Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В дан­ной ра­бо­те я хо­чу под­нять один из са­мых акту­аль­ных, но в то­же вре­мя ма­ло осве­ща­е­мых воп­ро­сов в иде­ях но­вых пра­вых. А имен­но:...полностью>>
'Документ'
1 . 005, 00:00 1 БЮДЖЕТ- 00 ПОЗВОЛИТ РЕАЛИЗОВАТЬ ВАЖНЕЙШИЕ НАЦПРОЕКТЫ - ГРЫЗЛОВ 1 РИА Новости , /, 08.1 . 005, 1 :00 1 ГОСДУМА И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОДА...полностью>>
'Семинар'
Российский семинар по оценке методов информационного поиска (РОМИП) направлен на проведение независимой оценки альтернативных методов решения различн...полностью>>
'Контрольная работа'
0 . 01 – 14.0 . 01 Междисциплинарный экзамен с 15.0 . 01 – 8.0 . 01 Экзамены Зачеты Контрольная работа Управленческая психология Внешнеэкономическая д...полностью>>

Чтение на евразийском перекрестке международный интеллектуальный форум 27-28 мая 2010 г материалы форума Челябинск 2010

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Библиотека для молодежи: новый формат

Проект «Библиотека для молодежи: новый формат» является продолжением «Программы информатизации Челябинской областной юношеской библиотеки на 2001–2005 гг.», разработанной при участии специалистов Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Определены цели и задачи проекта Челябинской областной юношеской библиотеки (ЧОЮБ): 1) внедрение качественно новой (автоматизированной) технологии обслуживания пользователей; 2) расширение информационного пространства путем интеграции локально-вычислительной системы (ЛВС) библиотеки в региональные и глобальные телекоммуникационные сети; 3) предоставление пользователям новых информационных продуктов и услуг; 4) формирование информационной культуры пользователей как необходимого условия адаптации к деятельности в информационном обществе, 5) улучшение качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей.

Основными направлениями проекта стали: 1) совершенствование информационных ресурсов, предоставляемых библиотекой; 2) создание системы автоматизированного обслуживания пользователей ЧОЮБ; 3) модернизация технического и программного обеспечения АБИС ЧОЮБ; 4) совершенствование структуры библиотеки, ее отделов в условиях работы в новых информационных технологиях; 5) совершенствование управления библиотекой в условиях традиционной и автоматизированной систем обслуживания.

Реализация проекта обеспечивает доступность информации социально незащищенным группам населения, в первую очередь, – молодежи. Полагаем, что опыт ЧОЮБ по развитию информационных технологий может быть интересен другим библиотекам России и применён ими в собственной практике. И, конечно, этот опыт можно транслировать в муниципальные библиотеки области.

Первые два направления раскроем подробно. Так, ЧОЮБ уже в течение 10 лет работает в режиме двух технологий, продолжая осуществлять традиционную библиотечную деятельность и активно осваивая и внедряя информационные технологии. В результате автоматизированы все рабочие места библиотекарей, создана устойчиво работающая 100 мгб ЛВС, для широкого круга пользователей по выделенному каналу организован доступ в Интернет. Действует сайт библиотеки, приобретена лицензионная библиотечная программа (Система Автоматизации Библиотек «Ирбис»), активно формируются собственные базы данных, осваиваются и внедряются в практику мультимедийные и Интернет-технологии, создаются собственные электронные (в том числе, мультимедийные) продукты, отработана система обучения информационным технологиям библиотекарей и пользователей библиотеки.

Главным итогом автоматизации библиотечных процессов стала автоматизация обслуживания читателей абонемента, центральное звено которой – технология штрихового кодирования (автоматизированной идентификации). Штриховое кодирование позволило осуществить автоматизированный учет приема-выдачи литературы, выдачу читательского билета со штрихкодом, ввести электронный читательский формуляр вместо бумажного, что в конечном итоге повысило оперативность и качество обслуживания пользователей. Сегодня библиотекарь в считанные секунды (!) имеет возможность получения оперативной информации о свободных экземплярах, о выданной литературе, о читателях, за которыми она закреплена, проконтролировать сроки возврата и т. п.

