Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Свободное колебание систем без учета сил сопротивления. Колебание математического маятника. Пружинного вертикального маятника. Поплавка постоянного по...полностью>>
'Документ'
Провести инструктивное совещание с редакторами областных СМИ по вопросам организации информационной кампании по подготовке и празднованию 20-летия Нез...полностью>>
'Документ'
ПК 4. использовать современные информационно-коммуникацион-ные технологии, глобальные информационные ресурсы в процессе обучения студентов технологии...полностью>>
'Реферат'
В Україні немає традицій цивілізованої торгівлі. Колишня радянська торгівля за своєю природою була дефіцитною, її ніколи неї цікавила людина, її потр...полностью>>

Чтение на евразийском перекрестке международный интеллектуальный форум 27-28 мая 2010 г материалы форума Челябинск 2010

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Челябинской области

ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия

культуры и искусств»

Факультет информационных ресурсов и технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

ЧТЕНИЕ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПЕРЕКРЕСТКЕ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ФОРУМ

27–28 мая 2010 г.

материалы форума

Челябинск

2010

УДК 304.4 +379.8

ББК 78.303

Ч–69

Составители: В. Я. Аскарова, д.филолог.н., профессор; Ю. В. Гушул, к.п.н., доцент

ISBN 978-5-94839-225-7

Ч 69 Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов форума (27–28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств», Кафедра библ.-информ. деятельности. – Челябинск : ЧГАКИ, 2010. – 296 с.

ISBN 978-5-94839-225-7

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2010

© В. Я. Аскарова, 2010

© Ю. В. Гушул, 2010

Содержание

О сборнике …………………………………………………………….

8

Акифьева И. Ю., Харитонова С. В. Региональные публичные центры правовой, социальной и деловой информации в современных условиях ……………………………………………………………….

9

Андреева И. В. Литературный вебсайт-музей как средство актуализации литературного наследия советской эпохи ………………...

11

Антропова Н. В. Раннее приобщение незрячих детей к книге как важый фактор развития познавательной деятельности ребенка …..

16

Архипова И. В. Библиотека для молодежи: новый формат ………...

19

Аскарова В. Я. Надо ли создавать моду на чтение в Евразии? …….

23

Астафьева Е. А. Шоу слайдов – просто класс! ……………………..

28

Бессарабова М. Е. Сетевое пространство как инструмент стимулирования читательской активности ………………………………...

31

Бобина Т. О. Книга и чтение в детско-юношеской литературе ……

33

Боева Г. Н. Как учесть читательские интересы студентов в преподавании литературы …………………………………………………..

37

Бородина В. А. Дискурс о читателеведении ………………………...

40

Ботина Т. В., Шайдурова Н. А. «Чего хотят мужчины»: инновационный проект Берёзовской ЦБС …………………………………..

44

Братолюбова А. И., Шиленко Н. В. Театральные библиоуроки: от виртуальности – к реальности ………………………………………

46

Ваганова М. Ю. Осознаваемые и неосознаваемые трудности чтения литературы отраслевой тематики (на примере старшеклассников) ……………………………………………………………………..

49

Валиуллина И. В. Время перемен: инновационный путь развития МУК «Объединение городских библиотек» города Магнитогорска

53

Васильчишена Н. Е. Уроки душевной доброты …………………….

55

Вечканова Е. В. Основные тенденции чтения специальной литературы студентами гуманитарных специальностей …………………

57

Виноградова О. В. Азбука толерантности …………………………..

60

Волкоморова О. Б. Книжная торговля в регионе: «бренды» и «тренды» ………………………………………………………………

63

Ганзикова Г. С. Истинная мотивация как одно из условий продвижения школьников к творческому чтению ……………………...

67

Гиндина О. В. Роль библиотечного института в урегулировании межнациональных конфликтов ……………………………………...

70

Горшенёва И. А. Язык новейшей детской литературы и словарь современного ребенка ………………………………………………..

