Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 24 июня 2009 г. в 12 ч на заседании диссертационного совета Д212.214.01 при Самарском государственном экономическом университете по ...полностью>>
'Документ'
1. Настоящие Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила) регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинс...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
1. Цель дисциплины - дать студентам теоретические зна­ния и практические навыки по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в области со...полностью>>
'Документ'
Лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и другие), стекло с нанесенным люминофором, провода изолированные, кабели и другие изолированные элект...полностью>>

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по стилистике русского языка стр. 9

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7.* Напишите сочинение-рецензию на предложенный текст.

В годы моего детства, совпавшего с началом бурного, столь богатого стремительной сменой событий 20в., был весьма популярен романс Томаса Мора в великолепном переводе Козлова: «Вечерний звон в краю родном, где я любил, где отчий дом». Для меня, даже на склоне лет, понятие отчего дома конкретно, зримо и широко. Да, оно, как далекий уютный огонек, до сих пор освещает мою жизнь. Но складывается для меня это понятие из двух составляющих: родительского дома, семьи и родного края. Потому что отчий дом, безусловно, неотделим от края, где мы родились, от родной земли, с которой нас связывают тысячи невидимых нитей.

Семья – начало всех начал. Все, что дорого нашему обществу, все, что составляет его силу, гордость и славу – боевые и трудовые традиции, - все это бережно хранится в семьях, как самое дорогое наследство – от дедов к отцам, от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам и правнукам.

У любого нравственно здорового человека семья и отчий край – это те начала, которые, разрастаясь, становятся понятием Родина. Родина же – это глубинная основа человеческой души.

Из дома, где прошло наше детство, выносим мы задатки всех тех нравственных качеств, из которых потом сложится (или не сложится) личность человека, гражданина, работника, творца. «Все мы родом из детства», - сказал Экзюпери. Правильность этих слов каждый проверяет на себе, на своей жизни.

Поженились двое молодых людей. Создав семью, они спешат сразу выделиться, стремятся жить самостоятельно. И это правильно. Но почему они порой так небрежны к истории своих семей, к их традициям? Почему забывают о своей «родословной», почему не создают своих семейных традиций: не хранят дорогие мелочи – письмо, фотографии, наивные подчас реликвии, что содержат в себе дух семьи, ее стиль, опыт и фамильную гордость?..

«С чего начинается Родина?» – спрашивает песня. Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Потому что понятие Родина широко, неохватно. Но одно неоспоримо: она начинается и с отчего дома. Я бы даже сказал так: прежде всего – с отчего дома.

(По Л. Успенскому)

8.* Напишите сочинение-рецензию на предложенный текст.

Вспомните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля без них была б мертва.

Поэзия Пушкина мудра. Каждое слово в его стихах требует раздумий. Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Два символа смерти и вдруг – «животворящая святыня»! Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, с которыми его связывают общие воспоминания, так и историческая память народа формируем нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность не чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу.

В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? Каждое обращение к прошлому обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности. А что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость.

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство.

(По Д. С. Лихачеву)

9.* Напишите сочинение-рецензию на предложенный текст.

Мы говорим Театр – и перед нами возникает здание с колоннами, похожее на храм. Театр и есть храм. Недаром в вышине на треугольном фронтоне в бронзовой колеснице стоит бог. С его плеча плавно спадает легкая туника, на голове венок из веток лавра. В руке он держит шестиструнную кифару: выменял ее на несколько коров у ловкого купца Гермеса. Говорят, он необыкновенно красив, этот бог, но с земли черты его лица неразличимы: ведь он, как подобает богу, вознесен очень высоко. Приходится верить на слово. Это Аполлон – бог красоты. А красота – теперь это знают все – спасет мир.

Он стоит неподвижно и выжидающе смотрит вдаль, а запряженная в колесницу квадрига – четыре коня, вздыбленные над театральной площадью, - нетерпеливо ожидает сигнала своего повелителя. Стоит ему сочно причмокнуть губами и как следует встряхнуть вожжи – но-о! – кони сорвутся с места и тяжелые колеса загрохочут по крышам города.