Библиотека создает собственные информационные продукты, что представляется перспективным направлением. Для каждого издания пишется программная оболочка, каждое имеет оригинальный интерфейс, включает элементы мультимедиа или является мультимедийным продуктом. Электронное издание более привлекательно для молодого пользователя. Большой интерес вызывают электронные ресурсы краеведческой направленности. Так, виртуальная выставка «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья...: молодежные литературные объединения г. Челябинска», размещенная на сайте ЧОЮБ () – первый опыт работы ЧОЮБ по созданию полноценного электронного сетевого ресурса о поэтических объединениях для молодежи. Особую ценность выставке придают, кроме уникального фактографического материала о литературных объединениях и их участниках, произведения молодых авторов – они могут стать основой электронной библиотеки челябинских литераторов. Выставка содержит около 50 страниц; навигационная строка и гиперссылки дают пользователю возможность двигаться по выставке в любом направлении.

Следующим стал электронный проект ЧОЮБ «Победу назовут Уралом»: путеводитель по краеведческим электронным ресурсам, посвященный участию южноуральцев в Великой Отечественной войне. Электронное издание адресовано учащимся, молодежи, специалистам, работающим с юношеством, и всем, кто интересуется историей родного края. Профессиональной аудитории проект был представлен в Самаре на Всероссийском форуме библиотечных медиаспециалистов «Диалог в электронном формате». Путеводитель также выставлен на сайте ЧОЮБ, по библиотекам области был распространен на CD-ROM.

Мультимедийная энциклопедия «Александр Иванович Лазарев» рассказывает о выдающемся уральском ученом и педагоге, крупном организаторе науки и высшего образования, с которым библиотеку связывали многолетние творческие и дружеские отношения. Предпринята попытка показать весь спектр деятельности ученого. Поисковые возможности электронного издания позволяют осуществить контекстный поиск, поиск по ключевым словам (указателю имен и заглавиям произведений А.И. Лазарева). На третьих Всероссийских Лазаревских чтениях (2006 г.) состоялась презентация энциклопедии; к 80-летию со дня рождения А.И. Лазарева (2008 г.) она была переиздана.

При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии подготовлена мультимедийная энциклопедия «Наша гордость – герб, флаг, гимн!» (2006 г.), посвященная государственной символике России и официальным символам Челябинской области. Энциклопедия содержит фактографическую, библиографическую, полнотекстовую (35 документов) информацию. Объемно представлены графические (более 700) и звуковые (их 14) файлы. В энциклопедии свыше 220 страниц, сотни ссылок на ресурсы Интернета, полнотекстовые и другие документы, общий объем ресурса – 98,3 мб. Навигация по энциклопедии достаточно разнообразна: меню на главной странице выполнено в виде анимированных пиктограмм (фреймов) с всплывающими названиями разделов; на страницах, посвященных истории гербов, флагов, гимнов, вертикальное меню дополнено горизонтальным, где изображения гербов, флагов даются ссылки к тексту; в разделе «...то был России клич!» при обращении к подобной ссылке звучит фрагмент музыкального произведения – гимн конкретной эпохи.

Социальную направленность имеет мультимедийный справочник для инвалидов «Мир открыт для всех», подготовленный в рамках областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов Челябинской области на 2007–2010 годы». Материал для справочника предоставили областные министерства, ведомства и учреждения, которые работают с инвалидами, общественные организации инвалидов; библиотекари выступили как специалисты по аналитико-синтетической обработке информации. Справочник занял I место в конкурсе социальных проектов на межрегиональной выставке «Равные возможности». Основное содержание издания составили законодательные документы (федеральные, отраслевые, региональные) о правах и льготах инвалидов, механизме защиты их прав, медицинской, социальной и социокультурной реабилитации. Большая часть информации носит региональный характер, в частности, дан перечень организаций инвалидов и для инвалидов Челябинской области; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; управлений по труду и занятости населения Челябинской области; территориальных служб медико-социальной экспертизы. Перечислены творческие коллективы, спортивные сооружения и организации, реабилитационные центры; даны образцы документов.