73

Гринюк О. И. Культура чтения в библиотековедении ……………..

76

Грыгораш О. Н. Преодолевая функциональные границы… (из опыта работы городской библиотеки г. Снежинска) ………………

80

Гушул Ю. В. Читатель-студент: инициативы научной библиотеки вуза …………………………………………………………………….

84

Демченко Ю. А. Библиотечный музей в продвижении книги и чтения ……………………………………………………………………...

88

Деревянных Т. В. Приоритет читательской персоне как стратегия развития интереса к чтению ………………………………………….

92

Дядык Д. Б. Роман А. Проханова «Господин Гексоген» как национальный бестселлер …………………………………………………

95

Еремеев Ф. А. Региональное книгоиздательство как коммерческая и культурная проблема ……………………………………………….

99

Ермолаева М. В. Особенности читательского восприятия и редакторской подготовки книжки-игрушки ………………………………

100

Есина Т. А. Ценностные параметры социального портрета читателей библиотек …………………………………………………………

105

Запекина Н. М. Заглавие произведения: современные тенденции развития и редактирования …………………………………………..

109

Зиннатуллина И. М. Детские библиотеки Уфы – территория толерантности (Из опыта работы Централизованной системы детских библиотек Уфы) ………………………………………………………

113

Исаканова С. Ш. Пропаганда чтения в библиотеке педагогического вуза ………………………………………………………………….

116

Казакова Г. М. Книжная культура: культурологические границы качества и понятия ……………………………………………………

119

Казакова О. А. Методические основы интерактивной дистанционной игры для школьников «Огневушкин дозор» …………………

123

Камскова Т. А., Мокшенинова Н. В. Библиотека учебно-воспитательного учреждения как ресурс адаптации детей к потребностям современного общества (на примере МОУ «Детский дом» Соль-Илецкого района Оренбургской области) ……………

125

Качева Е. В. Блог школьного библиотекаря: дань моде или осознанная необходимость? ………………………………………………

127

Кесарева Н. Г. Зачем нужны «плакательные» книги? Некоторые размышления по поводу почти добровольного чтения классики в начальной школе ……………………………………………………...

130

Князькина Н. Х. Чтение и анализ рассказов как средство развития личности подростков, страдающих психическими расстройствами

135

Колодина Н. А. Конкурсы чтения славянского культурного центра

139

Крылова Н. Б. Художественная классическая литература как ресурс духовного, нравственного развития молодежи в условиях общедоступной библиотеки ………………………………………….

142

Кузякина Л. Д. Современная сельская библиотека – информациинно-досуговый центр на селе ……………………………………….

144

Лушникова А. В. Читать или не читать: первый опыт работы со студентами по выявлению образа документоведа и музея в художественной литературе ……………………………………………….

147

Макарова А. Ф. В содружестве со школами ………………………...

150

Маклакова Е. В. Роль суггестивности в чтении …………………….

152

Маликова Н. И. Новоалтайск читает ………………………………...

156

Матвеева И. Ю. Медийная поддержка чтения: выявление потенциала …………………………………………………………………...

Мелентьева Ю. П. Некоторые аспекты чтения детей в России в 20-е годы XX века ……………………………………………………

159

163

Мутав Л. Н. Работа со «Сторисеком» ………………………………

169

Никитина О. И. PRO-движение к успеху: позиционирование муниципальных библиотек города Челябинска ……………………….

171

Павлюкевич Е. А., Родина С. Е. Система продвижения досугового чтения в библиотеке вуза (опыт работы Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета) ……………..

174

Паутова Т. А. Роль школьной библиотеки в патриотическом воспитании подрастающего поколения через изучение истории родного края ………………………………………………………………

178

Разливинский Я. В. Когда один в поле воин (из опыта работы нижнетагильского издательства «Союз») …………………………..

