Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Развивающая. Развивать речь учащихся, навыки и умения высказывать свою точку зрения, опираясь на научные данные. Развивать умение работать в группах,...полностью>>
'Документ'
Проблема сознания является сложной междисциплинарной проблемой и разрабатывается многими науками (философией, теорией познания, психологией, социолог...полностью>>
'Документ'
После проведения анализов и исследований врач может по диагноз «бесплодие». С самого начала нужно понимать, что «бесплодие» - это всего лишь медицинс...полностью>>
'Документ'
Таким образом, если N = 2, то i = 1 бит, то есть при наличии 2-х символов в двоичном алфавите (0, 1) вес одного символа равен 1 бит (Кибернетический (...полностью>>

Менеджмента качества положение о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

ПОЛОЖЕНИЕ О МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ КВАЛИМЕТРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

СМК ОПД 01-19-2005

Обсуждено и рекомендовано к внедрению:

- решением заседания научно-методического

совета от «18» мая 2005г.

- решением совещания деканов

от «16» мая 2005г.

 Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие положения 3

  2. Модульная организация образовательного процесса 5

  3. Основные принципы квалиметрии учебной деятельности студентов

    1. Этапы и формы контроля 8

    2. Требования к педагогическим тестам и технологии

их применения 10

    1. Шкала рейтинговых оценок 12

  1. Рейтинговые оценки по отдельным учебным дисциплинам 13

  2. Интегральные рейтинговые оценки в системе менеджмента

качества образования вуза 18

  1. Программно-информационное обеспечение системы …………………23

  2. Приложения

Приложение А. Памятка для студентов по изучению дисциплины 24

Приложение Б. Рекомендации по использованию 100-балльной

шкалы 31

Приложение В. Формы экзаменационно-зачётных ведомостей 36

Приложение Г. Рекомендации по рейтинговой оценке

государственной итоговой аттестации 37

Приложение Д. Форма индивидуального рейтинг-листа 38

Приложение Е. Форма группового рейтинг-листа 39

Приложение Ж. Ведомость текущих рейтингов 40

Приложение И. Форма страницы журнала рейтинговых оценок по

дисциплине 41

Приложение К. График учебного процесса группы на семестр 42

Приложение Л. График учебного процесса по дисциплинам кафедры 43

8 Информационный лист 44

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Модульно-рейтинговая система квалиметрии учебной деятельности студентов (МРСК), внедряемая в АлтГТУ с 2005/2006 учебного года в соответствии с требованиями данного Положения, является приоритетно важным элементом системы менеджмента качества образования в университете.

В своей основе МСРК ориентирована на международные стандарты управления качеством, предусматривающие определенные нормы квалиметрии (измерения качества) характеристик продукции и услуг с целью проверки соблюдения предъявляемых требований. Квалиметрия учебной деятельности студентов – это мониторинг и измерение их знаний, умений, навыков с целью определения соответствия требованиям ГОС ВПО и запросам потребителей.

Требования данного Положения являются обязательными для всех участников образовательного процесса по программам высшего профессионального образования очной формы обучения: студентов, преподавателей, сотрудников и менеджеров учебно-организационной работы.

Ранее действовавшее «Положение об экспериментальном внедрении рейтинговой системы РИТМ» с 01.09.2005г. считается утратившим силу.

В разработке Положения использован опыт реализации модульно-рейтинговых технологий обучения в подразделениях университета в период с 1991 по 2004 годы и учтены современные концепции модернизации высшего профессионального образования, его квалиметрии, требующие в частности:

  • перехода на 100-балльную шкалу рейтинговых оценок;

  • повышения требований к качеству педагогических тестов и технологий их использования;

  • расширения спектра рейтинговых оценок учебной деятельности студентов, групп, специальностей, курсов, факультетов и более эффективного применения этих оценок как для мотивации к повышению результатов учебы, так и для системного мониторинга качества образовательного процесса на всех его этапах.

Главными целями МРСК являются повышение качества подготовки выпускников университета, реализация системного подхода в проведении менеджмента образовательной деятельности на основе комплексных рейтинговых оценок качества учебной работы студентов при освоении ими программ высшего профессионального образования.