Театр – не только божество, это еще лукавство. Здесь можно дернуть старика за бороду, и борода окажется в вашей руке, а перед вами вместо почтенного старца – нагловатый молодой парень. Старик же торопливо натянет на лысину парик и на ваших глазах превратится в молодого. Здесь, если надо, румяный побледнеет, бледный зарумянится. Грим! Жадный расщедрится, добродушный примет облик злодея. Роль!

В Театре все немного ненастоящее – декорации, немного временное – роли и вечное – правда.

Правда – душа Театра. Но какая это трудная, сложная правда. И какая великая. Ведь сама наша земля – огромный Театр, а все мы как бы артисты, и у каждого своя роль в Театре жизни. Ведь не случайно великий Шекспир назвал свой театр – «Глобус».

А может быть, каждый из нас – сам по себе Театр? Наша память – спектакль. Действующие лица и исполнители – те, кого мы любим, кто живет рядом с нами, без кого мы не можем обойтись, но и те, кто отравляет нам жизнь. И те, кого нам так не хватает, но о них мы узнали слишком поздно – они жили в другое время, и встретиться с ними можно только в Театре. (По Ю. Яковлеву

Терминологический словарь.

Актуализированные слова – слова, ранее употреблявшиеся в речи, но после революции отошедшие в пассивный фонд языка. Сегодня эти слова опять вошли в широкое употребление, например: Дума, губернатор и т.п.

Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий. Например: Сравните показатели первой таблицы с таблицей седьмой.

Амфиболия (от греческого – двойственность, двусмысленность) – ненамеренная двусмысленность, возникающая в речи. Амфиболия чаще всего возникает при построении предложения: из-за определенного порядка слов (например, в предложении Мать любит дочь каждое существительное может называть и субъект действия и объект), сочетания морфологических форм (например, в словосочетании Обучение журналистов слово в родительном падеже может обозначать и субъект действия – журналисты кого-то обучают, и объект – кто-то обучает журналистов), двоякого соотнесения местоимения. Иногда амфиболию используют как стилистический прием, например в предложении Казнить нельзя помиловать смысл проявляется только при постановке запятой. То же мы наблюдаем в названии поэтического сборника Б.Пастернака «Сестра моя жизнь».

Анафора (единоначатие) – фигура речи, состоящая в повторении начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Например: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера (К. Симонов). Анафоре по позиции элементов противоположна эпифора.

Анадиплозис – фигура речи, то же, что и подхват. Слово или несколько слов, завершающих отрезок текста, повторяются в начале следующего отрезка. Например: Я к тебе обязательно приду. Приду с победой!

Антитеза – фигура речи, основывающаяся на антонимии и параллелизме конструкции, при которой осуществляется контрастное противопоставление предметов, признаков, явлений. Например: Не по харошу мил, а по милу хорош. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Апокойну – фигура речи, построенная на объединении двух предложений в одно высказывание, содержащее общий компонент. Свойственно разговорной речи. Например: Там пришел человек тебя ждет.

Апосипеза (умолчание) – фигура речи, когда высказывание умышленно не завершено, с тем, чтобы читатель сам додумал пропущенные слова. Например: Вот он приедет и тогда…

Асиндетон (бессоюзие) – фигура речи, противоположная многосоюзию, заключающаяся в намеренном пропуске сочинительных союзов. Например: Мелькают мимо будки. Бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах (А.Пушкин).

Архаизмы – это слова, называющие существующие предметы и понятия, но вытесненные из активного употребления синонимами. Архаизмы продолжают существовать в языке как стилистическое средство, например как разновидность высокой лексики: золото и злато, палец и перст, молодость и младость.

Выбор слова – уместное использование слова в контексте с точки зрения его семантики (см.), стилистической окраски и стилевой принадлежности. Выбор слова включает проблему мотивированного использования конкретного синонима из синонимического ряда, антонима из антонимической пары, термина, жаргонизма, фразеологизма и других лексических средств.

Включение деепричастного оборота в пассивную конструкцию – стилистическая ошибка (см.), при которой деепричастный оборот включается в пассивную конструкцию, что ведет к двусмысленности высказывания. Например: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Двойная зависимость форм управления – стилистическая ошибка, при которой два слова, требующие различных падежей, управляют одной словоформой. Например: Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами (распределяет – что?, управляет – чем?)

