Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 к...полностью>>
'Семинар'
Место проведения: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет друж...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 26 июня 2008 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.03 по присуждению ученой степени доктора исторических н...полностью>>
'Рабочая программа'
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ...полностью>>

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по стилистике русского языка стр. 9

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая тетрадь

по стилистике русского языка

как одно из средств

подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Часть 2. Синтаксическая стилистика.

(Пособие для школьников и абитуриентов)

Составитель Бабенкова Л. А.,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана.

2006 г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование.

Вместо предисловия (от автора)…………………………………………….стр.5

Глава 2. Стилистика и культура речи в процессе изучения русского языка

за курс основной школы.

    1. Развитие общеучебных умений и навыков в процессе обучения и

развития стилистически грамотной речи……………………………………стр.6

    1. Диагностика использования рабочей тетради по стилистике………стр.7

    2. Методические рекомендации по использованию рабочей

тетради по стилистике русского языка……………………………………….стр.9

Заключение……………………………………………………………………..стр.10

Библиография…………………………………………………………………..стр.11

Приложение

1.Тетрадь по стилистике русского языка (синтаксические нормы)

Объяснительная записка……………………………………………………стр.12

2.Синтаксическая стилистика……………………………………………….стр.12

2.1.Согласование сказуемого………………………………………………..стр.13

2.2.Согласование определения……………………………………………...стр.15

2.3.Управление……………………………………………………………….стр.17

2.4.Употребление причастных и деепричастных оборотов……………….стр21

2.5.Синонимичные конструкции простых и сложных

предложений (параллельные синтаксические конструкции)……………..стр.28

3.Упражнения на повторение……………………………………………….стр.31

4.Терминологический словарь………………………………………………стр.56

Памятка для написания сочинения-рецензии на ЕГЭ

Таблица «Функциональные стили речи»

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ (2006 год)

Введение.

Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается, прежде всего, в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.

Очень многое переменилось теперь в казалось бы привычных, устоявшихся оценках, связанных с состоянием русского литературного языка, как оно сравнительно недавно представлялось языковедам, писателям, образованной части общества.

Слушая наших сограждан, работающих в так называемых зонах повышенной речевой ответственности, осознаешь, что обучение литературным нормам продолжает оставаться одним из наиболее запущенных участков в школьном преподавании русского языка.

В эпоху реформации школы роль учителя, несомненно, возрастает, поскольку требует от него не только передачи знаний ученику, но и активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащегося, готовить его к взрослой, самостоятельной жизни.

При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Практика проведения экзаменационных работ в форме ЕГЭ показала, что при выполнении заданий с развернутым ответом (сочинения) учащиеся допускают грамматические ошибки и речевые недочеты, то есть ошибки в структуре языковой единицы – в структуре слова, словосочетания или предложения (грамматические ошибки) и ошибки в использовании языковой единицы, чаще всего в использовании слова; по преимуществу это нарушение лексических норм (речевые недочеты).

К речевым ошибкам относятся также ошибки, вызванные нарушениями порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста (См. таблицы №1, №2)

Разновидностью речевых недочетов являются и стилистические ошибки: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.

Изменить положение может радикальная переориентация школьного образования. Особое место в этом процессе должно быть отведено коммуникативным навыкам учащихся, что неразрывно связано с повышением требований к культуре речи. Русский язык как школьный предмет имеет огромные возможности для развития речи учащихся. Уроки русского языка призваны не только научить грамотному письму, но и стилистически правильной речи. Материал, предложенный в учебниках, мал, поэтому использование рабочей тетради по стилистике в процессе подготовки к ЕГЭ актуально и способствует совершенствованию навыков литературной речи.

ПРОБЛЕМА: Роль рабочей тетради в активизации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи на уроках русского языка.

ЦЕЛЬ: Изучить способы организации и активизации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи при изучении русского языка.

ГИПОТЕЗА: Рабочая тетрадь является средством развития самостоятельной деятельности учащихся, если:

  1. определены психолого-педагогические аспекты самостоятельной деятельности школьников,

  2. выявлены особенности развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных умений,

  3. определены условия развития умений и навыков в процессе организации самостоятельной работы учащихся по стилистике на уроках русского языка.

ЗАДАЧИ: 1.Выявить оптимальные аспекты управления самостоятельной деятельностью учащихся.

2. Разработать рекомендации по подбору и составлению заданий для рабочей тетради.

3. Составить рабочую тетрадь по стилистике русского языка (синтаксические нормы).

НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что подобран и систематизирован материал о способах организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию стилистически грамотной речи на уроках русского языка, разработаны задания для рабочей тетради.

Глава 1.

Психолого-педагогическое обоснование обучения и развития стилистически грамотной речи в процессе изучения русского языка.

Вместо предисловия.

Психолого-педагогическое обоснование обучения и развития стилистически грамотной речи школьников было изложено мною в части 1 (Лексическая стилистика).

Часть 2 (Синтаксическая стилистика) включает в себя разделы языка, связанные с развитием связной речи учащихся, и базируется в основном на знаниях, полученных в 7 и 8 классах.

Как известно, именно в этом возрасте у учащихся наблюдается интенсивный физический рост, что связано с быстрой утомляемостью, снижением внимания, а отсюда и с невозможностью качественно усвоить изучаемый материал. Поэтому собранные в рабочей тетради задания позволяют самостоятельно повторить и систематизировать знания по синтаксису, отработать навыки грамотного построения предложений и в конечном итоге текста.

В старших классах у учащихся возрастает мотивация учебной деятельности, поэтому самостоятельная работа при подготовке к экзаменам на основе материалов рабочей тетради является эффективной.

К тому же педагогами и психологами уже разработаны методы самостоятельного овладения учащимися знаний и формирования умений.

1.Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов.

2.Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний, слов.

3. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов.

Самостоятельное овладение знаниями является одним из активных методов обучения, поскольку он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.

Этапы обучения в системе применения методов активизации мыслительной деятельности учащихся могут быть определены в зависимости от того, с каким языковым материалом имеют дело учащиеся – с готовым или с таким, который надо изменить или создать.

На первом этапе учащиеся воспринимают, осмысливают, анализируют готовый языковой материал, который преподносится им или в процессе сообщения учителем знаний, или при выполнении упражнений. Этот этап является основой формирования умений, так как работа по образцу на первом этапе создает базу для выполнения более сложных заданий на следующем.

На втором этапе осуществляется выбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного языкового материала. Усложняются условия работы – усложняется и мыслительная деятельность учащихся. Изменение условий очень важно для приобретения прочных знаний, умений и навыков; оно создает ориентировку в разных ситуациях.

Таким образом, второй этап, закрепляя достигнутое на первом, способствует совершенствованию логики мышления учащихся, формирует умение применять знания и навыки в разных ситуациях.

Особым является третий этап - этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов, когда осуществляется частично-поисковая и поисковая деятельность.

Приобретенные учащимися ранее знания, умения и навыки, в том числе в ходе проблемного изложения нового материала учителем, теперь применяются ими при создании текстов, предложений, словосочетаний, образовании слов, хотя элементы работы по образцу, естественно, присутствуют в большей или меньшей степени и в этих случаях.

При написании сочинений-рассуждений, эссе, рецензий творчество учащихся достигает наиболее высокого уровня – проявляется их умение выразить собственную мысль с помощью отобранных самостоятельно языковых средств. При решении проблемных задач исследование языковых явлений, приближающее в известной степени работу школьников к деятельности ученых-лингвистов, поднимает учащихся на самый высокий уровень мыслительной деятельности.

Овладение культурой речи на третьем этапе осуществляется в самых сложных условиях, но особенно эффективно (С.18,с.8-9)

Критерием эффективности применяемых методов обучения – на заключительном этапе в процессе обучения – должны явиться проблемные задачи, в процессе решения которых обнаружится, усвоены ли знания, сформулированы ли умения, навыки, достигнут ли определенный уровень языкового развития.

В последние годы критерием эффективности усвоенных знаний, умений и навыков учащихся является результат ЕГЭ по русскому языку.

Глава 2.

Стилистика и культура речи в процессе изучения русского языка за курс основной школы.

Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, определяя задачи преподавания русского языка, указывает, что одной из них является: овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; и включает в основные направления работы по русскому языку овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, словообразования и образования новых форм слова, построение словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

2.1.Развитие общеучебных умений и навыков

в процессе обучения и развития культуры речи.

Основной целью обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей.

В процессе обучения и развития культуры речи происходит развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков.

Эти навыки как практические, так и интеллектуальные.

Во-первых, учащиеся овладевают навыком работы со справочной литературой, в первую очередь с разного вида словарями, учатся умению выделять существенное, сравнивать, умозаключать, стилистически грамотно излагать свои мысли.

Очень важно, что учащиеся приобретают поисковые навыки.

