Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Так как аэрозоли и газообразные примеси улавливаются атмосфе...полностью>>
'Документ'
Порядок и условия реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса – исполнителей государственного оборонного заказа, вклю...полностью>>
'Документ'
Основна мета впровадження курсу „Комп’ютер – мій друг та помічник” - сформувати уміння і навички рішення задач в різних областях застосування ЕОТ, зак...полностью>>
'Календарно-тематический план'
1. . . Варикозное расширение подкожных вен нижних конечностей и постфлебитический синдром нижних конечностей 4 .1. .3. Атеросклероз артерий нижних кон...полностью>>

Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2004.

2.Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей. – М.: Просвещение, 2009.

3. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2007.

4. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред. проф. Л.И.Беляковой, доц. Г.В.Бабиной, доц. Р.Е.Идес. – М., 2005.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007.

6. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - Раздел 4.

2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 1962. - Раздел II.

3.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

4. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.

6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб, 2006.

7. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. - М., 1951.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

9. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии //Дефектология. 1981. N 6.

10. Нарушение речи у школьников /Сост.Р.А.Белова-Давид, Б.М.Гриншпун. - М., 1969. - Вып.1; М., 1972. - Вып.2.

11. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи /Ред. В.И.Селиверстов и др. - М., 1982.

12. Недоразвитие и утрата речи /Ред.Л.И.Белякова и др. - М., 1985.

13. Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология /Под ред.Л.И.Беляковой. – М., 2005.

14. Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. - Л., 1959.

15. Очерки по патологии речи и голоса /Под ред.С.С.Ляпи­девского - М., 1967.

16. Патология речи /Под ред.С.С.Ляпидевского. - М., 1971. - С.30-40.

17. Развитие мышления и речи у аномальных детей /Ученые за­писки ЛГПИ им.А.И.Герцена.- 1963. - С.241-266.

18. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред.С.С.Ля­пидевского. - М., 1969. - Гл.7.

19. Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Л., 1978.

20. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Ред. В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская. - М., 1981. - С.50-93.

21. Изучение аномальных школьников /Ред.А.Д.Виноградова и др. - Л., 1981. - С.83-115.

22. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Логопедия. Методическое наследие /Под ред.Л.С.Волковой. – М.: Владос, 2003.

23. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диагнос­тике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. - Л., 1982.

24. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: Альфа, 1999.

25. Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997.

Тестовые задания

Алалия

Задание 1. Дайте определение алалии:

1 - это нарушение звуковой стороны речи;

2 - это преимущественно просодическое нарушение;

3 - это системное нарушение усвоения языка.

Задание 2. Назовите локализацию нарушения при алалии:

1 - подкорковые образования;

2 - минимальная мозговая дисфункция без четкой локализации;

3 - артикуляционный аппарат.

Задание 3. Какие звенья структуры порождения высказывания нарушены при алалии?

1 - реализация высказывания;

2 - все звенья;

3 - контроль за речью.

Задание 4. Какие аспекты коммуникации не сформированы при алалии?

1 - информативный;

2 - регуляторный и саморегуляции;

3 - все основные аспекты коммуникации.

Задание 5. Уровни общего недоразвития речи выделены:

1 - Л.С.Выготским;

2 - Р.Е.Левиной;

3 - А.Р.Лурия.

Задание 6. Развернутая речь с элементами недоразвития - это:

1- 3 уровень ОНР;

2 - 2 уровень ОНР;

3 - 1 уровень ОНР.

Задание 7. При алалии выявляется недоразвитие:

1 - речи;

2 - речи и языка,

3 – языка.

Задание 8. При каких нарушениях речи может быть 1-й уровня ОНР?

1 - при анартрии;

2 - при афазии;

3 - при ринолалии.

Задание 9. Назовите начальный этап коррекционной работы при алалии:

1 - артикуляционная гимнастика;

2 - обучение грамоте;

3 – развитие импрессивной речи,

4 – развитие экспрессивной речи,

5 - .развитие словаря.

Задание 10. При каком речевом нарушении наблюдается логоррея?:

1 - сенсорная алалия;

2 - дизартрия;

3 – ринолалия,

4 - заикание.

Задание 11. Сенсорная алалия трудна для разграничения:

1 - с мутизмом;

2 - с нарушением слуха;

3 - с анартрией.

Задание 12. Как проявляется эхолалия?