Эмоциональную окраску справочнику придает информация о фестивалях, конкурсах и спортивных мероприятиях для инвалидов, истории о людях, сумевших преодолеть недуг и стать успешными в жизни; вступительный flash-ролик, музыкальное сопровождение. Стиль и дизайн диска также поддерживают заданный авторами настрой. Дополнением к основным разделам диска являются календарь памятных дат, словарь терминов и понятий, список литературы. Материал организован по проблемно-тематическому принципу: семь разделов отражают основные аспекты жизни и деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья; название каждого на главной странице сопровождается всплывающей подсказкой, которая дает краткое представление о содержании раздела. Любой документ можно открыть, ознакомиться с текстом, скопировать, распечатать. Навигационные возможности диска позволяют максимально упростить поиск необходимой информации; в поисковом окне задаются тема запроса и режим; поиск (по всем документам, на страницах справочника, по полнотекстовым документам) предусмотрен и внутри конкретных страниц справочника. Как словарь построен раздел «Себя преодолеть!» – о людях, сумевших, несмотря на недуг, реализовать себя; воспользовавшись словарем, можно найти информацию о конкретной персоне; звездочкой (*) отмечены развернутые истории, об остальных – самая краткая информация (годы жизни, профессиональная принадлежность, профиль заболевания); все статьи сопровождаются фотографиями.

Неоднократное представление электронного справочника (на встрече с челябинскими паралимпийцами в областном реабилитационно-физкультурном центре инвалидов «Импульс», с женщинами-руководителями российских общественных организаций инвалидов, в Министерстве культуры, Министерстве социальных отношений, на межрегиональной выставке «Равные возможности» и др.) и реакция аудитории свидетельствует о его востребованности. Электронную и печатную версии справочника получили все управления социальной защиты населения, министерства, общественные организации инвалидов Челябинской области и другие организации, принимавшие участие в работе над проектом или работающие с инвалидами.

Создание электронных продуктов в библиотеке – это не дань моде, а возможность полнее удовлетворять информационные потребности молодых пользователей. Более широкий доступ к информационным ресурсам обеспечило открытие в библиотеке нового структурного подразделения – электронного читального зала на 5 АРМов, организованного на основе терминального доступа. Использование терминального доступа удешевляет стоимость каждого автоматизированного места, изменяет систему администрирования, что повышает уровень защищенности АБИС ЧОЮБ; позволяет избежать несанкционированного доступа к библиотечным ресурсам, создает более комфортную информационную среду.

Программа развития сайта библиотеки будет способствовать его дальнейшему совершенствованию. Началась работа по реструктуризации сайта, обновлению его дизайна, созданию англоязычной версии сайта. Таким образом, в процессе поэтапного и последовательного внедрения новых информационных технологий в течение 2006–2010 гг. формируется новая среда, которая меняет не только сущность библиотечного обслуживания, но и психологию сотрудников и пользователей библиотеки, а также взаимоотношения между ними.

Для юношеской библиотеки развитие информационных технологий – не самоцель, а средство продвижения книги и чтения, возможность придания библиотеке нового формата, который сделает ее более привлекательной для молодого читателя.

В. Я. Аскарова,

г. Челябинск

Надо ли создавать моду на чтение в Евразии?

Состояние чтения в современной России – одна из наиболее острых и обсуждаемых проблем. Совершенно очевидно, что структура досуговой деятельности различных возрастных групп, особенно молодежи, изменилась, однако трудно согласиться с суждениями специалистов о тотальном «кризисе чтения», не подкрепленными представительным материалом о картине чтения в электронной среде, об особенностях коммуникативного и информационного поведения людей, доминирующем воздействии визуальных медийных средств, а также анализом различных проявлений субкультуры.

