»-«Р`», «Л»-«Л`», свистящем сигматизме, шипящем сигматизме, йотацизме и каппацизме.

5. Подготовить рефераты на темы: «Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе», «Реализация методологических принципов логопедии при анализе речевого дефекта при дислалии», «Значение дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии».

6. Подготовить пособия на выработку воздушной струи, автоматизацию и дифференциацию различных звуков.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М., 2005.

2. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Владос, 2007.

3. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред.Л.И.Беляковой, Г.В.Бабиной, Р.Е.Идес. – М., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Беккер К.-Л., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Основы теории и практики логопедии /Под ред.Р.Е.Левиной. - М., 1968.

3. Панов М.В. Русская фонетика. - М., 1967.

4. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1995.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 2002.

5. Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2001.

Тестовые задания

Задание 1. Найдите соответствие терминов, которыми обозначались формы дислалии разными исследователями:

1 – акустико-фонематическая;

2 – моторная;

3 – фонетическая;

4 – фонетико-фонематическая;

5 – антропофоническая;

6 – фонологическая;

7 – сенсорная;

8 – артикуляторно-фонетическая;

9 – акустико-фонетическая.

Задание 2. Укажите последовательность коррекционной работы по постановке звука «Р»:

1 – автоматизация;

2 - общая артикуляционная гимнастика;

3 - приемы постановки звука с механической помощью;

4 - специальная артикуляционная гимнастика;

5 - дифференциация звука с его заменителем;

6 - работа по овладению коммуникативными навыками.

Задание 3. Найдите ошибку в описании артикуляции звука «Л»:

1 - губы в положении следующего гласного, сравнить - ла, ло, лу;

2 - кончик языка поднят к альвеолам верхних резцов;

3 - боковые края языка подняты и плотно прижаты к верхним коренным зубам;

4 - корень языка поднят, средняя часть языка опущена;

5 - небная занавеска закрывает проход в носовую полость;

6 - голосовые складки сомкнуты и колеблются.

Задание 4. Сколько этапов принято выделять при постановке звука?

Задание 5. Ребенок 6-ти лет в речи заменяет «р» звуком «л». При обследовании картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки «р», «л» путает. Определите форму дислалии:

1 - акустико-фонематическая;

2 - артикуляторно-фонематическая;

3 - артикуляторно-фонетическая.

Задание 6. Найдите ошибку в описании артикуляции звука «X»:

1 - кончик языка несколько отодвинут от нижних зубов;

2 - задняя часть спинки языка круто выгнута и образует смычку на границе твердого и мягкого неба;

3 - по средней линии языка проходит струя воздуха;

4 - голосовые складки сомкнуты и колеблются.

Задание 7. Укажите наиболее предпочтительные приемы устранения бокового сигматизма:

1 – имитативный;

2 – комбинированный;

3 - с механической помощью.

Задание 8. Выберите, какие фонемы могут быть исходными для постановки шипящих звуков:

1 – С-З;

2 – П-Б;

3 – Р;

4 – Ф-В.

Задание 9. Назовите причину акустико-фонематической дислалии:

1 – укорочение подъязычной связки;

2 – вялая артикуляционная моторика;

3 – недоразвитие фонематического слуха;

4 – нарушение слуха.

Задание 10. Какие нарушения артикуляционного аппарата могут провоцировать межзубное образование фонем?

1 – глубокий передний прикус;

2 – укорочение подъязычной связки;

3 – прогения;

4 – боковой открытый прикус;

5 – прогнатия;

6 – открытый передний прикус;

7 – диастема.

Задание 11. Произношение каких звуков может страдать при боковом открытом прикусе?

1 – ф, в;

2 – т, д;

3 – л;

4 – р;

5 – с, с`, з, з`, ц;

6 – ш, ж, ч, щ.

Рекомендуемая литература

1. Логопедия: Уч. пособие /Под ред.Л.С.Волковой. - 4-е изд. - М., 2003.

2. Панов М.В. Русская фонетика. - М., 1967.

3. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 2000.

4. Фомичева М.В., Волосовец Т.В. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Уч. пособие. – М., 2001.

5. Хватцев М.Е. Логопедия. - 2-е изд. - М., 1995.

Ответы к заданиям

Задание 1. Ответ: соответствие – 1, 4, 6, 7; соответствие – 2, 3, 5, 8, 9.