1 - движения органов артикуляции по подражанию;

2 - действия по подражанию;

3 - отраженное повторение действие логопеда;

4 - автоматическое повторение услышанного;

5 - движения рук и ног по подражанию.

Задание 13. Какие формы речи преимущественно нарушаются при моторной алалии:

1 - автоматизированная речь;

2 - экспрессивная речь;

3 - импрессивная речь.

Задание 14. Понимание обращенной речи при моторной алалии:

1 - нормальное;

2 - всегда страдает;

3 - иногда нарушено вторично.

Задание 15. Каково состояние слуха при сенсорной алалии?

1 - всегда снижен;

2 - иногда несколько снижен;

3 - нормальный.

Ответы к заданиям

Задание 1. Ответ: 3.

Задание 2. Ответ: 2.

Задание 3. Ответ: 2.

Задание 4. Ответ: 3.

Задание 5. Ответ: 2.

Задание 6. Ответ: 1.

Задание 7. Ответ: 2.

Задание 8. Ответ: 1, 2, 3.

Задание 9. Ответ: 3.

Задание 10. Ответ: 1.

Задание 11. Ответ: 2.

Задание 12. Ответ: 2.

Задание 13. Ответ: 2.

Задание 14. Ответ: 3.

Задание 15. Ответ: 2.

Рекомендуемая литература

1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.

2. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.

3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

4. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии //Дефектология. 1981. N 6.

5. Недоразвитие и утрата речи /Ред.Л.И.Белякова и др. - М., 1985.

6. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Ред. В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская. - М., 1981.

7. Изучение аномальных школьников /Ред.А.Д.Виноградова и др. - Л., 1981.

8. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диагностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. - Л., 1982.

9. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981.

10. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

11. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: Альфа, 1999.

Афазия

Задание 1. Какие этиологические факторы вызывают афазию?

1 - алкоголизм родителей;

2 – инсульт;

3 - травма черепа;

4 – опухоль мозга;

5 - хромосомные аберрации;

6 – инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек.

Задание 2. Выберите симптомы, характерные для акустико-гностической сенсорной афазии?

1 – нарушение фонематического восприятия;

2 – логоррея;

3 – нарушение чтения и письма;

4 – нарушение речевой памяти;

5 – наличие латеральных парафазий;

6 – нарушение физического слуха;

7 – снижение объема слухоречевой памяти;

8 – нарушение понимания речи.

Задание 3. Выберите симптомы, характерные для акустико-мнестической афазии?

1 – нарушение фонематического восприятия;

2 – нарушение речевого контакта с окружающими;

3 – нарушается объем слухоречевой памяти;

4 – нарушение артикуляции;

5 – понимание сложных речевых оборотов;

6 – определенная сохранность письма и чтения.

Задание 4. Выберите симптомы, характерные для афферентной моторной афазии?

1 – грубые нарушения чтения и письма;

2– нарушение зрительного гнозиса;

3 – апраксия артикуляционного аппарата;

4 – латеральные парафазии;

5 – сохранность фонематического восприятия;

6 – снижение объема слухоречевой памяти.

Задание 5. Выберите симптомы, характерные для амнестико-семантическая афазии?

1 – понимание сложных речевых оборотов;

2 – нарушение употребления предлогов;

3 – апраксия артикуляционного аппарата;

4 – непонимание пословиц, метафор;

5 – нарушения письма и чтения;

6 – нарушение вербального контакта с окружающими.

Задание 6. Выберите симптомы, характерные для эфферентной моторной афазии?

1 – экспрессивный аграмматизм;

2 – кинетическая синтагматическая организация речи;

3 – нарушение письма и чтения;

4 – нарушение последовательности звуков в слове;

5 – трудность нахождения артикуляционных поз;

6 – нарушение согласования слов в предложении;

7 – снижение объема слухоречевой памяти.

Задание 7. Выберите симптомы, характерные для динамической афазии?

1 – отсутствие речевой спонтанности;

2 – нарушение планирования речевой деятельности;

3 – кинетическая синтагматическая организация речи;

4 – наличие эхолалии, эхопраксии;

5 – апраксия артикуляционного аппарата;

6 – быстрая истощаемость;

7 – нарушение понимания сложных речевых оборотов.

Ответы к заданиям

Задание 1. Ответ: 2, 4, 6.

Задание 2. Ответ: 1, 3, 5, 8.

Задание 3. Ответ: 3, 6.

Задание 4. Ответ: 1, 3, 5.

Задание 5. Ответ: 1, 2, 4.