181

Рубанова Т. Д. К определению понятия «институт бестселлера»

184

Руссак З. В. Библиотечная реклама как составляющая продвижения чтения ……………………………………………………………

187

Рыжкова Т. М. Информационные технологии в библиографической работе, их роль в развитии культуры чтения …………………

190

Садыкова С. Ф. Библиотека как центр патриотического воспитания ……………………………………………………………………...

194

Сафонова Н. К. Чтение и игра: к проблеме эволюции игровой деятельности в библиотечном пространстве ……………………….

197

Синицын О. Н. Некоторые наброски на полях неизданной рукописи (проблемы регионального книгоиздательства) ………………….

203

Соковиков С. С. Книга в контексте популярной культуры ………...

207

Сокольская Л. В. Чтение как фактор гендерной социализации: негативные проявления в женской читательской аудитории ………..

211

Cтефановская Н. А. Имидж читающего человека в современном обществе ……………………………………………………………….

215

Сушко Н. И. Читательские интересы детей и подростков: проблемы чтения ……………………………………………………………...

219

Суэтина Т. С. Читательские предпочтения тюменцев: историко-социологические наблюдения ……………………………………….

222

Теплякова Н. М. Динамика развития и сохранение традиций в библиотеке …………………………………………………………….

224

Терентьева Н. П. «Что ему Гекуба?»: читатели-старшеклассники и «последние вопросы» ………………………………………………

227

Тисина Е. П. «Чтение – образ жизни»: программа развития читателей в Чебаркульском муниципальном районе ……………………

230

Тихомирова И. И. От чтения – к творчеству жизни ………………..

232

Тихонова Н. Б. Школьная библиотека как традиционный институт книги и чтения ………………………………………………………...

237

Токарь О. В. Тенденции современных детских журналов в Беларуси …………………………………………………………………….

239

Токмаков В. В. Современные библиотечные технологии: динамика развития образовательной среды …………………………………

244

Трегубова М. Р. Опыт работы по продвижению книги и чтения в Центральной городской библиотеке им. Б. Швейкина ЦБС Кыштымского городского округа в 2009–2010 гг. ……………………….

248

Турегельдинова Г. Ж. Возрождая традиции семейного чтения: из практики работы центральной детской библиотеки Г. Экибастуз

251

Фрост О. Ю. Некоторые методологические проблемы изучения чтения в условиях культурных трансформаций ……………………

253

Хайруллина С. М. Формирование культуры чтения, развитие литературного творчества и самореализации личности ………………..

258

Ходарева Ю. В. Год молодёжи в библиотеках Харькова ………….

260

Цапаева Л. П., Селиванова А. П. Привлечение к чтению с помощью современных информацинных технологий …………………..

264

Цветкова С. В. Профессия – библиотекарь. Где и как её получить? …………………………………………………………………..

268

Шилинская Е. О. Детская библиотека как островок толерантности

270

Штыхван В. Н. Проигравших нет: ЧОУНБ и региональный издательский конкурс «Южноуральская книга» ………………………...

272

Щебетун Е. Г. О детском чтении и роли библиотекаря: мысли вслух …………………………………………………………………...

276

Юлдашев Л. О. Региональное книгоиздательство: картография кризиса ………………………………………………………………

278

Юркова Л. В. Влияние Областной универсальной научной библиотеки им. Л. Толстого на круг чтения в Евразийском пространстве …………………………………………………………………….

280

Якубов Э. Н., Умаханова Б. М. Издательский проект для детей «Другой, другие, о других» как инструмент детского библиотекаря в преодолении этнической нетерпимости ……………………….

282

Ярлыкова О. Г. Модели школьных библиотек: опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры …………………………..

286

Авторы сборника ……………………………………………………..

290

О сборнике

Сборник включает материалы, присланные участниками форума: и теми, кто нашел возможность приехать в Челябинск, и теми, кто предпочел работу в дистанционном режиме, посредством публикации.

В сборник вошли разноплановые статьи теоретического и практического характера, статьи-размышления и эмпирический материал, отражающий опыт работы. Публикации охватили практически всю проблематику форума: по вопросам поддержки и развития чтения в Евразии изложили свои позиции читателеведы, библиотековеды, библиографоведы, книговеды, музееведы, специалисты области образования, книгоиздания, библиотечного и книжного дела.