Гипербола – троп, состоящий в намеренном преувеличении свойств предмета или явления. Например: До смерти надоел!

Градация – фигура речи, в основе которой лежит синонимия. Синонимы (или квазисинонимы) объединяются в один ряд так, что каждый последующий синоним усиливает выразительность предыдущего: Кто-то зарабатывает гроши, кто-то больше, но уже не зарабатывает, а получает, берет, хватает, рвет.

Инверсия (обратный порядок слов) – изменение обычного расположения слов в предложении (синтаксическая функция членов предложения не меняется). В результате переставленный элемент выделяется и в смысловом, и в стилистическом плане. Например: Он человек умный; Она вечером придет; Он о встрече рассказывает. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на слова, стоящие в начале или конце предложения. Неоправданная инверсия может привести к стилистической ошибке, искажению смысла фразы или двусмысленности. Например: Все прилегающие территории убирают несколько человек; Магазин провел презентацию коллекции одежды для женщин сезона 1999-2000 года.

Ирония (от греч. Eironeia – притворство) – троп, заключающийся в намеренном употреблении слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста в смысле, абсолютно противоположном буквальному. Ироническая окраска текста понимается читающим или слушающим за счет владения фоновыми знаниями (знанием ситуации, культурных или иных реалий), а также с помощью интонационных или иных способов подчеркивания автором противоположного смысла высказывания.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначающихся ими понятий, например: кафтан, буденовка, камердинер.

Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом обыгрывании различных значений многозначного слова или омонимов: «Каждый олигарх может купить нашу газету. В киоске» (реклама газеты «Ведомости»). «Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь» (П.А.Вяземский). Порождает каламбур и столкновение антонимов: Москвичей скоро переселят из старых хрущевок в новые.

Компрессия – опущение того или иного члена предложения вследствие его предсказуемости. Например: Он читает (= Он читает книгу); У него температура (= У него высокая температура). Таким образом, из двух образующих словосочетание слов остается одно, которое вмещает в себя значение всего словосочетания. Компрессия может служить одним из способов речевой экономии или же лежать в основе каламбура, но если она не оправдана, то может стать причиной стилистической ошибки.

Конструкция с двумя винительными падежами – стилистическая ошибка, возникающая в том случае, если определяемое слово и причастие стоят в винительном падеже и причастный оборот не обособляется. Такая конструкция имеет устарелый характер. Например: Я увидел его стоящего у дерева.

Контаминация лексическая – объединение слов или их частей на основе структурной, функциональной или ассоциативной близости, приводящее к их формальному или семантическому изменению. Лексическая контаминация может быть стилистическим приемом, например при создании окказионализмов (прихватизация, вошпиталь), когда окказиональное слово складывается из основ созвучных слов и вбирает в себя их семантику (такой прием называется «скорнение»). Неоправданная контаминация приводит к стилистической ошибке, так как она разрушает устойчивые связи лексем: «уделить значение» (вместо: «придавать значение» и «уделять внимание»); «предпринять меры» (вместо: «принять меры» и «предпринимать действия»).

Контаминация прямой и косвенной речи – стилистическая ошибка, при которой в структуре сложного предложения происходит смешение двух форм передачи чужой речи. При этом высказывание приобретает разговорный характер. Например: Президент сказал, что я сделаю все возможное.

Координация грамматическая – формальное соответствие форм сказуемого и подлежащего. Например: Большинство сотрудников получило зарплату. Сказуемое ставится в форму единственного числа, соотносясь с главным словом словосочетания, которым выражено подлежащее.

Координация по смыслу – пренебрежение грамматическим соответствием сказуемого и подлежащего из-за несоответствия смысловых отношений. Например: Большинство сотрудников получили зарплату. Сказуемое ставится в форму множественного числа, указывая на множественность деятелей, то есть грамматическая форма глагола сопоставляется с лексическим значением подлежащего.

Лексическая недостаточность – стилистическая ошибка, состоящая в пропуске необходимого компонента словосочетания. Меня до глубины волнует этот вопрос.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слова «связываться» с другими словами контекста, не разрушая семантических и синтаксических закономерностей подобной связи.