Задание 6. Ответ: 1, 2, 4, 6.

Задание 7. Ответ: 1, 2, 4, 6.

Рекомендуемая литература

1. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М., 1991, 2002.

2. Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: Медицина, 1997, 2001.

3. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. - М., 1997, 2000.

4. Бурлакова М.К. Логопедическая работа на раннем этапе после инсульта. – М., 2002.

5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: МГУ, 1969.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: МГУ, 1973.

7. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: МГУ, 1979.

8. Функция лобных долей /Под ред.Е.Д.Хомской, А.Р.Лурия. - М.: Наука, 1962.

9. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: МГУ, 1987.

10. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М.: МГУ, 1985.

11. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. – М., 2001.

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Задания для самостоятельной работы

1. Составить схему исторических этапов формирования письменности.-2

2. Подготовить конспекты работ №№ 11, 16, 18, 19 - с.272-275, 22, 23, 32, 35, 45, 48, 49, 52 - с.151-161 (см. список литературы).

3. Составить схему, отражающую последовательность освоения учащимися основных операций письма

4. Составить таблицу «Отличия устной и письменной речи».

5. Описать отличия психофизиологических механизмов чтения и письма.

6. Перечислить основные ступени формирования навыка чтения и основные единицы чтения на каждой из них.

7. Подобрать тексты для проведения самостоятельного обследования навыка чтения учащихся 1-2-3-4-х классов.

8. Подобрать образцы диктантов и образцы текстов для контрольного списывания для учащихся 1-2-3-4-х классов.

9. Выписать и проанализировать специфические ошибки письменных работ учащихся с дисграфией (по схеме Р.И.Лалаевой).

10. Составить психолого-педагогическую характеристику на одного учащегося с нарушениями письма и чтения.

11. Составить схему обследования учащегося с нарушениями письма и чтения.

12. Заполнить речевую карту на учащегося 2-го класса с нарушениями письма и чтения.

13. Составить письменный план беседы с родителями учащегося, имеющего нарушения письма и чтения, на первичном приеме в школьном логопедическом пункте.

14. Изготовить и заполнить образцы документации школьного логопедического пункта (тетрадь обследования, календарный, перспективный, тематический планы работы, отчет о работе логопеда).

15. Составить перспективный план работы с группой учащихся, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленных 4-м уровнем недоразвития речи.

16. Составить план-конспект урока на заданную тему, например: «Звук [к], буква К, к” для учащихся 3-х классов.

17. Описать основные приемы работы по преодолению технических ошибок чтения и ошибок понимания при чтении.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л.С.Волковой. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2007.

3. Логопедия: Сборник контрольных и тестовых заданий по дисциплинам предметной подготовки /Под ред. проф. Л.И.Беляковой, доц. Г.В.Бабиной, доц. Р.Е.Идес. – М., 2005.

4. Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ /Под общей редакцией О.Б. Иншаковой.- М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008.

5. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /Под общей редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2008.

6. Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: Материалы международной конференции. 14-16 марта 2002 г. С.-Петербург. – СПб: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Ананьев Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе //Ученые записки МГУ. - М., 1946. - Т.53. - С.24-38.

2. Аязбекова Р.А. Нарушения письма у учащихся казахских школ: Дисс. ... канд.пед.наук. - М. - 172с.

3. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. - Л., 1964. - 235с.

4. Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию //5-я научная сес­сия по дефектологии. - М., 1967. - С.394-395.

5. Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий. - М., 1984.

6. Блинков С.М. О нарушениях письма при поражении теменной доли //Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 15. - С.78-81.

7. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей //Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып.15. - С.167-191.

8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1981, 1988. - 239с.

9. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. - М., 1996. - С.154-178.

10. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб, 1993. - 45с.

11. Винокур А.С. Недостатки письма у первоклассников с нарушениями речи и пути их устранения в процессе обучения (на материале украинского языка): Автореф.дисс. ...канд.пед.наук. - М., 1965. - 16с.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь //Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 519с.

13. Гриневич Г.С. Праславянская письменность. - М., 1993. - 325с.

14. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 167с.

15. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. - М., 1963.

16. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - М., 1953. - 264с.

17. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991. - 224с.

18. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопедическом пункте. - М., 1991. - 239с.

19. Истрин В.А. Развитие письма. - М., 1961. - С.73-74, 342-371.

20. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. - М., 1965.