Обучение навыкам творческой деятельности при обучении и развитии культуры речи отводится большое место. Опыт творческой деятельности заключается в умении самостоятельно перенести знания и умения в новую ситуацию; в видении новой проблемы в знакомой ситуации; умение самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новой. Кроме того, формирует нормы отношения к миру, т.е. воспитанность.

В процессе обучения русскому языку рабочая тетрадь по стилистике и культуре речи может быть использована при изучении практически любой темы.

Тема «Причастие»

Задание № 8,11,13

Тема «Деепричастие»

Задание № 1,2,3,4,6

Тема «Главные члены предложения»

Задание № 9*

Тема «Определение»

Задание №14,15

Тема «Обстоятельство»

Задание №12,16*

2.2.Диагностика использования рабочей тетради по стилистике.

Рабочая тетрадь такого направления необходима. В настоящее время с русским языком, особенно это касается литературных норм, обходятся слишком вольно. Зачастую это происходит вовсе не потому, что люди специально делают ошибки, а скорее от незнания. К сожалению, учебники русского языка (под любым изданием) не дают достаточных знаний по стилистике и культуре речи, а содержат отрывочные, имеющие второстепенное значение, то есть обучение культуре речи отнесено на второй план. А ведь главное назначение любого языка (русского в том числе) – общение, коммуникативность.

Нужно отметить, что есть немало литературы по стилистике и культуре речи.

Однако она предназначена для студентов гуманитарных вузов, а эта тетрадь может быть использована учащимися общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь по стилистике призвана дополнять, расширять то, что в учебниках содержится в очень маленьких «дозах».

Рабочая тетрадь по стилистике внедрялась в 2003-2004 и в 2004-2005 учебном году. Учащиеся выполняли практические задания совместно с учителем и самостоятельно. Это способствовало развитию связной, стилистически грамотной речи, необходимой при написании блока С, а также при выполнении заданий блока А, где нужно было выявить предложения с грамматическими ошибками.

Сравнительная таблица за четыре учебных года свидетельствует о результативности использования комплекса упражнений для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Уч.год

Количество учащихся

«5»

«4»

«3»

Средний балл

% успеваем

% кач.знан

По списку

Сдавали ЕГЭ

2002

21

16

7

9

-

4,4

100

100

2003

15

12+11

1+11

8

3

3,8

100

77

2004

19

19

2

13

4

3,9

100

79

2005

16

16

8

8

-

4,5

100

100

Итого:

71

63

18

38

7

4,2

100

89

1В 2002-03 году еще 1 учащийся сдавал экзамен через центр независимого тестирования, набрал 70 баллов и получил школьную оценку 5 (+1)

Ввиду того, что школьная шкала баллов ежегодно меняется, например:

2001-2002 учебный год 2003-2004 учебный год

«2» - 0 - 27 баллов 0 – 31 балл

«3» - 28 – 45 баллов 32 – 50 баллов

«4» – 51 - 70 баллов 51 – 69 баллов

«5» – 71 - 100 баллов 70 – 100 баллов

2002-2003 учебный год 2004-2005 учебный год

«2» - 0 - 27 баллов 0 – 31 балл

«3» - 28 – 50 баллов 32 – 50 баллов

«4» – 51 - 74 баллов 51 – 68 баллов

«5» – 75 - 100 баллов 69 – 100 баллов

можно привести сравнительную таблицу по общему количеству баллов без учета школьной оценки.

По списку

Сдавали ЕГЭ

Менее 33 баллов

От 33 до 39 баллов

От 40 до 49 баллов

От 50 до 59 баллов

От 60 до 69 баллов

От 70 до 79 баллов

80 и более баллов

2001-20021

21

16

-

-

1

2

6

5

2

2002-20032

15

12+1

-

2

-

4

4

2+1

-

2003-20043

19

19

-

-

3

9

5

2

-

2004-20053

16

16

-

-

-

3

6

4

3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр николаевич гвоздев очерки по стилистике русского языка

    Реферат
    АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ГВОЗДЕВОЧЕРКИ ПО СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКАИздание третьеПодготовлено к печати членом-корреспондентом АН СССР С.Г.Бархударовым.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ"
  2. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. 12 Заключение. 14

    Методические рекомендации
    Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию»
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  4. Методика преподавания русского языка (Учебно-методическое пособие для студентов-филологов)

    Учебно-методическое пособие
    Цель, преследуемая составителем, – создание комплексного учебного пособия, попытка объединить в рамках одной книги все материалы, необходимые студенту – филологу в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по дисциплине «Методика
  5. Методические указания и практикум по дисциплине "Русский язык и культура речи"

    Методические указания
    Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).

Другие похожие документы..