Литота (от греч. litotes – простота)– троп (разновидность мейозиса), противоположный гиперболе, состоящий в намеренном преуменьшении качеств, свойств, признаков предмета или явления. Например: «Мальчик с пальчик», «Талии никак не толще бутылочной шейки»(Н.В.Гоголь). Отрицание отрицания, в результате понимаемое как утверждение. Например: Небезопасное соседство. Не лишенный остроумия человек.

Мейозис – троп, состоящий в намеренном преуменьшении качеств, свойств, признаков предмета или явления. Троп, противоположный гиперболе. Мейозис употребляется говорящим в целях иронии, намеренной сдержанности оценок при эвфемизме. Например: Ты тогда пешком под стол ходил; не первой свежести. Как мейозис может расцениваться современное употребление как бы в целях смягчения категоричности речи. Разновидность мейозиси - литота.

Метафора – перенос названий на основе сходства признаков. По стилистической роли в речи метафоры делятся на сухие, образные обще-поэтические и газетные, и авторские. Сухие метафоры потеряли свою образность и воспринимаются как прямые, а не переносные названия вещей, явлений, действий: ножка стола, часы идут. Они выполняют номинативную функцию. Образные метафоры выполняют характеризующую, а не номинативную функцию, их переносный характер ясно ощущается: «Эта прядь – такая золотая разве не от старого огня?» (Блок).

Метонимия – разновидность многозначности, основанная на смежности явлений. Одно и то же название получают два предмета, тесно связанные друг с другом: «Не то на серебре – на золоте едал» (А.Грибоедов). Метонимии различаются по смежности и по степени выразительности. По смежности метонимии бывают пространственными (выпил целый стакан), временными (дожить до седин), логическими (веселая книга) и т.п. По степени выразительности метонимии бывают сухие (таблетки от головы), общеязыковые образные (коричневая угроза, красные регилны) и авторские (потная дискуссия (И.Ильф и В.Петров)).

Многословие – стилистическая ошибка, связанная с присутствием в тексте лишних с точки зрения полноты передачи содержания слов. Многословие связывают с плеоназмом, избыточными перифразами, лексическими повторами.

Морфологическая омонимия – стилистическая ошибка, возникающая из-за пропуска предлога, что приводит к неясности высказывания. Например: письмо матери (от? – к?).

Нанизывание падежей – стилистическая ошибка, при которой несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой. Как правило, нанизывается родительный падеж. Например: В целях дальнейшего улучшения уровня знаний школьников. Реже встречается нанизывание других падежей. Например: Договор о соглашении о взаимозачете платежей; эти обязанности исполняются назначенным президентом помощником.

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова – Например: Он любил смотреть фильмы разных режиссеров: Рязанов, Михалков, Герман.

Неправильное употребление союзов и союзных слов _ стилистическая ошибка, возникающая при употреблении одного союза вместо другого. Например: Он купил газету, где был напечатан новый закон.

Неправильный выбор связки в составном сказуемом – это стилистическая ошибка, возникающая, как правило, при неумелом использовании связки «являться». Употребление этой связки, с одной стороны, может придать высказыванию канцелярский характер, например: Задача уничтожения боевиков все еще является (ср.: остается) основной в решении чеченской проблемы; с другой – стать причиной лексической ошибки, например: Принятие закона явилось толчком (ср.: что-то служит толчком, а не является) к продолжению переговоров.

Неправильный выбор слова – стилистическая ошибка, связанная с проблемой соответствия конкретной лексической единицы определенному отрезку речи. Подобное соответствие должно соблюдаться как на лексико-семантическом, так и на стилистическом уровне.

Объединение в однородный ряд различных синтаксических элементов предложения – стилистическая ошибка, при которой в однородный ряд объединяются, например, член предложения и придаточная часть. Например: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. См. также параллельные синтаксические конструкции.

Оксюморон – фигура речи, основанная на соединении в одном словосочетании антонимичных понятий. Целью этой фигуры речи является подчеркивание противоречивости обозначаемого явления. Например: Грешный ангел. Этот черный Белый дом. Какой же надо быть умной, чтобы быть дурой!