Мы приняли решение опубликовать почти все присланные материалы, потому что считаем важным отразить видение ситуации специалистами разного уровня и различных ведомств, чьи творческие изыскания направлены на решение проблем, связанных с развитием и поддержкой чтения среди всех категорий читателей. Благодарим тех, кто откликнулся на наш призыв поделиться идеями, размышлениями, оценками, опытом, переживаниями.

Сборник представляет собой рабочий документ форума, материалы опубликованы в авторской редакции. Тем не менее, некоторые статьи потребовали определенного редактирования. Этим занимались В. Я. Аскарова, Т. О. Бобина, Ю. В. Гушул, Н. К. Сафонова, Е. А. Селютина, Л. В. Сокольская, В. Н. Штыхван. Оргкомитет выражает особую признательность доценту кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ Ю. В. Гушул, которая самоотверженно трудилась над сборником, осуществляя его техническое редактирование и компьютерную верстку.

Оргкомитет форума

И. Ю. Акифьева, С. В. Харитонова,

г. Самара

Региональные публичные центры правовой, социальной и деловой информации в современных условиях

Социальные условия развития России в постсоветский период предопределили возрастание потребности населения и государственных структур в правовой информации. С 1998 г. началась реализация межведомственной программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек»; библиотеки были выбраны в качестве наиболее подходящих площадок для создания публичных центров правовой информации (ПЦПИ), так как обладали «стабильной инфраструктурой» и были доступны. Разработчиками выступили Министерство культуры РФ, Федеральное агентство связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), Российский фонд правовых реформ при поддержке Главного государственно-правового управления Президента РФ и Правового управления Государственной Думы.

Особенностью современного этапа является развитие ПЦПИ на селе и их трансформация на местах в публичные центры социально-правовой и деловой информации (ПЦСПИ). Этот процесс проанализирован нами на примере Самарской области, где сосредоточены значительные информационные ресурсы и работают крупные информационные структуры и библиотеки: более 3000 библиотекарей; универсальных библиотек системы Министерства культуры РФ – 840, из них 4 – государственных областных, 836 – муниципальных общедоступных, объединенных в 39 централизованных библиотечных систем (ЦБС). ПЦПИ был открыт в Самарской областной универсальной научной библиотеке 5 июня 2001 г. при поддержке государственных органов власти федерального и регионального уровня. Библиотеки ЦБС Самарской области, муниципальных образований, вузов Самарской области заключили Коллективный договор (соглашение) о формировании системы взаимодействия с целью повышения уровня информированности и правовой культуры населения Самарской области на основе принципов гласности и открытости в деятельности Думы, создании условий для свободного доступа населения к законодательным, нормативно-правовым и информационно-аналитическим ресурсам Думы. В соглашении было предусмотрено использование библиотечной сети в качестве публично открытых информационных каналов Думы как законодательного (представительного) органа государственной власти. Поддержка Самарской Губернской Думы в организации ЦПИ и пополнении библиотечных фондов материалами и изданиями Думы («Собрание законодательства Самарской области», «Информационный бюллетень Самарской Губернской Думы», «Думские вести», документы правового и информационного характера) способствовала решению важной задачи – приступить к созданию сети ЦПИ при библиотеках области.

Наиболее успешно этот процесс проходил в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, располагающих необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами. С момента создания первых ЦПИ произошли существенные изменения в организации и содержании деятельности центров: расширился круг их целей и задач, изменилась ориентация работы ЦПИ. Так, например, Центр правовой информации Тольятти – «Библиотека Автограда» – сегодня позиционирует себя как Центр правовой и социально-значимой информации. Центр предоставляет информацию не только правового характера, но и образовательного, делового, экологического. Безусловно, эффективность работы центра во многом определяется не только четким пониманием целей и задач работы, стратегии развития; особо важным является информирование об имеющихся ресурсах и услугах библиотеки. Поэтому на официальном сайте библиотеки Автограда имеется отдельная страничка, на которой читатели могут познакомиться с изданиями центра, найти полезные ссылки.