Задание 2. Ответ: 2, 4, 3, 1, 5, 6.

Задание 3. Ответ: 3.

Задание 4. Ответ: три.

Задание 5. Ответ: 1.

Задание 6. Ответ: 2, 4.

Задание 7. Ответ: 3.

Задание 8. Ответ: 1, 3, 4.

Задание 9. Ответ: 3.

Задание 10. Ответ: 6.

Задание 11. Ответ: 2, 4, 5, 6.

Нарушения голоса

Задания для самостоятельной работы

1. Описать качества голоса в зависимости от использования резонаторов.

2. Подготовить конспект работы № 2, стр.11-18 (см. список литературы).

3. Подготовить конспект работы № 2, стр.5-11 (см. список литературы).

4. Подготовить конспекты работ № 2, стр.18-21 и № 5, стр.71-75 (см. список литературы).

5. На основании конспектов литературы составить таблицу показателей дыхания в норме и при речевой патологии.

6..Составить план обследования голоса ребенка 6-8 лет..

7. Подготовить конспект работы № 2, стр.28-36 (см. список литературы).

8..Дайте сравнительное описание состояния голоса подростка в домутационном периоде и в период мутации.

9. Подготовить конспект работы № 5, стр.56-69 (см. список литературы).

10.Выделите две группы признаков нарушений голоса: в первую внести клинические характеристики голоса, во вторую – качественные.-3ч.

11. Подготовить конспект работы № 1, стр.32-37 (см. список литературы).

12.Составить план индивидуального занятия на первом этапе восстановления голоса при двустороннем поражении гортани.-5ч.

13.Подготовить конспект работы № 1, стр.57-66 (см. список литературы).

14.Составить беседу на тему «Чем опасен хронический ларингит?».

15.Подготовить конспект работы № 2, стр.58-64 (см. список литературы).

16.Проанализировать подобие и различие фонопедических приемов, применяемых при паралитических состояниях гортани и при ее частичной резекции..

17.Подготовить конспект работы № 1, стр.78-84 (см. список литературы).

18.Составьте перспективный план логопедической работы при длительно протекающем гипотонусном нарушении голоса.

19.Подготовить конспект работы № 2, стр.106-114 (см. список литературы).

20.Сравните протекание нарушения голоса при гипотонусных расстройствах и при функциональной афонии (дисфонии).-4ч.

21.Подготовить конспект работы № 2, стр.102-106 (см. список литературы).

22.Подготовить реферат на тему «Профессиональные расстройства голосового аппарата и меры их предупреждения».

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1.Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. Нарушения голоса. – М.: Академия, 2006.

2. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. – М., 2007.

3. Лаврова Е.В. Влияние патологии голоса детей на развитие коммуникативной функции //Онтогенез речевой деятельности. – М.: Прометей, 2005. – С.213-216.

4. Михалевская И.А., Лаврова Е.В. Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий. – М.: Образование плюс, 2006.

5. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2005.

6. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2007.

7. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред. проф. Л.И.Беляковой, доц. Г.В.Бабиной, доц. Р.Е.Идес. – М., 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1.Василенко Ю.С. Голос. – М., 2002.

2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.

3. Детский голос /Под ред.В.И.Шацкой. - М., 1970.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.

5. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. - М., 1990.

6. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. - М., 1970.

7. Зарицкий Л.Б., Тринос В.А., Тринос Л.А. Практическая фониатрия. - Киев, 1984.

8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962.

9.Лаврова Е.В. Функциональная афония у подростков //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997.

10. Лаврова Е.В., Филимонова В.И. Исследование состояния голоса у заикающихся дошкольтников //Заикание /Под ред.Л.И.Беляковой. – М., 1992. – С.107-113.

11. Максимов И. Фониатрия. - М., 1987.

12. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.

13.Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастичесмкой дисфонией //Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельтности. – М., 1973. – С.75-82.

14. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. - М., 1985.

Тестовые задания

Задание 1. Выберите основные функции гортани:

1 – дыхательная, пищеводная, голосообразовательная;

2 – рефлекторная, защитная;

3 – голосообразовательная, рефлекторная;

4 – дыхательная, голосообразовательная, защитная.

Задание 2. Укажите объективные характеристики голоса:

1 – частота основного тона;

2 – способ голосоподачи;

3 – сила голоса;

4 – тембр;

5 – тоновый диапазон;

6 – динамический диапазон.