Олицетворение – троп, один из видов аллегории, при котором неодушевленному предмету или абстрактному понятию приписываются качества человека. Например: Дождь плачет.

Омонимы – слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу. Различаются 4 типа омонимов. Лексические омонимы – слова, совпадающие по звучанию и написанию во всех своих формах: девичья коса – песчаная коса. Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в определенной форме: три балла – три чище. Омофоны – слова с одинаковым звучанием, но разным написанием: костный бульон – косные взгляды. Омографы – слова, одинаково пишущиеся, но по-разному звучащие (именно поэтому не все учение признают их омонимами): замок – замок. Часто явление омонимии лежит в основе каламбура.

Параллелизм (симметрия) – фигура речи, при которой два или более смежных отрезка текста строятся по одной синтаксической схеме. Например: В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. (А.С. Пушкин).

Параллельные синтаксические конструкции – возможность взаимозамены определенных синтаксических конструкций (конструкций, различающихся структурой и функцией), передающих одно и то же содержание. Например: Критик посмотрел фильм и написал рецензию. – Критик, посмотрев фильм, написал рецензию. – Критик написал рецензию после того, как посмотрел фильм. – Критик, посмотревший фильм, написал рецензию. – Критик, который посмотрел фильм, написал рецензию. – Критик написал рецензию после просмотра фильма. Между параллельными синтаксическими конструкциями имеется смысловое и стилистическое различие, что надо учитывать при их выборе. Кроме того, нельзя употреблять как однородные причастные или деепричастные обороты и придаточные части предложения. Например: В помещении возник пожар, который был быстро потущен и не нанесший сильного ущерба.

Паронимы –это однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию, но отличающиеся аффиксами и не совпадающие по значению: одеть – надеть, знамя – знамение. Смешение паронимов является стилистической ошибкой. Намеренное сближение в контексте сходно звучащих слов является языковой игрой, получившей название ПАРОНОМАЗИЯ: Фоменко в ритме фламенко.

Паронимическая аттракция, или скорнение – стилистический прием, основанный на контаминации (соединении) слов, в которых замена какого-либо звука рождает новый смысл. К этому приему часто прибегал Лесков в своей стилизации под народную речь: вошпиталь (контаминация слов: госпиталь и вошь), гульвар (вместо бульвар), спинжак (вместо пиджак). Переориентированные слова – слова, ранее употреблявшиеся для обозначения реалий зарубежной жизни, а сегодня называющие предметы и явления современной российской действительности, например: бизнесмен, парламент и т.п

Парцелляция (от франц. parcelle - частица) – способ речевого представления единой синтаксической структуры – предложения несколькими коммуникативно самостоятельными единицами. Например: «Он… тоже пошел. В магазин. Сигарет купить» (В.М.Шукшин)

Перифраз – выражение, синонимичное слову и используемое в стилистических целях или для того, чтобы избежать тавтологии: «В известных случаях Париж следует называть Парижем, а в других его надо величать столицей государства» (Блез Паскаль).

Плеоназм – речевая избыточность, возникающая из-за неправильного использования синонимов, дублирующих смысл высказывания: памятный сувенир. Различают два вида плеоназмов. Это обязательный плеоназм, или структурно обусловленный, который не является стилистической ошибкой и широко представлен в грамматике языка: спуститься с дерева (дублирование значения предлога и приставки), никогда не читал (двойное отрицание). Плеоназм как стилистическая ошибка объединяет в словосочетания и предложения излишние слова: монументальный памятник, свободная вакансия. Плеоназм тесно связан с тавтологией, которая иногда считается его разновидностью.