Основные задачи внедрения МРСК:

  • повышение качества организации образовательного процесса на основе совершенствования модульных технологий обучения и рейтинговых оценок учебной деятельности студентов;

  • стимулирование ритмичной и качественной аудиторной и самостоятельной работы студентов в семестре;

  • совершенствование систем квалиметрии учебной деятельности студентов (педагогических тестов, технологий их применения) на всех этапах реализации профессиональных образовательных программ: от вступительных экзаменов до итоговой государственной аттестации;

  • повышение мотивации студентов к максимально успешному освоению образовательно-профессиональных программ на основе применения предлагаемой 100-балльной шкалы рейтингов с расширенным диапазоном значений повышенных оценок и существенных поощрительных мер для студентов с высокими рейтинговыми оценками их учебной деятельности;

  • создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории студента, означающее предоставление для него возможности выбора уровня подготовки (базового или повышенного) и учета индивидуальных достижений в его рейтинговых оценках;

  • оптимальное использование профессионального и творческого потенциала преподавателей, предусматривающее возможности разработки (в рамках данного Положения) собственных вариантов реализации модульно-рейтинговой системы, а также возможности постоянного улучшения своих действий по репродукции знаний, организации самостоятельной работы студентов, технологии тестирования;

  • формирование системы мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг и успешности учебной деятельности студентов;

  • разработка и реализация на основе анализа результатов применения МРСК корректирующих и предупреждающих мер по повышению качества образовательного процесса.

Основные принципы МРСК:

  • модульная организация образовательного процесса: итоговая оценка (рейтинг) по всякой учебной дисциплине за семестр формируется по средневзвешенному принципу на базе полученных в течение семестра оценок (рейтингов) за освоение модулей программы дисциплины и оценки (рейтинга), полученной при сдаче экзамена или зачета по дисциплине (детали формирования итоговой оценки приведены в разделе 4 данного Положения);

  • унификация рейтинговых оценок: для всех видов рейтинговых оценок учебной деятельности студентов и их совокупностей (групп, специальностей, курсов, факультетов) используется единая 100-балльная шкала (особенности её применения охарактеризованы в п. 3.3 данного Положения);

  • вариативность: МРСК предоставляет возможности: кафедре – максимально учитывать специфику преподавания своих дисциплин; преподавателю – применять различные технологии обучения и тестирования; студенту – распределять время самостоятельной работы в соответствии со своими способностями и предпочтениями;

  • стабильность: регламент деятельности преподавателей и структурных учебных подразделений по реализации МРСК формируется до начала учебного года и после его утверждения не допускает изменений в течение учебного года;

  • открытость: все участники образовательного процесса регулярно и всесторонне информируются об организационных основах МРСК и интересующих их данных о рейтинговых оценках.

2 МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Общая характеристика модулей учебной дисциплины

2.1.1 Модульная организация образовательного процесса нацелена на повышение качества аудиторной и самостоятельной работы студентов в течение семестра и на обеспечение объективности итоговых оценок по учебным дисциплинам за счет их формирования на основе многократных испытаний с использованием рейтинговых технологий.

2.1.2 Декомпозиция программы учебной дисциплины на модули – логически замкнутые блоки знаний, умений и навыков – осуществляется в каждом семестре её реализации отдельно, с учетом требований ГОС ВПО и особенностей преподавания дисциплины. В большинстве случаев, модуль – это раздел (набор тем) учебной дисциплины. Роль модулей, если это предусмотрено учебными планами и программами дисциплин, могут выполнять курсовые проекты (работы), циклы лабораторных работ, расчетных и графических заданий, другие виды самостоятельной работы студентов, а также итоговые испытания по дисциплине (экзамены, зачеты).

2.1.3 Количество модулей семестрового курса учебной дисциплины, их содержание, составные части (подмодули) определяются кафедрой в зависимости от объема учебного материала и целей образовательного процесса, который организуется в форме последовательного освоения запланированных модулей. При этом, с одной стороны, рекомендуется формировать модуль достаточно обширным, чтобы в его рамках студент мог получить системное интегративное знание, но, с другой стороны, ограниченным по объему так, чтобы в семестре организовать последовательное (поэтапное) изучение дисциплины и соответствующую поэтапную квалиметрию.

2.1.4 В процессе изучения каждой учебной дисциплины студент должен выполнить обязательную программу, составленную из базовых модулей и соответствующую требованиям ГОС ВПО.

Наиболее подготовленные студенты могут на добровольной основе осваивать и дополнительную программу, формируемую ими самостоятельно из предлагаемых преподавателем вариативных модулей, составляющих углубленную подготовку.

2.2 Организационные основы модульной технологии обучения

2.2.1 Для каждого модуля Мi семестрового курса учебной дисциплины кафедрой определяются его вес pi (0 < pi < 1), отражающий значимость модуля в освоении дисциплины. С учетом весов зачета и экзамена сумма весов всех базовых (обязательных) модулей должна быть равна единице ( ∑pi = 1). Для каждого внутрисеместрового модуля должен быть зафиксирован срок осуществляемого по нему рубежного контроля (номер учебной недели семестра) и форма его проведения (контрольная работа, сдача и защита расчетного задания, компьютеризированное тестирование, интегральное оценивание рейтинга по результатам внутримодульных испытаний, учета ритмичности работы и т.п.).