Крайне замедленное, фрагментарное развитие науки о чтении создает идейный вакуум на проблемном поле дискуссий о его нынешней судьбе; более того, сужается круг специалистов, способных создать систему научных представлений в этой области научного знания. Пытаясь внести посильную лепту в развитие этой науки, специалисты Урала разрабатывают далеко не периферийные научные проблемы: влияние гендерного фактора на чтение, история русской читательницы (Л. В. Сокольская); современные особенности детского чтения, игровые приемы его развития (Н. К. Сафонова); состояние литературного потока для детей (Т. О. Бобина); углубление понимания текстов отраслевой тематики (Н. М. Запекина); влияние информационных технологий на развитие чтения (С. В. Олефир); осознание трудностей чтения (М. Ю. Ваганова); изучаются возможности медийной поддержки чтения в современных условиях (И. Ю. Матвеева). Автор этих строк на протяжении многих лет исследует проблемы моды в чтении, воссоздает динамику концепции российского читателя, разрабатывает программы эмпирических социологических исследований. В числе подобных работ последних лет – исследования: «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений» (В. Я. Аскарова, 2004–2005 гг.), «Оценка эффективности фондов муниципальных библиотек Челябинской области в зеркале читательских предпочтений» (О. Ю. Фрост, 2008–2009 гг.). Таким образом, на Урале формируется читателеведческая школа, для которой интерес к глобальным проблемам сочетается с вниманием к особенностям региональной жизни.

Развитие читателеведческих исследований, особенно – региональных, учитывающих национальное, конфессиональное разнообразие народов, проживающих на границе Европы и Азии – обязательное условие грамотной работы по поддержке и развитию чтения. Необходимо в полной мере выявлять своеобразие протекающих здесь социальных процессов, специфическую евразийскую ментальность, порождённую присутствием «внешнего» и «внутреннего» Востока в сознании и на географическом пространстве. В противном случае мы обречены присоединиться к хору нагнетающих страсти по поводу «критического предела пренебрежением чтения» и «нарастающей угрозы бездуховности подрастающего поколения».

В 2006 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой описано согласованное видение проблемной ситуации в сфере чтения и причин, её порождающих, заданы общие рамки и направления необходимых действий в масштабах страны. Отношение к этой программе неоднозначное, но нельзя не отметить ее позитивную роль в привлечении внимания к проблемам чтения, необходимости его поддержки. С незапамятных времен известно, что чтение требует систематических культивирующих воздействий поддерживающего, направляющего и стимулирующего характера. Это делается во всем цивилизованном мире, так должно происходить и в России. Однако Нацпрограмма «буксует»; это связано, на наш взгляд, с тем, что обнажился кризис инфраструктуры поддержки и развития чтения, ее неготовность к адекватному реагированию на вызовы времени. Углубленная, малозаметная, содержательная работа по развитию и закреплению интереса к чтению вытеснена громкими, шумными пиар-акциями, различными массовыми шоу и т.д. Похоже, в фестивальном упоении мы забыли о том, что чтение – дело интимное и творится отнюдь не под грохот барабана…

Еще одна примета времени, связанная со стремлением достичь преимущественно внешних эффектов: стали раздаваться дружные призывы «создать моду на чтение». Надо ли к этому стремиться? Вопрос не так прост, как может показаться.

Мода на чтение – явление в основе своей позитивное, свидетельствующее о высоком авторитете книги, поддерживающее в обществе систему позитивных представлений о читательской деятельности. Наличие моды на чтение означает, что оно является престижным, одобряемым, значимым для больших групп людей занятием; включенность в него означает обладание ценимыми в обществе характеристиками. В условиях, когда названное явление достигает стадии господства, даже люди, для которых чтение не является жизненной потребностью и культурной привычкой, стараются подчеркнуть свою принадлежность к печатному (или электронному) слову, стыдятся признаваться, что не любят читать. Сам факт проявления феномена моды в данной сфере стимулирует, ускоряет процессы, связанные с чтением: беседы о прочитанном, обсуждение литературных явлений, обмен книгами, приобретение их в личное пользование. Мода выступает в качестве проводника культурных ценностей, стимулирует их воспроизводство и потребление.

Однако подчеркнем, что достижение модой стадии господства не может быть стратегической целью системы деятельности по развитию и поддержке чтения, конечным ожидаемым результатом. Мода по природе своей недолговечна, изменчива и неизбежно устаревает, подходит к стадии угасания; сущность моды заключается в ее непостоянстве, извечном стремлении к новизне. Мода развивается в соответствии с собственной логикой; неизбежно проходя циклы становления, господства и угасания, она стремится к непрерывному обновлению своих объектов. Таким образом, стремясь «создать моду», мы должны понимать, что на этом пути можем достичь лишь временного эффекта.