21. Каше Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся младших классов вспомогательной школы и опыт их преодоления: Дисс. ... канд.пед.наук. - М., 1956. - 231с.

22. Корнев А.Н. Методика раннего выявления дислексии у детей. - СПб, 1991.

23. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб, 1995. – 221с.

24. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978. - 88с.

25. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М., 1983. - 136с.

26. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития (Учебное пособие к спецкурсу). - СПб, 1992. - 88с.

27. Лурия А.Р. Травматическая афазия. - М., 1947. – 367с.

28. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950. - 80с.

29. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М., 1963. - 476с.

30. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975. - 235с.

31. Лурия А.Р., Правдина-Винарская Е.Н., Ярбус А.Л. К механизму следящих движений взора и их патологии //Вопросы психологии. 1961. N 5. - С.159-163.

32. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей (Аграфия и алексия). - М., 1940. - 71с.

33. Левина Р.Е. Нарушения письма у учащихся массовой школы //Специальная школа. - М., 1961. - Вып 71. - С.66-74.

34. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. - СПб, 1995. - 122с.

35. Маркова А.К. Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением звукового состава слова у детей страдающих алалией //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961.

36. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. - СПб, 1995. - 63с.

37. Никашина Н.А. Работа по исправлению недостатков речи на логопедических пунктах. - М., 1956. - 52с.

38. Ольхин А.Б., Чистякова Е.Н. Характер ошибок при устном и письменном воспроизведении согласных больными с дизартрией //Расстройства речи и слуха /Труды Ленингр. НИИ уха, горла, но­са. - Т.89. - Л., 1974. - С.13-31.

39. Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. - М., 1990. - 127с.

40. Основы теории и практики логопедии /Под ред.Р.Е.Левиной. - М., 1968. - 367с.

41. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995. - 225с.

42. Сборник приказов и инструкций Министерство просвещения РСФСР N 86. - М., 1979.

43. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. - М., 1991. - 93с.

44. Симерницкая Э.Г., Иншакова О.В. Нарушения памяти у детей с дисграфией //Учитель дефектолог: современные проблемы под­готовки и совершенствование работы. - М., 1990.

45. Спирова Л.Ф. Особенности формирования звукового анализа у детей с недостатками речи. - М., 1957. - 55с.

46. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи //Методы обследования речи детей /Под ред. И.Т.Власенко. - М., 1998. - С.38-66, 818-883.

47. Сумченко Г.М.. Демочко С.В. Проблема леворукости в связи с обучением письму детей, имеющих недоразвитие речи //Наруше­ние речи: Методы изучения и коррекции. - СПб, 1993. - С.70-78.

48. Токарева О.А. Расстройства письменной речи у детей //Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. - Вып.8. - С.121-139.

49. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989. - 239с.

50. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.

51. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М., 1988. - 207с.

52. Черных П.Я. Происхождение русского литературного языка и письма. - М., 1950.

53. Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи //Методы обследования речи у детей /Под ред.И.Т.Власенко. - М., 1998. - С.88-37.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Логопедия»

    Программа
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки по выбору (ДППВ)»
  2. Международных

    Документ
    А.А. Ахтамзян, И.А. Ахтамзян, А.В. Васильев, Е.М. Богуславский, Т.М. Гуревич, Ю.Н. Кудрявцев, В.С. Кузнецов, Б.Г. Курбатов, Б.П. Лаврентьев, Н.А. Лаптева, Л.
  3. Список жнвлс ингибиторы тирозинкиназы 2-го поколения нилотиниб и дазатиниб для лечения больных, страдающих хроническими миелолейкозом, резистентных к иматинибу

    Документ
    Комментарий: Необходимо внести в список ЖНВЛС ингибиторы тирозинкиназы 2-го поколения НИЛОТИНИБ И ДАЗАТИНИБ для лечения больных, страдающих хроническими миелолейкозом, резистентных к иматинибу.
  4. Володимир Мельниченко Тарас Шевченко

    Документ
    Володимир Мельниченко — доктор історичних наук, член-кореспондент АПН України, заслужений діяч науки України, член Національної спілки письменників України і Спілки письменників Росії, автор 40 книг з історичної, політичної і мистецтвознавчої
  5. Володимир Мельниченко Українська душа Москви

    Книга
    Володимир Мельниченко — доктор історичних наук (1988), член-кореспондент АПН України (2003), заслужений діяч науки України (2004), лауреат Національної премії України імені Тараса Шевченка (2009).

Другие похожие документы..