2.2.2 Количество внутрисеместровых модулей дисциплины с учетом п.2.1.3 рекомендуется выбирать в диапазоне от трех до пяти, обеспечивая в каждом из двух циклов текущей аттестации студентов в семестре обязательное наличие хотя бы одного модуля.

2.2.3 Полные данные о модульном планировании учебного процесса по дисциплине должны быть представлены в соответствующих разделах её внутривузовского образовательного стандарта (рабочей программы), а в обобщенном виде – в семестровом графике учебного процесса для академических групп, формируемом по установленной форме в деканатах на основании предложений кафедр (см. Приложения К и Л).

2.2.4 По результатам тестирования за каждый модуль Мi студент получает в стобалльной шкале определенную рейтинговую оценку Ri, на основании совокупности которых с учетом весов модулей pi формируются текущий и итоговый рейтинги студента по дисциплине, его комплексный и обобщенный рейтинги по образовательной программе в целом (детализация расчетов рейтингов приведена в разделах 4 и 5 данного Положения).

2.2.5 По решению кафедры (преподавателя) рейтинговая оценка Ri за внутрисеместровый модуль Мi может формироваться с учетом ритмичности работы студента (посещаемости аудиторных занятий, выполнения сроков сдачи заданий и т.д.). В пределах одного модуля преподаватель может применять накопительную систему оценки академических успехов студента, в которой, кроме ритмичности, учитываются отдельные акты квалиметрии (полученные в рамках опросов, выступлений на семинарах, активности в деловых играх и т.п.), но рейтинговая оценка Ri за любой модуль Мi выводится только в стобалльной шкале.

2.2.6 Необходимые данные о содержании семестрового курса дисциплины, её модульном построении, сроках и формах контроля самостоятельной работы, о принципах формирования рейтинговых оценок (рубежных и итоговой), доводятся до сведения студентов в начале семестра в виде специального документа «Памятка по изучению дисциплины», утверждаемого заведующим кафедрой, которая обеспечивает преподавание дисциплины. Основные требования к содержанию, оформлению и применению этого документа представлены в Приложении А.

2.2.7 Каждый модуль учебной дисциплины должен быть обеспечен необходимыми учебно-информационными и методическими материалами для проведения аудиторных занятий, организации самостоятельной работы студентов, осуществления текущего и итогового контроля в соответствии с требованиями внутривузовского образовательного стандарта дисциплины. Особое внимание при этом уделяется качеству педагогических тестов и технологии обучения студентов по индивидуальным программам на основе вариативных модулей.

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КВАЛИМЕТРИИ учебной деятельности студентов

3.1 Этапы и формы контроля

Квалиметрия учебной работы студента по отдельным дисциплинам и по образовательно-профессиональной программе в целом осуществляется через систему взаимосогласованных контрольных испытаний. Применяются контрольные испытания следующих видов: входные, текущие, рубежные, итоговые, а также испытания для определения остаточных знаний.

Входные испытания проводятся перед началом изучения дисциплины и предназначены для определения индивидуальных знаний студентов и входного потенциала всего массива студентов. Эти испытания служат основанием для корректирующих действий как преподавателя дисциплины, так и менеджеров учебной деятельности и преподавателей, осуществляющих планирование и обучение на других этапах образовательной траектории студентов. Результаты входных испытаний, как правило, не должны учитываться при формировании итогового рейтинга студента по изучаемой дисциплине.

Текущие испытания проводятся в процессе изучения дисциплины (на практических и лабораторных занятиях, по итогам контроля выполнения текущих заданий) и направлены на определение уровня подготовленности по разделу, фрагменту дисциплины. Технология их проведения должна предусматривать существенный обучающий компонент.

Рубежные испытания, как правило, предназначены для определения уровня подготовки по модулю дисциплины. Целесообразно проводить рубежный контроль перед каждой аттестацией студентов, а также в конце семестра. Это требует введения не менее трех модулей по дисциплине в семестре.

Итоговые семестровые испытания по дисциплине проводятся в форме зачета или экзамена и предназначены для определения уровня подготовленности студента в период проведения сессии. Рекомендуется эти испытания проводить в письменной форме и лишь в исключительных случаях в устной, но комиссионно. При соблюдении определенных условий, оговоренных в разделе 4, для наиболее подготовленных студентов допускается оформление итогов экзамена или зачета на основе высоких результатов текущей аттестации по итогам учебной работы в семестре.

Итоговая государственная аттестация в форме государственного экзамена по специальности (направлению) и защиты выпускной квалификационной работы также относится к итоговым испытаниям.

Испытания с целью проверки остаточных знаний проводятся, как правило, при внешних и внутренних аудитах, а также в других случаях, требующих интегральной оценки образовательного процесса в вузе, на факультете или на отдельной специальности либо по одной дисциплине, либо по циклу дисциплин.

3.2 Требования к педагогическим тестам и технологии их применения.