Плеонастическое употребление союзов – стилистическая ошибка, возникающая при контактном расположении двух (реже трех) союзов с одинаковым значением. Например: Однако тем не менее он прав. Порядок слов – расположение членов предложения в зависимости от передаваемого смысла. В русском языке порядок слов свободный, то есть у того или иного члена предложения нет строго закрепленного места. Бывает прямой и обратный порядок слов (см. инверсия). Прямой порядок предусматривает общепринятое расположение членов предложения (например, в русском языке сказуемое следует за подлежащим, а согласованное определение должно находиться в препозиции по отношению к определяемому слову). Любой другой порядок слов по отношению к прямому воспринимается как перестановка, результатом чего является смысловое выделение переставленного члена предложения. Например: У них: «Живи как хочешь» – У нас: «Как хочешь, так и живи» (А. Трушкин). Неоправданное нарушение порядка слов ведет к стилистической ошибке (см. неоправданная инверсия).

Полисиедетон (многосоюзие) – фигура речи, состоящая в намеренном повторении союзов. Обычно повторяются сочинительные союзы. Например: В гармонии соперник мой был шум лесов, иль вихорь буйный, иль иволги напев живой, иль ночью моря гул глухой, иль шепот речки тихоструйной (А.С. Пушкин). Противоположным многосоюзию приемом является бессоюзие – асиндетон.

Пролепса (пролепсис) – фигура речи, построенная на одновременном употреблении существительного и заменяющего его местоимения. Например: Ужин-то, он на плите. Пропуск предлога – стилистическая ошибка, возникающая в том случае, если пропускаются разные предлоги при однородных членах предложения. Например: Он любил ходить в театры, музеи, концерты.

Просиопеза – фигура речи, основанная на опущении начальной части высказывания. Например: Петрович пришел – вместо Иван Петрович пришел.

Разнотипность частей придаточного предложения – стилистическая ошибка, при которой в соподчиненных придаточных используется разный порядок слов. Например: В своей речи он указал на то, что зафиксировано много нарушений в порядке проведения выборов и что зафиксировано много нарушений в порядке проведения выборов и что жалоба в ЦИК написана. Ошибка может быть вызвана и нарушением порядка слов в определительной придаточной части при неправильном расположении союзного слова: оно замещает ближайшее из предшествующих существительных. Например: Позвольте задать вопрос президенту, который интересует всех россиян.

Разрушение причастного оборота – стилистическая ошибка, возникающая в результате нарушения порядка слов в причастных оборотах. Ошибочна постановка определяемого существительного внутрь оборота. Например: Приведенные факты в статье свидетельствуют о плохой работе дорожных служб.

Разрушение фразеологического оборота – стилистическая ошибка, связанная с неоправданной трансформацией состава устойчивого словосочетания. Подобная ошибка возникает при:

1)замене одного из компонентов («как за каменной спиной»);

2)контаминация двух фразеологизмов на основе опорного слова («молчать как рыба об лед» – ср.: «молчать как рыба» и «биться как рыба об лед»);

3)неоправданном распространении лексического состава фразеологизма, ведущем к его плеонастичности («тяжелый сизифов труд»);

4)пропуске одного из компонентов фразеологизма, ведущем к лексической недостаточности («нужно понять, в чем кроется успех этой работы»);

5)смешении паронимов в составе фразеологизма («провести вокруг пальца» - вместо «обвести вокруг пальца»)

6)непонимание значения фразеологизма («Выпускница радостно пропела свою лебединую песню»);

7)изменении грамматических форм входящих во фразеологизм компонентов («глас вопиющих в пустыне»).

Расщепленное сказуемое – Простое глагольное сказуемое заменяется на составное именное, то есть глагольно-именное сочетание. Например: Провинившихся наказали. – Провинившихся подвергли наказанию; Участвуют в соревновании. - Принимают участие в соревновании. Использование расщепленного сказуемого характерно для официально-деловой речи. Его употребление в текстах других стилей придает высказыванию канцелярский характер.

Родительный падеж объекта - существительное, стоящее в родительном падеже, обозначает объект действия (чтение книги, постройка дома).

Родительный падеж субъекта – существительное, стоящее в родительном падеже, обозначает субъект действия (приказ директора, приезд друга). Стилистической ошибкой является наличие в одном предложении двух родительных падежей. Например: Поиск правительства денег на выплату пенсий; представлено мнение руководителя работы.

Семантика (от греческого – обозначающий) – 1.Значение языковых единиц всех уровней (морфем, слов, грамматических форм, словосочетаний, предложений, отрезков текста). 2.Наука о языковых значениях.