Обратим внимание и на то, что применительно к духовной сфере (науке, ценностным ориентациям, чтению и т. д.) слово «мода» обозначает нечто поверхностное, несерьезное. Поэтому правильнее, на наш взгляд, стремиться не к созданию моды на чтение, а к использованию этого феномена в роли своеобразного «агента влияния», с помощью разнообразных социальных «приманок» вовлекающего людей в читательскую деятельность. Мы ставим цель формирования стабильной потребности в чтении, трансформации поверхностного интереса к той или иной книге в устойчивую культурную привычку систематического чтения.

Как этого добиться? Не ставя перед собой нереалистичную задачу изменения всего уклада общественной жизни, попытаемся подойти к решению проблемы стимулирования читательской активности системно, с максимальным выявлением возможностей инфраструктуры поддержки и развития чтения. Необходимо пройти путь от легковесных суждений, устаревших методологических подходов, тиражирования материалов нерепрезентативных исследований, идеологии катастрофизма, не вполне продуманных пожеланий «создать моду на чтение» – к углубленной созидательной работе.

Проводя ревизию ресурсов, способных решить поставленную задачу, необходимо исходить из специфических возможностей каждого института, умножая потенциал каждого из них практикой партнерского взаимодействия. Интуитивно понимая это, профессионалы Южного Урала на протяжении последних 5–6 лет отрабатывают схемы социального партнерства. Лучшими инструментами в этом деле себя зарекомендовали проекты.

В Челябинской области в 2004 г. реализован проект «Год детского чтения», в 2007 г. – Год чтения под названием «Читающий Урал – настоящая Россия». Необходимость подобных проектов связана с тем, что они задают определенное направление развитию инфраструктуры поддержки чтения, позволяют увидеть систему в целом и найти каждому участнику свое место в ней. Проектная деятельность позволяет сфокусировать внимание властных структур и общественных организаций региона на продвижении книги и чтения, усовершенствовать функционирование институтов книжного дела, выстроить стратегию социального партнёрства, привлечь дополнительные ресурсы.

Достижения социального проектирования в обозначенной сфере широко освещены в печати, однако предельно ясно, что кратковременных усилий недостаточно: работа по развитию чтения должна представлять собой систему непрекращающейся, долговременной, планомерной деятельности, которая бы стала органичным элементом региональной культурной политики. Поэтому следующим шагом стала разработка концептуальных документов; в 2008 г. научно-педагогический коллектив Центра чтения ЧГАКИ подготовил Концепцию поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области. Стратегическая цель Концепции – создание системной модели поддержки и развития детского и юношеского чтения, объединяющей действующие в Челябинской области организации и учреждения, прямо или косвенно связанные с образованием, воспитанием и организацией культурно-досуговой деятельности этой категории читателей.

Пять лет напряженной деятельности побуждают задуматься о дальнейших, более масштабных проектах, которые позволили бы эффективно распространять, осваивать и внедрять инновационные достижения в сфере развития и поддержки чтения. В частности, созрела идея включить в работу большую часть евразийского пространства, развить горизонтальные связи. В текущем году уже запущен мегапроект, расширяющий сферу своего влияния на значительную часть евразийского пространства, он называется «О других – как о себе». Мегапроект ориентирован на углубление взаимопонимания, развитие евразийского самопознания, поддержку и укрепление идеологии толерантности в регионе на уровне культурного и иного разнообразия общностей, проживающих в сердце евразийского континента. Данный проект актуализируется реалиями общественной жизни, бросающей вызовы терпимости, взаимопониманию, добрососедству, приязненному отношению ко всему «иному». Мегапроект включает три составные части: библитечно-медийно-издательский проект «Энергия добра и красоты: поэтические сокровища Южного Урала» (идея Н. В. Зуевой); международный интеллектуальный форум «Чтение на Евразийском перекрёстке»; сборник научно-практических, программно-проектных и иллюстративных материалов «ЧГАКИ в региональном поле культуры».