Задание 3. Выберите наиболее физиологичный способ голосоведения:

1 –придыхательная атака звука;

2 – твердая атака звука;

3 – мягкая атака звука.

Задание 4. Укажите наиболее продуктивный тип фонационного дыхания.

1 – верхне-реберное;

2 – средне-реберное;

3 – реберно-брюшное.

Задание 5. Укажите, в какой теории голосообразования ведущая роль отводится центральной нервной системе.

1 – мукоондуляторная;

2 – нейрохронаксическая;

3 – миоэластическая.

Задание 6. Укажите признаки мутационных изменений в гортани у юношей:

1 – уменьшение угла между пластинками щитовидного хряща, выступающий верхний край щитовидного хряща;

2 – увеличение подъязычной кости;

3 – слизистая гортани ярко гиперемирована, несмыкание голосовой щели, уменьшение силы и тембра голоса;

4 – болезненное глотание;

5 – кашель.

Задание 7. Выберите из перечисленных симптомов и клинических признаков те, которые будут соответствовать состоянию голоса при патологической мутации:

1 – неподвижность левой половины гортани;

2 – скопление слизи на голосовых складках;

3 – гиперемия слизистой оболочки гортани;

4 – узелки на голосовых складках;

5 – несмыкание голосовых складок по типу треугольника;

6 – отсутствие голоса;

7 – ощущение дискомфорта в глотке и гортани;

8 – утомляемость голоса;

9 – неустойчивость голоса, соскальзывание голоса с низких тонов на фальцет;

10 – сужение динамического диапазона голоса.

Задание 8. Отберите из перечисленных форм нарушений голоса в первую группу органические, во вторую – функциональные.

1 – при дизартриях;

2 – при парезах и параличах гортани;

3 – при фонастении;

4 – при миопатических парезах;

5 – при хронических ларингитах;

6 – при психогенной афонии;

7 – при расщелинах неба;

8 – при состояниях после удаления гортани;

9 – при афазии;

10 – при заикании;

11 – при патологической мутации;

12 – удаление гортани.

Задание 9. Определите причину нарушения голоса на основании следующей картины: жалобы на очень тихий, охрипший голос, поперхивание, желание постоянно откашляться, утомление при разговоре.

Картина в гортани при фонации: неподвижность правой половины гортани, при фонации правая голосовая складка не доходит до средней линии (интермедиальная позиция) и полностью неподвижна, слегка провисает, продолжительность фонации резко снижена.

Задание 10. Выделите в три группы задачи коррекционной работы при восстановлении голоса. В первую – отнести общие задачи для всех форм патологии, во вторую – при гипертонусных, в третью – при гипертонусных нарушениях.

1 – активизация нервно-мышечного аппарата гортани;

2 – рациональная психотерапия;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Логопедия»

    Программа
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки по выбору (ДППВ)»
  2. Международных

    Документ
    А.А. Ахтамзян, И.А. Ахтамзян, А.В. Васильев, Е.М. Богуславский, Т.М. Гуревич, Ю.Н. Кудрявцев, В.С. Кузнецов, Б.Г. Курбатов, Б.П. Лаврентьев, Н.А. Лаптева, Л.
  3. Список жнвлс ингибиторы тирозинкиназы 2-го поколения нилотиниб и дазатиниб для лечения больных, страдающих хроническими миелолейкозом, резистентных к иматинибу

    Документ
    Комментарий: Необходимо внести в список ЖНВЛС ингибиторы тирозинкиназы 2-го поколения НИЛОТИНИБ И ДАЗАТИНИБ для лечения больных, страдающих хроническими миелолейкозом, резистентных к иматинибу.
  4. Володимир Мельниченко Тарас Шевченко

    Документ
    Володимир Мельниченко — доктор історичних наук, член-кореспондент АПН України, заслужений діяч науки України, член Національної спілки письменників України і Спілки письменників Росії, автор 40 книг з історичної, політичної і мистецтвознавчої
  5. Володимир Мельниченко Українська душа Москви

    Книга
    Володимир Мельниченко — доктор історичних наук (1988), член-кореспондент АПН України (2003), заслужений діяч науки України (2004), лауреат Національної премії України імені Тараса Шевченка (2009).

Другие похожие документы..