Симплока – фигура речи, образованная сочетанием анафоры и эпифоры, то есть смежные отрезки текста имеют одинаковые начальные и конечные элементы. Например: Он несколько раз сказал, что хочет поговорить с вами, он несколько раз специально подчеркнул, что приехал, потому что хочет поговорить с вами.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенос наименования с части предмета на целое: зеленые береты (десантники), голубые каски. И наоборот: «Чему вас только в университетах учат?!» (множественное число в значении единственного).

Синонимы – это слова, близкие или одинаковые по смыслу, называющие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения, стилистической окраской и написанием. В зависимости от типа отличий синонимы можно разделить на три группы: понятийные (идеографические), стилистические и понятийно-стилистические. Понятийные – это синонимы, различающиеся оттенками смысла (друг, товарищ, приятель), стилистические – стилистической характеристикой (золото – злато, кухня – камбуз, пистолет – «пушка» (жаргон.)), понятийно-идеографические – и тем и другим (думать, мыслить, смекать). Синонимы, различающиеся только буквенной или звуковой формой слова, называются дублетами: бегемот – гиппопотам, лингвистика – языкознание. Синонимия лежит в основе градации. Неправильное использование синонимов приводит к плеоназму, смешению тематического и синонимического ряда, нарушению сочетаемости слов. Отсутствие синонимов приводит к тавтологии.

Синонимический ряд – это группа (два и более) синонимов, объединенных общим значением. Главное слово в этом ряду называется доминантой синонимического ряда. Оно стоит на первом месте и является семантически наиболее общим, а стилистически – нейтральным (провинция – периферия, глухомань, глубинка, места).

Квазисинонимический ряд – объдинение в один ряд слов, синонимами не являющихся, а объединенных общей стилистической окраской в границах только данного контекста («Все эти фашисты, коммунисты, патриоты…»). Неумение разграничивать синонимические ряды иногда приводит к ошибочному смешению синонимического и тематического рядов.

Слияние предлогов – стилистическая ошибка, при которой в высказывании два предлога расположены контактно. Например: Он предложил одно из со стола взятых пирожных.

Смешение времен в причастиях – стилистическая ошибка, при которой нарушаются видовременные формы глагола-сказуемого и причастия. Например: Заказы на рекламу, получаемые агентством, были выполнены в срок.

Смешение компонентов сопоставительных союзов – стилистическая ошибка, при которой создаются неправильные пары союзов. Например: Он не только расстроился, сколько обрадовался.

Смешение стилей – стилистическая ошибка, при которой в тексте неоправданно присутствуют элементы разных функциональных стилей, например, в публицистическом или разговорно-бытовом – канцеляризмы.

Смещенная синтаксическая конструкция – стилистическая ошибка, при которой конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало, что придает высказыванию разговорный характер. Например: В написании работы мне очень помогли словари и энциклопедии, их я много читал; Главное, что я хочу сказать, это о проблеме с выплатой пособий.

Согласование – синтаксическая связь, при которой зависимое слово подчиняется главному в роде, числе и падеже. Согласование бывает полное (во всех формах) или неполное (в одной или двух формах).

Согласование обратное – связка в составном именном сказуемом согласуется не с подлежащим, а с именной частью сказуемого. Результат – логическое выделение сказуемого. Например: Большинство сотрудников были хорошими специалистами.

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий – Например: Он посетил Францию, Испанию, страны Европы и Латинской Америки.

Соединение в однородном ряду логически несовместимых понятий – стилистическая ошибка, при которой в однородный ряд объединяются несовместимые понятия. Например: Я потерял на одной неделе жену и зонтик.

Соединение в однородном ряду скрещивающихся понятий – стилистическая ошибка, при которой в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объему. Например: Среди участников парада были ветераны и москвичи.

Сравнение – троп, который состоит в сопоставлении двух понятий, явлений, ситуаций. Сравнение может быть выражено сравнительным оборотом (с союзами как, как будто, будто, словно ), сравнительной степенью прилагательного или наречия или формой творительного падежа со значением сравнения, присоединительной конструкцией со словом «так». Например: Птицей небесной к тебе прилечу.