Существенным шагом вперед может стать реализация мегапроекта «Поддержка и развитие чтения на Большом Урале: библиотечный «локомотив», объединяющего институты книги и чтения, направленного на все возрастные группы населения. Такой проект разработан в Центре чтения ЧГАКИ и широко представлен в сетевом пространстве. Он нацелен на использование главного евразийского богатства – мультикультуры, ресурсного разнообразия во всех его проявлениях. Его особенность – ориентация на кумулирование и распространение инновационного опыта в области поддержки чтения посредством новых информационных технологий. Проект рассматривается нами как своеобразная площадка обмена ресурсами, развития читательского общения, место накопления и совместного использования данных, оперативного формирования творческих коллективов.

Территориальная рассредоточенность участников мегапроекта обусловливает необходимость активного использования информационных технологий. На основе сети Интернет может формироваться своеобразный электронный «холдинг» для обмена информацией, проектами, результатами научных исследований, программами и учебно-методическим материалами, практическими достижениями, сведениями о событиях в сфере издания и распространения книжно-журнальной продукции и т. д. Такой сетевой «холдинг» функционирует как единое информационное пространство с выделением зон ответственности отдельных участников. Основные направления закрепляются за ведущими специалистами и учреждениями, которые создают свои фрагменты сетевого пространства, несут ответственность за соответствующее наполнение веб-ресурсов, выступают в качестве модераторов. Стратегия открытого коммуникационного альянса позволяет свободный вход и выход из этого пространства, регулярное или эпизодическое присутствие в нем.

Мегапроект строится как система, направленная на умножение интеллектуального капитала его участников. Индивидуальные знания становятся общим сетевым ресурсом, которым могут пользоваться все участники мегапроекта, обогащать его, совершенствовать и возвращать в непрерывно пульсирующую, совместно взращиваемую сеть. Таким образом, она постепенно дополняется, совершенствуется, обрастает новым контентом. Стратегическая цель – на основе выявления, тиражирования и трансплантации высших региональных достижений, создание системы поддержки и развития чтения, которую можно будет распространить на территории евразийского пространства.

Ясно, что реализация столь масштабной работы требует мощной организационной подпитки. Стихийной реализацией этой идеи стало создание Библиотечной Ассамблеи Урала – общественной организации, объединяющей ведущих специалистов библиотечного дела УРФО. Внимательное изучение научных и методических работ, инновационного опыта друг друга, участие в совместных акциях показало возможные выгоды, связанные с объединением усилий. Наращивание профессионального потенциала по методу «перекрестного опыления» поможет сделать мощный рывок вперед в деле поддержки и развития чтения, распространив достижения на евразийском пространстве.

Только так – путем создания банка научных данных, дающих объективную картину чтения, развития программно-проектной деятельности в поддержку чтения на основе социального участия, освоения инновационного опыта можно добиться радикального улучшения ситуации с чтением в Евразии. Процветанию континента, повышению культурного уровня населения, развитию экономики, улучшению всех сторон жизни способствует базовая интеллектуальная технология – чтение, посредством которого происходит накопление, освоение мирового знания и многовекового социального опыта человечества.

Е. А. Астафьева,

г. Костанай



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель 2009 2010 гг

    Библиографический указатель
    При работе над указателем использованы электронный каталог фонда библиотеки РГУПС, списки научных работ, представленные авторами, база данных «Труды ученых РГУПС» и издания отраслевых информационных институтов.
  2. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы (3)

    Документ
    Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова выпускает второй информационный сборник, посвященный актуальным проблемам библиотечного дела.
  3. Мониторинг сми год учителя 18 июня 25 июня 2010 >

    Краткое содержание
    В Оружейной палате Московского Кремля в рамках VII Международного фестиваля "Москва встречает друзей" прошел концерт юных воспитанников Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
  4. Российские сми о мчс мониторинг за 22 июля 2010 г

    Руководство
    Борис Грызлов: Курс президента, правительства, партии "Единая Россия" на сокращение числа чиновников имеет особое значение для будущего страны (, 21.
  5. Итут иностранных языков серия «знак сознание знание» Выпуск 1 Теркулов Вячеслав Исаевич Номинатема: опыт определения и описания Горловка 2010 ббк 81. 0

    Книга
    Т Теркулов В.И. Номинатема : опыт определения и описания / В. И. Теркулов / научн. редактор М. В. Пименова. – Горловка : ГГПИИЯ, 2010. – с. – (Серия «Знак – Сознание – Знание»).

Другие похожие документы..