Повышению качества работы ЦПИ и библиотек способствует проведение ежегодного областного конкурса «Библиотека – центр правовой информации», который проводится Самарской Губернской Думой совместно с Советом представительных органов городских округов и муниципальных районов Самарской области и государственными областными библиотеками с целью выявления и распространения лучшего опыта работы по правовому просвещению населения. Председателем оргкомитета конкурса является заместитель председателя Самарской Губернской Думы. Конкурс проводится по следующим номинациям: «Библиотека – центр правовой информации для населения городского округа»; «Библиотека – центр правовой информации для населения муниципального района»; «Библиотека – центр правовой информации для населения сельского поселения»; «Библиотека – центр правовой информации для детей и молодежи».

Определены критерии оценки участников конкурса: 1) наличие: положения, планов и отчетов о деятельности ЦПИ; компьютерной и оргтехники, средств связи и другого оборудования; справочно-правовых ресурсов на различных носителях информации, в том числе специализированных юридических периодических изданий, справочных правовых систем, собственных баз данных; системы взаимодействия библиотеки с представительными органами государственной власти; взаимодействия и обмена информационными ресурсами с партнерскими организациями; 2) применение различных форм и направлений деятельности, обеспечивающих доступ граждан к информационным ресурсам ЦПИ; 3) предоставление правовой информации различным группам населения, в том числе – социально незащищенным гражданам, детям, молодежи; 4) создание собственных информационных материалов для пользователей ЦПИ.

Перспективными направлениями совершенствования деятельности ЦПИ в Самарской области можно считать: 1) преобразование центров правовой информации в центры правовой и социально значимой информации; 2) активное включение библиотек в проектную деятельность, которая помогает расширить возможности библиотеки в представлении новых качественных библиотечно-информационных услуг; 3) создание собственных информационных продуктов; в том числе тематических баз данных; 4) совершенствование издательской продукции библиотек; 5) укрепление и модернизация материально-технической базы библиотек.

В 2009 г. заявки на участие в конкурсе подала 21 библиотека, победителями были признаны Центральная библиотека им. Татищева МУК «Тольяттинская библиотечная корпорация», Межпоселенческая библиотека управления культуры администрации муниципального района Исаклинский, Детская библиотека № 19 МУК городского округа Тольятти «Объединение детских библиотек», Серноводский филиал № 1 МУК «Межпоселенченская центральная библиотека» муниципального района Сергиевский.

Опыт работы в ЦПИ Самарской области отражает общую картину важнейшего направления деятельности библиотек по правовому просвещению граждан России.

И. В. Андреева,

г. Челябинск



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы (3)

    Документ
    Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова выпускает второй информационный сборник, посвященный актуальным проблемам библиотечного дела.
  2. Библиографический указатель 2009 2010 гг

    Библиографический указатель
    При работе над указателем использованы электронный каталог фонда библиотеки РГУПС, списки научных работ, представленные авторами, база данных «Труды ученых РГУПС» и издания отраслевых информационных институтов.
  3. Итут иностранных языков серия «знак сознание знание» Выпуск 1 Теркулов Вячеслав Исаевич Номинатема: опыт определения и описания Горловка 2010 ббк 81. 0

    Книга
    Т Теркулов В.И. Номинатема : опыт определения и описания / В. И. Теркулов / научн. редактор М. В. Пименова. – Горловка : ГГПИИЯ, 2010. – с. – (Серия «Знак – Сознание – Знание»).
  4. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  5. Самостоятельная работа Основные тренды развития современного мира и Россия 2

    Самостоятельная работа
    Курс «Современный мир: актуальные геополитические, экономические тенденции» предназначен для обучения инструкторов Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2011».

Другие похожие документы..