Стилистическая ошибка – общее название для случаев нарушения стилистических норм при употреблении в речи лексики и грамматических форм (морфологических и синтаксических). (В данном пособии даны лишь некоторые).

Тавтология – повторение сходных по значению и звучанию слов: масло масляное, огород городить. Может быть стилистическим приемом, служащим выразительности речи, например, в пословицах и поговорках: Дружба дружбой, а служба службой. Ненамеренная тавтология свидетельствует о стилистической ошибке, неумении использовать синонимическое богатство языка: Этот случай писатель описал в своем письме.

Текст (от латинского – связь, соединение) – законченное речевое произведение (письменное или устное).

Троп (от греч. Tropos – поворот, оборот речи) – перенос наименования с одного предмета (явления, процесса, свойства) на другой. К тропам относятся: гипербола, ирония, литота, мейозис, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха.

Фигуры речи, или стилистические (риторические) фигуры – языковые средства, специально организованные для придания речи образности и выразительности. Фигуры речи делятся на семантические и синтаксические. Семантические фигуры речи – это такое построение словосочетания или предложения, при котором возникает в речи дополнительный смысловой оттенок. К ним относятся: антиклимакс, антитеза, климакс, зевгма, каламбур, оксюморон, сравнение. Синтаксические фигуры речи – это такое построение словосочетания, предложения или группы предложений, при котором стилистическое значение приобретает сама синтаксическая форма. Различают фигуры убавления: апокойну, апосиопеза, асиндетон, просиопеза, эллипсис и фигуры добавления: анадиплозис, повтор, полисиндетон, пролепса. К синтаксическим фигурам речи относятся также анафора, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, симплока, хиазм, эпифора.

Хиазм – фигура речи, образованная переменой позиции повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста. Например: Поэзия искусства и искусство поэзии.

Штамп речевой – слово или выражение, которое в прошлом выступало в роли экспрессивного средства, но из-за неумеренного использования в речи потеряло выразительность и перестало восприниматься как экспрессема. Штампованные выражения относятся к разряду стилистических ошибок, так как свидетельствуют о незнании или неучете говорящим или пишущим соотношения стандартов и экспрессивных возможностей жанра или функционального стиля. Штампом чаще всего становится «растиражированная» метафора, которая из-за частоты своего употребления десемантизируется: черное золото(нефть), белое золото (хлопок), голубое золото (газ) и т.п.

Эвфемизм (от греч. Eu – хорошо + phemi – говорю) – более мягкое выражение вместо грубого: несуны вместо воры, не сочиняйте вместо не врите. Противоположное явление называется дисфемизм: дурашка по отношению к любимому.

Экспансия предлога – стилистическая ошибка, при которой определенный предлог (как правило, в современной речи предлоги «о» или «по») вытесняют нужный.

Эллипсис – фигура речи, состоящая в пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. Например: На дворе – одиннадцать лошадей, а на стойле – сивый жеребец, злой, тяжелый, гривастый (И.Бунин).

Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитет широко используется в поэтическом языке. «Отговорила роща золотая Березовым веселым языком». Так Сергей Есенин создал с помощью эпитета картину поздней осени. В устном народном творчестве встречается так называемый постоянный эпитет. Добрый молодец, красна девица.

Эпифора – фигура речи, состоящая в повторении конечных элементов двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Например: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям). Эпифоре по позиции элементов противоположна анафора.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр николаевич гвоздев очерки по стилистике русского языка

    Реферат
    АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ГВОЗДЕВОЧЕРКИ ПО СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКАИздание третьеПодготовлено к печати членом-корреспондентом АН СССР С.Г.Бархударовым.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ"
  2. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. 12 Заключение. 14

    Методические рекомендации
    Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию»
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  4. Методика преподавания русского языка (Учебно-методическое пособие для студентов-филологов)

    Учебно-методическое пособие
    Цель, преследуемая составителем, – создание комплексного учебного пособия, попытка объединить в рамках одной книги все материалы, необходимые студенту – филологу в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по дисциплине «Методика
  5. Методические указания и практикум по дисциплине "Русский язык и культура речи"

    Методические указания
    Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).

Другие похожие документы..