3.2.1 Типы педагогических тестов. В данном Положении под педагогическим тестом понимается любой комплекс контрольно-измерительных материалов (тестовых заданий) и оценочных технологий (критериев и методов), применяемый для количественной оценки уровня подготовленности студента по программе учебной дисциплины, по её фрагменту или при проверке междисциплинарных знаний, умений, навыков с позиций выполнения требований ГОС ВПО.

Основные типы педагогических тестов: сдача зачетов и экзаменов; проведение письменных контрольных работ; компьютерное тестирование; защиты рефератов, курсовых работ и проектов; отчеты о практиках и лабораторных работах; доклады на семинарах, деловые игры; индивидуальные расчетные, графические и исследовательские задания, контрольные опросы и т.п., должны применяться профессорско-преподавательским составом в соответствии с предъявляемыми квалификационными требованиями и спецификой учебных дисциплин.

3.2.2 Требования к квалиметрии. Для того, чтобы квалиметрия была эффективной и в наибольшей степени способствовала достижению основных целей и задач модульно-рейтинговой системы, контроль уровня подготовки студента на всех этапах должен быть:

  • объективным: в каждом отдельном контрольном испытании необходимо минимизировать влияние субъекта – преподавателя на результат испытания. Это достигается:

  • выбором типа испытания (предпочтение отдается письменным контрольным работам и компьютерным тестам открытого, полуоткрытого и закрытого типа, сформированным так, что каждый ответ по фрагменту теста может быть сопоставлен с эталонным);

  • декомпозицией материалов, содержащих результаты испытания (рефераты, отчеты, проекты, доклады и т.д.) при их оценивании на части с количественной оценкой каждой из них и применением логически обоснованного алгоритма определения общей оценки педагогического теста;

  • использованием комиссионной экспертизы на испытаниях с наибольшим весом оценивания (например, на экзаменах);

  • применением методов современной тестологии (науки о разработке и применении педагогических тестов) для исключения интуитивной компоненты в назначении конкретной балльной оценки за результаты испытания, что достижимо лишь в процессе многолетней апробации тестов на достаточно больших массивах испытуемых и только с оценками вероятностного характера;

  • систематическим: многократное тестирование обучаемого в семестре существенно уменьшает статистическую погрешность квалиметрии;

  • иерархичным: включающим контрольные задания разного объема и направленности, позволяющие оценить в целом различные компоненты образовательного багажа студента: информацию, знания, навыки, умения и понимание;

  • валидным: тестирующий материал должен обладать полнотой по охвату всех (или большей части) дидактических единиц программы и квалификационных требований государственного и внутривузовского стандарта; особое внимание должно быть уделено валидности тестов, используемых на итоговых (зачетных или экзаменационных) испытаниях;

  • надежным: предъявляемый каждому студенту вариант теста должен репрезентативно представлять всю генеральную совокупность тестовых заданий, подготовленных преподавателем по программе дисциплины или её фрагмента;

  • щадящим: в первой трети и даже первой половине семестра студент не должен потерять шанс стать отличником за счет упорного труда в завершающей части семестра, что должно подкрепляться нарастающим характером сложности материала и творческих заданий по дисциплине, а также весовыми коэффициентами заключительных модулей;

  • прозрачным (ясным для студента): перечень контрольных заданий, их удельный вес и методика расчета рейтинга должны быть известны студенту с первого занятия, по большинству случаев контроля студенту должна быть предоставлена возможность апелляции.

3.3 Шкала рейтинговых оценок

3.3.1 С 1 сентября 2005 года в университете для всех типов педагогических тестов, используемых в образовательном процессе по программам высшего профессионального образования очной формы обучения, вводится единая 100-балльная шкала рейтинговых оценок.

3.3.2 Соответствие 100-балльной шкалы и традиционной шкалы качественных оценок устанавливается следующим образом:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт (3)

    Образовательный стандарт
    - СТП 12 310–2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре,
  2. Алтгту управление качеством образования, продукции и окружающей среды Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 5 6 июля 2007 года Бийск 2007

    Документ
    В сборнике опубликованы материалы, представленные на 2-й Всероссийской научно-практической конференции, проходившей 5 – 6 июля 2007 года в г. Бийске и посвященной наиболее актуальным проблемам управления качеством.
  3. Министерство образования и науки РФ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Расписание
    Модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса и оценки качества учебной деятельности студентов, реализуемая в АлтГТУ с 1991 года, нацелена на совершенствование уровня подготовки выпускников, повышение мотивации
  4. Менеджмента качества в современном университете

    Документ
    Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.
  5. Секция 4 Качество образования и методы его измерения

    Документ
    ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НАСЫЩЕННОЙ МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЕМЫХ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА УСПЕВАЕМОСТИ В ПРОФИЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ 8-Х КЛАССАХ

Другие похожие документы..